Селье ганс от мечты к открытию кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ганс Селье публикует книгу: От мечты к открытию. Как стать учёным / From dream to discovery: on being a scientist, New York: McGraw-Hill, 1964.

По признанию автора, книга была задумана и написана для помощи молодым учёным.

«Вопросы, которые я часто задавал, будучи новичком, и которые столь многие с тех пор задавали мне, почти всегда одни и те же. С моей непреодолимой потребностью всё классифицировать я разбил их на следующие шесть групп:

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Ваши дополнительные возможности:

В воскресенье 19 июля 2020 (воскресенье) в 19:59 (мск) – бесплатная консультация Игоря Леонардовича Викентьева (Санкт-Петербург) по любым вопросам, касающихся: творчества, креативности, ТРИЗ и развития личности: от детей до профессоров.

Мне посчастливилось встречаться с Гансом Селье во время его приезда в Ленинград на Международный физиологический конгресс в 1935 году. Встречи наши были кратковременными, но между нами сразу установились дружеские отношения. Он был тогда еще сравнительно молод, ему было 28 лет, но уже тогда он был поглощен идеей общего адаптационного синдрома и разрабатываемой им концепции стресса.

И в тот период времени, и в дальнейшем Г. Селье был настроен в высшей степени дружелюбно к нашей стране и народу, стремившемуся осуществить на практике высокие идеалы социализма. Он искренне радовался достижениям нашей науки, поддержке, которую наука получает от государства. Он был горд и счастлив успехом, который имели его книги в Советском Союзе, и с интересом следил за работами советских исследователей. Наша отечественная наука много сделала для дальнейшего развития стресс-концепции, причем не только для ее физиологических, но и философских и методологических аспектов. Идея Г. Селье о том, что любая деятельность организма связана со стрессом, что без стресса нет жизни и нормального развития, и поэтому его нельзя и не следует избегать, нашла конкретное воплощение в работах отечественных ученых. Было установлено, что именно активная позиция субъекта в стрессовой ситуации определяет его устойчивость к болезнетворным факторам, а стресс, сопряженный с творческой деятельностью, должен оказывать на организм положительное воздействие. Настоящая книга Г. Селье (вышедшая в 1964 г.) о том, как развивается интерес к научному творчеству, как верность мечте приводит к открытиям, получающим всеобщее признание. В этом смысле книга имеет большое воспитательное значение, ориентируя молодых ученых на постоянное преодоление трудностей и сомнений, заряжая их бодростью и оптимизмом.

В заключение я хотел бы выразить от имени всех читателей благодарность издательству "Прогресс", которое уже выпустило вторым изданием книгу Г. Селье "Стресс без дистресса" и сейчас взяло на себя труд по переводу и изданию еще одной увлекательной и полезной его книги.

Эта книга имеет большое значение для всех тех, кто интересуется творчеством профессора Ганса Селье. В ней доктор Селье делится своими мыслями, говорит о своей работе, своих успехax и разочарованиях; он беседует с читателем о своих надеждах и чаяниях. Чтение этой книги доставляет истинное удовольствие.

Доктор Селье эмигрировал в Канаду из Центральной Европы в 1933 году и работал почти полвека на медицинских факультетах Университета Мак-Гилл и Университета Монреаля вплоть до своей смерти в 1982 году. Он получил всемирное признание как биолог и теоретик медицины. Г. Селье первым применил понятие "стресс" для описания реакции организма на все виды биологических раздражителей — реакции, вызывающей как болезни, так и состояния возбуждения. В своих научных исследованиях он занимался изучением воздействия стресса на наш организм, обращал особое внимание на то, что некоторая доля стресса необходима для поддержания хорошего самочувствия и что некоторые виды стресса, которые он называет "эустресс", идут нам на пользу. Поглощенность работой — вот самое лучшее средство борьбы со стрессом.

Ганс Селье считает, что существует два типа людей, различающихся по способу реакции на стресс. "Скаковые лошади" прекрасно чувствуют себя в стрессовой ситуации, они могут быть счастливы только при быстром, динамичном темпе жизни. "Черепахам" для счастья нужны покой, тишина, благоприятная обстановка — все то, что наводило бы скуку и было бы невыносимо для людей, принадлежащих к первому типу. "Что же касается меня, то я с трудом могу представить себе большую пытку, чем быть вынужденным валяться на пляже и изо дня в день ничего не делать", — говорил Г. Селье.

Доктор Селье обычно с трудом сдерживал раздражение, когда слышал сетования на то, что сегодня мы испытываем большие стрессовые нагрузки, чем их выпадало на долю наших предков. Он всегда подчеркивал, что в любую эпоху, не только в нашу, существовал так называемый "возраст беспокойства" и что сегодня большинство "старых типов" стресса уступили место новым, но аналогичным. Конечно, несколько сотен лет назад не существовало угрозы ядерной войны, но в то время человек испытывал неимоверный страх перед чумой. Однако, по мнению Селье, один тип социального стресса — потеря мотивации,- безусловно, усилился в наше время. Он называет это явление своего рода заболеванием духа, которое достигло размеров настоящей эпидемии, особенно среди молодежи Запада.

Г. Селье впервые начал серьезно изучать эту проблему, когда наблюдал действие этого типа стресса на своих детях и на друзьях своих детей.

Казалось, их бесцельно влечет по течению жизни и они не знают, как распорядиться собой,- ситуация, которую Селье называет наиболее стрессовой из всех, какие только возможно себе представить. Обычно в таких случаях предлагается два решения проблемы, каждое из которых содержит долю истины, но ни одно не является абсолютно верным. В первом случае предлагается жить исключительно для себя, не принимая близко к сердцу заботы других. Такое отношение к жизни, столь ярко запечатленное на страницах современных литературных бестселлеров, воспевающих достоинства и преимущества эгоизма, имеет некоторый смысл, ибо человеческим существам, как и всем живым организмам, следует заботиться о себе. Однако, по мнению Г. Селье, беспощадное и упорное преследование своих целей должно в конечном счете привести к серьезной проблеме. "Сомневаюсь, возможен ли более стрессовый подход к жизни — он ведь неизбежно приведет к возникновению антагонистических, враждебных отношений между людьми",- подчеркивает Г. Селье. С другой стороны — и это не такой уж редкий случай,- можно жертвовать собой ради других. И в этом есть зерно истины, как считает Селье, так как нормальному человеку всегда приятно доставлять удовольствие другим.

Опасность здесь кроется в том, что альтруизм, доведенный до крайности, — всегда ставить интересы и нужды других выше своих собственных, — ведет к постоянной, пусть не всегда осознанной фрустрации из-за стресса. Для того чтобы избежать этих отрицательных последствий, Ганс Селье создал собственный "рецепт", код поведения, который назвал "альтруистическим эгоизмом". Смысл его заключается в следующем: думай о себе, но будь необходимым для других — и ты добьешься хорошего расположения к себе. Г. Селье считает, что стремление быть всегда полезным и необходимым для других может стать целью жизни каждого. Следуйте ему, и оно поможет вам предупредить самые плохие последствия стресса.

libking

Ганс Селье - От мечты к открытию краткое содержание

От мечты к открытию - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

От мечты к открытию

От мечты к открытию

1. ПОЧЕМУ ЛЮДИ ЗАНИМАЮТСЯ НАУКОЙ?

Бескорыстная любовь к Природе и Правде

Желание приносить пользу

Потребность в одобрении -- жажда авторитета -- тщеславие

Ореол успеха; преклонение перед героями и желание им подражать

2. КТО ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ НАУКОЙ?

Типы личности ученого

ЭНТУЗИАЗМ И НАСТОЙЧИВОСТЬ

Устойчивость к неудачам и однообразию

Устойчивость к успеху

Здоровье и энергия

Честность перед самим собой

КОНТАКТ С ПРИРОДОЙ

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ

3. ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ?

Что такое открытие?

Что мы подразумеваем под "известным"?

Видение и открытие

Важность проблемы и вероятность ее разрешения

Сначала проблема, потом метод.

Простота и сложность

Простые и сложные средства.

Крупные объекты видны без увеличения.

Сложность явления и сложность обусловливающих его причин

Открытие и его развитие.

В какой момент истории?

В какой период нашей жизни?

МОЛОДОСТЬ И ЗРЕЛОСТЬ.

В какое время дня?

Климат для творческой работы

Самые ранние влияния

6. КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

СТОЙКОСТЬ К РАЗОЧАРОВАНИЯМ

"Но знанья это дать не может. "

Эксперимент, который не удается повторить.

Огорчения, в которых бывает неловко признаться.

ВРЕМЯ ДЛЯ РАЗДУМИЙ

Поведение при общении

КРИТИКА И ЕЕ ВОСПРИЯТИЕ

Как высказывать критику.

Как воспринимать критику

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С КОЛЛЕГАМИ

Руководители и сотрудники.

РАБОТА В ГРУППЕ

Организация исследовательских групп.

Взаимоприспособляемость человека и работы.

Как быть выбранным.

Сотрудничество двух ученых.

Признание научных заслуг.

НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ

УПРАВЛЕНИЕ И РУКОВОДСТВО КОЛЛЕКТИВОМ

Не откладывайте работу.

"Доверяй, но проверяй".

"Латотропизм" и проверка на месте.

Работа, выполняемая по инерции.

Не доказывайте, а показывайте.

Как иметь дело с невротиками и психопатами.

Естественный размер научного подразделения.

Выбор подопытных животных.

Неестественные условия эксперимента.

Естественные явления и модели заболеваний

"РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ"

ЭКСПЕРИМЕНТ В "ПРОБИРКЕ"

ДИАГРАММЫ ХОДА РАБОТЫ

Методы координации знаний

КАТАЛОГИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ДАННЫХ

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ДАННЫХ

Фармакология стероидных гормонов

Логика и научный метод

Формальная и полуинтуитивная логика

Три ступени полуинтуитивной логики

Понятия и понятийные элементы

Аналогия с блоком понятий

Аналогия с цепочками понятий

Значение ошибочных теорий

Индукция и дедукция

Как задавать вопросы природе

ПРЕДПОСЫЛКИ ХОРОШИХ ТЕОРИЙ

ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ

ОШИБКА УПУЩЕННОГО КОНТРОЛЯ.

ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ КРИВЫЕ "ДОЗА -- ЭФФЕКТ".

РАСХОДЯЩИЕСЯ КРИВЫЕ "ВРЕМЯ -- ЭФФЕКТ".

ОБОБЩАЮЩЕЕ НАЗВАНИЕ, ИЛИ ЛОВУШКА ЭКСТРАПОЛЯЦИИ.

ЧЕГО НЕТ, ТО ДЕЙСТВОВАТЬ НЕ МОЖЕТ.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ НЕ ТАК УЖ НЕПОХОЖИ.

НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ВВОДЯЩИЕ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ.

ЯВЛЕНИЕ "ГРУППОВОЙ ПОРЧИ" ЭКСПЕРИМЕНТА, ИЛИ "ФАКТОР КЛЕТКИ".

Популярные книги о науке.

11. КАК ГОВОРИТЬ?

Пять "смертных грехов" при чтении лекций

4. Углубленность в себя (интроверсия).

Поскольку, как ты утверждаешь, ты хотел бы продолжить мою линию исследований, я препровождаю тебе это собрание свободных заметок, в которых я на протяжении последних тридцати пяти лет фиксировал свои впечатления о науке и ученых. Это весьма сокровенные личные восприятия, вспышки сознания, освещающие нечто сокрытое, чего не почерпнуть из моих специальных статей и книг. До сих пор я чувствую, что это "нечто" сыграло решающую роль в определении не только направления моей работы, но и всего стиля моей жизни. Разумеется, я не намерен навязывать тебе свои взгляды -- ты должен жить собственной жизнью. Единственное, что я прошу,-- перелистать эти заметки в моменты досуга и посмотреть, нельзя ли извлечь некоторую пользу из моего опыта, принимая хорошее и отвергая плохое. Это могло бы в известном смысле состыковать наши жизни, и ты смог бы с самого начала учесть тот опыт, на приобретение которого мне понадобилось столь долгое время.

Если бы я в начале моей деятельности знал то, что знаю теперь, то наверняка многое сделал бы лучше: чтобы устранить шероховатости, требуется время. Моей первой статьей -"Синдром, вызываемый различными вредоносными агентами" (написанной, когда мне было двадцать восемь лет) -- особенно гордиться не приходится. Если б я знал тогда то, что знаю теперь, то, уверен, сформулировал бы понятие стрессового синдрома, вдвое сэкономив лабораторную работу и девять десятых бумаги. Полагаю, что смог бы также избежать значительной доли противодействия, порождаемого случайными и мало существенными для меня спекуляциями. Мне следовало бы понимать также, что многочисленные критические нападки -- неизбежный удел всякой новой концепции. Если бы я знал, как себя вести с начальником, когда был рядовым сотрудником, и как обращаться с подчиненными, когда сам стал руководителем! Если бы я знал тогда, как выбивать средства и штаты для ускоренного проведения исследований, как организовать работу нашей огромной библиотеки так, чтобы в ней за максимально короткий срок можно было найти желаемую книгу, как скоординировать деятельность различных лабораторий для их успешного функционирования. Честное слово, Джон, если бы только я знал тогда то, что знаю теперь, я, может быть, и тебя разыскал бы на пару десятилетий раньше (а возможно, и несколько таких, как ты)! Только представь, что мы могли бы сделать, объединив наши усилия!


Прежде всего она для тех, кто занимается наукой.

Но мне думается, что эта книга может стать настольной и для людей, далеких от науки.

Когда мне бывает трудно, я беру эту книгу и перечитываю. Советую ее прочесть всем своим студентам.

И вдруг выясняется, что только каждый пятый из прочитавших эту книгу согласен со мной, а остальные считают труд Ганса Селье обычным и достаточно скучным, если не сказать нудным.

Но мне очень хотелось бы, чтобы с книгой познакомилось, как можно больше людей. Мне кажется, что она способна помочь каждому человеку. Помочь найти себя в этой жизни, наметить план действий, подтолкнуть к действиям.

Интересно, совпадет мое мнение с Вашим или нет.

Редакция не всегда разделяет мнения авторов и не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных.

Дата открытия сайта — 17 августа 1997 г.


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Читайте также: