Семья короля карла iv кратко

Обновлено: 05.07.2024

Франсиско Гойя. Портрет cемьи Карла IV 1800г. холст, масло, Музей Прадо, Мадрид.


Король Карл IV заказал Гойе написать групповой портрет королевской семьи. К этому времени Гойа был уже придворным художником .Гойя начал работу над эскизами, пять из которых хранятся в Прадо, весной 1800 года. Он написал окончательную версию в период с июля 1800 года по июнь 1801 года. .Картина принадлежала частным собраниям Королевского дворца в Мадриде , где фигурирует в описи 1814 года . Позже стала частью недавно основанного Музея Прадо в 1824 году по приказу короля Фернандо VII , который изображен на картине.

Ища композиционное решение этого семейного портрета, Гойя принципиально отказался от всего того, что было создано в парадном групповом портрете до него. Гойя поставил представителей королевской семьи в ряд. Жены испанских Бурбонов нередко играли важную роль в политике своих мужей. Не был исключением и Карл IV. Гойя умело подчеркнул эту расстановку сил: Мария–Луиза — в центре семьи и художественной композиции.

Гойя не старался приукрасить членов королевской семьи. Он не льстил им, а показал такими, какими они были на самом деле. Художник заглянул в душу своим моделям и вытащил на свет то, что спрятано за внешним лоском и сверкающими одеяниями. Трактовка образов представителей этой царственной семьи предельно правдива.

Рассматривая этот портрет, мы видим в нем нечто напоминающее карикатуру и фантастическое одновременно. Только такой художник, как Гойя, ясно осознающий масштабы своего таланта и, возможно, достаточно обеспеченный, чтобы рискнуть своим положением Первого придворного живописца, мог отважиться написать правдивый портрет королевских персон.

КТО ИЗОБРАЖЁН НА КАРТИНЕ?

Грузная фигура испанского короля Карла IV в чёрном камзоле, усеянном орденами, парике и белых чулках сдвинута немного вправо от центра картины. В самом же центре изображена королева, его жена Мария Луиза, что и неудивительно: именно ей, властной, сластолюбивой и жестокой и её фавориту Мануэлю Годою, а вовсе не мягкотелому, безвольному Карлу, принадлежала фактическая власть в стране.

Рядом с монархами – их младшие дети, 6-летний инфант Франсиско де Паула и 11-летняя инфанта Мария Изабелла. Слева – 16-летний принц Астурии, будущий король Фердинанд VII (в дальнейшем постаревший Гойя застанет и его правление тоже, а от его жестокости сбежит во французский Бордо, где встретит смерть).

Принц одет в тёмно-синий камзол и выглядит на картине значительно более самоуверенным, чем его отец, как, собственно, и было в действительности. За левым плечом инфанта из темноты фона, подобно кошмару из офортов Гойи, возникает лицо пожилой инфанты Марии Хосефы, сестры королевы, с крючковатым носом и запавшим ртом.

В портрете не заметно ни малейшего желания приукрасить королеву Марию-Луизу, художник не упустил ни одной детали: двойной подбородок и толстая шея бросаются в глаза, так же, как грубое, почти вульгарное выражение лица; ее руки, которыми, как знал Гойя, она восхищалась, считая их соблазнительно округлыми, кажутся слишком толстыми.

По контрасту с ней ее младшая дочь, донья Мария-Изабель, напоминает ангела, ее платье, драгоценности и глаза — такие же, как у матери, но она излучает нежность и обаяние юности, что свидетельствует не только о ее невинности, но и о неизменной симпатии Гойи к детям.

Верный правде жизни, портрет Гойи, похоже, никого не шокировал; даже королева при случае пошутила по поводу своей уродливости, возможно, ожидая в ответ пылких возражений. Королевская чета не выразила ни неудовольствия, ни энтузиазма, увидев представленную им работу. И, хотя Гойя никогда больше не получал королевских заказов, произошло это не оттого, что их оскорбил портрет.

Этот парадный портрет первоначально планировалось повесить в королевском дворце в Мадриде, где он должен был освещаться свечами. Пространство картины заливает мягкий свет, отчетливо обозначающий фигуры на фоне теней. Лишь сам художник едва различим.

Все мужчины позируют в ярких костюмах (красных, синих и темно-коричневых); все женщины - в белых блестящих платьях с золотой и бледно-голубой отделкой. Если рассматривать портрет при свечах, то крупинки белил, нанесенные на платья женщин и их украшения , переливаются дополнительными блестками.

ОТЗЫВЫ О КАРТИНЕ.

Иногда высказывались предположения, что Гойя каким-то образом высмеивал своих подданных. Идея была отвергнута искусствоведом Робертом Хьюзом : «Это ерунда. Вам не удалось сохранить свою работу официального придворного портретиста, если вы высмеивали людей, которых рисовали. Нет, это не призыв. Во всяком случае, это акт лести.

Например, слева, в синем костюме, изображена одна из самых одиозных маленьких жаб за всю историю испанской политики, будущий король Фердинанд VII, которого Гойя действительно сумел сделать весьма царственным.
Бог знает, как он это сделал, но у него это получилось. Это в значительной степени акт уважения, почти граничащий с актом лести ".

Франсиско Гойя. Король Испании Карл IV и его семья

Кто изображён на картине?

Грузная фигура испанского короля Карла IV в чёрном камзоле, усеянном орденами, парике и белых чулках сдвинута немного вправо от центра картины. В самом же центре изображена королева, его жена Мария Луиза, что и неудивительно: именно ей, властной, сластолюбивой и жестокой и её фавориту Мануэлю Годою, а вовсе не мягкотелому, безвольному Карлу, принадлежала фактическая власть в стране.

Рядом с монархами – их младшие дети, 6-летний инфант Франсиско де Паула и 11-летняя инфанта Мария Изабелла. Слева – 16-летний принц Астурии, будущий король Фердинанд VII (в дальнейшем постаревший Гойя застанет и его правление тоже, а от его жестокости сбежит во французский Бордо, где встретит смерть). Принц одет в тёмно-синий камзол и выглядит на картине значительно более самоуверенным, чем его отец, как, собственно, и было в действительности. За левым плечом инфанта из темноты фона, подобно кошмару из офортов Гойи, возникает лицо пожилой инфанты Марии Хосефы, сестры королевы, с крючковатым носом и запавшим ртом.

В демократической критике принято будет писать о семье Карла IV чуть ли не с отвращением: духовное убожество, мещанская заурядность, семья лавочников, вульгарность, невежество, вырождение и прочая, и прочая. В работе Гойи видели чуть ли не карикатуру. Вряд ли это и в самом деле так. Скорее, мы имеем дело с критической крайностью. А Гойя оставался художником, он создал остро-характерные портреты, раскрывающие в нём знатока человеческой природы. И, кстати, монархами портрет был воспринят благосклонно.

Изображение в информационном окне.

Семья Карла IV - это коллективный портрет, написанный в 1800 году Франсиско де Гойя и хранящийся в музее Прадо в Мадриде . Он представляет королевскую семью Карла IV Испании .

Гойя начал работу над эскизом весной 1800 года. Окончательный вариант был написан между Июль 1800 г. а также Июнь 1801 г. , отправка счета-фактуры на дату Декабрь 1801 г. . Картина принадлежала частной коллекции королевского дворца в Мадриде , где он появляется в инвентаре 1814 Она является частью настоящего от основания музея Прадо работ в 1824 году Фердинанд VII Испании , который представлен на холст.

Гойя демонстрирует свое мастерство в каждой детали, от формального доминирования света до тонкого определения индивидуальности каждой из моделей, на холсте с уменьшенными пространственными ориентирами.

Резюме

История

В 1789 году Гойя стал придворным художником короля Испании Карла IV . До этого назначения у него была возможность рисовать короля, но индивидуально ( Карл III в придворном платье, Банк Испании, 1787). Весной 1800 года, через несколько месяцев после того, как он был назначен первым придворным художником, ему было поручено создать большой портрет королевской семьи. Благодаря письмам королевы Марии-Луизы Пармской в Мануэль Годой , мы знаем , этапы создания и композиции изображения. Гойя начал работать над этим в Май 1800 г. , в то время как королевская семья находилась во дворце Аранхуэс . В период с мая по июль он делал зарисовки портретов каждого члена королевской семьи. По желанию королевы их раскрашивали отдельно, чтобы избежать долгих и утомительных сеансов укладки.

Все наброски выполнены на характерной красноватой заготовке, а черты лица окрашены в один тон, как и основная масса. В конце концов, как только были определены макет и пропорции, были добавлены цветовые нюансы. В 23 июля Гойя представлены эскизы десяти портретов, из которых сохранились лишь пять автографов, все в музее Прадо: инфанта Мария Жозефа , инфант Шарль де Бурбон , инфант Франсуа де Paule , инфант Антонио Паскуаль и Луи I эр из Этрурия . Некоторые из утерянных эскизов известны по копиям Агустина Эстеве или студии и распространены в различных музеях и коллекциях, включая портрет будущего Фердинанда VII, выставленный в Метрополитен-музее в Нью-Йорке . Наконец, Гойя работал за финальным столом между Июнь 1800 г. а также Декабрь 1801 г. , дата, когда он был подарен королю.

Анализ

Символы


Мужчина в тени слева - Франсиско де Гойя (2).
(1) Карл Бурбонский (1788–1855); (3) будущий Фердинанд VII Испании (1784–1833); (4) Мария-Иосиф Испания (1744–1801), сестра Карла IV; (5) Будущая жена Фердинанда, тогда еще неизвестная; (6) Мария-Изабель Испанская (1789–1848); (7) Мария-Луиза де Бурбон-Парм (1751–1819); (8) Франсуа де Поль (1794–1848); (9) Карл IV (1748–1819); (10) Антуан Паскаль де Бурбон , брат короля (1755–1817); (11) Шарлотта-Иоахим из Испании (1775–1830, инфанта Португалии с видимой только частью головы); (12) Louis I - й Этрурии (1773-1803) и (14) , его жена Мари Луиза (1782-1824), держа в руках (13), его сын Шарль Луи (1799-1883), будущий герцог Пармы .

Несмотря на всю свою любовь к живописи, я редко обращаю внимания на исторические портреты прошлых столетий. Ведь все они писались под заказ, и в большинстве случаев с учетом всевозможных пожеланий заказчиков. Само собой, внешность изображенных людей также всегда преукрашивалась.

Однако Портрет семьи Карла IV (1800), написанный Франсиско Гойей, выделяется среди множества заказных портретов. Внешность главных героев реалистична и явно не преукрашивалась – слишком уж откровенно некрасивы лица короля и королевы.

Дело в том, что Гойя на тот момент обладал уже значительным авторитетом и ему такие “выходки” были позволены.

Еще невозможно не обратить внимания на то, что рядом со старшим сыном королевской четы, будущим королем Фердинандом VII (слева в голубом), стоит женщина “без лица”.

Портрет королевской семьи Гойя

Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла IV. Фрагмент. 1800 г. Музей Прадо , Мадрид.

Когда я впервые увидела картину, я долго недоумевала: как вообще такое возможно? Эта женщина так не пришлась ко двору, что художника попросили отвернуть ее лицо от зрителя? Почему ее тогда вообще изобразили, тем более так близко к самой королеве?

Только потом я узнала, что на момент написания картины (1800 г.), невеста для наследного принца еще не была выбрана. Предполагалось, что Гойя дорисует ее лицо, как только станет известно имя будущей королевы.

Кстати, принц женился в 1802 году на младшей дочери короля Сицилии. Почему лицо принцессы так и не было изображено на семейном портрете, остается загадкой.

Я только могу предположить, что об этом не распорядилась еще действующая на тот момент королева Мария-Луиза Пармская. Насколько известно, она искренне недолюбливала свою невестку. Ведь Мария-Антониа по наставлению своей матери уговаривала своего супруга уменьшить влияние на политическую жизнь страны министра Годоя – фаворита королевы. К тому же, принцесса так и не справилась со своей главной задачей – обе ее беременности закончились выкидышами. В 1806 году она умерла.

Не могу не упомянуть, что второй раз Фердинанд VII женился лишь через 10 лет уже будучи королем. Новой королевой стала дочь короля Португалии Мария-Изабелла Португальская.

Несмотря на то, что Марии-Изабелле довелось побыть королевой всего 2 года (она умерла во время тяжелых родов из-за врачебной ошибки), она успела немало сделать для своей новой родины. Именно ей Испания обязана открытием в 1819 году музея Прадо .

О самом музее и моих самых любимых работах в нем читайте в статье “Прогулка по музею Прадо. 7 картин, которые стоит увидеть” .

Ссылка на бесплатный курс

Не могу не отметить, что оба портрета жен короля были написаны вторым по значимости после Гойи художником своего времени, Висенте Лопесом Портаньей.

Он также служил при дворе и писал портреты в нео-классическом стиле. Его кисти принадлежит и портрет Франсиско Гойи. Так что у нас есть возможность увидеть мастера не только на его же автопортретах.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Читайте также: