Семиотический подход к культуре ю лотман кратко

Обновлено: 05.07.2024


Ключевые слова: семиотика истории, семиотика культуры, Московско-тартуская школа, Лотман, семиосфера, конструктивизм, нарративизм, исторический факт, историческое событие, исторический процесс

Abstract: This article analyzes the interpretation of historical cognition in semiotics of the culture of Y. M. Lotman. Special attention is given to the semiotic interpretation of the notions of “historical fact” and “historical event”. The author determines the place of Lotman’s semiotics in the context of classical (positivistic) and nonclassical (linguistically and hermeneutically oriented) philosophy of history and theory of historical writing, as well as clarifies the link between the interpretation of cultural communication in Lotman’s concept and semiotic aspect of historical cognition. The research reveals the similarities and differences of Lotman’s semiotics of history with the modern post-culturalist philosophy of history formulated in the works of H. White, F. Ankersmit, and C. Köllner. During the course of this study, the author applied the comparative method, problem-thematic way of analysis and presentation of material. It is demonstrated that the suggested by Lotman interpretation of the key notions of the historical writing theory (historical fact, historical process, historical reality) overcomes the extremes of objectivism and relativism in understanding of the historical past. The process of historical cognition is described in Lotman’s works in accordance with the model of cultural communication, in other words, as a dialogue between history and modernity that suggests the existence of common language between the culture of the past, which comprises the object of historical interest, and the culture of the present, the part and bearer of which is a historian.

narrativism, constructivism, semiosphere, Lotman, Moscow-Tartu school, semiotics of culture, semiotics of history, historical fact, historical event, historical process

Во-вторых, под семиотикой понимается специфический метод гуманитарных наук. Семиотический метод может применяться в различных дисциплинах, его использование обусловлено исследовательскими задачами, а не особенностями изучаемого объекта. В этом смысле можно говорить о семиотическом изучении истории как об одном из подходов наряду с другими (несемиотическими).

Наконец, в-третьих, семиотика может рассматриваться как установка познающего сознания и специфический ракурс рассмотрения человека, культуры и общества. Данный подход является наиболее всеобъемлющим и предполагает, что семиотика имеет дело не просто с отдельным классом явлений, но с особым измерением существования объектов социально-гуманитарного знания. Подобно тому, как всё, к чему прикасается наука, превращается в объект, всё, к чему прикасается семиотика, превращается в знак и/или последовательность знаков (текст), упорядоченных с помощью системы правил/кодов.

Историописание рассматривается Лотманом в качестве одной из модификаций культурной коммуникации. Исходной предпосылкой, делающей историописание возможным, является, с одной стороны, различие языков (культурных кодов) прошлого и настоящего, а с другой стороны, их (частичная) взаимопереводимость .

Историческое событие предстаёт в источнике всегда в зашифрованном виде, а историк выполняет функцию дешифровщика. Факт не является для историка исходной и отправной точкой, но представляет собой результат работы с источниками, включающей в себя сбор и сопоставление документов, а также их научную критику.

Поскольку путь к историческому прошлому всегда пролегает через текст источника , а текст – это связная последовательность знаков, упорядоченных с помощью системы правил или кодов (грамматических, политических, религиозных и т. д.), постольку первоочередная задача историка должна заключаться в реконструкции кода (набора кодов), который намеренно или ненамеренно использовался при создании текста. Между культурой прошлого и культурой настоящего всегда существует семиотический разрыв, барьер, а историк выступает в роли посредника и переводчика.

Процесс исторического познания описывается Лотманом по модели культурной коммуникации, решающее значение в которой приобретает процедура перевода. Историописание представляет собой нахождение (обретение) общего языка между культурой прошлого, составляющей объект исторического интереса, и культурой настоящего, частью и носителем которой выступает историк. Историк в рамках семиотической интерпретации исторического познания выполняет функции переводчика с языка (языков) прошлого на язык (языки) культуры настоящего.

Интерпретация исторического процесса в семиотике Лотмана основана на утверждении принципиальной нетождественности перспективной и ретроспективной точек зрения и может рассматриваться в качестве концептуального обоснования идеи альтернативной истории.

Успенский Б. А. Избранные труды. Т. I. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Языки русской культуры, 1996. 608 с.

Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.

Киселева Л. Ю. М. Лотман: от истории литературы к семиотике культуры (граница лотмановской семиосферы) // Studia russica Helsingiensia et Tartuensia. VI. Тарту, 1998. С. 9-21.

Франк С. К. Взрыв как метафора культурного семиозиса / пер. с нем. К. Бандуровского // Новое литературное обозрение. 2012. № 3 (115). С. 12-30.

Дёмин И. В. Сравнительный анализ трактовок исторического опыта у Ф. Анкерсмита и Г. Г. Гадамера // Философия и культура. 2014. № 3. С. 391-400.

Дёмин И. В. Семиотика истории и герменевтика исторического опыта. Самара: Самар. гуманит. акад., 2017. 273 с.

Дёмин И. В. Проблема истинности исторического знания в нарративной философии истории // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2008. № 1. С. 3-10.

Автономова Н. С. Лотман и Якобсон: романтизм, сциентизм и этос науки // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2014. № 3 (29). С. 13-22.

Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002. 527 с.

Анкерсмит Ф. Р. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков. М.: Идея-Пресс, 2003. 360 с.

Иванов Вяч. Вс. Семиосфера и история // Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Языки русской культуры, 1996. С. VII-XIV.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Семиосфера (семиотическое пространство) – это термин в семиотике, введённый Ю. М. Лотманом и обозначающий пространство, представляющее собой условие, необходимую предпосылку для осуществления коммуникаций, а также существования и функционирования языков.

Модель культуры - это способ организации культурных знаний и форм поведения, которые отличают одну культуру от другой.

Монада – это многозначный термин, используемый в различных философских системах Нового времени и современности, а также в психологии и эзотерике.

По мнению Лотмана, культуру и текст можно отождествлять, ученый объясняет это тем, что текстовая структура схожа с культурной семиотической системой. По Лотману культура представлена осознанными и неосознанными формами деятельности, а также различными видами человеческих взаимоотношений с окружающей действительностью. В задачу семиотики входит изучение каким образом язык способен передавать модели мира и каким образом человек понимает прочитанный текст. Семиотика культуры выражается не только в том, что культура представляет собой систему знаков, а также в том, что весь мир по своей сути является знаковой системой.

Готовые работы на аналогичную тему

Свою теорию Лотман иллюстрирует следующим образом. Великие империи чаще всего существовали в окружении кочевников и варваров, делалось это специально, для того чтобы эти варвары могли охранять границы этой империи. Благодаря этому формировались области, в которых царило двуязычие и происходило взаимодействие между культурами. Характерной чертой семиосферы является ее подвижность. Внутри семиосфер всегда присутствует напряжение, модель семиосферы представлена ядром и периферией.

Термин "монада" наделен полемической составляющей. Лотман не соглашался с идей о том, что текст представляет собой самодостаточную и загерметизированную сущность. По его мнению, как раз вне текста существуют приспособления, способные на декодирование явления.

Монады должны дополнять друг друга, это позволит работать семиотическому механизму. В качестве примера можно привести однопорядковые структуры, такие как языки, мифы, литература. По Лотману, взаимодействие разных культурных типов — это взаимодействие структур. Когда они начинают работать вместе, то появляется смысл, который порождает новую информацию и помогает появиться новому культурному типу.

История состоит из закономерного и случайного, цикличного и спонтанного, предсказуемого и непредсказуемого, все эти элементы взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Для Лотмана также был открыт вопрос этимологизации культур. Культура представляет собой открытую систему. Изучение одной культуры требует привлечение элементов другой культуры. Развитие культур предстаёт перед нами как творческий процесс.

Процесс взаимоотношений культур представлен в виде диалога. Культурный код осуществляется по определенным этапам:

  • усвоение новых слов
  • овладение чужим языком и его использование

Лотман интерпретирует теорию асимметричности следующим образом: ядро культурного типа – это доминирующая сторона, рождение новой культуры происходит на периферии. Типы культур представлены огромным разнообразием.

Для русской культуры характерными являются два диалога:

Заключение

Вся концепция Ю.М. Лотмана может быть представлена в следующих постулатах:


Семиотика является наукой о знаках и их системах. Появилась она в 19 века. Ее создатели – философ и логик Ч. Пирс и антрополог Ф. де Соссюр. Семиотический подход в культурологии тесно сопряжен с знаковыми средствами в процессе общения и трактовой явлений посредством их. Они несут в себе определенные сведения. Знать их необходимо для изучения прошлого нашей планеты и предвидения ее будущего.

Создание подхода

По мере того как усложнялись представления о мире европейцев, ее все чаще определяли в разрезе всех достижений человечества. Ярко выделялась социальная природа данного явления. С 19 века философы на передний план стали выносить именно его духовный подтекст. Появились утверждения о том, что культура – не только объекты, художественные произведения, а именно заключенный в них смысл. В конечном итоге важнейшим формальным методом ее изучения стал семиотический подход в понимании культуры.

Его использование отводит человека от содержательных аспектов. В тот же момент благодаря семиотическому подходу к культуре исследователь глубже проникает в ее суть. Метод используется лишь тогда, когда изучение культуры ведет к человеку. Формирование семиотического подхода происходило на протяжении долгого времени. Как говорил М. Горький, она является человеческим стремлением произвести вторую природу.

Семиотический подход к культуре

Окончательная версия

Знак является материальным и чувственно воспринимаемым объектом, который обозначает предметы посредством символа. Он используется для отправления к предмету либо для получения сигнала о нем. Имеется несколько разновидностей знаков. Главнейшими их системами являются языки.

Отвечая на вопрос, почему семиотический подход так назван, нужно вернуться в Древнюю Грецию. Там слово "σημειωτική" означало "признак" или "знак". В современном греческом языке этот термин произносится "симея" или "симия".

Язык является знаковой системы любой природы. Бывают его жестовые, линейные, объемные , а также другие разновидности, которые активно используется человеком. Большую роль в истории играют словесные виды.

Текст является набором знаков, которые выстроены в соответствии с языковыми нормами. Он формирует некое послание, содержит смысл.

Концепции культуры

Главная единица культуры и есть текст. Этому противопоставляется хаос, отсутствие всяческой организации. Как правило, человеку, знакомому с одной концепцией культуры, так только кажется. На деле это лишь организация другого рода. Так воспринимаются чужие культуры, экзотизм, подсознание.

Классическое академическое определение заключается в том, что текстом называют не одни лишь сочинения, но и любую целостность, содержащую какой-либо смысл. К примеру, речь может идти о ритуале либо художественном произведении. Далеко не каждое сочинение – это текст с точки зрения культуры. Он должен обладать определенными функциями, значением. Примеры таких текстов: закон, молитва, роман.

Семиотический подход к языку предполагает, что изолированная система не является культурой, так как для этого необходимо наличие иерархических связей. Они могут осуществляться в системе естественных языков. Данная теория была разработана в 1960-1970-х годах в СССР. У истоков ее стояли Ю. Лотман, Б. Успенский и другие.

Конечное определение

Культура является сочетанием систем знаков, посредством которых люди обеспечивают поддержание сплоченности, берегут собственные ценности, выражают своеобразие своих связей с миром.

Системы знаков данного рода, как правило, называются вторичными. К ним относят различные виды искусства, общественную деятельность, модели поведения, которые имеются в социуме. Семиотический подход предполагает отнесение к данному разряду и мифов, истории.

Любой культурный продукт считается текстом, который создавался посредством одной или нескольких систем.

В основу данного подхода В. В. Иванов и его коллеги вкладывали естественный язык. Он является неким материалом для вторичных систем. А естественный язык - это единица, которая позволяет интерпретировать все остальным системы, закрепляющиеся с его помощью в памяти, вводятся в сознание людей. Его еще называют первичной системой.

Дети начинают овладевать языком с первых дней своей жизни. Разумеется, они сперва не умеют им пользоваться, только слушают, что им говорят другие. Но они запоминают интонации, звучание. Все это помогает им адаптироваться в новом для них мире.

В развитии людей используются и другие методы. Их выстраивают по образу естественных языков.

Культурная система это моделирующая система. Она является средством человеческого познания, объяснения и попыток внести изменения в окружающую действительность. Языку в данном ракурсе отведена одна из основных функций. Применяются и понятия, средства другого рода. Благодаря им человек производит, передает, упорядочивает данные.

Наскальные рисунки

Системы в культуре

Любая культура содержит не менее двух вторичных систем. Как правило, это искусство, которое основывается на языках, и его визуальные разновидности. К примеру, это живопись. Системы являются символическими, а также иконическими. Данную двойственность В. В. Иванов связывал с особенностями мозга человека.

При этом каждая культура выстраивает вторичные иерархии в свою особую систему. В некоторых на верхушке иерархической цепочки находится литература. К примеру, именно такая ситуация наблюдается в России 19 века. В некоторых иерархиях важнейшее место отводится визуальному искусству. Такая ситуация имеет место в современной культуре западных стран. У отдельных народов на первые позиции выводится музыкальное искусство.

Культура является положительным термином в противопоставлении ее некультуре (или антикультуре). Первая представляет собой организованную систему, в которой данные сохраняются и обновляются. Некультура является некой энтропией, стирающей память, разрушающей ценности. Для этого термина нет конкретного определения. У разных народов и групп людей внутри единой общности представления об антикультуре имеются свои.

Почему семиотический подход так назван

Типология

В соответствии с приведенной выше информацией, культура подлежит классификации. Это дает возможность сравнить различные их виды в порядке, по которому они выстраиваются в иерархические связи. В некоторых культурах внимание сосредотачивается на истоках, а в остальных – на итоговых целях. Ряд культур пользуется циркулярными понятиями, а некоторые – линеарными. В первом случае имеют в виду мифическое время, а во втором – историческое.

Самые разные вариации проявляются в текстах, вторичных системах. Иногда они подвергаются процессам универсализации. Тогда какую-либо из систем провозглашают доминирующей идеологией.

Как считал Ю. Лотман, культуры можно классифицировать и в зависимости от отношения к семиозису. Одни акцентируют выражение, а другие – содержание.

То есть отличие между ними обусловлено тем, что они наделяют наибольшим значением уже имеющиеся сведения либо процесс их поиска. Если выявляется первый подход, речь идет об ориентации на текст. Если второй, то происходит ориентирование на правильность.

Кроме того, В. В. Иванов подмечал, что культура может быть парадигматической либо синтагматической. Первая подразумевает, что каждое явление – это знаки более высокой действительности. Вторая – что в ходе взаимодействия явлений между собой возникает смысл.

Примерами данных концепций является семиотизация в Средневековье и в период Просвещения.

Семиотический подход Лотмана

Тенденции

Культура в семиотическом подходе является механизмом, посредством которого обрабатываются и сообщаются те или иные сведения. Вторичные системы функционируют посредством кодов. Отличие их от естественного языка обусловлено тем, что они среди всех участников лингвистического сообщества являются тождественными. Их понимание зависит от освоения индивидом данной тематики.

Метаязык

Он является принципом, организующим, обеспечивающим иерархию и определение культуры. Идеология, выраженная моделирующей системой, придает ей устойчивые черты, создает ее изображение.

Метаязык склонен упрощать предмет, он избавляется от всего разрушенного, существующего вне системы. По этой причине он добавляет искажений предмету. Поэтому нужно иметь в виду, что никакая культура не описывается одним лишь метаязыком.

Семиотический подход в понимании культуры

Динамичность

Но когда повышение числа кодов происходит слишком интенсивно, согласованность деталей культуры утрачивается. В таком случае коммуникация уже невозможна.

Когда функции метаязыка доминирует, культура увядает, а изменения не представляются возможными. Коммуникация в данном случае больше не нужна. Перемены в культуре случаются, когда в ней оказываются компоненты антикультурной периферии, структурного резерва. Но вместе с появлением данных перемен метаязык развивается. Повторение моделей перемен осуществляется с разной скоростью в каждой второй системе.

Если культура сложна, к примеру, как современная, роль человека в обновлении кода становится наиболее значимой. С возникновением различных усложнений значение каждого человека увеличивается пропорционально. Динамизм культуры делает ее диахроническое описание гораздо более значительным.

Невербальная семиотика

Важнейшим компонентом семиотического подхода к культуре является невербальная составляющая. На данный момент считается, что она содержит дисциплины, между которыми имеются достаточно тесные связи. Это паралингвистика, изучающая звуковые коды невербального общения. Также сюда перечисляют и кинесику, науку о жестах, их системах. Это основная дисциплина, изучающая невербальную семиотику.

Также современный взгляд тесно связывает между собой ее и окулесику. Последняя является наукой о зрительном общении, визуальном поведении человека во время коммуникаций. Аускультация (наука о слуховом восприятии) наделяется такой же ролью. Она ярче всего проявляется в музыке и пении, наделении смыслом речи в ходе ее восприятия.

Семиотический подход к языку

Коммуникация органами чувств

В культуре и языке выражение глаз обладает важнейшим значением. В ходе человеческой коммуникации внушительную долю информации передают глаза. Кроме того, поведение зрительных органов имеет место в правилах этикета. К примеру, в еврейской культуре считается вежливым смотреть человеку в глаза во время разговора. Если собеседник понимает то, что слышит, он кивает. Если он отрицает услышанное, то поднимает голову, раскрыв глаза чуть сильнее.

Знаковость визуального языка проявляется и в длительности взгляда, его интенсивности, динамике либо статике. Выделяется несколько видов зрительного общения. Как правило, в большинстве культур прямой взгляд в глаза воспринимается в качестве агрессивного жеста, вызывающего. Особенно это актуально в том случае, если некто смотрит чересчур пристально. Этикет большинства культур предполагает короткий прямой взгляд.

Выделяют четыре функции окулесики: когнитивную, эмотивную, контролирующую и регулятивную. Когнитивная заключается в стремлении передать данные и увидеть отклик. Эмотивная проявляется в передаче чувств. Контролирующая обозначает проверку связи. Регулятивная обусловлена возможностью предъявить требование отреагировать на информацию.

Смысл этого подхода заключается в том, что культура рассматривается как знаково-символическая система, посредством которой закрепляется и передается человеческий опыт (знания, ценности).

В рамках этого подхода культура понимается как сфера коммуникации индивида с обществом, осуществляемая знаковыми средствами.

Основы этого подхода были заложены Тартуско-московской школой, куда входили специалисты по семиотике, лингвистике и литературоведению.

Исследовалась проблема строения и функционирования знаковых систем в человеческом сообществе.

Среди отечественных ученых, необходимо назвать имя Лотмана Юрия Михайловича (1922 – 1993) – известного специалиста в области семиотики. Лотман применил методы изучения языка к исследованию произведений искусства, взятых в качестве знаковых систем; разработал структурально-семиотический подход к изучению художественных произведений.

В своих трудах ученый смог реализовать познавательные возможности семиотического подхода на материале произведений искусства, построения эстетических канонов как знаковых систем и других объектах культуры, которые можно приравнять к знаку или знаковой системе. Работы Лотмана показали, что применение лингвистических методов к изучению культуры имеет определенное методологическое значение для культурологического познания.

Существует отдельная наука семиотика, изучающая всевозможные знаковые системы в природе и обществе, в особенности системы коммуникации (естественные и искусственные языки, системы знаковой сигнализации, языки изобразительного искусства и др.).

Семиотика близка теории информации, кибернетике, т.к. изучает знаковые системы управления и связи. Также она использует материал истории культуры, социальной антропологии (этносемиотика), психологии, биологии, т.е. согласно семиотическому подходу, культура рассматривается как совокупность знаков, знаковых систем и символов.

Читайте также: