Семейный фольклор это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Фольклорное творчество, как путь становления семейных традиций и

семейной культуры.

И у родителей, и у детей сейчас есть много возможностей для разнообразного семейного досуга, однако родители по разным причинам все меньше общаются с детьми.

В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, в связи с высокой загруженностью родителей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений . Поэтому вопросы сохранения, семейных традиций актуальны сегодня.

В современном обществе происходит разрушение фольклорных традиций и устоев семьи.

Разрушены нравственные представления о браке и семье:

- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
- утрачен традиционный уклад семейной жизни;
– нарушены родовые и семейные связи между поколениями,
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших забыты в современной жизни и заменены игнорированием мнения родителей, педагогов.

- утрата родителями семейных традиций, семейной культуры приводит к тому, что семья оказывается не в силах полноценно воспитывать детей:

- представители старшего поколения, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно .

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства.

Семья является одной из самых важных ценностей, созданных человечеством на протяжении тысячелетий.

Знакомство и изучение фольклорного творчества своего народа, является путем становления семейных традиций и семейной культуры.

Традиции — это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи.

В любые времена семью укрепляли эмоциональные связи родителей и детей, роскошь человеческое общения, совместная деятельность, где каждый выполнял свою роль.

В православной традиции, семейная жизнь понимается как "путь ко Спасению", восхождение по которому связано с несением "креста" повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.

Мое глубокое убеждение, что без тесного контакта с родителями, формирование нравственных качеств, воспитание семейных ценностей обучающихся в УДО, будет весьма затруднительным. Семья, это п ервичная среда где человек должен учиться творить добро.

Как не существует народа и страны без собственной истории, так и не может существовать семья без семейных традиций, любви и взаимоуважения.

Для этого необходимо:

Создание условий для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений между семьями воспитанников;

В семейных традициях заложена великая сила семейного воспитания.

Семья дает ребенку представления о жизненных целях и ценностях.

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Традиционный семейный уклад включает ряд компонентов:

Обычаи: установившиеся, привычные формы поведения.

Традиции: переходящий из поколения в поколение способ передачи культурных ценностей в жизни семьи.
Отношения: сердечные чувства и настроения, доброта и любовь.
Правила: образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки.

Крепкая семья-опора счастья! В системе дополнительного образования. сотрудничество с семьей становится все более востребовано и актуально используются различные формы и методы. Разнообразные мероприятия и программы совместной деятельности детей и родителей, которые позволяют ближе познакомиться со спецификой образовательного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

Совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка,

изучению традиционной культуры и фольклора.

Приобщение родителей к педагогическому и воспитательному процессу, для создания условий по сохранению семейных ценностей.

Для меня важно с первых дней вовлечь родителей в совместную творческую деятельность.

Планирование совместной работы с родителями обсуждается на первом организационном собрании и корректируется в течении учебного года, педагогом и родительским комитетом на родительских собраниях.

Традиционно на семейном совете решались все вопросы, связанные с воспитанием детей, переходом из одной возрастной категории в другую. Радость и горе в духовно здоровой семье становились общими: все события семейной жизни объединяли, усиливали чувство взаимной любви.

Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи и традиции. Взрослые должны способствовать приобщению детей к фольклорному творчеству, большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Опрос и диагностика показали, что наиболее активное участие родители принимают в праздничных и концертных программах, выездах на фестивали и экскурсии. Все это способствует развитию семейных традиций, положительно влияет на эмоциональное состояние обучающихся.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример.

Принимая участие в жизни творческого коллектива, группы, где занят ребенок, родители деятельно проникаются в процесс развития-образования, рука об руку с педагогом решают педагогические задачи, сохраняют и развивают семейные ценности. В традиционной культуре считалось неприлично не встретить всей семьей праздник,

Праздник, это наиболее эффективная форма работы, для формирования семейных ценностей, она используются в каждой группе.

Формы познавательной деятельности : творческие отчеты, дни открытых дверей детского объединения, музыкальные поздравления, выпуск поздравительных открыток и газет и т. д.

Интересны семейные встречи выходного дня, на городских мероприятиях.

Такие встречи надолго остаются в памяти. Помогают установлению партнерских отношений : Ученик + Родитель + Педагог = Друзья.

Для повышения качества образовательного процесса, создания сплочённого коллектива и доброжелательной, воспитательной среды необходимо:

Вовлечение родителей в педагогическое самообразование.

Знакомство с фольклором и традиционной культурой детей и родителей.

Развитие семейных традиций, патриотизма, через проведение совместных семейных и традиционных праздников в ДДЮТ, организация совместной досуговой и познавательной деятельности.

Привлечение родителей и детей к творческой, экспедиционной и экскурсионной деятельности.

Родительский клуб проводится в форме встреч - тематических бесед и требует специальной подготовки. Цель — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания и сохранения семейных традиций. Главное условие успеха таких встреч, бесед — добровольность и взаимная заинтересованность. Родительский клуб – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив и возрождает семейные традиции.

Без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания и качество образования. Родители – это главные партнеры, которые при успешно поставленной работе будут активными помощниками.

Через семью шла передача традиций, культуры поведения, сохранялся главный принцип фольклора: преемственность поколений. Шел непрерывный процесс обучения пенью, игре, танцам, прикладному творчеству и т.д. с подключением разных возрастных групп к общему достоянию. Деревенская община заботилась о продолжении духовно-богатого, здорового русского рода. Способствовала развитию брачных взаимоотношений среди молодежи. Совместные общие праздники и обряды создавали иллюзию равенства всех людей, что снимало социальную напряженность в обществе, укрепляло родственные связи.

В наши дни иной взгляд на мир, но не зря народная мудрость гласит : "Прожитого не прожить, а прошедшего не воротить", "Не будь грамотен, а будь памятен, может, что и сгодится"

СЕМЕ́ЙНО-ОБРЯ́ДОВЫЙ ФОЛЬКЛО́Р — тексты, сопровождающие совершение сем. обрядов (и, несколько шире, обрядов жизненного цикла). Соотв. это тексты, сопровождающие все осн. события в человеч. жизни. С одной стороны, по признаку обрядовой приуроченности они относятся к обряд. фольклору (объединяясь в один класс с календарным фольклором), с др. — ч. текстов (особенно свадебные) обнаруживает значит. тематич. мотивное и т. п. сходство с фольклором внеобря-довым (хороводные песни, напр. о браке, лирич. внеобряд. песни, особ. любовные, частушки, весьма насыщенные брачной тематикой, гадания, включающие темы брака и смерти, и т. п.).

Родильный обряд у рус. далеко не везде сопровождается песнями, и их в обряде немного, но обязат. являются нек-рые заклинат. формулы, пожелания, весьма ритуализов. и стабильные. Неизв., какими текстами сопровождались инициац. обряды (застриги, "всажение на конь"), если вообще сопровождались. Самый развитый фольклор принадлежит свадебному обряду. Сюда входят причитания (невесты и подружек о ней), несомненно тесно связ. с похоронной причестью, и песни, из к-рых легко выделяются чисто ритуальные — величания, корильные песни и небольшие заклинат. тексты ("Благослови, Боже, свадьбу начинати" или "Кузьма-Демьян, скуй свадебку" и т. п.), нек-рые коровайные песни и т. д. Остальные песни объединяют под общим названием "лирических". Это, конечно, слабость классификации, но она отражает объективное положение дел: во-первых, эти песни во мн. отношениях близки к песням внеобрядовым (в то же время сам факт перенесения песни в обряд, даже если изначально она и была необрядовой, кардинально меняет ее смысл); во-вторых, можно было бы попытаться классифицировать песни по моментам обряда, к к-рым они приурочены, но этому противодействует мн. в самих песнях: в разных вариантах обряда песни могут быть приурочены к разным ритуальным эпизодам, величания могут петься в разные моменты — тем самым оказывается, что, выделяя, скажем, "величания" и "девичные песни" как две разные группы, мы смешиваем разные классификац. принципы, хотя обе эти группы несомненно существуют в действительности. Т. о., хорошаяклассификация свадебных песен остается пока делом будущего, особенно для той более аморфной части, к-рая пока именуется "лирикой". Особую роль играют разл. благопожелат. формулы, благословения и стоящие совсем особняком приговоры дружки, сложенные в той их форме, к-рую мы знаем в ист. время, — раешным, или т. н. говорным, стихом, однако, по всей видимости, "стихотворность" и самого этого "стиха", и тем более приговоров усиливалась начиная с 17 в., а первонач. жанр этот был прозаическим. К свадебному фольклору можно причислить если не на равных правах, то все же как связанные с обрядом: гадания, подблюдные песни, частушки на брачные темы, рассказы о свадьбе. Последний в жизни человека обряд — похороны — знает только причитания. Соответственно к С.-О. Ф. следует, видимо, отнести еще и третий подвид причитаний — рекрутские (т. н. завоенные плачи); отметим в этом назв. скрытый каламбур, построенный на соотнесении прилагательного "военный" и производного от глагола "выть" — одного из терминов, обозначающих причеть). Вообще, причитания всегда сугубо индивид. и в то же время очень ритуализованы, т. е. по самой своей природе соотнесены с семейной обрядностью. Следует учитывать и то, что изначально плачи относятся к погребальной обрядности и появление их в др. ритуалах играет роль некоей отсылки, импликации темы смерти и погребения, что вполне естественно для переходных обрядов.

Т. о. к С.-О. Ф. относятся тексты разных жанров (причитания, песни, разные подвиды песен), стихотв. (т. е. поющиеся или речитативные, как причеть) и прозаич. (формулы, паремии, приговоры, по кр. мере в их первичном виде), разного размера, типа и функции.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та . 2002 .

Полезное

Смотреть что такое "Семейно-обрядовый фольклор" в других словарях:

Фольклор музыкальный Урала — многонац. по характеру, что обусловлено пестротой нац. состава нас. региона. Ареалы расселения народов на тер. У. переплетены между собой, это способствует возникновению разл. этнических контактов, проявляющихся и в муз. фольклоре. Наиб.… … Уральская историческая энциклопедия

Башкирский фольклор — распространен не только в Башк., но и в сопредельных Саратовской, Самарской, Перм., Свердл., Челяб., Кург., Оренб. обл., в Татарстане, где компактно проживают башкиры, а также в Респ. Саха, Тюменской обл. и в ряде стран СНГ. Самые древние… … Уральская историческая энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Кашмау — Кашмау это головной убор башкирского национального костюма. Кашмау носили замужние женщины. Он представлял собой шапочку с отверстием на макушке со спускавшейся на спину неширокой лентой хвостом. Лента должна была полностью прикрывать… … Википедия

Культура Удмуртии — Удмуртия республика в составе Российской Федерации, является ее неотъемлемым субъектом, входит в состав Приволжского федерального округа, расположена в западном Предуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Страна заселена… … Википедия

Устное народное творчество

Развитие детей

Устное народное творчество

Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – современным, творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.

Жанров в словесном народном творчестве большое множество. Это мифы и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни… Перечислять их можно бесконечно. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.

Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.

Жанры фольклора

Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.

Пословицы и поговорки

Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.

Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.

Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.

Пример русских пословиц:

Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.

Пример русских поговорок:

Приметы

Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.

Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.

Хозяйственные приметы

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Звездная ночь — урожай на горох и ягоды.

Февраль бокогрей, воду подпустит, а март подберет.

Ни в марте воды, ни в апреле травы.

Коли грачи прямо на гнезда летят — дружная весна.

Апрель с водой — май с травой.

Ясное утро — ранний сев, ясный вечер — поздний сев.

Месяц май — коню сена дай; а сам на печь полезай.

Коли в мае дождь — будет и рожь.

Конец полетья — начало лета.

Гроза на Федота летнего — плохая уборка сена.

Илья жниво зачинает, лето кончает.

На Ильин день до обеда — лето, после обеда -осень.

Коли брусника поспела — и овес дошел.

Коли журавли полетят, то будет на Покров мороз, а нет, то позже.

Коли лист с дуба и березы упал чисто — легкий год, нечисто — к строгой зиме.

Лист ложится наземь вверх изнанкой (мохнатой стороной) — к урожаю.

Без воды зима не встанет.

Большой иней, бугры снега, глубоко промерзла земля — к урожаю.

Опока на деревьях — к урожаю.

Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:

Народные приметы по звездам

Когда Млечный Путь светит, то будет хорошая погода.

Мало звезд видно- к пасмурной погоде и дождю; а откуда лучи звезд будут длиннее, оттуда будет ветер.

Сильно блестят звезды летом — к жаре. Зимой — к морозу.

Народные приметы по воздушным явлениям

Гром зимой — к сильным ветрам.

Большие дождевые пузыри — к ненастью и пущему дождю.

Когда дым без ветра бьет к земле, летом — к дождю, зимой — к снегу.

Вечерняя роса — к ведру.

Дым столбом — к морозу или к ведру.

Народные приметы по животным

Скот ложится под кровлю — к ненастью, а на дворе- к ведру.

Свинья чешется — к теплу. Визжит — к ненастью; солому таскает — к буре.

Наседка сажает под себя цыплят — к ненастью.

Собака валяется — к ненастью, фырчит — к дождю, трясет головой и закидывает кверху — к ненастью.

Курица на одной ноге стоит — к стуже.

Воробьи купаются в песке — к дождю.

Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.

Лошадь храпит — к ненастью, фырчит — к дождю, трясет головой и закидывает кверху — к ненастью.

Вороны в кучу собираются — к ненастью, купаются — то же; каркают стаей летом — к ненастью; зимой — к морозу.

Ласточки низко летают к дождю, а высоко — к ведру.

Поверье

В поверьях отражено стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, осмыслить свое место в природе, в окружении разнообразных животных и растений.

Сказки

С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. Это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.

Былины

К таким жанрам можно отнести былины (или как их еще называли – старины — русские героико-патриотические песни-сказания, основным сюжетом которых, являлись важные исторические события или героические подвиги богатырей и дев-воительниц). Этот жанр возник еще в Древней Руси, просуществовал вплоть до средних веков и постепенно стал забываться к XIX веку.

Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.

Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.

Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:

Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.

Семейный фольклор

Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.

Колыбельные песни

Пестушки и потешки

Скороговорки

Скороговорки основаны на трудности произношения, особенно при быстром их произнесении. Примеры скороговорок:

  • Сшит колпак, везен колпак, да не по колпаковски.
  • Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.
  • Тур туп, тупогуб.
  • У быка губа тупа.
  • Сыворотка из-под простокваши.

Свадебные песни

Окказиональный фольклор

Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.

Заклички

Закличками невероятно богат русский фольклор. Они представляли собой небольшие песенки, часто не лишенные юмора и сопровождавшиеся игровыми действиями. Сюжеты этого малого жанра были самые разные: это могли быть заклички о погоде и погодных явлениях, о природе и временах года, о животных и сказочных существах…

Дождик, лей! Дождик, лей!

На меня и на людей!

На меня по ложке.

На людей по плошке.

А на лешего в бору —

Лей по целому ведру!

Считалки

Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.

Заговор

Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.

В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, в связи с высокой загруженностью родителей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений. Поэтому вопросы сохранения, семейных традиций актуальны сегодня.На примере рабоы детского объединения через фольклор,решаются многие вопросы по воостановлению семейных традиций сегодня.

ВложениеРазмер
В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, в связи с вы 22.76 КБ
statya_folklornoe_tv-vo_kak_put_stanovleniya_semeynogo_tvorchestva_i_semeynye_traditsiy.docx 22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорное творчество, как путь становления семейных традиций и

И у родителей, и у детей сейчас есть много возможностей для разнообразного семейного досуга, однако родители по разным причинам все меньше общаются с детьми.

В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, в связи с высокой загруженностью родителей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений . Поэтому вопросы сохранения, семейных традиций актуальны сегодня.

В современном обществе происходит разрушение фольклорных традиций и устоев семьи.

Разрушены нравственные представления о браке и семье:

- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
- утрачен традиционный уклад семейной жизни;
– нарушены родовые и семейные связи между поколениями,
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших забыты в современной жизни и заменены игнорированием мнения родителей, педагогов.

- утрата родителями семейных традиций, семейной культуры приводит к тому, что семья оказывается не в силах полноценно воспитывать детей:

- представители старшего поколения, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно .

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства.

Семья является одной из самых важных ценностей, созданных человечеством на протяжении тысячелетий.

Знакомство и изучение фольклорного творчества своего народа, является путем становления семейных традиций и семейной культуры.

Традиции — это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи.

В любые времена семью укрепляли эмоциональные связи родителей и детей, роскошь человеческое общения, совместная деятельность, где каждый выполнял свою роль.

В православной традиции, семейная жизнь понимается как "путь ко Спасению", восхождение по которому связано с несением "креста" повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.

Мое глубокое убеждение, что без тесного контакта с родителями, формирование нравственных качеств, воспитание семейных ценностей обучающихся в УДО, будет весьма затруднительным. Семья, это п ервичная среда где человек должен учиться творить добро.

Как не существует народа и страны без собственной истории, так и не может существовать семья без семейных традиций, любви и взаимоуважения.

Для этого необходимо:

Создание условий для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений между семьями воспитанников;

В семейных традициях заложена великая сила семейного воспитания.

Семья дает ребенку представления о жизненных целях и ценностях.

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Традиционный семейный уклад включает ряд компонентов:

Обычаи: установившиеся, привычные формы поведения.

Традиции: переходящий из поколения в поколение способ передачи культурных ценностей в жизни семьи.
Отношения: сердечные чувства и настроения, доброта и любовь.
Правила: образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки.

Крепкая семья-опора счастья! В системе дополнительного образования. сотрудничество с семьей становится все более востребовано и актуально используются различные формы и методы.Разнообразные мероприятия и программы совместной деятельности детей и родителей, которые позволяют ближе познакомиться со спецификой образовательного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

Совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка,

изучению традиционной культуры и фольклора.

Приобщение родителей к педагогическому и воспитательному процессу, для создания условий по сохранению семейных ценностей.

Для меня важно с первых дней вовлечь родителей в совместную творческую деятельность.

Планирование совместной работы с родителями обсуждается на первом организационном собрании и корректируется в течении учебного года, педагогом и родительским комитетом на родительских собраниях.

Традиционно на семейном совете решались все вопросы, связанные с воспитанием детей, переходом из одной возрастной категории в другую. Радость и горе в духовно здоровой семье становились общими: все события семейной жизни объединяли, усиливали чувство взаимной любви.

Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи и традиции. Взрослые должны способствовать приобщению детей к фольклорному творчеству, большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Опрос и диагностика показали, что наиболее активное участие родители принимают в праздничных и концертных программах, выездах на фестивали и экскурсии. Все это способствует развитию семейных традиций, положительно влияет на эмоциональное состояние обучающихся.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример.

Принимая участие в жизни творческого коллектива, группы, где занят ребенок, родители деятельно проникаются в процесс развития-образования, рука об руку с педагогом решают педагогические задачи, сохраняют и развивают семейные ценности. В традиционной культуре считалось неприлично не встретить всей семьей праздник,

Праздник, это наиболее эффективная форма работы, для формирования семейных ценностей, она используются в каждой группе.

Формы познавательной деятельности : творческие отчеты, дни открытых дверей детского объединения, музыкальные поздравления, выпуск поздравительных открыток и газет и т. д.

Интересны семейные встречи выходного дня, на городских мероприятиях.

Такие встречи надолго остаются в памяти. Помогают установлению партнерских отношений : Ученик + Родитель + Педагог = Друзья.

Для повышения качества образовательного процесса, создания сплочённого коллектива и доброжелательной, воспитательной среды необходимо:

  • Вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
  • Знакомство с фольклором и традиционной культурой детей и родителей.
  • Развитие семейных традиций, патриотизма, через проведение совместных семейных и традиционных праздников в ДДЮТ, организация совместной досуговой и познавательной деятельности.
  • Привлечение родителей и детей к творческой, экспедиционной и экскурсионной деятельности.

Родительский клуб проводится в форме встреч - тематических бесед и требует специальной подготовки. Цель — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания и сохранения семейных традиций. Главное условие успеха таких встреч, бесед — добровольность и взаимная заинтересованность. Родительский клуб – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив и возрождает семейные традиции.

Без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания и качество образования. Родители – это главные партнеры, которые при успешно поставленной работе будут активными помощниками.

Через семью шла передача традиций, культуры поведения, сохранялся главный принцип фольклора: преемственность поколений. Шел непрерывный процесс обучения пенью, игре, танцам, прикладному творчеству и т.д. с подключением разных возрастных групп к общему достоянию. Деревенская община заботилась о продолжении духовно-богатого, здорового русского рода. Способствовала развитию брачных взаимоотношений среди молодежи. Совместные общие праздники и обряды создавали иллюзию равенства всех людей, что снимало социальную напряженность в обществе, укрепляло родственные связи.

В наши дни иной взгляд на мир, но не зря народная мудрость гласит : "Прожитого не прожить, а прошедшего не воротить", "Не будь грамотен, а будь памятен, может, что и сгодится"

Читайте также: