Этикет в новое время кратко

Обновлено: 03.07.2024

В Древней Индии этикет существовал в рамках кастовой системы. Брахмачарин (ученик) должен был знать правила общения с представителями и высших, и низших каст.

Начало системы придворного церемониала в Европе было положено в Древней Греции и до тонкостей разработано в Древнем Риме на протяжении почти 800-летнего существования государства. Римлянин не мыслил себя вне общества, и потому его всю жизнь от младенчеств; до могилы сопровождали церемониалы. Брак рождение и воспитание детей, богослужение ведение войны, поддержание мира — все регулировалось системой жестко регламентированных правил и церемоний.

Из истории этикета. Римские триумфы

Пожалуй, своей вершины римский церемониал достиг в праздничных шествиях — триумфах, посвященных победам римского войска при возвращении домой. Триумфальные церемонии вырабатывались веками. Обычай при вступлении солдат в город приносить благодарение богам, даровавшим им победу, превратился в грандиозные триумфальные шествия (а спустя века - в воинские парады). С течением времени триумф стал допускаться лишь при наличии целого ряда условий. Он считался высшей наградой военачальника, которой тот мог удостоиться, если имел особый сенатский жезл - imperium (лат. - власть), дававший его обладателю широчайшие полномочия, и вел войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Триумфом могли награждаться обыкновенные магистраты (консулы, преторы, проконсулы и пропреторы), диктаторы и лица, получившие высшую власть (imperium extraordi-narium) в силу особого народного постановления. Триумф определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в триумфе, военачальнику удавалось полу-чить его в силу постановления народного собрания, как это было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев).

Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, которая сопровождалась тяжелым поражением вражеского войска. Существовало правило награждать триумфом лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов.

Полководец, добивавшийся триумфа, ждал решения вопроса, находясь вне городской черты, ввиду того что вступление в город магистрата, не сложившего еще imperium, не допускалось. В таком случае и сенат собирался за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полководца. В силу специального закона триумфаторы получали imperium в день своего триумфа в городе. В этот день участники триумфа собирались рано утром на Марсовом поле, где в это время в общественном здании (villa publica) пребывал триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (tunica palmata), украшенную золотыми звездами пурпурную тогу (toga picta), позолоченную обувь. В одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок.

Триумфатор ехал стоя на круглой позолоченной колеснице, запряженной четырьмя конями. Когда Камилл впервые запряг во время своего триумфа белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони, во время триумфа стали обыкновенным явлением. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи).

Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть объемом и богатством захваченных во время войны трофеев. В древнейшую эпоху, пока Рим вел войны со своими бедными соседями, трофеи были просты: в основном это были оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны с богатыми странами Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать триумф на два-три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках несли и везли множество оружия, вражеские знамена, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи. Интерес представляли таблицы с надписями о подвигах победителя или с объяснениями значения проносимых предметов. Иногда это были редкие звери из завоеванных стран, произведения искусства. Из стран, где утвердилась эллинистическая культура, особенно из Греции, Македонии и др., вывозилось для триумфа много художественных сокровищ, драгоценной утвари, золотых и серебряных монет в сосудах, а также драгоценных металлов не в деле, иногда в громадных количествах. Участвовали в процессии также золотые венки, поднесенные победителю в разных городах: во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время триумфов Юлия Цезаря в честь побед над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой — около 3000.

Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение триумфа составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побежденные цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Некоторых из пленников во время триумфа убивали по приказу триумфатора в особой тюрьме, находившейся на склоне Капитолия. В более раннюю эпоху такое избиение пленных было обычным явлением и, вероятно, имело первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс.

Перед триумфатором шли ликторы с фасциями, обвитыми лавром; шуты увеселяли толпу. Триумфатора окружали дети и другие родственники; за ним стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны. Иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане. Завершали шествие солдаты в полном убранстве и со всеми наградами, которые они имели. Они пели импровизированные песни, в которых иногда осмеивали недостатки самого триумфатора.

Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой -Maximus), затем по Священной дороге (via sacra) через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасций и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже всей публики. Для последней устраивались еще и игры в цирках. Иногда полководец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пять тысяч денариев). Лица, получившие право на триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние.

Строгие правила дворцового этикета

В то время как в Древней Греции и Древнем Риме уже были разработаны многочисленные и довольно строгие правила дворцового этикета, на территориях современных Англии, Франции, Германии и прочих стран Европы в первые века новой эры еще встречались первобытные нравы, невежество, поклонение грубой силе и обжорство. Развитие этикета в странах Европы связано с распространением христианства, и сложная процедура христианского богослужения легла в основу правил международного светского этикета.

Западноевропейский этикет

Считается, что западноевропейский этикет начал формироваться во времена раннего Средневековья. В этот процесс вовлекались все новые государства, образовывавшиеся в Европе. Появившиеся в XI—XII вв. поэты-певцы (трубадуры и труверы во Франции, миннезингеры в Германии) воспевали пламенное служение Богу и сюзерену, любовь к Прекрасной Даме и преклонение перед ней, подвиги воинов без страха и упрека в Крестовых походах. Их стремление согласовать светски-рыцарское и религиозное миропонимание породило жанр рыцарских романов. Куртуазная литература, в свою очередь, способствовала утверждению в придворном обществе правил поведения. Так постепенно через религию и литературу культура общения вошла в плоть и кровь европейцев: К XII—XIII вв. определился некий набор правил, предназначенных не только для более четкого отделения одного сословия от другого, но, и для придания суровой, жестокой жизни более приемлемой, красивой оболочки. Если сравнивать такую страну классического католицизма, как Италия, с другими странами Европы XV в., то бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь.

Первый свод правил европейского этикета

Отчасти это было связано с мифологизацией фигуры короля, стремлением подчеркнуть его непричастность ко всему земному. На взгляд современного человека, следование многим из этих правил выглядит абсурдно, но для той эпохи формализованная точность характерна: этикет был напрямую связан с понятием чести, поэтому его нарушение воспринималось как смертельное оскорбление и за это можно было поплатиться жизнью. Так, герцог Бургундский Иоанн Бесстрашный (1371 —1419) совершил непозволительную ошибку: с пышностью выехавшего ему навстречу парижского палача Капелюша он приветствовал как дворянина, коснувшись его руки. Лишь смерть палача смогла избавить герцога от позора.

Первые истоки этикета

Эти правила еще не являлись этикетом, но были его предшественниками. Они служили инструментом для создания комфортной остановки. Нравственность того времени помогала людям объединиться во время опасности, учила основам общения и чтению традиций. Сам же этикет появляется только с развитием государства.

Этикет в Древнем Египте

Египетская цивилизация была пронизана правилами поведения. Здесь считали, что манеры могут сделать из любого человека короля и потому неукоснительно им следовали. Определенные нормы были во время трапезы, в одежде, в уходе за собой, во всех церемониях и при переписке. Известно, что египтяне имели строгие представления об этикете за столом и придавали большое значение внешнему виду.

На застольях принято было встречать гостей у входа. Обычно это делал сам хозяин, но иногда и его слуги. Гости должны были хорошо выглядеть и поприветствовать хозяина. За трапезой каждому отводилось определенное место: знатные люди рассаживались на богато убранные стулья с высокими спинками, а остальным доставались табуреты. Было принято использовать нож для разделки мяса, но остальную еду ели руками. После приема жирной пищи, гостям давали чаши для омовения рук.

Этикет в Древней Греции

Этикет Древней Греции считался предметом для подражания. Основной его чертой была доброжелательность.

Для жителя Греции внешнее не было отделено от внутреннего, что накладывало отпечаток на все его поведение. Нужно было быть спокойным, почитать свою семью, сдержанно общаться с друзьями и знакомыми. Женщинам не разрешалось покидать дом без сопровождения раба, за столом пользовались ложкой для некоторой пищи, с обеда нельзя было выгнать незваных гостей, а сам обед неизменно должен был заканчиваться беседой.

Этикет Средневековья

Хотя средневековый период и принято считать варварским временем, его этикет порой поражал чрезвычайным обилием предписаний. Неподчинением нормам было нарушением закона и могло обернуться не только позором, но даже смертью. А соблюдение этикета в некоторых сферах доходило до абсурда.

Особенно это заметно по Византии. В свое время государство оказало большое влияние на традиции дипломатии. Очевидцы описывали византийские приемы, как одни из самых пышных. Византийцы таким образом старались продемонстрировать иностранным гостям всю мощь своего государства.

Контроль за соблюдением этикета первоначально был церковной прерогативой. Там же была введена должность церемониймейстера, который занимался ведением церемоний в соответствие со всеми правилами.

Рыцарская культура внесла огромный вклад в развитие этикета. Поведение истинного рыцаря подчинялось множеству законов, которые затрагивали все сферы жизни: от обращения с дамой до поведения на турнирах. Получить такой статус было почетно, но накладывало обязательства по жесткому следованию христианским ритуалам. В бою рыцарь с уважением относился к противнику, в жизни был верен своему сеньору, в поклонении даме сердца постоянно демонстрировал самоотречение и контроль эмоций. При всем обилии моральных обязательств, нельзя было забывать о безупречном внешнем виде.

Страны Восходящего Солнца

В восточных странах не было понятия этикета, но были вековые традиции. Они охватывали все сферы жизни и соблюдались на протяжении длительного времени. Правила настолько строги и тяжелы в следовании, что многие европейские люди не в состоянии их понять и применить.

Свод норм описывает, каковы должны быть жесты и походка. Согласно Конфуцию, король должен идти небольшими шагами, скользя по земле.

Японский кодекс самураев Бусидо был написан в 13 веке. Хотя он и был написан для воинов, следование ему во времена создания и в дальнейшем стало признаком высокой морали. На этикет Японии повлиял не только общественный строй, но и религия страны. Издавна было принято проявлять почтение к старшим и представителям власти, стремление к тактичности в общении и искоренению панибратства.

Эпоха Ренессанса

Говоря об этикете эпохи Ренессанса, многие вспоминают придворный этикет Франции или строгость Англии, но первой заложила его основы Италия . Именно там начинается эпоха Возрождения. Люди начинают интересоваться красотой, искусством, литературой, что сказывается на общих правилах поведения.

Этика того времени возвеличивала человека. И придворные традиции демонстрировали это в полной мере. Например, во Франции во время трапезы короля, сидеть мог только он один. А герцог бургундский регулярно принимал прошения от подданных, но только из уст своих чиновников, стоявших на коленях. Каждый день придворных особ и все события шли по заранее определенному сценарию, в котором каждый выполнял свои роли даже в жестах.

Вынужденные постоянно терпеть многочасовые ритуалы, обожествлять короля и задумываться о статусе собеседника, придворные теряли собственный характер. Неудивительно, что со временем большую популярность набирают нормы английского поведения. Они проповедовали скромность, благочестивость, руководствуясь при этом здравым смыслом. Воспитанный мужчина того времени не позволял себе громкого смеха и долгих рассказов о себе. Он с уважением относился ко всем людям, включая слуг, держал в чистоте свой наряд и проявлял учтивость к женщинам.

История развития этикета в Российском государстве

Изменения, произошедшие в 18 веке, в основном коснулись только дворян и купцов. Не все из них радовались переменам. Но были и те, кто продвигал европейские манеры. Например, граф Шереметьев, являвшийся послом и знатоком заграничного этикета, старательно демонстрировал на практике новые обычаи.

Начиная с конца 18 века до войны 1812 года в поведении высших слоев населения преобладало французское влияние. Позднее усиливается интерес к английскому стилю. Мужчины стали разговаривать о серьезном и увлекаться политикой. Женщины должны были иметь естественный вид и уметь поддержать разговор.

Правила этикета 19 века включали обязательное занятие помимо развлечений. Деловитое поведение было признаком хорошего тона.

После прихода советской власти, правила поведения в обществе претерпели изменения. Новое руководство страны желало отбросить светские манеры, считая их усложняющими жизнь. Одеваться нужно было скромно, разговаривать без лишнего пафоса. А первые правила этикета за столом 20 века стали лишены придворных изяществ.

История речевого этикета

Речевой этикет — это свод норм в общении. Появился он вместе с развитием государственности и служил с целью разграничения социальных слоев общества. Определенный стиль в общении мог выдать в человеке купца или дворянина. Кроме того, он позволяет участникам беседы вести разговоры в мирном тоне.

Традиционно речевой этикет различался в зависимости от региона. В Древней Греции существовала традиция культурных бесед после званого ужина. В Римской империи хорошим тоном считалось не высказывать недовольства хозяину вечера. Примером служил сам Цезарь: во время пира, на котором подали испорченное блюдо, он попросил добавки, не высказав замечаний повару.

В поздней средневековый Европе речевой этикет стал предметом для обучения. Знание норм могло выгодно выделить человека хорошим воспитанием, в то время как незнание, наоборот, было показателем низкого социального статуса. Эпоха Возрождения стала благоприятным с точки зрения этикета временем для бедняков. Повсеместный интерес к гуманизму приучал людей любого статуса общаться на равных.

Речевой этикет 19 века подвергся буржуазному влиянию. Уйдя от придворных традиций, правила поведения не стали проще. При встрече дамы с мужчиной, здороваться первой могла только женщина. Обращаться к кому-либо нужно было исключительно по имени вместе с титулом. Женщинам нельзя было общаться наедине с мужчинами, много разговаривать. А все, кто имел привычку давать краткие ответы, слыли невеждами.

История делового этикета

Римская империя всегда встречала заграничных гостей шумными торжествами, а при прощании послам дарили подарки . Была даже учреждена отдельная должность по приему иностранных дипломатов. При этом, Рим опасался отправлять свою делегацию из одного человека, а если предстояло морское путешествие, дипломатов сопровождало несколько кораблей.

Дальше всех в развитии делового этикета ушел Восток. Еще в Древнем Китае был разработан свод правил, регулирующих отношения между императором, подданными и государственными служащими.

Во времена Средневековья деловым этикетом начинают руководствоваться не только послы. Короли, их придворные и ученые также стали использовать общение, построенное по канонам. Подданным запрещалось прикасаться к королеве и начинать разговор с королём, а каждый служитель королевской обители мог выполнять лишь свою определенную функцию.

С приходом Советского Союза были отменены все прежние формы делового общения. Новая власть хотела показать, что в обществе все равны, и старались установить простые взаимоотношения. На практике подчиненные стали дальше от начальников, которые общались свысока с нижестоящими по карьерной лестнице людьми.

С началом образования государств, обществу понадобилось регулировать взаимоотношения с помощью правил хорошего тона. Они коснулись сферы делового общения, поведения за столом, внешнего вида и речи. Законодателями этикетных норм в разное время были: Древняя Греция, Византия, Испания, Франция и Англия. Каноны приличия менялись, но их знание во все времена было показателем образованности. Этикет 21 века не стал исключением. И сегодня человек, обладающий хорошими манерами, все также считается приятным собеседником и желанным гостем.

История этикета: основные этапы развития


Первые истоки этикета

Этикет (от франц. Etiquette — этикетка, надпись) – это принятые нормы поведения людей в обществе, которых следует придерживаться, чтобы избегать неловких ситуаций и конфликтов.

Женщины уважительно относились к своим мужьям-добытчикам, подрастающее поколение воспитывалось наиболее опытными членами общины, люди преклонялись перед шаманами, целителями, богами – все это первые исторические корни, заложившие смысл и принципы соврменного этикета. До его появления и становления люди неуважительно относились друг к другу.


Этикет в Древнем Египте

Еще до нашей эры множество знаменитых людей пытались придумать свои самые разнообразные рекомендации по поводу того, как стоит человеку вести себя за столом.

В этом сборнике были собраны и описаны советы для отцов, рекомендовавшие обучать своих сыновей правилам приличия и хорошего тона, чтобы в обществе они вели себя подобающим образом и не запятнали честь семьи.


Уже в то время египтяне считали нужным использовать столовые приборы во время обеденной трапезы. Кушать требовалось красиво, с закрытым ртом, не издавая неприятных звуков. Такое поведение расценивалось как одно из главных преимуществ и достоинств человека, а также являлось важным компонентом культурной составляющей.


Этикет в Древней Греции

В Спарте же, напротив, признаком хорошего тона являлась демонстрация красоты собственного тела, поэтому жителям разрешалось ходить обнаженными. Безупречная репутация требовала обедать вне дома.


Эпоха Средневековья

В это темное для Европы время начался упадок развития в обществе, тем не менее люди все равно придерживались правил хороших манер.

В X веке н. э. расцвела Византия. Согласно своду правил этикета церемонии здесь проходили очень красиво, торжественно, пышно. Задачей такого изысканного мероприятия было ослепить послов из других стран и продемонстрировать мощь и величайшее могущество Византийской Империи.


Появились рыцари со своим кодексом чести, создавалось огромное множество новых ритуалов и церемоний, где проходили посвящения, принимали вассальную зависимость, заключали договор о служении сеньору. Тогда же в Европе возник и культ поклонения прекрасным дамам. Стали проводиться рыцарские турниры, где мужчины боролись за избранницу, даже если она не отвечала им взаимностью.

Также в эпоху Средневековья возникли и по сей день существуют такие правила: рукопожатие при встрече, снятие головного убора в знак приветствия. Таким образом люди показывали, что в руках у них нет оружия и что настроены они на мирные переговоры.


Страны Восходящего Солнца

В Японии и Китае правила хороших манер считались тем же самым, что и закон. Здесь уделялось внимание даже малейшим деталям: жестам, движениям, взгляду.

Например, отказ от кружки воды или косой взгляд мог повлечь за собой целую войну кланов, которая могла продолжаться годами до полного уничтожения одного из них.

Китайский этикет насчитывает более тридцати тысяч различных церемоний, начиная от правил чаепития и до заключения брака.


Эпоха Ренессанса

Для этого времени характерно развитие стран: улучшается их взаимодействие друг с другом, расцветает культура, развивается живопись, вперед шагает технический процесс. Также зарождается понятие о влиянии чистоты тела на здоровье: люди начинают мыть руки перед едой.

В XVI веке вперед шагнул застольный этикет: люди стали пользоваться вилками и ножами. На смену пышности и празднеству приходит скромность и смирение. Знания правил и норм этикета становится отличительной чертой элегантности и экстравагантности.


История развития этикета в Российском государстве


Были разрешены неравные браки между людьми разнообразных сословий. Люди теперь в праве были заключать браки с теми, кто оказался разведен, с расстриженными монахами и священнослужителями. Ранее такого делать было нельзя.

Категорически запрещалось жениться молодым людям, не окончившим школу, чтобы они не смогли уйти от воинской повинности.


Наиболее сильно были усложнены правила и нормы поведения для женщин и девушек. Запреты преследовали женский пол с самых пеленок. Молодым девушкам категорически запрещалось обедать в гостях, разговаривать без разрешения, показывать свои умения в языках или какой-либо другой области. Однако они должны были уметь в определенный момент стыдливо краснеть, неожиданно падать в обморок и обворожительно улыбаться. Молодой особе запрещалось выходить одной или находиться вдвоем с мужчиной в течение даже пары минут, невзирая на то, что он мог быть ее хорошим другом или женихом.

Правила предписывали девушке носить скромную одежду, говорить и смеяться только приглушенным голосом. Родители обязаны были следить за тем, что читает их дочь, какие знакомства заводит, и какие развлечения предпочитает. После замужества правила этикета для молодой женщины немного смягчались. Однако она, как и раньше, не имела права принимать гостей-мужчин в отсутствие своего мужа, выходить одна на светские мероприятия. После брака женщина очень тщательно старалась следить за красотой своей речи и манерами поведения.


Мероприятия для высшего света к самому началу XIX века включали в себя как публичные, так и семейные приглашения. Обязательно должны были проводиться различные балы и маскарады в течение всех трех месяцев зимы, ведь это было главным местом для заведения знакомств между потенциальными женами и мужьями. Посещения театров и выставок, веселые прогулки в парках и садах, катания с горок в праздничные дни – все эти разнообразные развлечения стали все более распространенными.


Родиной мирового этикета считается западный мир. В XXI веке в ходе долгого и тщательного отбора результатов жизненного опыта всех стран и народов мира свод правил этикета включил в себя только востребованные и наилучшие из них. Однако его нельзя считать полностью завершенным. Мы развиваемся, общество совершенствуется, и везде требуются определенные правила и нормы поведения. Этикет будет внедряться и усиленно усложняться и дальше, становясь все более полным и значимым.


Более подробно о правилах этикета вы узнаете из следующего видео.

История бытовой культуры в первую очередь предполагает изучение материальных условий жизни общества и форм повседневного общения в ту или иную эпоху. В центре такого исследования стоит человек, семья, домашний очаг.
Первая группа вопросов связана с жилым домом. В нее входят организация интерьера, обстановка, утварь, техническое оснащение — все то, что обеспечивало потребности повседневной жизни обитателей дома, их комфорт, гигиену.

Оглавление

1.Европейский быт эпохи нового времени.
1.1 Меблировка дома.
1.2 Стол: меню.
1.3 Одежда и мода.
2.Европейский этикет эпохи нового времени.
2.1 Зарождение этикета.
2.2 История развития этикета.
2.3 Понятие об этикете.
2.4 Этикет в Новое время.

Файлы: 1 файл

Европейский быт и этикет эпохи нового времени.doc

В Средневековье светский придворный этикет отличался особой строгостью и продуманностью. Отчасти это было связано с мифологизацией фигуры короля, стремлением подчеркнуть его непричастность ко всему земному. На взгляд современного человека, следование многим из этих правил выглядит абсурдно, но для той эпохи формализованная точность характерна: этикет был напрямую связан с понятием чести, поэтому его нарушение воспринималось как смертельное оскорбление и за это можно было поплатиться жизнью. Так, герцог Бургундский Иоанн Бесстрашный (1371–1419) совершил непозволительную ошибку: с пышностью выехавшего ему навстречу парижского палача Капелюша он приветствовал как дворянина, коснувшись его руки. Лишь смерть палача смогла избавить герцога от позора.

С XV в. придворный этикет в Европе все более усложнялся. Вся жизнь придворных была строго регламентирована. Писались сотни пособий по этикету, из которых следовало, что чем выше ранг вельможи, тем большему числу правил он обязан был подчиняться. Появилась специальная должность — церемониймейстер (распорядитель церемоний, а по сути — главный знаток этикета). Особенно сложная система этикета установилась во Франции во времена абсолютизма королевской власти. Апогея она достигла при Людовике XIV (1638–1715): жизнь двора целиком и полностью была подчинена требованиям этикета. Например, во время королевской трапезы все подданные должны были стоять, королева и принцы имели право сидеть на стульях, члены королевской семьи — на табуретах. Привилегии сидеть во время королевской трапезы на табурете также могла удостоиться королевская фаворитка.

Каждая общественно- политическая формация, каждое сословие вырабатывали собственные правила этикета. Так, в XVIII в. в странах Европы набрала силу буржуазия, которая установила свой этикет, отличавшийся от придворного. С укреплением позиций буржуазии и распространением свойственной ей морали распространялся и буржуазный этикет. Основная позиция этих правил — респектабельность, основная задача мужчины — быть добросовестным удачливым дельцом, а женщины — образцовой матерью и хозяйкой. Особое значение приобрело понятие репутации. Потеря репутации была невосполнима, она вела к разрыву с привычным кругом общения. Особенную жесткость правила поведения приобрели в европейской буржуазной среде XIX в. Известно, например, что правила этикета запрещали женщине оставаться наедине с мужчиной — это считалось неприличным. Между тем, несмотря на строгость этикета, многие современники отмечали несоответствие между формальным проявлением воспитанности и реальным поведением людей.

Этикет - слово французского происхождения. К этикету относят правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. В каждой стране в этикет вносятся свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Этикет в Новое время

В Новое время этикет меняет свою смысловую нагрузку. Он уже рассматривается как своего рода инструментарий, с помощью которого происходит сдерживание чрезмерного проявления эмоций, подавление аффектов, что делает человека более приятным и предсказуемым в обществе. Идеалом поведения в этот период становится невозмутимость, бесстрастность, умение держать себя в руках, владеть своими чувствами, словами и жестами. Базовым в этикете становится чувство собственного достоинства, самоценности личности.

Господствующий в это время рационализм и естественный научный анализ действительности способствовал и тому, что в самих знаниях был сделан акцент на их технологичность, что в полной мере относилось и к знаниям правил этикета.

Среди качеств, которыми должен был обладать воспитанный человек, предпочтение отдавалось четырем, наиболее важным: добродетель, мудрость, благовоспитанность и знание.

Буржуазия внесла в общественное сознание новую систему ценностей и добродетелей, на базе которой и выросли нормы и правила этикета. Правила этикета признаются лишь в той мере, в какой признается их полезность как регулятора общественных связей людей. Причем в этих правилах акцент переносится с формальной, внешней стороны на внутреннюю, содержательную. Этикет в это время становится и средством достижения успехов, как в бизнесе, так и в частной жизни. Все это нашло свое отражение в формирование нового образца эпохи - джентльмена.

Своеобразие этикетной культуры этой эпохи воплотилось в ряде основных характеристик, а именно: практичности норм этикета, их апелляции к здравому человеческому смыслу; нравственной содержательности этикета; равенства людей разных социальных статусов, недогматичности этикета, динамизма и изменчивости его правил.

На развитие этикета в странах Западной Европы большое влияние оказали национальные обычаи и традиции разных стран, этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки.

Читайте также: