Семейные традиции в российской империи кратко

Обновлено: 04.07.2024

История - наука увлекательнейшая и в то же время - противоречивая. Ищут в ней нередко вещей противоположных, и чаще всего находят для себя, что хотят, а вот соответствуют ли находки истине - это вопрос другой. Долго, очень долго российская история играла унизительную роль политической служанки. Неудивительно, что за масштабным фасадом истории государства не разглядеть было живых лиц ее творцов. Так и входили в наше сознание люди-идеи, персонажи книжки-раскраски, то и дело перекрашиваемой очередными демагогами от истории.

И сейчас по-прежнему тянет многих писателей и публицистов выставить живших некогда людей заложниками любимой автором идеи - а все-таки получается уже не так хорошо, как раньше. Почему? Ответ простой - уже немало материалов доступно массовому читателю, погружение в которые вдруг вдыхает жизнь в нарисованные фигурки, открывая в них искренние чувства, серьезные противоречия, глубины и трагедии - и при этом самые простые человеческие качества. Как странно. оказывается русские правители, Цари, Императоры - тоже были людьми. Более того, все они когда-то были детьми. Росли, играли, учились, плакали от обиды, радовались простым детским забавам. У них были родители. Были воспитатели. Детишек старались чему-то учить, подавая практические знания, образовывая ум, влияя на нравственное развитие души. И воспитывая при этом то, без чего не может обходиться царский отпрыск - чувство долга.

Императорами наши правители стали именоваться, как всем известно, по воле Великого Петра. И сотворилось сие не красного словца ради. Россия на самом деле вырастала в Империю, в великую Державу. Соответственно, и подготовка достойного преемника становилась для власть имущих делом государственной необходимости. Впрочем, в восемнадцатом столетии, прошедшем в России в бурных политических интригах и государственных переворотах, императорам и императрицам было как-то не до педагогики.

Первым царственным ребенком, которого пытались воспитывать с учетом реалий нового времени, был будущий Император Павел Первый. Впрочем, не зря говорят, что общая нестабильность отражается на детях, а это был не простой ребенок - увы, юный Павел очень долго, начиная с самого рождения, рассматривался взрослыми как важный козырь в их в политических играх. Кроме того, ребенок стал жертвой переходного периода от московской лубочности к петербургской учености. Поначалу воспитывала Павла тетка его отца - Императрица Елизавета, дщерь Петрова. Вернее, считалось, что воспитывала. "Через несколько минут после рождения его унесли в покои свекрови и стали кормить, растить, воспитывать сначала по распоряжением Елисаветы Петровны, а после по усмотрению хлопотливых нянюшек и мамушек. Екатерине полагалось смотреть на сына раз в неделю. Потом его отдали в руки Никиты Ивановича Панина, учителей и гувернеров", (А. М. Песков в книге "Павел I").

Собственно, и многие другие принципы воспитания, сформированные учителями для будущего Павла Первого, оставались неизменными в роду Романовых на протяжении многих лет. Так, например, Семен Андреевич Порошин, став одним из наставников Великого Князя, обозначил в дневнике программу действий:

- Вскормить любовь к русскому народу.
- Поселить в нем почтение к истинным достоинствам людей.
- Научить снисходительно относиться к человеческим слабостям, но строго следовать добродетели.
- Уничтожить предубеждения, которые легкомысленными людьми почитаются за непреоборимые истины.
- Сколько можно, обогатить разум полезными знаниями и сведениями.

Н. И. Панин также составил программу обучения, в которой прописывалось немалое время посвящать "прямой государственной науке".

В итоге Павел Петрович вырос настоящим принцем, человеком чести, живо интересующимся всем происходящим в государстве, образованным, оригинально мыслящим, обладающим тонким художественным вкусом. И все-таки. и все-таки сохранилось много свидетельств о нем, как о человеке сложного характера. Выросший Павел сохранил и детскую свою неуравновешенность, и нервозность, и жажду потакать собственным прихотям - с последним он мужественно боролся всю свою сознательную жизнь.

Меж тем приближался уже век девятнадцатый, и Россия твердо встала на путь, уготованный ей Петром Первым. Слово "просвещение" вошло в моду не только в Европе. Так что неудивительно, что впервые последовательно о педагогике в отношении воспитания Великих Князей заговорила Императрица Екатерина Вторая - но уже касательно не сына своего, а внуков. Здесь необходимо отметить, что сама Екатерина Алексеевна, в девичестве принцесса Ангальт-Цербтсткая София-Августа-Фредерика, получила вполне приличное воспитание и образование, которое можно назвать систематизированным. Хотя росла будущая великая Екатерина достаточно в сложной семейной обстановке, о воспитании ее позаботились с воистину немецкой ответственностью. Земным хранителем девочки стала гувернантка Елизавета Кардель, которая не только преподавала принцессе азы знаний, пристрастила ее к книге, но и дала девочке немало важных нравственных уроков, во многом определила ее отношение к жизни.

Екатерина Вторая вовсе не была тем монстром, которым ее привыкли представлять и нередко представляют до сих пор с легкой руки недобросовестных современников и потомков. Но она была живым человеком, со всеми присущими человеку чувствами и слабостями. Мать, у которой отняли ребенка, желая взять реванш, решила сама воспитывать внука. отобрав его у родителей. Парадокс. Сразу скажем, что на пользу Александру Первому это не пошло. Однако педагогическая система, разработанная Екатериной для внуков Александра и Константина, тем не менее, послужила благому делу - она привнесла в такое нелегкое и деликатное дело, как воспитание императорских детей разумность и ту систематизацию, нехватка которой уже начинала остро давать себя знать.

Первый и главный принцип - особое внимание уделялось тем постулатам, что черпали себя из православной морали:

"Стараться при всех случаях вселять в детях человеколюбие и даже сострадание ко всякой твари. ".

". Кто не имеет ни добродетели, ни учтивости, ни поведения доброго, ни знания людей и вещей, тот не будет никогда в людях человек, достойный почтения".

Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.

"Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему (не делай другому, чего не хочешь, чтобы тебе сделано было), в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном обращении со всеми. ".

". отдалять от глаз и ушей их высочеств все худые примеры, и чтобы никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов и не сердился".

Другие принципы касались не столь глобальных вещей, однако даже в наши дни они не потеряли актуальности, и немудрено, что в дальнейшем Романовы взращивали своих потомков прямо "по Екатерине", пусть даже - в теории.

"Я буду очень заботиться, чтобы из него не сделали прехорошенькой куклы, потому что не люблю их. " - написала Екатерина сразу же после рождения внука Александра. Это очень перекликается с наставлением Александра Третьего, сделанном им воспитательнице своих сыновей: "Имейте в виду, что ни я, ни Великая Княгиня не желаем делать из них оранжерейных цветов".

В Наставлении "о сохранении здоровья" Великих князей Екатерина предписывает, чтобы их платье было как можно проще и легче, чтобы пища была простая, и "буде кушать захотят между обедом и ужином, давать им кусок хлеба". Спать мальчики должна "не мягко", а на тюфяках под легкими одеялами, летом - ситцевыми, подшитыми простынями, а зимой - стеганными. Ложиться и вставать следует рано. Полезно, считала Екатерина, в любое время года как можно чаще бывать на свежем воздухе, а зимой по возможности реже находится возле огня. Зимой в комнатах мальчиков температура не должна превышать 17 градусов по Цельсию. Летом Екатерина велела не ограничивать купание детей и считала, что он хорошо для них учиться плавать.

И снова само собой напрашивается сравнение с последними Императорами. Утвердилось ли это с предписаний Екатерины Второй, но увлечение роскошью в том, что касалось семейного быта и домоустройства, вообще не было присуще членам династии Романовых. Так, например, будущий Александр Третий и его братья воспитывались довольно-таки строго, маленький Александр Александрович также и в силу натуры своей никогда не стремился к удобствам, к неге, к комфорту. Когда он сам стал отцом, то дарил детям на праздники полезные предметы, книги, садовые инструменты. Обстановка в комнатах его детей - маленьких Великих Князей была скромной, кормили их тоже отнюдь не по-царски. К чаю подавалось варенье, хлеб с маслом, печенье, а вот пирожные дети видели редко. Обед тоже был прост, и дети ели все, что им давали.

Среди этих детей был и будущий святой Государь-мученик Николай Александрович, о детстве и юности которого сохранилось немало достоверных свидетельств. Опираясь на них, О. Платонов пишет: "Воспитание и образование Николая II проходило под личным руководством его отца, на традиционной религиозной основе в спартанских условиях. Учебные занятия будущего Царя велись по тщательно разработанной программе в течение тринадцати лет. Чтобы будущий Царь на практике познакомился с войсковым бытом и порядком строевой службы, отец направляет его на военные сборы. Параллельно отец вводит его в курс дела управления страной, приглашая участвовать в занятиях Государственного совета и комитета министров. Блестящее образование соединялось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы, что было не часто для государственных деятелей того времени. Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к России, чувство ответственности за ее судьбу. С детства ему стала близка мысль, что его главное предназначение - следовать русским основам, традициям и идеалам".

Беззаветная любовь к России, чувство ответственности за ее судьбу. Эти качества сумели привить собственным примером своим сыновьям и Павел Первый, и Николай Первый, и Александр Второй. Про Николая Первого фрейлина А. Ф. Тютчева вспоминает: "Этот человек, который был глубоко и религиозно убежден в том, что всю свою жизнь он посвящает благу родины, который проводил за работой восемнадцать часов в сутки из двадцати четырех, трудился до поздней ночи, вставал на заре, спал на твердом ложе, ел с величайшим воздержанием, ничем не жертвовал ради удовольствия и всем ради долга, и принимал на себя больше труда и забот, чем последний поденщик из его подданных. " Этот человек, воспитывая своего сына, будущего Александра Второго, главной своей задачей ставил развитие в мальчике чувства долга перед Россией, перед будущими подданными. Не удивительно, что он сумел этого добиться, так как благой отцовский пример всегда был перед глазами у юного Цесаревича.

Все Великие Князья, будущие монархи, получили прекрасное образование, часто обучение начиналось еще в раннем возрасте, и к семи-восьми годам дети уже владели грамотой, арифметикой, начатками иностранных языков. Затем их ждало изучение самых разнообразных дисциплин, для чего приглашались именитые, сведущие в своем деле преподаватели. Для юношей обязательна была военная подготовка, однако учили их и танцам, и изящной словесности, и всему, что обязан был знать хорошо воспитанный молодой человек. Правители Дома Романовых вызывали искреннее восхищение у подданных, которые награждали их лесными эпитетами отнюдь не просто так. Монархи действительно служили возвышающим примером - как всему народу, так и собственным сыновьям.

Вопреки распространенному (невесть кем и невесть как) мнению, русские Императоры, начиная с Павла Петровича, были прекрасными мужьями и отцами (исключение представлял собой, пожалуй, только Александр Первый, личная жизнь которого не сложилась). Даже Император Александр Второй, отношения которого с супругой серьезно осложнились из-за его длительной сердечной связи с княжной Долгоруковой, женился в юности по страстной романтичной любви и долгое время был счастлив в законном браке. В свое время его отец, Николай Павлович, поселившийся с молодой супругой в Аничковом дворце, называл свою семейную жизнь "аничковским раем". Про Александра Третьего и его супругу Марию Федоровну их младшая дочь, Великая Княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова вспоминала: "Между моими родителями было так мало общего, и все же более счастливого брака нельзя было и пожелать. Они превосходно дополняли друг друга". Семью же последнего русского Императора называли просто - святой семьей. А что может быть лучше для нравственного развития ребенка, для его воспитания как Человека, чем ощущать тепло семейной атмосферы, наблюдать заботу домочадцев друг о друге, чувствовать их любовь по отношению к себе и учиться ответственности за тех, кто тебе дорог?

Нет, нельзя сказать, что в семьях Дома Романовых было все идеально, что августейшие родители не допускали никаких ошибок в воспитании своих детей, что никогда не случалось трений между младшим и старшим поколениями. Все это, безусловно, было. И все-таки главное в этих семьях без труда прививалось детям - любовь к Богу, любовь к Родине.

"Детей воспитай в страхе Божии. Старайся о учении их науках, потребных к их званию", - писал в обращенном к жене завещании Император Павел Первый. А спустя десятилетия его потомок завещает своему сыну, которому суждено стать святым Русской Православной Церкви: "Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства".

Во всех дворянских семьях существовал негласный свод правил поведения, нарушать который не разрешалось даже самым уважаемым членам семьи. (Это и другие фото в статье взяты из свободных источников интернета).

Во всех дворянских семьях существовал негласный свод правил поведения, нарушать который не разрешалось даже самым уважаемым членам семьи. (Это и другие фото в статье взяты из свободных источников интернета).

Во всех русских семьях родителей любили и почитали. Именно представителям старшего поколения за столом выделялось лучшее место и доставался самый лакомый кусок .

И если кто-то из подросших детей отказывался от вечеринки в кругу своих приятелей, говоря, что желает остаться дома с родителями, никто его не осуждал за это. Над ним не смеялись и, тем более, не обзывали "маменькиным сынком".

Наоборот, такое поведение заслуживало в обществе уважение и люди, пренебрегающие собственными интересами ради старших родственников, считались образцом для подражания и их нередко ставили в пример сверстникам.

Во всех семьях детям сызмала прививались любовь и уважительное отношение к представителям старшего поколения.

Во всех семьях детям сызмала прививались любовь и уважительное отношение к представителям старшего поколения.

Во всех семьях ценилось искренние и тёплые отношения между родственниками, пусть даже те и были, как говорится, "седьмая вода на киселе".

Чтобы поддерживать хорошие отношения со всей роднёй, люди устраивали застолья, на которых собирались все члены семейства. Если же те жили очень далеко, то было принято обязательно поздравлять их с праздниками, в том числе и с церковными, такими, как Пасха или Рождество.

Считалось допустимым поздравить открыткой знакомых, но к родственникам рекомендовалось ездить на праздники лично.

Считалось допустимым поздравить открыткой знакомых, но к родственникам рекомендовалось ездить на праздники лично.

А чтобы из памяти случайно не вылетело, когда день рождения у троюродного дядюшки или у внучатой племянницы, люди заводили специальные блокнотики, куда вписывали даты семейных праздников.

Но если была такая возможность, то к родне, пусть даже живущей на другом краю города, непременно ездили, а не поздравляли в письме или открыткой, как это практиковалось со знакомыми.

Когда вся семья в сборе

По вечерам, когда домашние собирались после ужина в гостиной, в приличных домах строго соблюдались правила поведения.

Считалось недопустимым проступком, если кто-то из взрослых сыновей без разрешения родителей тянулся за портсигаром: курить без позволения младшим членам семьи, пусть даже и великовозрастным, было строжайше запрещено.

Что же касается девушек, то им было разрешено в это время заниматься рукоделием: вязать, вышивать или плести кружево. А вот штопать чулки или бельё в гостиной не следовало. Это полагалось делать у себя в комнате и в утренние, а не вечерние часы.

Не возбранялось повзрослевшим дочерям вышивать или заниматься вязанием и при гостях. Такое поведение не рассматривалось, как нечто неприличное.

Наоборот, в обществе приветствовалось, когда юная барышня даже из очень знатной и богатой семьи не сидит на званом вечере вытянувшись, как если бы аршин проглотила и чинно сложа на коленках руки, а занимается полезным делом.

Кстати, привычка вертеть в руках безделушки, активно жестикулировать или одергивать на платье оборки, в высшем обществе считалась ужасно некрасивой.

Однако, как бы лояльно ни относилась знать к занятиям рукоделием во время званого ужина или бала, существовали и определённые ограничения.

Так, если рядом находились высокопоставленные особы, девушке полагалось отложить в сторону вышивку или спицы, как этого требовали правила этикета.

И точно так же барышня должна была прекратить работу в том случае, если к ней обращались с вопросом или же дело происходило на творческом вечере во время музыкального выступления.

Да и вообще считалось неприличным, если девушка так сильно увлекалась рукоделием, что переставала обращать внимание на то, что делают или говорят окружающие.

Воспитанная барышня должна была всем своим видом демонстрировать другим людям, что она поддерживает общую беседу и ценит их присутствие.

А вот парням в дворянских семьях не позволялось заниматься в обществе посторонних посторонними занятиями, не то что рукоделием, но даже и просто приносить в гостиную во время приёма учебник или художественную книгу.

Возможно, вам будет интересна и эта статья о дворянском быте:

Понравилась статья?

Ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии, если вам есть что сказать по поводу данной публикации.

Любовь, брак и семья возникли и развивались вместе с появлением и развитием человека и человеческого общества.

На протяжении всей истории в русской культуре особое место занимала семья. Семья и семейные традиции – одна из главных ценностей в жизни всех сословий в Российской империи.

В дореволюционной России вплоть до конца XIX века доминировал традиционный тип брачности, отличительными чертами которого являются: ранняя брачность; всеобщность брака; моногамная форма брака, как единственно приемлемая социальная норма; редкость расторжения брака; высокая репродуктивность.

Предлагаем Вашему вниманию видеорассказ об особенностях семьи в дореволюционной России, подготовленный сотрудником Центральной городской библиотеки им. И.Ф. Горбунова З.Г. Тавлихановой.

no-image

Хочу выразить огромную благодарность сотрудникам библиотеки за отзывчивость, внимание к людям. Помогут…


Ломоносов говорил, что народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Поэтому наш блогер ДШИ.онлайн предлагает обратиться к идеям и практикам воспитания XIX века, чтобы в XXI веке не совершать ошибок в общении с детьми, а нести только хорошее, доброе, вечное!

История многому нас учит. Для каждого поколения найдутся свои уроки в прошедших эпохах. Речь тут не только о великих свершениях сильных мира сего, но и повседневной жизни обычных людей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми моментами дворянской жизни императорской России, касающейся воспитания детей, и попробуем применить их для современной семьи XXI века.

1. Воспитание почтения к старшим

И в дворянских, и в крестьянских семьях авторитет родителей был беспрекословен. Родитель для ребёнка в XIX веке — это идеал и наипервейший образец для подражания. Важно было при этом не просто заставлять ребёнка уважать вас, а действительно стать образцом. Говоря современными словами, в первую очередь воспитывать себя, а ребёнок уже сам скопирует все основные поведенческие черты: вежливость, уравновешенность, доброжелательность, оптимистичность и так далее.

2. Овладение навыками общения в социуме

Этот пункт следует из первого. То, как общается ребёнок среди сверстников, с учителями, посторонними взрослыми, показатель того, что он наблюдает в своей семье. В XIX веке в воспитательных целях дома могли разыгрываться сценки из повседневной жизни и разнообразные экстренные случаи, чтобы ребёнок мог сориентироваться в любой ситуации, не поддаваясь панике. Такая практика актуальная и сегодня.

3. Совместные обеды или ужины

Традиция совместных семейных приёмов пищи уходит корнями в самую глубину зарождения человечества. Конечно же, она практиковалась и среди дворянства. Как известно, трапеза сближает людей. Почему бы не сделать семейной традицией такие обеды, например, раз в неделю?


Как воспитывали первое поколение образованных женщин в России

Собраться вместе, насладиться домашней едой, обсудить с искренним участием события, произошедшие с каждым членом семьи за неделю. Что порадовало больше всего, что огорчило и какие варианты могут быть для выхода из такой ситуации. Проговаривая проблемы, ища выход из ситуаций вместе с близкими, ребёнок уже не чувствует себя беспомощным и слабым. Ведь за его спиной надёжный тыл в виде крепкой, готовой к взаимовыручке семьи. Это лучший способ создать тёплые, доверительные, дружественные взаимоотношения с ребёнком.

4. Путешествия с детьми

В дворянской России часто брали детей в дальние поездки. Ездили в те времена часто: гостили у многочисленных родственников, выезжали в деревню на летний сезон, отвозили детей на учёбу, иногда и за сотни километров, и забирали домой. Путешествия были длительными. Они позволяли детям проводить много времени в беседах с родителями, узнавать друг друга снова и снова. Дети в путешествиях дополнительно подкрепляли знания географии.

5. Личный бюджет

В дворянских семьях, начиная с определённого возраста (примерно с 10–12 лет) ребёнку выделялись некоторые личные средства, чтобы покупать необходимые простые вещи и развлекаться. Так, подросток обучался правильно распоряжаться средствами, распределять их, вести хозяйство. Такая практика вполне может осуществляться и теперь, для формирования понимания, что распыление денег приводит к неприятным последствиям, а при правильном планировании можно накопить на что-то действительно ценное.

6. Домашний театр

Во времена, когда ещё и не помышляли о компьютерных играх, телевизоре, виртуальной реальности, люди в свободное время не скучали без дела. Был целый комплекс семейных традиций по совместному увлекательному времяпрепровождению.


Как изучают историю в разных странах мира

Например, подготовки семейных театральных постановок к праздникам — на Рождество, именины, День рождения, и так далее. Готовились всей семьёй — выбирали пьесу или сочиняли её сами, разучивали роли, шили костюмы и изготавливали декорации. Подходили к делу со всей ответственностью, чтобы на торжестве продемонстрировать гостям общее творческое детище.

Традиция увлекательна и может стать замечательным досугом для современной семьи. К созданию своей труппы можно привлекать соседей, друзей семьи, всех родственников. Это поистине объединяющее и интересное творческое увлечение.

Читайте также: