Секулярный тренд это кратко

Обновлено: 06.07.2024

Итак, секулярный тренд в физическом развитии выражен в увеличении показателей веса, роста и в более быстрых темпах изменения этих показателей.

Акселерация развития в раннем онтогенезе соотносится с замедлением процесса старения, что выражает изменение временной структуры развития в целом. Перестройка временной видовой структуры детерминируется разнородным комплексом факторов и представляет собой проявление целостности человеческого развития в современных условиях социально-технического прогресса. На темпы роста и созревания оказывают влияние-образ жизни формирующегося человека, содержание и способы деятельности — трудовой, игровой, учебной, спортивной, общественное поведение, режим жизни, питание, улучшение гигиенических условий и профилактических средств и т. д. Их совокупное действие обеспечивается сочетанием двух типов связей, гомогенных и гетерогенных, перекрестных связей между разнородными компонентами развития и факторами среды.. Положение о гетерогенных и гомогенных связях между частями воспитания и сторонами развития, сформулированное Б. Г. Ананьевым [6], имеет существенное значение и для понимания феноменов акселерации и ретардации человеческого развития.

84. Развитие человека зависит от состояния внутренней среды организма, а также от влияния внешней среды. Наибольшее распространение получили две классификации факторов, определяющих протекание онтогенеза у человека. Первая классификация делит факторы по их природной сущности. Согласно ей выделяют две группы факторов:

1 группа – Биотические факторы, то есть факторы, относящиеся к живой природе. Это наследственность, микробное окружение, присутствие различных паразитов и тому подобное; 2 группа – Абиотические факторы, то есть факторы неживой природы. К ним относятся климат, химический состав почвы, воды, пищи, воздуха, радиационный фон, интенсивность электромагнитных полей и излучений.

Вторая классификация, делящая факторы по их принадлежности к внутренней или внешней среде, является наиболее распространённой и общепризнанной во всём мире. В частности, этой классификацией пользуются при изучении показателей здоровья и качества жизни больших популяций людей (населения стран, областей и других) и определения зависимости этих показателей от различных условий проживания . В соответствии с этой классификацией все факторы делятся на Эндогенные (относящиеся к внутренней среде организма) и Экзогенные (относящиеся к среде обитания) и выступающих в роли условий, от которых зависит формирование человека.

К эндогенным факторам относятся: 1) генетические факторы (наличие наследственного, генетического заболевания, пол человека). 2) травма (то есть повреждение) пренатальная или постнатальная, нарушающая рост и развитие. Травма может быть химической, физической, иммунологической или являться результатом инфекции.

К экзогенным факторам относятся:

1) природные факторы: A) климат; B) рельеф, геологическое строение района проживания, характер почвы; C) водные ресурсы (атмосферная влага, обеспеченность населения водой, её качество); D) характер и состояние растительности, животного мира, устойчивость экологических систем, частота чрезвычайных ситуаций природного характера

2) хозяйственная деятельность человека как таковая и через её влияние на окружающую среду (экологическая обстановка в районе проживания, современная экономическая ситуация);

3) социальные факторы: A) уровень культуры (в том числе гигиенической), национальные тради ции, отношение к здоровью; B) факторы питания (традиционный выбор продуктов, способы приготовления пищи, режим питания); C) уровень образования, социальное положение, профессия интересы родителей, система ценностей в семье, её состав, уровень материальной обеспеченности, условия быта; D) доступность медицинской помощи, её уровень, эпидемическая обстановка в коллективе или в районе проживания; E) положение ребёнка или подростка в семье, детском коллективе.


  • на 1-3 года раньше происходят физические и морфо-функциональные изменения, которые антропологами принимаются за признаки наступления зрелого возраста (смена зубов, окостенение скелета, формирование вторичных половых признаков);

  • увеличение среднего роста;

  • удлинение репродуктивного периода у женщин и у мужчин, как за счёт более раннего наступления половой зрелости (менархе у девочек, поллюции у мальчиков), так и позднего наступления (менопаузы, андропаузы).

  • Прежде всего нутрицевтическая, связанная с изменением (улучшением) характера питания, особенно в последние три десятилетия после второй мировой войны.

  • Гипотезы связанные с биологическим отбором, с увеличением числа гетеролокальных (смешанных) браков — гетерозис, влечением к городской жизни, в результате которого в города прибывают наиболее развитые жители из сельской местности, а также другие гипотезы о конcтитуциальном отборе — к примеру, стремление занять высшие слои общества или о переселении в города людей с более развитым интеллектом.

  • Группа гипотез связанных с влиянием факторов среды связывала изменения в скорости роста и развитии с естественными и искусственными изменениями условий среды, гипотеза связывающая вековой сдвиг с влиянием радиоволн — хотя ускорение роста детей началось раньше широкого распространения радио на Земле; с повышением температуры атмосферы Земли.

  • Каждая из гипотез в отдельности не могла объяснить все явления секулярного тренда и убедительным доказательством были данные об ускорении онтогенетического развития и увеличения размеров тела не только у людей, но и различных животных .

Размеры школьного участка: для начальной школы- 0.3-0.5 Га, Неполная средняя школа- 1.2-1.7 Га, Средняя школа- 2-4 Га.

На участке выделяют следующие зоны: а) Учебно-опытная зона - участки овощных и полевых культур, плодового сада, цветочно-декоративных растений, парника, метеорологическая и географическая площадки.

б)спортивная зона( площадка для спортивных игр,гимнастики)- располагается в глубине участка, вдали от окон учебных помещений, отделяется защитной полосой зеленых насаждений.

в)зона отдыха- с площадками для игр и тихого отдыха.

г)хозяйственная зона- размещается со стороны входа в производственные помещения и столовую, имеет отдельный въезд с улицы.

д) зона зеленых насаждений( 40-50% участка)- размещается по периметру участка ( ширина не менее 1.5 м , со стороны улицы не менее 6 м.) Запрещается посадка колючих кустарников с ядовитыми плодами.

87. Типы школ- начальная, неполная средняя,средняя. Типы школьных зданий: -одноэтажные по блочной системе ( чаще в сельской местности) ; -многоэтажные для не больших городов не более 3-х этажей, для мегаполисов не более 4-х этажей ( за исключением районов с высокой степенью сейсмической активности)

88. Классные комнаты проектируются из расчета не менеет 2.5 м2 на каждого учащегося, общая площадь класса 50—54 м2. В нашей стране строят прямоугольные классы длиной 8,2 м и шириной 6,4 м. Высота классов установлена 3 м. Воздушный куб на одного учащегося 3.75 м2.
Расстояние от первого ряда парт до окон должно составлять 0,5 м, третьего ряда от внутренней стены — 0,8—0,9 м, между передними партами и доской — 2,5 м. Окна расположены слева от учащихся с ориентацией на юг, юго-восток. Ориентировать на северо-восток и северо-запад можно не более 25% классов. Освещение оказывает воздействие на орган зрения и весь организм в целом. Поэтому на освещение школьных помещений следует обращать особое внимание. Коэффициент естественной освещенности 1,5% (на месте, наиболее отдаленном от окна). Глубина класса (при боковом одностороннем освещении — расстояние от стены с окнами до противоположной стены) не должна превышать двойной высоты от верхнего края окна до пола, а световой коэффициент должен быть равен 1/4—1/5. Наряду с естественным освещением в школах должно быть достаточное искусственное освещение. Оно осуществляется с помощью ламп накаливания или люминесцентных ламп и должно составлять 150 лк (при люминесцентном освещении — 300 лк). Для этого в типовом классе располагается 6—8 светильников мощностью 400 Вт, подвешенных на расстоянии 2,8 м от пола. Освещение должно быть рассеянным и равномерным, что обеспечивается применением соответствующей арматуры (сборная люцета, молочный шар, светильник СК—300). Для обеспечения чистоты воздуха, а также для создания нормальных микроклиматических условий в школе важное значение имеет рациональная вентиляция. Пользуются центральной приточно-вытяжной вентиляцией или естественной вентиляцией с помощью фрамуг или форточек. С гигиенической точки зрения наиболее целесообразно применение фрамуг, направляющих поток холодного воздуха вверх и тем самым позволяющих проветривать помещение в присутствии детей. Целесообразно сквозное проветривание, которое эффективнее обычного в 5—10 раз. Для классных помещений наиболее благоприятна температура воздуха 16—18°, относительная влажность — 40—60%. Колебания температуры в горизонтальном направлении не должны превышать 1—2°, в вертикальном — 1,5—2°. Химический состав воздуха в школьных помещениях нормируется по содержанию углекислого газа (не более 0,1% по объему). Необходимый температурный режим в классных помещениях поддерживается отоплением. В детских учреждениях целесообразно водяное отопление низкого давления или панельное (лучистое).

Лаборатории (химическая, физическая и биологическая) имеют площадь от 60 до 70 м2. На одного учащегося приходится 1,5—1,75 м2. Чаще в лабораториях одностороннее освещение — 4 окна по длинной оси. Нормы освещенности рабочих мест для лабораторных помещений такие же, как и для классов. Исключение составляют кабинеты черчения, где искусственная освещенность должна составлять 200 лк. Температура воздуха в лабораториях 16—18°. Полы в лабораториях должны быть ровными и гладкими, без щелей. Их следует покрывать линолеумом с тщательной заделкой и шпаклевкой швов. У стен линолеум поднимают на 10 см и закрепляют. Оборудование лабораторий состоит из лабораторных столов, демонстрационного стола, шкафов для пособий. В химической и физической лабораториях должен быть вытяжной шкаф. В лабораториях следует пользоваться одноместными или двухместными столами, так как теснота при работе на многоместных столах может быть причиной травм у учащихся. Длина двухместных столов 130—140 см, ширина 60 см, высота 73—76,5 см. Рабочие столы в лабораториях должны иметь по краям борты и устанавливаться на ножках с сохранением свободного пространства не менее 20 см от уровня пола для возможности уборки под ними. Вытяжной шкаф следует располагать так, чтобы им можно было пользоваться со стороны лаборатории и лаборантской. Концентрированные кислоты и щелочи хранят в лаборантской в специальном шкафу.

Кабинет врача на первом этаже. В школах вместимостью до 30 классов проектируют одну комнату 12 м2, в школах большей вместимостью - в виде 2 смежных комнат ( 15 м2 и 12 м2),вторую оборудуют под кабинет зубного врача; глубина медицинской комнаты- не менее 5 м.; Освещенность люминесцентными лампами- 300лк,лампами накаливания- 150лк.

89. Подбор и расположение школьного оборудования в классе имеют важное значение в совершенствовании учебного процесса, сохранении высокой работоспособности и здоровья школьников, профилактике школьных форм патологии.

К школьному (учебному) оборудованию относят: мебель (столы ученические, стулья, парты, лабораторные столы и т. д., книжные, настенные и встроенные шкафы и стеллажи); классные доски; верстаки и станки учебных мастерских; оборудование спортивных залов; учебники, наглядные пособия и письменные принадлежности.

При подборе учебного оборудования должны выполняться следующие требования: оно должно соответствовать анатомо-физиологическим возможностям детей и подростков, обеспечивая тем самым удобную позу ребенка при учебных занятиях, сохранение работоспособности и предотвращая развитие школьных форм патологии; оно должно быть безопасным, исключать возможность травматизма и появления заболеваний детей и подростков (например, отсутствие режущих и острых выступов в мебели, использование при изготовлении книг и тетрадей безопасных красок и др.); школьное оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, быть легкой конструкции и привлекательным по окраске, с элементами художественного оформления.

Одной из важных составляющих школьного оборудования является мебель, предназначенная для рассаживания учеников в классе. С гигиенической точки зрения более подходящими для обучения являются одноместная и двухместная парты .

Учебная мебель должна быть изготовлена из твердых пород дерева, поверхность ее не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого с коэффициентом отражения от 35 до 50 %. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии детей. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость в помещении. Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела.

Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели росту учащихся. В настоящее время у нас в стране на школьную мебель суще­ствуют определенные государственные стандарты (ГОСТ 11015-71 "Столы ученические", ГОСТ 11016-71 "Стулья ученические" и ГОСТ 5994-72 "Парты школьные). По этим стандартам выпускается мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д, имеющая как буквенную, так и цветную маркировку (цветная маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм наносится на боковых сторонах парты или стола). За мебелью группы А (маркировка желтого цвет) должны сидеть дети ростом до 130 см; мебель группы Б (маркировка красного цвета) предназначена для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники ростом от 145 до 159 см должны сидеть за мебелью группы В (маркировка голубого цвета), от 160 до 174 см - за мебелью группы Г (маркировка зеленого цвета). Мебель группы Д (маркировка белого цвета) предназначена для учени­ков ростом 175 см и выше.

90. Методы оценки физического развития детей и подростков

При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма: 1) гетероморфность развития; 2) наличие полового диморфизма и акселерации; 3) зависимость физического развития от генетических и средовых факторов.

Кроме того, при разработке шкал для оценки показателей физического развития необходимо учитывать и особенности статистического распределения этих показателей. Поэтому к методам оценки физического развития должны предъявляться следующие требования: 1) учет гетероморфности роста и развития индивидуума и полового диморфизма; 2) взаимосвязанная оценка показателей физического развития; 3) учет возможностей асимметрии распределения показателей; 4) малая трудоемкость, отсутствие сложных расчетов.

Метод сигмальных отклонений стр. 367 в красном учебнике

Широко распространен метод сигмальных отклонений, когда показатели развития индивидуума сравниваются со средними их признаков для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы. Средние арифметические основных показателей физического развития и их сигмы представляют так называемые стандарты физического развития. Поскольку для каждой возрастно-половой группы разрабатываются свои стандарты, метод позволяет учесть гетероморфность физического развития и половой диморфизм.
Однако существенным недостатком метода является изолированная оценка признаков вне их взаимосвязи. Кроме того, использование методов параметрической статистики для оценки антропометрических показателей, имеющих асимметрию в распределении (масса тела, окружность грудной клетки, мышечная сила рук) может привести к искажению результатов.

Метод центильных шкал стр.370 в красном учебнике

Для оценки физического развития индивидуума также используют метод непараметрической статистики – метод центильных шкал или каналов, когда по результатам математической обработки весь ряд делят на 100 частей. Обычно считают, что величины, находящиеся в центильном канале до 25 центиля оцениваются как ниже средних, от 25 до 75 центиля – как средние и свыше 75 центиля – как выше средних. Использование этого метода позволяет избежать искажений результатов оценки показателей, имеющих асимметрию в распределении. Однако, как и метод сигмальных отклонений, метод центильных шкал оценивает антропометрические признаки изолированно, вне их взаимосвязи.

Метод шкал регрессии стр.369 в красном учебнике

Для взаимосвязанной оценки показателей физического развития предложено использовать шкалы регрессии. При составлении шкал регрессии по длине тела определяют методом парной корреляции связь длины тела с массой тела и окружностью грудной клетки. Далее строят оценочные таблицы, в которых наблюдается последовательное увеличение значений одного из признаков, (например, веса) при соответствующем увеличении другого признака (например, роста) при прямой связи и аналогично последовательное уменьшение значений признаков – при обратной связи, т. е. при увеличении или уменьшении длины тела на 1 см масса тела и окружность грудной клетки изменяются на коэффициент регрессии (Ry/x). Для оценки отклонений фактических величин от должных используется частная сигма регрессии массы тела и окружности грудной клетки. Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоничным и дисгармоничным физическим развитием. Его преимущество заключается в том, что он позволяет дать комплексную оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи, поскольку ни один из признаков, взятый каждый в отдельности, не может дать объективную и полную оценку физического развития.Однако использование метода параметрической статистики может привести к искажению результатов при оценке признаков, имеющих асимметрию в распределении. Кроме того, масса тела оценивается в зависимости лишь от длины тела и не учитывается влияние широтных размеров.

изменения, происходящие за длительный период времени, обычно за годы или десятилетия. Пример: сокращение смертности от туберкулеза; подъем, а затем снижение смертности от сердечнососудистых болезней в промышленно развитых странах.

Найдено научных статей по теме — 3

Секулярный тренд и перспективы развития организма человека

Развитие человечества на современном этапе, вероятно, идёт по пути выделения наиболее необходимых, жизненно важных характеристик и параметров организма, способных удовлетворить его дальнейшее существование в сложных, динамичных ус

Антропометрический статус сельских школьников на современном этапе секулярного тренда

Секулярный тренд в антропометрических измерениях спортсменов, занимающихся конькобежным спортом

За последние десятилетия многие авторы отмечают эпохальный сдвиг в популяциях населения развитых стран.

Переход из начальной школы в среднюю: от диагностики к оптимизации обучения и развития учащихся 3-6 классов

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Эпохальные изменения человека на современном этапе и педагогические инновации

Автор

/module/item/name

Среди антропологов, а также среди психологов и педагогов, распространено мнение о том, что эволюция человека как вида прекратилась уже миллионы лет назад. Однако, это мнение не соответствует данным многих современных палеонтологических исследований, согласно которым вид Homo sapiens продолжал эволюционировать и изменяться на протяжении последних тысячелетий и даже столетий, более того, такие эволюционные изменения продолжаются и в наши дни. Попытаемся очертить основные направления эволюционных преобразований человека на современном этапе.

Другим направлением преобразований в популяции Homo sapiens является замедление скорости биологического развития, включая как период первого – предростового скачка, так и сроков полового созревания, - явление, названное деселерацией или ретардацией развития. Отметим, что процесс деселерации характеризуется неравномерностью, заключающейся в том, что он периодически прерывается волнами обратного процесса - ускорения сроков созревания, - получившего название акселерации; последняя вспышка акселерации приходилась на 60-е – начало 70-х годов ХХ столетия, в этот период предростовой скачок, прохождение которого служит показателем готовности ребенка к школе, приходился на 5,5-6 лет; а пубертатный скачок - период полового созревания - у девочек часто приходился на возраст 10,5, а у мальчиков - в 11,5 лет. В наши дни предростовой скачок дети переживают в возрасте 7,5 и даже 8 лет, а пубертатный период в сравнении с 60-70 годами отодвинулся на 2 - 2,5 года.

Еще один секулярный тренд, ярко проявляющийся на современном этапе эволюции человека, - увеличение в популяции пропорции лиц с доминирующим правым полушарием и амбидекстров - людей у которых доминирование одного из полушарий переднего мозга выражено нечетко. Напомним, что люди с доминирующим левым полушарием мозга, которые во всех популяциях составляют большинство, называются правшами, поскольку их ведущая рука - правая, а люди с доминирующим правым полушарием мозга, которые составляют меньшинство, называются левшами, поскольку их ведущая рука - левая; особую группу составляют амбидекстры - для работы они, как правило, пользуются, как и правши, правой рукой, однако, в случае необходимости, могут выполнять достаточно сложные операции левой. Среди взрослых доля левшей составляет 6%, а амбидекстров - около 10%, тогда как в детской популяции доля леворуких возрастает до 11%, а амбидекстров - до 35-40%. То есть, если среди взрослых подавляющее большинство (около 85%) составляют выраженные правши, то среди детского и подросткового поколения их пропорция составляет лишь половину.

Следующая эпохальная тенденция эволюции человека в наши дни - грацилизация. Этим термином обозначают утончение скелета и общее ослабление опорно-двигательного аппарата - костей и поперечно-полосатых мышц, а также уменьшение силы мышц. Грацилизацию не следует смешивать с другой, уже упомянутой тенденцией - астенизацией; более грацильными в наши дни становятся не только астеники, но и представители других конституциональных типов - атлетики и пикники.

Если астенизация представляет собой автономную и независимую тенденцию эволюции, то другие перечисленные выше процессы взаимосвязаны: более ювенильные дети и подростки характеризуются большей частотой встречаемости лиц с доминирующим правым полушарием и амбидекстров, а также более поздним созреванием или большей степенью ретардированности, они более грацильны, у них слабее выражены половые различия, то есть они в большей степени андрогинны. Таким образом, ювенилизацию, тенденцию к леворукости и амбидекстрии, ретардацию развития, грацилизацию и гинандроморфию (андрогинию) можно рассматривать как разные признаки единого процесса прогрессивной эволюции человека.

Еще раз отметим, что все перечисленные морфо-психологические изменения характеризуют не только прошлую эволюцию человека, но и эволюционные процессы в популяции Homo sapiens в наши дни. Можно предполагать, что человек в своем историческом развитии еще не достиг планки финиша и его прогрессивное преобразование будет продолжаться в течение многих лет или даже столетий.

Перечисленные выше эпохальные изменения конституции и психики человека, безусловно, должны быть учтены педагогами при разработке новых подходов к воспитанию и обучению. Тем не менее, даже самые современные педагогические инновации не учитывают того бесспорного факта, что человек меняется из поколения в поколение и что педагогические и воспитательные приемы, разработанные, к примеру, в 60-е годы прошлого столетия, когда дети созревали на два - два с половиной года ранее, чем теперь, не могут уже с успехом применяться в наше время.

    Тест Векслера – наиболее точная диагностика уровня интеллектуального развития

Тест структуры интелллекта Амтхауэра – лучшая методика для диагностики уровня и структуры интеллекта

Читайте также: