Судебная власть в австрии кратко

Обновлено: 05.07.2024

В Австрии имеется три высших судебных органа - Конституционный суд, Административный суд и Верховный суд.

Конституционный суд рассматривает споры между отдельными землями, входящими в состав Австрийской Республики, и их конфликты с федеральными властями, споры о компетенции между судами и административными органами, а также жалобы по вопросам соответствия изданных законов Конституции, законности принятых постановлений и т. п. Конституционный суд состоит из председателя, его заместителя, 12 членов и шести заместителей. Они назначаются из судей других судов, высших чиновников и университетских профессоров, сохраняющих при этом назначении свои должности. Дела рассматриваются им либо в полном составе, либо в коллегиях из девяти или пяти судей.

Административный суд рассматривает жалобы на решения органов управления, на злоупотребления властью, причинившие ущерб гражданину, и по другим вопросам. Суд принимает жалобы лишь после того, как заявителем исчерпаны все возможности обжалования в административные органы. Члены Административного суда назначаются из судей (не менее трети состава) и из опытных гражданских служащих, обязательно представляющих различные земли Австрии. Дела рассматриваются, как правило, в коллегиях из пяти судей, иногда - из трех либо девяти.

Низшее звено судебной системы Австрии составляют около 200 участковых судов. В каждом из них единоличный судья рассматривает дела о малозначительных уголовных преступлениях и гражданские дела в пределах своей компетенции (в том числе об опеке, усыновлении, споры об аренде и др.).

В Австрии имеются также специализированные суды, не входящие в общую систему. Это прежде всего суды по трудовым делам, которые должны разрешать конфликты между предпринимателями и работниками с участием их представителей, а также третейские суды по вопросам социального страхования.

Судьи назначаются на свои должности либо президентом республики (судьи трех высших судебных органов), либо правительством по представлению министерства юстиции и судов. Конституция гарантирует судьям несменяемость и запрещает переводить судей на другую должность без их согласия.


Австрия является союзным государством, объединяющим девять самостоятельных земель. Действующая конституция принята в 1920 году и вторично введена в 1945 году. Главой государства является Федеральный президент, избираемый на 6 лет. Правительство возглавляет Федеральный канцлер. Члены правительства назначаются президентом.

Парламент Австрии - двухпалатное Федеральное собрание (Bundesversammlung), которое состоит из Федерального совета и Национального совета.

Федеральный совет Австрии - Бундесрат (64 места). Депутаты избираются ландтагами - парламентами земель. Земли представлены разным количеством депутатов (от 3 до 12) в зависимости от численности населения. Срок полномочий депутата бундесрата - 4 или 6 лет в зависимости от срока полномочий избравшего их ландтага.

Национальный совет Австрии - Национальрат (183 места). Депутаты избираются по пропорционально-списочной системе. Срок полномочий - 5 лет.

Конституция Австрии: принята - 1920 г.; изменения - 1929 год; восстановлена 1 мая 1945 года; примечание - за период с 1 мая 1934 г. по 1 мая 1945 года действовала фашистская (корпоративная) конституция.

Правовая система Австрии: Австрийская правовая система основана на Римском Праве; судебный обзор законодательных актов Конституционного Суда; разделение административного, гражданского и уголовного верховных судов; признает юрисдикцию Международного Суда.

Избирательное право в Австрии: с 16 лет (возраст снижен с 18 лет в 2007 году); универсальный характер.

Исполнительная власть в Австрии: глава государства - президент, глава правительства - канцлер. Кабинет: Совет министров назначенный Президентом по рекомендации Канцлера. Выборы - Президент избирается прямым всеобщим голосованием на шестилетний срок (имеет право на второй срок). Канцлер официально назначается Президентом, но определяется участниками формирования коалиции парламентского большинства; Вице-канцлер назначается Президентом по рекомендации Канцлера.

Законодательная власть в Австрии: Законодательная власть в Австрии представлена двухпалатным Федеральным Собранием или Bundesversammlung состоящим из Федерального совета и бундесрата (62 места; члены избираются через парламенты земель (каждая земля получает от 3-х до 12 мест в соответствии с численностью её населения; члены Федерального собрания служат пять или шесть лет) и Национальным советом или Nationalrat (183 мест, члены избираются прямым всеобщим голосованием, служат 4 года).

Судебная власть в Австрии: Верховный суд или Oberster Gerichtshof; Административный суд или Verwaltungsgerichtshof; Конституционный суд или Verfassungsgerichtshof.

Административно-территориальное деление Австрии

Австрия разделена на 9 федеральных земель, одна из которых является столичным городом:

  • Бургенланд (Burgenland)
  • Каринтия (Kärnten)
  • Нижняя Австрия (Niederösterreich)
  • Верхняя Австрия (Oberösterreich)
  • Зальцбург (Salzburg)
  • Штирия (Steiermark)
  • Тироль (Tirol)
  • Форарльберг (Vorarlberg)
  • Столичный город Вена (Wien)

Герб Австрии

Герб Австрии впервые был принят в ХV веке. Первое сохранившееся до наших дней изображение одноглавого орла на щите помещается на серебряной монете Фридриха Барбароссы.

С XV века до 1806 года двуглавый орёл - древний имперский символ, спутник героев, свидетель великих исторических событий - был гербом объединяющей многие центрально-европейские государства Священной Римской империи, управляемой династией Габсбургов. Однако с объединением Германии под властью прусских монархов на германский герб возвращается одноглавый орёл, где, пройдя целый ряд модификаций, остаётся и сегодня.

Двуглавый орёл исчез и с австрийского герба. Это произошло в 1918 году с падением Австро-Венгерской империи. Австрийская республика утвердила новый герб, на котором изображается одноглавый орёл, увенчанный башенной короной, державший в лапах серп и молот и несущий на груди щиток с австрийскими национальными цветами. Разорванные цепи появились на гербе после освобождения страны от фашизма.

Флаг Австрии

Флаг Австрии принят в 1919 году. Отменён в 1938 г. Вновь восстановлен как государственный в 1945 г. Национальный флаг Австрии представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3, состоящее из трёх равновеликих горизонтальных полос - верхней красной, средней белой и нижней красной.

Красный цвет флага Австрии призван символизировать кровь патриотов, пролитую в борьбе за свободу и независимость Австрийской Республики. Белый цвет - символ свободы, завоёванной народом Австрии в результате свержения в этой стране монархического режима. Кроме того, согласно официальной версии утверждения символики цветов австрийского флага, белая полоса обозначает Дунай, пересекающий территорию Австрии с запада на восток.

Полезная информация

Для того, чтобы сэкономить время и деньги, а ваша поездка в страну была максимально удобной и комфортной, воспользуйтесь нашими сервисами.

Австрия - Как добраться и где остановиться

купить авиабилеты

Авиабилеты в Вену

Собираетесь посетить Вену? Позаботьтесь об авиаперелёте! Нужны недорогие билеты на самолёт?
Мы поможем вам найти и купить недорогие авиабилеты в Вену.

бронирование отеля

Бронирование отеля - Австрия

Не знаете где остановиться? Желаете забронировать отель по самым лучшим ценам?
Мы поможем вам найти и забронировать отель на самых выгодных условиях!

аренда авто

Аренда автомобиля - Австрия

Задумались о транспорте? Желаете недорого взять автомобиль напрокат?
Мы поможем вам найти и арендовать автомобиль на самых выгодных условиях!

трансфер и такси

Австрия - Трансфер в отель или аэропорт

Нужен недорогой трансфер в отель из аэропорта или с вокзала? Или наоборот, вы отдохнули в отеле и вам нужно вовремя попасть на обратный рейс? Предлагаем вам воспользоваться услугами онлайн сервиса по заказу индивидуального трансфера в более чем 70 странах мира.

найти тур

Пакетные туры в Австрию

Мы стремимся сделать путешествия в Австрию максимально доступными! С нашим сервисом вы можете не копить деньги на летний отпуск, а путешествовать 3-4 раза в год. У вас в руках - все инструменты для поиска самых горящих туров, которые раньше были доступны только самым крутым турагентам. Благодаря нашему умному поиску вы можете экономить на туристических поездках и турах до 70%!


Не забудьте про страховку!

Страхование путешествующих осуществляется многими компаниями. На нашем сайте они представлены Liberty Страхование и Allianz Global Assistance. Это одни из крупнейших представителей данной отрасли, которым вы можете доверить своё здоровье, багаж и хорошее настроение.

Купить полис страхования через интернет очень просто. Вам достаточно воспользоваться нашим сервисом. Каждая купленная страховка, с пределом ответственности от 30000 Евро, подходит для получения шенгенской визы и принимается в посольствах всех стран. Процедура онлайн покупки проходит в несколько кликов и занимает не более 3-х минут. Произвести оплату можно любым удобным способом, в том числе и пластиковой картой. В случае наличия офисов страховых компаний в вашем городе, вы сможете произвести оплату и у них.


Государственное устройство Австрии

Если вы решили написать свой отзыв или комментарий и поставить свою оценку, то обязательно обоснуйте своё мнение. Также следует иметь в виду, что проставленные вами оценки без написания комментариев или пояснений не принимаются и не учитываются при подсчёте общего рейтинга.

Политическая структура Австрии основана на принципах 1920 году .

Содержание

Глава государства

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент Австрии ( федеральных земель . 62 члена верхней палаты избираются парламентами земель ( Исполнительная власть

К исполнительным органам власти относятся федеральное правительство с бундесканцлером во главе, вооружённые силы Австрии , полиция, а также все федеральные ведомства. Кандидатура бундесканцлера назначается Федеральным президентом, опираясь на мнение большинства представителей из Национального совета. С декабря 2008 года пост федерального канцлера Австрии занимает член Социал-Демократической партии Вернер Файман.

Судебная власть

Все судьи назначаются конституционный суд , который является самым старым в мире (основан в 1920 году).

Правовая система Австрии относится к романо-германской ветви системы права.

Государство в Центральной Европе.
Территория - 83,9 тыс. кв. км. Столица - г.Вена.
Население - 8 млн. чел. (1995 г.), около 98% - немецкоязычные австрийцы.
Официальный язык - немецкий.
Религия - 84% верующих - католики, 6% - протестанты.
Датой образования австрийского государства считается 1156 г., когда было создано самостоятельное герцогство Австрия. В XVI-XVIII вв. сложилась многонациональная Австрийская империя. В 1867 г. она была преобразована в дуалистическую монархию - Австро-Венгрию. В 1918 г. с распадом империи провозглашена Австрийская Республика. С 1995 г. Австрия - член ЕС.

Содержание

Государственное устройство

По форме государственно-территориального устройства Австрия федерация, в состав которой входят 9 земель.
Основной законодательный акт страны - Конституция 1920 г.; в 1929 г. она подверглась значительным изменениям и с этого времени называется "Федеральный конституционный закон 1920 г. в редакции 1929 г.". Ее действие было прекращено в 1934 г. с установлением в стране фашистского режима и восстановлено в 1945 г. 1 мая 1945 г. Конституция вновь вступила в силу.
По форме правления Австрия - парламентская республика. Политический режим - демократический.
Законодательная власть федерации осуществляется двухпалатным Федеральным собранием. Главная палата - Национальный совет (Национальрат) избирается в соответствии с принципом пропорционального представительства на основе равного, прямого избирательного права путем тайного голосования. Палата состоит из 183 членов, срок ее полномочий - 4 года. Ежегодно проводится очередная сессия Национального совета. По инициативе Президента, требованию федерального правительства или одной из палат может быть созвана внеочередная сессия. Решения Национального совета принимаются простым большинством голосов в присутствии не менее 1/3 членов. Заседания, как правило, проводятся открыто.
Вторая палата - Федеральный совет (Бундесрат), в составе которого 63 человека, - орган представительства земель. Каждая земля выдвигает число депутатов, пропорциональное числу граждан земли. Члены Федерального совета избираются ландтагами на срок своих полномочий. Председательствуют в Федеральном совете по очереди представители земель, которые меняются каждые полгода. Председатель созывает Федеральный совет на заседания, как правило, открытые.
Наиболее важные вопросы палаты обсуждают вместе. Такое мероприятие получило название Бундесферзаммлунг.
Правом законодательной инициативы обладают члены Национального совета, члены Федерального правительства. Кроме того, на рассмотрение Национального совета должно быть передано любое предложение, посланное 100 тыс. избирателей (так называемая народная инициатива). Законопроект сначала проходит через Национальный совет, а затем передается на рассмотрение Федерального совета. Федеральный совет либо одобряет его, либо обоснованно возражает. Возражение передается Национальному совету в течение 8 недель. Если он, получив возражение, вновь проголосует в присутствии 1/2 своих членов за первоначальный проект, закон считается принятым. Кроме того, Федеральный совет не может возражать против решений Национального совета относительно своего регламента, роспуска, а также ряда вопросов финансового характера. Все федеральные законы должны быть скреплены подписью Президента. По Конституции возможен еще один способ принятия законов - проведение референдума. В этом случае законопроект становится законом, если за него выскажется большинство граждан, участвующих в голосовании.
Главой государства является Президент. Он избирается на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права. Срок полномочий - 6 лет. Конституция предусматривает, что повторное избрание на этот пост допускается только один раз. В полномочия Президента входят созыв очередных и внеочередных сессий парламента, его роспуск; он назначает государственных служащих, присваивает профессиональные звания, предоставляет исключительные льготы, надбавки и пенсии, имеет право помилования и может смягчать наказания, представляет Австрию в отношениях с другими государствами, принимает послов. Однако свои функции Президент осуществляет на основе предложений правительства, и все его решения должны быть подписаны федеральным канцлером или соответствующим федеральным министром. За свою деятельность Президент отвечает перед Федеральным собранием.
Высшее управление страной возложено на Федеральное правительство. Оно состоит из канцлера - главы правительства, вице-канцлера и других министров, число которых непостоянно. Канцлер назначается Федеральным президентом, остальные министры - Президентом по совету канцлера. На эти посты выдвигаются только лица, обладающие правом быть избранными в Национальный совет. Хотя члены правительства не могут быть членами Национального совета, они вправе присутствовать на его заседаниях, на заседаниях другой палаты и комитетов любой из палат. Члены правительства отвечают за свою деятельность перед Национальным советом. В случае выражения палатой вотума недоверия правительству (его членам) оно прекращает свои полномочия. Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, Президент может распустить правительство или отстранить от должности отдельных его членов.
Каждая из федеральных земель имеет свою конституцию, парламент (ландтаг), правительство. Федеральная Конституция регулирует разделение компетенции между федерацией и землями, причем явно в пользу федеральных властей, которым предоставляются весьма обширные полномочия (компетенция властей земель достаточно узка).

Правовая система

Австрия принадлежит к романо-германской правовой семье. Основы современной системы права Австрии заложены в XVIII в., в период императрицы Марии Терезии, когда вместо партикулярного права отдельных областей, входивших в Австрийскую империю, и самостоятельной юрисдикции феодальных правителей стало формироваться единое законодательство и централизованная система судов. С 1753 г. началась подготовка проекта гражданского кодекса, основанного на принципах римского права, но учитывающего и доктрину естественного права. Работа над этим проектом продолжалась с перерывами в течение нескольких десятилетий и была завершена принятием в 1811 г. Общего гражданского уложения. Это один из важнейших документов в истории буржуазного гражданского права: в нем были систематизированы и тщательным образом разработаны такие важнейшие институты, как правовое положение физических и юридических лиц, собственность, договоры, обязательства, ответственность, наследование, а также вопросы семейного права и др.
Общее гражданское уложение повлияло на развитие законодательства в странах, ранее входивших в состав Австрийской империи, и в других государствах (Венгрии, Румынии, Югославии, Греции, Швейцарии).
В 1803 г. в Австрии был издан первый буржуазный Уголовный кодекс, распространенный в новой редакции 1852 г. на все земли в составе Австрийской империи (в самой Австрии сохранял силу до 1974 г.).
В 1849 г. в ходе буржуазной революции была принята первая в истории страны Конституция, однако в результате поражения революции правовая система Австрии еще несколько десятилетий сохраняла некоторые элементы феодального наследия. После распада Австро-Венгерской империи в 1918 г. была принята Конституция 1920 г., ставшая важной вехой в истории мирового конституционализма. В частности, она впервые в мире учредила Конституционный суд и объявила международное право составной частью национальной правовой системы. Австрия стала федеративной республикой. В 1995 г. страна вступила в Европейский Союз.
В настоящее время основным источником права в Австрии являются законодательные и другие нормативные акты. Как указывалось выше, в Австрии существует "некодифицированная Конституция", состоящая не только из ряда конституционных законов, но и многочисленных конституционных норм, включенных в обычные законы. По подсчетам австрийских юристов, Конституция Австрии на конец 1990 г. состояла из более чем 500 различных элементов, включая международные акты. Так, силой норм конституционного права в стране наделена Европейская конвенция по правам человека 1950 г.
Решающая роль в правовом регулировании принадлежит в Австрии федеральному законодательству. Вопросы гражданского и уголовного права, судоустройства и судебного процесса разрешаются исключительно федеральными законами. Согласно Конституционному закону 1920 г. (ст.12) к ведению федерации относится установление общих принципов законодательства, а к ведению земель - издание конкретизирующих законов по таким вопросам, как социальное обеспечение, публичные учреждения по внесудебному посредничеству при конфликтах, земельная реформа, трудовое право. Федерация и земли могут заключать между собой соглашения по вопросам своей компетенции, которые также рассматриваются как источник права.
Важным источником права являются решения Конституционного суда Австрии, принимаемые в порядке конституционного контроля, которые фактически носят нормативный характер.
Научные исследования в области права ведутся на факультетах права и государственных (политических) наук университетов Вены, Граца и Инсбрука.

Гражданское и смежные с ним отрасли права

В качестве основного источника гражданского права в Австрии продолжает действовать Общее гражданское уложение 1811 г. с весьма значительными изменениями, которые вносились в него неоднократно. С началом Первой мировой войны оно было дополнено так называемыми рабочими новеллами (1914, 1915 и 1916 гг.), что приблизило это законодательство к Германскому гражданскому уложению 1896 г., вступившему в силу с 1900 г. Была произведена "коммерциализация" гражданского права, отразившая стремление приспособить Общее гражданское уложение к новым потребностям промышленности и финансов.
Основные коррективы были внесены в Уложение после краха нацистского режима: заново изложены разделы об усыновлении (1960 г.), приняты Закон о новой регламентации правового положения внебрачного ребенка 1970 г., уравнявший его в правах с законнорожденными детьми, Закон о новой регламентации отношений между родителями и детьми 1977 г., направленный на улучшение правового статуса детей в семье, и другие акты.
Важными дополнениями к Общему гражданскому уложению служат также отдельные нормативные акты - законы об аренде (1929), о земельной собственности (1955), о праве собственности на жилище (1975 и 1978) и особенно Закон о защите потребителя (1979), который существенно расширил права граждан, защищая их интересы от недобросовестных предпринимателей и коммерсантов. Дальнейшим развитием этого направления в австрийском законодательстве стало принятие Закона об ответственности за недоброкачественную продукцию 1988 г., в соответствии с которым производитель продукции или ее импортер обязан возместить ущерб, причиненный жизни, здоровью или имуществу граждан.
Как основной источник торгового права в стране используется Германское торговое уложение 1897 г., введенное в действие в 1938 г. в качестве австрийского Торгового кодекса. Важную роль в регулировании хозяйственных отношений играют законодательные акты последних десятилетий: законы о векселях (1955), о страховании (1958), о картелях (1959), об акциях (1965).
Сохраняет свою силу принятый в 1895 г. Гражданский процессуальный кодекс, неоднократно подвергавшийся изменениям.
Трудовые отношения в Австрии регулируются комплексом нормативных актов, а также заключаемыми между представителями работников и предпринимателями коллективными договорами, порядок и условия заключения которых, в свою очередь, подробно регламентируются законодательством. Среди наиболее важных актов в этой области - Закон о трудовых отношениях 1974 г. и Закон о коллективных трудовых договорах 1974 г. (с поправками 1976 г. и последующих лет). На австрийских предприятиях действуют производственные советы с участием представителей рабочих. Законодательство последних десятилетий поощряет занятость и мобильность рабочей силы.
В Австрии сложилась развитая система социального обеспечения, финансируемая за счет взносов предпринимателей и работников, а также из бюджетных средств. Она предусматривает выплату пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице и болезни, содействует росту рождаемости путем выплат так называемых семейных надбавок к зарплате и т.п.
С 1984 г. в перечень основных конституционных прав граждан Австрии вошла охрана окружающей среды. Ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды регулируется либо на федеральном (использование вод, лесов, земель) уровне, либо на уровне отдельных земель. Единого нормативного акта в данной сфере пока нет.

Уголовное право и процесс

Судебная система. Органы контроля

В Австрии в соответствии с Конституцией страны имеется три высших судебных органа - Конституционный суд, Административный суд и Верховный суд.
Конституционный суд рассматривает споры между отдельными землями, входящими в состав Австрийской Республики, и их конфликты с федеральными властями, споры о компетенции между судами и административными органами, а также жалобы по вопросам соответствия изданных законов Конституции, законности принятых постановлений и т.п. Конституционный суд состоит из председателя, его заместителя, 12 членов и 6 их заместителей. Они назначаются из судей других судов, высших чиновников и университетских профессоров, сохраняющих при этом назначении свои должности. Дела слушаются им либо в полном составе, либо в коллегиях из 9 или 5 судей.
Административный суд рассматривает жалобы на решения органов управления, на злоупотребления властью, причинившие ущерб гражданину, и по другим вопросам. Суд принимает жалобы лишь после того, как заявителем исчерпаны все возможности обжалования в административные органы. Члены Административного суда назначаются из судей (не менее 1/3 состава) и опытных гражданских служащих, обязательно представляющих различные земли Австрии. Дела рассматриваются, как правило, в коллегиях из 5 судей, иногда - из 3 либо 9.
Верховный суд возглавляет систему общих судов. Он является высшей инстанцией по гражданским и уголовным делам, рассматривает кассационные жалобы, в частности, на приговоры суда шеффенов. Заседания Верховного суда обычно проводятся в составе 5 ("сенат"), иногда 3 ("тройной сенат") или 11 ("усиленный сенат") судей либо в полном составе.
В качестве "суда второй инстанции" (это название закреплено в УПК) выступает высший суд земли. Такие суды имеются в четырех городах Вене, Граце, Линце и Инсбруке (один суд на 2-3земли). Они рассматривают жалобы на приговоры и решения нижестоящих судов и обычно заседают в составе сената из 3 профессиональных судей.
В качестве "судов первой инстанции" выступают суды земли или округа (таких судов 17). В их компетенцию входит рассмотрение по первой инстанции уголовных дел о преступлениях, которые наказываются лишением свободы на срок свыше 6 месяцев, а также гражданских дел. Несмотря на свое название, эти суды разбирают и жалобы на приговоры и решения нижестоящих участковых судов. Уголовные дела по первой инстанции в этом случае рассматривает единоличный судья, если наказание не превышает 3 лет лишения свободы. В противном случае дело слушается судом шеффенов в составе 2 профессиональных судей и 2 заседателей (шеффенов). Для рассмотрения дело наиболее серьезных преступлениях, в частности когда обвиняемому грозит пожизненное или длительное тюремное заключение, при судах земли созывается суд, состоящий из 3 профессиональных судей и 8 присяжных заседателей. В компетенцию судов первой инстанции входят гражданские дела с суммой иска свыше 30 тыс. шиллингов, а также некоторые категории дел неимущественного характера. В зависимости от суммы иска или других обстоятельств они рассматриваются судьями единолично либо в составе сената из 3 судей. В Вене действует единственный на всю Австрию Торговый суд, где рассматриваются споры хозяйственного характера, в частности все дела, связанные с банкротствами.
Низшее звено судебной системы Австрии составляют около 200 участковых судов. В каждом из них единоличный судья рассматривает дела о малозначительных уголовных преступлениях и гражданские дела в пределах своей компетенции (в том числе об опеке, усыновлении, споры об аренде и др.).
В Австрии имеются также специализированные суды, не входящие в общую систему. Это прежде всего суды по трудовым делам, которые должны разрешать конфликты между предпринимателями и работниками с участием их представителей (Закон об этих судах был принят в 1946 г.), а также третейские суды по вопросам социального страхования, разбирающие конфликты в этой области в соответствии с Общим законом о социальном страховании 1955 г. В Вене функционирует Патентный суд, принимающий решения по ходатайствам о признании патентов недействительными. Он состоит из профессиональных юристов и специалистов в различных областях техники.
Судьи назначаются либо Президентом Республики (3 высших судебных органов), либо правительством по представлению Министерства юстиции и судов. Конституция гарантирует судьям несменяемость и запрещает переводить судей на другую должность без их согласия.
Прокуратура подчинена Министерству юстиции. Прокуроры поддерживают обвинение по уголовным делам и выступают в "государственных интересах" по другим делам в судах первой инстанции (при необходимости они могут выступать в участковых судах). Главные прокуроры выполняют соответствующие функции при судах второй инстанции, а генеральный прокурор, возглавляющий систему австрийской прокуратуры, - при Верховном суде. Все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и обязаны выполнять их указания.
Расследование уголовных дел проводится полицией под наблюдением прокуратуры. Однако на обыск помещения или арест подозреваемого полиция должна в течение 48 часов получить санкцию соответствующего суда. Расследование дел о наиболее серьезных преступлениях поручается следственному судье (эти функции выполняет один или несколько судей в каждом суде первой инстанции).
Выступают в суде как защитники по уголовным делам (представители сторон по гражданским делам), как правило, только лица, включенные в список адвокатов. Такой список составляется в каждом суде второй инстанции и подлежит ежегодному обновлению. Обвиняемому, не имеющему средств нанять адвоката, суд может назначить бесплатного защитника.
Роль омбудсмана в Австрии выполняет Коллегия народной правозащиты, которой посвящен Седьмой раздел Конституции. Три члена Коллегии избираются Национальным советом (нижней палатой парламента) с учетом принципа партийного представительства на 6-летний срок с правом на одно переизбрание. О своей деятельности Коллегия обязана ежегодно докладывать Национальному совету.
Высшим органом финансового контроля является Счетная палата, непосредственно подчиненная Национальному совету. Согласно Конституции (ст.121) Счетная палата осуществляет проверку финансовой деятельности Федерации, земель, союзов общин, общин и иных установленных законом субъектов права. Она составляет отчет об итогах выполнения бюджета Федерации и представляет его Национальному совету. Председатель и вице-председатель избираются Национальным советом. Чиновники Палаты назначаются Федеральным президентом по представлению председателя Палаты.

Литература

Австрийская Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1985.
Уголовный кодекс Австрии. Пер. с нем. М., 2001.

Читайте также: