Седьмая симфония шостаковича кратко слушать

Обновлено: 02.07.2024

Д.Д.Шостакович - Симфония №7 "Ленинградская" C-Dur Op.60 II.Moderato (poco allegretto)

В.Ашкенази и Санкт-Петербургский филармонический оркестр

Ленинградская симфония - Симфония №7 "Ленинградская", 1 часть, тема нашествия

Симфония № 7 Ленинградская (Нашествие) ( сравните: Имперский Марш)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович + Валрий Гергиев - Оркестр Кировского Театра

симфония №7. I часть. Разработка, тема фашистского нашествия

Yuri Temirkanov, St. Petersburg Philharmonic Orchestra, Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Симфония №7 "Ленинградская" 1 часть Разработка. Эпизод нашествия

Хотите скачать mp3 или послушать любимую музыку? Наш сайт предлагает вашему вниманию самые новые русские и зарубежные MP3 новинки 2019. Слушайте музыку и качайте рингтоны для мобильного телефона Андроид и Айфон онлайн. Бесплатный портал рекомендует слушать и скачивать музыку

Дмитрий Шостакович

Д.Д. Шостакович - Симфония № 7 "Ленинградская" - IV. Allegro non troppo (Оркестр Мариинского Театра п у В.А.

Д.Д. Шостакович

Д.Д. Шостакович - Симфония № 7 "Ленинградская" - III. Adagio (Оркестр Мариинского Театра п у В.А. Гегргиева)

Д.Д. Шостакович

Д.Д. Шостакович - Симфония № 7 "Ленинградская": II. Moderato: Poco allegretto (Оркестр Мариинского Театра п

Д.Д. Шостакович

Д.Д. Шостакович - Симфония № 7 "Ленинградская" - I. Allegretto (Оркестр Мариинского Театра п у В.А. Гегргиев

Д.Д. Шостакович

Д.Д. Шостакович - Симфония №7 до мажор "Ленинградская", соч. 60 - IV. Allegro non troppo (ГАСО СССР п у Е.Ф.

Д.Д. Шостакович

Д.Д. Шостакович - Симфония №7 до мажор "Ленинградская", соч. 60 - III. Adagio (ГАСО СССР п у Е.Ф. Светланова

Д.Д. Шостакович

Д.Д. Шостакович - Симфония №7 до мажор "Ленинградская", соч. 60 - II. Moderato, poco Allegretto (ГАСО СССР п

Д.Д. Шостакович

Д.Д. Шостакович - Симфония № 7 до мажор "Ленинградская", соч. 60 (Лондонский филармонический оркестр п у Б.

3. Adagio (Шостакович: Соч.60. Симфония №7)

3. Adagio (Шостакович: Соч.60. Симфония №7) - Ленинградский филармонический оркестр, дир. Евгений Мравинский (1953)

2. Moderato (poco allegretto) (Шостакович: Соч.60.

2. Moderato (poco allegretto) (Шостакович: Соч.60. - Ленинградский филармонический оркестр, дир. Евгений Мравинский (1953)

Дмитрий Шостакович - Op.60 Симфония №7 C-dur ''Ленинградская''. 4 Allegro non troppo (The Kirov Orc.,

Дмитрий Шостакович

Дмитрий Шостакович - Op.60 Симфония №7 C-dur ''Ленинградская''. 2 Moderato (The Kirov Orc., The Rotte

Краткая история создания симфонии №7

История создания

22 июня 1941 года Д. Шостакович находился в Ленинграде. Война застала его в консерватории, на рабочем месте. Шостакович неоднократно подавал заявление об отправке его на фронт добровольцем, а затем в народное ополчение, но ему трижды было отказано. Военком объяснил композитору, что в качестве музыканта он будет более полезен стране. Тогда Шостакович настоял, чтобы его приняли в войска противовоздушной обороны.

Работу над седьмой симфонией композитор начал еще в 1939 году. В этот период гитлеровские войска уже захватили Европу и приблизились к границам Советского Союза. В воздухе пахло войной.

Первая часть симфонии была закончена до наступления блокады, 3 сентября, а 8 –го числа сомкнулось блокадное кольцо. Но композитор не прекращает работы. Он берет партитуру с собой на дежурства и в моменты передышек продолжает неистово писать. Создание второй и третьей частей завершается в конце сентября. Сам Шостакович говорит, что никогда ранее он так стремительно не создавал свои произведения. Сочинение захватило его. Желание показать мощь и торжество народа, борющегося за свободу, не оставляло великого музыканта.

Финал симфонии написан 27 декабря в Куйбышеве, куда Дмитрий Дмитриевич был эвакуирован. Давался финал труднее всего. В период, когда Красная Армия отступала и терпела поражение, необходимо было показать торжество добра и справедливости над злом и жестокостью. Народ находился в подавленном состоянии, испытывая страх и тревогу. Но композитору и гражданину великой страны необходимо было преодолеть сомнения и ужас, и он сделал это!

Впервые великое творение было исполнено в Куйбышеве 5 марта 1942 года оркестром Большого театра под управлением С. Самосуда. Исполнение транслировалось по радио на территории СССР и других стран. До начала трансляции состоялось выступление автора. Затем прошли концерты в Москве, Новосибирске. Через год после нападения Германии на СССР, 22 июня 1942 года, состоялось исполнение симфонии № 7 Шостаковича в Лондоне, в июле — в Америке.

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПРЕМЬЕРА

В зале филармонии были зажжены все люстры и светильники. Такого торжества зрители не видели с начала войны. Вместе с представителями ленинградской интеллигенции в зале присутствовали военнослужащие, моряки, бойцы ПВО. Музыка оказала столь сильное психологическое воздействие на слушателей, что некоторые при исполнении темы нашествия рыдали, и даже падали в обморок.

Трансляцию слышали и в немецких окопах. Гитлеровцы не могли поверить, что музыка звучит из города, который они считали уничтоженным. Именно в тот день враги поняли, что не смогут победить в войне с народом, преодолевшим страх, голод и смерть.

Ленинградская симфония, как символ победы над темными силами, звучала 21 августа 2008 года в Цхинвале, в 2015 году в Донецке. Жизнеутверждающая музыка великого Шостаковича помогает побеждать.

В дни блокады в Большом зале Ленинградской филармонии была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, написанная в осажденном городе. Дирижировал оркестром Карл Элиасберг. Фото: Борис Кудояров /Фотохроника ТАСС

В дни блокады в Большом зале Ленинградской филармонии была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, написанная в осажденном городе. Дирижировал оркестром Карл Элиасберг. Фото: Борис Кудояров /Фотохроника ТАСС

Советский дирижер Карл Ильич Элиасберг (справа) и Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета во время репетиции Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича

Советский дирижер Карл Ильич Элиасберг (справа) и Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета во время репетиции Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича Фото: ТАСС

Что это за симфония

8 июля 1941 г. Композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович во время учений пожарной команды из профессорско-преподавательского состава Ленинградской консерватории. Фото: Рафаил Мазелев/ТАСС

8 июля 1941 г. Композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович во время учений пожарной команды из профессорско-преподавательского состава Ленинградской консерватории. Фото: Рафаил Мазелев/ТАСС

В октябре 1941-го Шостаковича с семьей (он был женат, воспитывал двоих маленьких детей) эвакуировали в Куйбышев (сейчас это Самара). 27 декабря 1941 года симфония была закончена.

Композитор Дмитрий Шостакович за рабочим столом. Фото: Георгий Петрусов/ТАСС

Симфония имеет классическую четырехчастную структуру. Теоретики музыки посвятили немало подробных трудов скрупулезному анализу симфонии. Мы же опишем это произведение кратко, чтобы даже далекий от симфонической музыки слушатель в общих чертах понимал, о чем эта музыка.

2 часть. Мягкое скерцо, затишье после битвы.

4 часть. Неукротимая борьба и гнев, перемежаемый воспоминанием о павших, предвестие победы.

Состав оркестра:

- деревянные духовые: 4 флейты, 3 гобоя, 5кларнетов, 3 фагота;

- медные духовые: 8 валторн,6 труб, 6 тромбонов, туба;

- ударные: литавры, треугольник, 2 малых барабана, тарелки, большой барабан, там-там, ксилофон;

- щипковые струнные: 2 арфы;

струнные: первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

Общая длительность симфонии — около 68 минут.

Симфонию Шостакович дописал, еще раз напомним, в конце 1942-го. До конца войны оставалось еще 2,5 года. Только представьте, какой силой духа надо было обладать, чтобы сочинить в это время симфонию, обличающую и приговаривающую фашизм (не говоря уже о композиторском таланте).

Где ее исполнили впервые

Исторически ленинградская премьера 9 августа 1942 года стала самой важной, символизирующей стойкость советского народа в целом и ленинградцев в частности. Но впервые Седьмая симфония прозвучала в Куйбышеве - 5 марта 1942-го. Ее исполнил находящийся в эвакуации оркестр Большого театра под управлением дирижера Самуила Самосуда. Исполнение транслировалось по радио и мгновенно стало мировым событием - о нем сообщили ведущие западные информационные агентства, а перед началом выступил сам Дмитрий Шостакович. В конце марта оркестр Самосуда исполнил симфонию в Москве.

Естественно, оркестры стран антигитлеровской коалиции заинтересовались сочинением. Партитуру пересняли на микропленку и переправили через линию фронта. 22 июня 1942 года (спустя ровно год после вторжения гитлеровских войск в СССР!) произведение исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда, а 19 июля — Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижера Артуро Тосканини.

А в СССР было принято беспрецедентное решение: сыграть симфонию в городе, которому она посвящена. В городе в кольце фашистской блокады.

Карл Ильич Элиасберг

Как это было на самом деле

На первую репетицию возрождаемого оркестра удалось собрать 15 человек — при том, что требовалось 80. Через 15 минут ее пришлось прекратить: у музыкантов не было сил. Широко известен случай, как трубач не мог издать ни звука. Гобоистка Ксения Матус рассказывала, как принесла инструмент в починку, а мастер попросил в качестве оплаты принести ему кошечку. Но это было уже невозможно: всех кошек, равно как собак и птиц, в Ленинграде уже давно съели.

5 апреля оркестр дал свой первый концерт, все были воодушевлены. И вот в Ленинград спецсамолетом прибывает партитура Седьмой симфонии.

Тем не менее Элиасберг был строг, настойчив и требовал безукоризненной игры. Музыкантов искали по объявлениям, во фронтовых агитбригадах. Элиасбергу выдали велосипед, чтобы хоть как-то облегчить поиски. Наконец, состав был набран.

Хлеб тогда выдавали по карточкам. Трупы людей, умерших прямо на улице, были привычным делом. От многих домов остались только руины. Вот на каком фоне предстояло репетировать героическую музыку. Оркестрантов поставили на довольствие и кормили обедами — впрочем, довольно скудными. Репетировали по 6 часов в день. За день до премьеры дирижер искал в Ленинграде хотя бы несколько картофелин, чтобы добыть из них крахмал и накрахмалить воротничок.

. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии был переполнен. Здание было ярко освещено. Накануне и в день концерта велась мощная артподготовка, чтобы к Ленинграду не прорвался ни один вражеский бомбардировщик. Исполнение симфонии транслировалось по радио и по громкоговорителям. Изнеможденные ленинградцы слушали героическую музыку, что стало невероятным событием и мощным ударом по боевому духу фашистских войск.

В 1945 году Карла Элиасберга наградили Орденом Красной Звезды.

Выращивание овощей на Исаакиевской площади во время блокады города в ходе Великой Отечественной войны.

Выращивание овощей на Исаакиевской площади во время блокады города в ходе Великой Отечественной войны. Фото: ТАСС

Как это покажут в сериале

Со дня Ленинградской премьеры Седьмой симфонии прошло более 79 лет. О музыкантах оркестра известно многое, но восстановить доподлинно их биографии доподлинно невозможно, да в этом и нет нужды. Создавая образы, сценаристы стремились к художественной правде, избегая художественного вымысла.

На протяжении 8 серий зритель становится свидетелем репетиций и слышит фрагменты Седьмой симфонии (в записи фонограмм для сериала участвовали музыканты Санкт-Петербургского симфонического филармонического оркестра, оркестры Михайловского и Мариинского театров).

Карл Ильич Элиасберг (Алексей Гуськов). Один из немногих персонажей, сохранивший реальное имя прототипа. Многие эпизоды сериала действительно имели место. Так, Элиасберг в самом деле спас от голодной смерти барабанщика Жавдета - в действительности он обнаружил его в морге.

Надежда Бронникова, пианистка, жена Элиасберга (Наталья Рогожкина). Жену дирижера действительно звали именно так. В сериале Бронникову арестовывает НКВД за укрытие брата-дезертира — это художественный момент.

Анатолий Серегин, старший лейтенант НКВД (Алексей Кравченко). Жена и дети погибли в бомбежке. Прикреплен к Элиасбергу для оказания помощи в поиске музыкантов. В начале сериала относится к дирижеру с презрением, считает музыку недостойным занятием, но постепенно меняется. Собирательный персонаж.

Музыканты оркестра:

Вера Пребраженская, флейтистка (Лиза Боярская). Потеряла ребенка, работала на лесозаготовках.

Туся Черникова, скрипачка, влюблена в Элиасберга (Дарья Коныжева). Совершает подлый поступок по отношению к жене дирижера и затем раскаивается.

Леонид Клейман, альтист (Тимофей Трибунцев). В сложных отношениях с Преображенской и с бывшей женой Лидой.

Екатерина Прудникова, гобоистка, глава парторганизации радиокомитета (Лидия Вележева). Образ отчасти вдохновлен личностью реального скрипача и заместителя дирижера Семена Аркина.

Александр Рейснер, инспектор оркестра, ассистент дирижера (Сергей Барковский). В нем также есть черты Семена Аркина.

ДОСЛОВНО

Режиссер Александр Котт:

Актер и продюсер Алексей Гуськов:

Режиссер: Александр Котт.

Сценарий: Алексей Караулов, Наталья Назарова, Александр Котт, Зоя Кудря, при участии Семена Воронина и Георгия Кесояна.

Композитор: Юрий Потеенко.

В ролях: Алексей Гуськов, Елизавета Боярская, Алексей Кравченко, Наталья Рогожкина, Виктория Толстоганова, Дарья Коныжева, Лидия Вележева, Тимофей Трибунцев, Борис Смолкин, Игорь Ясулович, Анна Цуканова-Котт, Янина Студилина, Михаил Евланов, Игорь Лепихин, Сергей Барковский, Данил Стеклов, Макар Мозжевилов.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: