Военное искусство древнего китая кратко

Обновлено: 07.07.2024

Даная работа направлена на изучение военного искусства Китая в древности и Средние века. Военное искусство Древнего Китая начало формироваться с древности. В древности и Средневековье жизнь китайского народа протекала в постоянных военных конфликтах. Я попытаюсь описать как развивалась их стратегия и оружие в этот период времени.

В своем труде я использовал различную литературу, но эти две данные книги составили основную часть курсовой работы. По моей работе можно будет рассмотреть эволюцию военного дела Китая и его преобразования.

2. Древний Китай.

На северо-востоке от Индии за высокими и труднопроходимыми горами, располагается обширная Восточно-китайская равнина. [1] По равнине протекают две большие реки – Хуанхе и Янцзы. [2] Они берут начало в горах и впадают в море. [3]

В течение веков китайская военная мысль, формируя стратегии и шлифуя правила ведения боя, улучшала боевой потенциал страны.

Политика, применявшаяся в начале исторической эпохи при Шан (1766 – 1045гг. до н.э.), менялась вслед за возрастанием численности войска, большей скоростью и мобильностью, появлением новых видов колющего и стрелкового оружия. [4] Шанская династия управляла теократическим государством, власть ее покоилась на важном мастерстве родов аристократии, а так же на религиозных верованиях и соответствующих институтах. В Шанской династии все население разделялось на четыре класса: правящие семьи; члены родового клана, выполнявшие чиновничьи обязанности, и прочая аристократия; простолюдины, т.е. зависимые крестьяне и рабы. [5]

Аристократия, жила в городах, где были дворцы и храмы. Простой народ обитал в землянках, занимался сельским хозяйством или ремеслом, а сверх того должен был нести воинскую повинность и участвовать в военных кампаниях. [6]

Технология литья бронзы быстро развивалась на протяжении всего периода с момента правления Шан. В то время оружие у знати было из бронзы, но простой народ не мог позволить себе такой роскоши. У простолюдинов сельскохозяйственное орудие и оружие было костяное, деревянное или каменное. [7]

До шанской династии военные столкновения сводились преимущественно к набегам и стычкам между поселениями, хотя отдельные вожди, очевидно, устанавливали какие-то основы власти, и появлялись местные лидеры родовых союзов, подобные основателям династии Ся. С подъемом же Шан и утверждением центральной власти (хотя и не администрации) была создана постоянная гвардия численностью около тысячи человек. [8] Количество воинов могло быть увеличено в случае необходимости: тогда главы родов и владетельные князья обязаны были снаряжать дополнительные армии. Хотя обычно войском командовал сам правитель, уже существовали зачатки военной бюрократии. Военная кампания против приграничных врагов могла востребовать от 3 до 5 тысяч человек, а поход против бросившего вызов государства – до 13 тысяч; исход битвы чаще всего решался в одном столкновении, но известны случаи, когда сражения длились несколько дней. [9] Войско разделялось на три части – левый фланг, правый фланг и центр – и состояло из двух подразделений: плохо организованной пехоты, выполнявшей вспомогательные функции, и колесниц, управляемых воинами из знати, несших военную службу и являвшихся опорой государства. [10]

Войны, которые вела шанская династия, имели следующие цели: установление и укрепление сюзеренитета, массовый захват пленных и сокровищ. Контроль за территориями, находящимися за пределами главного домена, осуществлялся скорее через систему вассалов, чем через централизованное управление. Награбленная добыча увеличивала богатство правящего дома и позволяла вознаградить за службу. [11] Некоторых пленников делали рабами и использовали на полевых работах или в доме, но большинство их приносилось в жертву, что было частью шанских религиозных обрядов. [12]

Так же в бою использовались колесницы. Экипаж колесниц в периоды поздней Шан и Чжоу состоял из трех человек: возницы, лучника слева и воина с алебардой справа. Пять колесниц составляли отделение, а пять отделений – отряд. [15] К каждой колеснице приставлялось для поддержки 10-25 пехотинцев, а позднее – еще и авангард в количестве до 125 воинов. Шанская колесница была прямоугольной формы, на двух крепких, со множеством спиц, колесах. Везли повозку две лошади. [16] Своеобразными учениями были масштабные охоты, на которых использовались колесницы, что позволяло совершенствовать и искусство управления ею, и стрельбу, и умение сражаться на движущейся платформе, что требовало длительной тренировки. Это была весьма дорогостоящая боевая единица, ведь делали и ремонтировали ее специальные мастера, поэтому сражались на колесницах только воины из знатных родов, и лишь изредка к ним добавлялись простые рекруты. [17] Битвы выливались, таким образом, в определенное количество индивидуальных стычек, обставлявшихся соответствующим ритуалом (впрочем, возможно, в данном случае мы имеем дело с позднейшей романтизацией). Некоторые ученые отыскивали в источниках упоминания об охоте верхом на лошадях. Однако их толкования вызывают сомнение: очевидно, лошадей только запрягали в колесницу. В любом случае всадник без стремян и седла, которому, вдобавок, мешала длинная одежда, не мог стать эффективной боевой единицей до III в. до н.э. [18]

2.1. ЧЖОУ (1045 – 256 г . до н.э.)

ЧЖОУ (Chou), династия (и государство) в древнем Китае (1045 — ок. 256 г . до н. э). [19] Была основана У-ваном — вождем племени Чжоу, захватившим территорию государства Инь и положившим начало новой династии. [20]

Династия Чжоу пришла к власти, победив Шан в решающей битве при Муе. После победы Чжоу над Шан победившая династии переняла некоторые достижения побежденных и внесла свои новшества. Постоянное давление варваров вынуждала их совершенствовать военное мастерство, организацию и тактическую мысль. Оружие Чжоунцев были сходны с шанскими. Возможно, единственным их новшеством было широкое использование колесниц, что обеспечивало более быстрое передвижение и доставку большого количества оружия и провианта. [21] Чжоусты отличались своим уважением к противнику. По свидетельствам источников у чжоустов в армии существовали секретные люки, так называемые бирки.

- Правитель и его командующие имели секретные бирки восьми видов. [22]

Бирка, означающая великую победу над врагом, длиной в 1 орут. [23]

2.2. Западное ЧЖОУ (1045 – 770 до н.э.)

После окончательного завоевания окраин и подчинения их центру через феодальную систему, впервые несколько столетий периода Западной Чжоу не происходило никаких больших перемен в военной технологии и стратегии, но военное дело двигалось вперед. С улучшение качества выделки и обработки кожи появляются доспехи и у пехоты, чья роль в бою неуклонно возрастала. [29] Технология обработки металла улучшает его прочность, форма оружия понемногу изменяется, оно становится длиннее, мощнее и универсальнее, чем прежде, и к концу периода Западной Чжоу в 771 г . до н.э. появился уже настоящий меч. [30] Но однако, основным оружием для сражения ,как на колеснице так и в пешем строю оставалась алебарда.

[1] История древнего мира. [Учеб. для ср. шк. – 3-е изд. – Ф.П.Коровкин. – М.: Просвещение, 1988г. – 255с., 16л. карт.:ил. – ISBN ., стр.95

История Древнего Китая помимо длительных внутренних распрей небогата крупными военными событиями. Защищаясь от внешних врагов, Древний Китай воздвиг Великую Китайскую стену — уникальное инженерное оборонительное сооружение. В Древнем Китае был изобретен порох, первоначально использовавшийся для фейерверков, но затем ставший грозным оружием войны.

Военное искусство по Сунь Цзы

Не смей наступать первым — выжидай.

Не смей наступать и на вершок, лучше отступи на аршин.

Непобедимость есть оборона, возможность победы есть наступление.

Надо уметь действовать, бездействуя, поражать без усилий. В битве побеждает тот, кто перед битвой осторожничал.


Сунь Цзы о формуле победы

Совет Сунь Цзы окруженному войску

Один из военачальников спросил у Сунь Цзы: что делать, если войско на чужой территории окружено несколькими рядами противника? Ответ был таков:

— Отдай по войску приказ, что никакого выхода нет. Перережь всех волов, накорми воинов; сожги обоз, забросай колодцы, остриги волосы… Тогда воины наточат свои мечи, сделаются единой силой и бросятся на врага в надежде на спасение.

Сунь Цзы о военной хитрости

У Цзы — теоретик генерального сражения

О том, когда не следует воевать

Нужен ли полководцу меч?

Когда подчиненные преподнесли полководцу У Цзы меч, он сказал:

— Полководец распоряжается приказами и сигналами, больше — ничем. Он указывает, куда направлять мечи. Вот дело полководца.

Из древнекитайских воинских уставов

По древнекитайским воинским уставам низкорослые воины вооружаются копьями и рогатинами, высокорослые — луками и арбалетами, сильные несут знамена, храбрым поручаются барабаны. Слабые служат при конях и на кухне, сообразительные берутся в штабы.

— дать кочевникам дорогие ткани и колесницы, чтобы испортить их глаза;

— дать им вкусную пищу, чтобы закрыть их рты;

— усладить вождей хунну музыкой, чтобы закрыть их уши;

— построить им здания, хранилища для зерна и подарить рабов-земледельцев, чтобы успокоить желудки кочевников;

— особо одарить те племена, которые примут китайское покровительство.

Использовалось и шестое искушение — алкоголь: так в середине II в. до н. э. китайцы ежегодно поставляли хунну около 1 млн л вина.

Но в конце концов в I в. до н. э. с набегами северных кочевников правителям Китая удалось покончить решительными военными действиями.

Верования Древнего Китая

Верования Древнего Китая Вопрос 7.1Инь и ян. Инь – это хаос, тьма, земля, женщина. Ян – это порядок, свет, небо, мужчина. Мир состоит из взаимодействия и противоборства этих двух космических первоначал.Когда же ян достигает своего максимального могущества и когда в апогее

КРУШЕНИЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

КРУШЕНИЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ В отличие от державы Хунну ханьский Китай был неуязвим для внешних врагов. Население его к концу II века исчислялось в 50 млн. трудолюбивых крестьян. Четырехсотлетняя культурная традиция поддерживалась поколениями конфуцианских грамотеев.

Мифы древнего Китая

Мифы древнего Китая Каждый народ создает уникальную мифологию, в которой, как в зеркале, отражается его образ мышления. В китайских мифах сплелись древние верования и легенды, философские учения буддизма и даосизма, народные предания и легендарные события, ведь древние

Мифы Древнего Китая

Изучение древнего Китая в КНР

Изучение древнего Китая в КНР На протяжении всей первой половины XX в. традиционная китайская историография под воздействием со стороны Запада мучительно преодолевала привычку некритически и догматически следовать давным-давно апробированной догме. Это воздействие

Культура Древнего Китая

Культура Древнего Китая В центре мифологических представлений Древнего Китая стоят предания о предках, в том числе культурных героях, спасающих человечество от всевозможных бедствий (наводнений, засухи, вызванной появлением разом десяти солнц, от которой людей спас

Военное искусство и военное дело

Военное искусство и военное дело Сам Скобелев принадлежал к новому поколению, но как военный практик он хорошо знал старую армию и поэтому имел право судить о ней.«Старые порядки в армии были ужасны, ибо сверху донизу царствовал произвол вместо закона, слишком тяжело

Мифы Древнего Китая

Мифы Древнего Китая Проблема генезиса и специфики древнекитайских мифов принадлежит к числу неясных и спорных. Мифы Древнего Китая отличны от столь привычных для европейца греческих или римских. Вместо связных и увлекательных повествований – отрывочные фрагменты,

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ В бурную эпоху политических и социальных потрясений достигла расцвета культура древнего Китая. Древнекитайская цивилизация — итог развития культуры Инь-Чжоуского Китая, обогащенной достижениями различных племен и народов и, прежде всего,

Военное искусство Древнего Китая, развивавшееся в условиях изоляции от остального мира, достигло своего расцвета в циньском и ханьском Китае. В VI–IV вв. до н. э. выдающиеся полководцы и мыслители Сунь Цзы, У Цзы и другие изложили основные положения и принципы военного искусства в военно-теоретических трактатах. Такие трактаты стали настольными книгами правителей и военачальников. Талантливые полководцы ценились превыше всего.

Главным и самым сложным вопросом, который издавна стоял в центре внимания древнекитайских военных теоретиков, являлось определение понятия войны. Сама война в древних трактатах по военному искусству традиционно рассматривалась не только и не столько как вооруженное столкновение. Война, в соответствии с древнекитайской военной теорией, — это политическая, дипломатическая, психологическая схватка противоборствующих сторон.


Генерал. Статуя из гробницы императора Цинь Шихуана

Особое место в военном искусстве Древнего Китая занимает стратагема. Это, в представлении китайских военных теоретиков, заранее составленный стратегический план, в котором противнику приготовлена какая-либо ловушка или военная хитрость.

Общее количество стратагем (рекомендаций, изложенных в иносказательном стиле) не поддается счету, однако наиболее распространенными из них можно считать следующие.

1. Убить чужим ножом.

2. В покое ожидать утомленного врага.

3. Грабить во время пожара.

4. На востоке поднимать шум, на западе нападать.

5. Для вида чинить деревянные мостки, втайне выступить в Чэньцан.

6. Скрывать за улыбкой кинжал.

7. Бить по траве, чтобы вспугнуть змею.

8. Сманить тигра с горы на равнину.

9. Если хочешь что-нибудь поймать, сначала отпусти.

10. Чтобы обезвредить разбойничью шайку, сначала надо поймать главаря.

11. Ловить рыбу в мутной воде.

12. Объединиться с дальним врагом, чтобы побить ближнего.

13. Объявить, что только собираешься пройти сквозь государство Го, и захватить его.

14. Делать безумные жесты, не теряя равновесия.

15. Заманить на крышу и убрать лестницу.

16. Бегство (при полной безнадежности) — лучшая стратагема.

Идея стратагемности имеет принципиально важное значение для понимания сущности и специфики китайского национального способа ведения войн. С древних времен в Китае высоко ценился ум и умение строить стратегические планы. Сила и мощь, по китайским понятиям, безусловно, важны, особенно в военной сфере, однако они вторичны. Военное искусство Древнего Китая, так же как политика и дипломатия, основывалось на стратагемности. Именно поэтому древние китайские трактаты сохранили описания сотен битв, боев и сражений, успех в которых был достигнут в основном благодаря таланту полководца, применившего ту или иную стратагему. В связи с этим можно говорить даже о своеобразном культе стратагемности в Древнем Китае в отличие от сложившегося за многие века на Западе и Востоке культа военной силы.

Военная теория и практика древнекитайских империй

Военная теория и искусство развивались в эпохи Цинь и Хань, следуя изменениям военно-политической обстановки в Китае и развитию средств и способов поражения противника на поле боя. В основу военной политики единой китайской империи Цинь и Хань по-прежнему были положены классические принципы Сунь Цзы. Однако некоторая специфика, безусловно, появилась.

Развитие военного искусства в Древнем Китае происходило в соответствии с интересами империи. Как и любая империя былых времен, для обеспечения своих интересов государства Цинь, а затем — Хань должны были решать две задачи: обеспечивать расширение границ империи и гарантировать ее защиту.

Для расширения пределов империи Циньская и Ханьская династии вели агрессивные захватнические войны против своих соседей по всему периметру границ. В эпоху политической раздробленности китайские правители неустанно воевали друг с другом.

После соответствующей подготовки войско направлялось в поход, имея целью вступить в сражение с противником и разгромить его. Военное поражение противника было первым шагом к овладению его территорией, богатствами и ресурсами.

Как в стратегии, так и в тактике основное внимание уделялось обманным, отвлекающим, дезинформирующим действиям и акциям.

Циньская и Ханьская империи должны были противостоять как внешним, так и внутренним врагам.

Каждое государство имело свою армию, которая строилась на единых организационных принципах и включала разные рода войск: пехоту, кавалерию и боевые колесницы. Для защиты своей территории от соседей каждое царство использовало всю свою военную мощь и часто прибегало к поиску временных военно-политических союзников. Успех такого рода войн определялся в основном талантом стратегов-полководцев и численностью войска. Поэтому и то, и другое были предметами особой заботы любого правителя. Междоусобицами китайских правителей пользовались внешние враги (в основном кочевые племена), которые совершали опустошительные набеги на территорию Китая.

Сильными сторонами сюнну были: высочайшая подвижность и мобильность; высокое мастерство в стрельбе из лука на полном скаку; неприхотливость и способность переносить голод, жажду и усталость. Сильными сторонами китайской армии являлись: наличие боевых колесниц, способных вести бой на ровной местности; наличие на вооружении арбалетов, которые по дальности поражения превосходили луки кочевников. Если боевые порядки сюнну смешивались, они теряли способность противостоять китайцам; кожаные доспехи и деревянные щиты сюнну не могли их защитить от китайского оружия; сошедшие с коней сюнну не представляли собой серьезного противника.

Исходя из этих военно-стратегических соображений ханьские полководцы строили планы войн и операций против северных противников.


Колесница царства Цинь

1. Возница, управляющий лошадьми. Грудь прикрыта латами.

3. Член экипажа (командир), вооруженный луком для дистанционного поражения противника.

Внутри колесницы имелось другое вооружение и щиты, что позволяло экипажу, в зависимости от решаемых задач, применять тот или иной вид оружия.



Столкнувшись с необходимостью ведения борьбы с сюнну, вооруженные силы Циньской империи подверглись структурным изменениям. Это выразилось, прежде всего, в снижении роли отрядов колесниц — главной ударной силы войска на поле боя. В борьбе с неорганизованными ордами кочевников колесничные формирования не обладали должной эффективностью. В то же время резко возросли роль и значение кавалерии. Пехота была способна действовать против кочевников только в обороне или в качестве гарнизонов на Великой Китайской стене. Встретив сопротивление, сюнну отступали и наносили удар в новом месте. Только кавалерия была способна не просто противостоять кочевникам, но и нанести им решительное поражение в бою и упорно преследовать их во время отступления.

Тактика действий повстанческих формирований была больше похожа на партизанскую. Их главной целью было уничтожение живой силы войск империи, а не удержание какого-либо населенного пункта. Они были мобильны и непредсказуемы в своих действиях.

Борьба с внутренним врагом — повстанцами, стихийными и организованными народными вооруженными выступлениями — была сложной задачей для циньских, а затем и ханьских войск. Основная роль в борьбе с повстанцами в циньской и ханьской армиях отводилась пехоте.

Управление войсками

Управление войсками на тактическом уровне в древнекитайском войске основывалось на голосовых командах и на зрительных и звуковых сигналах.


Император Цинь Шихуан в военном походе

2. Офицер в черных чешуйчатых доспехах в отличительном головном уборе.

3. Конный воин из личной охраны императора в железном панцире, вооруженный длинным копьем.

4. Конные воины царства Цинь с черно-белыми знаменами.


Небольшие знамена, штандарты и знаки имели все командиры, участвовавшие со своими подразделениями в бою. Они предназначались для указания места нахождения командира и для передачи команд на перестроение в ходе боя. Знаменами, знаками и бунчуками указывалось направление движения или атаки, передавались команды на остановку или, наоборот, переход в наступление.

Как правило, днем сигналы знаменами и знаками дублировались или дополнялись звуковыми сигналами, ночью — сигнальными огнями (факелами).

Звуковые и зрительные сигналы широко использовались китайцами и для введения противника в заблуждение относительно своих истинных намерений. Подавая сигнал своим войскам перейти в атаку, хитрый военачальник провоцировал противника на нанесение преждевременного, упреждающего удара, хотя сам враг и не намеревался переходить в атаку.


Гвардия Цинь Шихуана

2. Кавалерист в облегченных защитных доспехах.

3. Воин с черным знаменем империи Цинь в легких железных доспехах.

4. Офицер среднего ранга в боевых доспехах, вооруженный мечом для ближнего боя (самозащиты).

От династии Западная Чжоу (1047-772 г.г. до н. э.) до периода Вёсны и Осени (771-476 г.г. до н. э.) колесницы всегда были основным снаряжением армии, а война с использованием этих транспортных средств - основным способом ведения боевых действий . Но потом ситуация изменилась, и хотя они не исчезли полностью (за исключением периода Цин), вместо защиты и нападения, они выполняли обычно логистические задачи. Но для понимания, почему же так произошло, нам надо взглянуть на проблему немного с иной стороны.

Во-первых, необходимо учитывать кардинальное изменение военного мышления .

В годы династии Чжоу воевали совсем не в привычном для нас понимании. Это был особый процесс, плотно завязанный на систему ритуалов и патриархальный уклад. Война не могла начаться без жертвоприношений, гаданий и клятв.

Такие непривычные для нас правила определял не столько жизненный уклад воинской аристократии той эпохи, сколько концепция мандата Неба и исходящая из него идея воинской добродетели у-дэ . Не всякая война могла выполнить функцию сравнения дэ двух сторон: только правильно организованная, поэтому возникает классификация по нравственному основанию. Благодаря этому з акладываются основы моральных факторов:

Война – символ взаимоотношения мужчин, выявление достойнейшего в честном поединке, осуждается хитрость и выгода (нельзя нападать на неготового противника, на противника в невыгодном положении, скажем, на переправе), все должно быть честно и по правилам!

Мао Цзэдун так высказался о благородстве Сун Нангуна: "гуманность и справедливость тупой свиньи" ("蠢猪式的仁义")

Мао Цзэдун так высказался о благородстве Сун Нангуна: "гуманность и справедливость тупой свиньи" ("蠢猪式的仁义")

Ритуальная война сменяется войной, где активно используются различные тактические решения, чтобы получить преимущество над противником.

Именно тогда возникает концепция различных коварных хитростей, интриг и уловок (阴谋诡计 yīnmóu guǐjì), породившая богатство стилей ведения боя, что со временем было собрано и обобщено в классических текстах по воинскому искусству, ставших каноном для экзаменов на воинский чин. Но вернемся к теме боевых колесниц.

Боевые колесницы обладали существенным недостатком: они сильно завесили от выбора места для боя, ибо им требовалась ровная поверхность - колесница должна ехать плавно и быстро. Причем не просто ровное поле боя, а такое, где можно было развернуть десятки повозок с приданной пехотой для двух армий.

Схема атаки колесниц, чтобы задействовать бойца с клевцом-гэ, слева сидел стрелок. А теперь представьте это уже для десятка подобных маневров.

Схема атаки колесниц, чтобы задействовать бойца с клевцом-гэ, слева сидел стрелок. А теперь представьте это уже для десятка подобных маневров.

Но как только мы отходим от соблюдения правил "ритуальной войны", то мы можем выбирать позиции, где противники уже не смогут воспользоваться преимуществами своих стремительных колесниц, ибо горы и леса, реки и озера не способствуют их боевой эффективности.

Кроме того, важной частью военных событий периода уже Сражающихся царств (475 - 221 г.г. до н.э.) стали многочисленные осады городов, где колесницы были совершенно бесполезны, и стали развиваться совсем другие идеи, методы и военные технологии.

Зато пехота сможет и пройти, и воевать практически повсюду, и именно пехота, обученная, дисциплинированная и умеющая держать строй, позволит разбить все эти удельные княжества, создав первую в истории Китая империю Цинь. Кстати, и в формировании, и в обучении пехота обходится значительно дешевле колесничных бойцов, но об этом ниже.

И тут мы переходим ко второму важному фактору, повлиявшему на исчезновение боевых колесниц как основного вида вооружения для атаки и защиты на боле боя: появление и широкое распространение нового оружия .

Здесь все просто: в качестве доминанты колесницы сменяет арбалет разных модификаций, который, как выяснилось, отлично работает против колесницы, у которой практически отсутствует возможность бокового уклонения:

Кроме того, как уже говорилось ранее, недостаток олова подталкивает возможность интенсивно развивать новые технологии - изготовление оружия из железа. По сравнению с бронзовым оружием, твердость и прочность железного оружия возросли. Например, наконечники стрел, сделанные из железа, стали более проникающими и позволяли обеспечить более высокую вероятность попадания. Хотя при массовом залповом обстреле это, скорее всего, было не уже так актуально. Более того, навыки лучника-колесничего, умеющего попадать на скорости в столь же стремительную мишень, достигаются куда за более длительные сроки обучения. А лучники-пехотинцы начинали вообще стрельбу по противнику по указанному командиром углу возвышения и направлению, как сказали бы сейчас, "по площадям", создавая за счет массовости личного состава и многозарядности арбалетов высокую плотность накрытия целей. Противник еще даже не начинал битву, но уже нес ощутимые потери.

В-третьих, на вытеснение колесниц повлияло активное развитие конницы , более маневренной, менее ограниченной выбором местности для боя и превосходящая колесницу в скорости передвижения.

Здесь надо упомянуть царство Чжао (赵国 Zhàoguó, 403-222 гг. до н. э.), одно из семи основных государств в период Сражающихся царств. Именно там, в непрерывной борьбе с кочевниками- хунну , из жизненнй необходимости и возникает та конница, принципы организации которой в скором времени будут восприняты и остальными местными участниками военных действий той поры:

Кстати, самое раннее стремя в полном варианте найдено в гробнице династии Цзинь и датировано 322 г. н. э.

Кстати, самое раннее стремя в полном варианте найдено в гробнице династии Цзинь и датировано 322 г. н. э.

Но про военную реформу Чжао У Лин Вана (趙武靈王) мы поговорим в отдельной статье, ибо она этого несомненно заслуживает, а сейчас вернемся к колесницам.

Близ города Лоян в 2002 году была обнаружена гробница чжоусского вана с колесницей, где в упряжке было аж шесть лошадей! Управлять такой повозкой было непросто, даже обучение базовым принципам управления самой простой боевой колесницей занимало не менее четырех лет. Сложность подготовки таких высококлассных бойцов стало еще одной "ахиллесовой пятой" колесниц. Для воинской аристократии управление колесницей было лишь частью обязательных "Шести искусств", но с течением войн и естественным выбиванием воинской аристократии нехватка высококвалифицированных кадров "стала последней каплей, чтобы раздавить верблюда".

Близ города Лоян в 2002 году была обнаружена гробница чжоусского вана с колесницей, где в упряжке было аж шесть лошадей! Управлять такой повозкой было непросто, даже обучение базовым принципам управления самой простой боевой колесницей занимало не менее четырех лет. Сложность подготовки таких высококлассных бойцов стало еще одной "ахиллесовой пятой" колесниц. Для воинской аристократии управление колесницей было лишь частью обязательных "Шести искусств", но с течением войн и естественным выбиванием воинской аристократии нехватка высококвалифицированных кадров "стала последней каплей, чтобы раздавить верблюда".

В последующие эпохи колесница преимущественно использовалась как средство доставки профессиональных войск и снаряжения на поле боя, сберегая силы и ресурсы. Такое некоторое подобие современной мотопехоты. Идея в целом годная - довести пехоту быстро в колесницах, а не плестись медленно пешим маршем. Однако далеко не у всех была подобная возможность, да и сложно, и дорого организовать это для больших масс пехоты. Но можно вести припасы и снаряжение, а не тащить на себе пехотинцу.

Другой важный аспект - использование повозок для быстрой организации временных полевых укреплений, китайский аналог вагенбургов (нем. Wagenburg. передвижное полевое укрепление из повозок в XV—XVIII в.в.). Такая тактика возникает при династии Хань, чтобы снизить преимущества конницы кочевых племен.

Однако серьезное и продуманное развитие построение таких полевых укреплений получает лишь в годы династии Мин. Увы, тогда интенсивное развитие артиллерии, без проблем разбивавшей деревянные преграды, переворачивает и эту страницу истории боевых колесниц.

Подводя итог. Боевая колесница какое-то время была великолепна, однако
изменения в обществе, появление новых технологий и активное развитие военной мысли безжалостно вытеснило ее с лидирующих позиций. Но тем не менее она осталась важным фактором военной науки, изменившись, чтобы выжить на поле битвы другим способом.

Китайские боевые искусства возникли вследствие острой потребности в самообороне, навыках успешной охоты и военной подготовке солдат. Постепенно, передавая “из рук в руки” практики и различное оружие, боевые искусства Китая стали важным элементом культуры.

Шуай Цзяо

Согласно легенде, во время правления “Желтого” императора (Хуанди, традиционная дата восшествия на престол, 2698г. до н.э.) ввели ранние формы боевых искусств в Китае. Император в источниках описан как известный, имевший авторитет среди солдат, справедливый генерал, который, прежде чем стать лидером Китая, написал длинные и практичные трактаты по медицине, астрологии, уже начиная и теорию и практику боевых искусств .

Шуай Цзяо

Хуанди разработал практику цзяо-ди и использовал эту тактику на войне. Ранее, при династии Чжоу (2-е тысячелетие до н.э.) цзяо-ди в боевой системе борьбы назывался Цзяо Ли.

Эта уникальная боевая техника включала в себя не только такие методы рукопашного боя, как удары, броски, но и совместных манипуляций, путем давления и попадания в конкретные точки человеческого тела с целью убийства или обездвиживания противника. Цзяо Ли вышел на уровень спорта во время династии Цинь (221 – 207гг до н.э.).

Цзяо Ли в конечном счете стала известной как Шуай Цзяо , в ее современной форме. Сложные теории боевых искусств, основанных на противоположных идеях инь и ян, а также интеграции “жестких” и “мягких” методов, записаны в анналах Периода Весны и Осени (481 г. до н.э.).

В династии Тан появились показательные бои (танцы) на мечах, которые были увековечены в стихах Ли Бо. В Сун и Юань династиях появилась рання форма сумо – соревнования, организованные судами Китайской империи. Современные концепции техники ушу были развиты в полном объеме династиями Мин и Цин.

Искусство войны – книга Сунь-Цзы

Искусство войны – Сунь Цзы была написана в 6 веке до н.э. Хотя в книге речь идет непосредственно о военном деле, но и содержит многочисленные идеи, которые прослеживаются в искусстве китайского боя и сегодня. Эти примеры показывают, что с течением времени, идеи, связанные с боем изменялись вместе с развивающимся китайским обществом, и со временем приобрели уже философскую основу.

Интересно! Последователи даосизма занимались Дао Инь – физическими упражнениями, похожими на цигун еще в 500 г. до н.э. “Шесть глав рукопашного боя” были включены в Хань шу (история династии Хань), написанной Пан Ку.

Шаолинь

Ссылки о Шаолине и их боевых искусств появляются в различных литературных жанрах в конце династии Мин: в таких как – эпитафии монахов Шаолинь как воинов, руководства боя, исторические сочинения, военные энциклопедии, в фантастике и даже поэзии.

боевые искусства китая

Эти источники обращались к Шаолинь за методами рукопашного боя, а также боевого использования различных видов холодного оружия. Они включают в себя копье (удлиненное на 1/3 от обычной рукояти) и оружие различной формы и модификации, еще не знавших аналогов в те времена, что было сильной стороной монахов Шаолиня. К середине 16-го века, военные эксперты со всего Китая ехали в Шаолинь, чтобы изучить его боевые приемы.

Боевые стили, которые практикуются сегодня, были разработаны на протяжении веков, после того, как формы и виды боевого искусства перетекали одно из другого. Некоторые из них: Багуа, Пьяный стиль “Пьяницы”, Коготь Орла, пять животных, Син Ай, Хун Гар, Лау Гар, Стиль обезьяны, Фуцзянь, Богомол, Белого журавля, Вин Чун, особо опасный стиль тигра (приемы ударов которые идут на трахеи человека и одним ударом перебиваются, что ведет к летальному исходу) и Тайцзи-цюань.

История боевых искусств Китая

Современные представления о боевых искусствах Китая находятся под очень сильным влиянием событий, которые произошли в республиканский период (1912-1949гг).

В переходный период, между падением правления династии Цин, а также жестких потрясений японского вторжения и гражданской войны в Китае, искусств боя стало доступными для общественности и многие настоящие мастера боевых искусств стали открыто преподавать свое боевое мастерство.

В результате, появились самостоятельные руководства боя, которые были опубликованы открыто. Создались многочисленные ассоциации по боевым искусствам в Китае и в зарубежных китайских общинах.

В 1936 году, на 11-х Олимпийских играх в Берлине , состоялась первая в мире демонстрация китайских боевых искусств на международную аудиторию. Эти события привели к популяризации боевого искусства как вида спорта.

Китайские боевые искусства начали распространяться на международном уровне с конца гражданской войны в Китае и основания Народной Республики Китая, с 1 октября 1949 года. Китайская государственная комиссия по физической культуре и спорту взяла на себя инициативу в создании стандартизированной формы для основных течений. В этот период была создана национальная система ушу, в которую включали стандартные формы учебных программ и преподавателей. Ушу был введен как в средних школах, так и в университетах.

Читайте также: