Василий великий учение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Родился около 330 года [1] в поселении Аннеса или Аниса [2]. Отец его, Василий, и мать Емилия принадлежали к родовитым семьям Каппадокии и Понта и дали своим многочисленным детям наилучшее воспитание.

Вернувшись в Кесарию (ок. 357), Василий принял св. крещение и был посвящен в чтецы, после чего, проникшись аскетическим идеалом, захотел ближе познакомиться с процветавшим тогда монашеством и через Сирию и Палестину отправился в Египет. Здесь христианская жизнь произвела на него двойственное впечатление: он был поражен удивлением перед чрезвычайными подвигами св. отшельников — и вместе с тем глубоко огорчен господствовавшими в Церкви разделениями и смутами, по случаю арианской ереси и различных расколов.

По возвращении на родину Василий Великий деятельно занялся устроением монашества, основал несколько монастырей в Понтийской области и написал для них устав.

Посвященный в 362 г. в диаконы и в 364 г. в пресвитеры, Василий Великий принимал весьма влиятельное участие в церковных делах и успешно противодействовал арианам, получившим преобладание при императоре Валенте и хотевшим завладеть кесарийскою церковью. Вместе с тем Василий Великий занялся организацией христианской благотворительности, основал множество убежищ для бедных (птохотрофий) и при всяком случае бесстрашно заступался за угнетенных и гонимых. Все это, в соединении с безупречным аскетическим образом жизни, приобрело Василию огромную популярность.

Василий Великий
Василий Великий
Избранный в 370 г. в архиепископы своего родного города, Кесарии Каппадокийской, Василий Великий занялся и общецерковными делами; через послов и письма он вступил в деятельные сношения со св. Афанасием Александрийским, а также с папою римским Дамасом, стараясь теснее сплотить силы православия для победы над арианством и умиротворения церкви. При этом Василию пришлось испытать вражду с двух сторон: его возненавидели и ариане, как прямого врага, и чрезмерные ревнители правоверия, находившие, что он слишком уступчив и не тверд в своих примирительных стараниях, хотя, вместе с тем, многие упрекали его за гордость, сухость и высокомерие.

В 371 году Василий Великий по случаю одного церковного празднества говорил большую проповедь богословского содержания. Не желая сразу отталкивать тех полуариан, которые были готовы признать божество Сына Божия, но не решались присвоить того же достоинства и Духу Святому, Святитель, говоря о третьем Лице Св. Троицы, ни разу не назвал его прямо Богом. Молва об этом вызвала большое негодование в разных местах. Самого Василия Великого, а также и свт. Григория Назианзина, пытавшегося защитить своего друга, стали обвинять не только в малодушии, но и прямо в вероотступничестве. Однако величайший в то время богословский авторитет, св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (вскоре после того скончавшийся), успел письменно засвидетельствовать в самых уважительных словах безупречное православие Василия Великого и правильность его образа действий.

Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: "Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь".

В 372 г. кесарийскому святителю пришлось выдержать новую бурю. Император Валент решился навязать арианство Кесарийской Церкви и сокрушить ее архиепископа. С этою целью он отправил сначала префекта Эвиппия с другим своим царедворцем, а потом явился и сам. Св. Василий отлучил от церкви вельмож-еретиков, а самого Валента допустил в храм только для принесения даров. Император не решился привести в исполнение свои угрозы и удалился, ничего не сделав.

Св. Василий, разрушивший свое здоровье аскетическими подвигами и уже с сорокалетнего возраста называвший себя в письмах стариком, скончался 1 января 379 г. [3], 49 лет от роду.

Глава Василия Великого. Великая Лавра. Афон
Глава Василия Великого. Великая Лавра. Афон

Мощи и почитание

Десная рука Василия Великого. Венеция. Церковь св. Георгия Греческого (dei Greci).
Десная рука Василия Великого. Венеция. Церковь св. Георгия Греческого (dei Greci).
Ныне десница святителя Василия хранится в греческом Георгиевском кафедральном соборе города Венеции, а реликварий с честной главой - в Великой Лавре на Афоне.

Молитвословия

Тропарь, глас 1.

Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́,/ я́ко прие́мшую сло́во твое́,/ и́мже боголе́пно научи́л еси́,/ естество́ су́щих уясни́л еси́,/ челове́ческия обы́чаи укра́сил еси́,/ ца́рское свяще́ние о́тче преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га/ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Яви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое Це́ркве,/ подая́ всем некрадо́мое госпо́дство челове́ком,/ запечатле́я твои́ми веле́ньми,/ небоявле́нне Васи́лие преподо́бне.

Оценки жизни и трудов святителя Василия

Современник Василия Великого, епископ Амфилохий Иконийский так оценил его заслуги:

Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим.

Труды

Несмотря на такую сравнительно краткую жизнь, наполненную столь разнообразными и трудными делами, св. Василий оставил после себя богатейший вклад в святоотеческую литературу, где его сочинения занимают одно из первых мест.

Вот перечень сочинений, несомненно ему принадлежащих:

С начала XVI века сочинения св. Василия Великого печатались много раз. Главные издания суть: парижское 1526 г., гаагское 1528 г., базельское 1532 г., венецианское 1535 г., базельские 1551 и 1566 гг. и парижское 1618 г. Полный русский перевод сочинений Василия Великого издан Московскою духовной академией, в "Творениях св. Отцов".

Богослужебное творчество

Святителю Василию принадлежит составление Литургии, позже названной его именем.

Взгляд Василия Великого на церковное пение выразился в следующих словах:

Поелику Дух Св. знал, что трудно вести род человеческий к добродетели, что по склонности к удовольствию мы нерадивы о правом пути, то что делает? К учениям примешивает приятность сладкопения, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове. На сей-то конец изобретены для нас стройные песнопения псалмов, чтобы и дети возрастом, или вообще не возмужавшие, по-видимому только пели их, а в действительности обучали свои души.

Использованные материалы

[1] По Брокгаузу - в 329 г.

[3] По Брокгаузу - в 378 г.

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Перед каждым человеком, если он христианин, встает вопрос: что нужно делать, чтобы спастись? В поисках ответа обратимся к наследию святителя Василия Великого. Пример его жизни особо важен для нас, хотя бы потому что в его семье, в одном поколении, среди его братьев и сестёр было четверо святых, включая его самого, кроме того, Церковью прославлены его мать и бабушка.


Содержание:

О цели нашей жизни

Каждый человек хотя бы раз задумывается о том, что такое жизнь, для чего он живёт? Такие мысли могут придти в час размышлений, в час созерцаний. Чаще люди начинают думать об этом, когда их посещают скорби, когда они ищут спокойствия себе, счастья и не могут найти.

Когда земные блага теряют свою значимость для человека, он продолжает искать то, что могло бы принести ему вновь радость и спокойствие. Наконец, он находит причину и приходит к осознанию реальности духовной жизни. Но затем важным моментом в жизни человека становится выбор.


Человек стремится к счастью


Момент такого выбора происходит не только с каждым человеком, но и с целыми народами, странами. Наша страна является ярким примером этого. Толчком к переосмыслению своей жизни, для многих наших соотечественников, стал распад Советского Союза вместе с его идеологией. Людям вновь пришлось отвечать на вопрос о смысле своего существования.

Не все нашли силы вернуться в Православие, многие уклонились в заблуждения, секты. Те же, кто пришли в храмы, зачастую привносили и свои представления о духовной жизни, греховные наклонности. Многие смогли победить их в себе, но это далось очень тяжело.

Но всегда в трудную минуту на помощь таким людям приходили святые, не только как молитвенные ходатаи перед Богом о людях, но и как видимый пример жизни. Таким образом великие отцы Церкви и поныне проповедуют, возвещают правду, приводят ко Христу.

Перед теми людьми, которые смогли по-настоящему понять и поверить, что смысл земного бытия — это восхождение к Богу, а смысл существования человека — пребывание с Богом, встал вопрос, а что нужно делать, чтобы быть с Ним?

Этот вопрос актуален всегда, потому что каждый человек живёт один раз, у него нет опыта прошлых жизней, ему нужно самому отвечать на него. Человеку в его поисках могут помочь наставники, люди старших поколений. Для нашего же времени этот вопрос наиболее актуален, поскольку очень многое было разрушено в советское время: прежде всего, быт народа — ведь нас лишили возможности соприкасаться с родным Православием. Затем люди, выросшие в атеистическом государстве, пришли в Церковь, ничего не зная о ней, о жизни в ней. И перед ними встал вопрос: что же следует делать, чтобы спастись?


Всё зависит от человека: если он имеет достаточно мужества, то отзывается на призыв Спасителя


Обратимся с этим вопросом к наследию святого IV века святителя Василия Великого. Отчего же именно к нему? Дело в том, что в его семье среди братьев и сестер было четверо святых, включая его самого, кроме того, Церковью прославлены его мать, святая Эмилия, и бабка, святая Макрина Старшая.

Но прежде чем мы обратимся к наследию святого отца, нужно узнать его жизнь, поскольку она сама служит нам добрым примером, и постараться понять его личность, чтобы лучше прочувствовать его учение.

Жизнь святителя: путь к святости


Воспитанием его занималась главным образом бабка Макрина, ученица св. Григория Чудотворца Неокесарийского


В этом примере из жизни святителя видно, что святые оставались простыми людьми, подвергающимися искушениям, согрешающими, но они сумели победить в себе грехи и, насколько это было возможно, приблизиться к Богу. Этот пример показывает, что каждый человек может стать святым, если этого захочет, и сумеет победить в себе всё греховное. Так святой Василий, в конечном счёте, сумел победить в себе гордость и внять мудрым советам старшей сестры.

Вскоре Василий принимает святое крещение, от кесарийского архиепископа Диания, и отправляется в путешествие по Сирии и Египту. Там он знакомится с монашеской жизнью, с выдающимися старцами. Так же это путешествие дало ему ясное представление о догматических спорах, разрывавших церковное единство.

Кроме того, ещё одной причиной, по которой был призван Василий, это вновь разразившаяся борьба между православными и арианами: к власти в империи пришёл арианин Валент, который естественно стал притеснять православных. Богословы, разделявшие взгляды ариан, стали публиковать свои трактаты. Архиепископ Евсевий не обладал богословским талантом, и помощь Василия оказалась весьма кстати.

К тому же, в 370 году, умирает Евсевий, и начинаются интриги против Василия. И всё же его избирают на кесарийскую кафедру.


Вскоре к святому Василию пришёл его друг Григорий Богослов


« — Для чего тебе, — сказал Модест, — хочется противиться такому могуществу, и одному из всех оставаться упорным?

— В чём и какое моё высокоумие? Не могу понять сего, — отвечал святой Василий.

— В том, что не держишься одной веры с царём, когда все другие склонились и уступили.

— Не сего требует царь мой, не могу поклониться твари, будучи сам Божия тварь и имея повеление быть богом.

— Что же, разве не боишься ты власти?

— Нет, что ни будет, и чего ни потерплю.

— Даже хотя бы потерпел ты и одно из многого, что состоит в моей воле?

— Что же такое? Объясни мне это.

— Отнятие имущества, изгнание, смерть.

— Если можешь, угрожай иным; а это нимало нас не трогает.

— Как же это, и почему?

— Потому, что не подлежит описанию имуществ, кто ничего у себя не имеет, разве потребуешь от меня и этого волосяного рубища и немногих книг, в которых состоят все мои пожитки. Изгнания не знаю; потому что не связан никаким местом, и то, на котором живу теперь, не моё, и всякое, куда меня ни кинуть, будет моё. Лучше же сказать, везде Божие место, где ни буду я пресельником и пришельцем (Пс. 38:13). А истязания что возьмут, когда нет у меня и тела, разве разумеешь первый удар, в котором одном ты и властен? Смерть же для меня благодетельна: она скорее препошлёт к Богу, для Которого живу и тружусь, для Которого большею частью себя самого я уже умер, и к Которому давно поспешаю.

Правитель, изумлённый такими словами, сказал:

— Так и с такою свободую никто доселе не говорил передо мной.

Не помогло властьимущим и то, что они разделили некогда единую каппадокийскую епархию на две части. Святой Василий рукоположил во епископы своих сторонников и, в целом, православие одержало победу над аринством в Каппадокии.

В 373 году умер император Валент. Вместе с его смертью прекратилось и господство ариан. Победой в этой борьбе стал II Вселенский Собор, созванный в 381 году. Василий Великий не дожил до него всего два года. Однако ещё при жизни ему удалось примирить восточных епископов и утвердить мир в Церкви. Скончался святитель 1 января 379 года.


Многие ждали, что Василий не потерпит присутствие императора-еретика, но святитель не стал выгонять Валента


Труды святителя Василия Великого: о чем, зачем и как

Сохранившиеся творения святого Василия по содержанию и по форме разделяются на пять групп: сочинения догматические или догматико-полемические, экзегетические, аскетические, гомилетические и письма.

Догматические сочинения (т. е. систематизирующие)

Экзегетические сочинения (т. е. толковательные)



2) В 13 беседах на отдельные псалмы Василий Великий пользуется текстом не столько для его истолкования, сколько для целей нравственного назидания.

3) Толкование на 1-16 главы Книги пророка Исаии. Представляет собой подробное и общедоступное изъяснение по большей части буквального смысла текста с приложением нравственных наставлений. Этот труд, по-видимому, не принадлежит самому Василию, но написан во времена святителя.

Аскетические творения

Гомилетические творения (т. е. проповеди)

Письма

Уже святой Григорий Богослов занимался составлением сборника писем святого Василия. До нас сохранились 365 писем, из которых две трети написаны во время епископства Василия Великого. Письма по большей части касаются событий и волнений той эпохи. Некоторые из них содержат целые богословские трактаты, посвящённые тому или другому вопросу, связанному с арианскими спорами. Три так называемых канонических послания к Амфилохию Иконийскому содержат постановления, касающиеся покаянной дисциплины.

Итак, мы только начали разбираться, что писал о спасении святитель Василий Великий. Далее мы остановимся на некоторых моментах его поучений более подробно.

Иерей Павел Карев

Ключевые слова: Василий Великий, жизнь, поучения, творения, Церковь, история, Вселенский собор

[2] Золотой век святоотеческой письменности (IV — первая половина V в.): Учебное пособие по Патрологии для студентов духовных академий. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. — С. 42.

[3]Василий Великий, свт. Письма. — М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. — С. 349.

[4] Григорий Богослов, свт. Собрание творений: 2 т. — Репринт. — Т. 1. — М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. — С. 616.

[5] Золотой век святоотеческой письменности (IV — первая половина V в.): Учебное пособие по Патрологии для студентов духовных академий. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. — С. 43.

[7] Илья (Рейзмир), архим. Учение святителя Василия Великого о духовном совершенствовании. — Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. — С. 161.

[8] Григорий Богослов, свт. Собрание творений: 2 т. — Репринт. — Т. 1. — М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. — С. 624-625.

[9] Илья (Рейзмир), архим. Учение святителя Василия Великого о духовном совершенствовании. — Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. — С. 165.

[11] Флоровский Г.В., прот. Восточные отцы IV века: из чтений в православном богословском институте в Париже. — Репринт. — М.: Паломник, 1992.— С. 58. — (Богословие отцов Церкви).

[12] Золотой век святоотеческой письменности (IV — первая половина V в.): Учебное пособие по Патрологии для студентов духовных академий. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. — С. 46.

[13] Григорий Богослов, свт. Собрание творений: 2 т. — Репринт. — Т. 1. — М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. — С. 633-634.

[14] Илья (Рейзмир), архим. Учение святителя Василия Великого о духовном совершенствовании. — Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. — С. 172.

[15] Григорий Богослов, свт. Собрание творений: 2 т. — Репринт. — Т. 1. — М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. — С. 641.

[17] Илья (Рейзмир), архим. Учение святителя Василия Великого о духовном совершенствовании. — Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. — С. 176.

[22] Золотой век святоотеческой письменности (IV — первая половина V в.): Учебное пособие по Патрологии для студентов духовных академий. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. — С. 56.

[24] Золотой век святоотеческой письменности (IV — первая половина V в.): Учебное пособие по Патрологии для студентов духовных академий. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. — С. 59-60.

[25] См.: Успенский Н. Д. Православная литургия: историко-литургические исследования: Праздники, тексты, устав. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. — 432с.

Святитель Василий Великий родился около 329 года в Кесарии Каппадокийской, находящейся в Понтийской области, – так называлось северо-восточное побережье Малой Азии, где сейчас находится Турция. Его родители принадлежали к зажиточным семьям, отец был юристом в Неокесарии. Василий и его братья получили очень хорошее образование и воспитание. В возрасте восемнадцати лет Василий отправился в Константинополь, где слушал лекции знаменитого софиста Ливания, а потом провел несколько лет в Афинах, где еще существовала старая афинская академия, основанная Платоном. Там он подружился с будущим святым отцом Церкви Григорием Назианзином (Богословом), а также познакомился с будущим императором Юлианом (Отступником), который тоже был студентом академии.

Два брата Василия впоследствии стали епископами. Большую роль в духовном воспитании Василия сыграла также его сестра, монахиня Макрина, впоследствии причисленная Церковью к лику святых. Несмотря на то что его родители были христианами, Василий крестился только в 354 г., в возрасте двадцати пяти лет. В те времена к крещению относились чрезвычайно серьезно. В целом крещение рассматривалось как важнейшее жизненное событие, и обычай откладывать его (иногда даже до самой смерти, как в случае императора Константина I) был широко распространен.

Приняв святое крещение, Василий проникся чрезвычайным энтузиазмом, столь свойственным неофитам (новообращенным). Он захотел вплотную познакомиться с монашеской жизнью и отправился путешествовать в Сирию и Египет. Увлекшись аскетическими идеалами, он стал духовным сыном Евстафия Севастийского -знаменитого подвижника и главы крайней монашеской группы. Преувеличенный аскетизм Евстафия, требовавшего, чтобы все христиане придерживались монашеской дисциплины, был осужден на соборе в Гангре Пафлагонской (ок. 340 г.), хотя это осуждение не помешало дружбе Евстафия с Василием (окончившейся, правда, разрывом).

В 360 году Василий был посвящен в чтецы, что ознаменовало конец его монашеской жизни. В 364 году он был рукоположен во пресвитера епископом своего родного города Евсевием Кесарийским, а в 370 году избран архиепископом Кесарии Каппадокийской. К этому периоду относится его деятельное участие в церковных делах: он организует благотворительность, помогает бедным, заступается за всех гонимых и несчастных. В сочетании с безупречно строгим образом жизни все это принесло Василию огромную популярность.

Основные творения святого Василия Великого

3. Беседы, или проповеди (гомилии):

– 16 бесед на разные псалмы.

– Полный комментарий к книге пророка Исайи.

4. 365 писем к различным лицам, в которых содержится много богословских рассуждений, особенно о Святой Троице. Число 365 не случайно, оно имеет символический смысл, соответствуя числу дней в году. Некоторые письма не подлинны: одни составлены из произведений святого Василия, а другие вообще написаны не им, а его друзьями или его братом, Григорием Нисским.

Богословские взгляды святителя Василия Великого

Учение о богопознании

Вопрос о божественной сущности непосредственно влечет за собой обсуждение троичной природы Бога как единства трех Лиц. В системе Евномия Бог равняется Своей сущности, из чего вытекает Его простота, неделимость. Для Василия опыт божественного начинался с личной встречи со Христом. Христианское откровение утверждало божественную природу Христа, провозглашало Его божественной личностью, Лицом, но Лицом, отличным от божественного Лица Отца и от божественного Лица Духа. Таким образом, в полемике с Евномием возникла и стала ясна необходимость объяснить троичную природу Бога. Каким образом возможно утверждение, что Бог одновременно одна Сущность и три Лица?

После Никейского собора восточные епископы почти единодушно решили отвергнуть единосущие. Западное же духовенство, плохо разбиравшееся в богословских тонкостях, не вникало в эти проблемы и продолжало придерживаться православной никейской веры. Восточные епископы убедили Константина I в неправильности единосущия, и на Востоке началось преследование его сторонников. Через 10 лет после Никейского собора (335 год) изгнание святого Афанасия Великого ознаменовало победу арианства в восточной Церкви, которая продолжалась вплоть до смерти императора Валента (378 год).

Согласно каппадокийскому богословию, в Святой Троице Отец, Сын и Дух Святой – три божественные ипостаси, три первосущности, каждая из которых имеет отдельное, личное бытие. Их вторая сущность, единая для всех трех, также носит реальный характер, и в этом смысле к ней применимо понятие единого Бога. Источник различия между Лицами Святой Троицы не в сущности – сущность у них одна, а в их ипостасном взаимоотношении. Таким образом, каппадокийская мысль избавляла учение о Троице как от арианского субординационизма по сущности (то есть неравенства, соподчинения Лиц), так и от релятивистского модализма (при котором Лица Троицы рассматриваются как различные выражения одной и той же сущности).

Введя личностный подход к пониманию Святой Троицы, каппадокийцы значительно углубили понимание проблемы по сравнению со староникейской формулировкой. Они старались объяснить христианскую веру своим современникам и утихомирить раздоры внутри Церкви. Однако святого Василия немедленно обвинили в проповеди троебожия. Не понимая всей глубины учения о трех ипостасях и одной сущности, некоторые считали, что новоникеиская вера проповедует существование трех богов и одной абстракции. В западном богословии учение каппадокийских отцов не было воспринято с полным пониманием, и западные представления о Троице до сих пор страдают некоторым мода-лизмом (с этим связано западное учение о Fllioque).

Учение о Духе Святом

В целом подход святого Василия к проблеме личного бытия Духа очень свеж, реалистичен и проникнут библейской духовностью. Все, что мы говорим о Духе, прямо касается нашей веры, а вера неразрывно связана со спасением, которое мы получаем через крещение. Все три – вера, крещение и божественные Имена – не магические формулы и обряды, но живая реальность, приносящая нам спасение:

. Если отлучение Духа от Отца и Сына в крещении опасно крещающему и неполезно приемлющему крещение, то как же мы безнаказанно можем отторгать Духа от Отца и Сына? Вера и Крещение суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается верою, а та и другое исполняются одними и теми же Именами. Как веруем в Отца и Сына и Святого Духа, так и крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа. И как предшествует исповедание, вводящее во спасение, так последует крещение, запечатлевающее собою наше согласие на исповедание.

Связь между водою и Духом в крещении объясняется следующим образом: в воде топится и умирает ветхий человек, вода крещальной купели – орудие смерти для всего греховного. Но мы поднимаемся из воды, воскресая к новой жизни, и это воскресение осуществляется действенным присутствием Духа. Утверждая власть Духа воскрешать нас к новой жизни, Василий косвенным образом доказывает Его божественную природу:

(Там же. Гл. 15)

Через Духа – восхождение сердец, руковождение немощных, усовершение преуспевающих. Дух, воссияв очищенным от всякой скверны, через общение с Собою делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися и отбрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными и на других изливают благодать. Отсюда предведение будущего, разумение таинств, постижение сокровенного, раз-даяние дарований, небесное жительство, ликостояние с ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление Богу и крайний предел желаемого – обожение.

(Там же. Гл. 9)

Далее Василий показывает на примерах, что при внимательном чтении Священного Писания мы обнаруживаем, что все, что ни делает Христос, Он делает в Духе или через Духа:

Дух Святой во всем совершенно неотлучен и неотделим от Отца и Сына. Во-первых, Дух соприсущ самой плоти Господней, став ее помазанием и неразлучно со-пребывая с нею no-написанному: На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, тот есть. Сын. Мой возлюбленный ( Ин. 1, 33 ; Мф. 3, 17 ) и Как Бог Духом Святым и стою помазал Иисуса из Назарета ( Деян. 10, 38 ). Потом всякое действие совершалось в присутствии Духа. Дух был соприсущ и искушаемому от диавола. Ибо сказано: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола ( Мф. 4, 1 ). Дух не оставил и воскресшего из мертвых. Ибо, обновляя человека и опять возвращая ему ту благодать, которую вдохнул в него Бог и которую человек погубил, Господь дунул в лицо ученикам и что говорит при сем: Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин. 20, 22–23 ). А управление Церкви не явно ли и не непререкаемо ли производится Духом? Ибо сказано: . Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцеления, вспоможения, управления, разные языки ( 1Кор. 12, 28 ). Ибо сей чин установлен с разделением даров Духа.

(Там же. Гл. 16)

Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, прияли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хотя немного сведущ он в церковных постановлениях. Ибо если бы вздумали мы отвергать неизложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например (напомню сначала о первом и самом общем); кто из возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением? Какое Писание научило нас в молитве обращаться к Востоку? Кто из святых оставил нам на письме слова призывания при показании Хлеба благодарения и Чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде и после них произносим другие, как имеющие великую силу в совершении таинств, приняв их из не изложенного в Писании учения. Благословляем же и воду крещения и елей помазания, и даже самого крещаемого, по каким изложенным в Писании правилам? Не по соблюдаемому ли в молчании и таинственному преданию? Что еще? Самому пома-зыванию елеем научило ли какое писаное слово? Откуда и троекратное погружение крещаемого человека? Из какого писания взято и прочее, относящееся к крещению, -отрицаться сатаны и ангелов его? Не из этого ли необнародованного сокровенного учения, которое отцы наши соблюдали в непытливом и скромном молчании, очень хорошо понимая, что достоуважаемость таинств охраняется молчанием?

На что непосвященным непозволительно даже и смотреть, прилично ли было бы учение о том выставлять напоказ письменно. Законополагавшие вначале о Церкви апостолы и отцы достоуважаемость таинств охранили сокровенностью и соблюдением в молчании. Ибо вообще то уже не таинство, что разглашается вслух народу и всякому встречному.

Такова причина, по которой предано иное и неизложенное в Писании, чтобы не требующее усилий знание догматов, по привычке к оным, не сделалось для многих удобопрезираемым. Ибо иное – догмат, а иное – проповедь. Догмат умалчивается, а проповедь обнародывает-ся. Но вид молчания – и та неясность, какую употребляет Писание, делая смысл догматов, к пользе читающих, трудным для уразумения.

(Там же. Гл. 27)

Но самое исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа из каких у нас писаний? Ибо если в сообразность благочестию, на основании предания о крещении обязаны будучи так и веровать, как крестимся, излагаем исповедание, подобное крещению, то пусть дозволят нам по той же сообразности воздавать славу, подобную вере. Когда так много неизложенного в Писании и оно имеет такую силу в тайне благочестия, ужели не дозволят нам одного речения, которое дошло к нам от Отцов, которое нашли мы сохранившимся вследствие неумышленно соблюдаемого обычая в Церквах неповрежденных и которое имеет немаловажное основание и доставляет силе таинства немалое подкрепление?

(Там же. Гл. 27)

Интересны разъяснения святым Василием отдельных литургических обычаев:

Посему во время молитв все смотрим на Восток, но немногие знаем, что при сем ищем древнего отечества, рая, которое насадил. Бог в Едеме на Востоке ( Быт. 2, 8 ). В первый день седмицы совершаем молитвы, стоя прямо (то есть без земных поклонов и коленопреклонений), но не все знаем тому причину. Ибо не только как совоскресшие со Христом и обязанные искать вышних в воскресный день прямым положением тела во время молитвы напоминаем себе о дарованной нам благодати, но и потому сие делаем, что этот день, по-видимому, есть как бы образ ожидаемого нами века. Посему, будучи началом дней, у Моисея назван он не первым, а единым. Ибо сказано: И был вечер, и было утро: день один ( Быт. 1, 5 ), потому что один и тот же день возвращается многократно. Посему он же есть и единый и восьмой, изображающий собою. состояние, которое последует за теперешним временем, оный непрекращающийся, невечерний, несменяющийся день, оный нескончаемый и нестареющий век. Посему Церковь по необходимости научает питомцев своих совершать в сей день молитвы стоя, чтобы при частом напоминании о нескончаемой жизни не вознера-дели мы снабдить себя напутствиями в представлению в оную. Но и вся Пятидесятница есть напоминание о воскресении, ожидаемом в вечности. Ибо единый и первый оный день, семикратно умноженный на число семь, совершает семь седмиц священной Пятидесятницы, потому что, начинаясь первым днем седмичным (воскресным), им же и оканчивается, по пятидесятикратном обращении дней между ними. Поэтому она уподобительно подражает веку, как бы в кругообразном движении с тех же знаков начинаясь и теми же знаками оканчиваясь. В сию-то Пятидесятницу церковные уставы научили нас предпочитать прямое положение тела в молитве, сим ясным напоминанием как бы переселяя наш ум из настоящего в будущее. Но и каждым коленопреклонением и вставанием от земли на самом деле показываем, что через грех пали мы на землю и человеколюбием Сотворившего нас воззваны на небо.

(Там же. Гл. 26)

Множество различных сведений о литургической жизни Церкви рассеяно в письмах святого Василия. В письме 93-м он говорит об обычаях, связанных с получением Святого Причастия. Он рекомендует ежедневное или как можно более частое причащение:

Я сам причащаюсь четыре раза в неделю: в день Господень (воскресенье), по средам, пятницам и субботам, а также в другие дни, если случается праздник какого-нибудь мученика.

Наша Литургия Преждеосвященных Даров по средам и пятницам остается свидетельством практики частого причащения, описанной святым Василием:

Если во времена гонений кто-нибудь бывает вынужден причаститься из своих собственных рук, в отсутствие священника или диакона, пусть это не создает никаких затруднений.

Из этого следует, что в принципе христианам разрешалось держать Святые Дары дома и причащаться собственноручно, если обстоятельства препятствовали участию в Евхаристии или присутствию священнослужителя. Этот обычай имел почтенное обоснование:

Все отшельники в пустыне в отсутствие священника держат причастие дома и приобщают сами.себя.

Описывая один из местных обычаев, Василий сообщает, что в Александрии и Египте существовало общее правило для всех мирян – держать Святые Дары у себя дома. Только в V-VI веках Церковь перестала доверять мирянам самостоятельное обращение со Святыми Дарами и ввела в употребление лжицу (ложечку). Право получать причастие в руки было сохранено за духовенством и за одним лишь мирянином – византийским императором, а позднее и за русским царем, но только в день его коронации.

В IV веке Церковь предстала перед проблемой: перекрещивать или не перекрещивать

еретиков, пожелавших стать православными, и что делать с верующими, получившими

крещение от еретиков. До IV века все единодушно считали, что невозможно получить

крещение вне Церкви, ибо вхождение в Церковь возможно только через крещение. Поэтому крещение, полученное от еретиков, недействительно, а еретики, желающие присоединиться к Церкви, должны быть крещены заново.

В IV веке внутреннее положение Восточной Церкви изменилось. Все восточные епископы, за исключением одного лишь святого Афанасия, были – хотя бы формально – арианами. Сам Василий получил рукоположение от полуарианских епископов. Почитаемый в нашей Церкви святым император Константин получил крещение от крайнего арианина Евсевия Никомидий-ского. В такой ситуации простое четкое решение было невозможно. Василий предлагает различать степени еретичности:

Ибо древние определили принимать то крещение, которое ни в чем не отступает от веры. Поэтому иное назвали ересями, иное – расколами, а иное – недозволенными сборищами. Ересями, если которые совершенно отторглись и стали чуждыми по самой вере; расколами, если в разногласии между собою по некоторым церковным причинам и по вопросам, допускающим уврачева ние; и недозволенными сборищами собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и невежественным народом. Например, если кто по обличении в грехе удален от священнослужения и не покорился правилам, но сам себе присвоил председательство и священнослужение, а с ним вместе отступили и другие, оставив единую Церковь, то сие есть недозволенное сборище. А быть в разногласии с принадлежащими к Церкви в учении о покаянии есть раскол. Ереси же суть: ересь манихеев, валентинян, маркионитов. потому что здесь разногласие касается самой веры в Бога. Поэтому древними отцами рассуждено крещение еретиков отметать совершенно, а крещение раскольников, как принадлежащих еще к Церкви, принимать; находящихся же в недозволенных сборищах по исправлении надлежащим покаянием и обращением присоединять опять к Церкви; таким образом, нередко занимавшие церковную степень и отступившие с непокорными по своем покаянии приемлются в тот же чин.

(Правило 1, в письме к Амфилохию)

В течение последующих веков Православная Церковь всегда руководствовалась этим принципом, установленным святым Василием, принимая через крещение только тех, кто ни в коей мере не принадлежал к Церкви, и всегда проявляя снисхождение к тем, кто был в разрыве с ней, но не по причинам сознательной ереси, отвергающей основы христианской веры.


В 4 веке на Востоке было очень развито и популярно Арианство. Большинство епископов Востока перешло в Арианскую ересь, включая самых близких друзей Василия Великого. Святитель Василий решил твёрдо стоять в вере и призвал на помощь против Ариан Западную (Католическую) Церковь. Василий Великий лично отправил своих послов с письмом к Папе Римскому. Эти посланники исповедовали Католическую веру, Папа их принял и пообещал Святителю Василию помощь. Совместными усилиями Каппадокии и Рима удалось отстоять учение Восточной Православной Церкви и в последующим побороть Ариан. Святитель Василий не побоялся просить о помощи Западную Церковь и нашёл у Папы Римского помощь и понимание.

Василий Великий был епископом беспристрастным и благородным, он был непреклонен в защите истинной веры и боролся против злоупотреблений. За это Василия ещё при жизни называли Великим

Святитель Василий Великий произвёл реформу в литургии Сегодня литургия Василия Великого так же сохранилась на греческом и коптском языках. Однако в первоначальном виде его литургия до нас не дошла и та молитвенная последовательность какую мы имеем в евхаристическом каноне, это середина 5 века, хотя святитель закончил свою земную жизнь в 379 году.

Святитель Василий Великий учил, что надобно руководствоваться не только священным писанием, но и священным приданием.

Святитель учит, что человек может познать Бога ровно на столько на сколько Бог может сам явить себя в своих творениях и чудесах людям И очень много о Боге человеком остаётся не познано. Даже в загробной вечной жизни мы не сможем познать всего Бога, если бы познали, то Бог не был бы для нас бесконечным.

Василий Великий первым кто употребил формулу Триипостасного Бога, и впервые учил, что Бог имеет три лица Отечество, Сыновство и Освящение.

Святитель учил, что Святой Дух, равночестен с Богом Отцом, но открыто не называет Святого Духа Богом. Словом РАВНОЧЕСТНЫЙ он заменяет слово ЕДИНОСУЩНЫЙ.

Интересное учение было у Святителя Василия по поводу схождения святого Духа. Василий Великий учил, что Дух святой исходит от Отца, но через Сына, а значит от Отца и от Сына исходящего. Святитель учил, что Сын имеет всё общее с Отцом и если Дух Святой исходит от Отца, Он не может обходить стороной Сына и доказывал что в Священном Писании Дух Святой называется как Духом Отца, так и Духом Сына. И здесь учение Василия Великого совпадает с учением Католической Церкви, "Духа Святого от Отца и Сына исходящего".

Пороком всех человеческих страстей святитель называет, зависть.
Василий Великий запрещал разгульное празднество Пасхи.
Учил, что без крещения невозможно познать Бога и призывал всех креститься как можно раньше.
Учил, что единственное достояние человека, это душа и нельзя ни к чему прилепляться в жизни.
Единственное человеческое приобретение должна быть - добродетель.
Всем христианам святитель настойчиво рекомендовал монашескую жизнь.

Кроме Литургии авторство последования чина Великого Водосвятия на Богоявления так же приписывают Василию Великому!

Василий Великий учил, что главное для Бога не наши слова, а наши мысли. Словами мы общаемся друг с другом, но Бог внемлет нашим мыслям.

Святитель имел мнение, что Вера и Знания должны у христианина дополнять друг друга взаимно, так как в Бога невозможно верить без знания Его, а познать Бога невозможно без веры в Него. Человек верует в Бога на столько, на сколько его познал и знает Бога на столько, на сколько в Него верует.
Душа человека желает постоянно познавать Бога и наше незнание Бога, это смерть для души.
Нельзя исследовать Бога, исследования не спасают душу, Бога надо исповедовать, что Он есть и это для нас будет спасительно.

Душа обладает некоторыми сходными чертами с Богом: она бестелесна, не ограничена местом, невидима, не имеет цвета, вида, очертания, но постигается по своим действиям, так и о Боге возможно иметь лишь умственное понятие . Способность суждения дана человеку для уразумения Истины, т. е. Бога . В уме есть 2 противоположные наклонности : бесовская и Божественная, возводящая нас к богоподобию, а также средняя, имеющая отношение к различным наукам и ремеслам . Если ум склоняется к бесам, то он обращается к идолопоклонству, а если к Св. Духу, то разумеет истину и познает Бога . Благодаря тому, что разум создан по образу Божию, человек обладает способностью к размышлению о наивысших предметах .

Василий Великий учил, что Ангела Хранителя имеют не только отдельно взятые люди, но и целые народы. У каждого народа есть свой Ангел Хранитель.
Они сохраняют свое достоинство благодаря пребыванию в добре . Небесные силы не начальствуют друг над другом, поскольку у них нет страсти к преобладанию . Они не нуждаются в слове, сообщая свои пожелания мысленно , хотя и имеют свой язык .

Природа диавола бесплотна . Его отпадение указывает на свободу ангелов, равную возможность склониться как к добру, так и ко злу. Диавол противится добру и потому имя его Сатана, то есть "противник".
Хотя по отношению к людям диавол не есть виновник греха, он лишь пользуется естественными движениями человека. То есть своей силой диавол не в состоянии заставить человека грешить, если человек сам по доброй воли не впадёт в грех и этим не притянет к себе на служение диавола.

Прошедшее миновало, будущее еще не наступило, а настоящее ускользает от нашего чувства прежде, чем успело быть познанным.

Василий Великий учит, что всё в этом мире сотворено для человека и только человек сотворён для Бога.

Собственно человеком являются душа и ум; тело и его ощущения - наше достояние, науки и искусства - то, что нас окружает . Ум есть высшая часть души, стремящаяся к истине. Душа - тонкая и умная сущность, а тело дано ей в качестве носителя в нынешней жизни , хотя его достоинство в том, что оно создано Самим Богом. Облик внутреннего человека мы получаем в крещении . Душа праведника отрешена от тела, а грешника погрязла в плоти . Кто помогает плоти, тот поражает дух, кто союзник духу, тот порабощает плоть.

Бог наделил его также свободой воли и властью над землей. Мужчины и женщины во всем сродны друг другу, будучи в равной мере созданы по образу Божию. Супружество, это утешение в неизбежности смерти, ведь именно преемством рода Создатель обезопасил жизнь.
ЧТО ПОДОБАЕТ ЖЕНЩИНЕ == в одежде - благоприличие, в общении с мужчинами - осмотрительность, в пище - умеренность, в воздержании - твердость, в молитве - неутомимость, в братолюбии - сострадание, в образе мыслей - скромность, в печали - равнодушие и память о Страшном Суде.
Хотя супруги составляют плоть едину однако Спаситель каждой душе дал свой путь в жизни .

Обязанность епископа - учить только тому, что было передано Господом в Свящ. Писании и апостольской проповедью . Бог поставил пастырей на 2-e место после родителей и пастырь должен быть для всех образцом. Высота сана должна обращаться в смиренномудрие . Кому поручена проповедь, тот не нуждается ни в чем, кроме необходимого . Епископ должен обладать даром истолкования , он должен подавать пример исполнения заповеди в соответствии с целью христианской жизни - подражанием Христу ; он не должен сам себя выдвигать, но быть избранным в соответствии с указанием Божиим. Высота духовности паствы непосредственно является показателем высоты духовности епископа.

По мнению Василия Великого в священство нужно рукополагать такого человека, одним из условий к которому должно быть знание на память четырёх Евангелий!

Ересь Василий Великий называет осквернением христианского учения . Надлежит воздерживаться от евхаристического общения с еретиками . Однако расторжение межцерковного общения оправданно только в тех случаях, когда речь идет о самых существенных вопросах веры , а не о личных спорах и обидах. Так Василий Великий считал ересью Арианство, но в Западной Католической Церкви ни какой ереси не видел. Возвращение еретиков в лоно Церкви должно происходить со всеобщего согласия полноты Церкви .
Ересью нельзя называть разногласие между собой по некоторым вопросом, ересь - это отчуждение от христианского учения. Несогласные по личным мотивам члены Церкви должны любовью врачеваться, а не изгоняться из Церкви.

Есть Еретики чуждые по вере и есть Раскольники по нашей вере. Всякого еретика изгоняем, а раскольника с любовью принимаем. Безблагодатным может считаться только тот раскольник, который получил таинство крещения от священника, который уже был рукоположен в сан раскольничьим епископом не сохранившим апостольскую приемственность, а священник ушедший в раскол продолжает сохранять благодать и в расколе в своём сане.

Крещению должны предшествовать воспитание и очищение нравов. Прежде необходимо стать учеником Христовым и только потом, уверовав, принимать крещение. Для того чтобы принимать крещение нужно: изменение образа жизни и изучение Свящ. Писания , освобождение от власти диавола, отречение от всего окружающего и самого себя , изучение сказанного пророками, апостолами и земной жизни Христа и только потом идти и креститься. Приняв Крещение, всякий обязуется жить по Евангелию, умножая уделенную ему благодать на том поприще, на которое он призван .

Будучи сам крещен в 26 лет, Св.Василий боролся с обыкновением откладывать крещение на конец жизни , поскольку возможная болезнь или старость могут воспрепятствовать полноценному принятию Крещения . Рекомендовал всем принимать крещение на Пасху.

Рекомендовал всем причащаться ежедневно! О самом себе святитель свидетельствует, что он имел обыкновение причащаться 4 раза в неделю - в воскресенье, среду, пятницу и субботу, кроме того - в дни памяти святых . Нельзя совершать богослужение в неосвященных местах ; как вечерю Господню нельзя совершать в обычном доме, так и в церкви нельзя есть или пить как на обычной трапезе. В дни гонений христианам можно причащаться из своих собственных рук.

При Василии Великом таинства исповеди ещё в церкви не было и потому ни какой исповеди перед причастием не бывало. Однако было 4 вида наказания за тяжкие грехи: 1) Оплакивание своих грехов., 2) Усиленное слушание молитв и проповедей в храме, 3) Коленоприклонение на богослужениях, 4) Запрет на причастие в литургии.

Созерцая зло, неизбежное при жизни в миру, можно вполне привыкнуть к нему или начать довольствоваться своим относительным здравием. Обыкновенная мирская жизнь заставляет нас забыть о сладости Бога и Его слова; без уединения невозможно пребывать в молитве и богомыслии

Василий Великий не принимал в монастырь рабов и женатых, но принимал детей с учловием, что обет монашества они принесут только когда закончат образования и станут совершеннолетними, до этих пор они просто несли посильное послушание при монастыре и слушаться им предназначалось только духовно опытного монастырского старца.. Перед постригом в монахи, Св.Василий благословлял проводить дни в молчании и забыть своё прошлое.

Нам подобает не в звуках совершать молитву, но более произволением души и добродетельными поступками, сопутствующими всей нашей жизни, достигать сильной молитвы.

Известно, что князь Владимир крестивший Русь в крещении носил имя Василий и это имя было дано при крещении в честь Святителя Василия Великого, а потому Креститель Руси особенно почитал этого святого и первый храм в Киеве князь Владимир построил в честь Василия Великого.

Правнук князя Владимира (внук Ярослава Мудрого) известный в истории князь Владимир Маномах, как и его легендарный прадед в крещении носил имя Василия в честь того же святого Василия Великого. Так же в истории Руси было немало князей носивших имя Василий.

А потому стоит ли удивляться, что уже в древней Руси Василий Великий широко почитался . В Киеве, Новгороде, Смоленске, Москве, Твери строились ему храмы в старые времена.

В Новгородском храме Святой Софии находились частицы мощей Св.Василия Великого уже в 15 веке. А Царю Михаилу Фёдоровичу Романову из Греции был подарен перст Св.Василия Великого для поклонения и потом который хранился в Московском Кремле.

У православных главный день памяти Св.Василия Великого 1 января по старому стилю, у католиков 2 января по новому стилю.
30 января по старому стилю праздник Трёх Великих Святителей

По кончине Св.Василия Великого его могилу почитали даже мусульмане, считая святителя Шейхом (Мудрым святым Старцем).

Если говорить о мощах Св.Василия Великого, то всё печально запутано, известно как минимум 5 глав святителя, 4 из которых у православных и все у греков на Афоне и в Константинополе. Одна глава на острове Сардиния у Католиков. Она хранится в церкви св. Франческо, в г. Ористано, в драгоценном реликварии (дар имп. Феодосия I Великого). Появление этой реликвии в западных пределах Римской империи относится к IV веку.

В 1099 г. во время 1-го крестового похода основная часть мощей св.Василия была перенесена из Кесарии во Фландрию и положена в храме св. Василия в г. Брюгге ( Бельгия). Это событие связывают с именами фландрского графа Роберта II и его племянника Дитриха Эльзасского.Потом мощи меняли храмы. Частицы мощей имеются в Венеции (рука)., Риме и Константинополе.

Читайте также: