Счет 26 бухгалтерского учета кратко
Обновлено: 16.05.2024
Счет 26 "Общехозяйственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
Общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями (лицами) и др.
Расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", списываются, в частности, в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону).
Указанные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 90 "Продажи".
Организации, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т.п., кроме организаций, осуществляющих торговую деятельность), используют счет 26 "Общехозяйственные расходы" для обобщения информации о расходах на ведение этой деятельности. Данные организации списывают суммы, накопленные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", в дебет счета 90 "Продажи".
Аналитический учет по счету 26 "Общехозяйственные расходы" ведется по каждой статье соответствующих смет, месту возникновения затрат и др.
Счет 26 "Общехозяйственные расходы" корреспондирует со счетами
по дебету
по кредиту
Корпоративное обучение - это получение знаний и навыков сотрудниками одной компании. Наша Школа оперативно организует для компании-заказчика корпоративный тренинг или семинар с учетом отраслевой специфики и конкретных потребностей вашего бизнеса. Подробнее >>
Отзывы участников семинаров:
Mozilla/5.0 (Windows NT 6.2; WOW64) AppleWebKit/537.1 (KHTML, like Gecko) Chrome/19.77.34.5 Safari/537.1
СЧЕТ 26 "ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ"
Счет 26 "Общехозяйственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. На этом счете отражают следующие расходы: административно-управленческие, содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещение общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
Общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с другими организациями и др.
Расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", списывают в дебет счетов: 20 "Основное производство", 90 "Продажи", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону), 08 "Вложение во внеоборотные активы" при капитальном строительстве хозяйственным способом при отсутствии специального хозяйственного аппарата, обеспечивающего административно-хозяйственное обслуживание строительства.
Общехозяйственные расходы в сельском хозяйстве не относят на затраты по орошению, осушению земель, содержание и использование машинно-тракторного парка, текущий ремонт зданий, сооружений, подлежащих распределению, а также общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, пекарни, ремонтно-пошивочные мастерские, парикмахерские, детские дошкольные учреждения, дома отдыха и другие объекты культурно-бытового назначения.
В строительных организациях, в том числе в управлениях механизации, домостроительных комбинатах, заводах по производству строительных материалов и стройках, на данном счете отражают накладные расходы по содержанию административно-хозяйственного персонала, обслуживанию рабочих строительства, организации работ на строительных площадках и др. Указанные расходы ежемесячно относят на затраты по выполнению строительно-монтажных работ, учитываемые на субсчете 20-4. Накладные расходы основного производства в управлениях механизации ежемесячно распределяют между строительно-монтажными работами, выполненными по договорам субподряда, и оказанными услугами сторонним организациям пропорционально суммам их прямых затрат и иными способами.
Накладные расходы подсобных производств строительных организаций, а также домостроительных комбинатов и заводов распределяют по видам выпускаемой продукции и оказанных услуг.
В сельскохозяйственных организациях общехозяйственные расходы ежемесячно (ежеквартально) относят на соответствующие виды производства (подразделения) в плановом или размере от общей суммы затрат (без затрат по организации и управлению производством), за исключением стоимости семян, кормов, а также сырья материалов и полуфабрикатов в подсобных промышленных производствах с корректировкой их в конце года до уровня фактических затрат. Общехозяйственные расходы в качестве условно постоянных могут списываться непосредственно в дебет счета 90 "Продажи" в соответствии с учетной политикой организации.
Аналитический счет по счету 26 "Общехозяйственные расходы" ведут по каждой статье соответствующих смет, месту возникновения затрат и др.
Счет 26 в бухгалтерском учете нужен для отражения общехозяйственных трат. В предложенной статье вы прочтете о том, что непосредственно учитывается на этом счете, на основании примера ознакомитесь с проводками, которые отражают учет общехозяйственных расходов, получите сведения о способах списания этих расходов.
Описание и использование счета 26
Агенты, брокеры, дилеры, экспедиторы, то есть не связанные с производством организации, используют счет 26 как основной при ведении своей деятельности, обобщая на нем информацию обо всех своих расходах и списывая их на счет учета продаж.
Аналитический учет по счету 26 ведется непосредственно по статьям расходов, местам их возникновения.
Основные составляющие общехозяйственных расходов
К основным общехозяйственным расходам относят следующие:
- Оплата труда аппарата управления, дирекции, бухгалтерии, канцелярии (включая премии, отпускные, пособия за счет работодателя).
- Суммы страховых платежей во внебюджетные фонды, относящиеся к оплате труда работников административно-хозяйственного аппарата организации.
- Начисленная амортизация по основным средствам и нематериальным активам, которые приобретены для обслуживания административно-хозяйственного персонала.
- Расходы на ремонт основных средств, не связанных с производством.
- Расходы на аренду помещений, используемых для аппарата управления и прочего непроизводственного назначения.
- Расходы на информационные, консультационные услуги.
- Расходы на материалы, используемые для управленческих нужд.
- Представительские расходы.
- Расходы на переподготовку кадров.
- Расходы на оплату услуг охранных организаций.
- Расходы на набор персонала.
- Расходы на подписку на периодические издания.
- Расходы на программное обеспечение.
- Расходы на телефонные переговоры и услуги интернета.
- Командировочные расходы.
Как учесть управленческие расходы при подсчете налогооблагаемой прибыли, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Учет общехозяйственных расходов на основании примера
Синтетический учет общехозяйственных расходов в течение месяца ведется в корреспонденции со счетами:
Начислена амортизация оборудования, которое используется для административно-хозяйственных нужд
Начислена амортизация по нематериальным активам, используемым в административно-хозяйственной сфере
Израсходованы сырье, материалы, хозяйственный инвентарь, используемые в административно-хозяйственной сфере
На административно-хозяйственные цели отпущены полуфабрикаты собственного производства
Часть готовой продукции направлена на собственные административно-хозяйственные нужды
Отражены расходы на услуги поставщиков и подрядчиков на основании актов для общехозяйственных нужд предприятия
Начислена оплата труда общехозяйственному персоналу
Отнесены на затраты суммы страховых платежей во внебюджетные фонды, относящиеся к оплате труда общехозяйственного персонала
В соответствии с авансовым отчетом подотчетного лица списаны представительские расходы
На общехозяйственные затраты списана доля расходов будущих периодов
За месяц архитектурно-проектное бюро произвело следующие расходы.
Заработная плата сотрудников, выполняющих проектные работы, составила 500 000 руб.
Заработная плата администрации — директора организации и бухгалтера — составила 120 000 руб.
Сумма страховых платежей в фонды, относящиеся к оплате труда администрации, составила 36 240 руб.
Амортизация оборудования для геологоразведочных работ составила 25 000 руб., амортизация ноутбука и многофункционального устройства, которые использует в своей работе бухгалтер, составила 5 000 руб.
Стоимость расходных материалов для многофункционального устройства, приобретенных для администрации, составила 6 000 руб.
В течение месяца на счете 26 формируются следующие проводки:
- Дт 26 Кт 70 — 120 000 руб. — начислена оплата труда директору и бухгалтеру.
- Дт 26 Кт 69 — 36 240 руб. — отнесены на затраты суммы взносов в фонды по оплате труда директора и бухгалтера.
- Дт 26 Кт 02 — 5 000 руб. — начислена амортизация ноутбука и многофункционального устройства.
- Дт 26 Кт 10 — 6 000 руб. — на нужды администрации использованы расходные материалы для многофункционального устройства.
Списание и распределение общехозяйственных расходов
Счет 26 не имеет сальдо, поэтому всё, что на нем накопилось, в конце месяца должно быть списано на другие счета.
Выбор варианта списания расходов зависит от способа формирования себестоимости продукции:
- Полной производственной себестоимости.
- Сокращенной себестоимости (метод под названием директ-костинг).
Какой именно способ формирования себестоимости выберет бухгалтер, должно быть указано в учетной политике, иначе организация обязана формировать полную производственную себестоимость продукции.
Расходы могут списываться в дебет этих счетов, только если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону.
Проводки, формирующие отражение таких операций в бухгалтерском учете, будут выглядеть так:
Дт 20 (23, 29) Кт 26
Как отразить в учете производственной организации распределение общехозяйственных расходов, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Выбор порядка распределения общехозяйственных расходов между указанными выше счетами остается за бухгалтером: общехозяйственные расходы могут распределяться между производствами пропорционально заработной плате, сумме прямых затрат либо выручке. Какой именно вариант выберет бухгалтер, должно быть указано в учетной политике.
Строительная фирма имеет на балансе автопарк, автотранспорт которого используется для доставки стройматериалов на объекты фирмы и для оказания услуг сторонним организациям.
Бухгалтер фирмы предусмотрел в учетной политике, что расходы, аккумулированные на счете 26, распределяются пропорционально сумме прямых затрат на содержание основного и вспомогательного производств.
Издержки фирмы, связанные с оказанием строительно-монтажных услуг клиентам, составили 1 800 000 руб.
Расходы строительной фирмы на автопарк составили 200 000 руб.
2 000 000 руб. (1 800 000 + 200 000) — это общая сумма расходов.
Сумма общехозяйственных затрат эквивалентна 500 000 руб.
Расчет коэффициента распределения будет выглядеть так: 500 000 / 2 000 000 = 0,25.
Бухгалтеру необходимо оформить следующие проводки:
- Дт 20 Кт 26 — 450 000 (1 800 000 × 0,25) — на себестоимость строительно-монтажных работ отнесена расчетная доля общехозяйственных расходов.
- Дт 23 Кт 26 — 50 000 (200 000 × 0,25) — на себестоимость оказания сторонним организациям автотранспортных услуг отнесена доля расходов со счета 26.
Итоги
Счет 26 в бухгалтерском учете служит для отражения информации, которая связана с общехозяйственными расходами. Все применяемые способы отражения таких расходов следует предусмотреть в учетной политике.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
26 счёт бухгалтерского учета — это общехозяйственные расходы или косвенные затраты, используется практически на каждом предприятии, за исключением государственных бюджетных и кредитных организаций. В данной статье рассмотрим основные нюансы данного счета, его свойства, типовые проводки и примеры использования в бухгалтерском учете.
Счет 26 в бухгалтерском учете
Определение общехозяйственным затратам
К общехозяйственным расходам относят все затраты на управленческие нужды, не связанные напрямую с производством, оказанием услуг или выполнением работ, но относятся на основной вид деятельности.
Перечень общехозяйственных затрат зависит от профиля организации и является не закрытым, согласно рекомендациям по использованию плана счетов.
Можно выделить основные общехозяйственные затраты:
- Административно-управленческие расходы
- Командировки;
- Заработная плата администрации, бухгалтерии, управленческого персонала, маркетинга и т.д.;
- Представительские расходы;
- Услуги охраны, связи;
- Консультации сторонних специалистов (IT, аудиторов и т.д.);
- Почтовые услуги и канцелярия.
- Ремонт и амортизация не производственных основных средств;
- Аренда не производственных помещений;
- Бюджетные платежи (налоги, штрафы, пени);
- Прочие:
Организации, не связанные с производством (дилеры, агенты и т.д.) на 26 счёте собирают все затраты и в дальнейшем списывают их на счёт учёта продаж (счёт 90).
Основные свойства 26 счета
- Относится к активным счетам, следовательно, у него не может быть отрицательного результата (кредитового сальдо);
- Является операционным счётом и не фигурирует в балансе. В конце каждого отчетного периода обязательно должен быть закрыт (на конец месяца не должно быть остатка);
- Аналитический учёт ведётся по статьям затрат (статьям смет), месту возникновения (подразделениям) и другим признакам.
Типовые проводки
Таблица 1. По дебету счета 26:
Дт | Кт | Описание проводки |
26 | 02 | Начисление амортизации по не производственным ОС |
26 | 05 | Начисление амортизации по не производственным НМА |
26 | 10 | Списание материалов, инвентаря, спецодежду на общехозяйственные нужды |
26 | 16 | Отклонение стоимости списанных общехозяйственных материалов |
26 | 21 | Списание полуфабрикатов на общехозяйственные цели |
26 | 20 | Отнесение затрат (работ, услуг) основного производства на общехозяйственные нужды |
26 | 23 | Отнесение затрат (работ, услуг) вспомогательного производства на общехозяйственные нужды |
26 | 29 | Отнесение затрат (работ, услуг) обслуживающего производства на общехозяйственные нужды |
26 | 43 | Списание готовой продукции на общехозяйственные цели (опыты, исследования, анализы) |
26 | 50 | Списание почтовых марок |
26 | 55 | Оплата расходов (мелких работ, услуг ) со специальных банковских счетов |
26 | 60 | Оплата работ, услуг сторонних организаций для общехозяйственных нужд |
26 | 68 | Начисление сумм платежей налогов, сборов, пени |
26 | 69 | Отчисление на социальные нужды |
26 | 70 | Начисление сумм заработной платы административно-управленческого и общехозяйственного персонала |
26 | 71 | Начисление командировочных расходов, а также подотчётные расходы на мелкие общехозяйственные нужды |
26 | 76 | Общехозяйственные расходы связанные с прочими кредиторами |
26 | 79 | Общехозяйственные расходы связанные с подразделениями организации на отдельном балансе |
26 | 94 | Списание недостач без виновных лиц , кроме стихийных бедствий |
26 | 96 | Отнесение общехозяйственных расходов в резерв на будущие расходы и платежи |
26 | 97 | Списание доли будущих расходов на общехозяйственные расходы |
Таблица 2. По кредиту счета 26:
Дт | Кт | Описание проводки |
08 | 26 | Отнесение общехозяйственных расходов на капитальное строительство |
10 | 26 | Оприходование возвратных отходов и не использованных материалов списанных на общехозяйственные расходы |
Списание общехозяйственных расходов при закрытии месяца, то есть куда списывается 26 счет | ||
20 | 26 | На основное производство |
21 | 26 | На производство полуфабрикатов |
29 | 26 | На обслуживающие производства |
90.02 | 26 | Выполненные работы и услуги для сторонних организаций |
90.08 | 26 | На себестоимость продаж при использовании метода директ-костинг |
Закрытие 26 счета
Закрытие 26 счета, то есть списание всех общехозяйственных затрат, выполняется несколькими способами:
- Включаются в состав себестоимости продукции через производственные счета, если производится продукция;
- Относятся на себестоимость продаж при оказании услуг или работ;
- Относятся на текущие расходы отчётного месяца методом директ-костинг:
Важно! Способ списания, а также база распределения общехозяйственных расходов должны быть закреплены в учётной политике организации.
Списание в состав себестоимости продукции
Основные виды баз распределения затрат:
Получите понятные самоучители по 1С бесплатно:
-
; .
- Выручка
- Объем выпуска продукции
- Плановая себестоимость продукции
- Материальные затраты
- Прямые затраты
- Оплата труда и так далее
При закрытии месяца формируются следующие проводки, например:
Дт | Кт | Описание проводки |
20 | 26 | Списаны общехозяйственные затраты на основное производство |
23 | 26 | Списаны общехозяйственные затраты на вспомогательное производство |
Общехозяйственные расходы распределяются на себестоимость продукции (производственные счета) согласно указанной базы распределения и аналитического учёта:
Следовательно, списание общехозяйственных расходов производится:
- В полном объёме – если выпускается одна продукция (нет аналитики);
- Распределяется по всем видам продукции пропорционально выбранной базе – если производится несколько видов продукции и считается в разрезе аналитики.
Пример
В учётной политике закреплено:
- Списание общехозяйственных расходов производится на себестоимость продукции.
- База распределения – материальные расходы.
В ноябре 2016 года прямые расходы составили 51 040,00 руб.:
- По головным уборам – 28 020,00 руб. из них:
- Материальные расходы – 15 000,00 руб.
- На производство обуви – 23 020,00 руб. из них:
- Материальные расходы – 10 000,00 руб.
косвенные расходы – 18 020 руб.
- 3/п административного персонала – 10 000,00 руб.
- Страховые взносы – 3 020,00 руб.
- Аренда помещения – 5 000,00 руб.
Согласно базе распределения по материальным затратам:
Проводки при закрытии 26 счета
30.11.2016 | 20 | 26 | 10 812 | Закрытие счета 26 (головные уборы) |
30.11.2016 | 20 | 26 | 7 208 | Закрытие счета 26 (обувь) |
Важно! Также в учётной политике можно указать не распределяемые общехозяйственные расходы, которые будут списываться сразу на текущие расходы в Дт счета 90.08.
Списание на себестоимость продаж
Дт | Кт | Описание проводки |
90.02 | 26 | Списаны общехозяйственные затраты на себестоимость услуг, работ |
В данном случае затраты также могут учитываться в разрезе аналитики.
Списание методом директ-костинг
Дт | Кт | Описание проводки |
90.08 | 26 | Списаны общехозяйственные затраты на себестоимость продаж |
При этом сумма затрат списывается в полном объёме в каждом отчётном периоде.
Рассмотрим вышеуказанные проводки на примерах.
Пример 1. Закрытие счета на себестоимость продукции по плановой себестоимости, один вид продукции
В учётной политике закреплено:
- Списание общехозяйственных расходов производится на себестоимость продукции.
- База распределения – плановая себестоимость.
В ноябре 2016 года прямые расходы составили 88 040 руб.:
- 3/п производственным работникам – 20 000,00 руб.
- Страховые взносы – 6 040,00 руб.
- Материальные расходы – 62 000,00 руб.
Косвенные расходы – 13 020 руб.:
Важно! Если используется ПБУ, и общехозяйственные расходы в налоговом учёте учитываются, как косвенные расходы (установлено в учётной политике), то возникают ещё временные разницы (ВР):
ВР/НУ | Счёт Дт | Счёт Кт | Сумма, руб. | Описание проводки |
ВР | 20 | 26 | 10 000 | Закрытие счета 26 (оплата труда) |
НУ | 90.08 | 26 | 10 000 | |
ВР | 90.08 | 26 | -10 000 | |
ВР | 20 | 26 | 3 020 | Закрытие счета 26 (страховые взносы) |
НУ | 90.08 | 26 | 3 020 | |
ВР | 90.08 | 26 | -3 020 | |
НУ | 40 | 20 | 88 040 | Списание фактической себестоимости на выпуск |
ВР | 40 | 20 | 13 020 | |
НУ | 43 | 40 | 3 040 | Корректировка стоимости продукции до фактической |
ВР | 43 | 40 | 13 020 |
Пример 2. Закрытие счета на себестоимость продаж при оказании услуг
В ноябре 2016 года общехозяйственные расходы составили 23 020 руб.
Пример 3. Закрытие счета по методу директ-костинг
В учётной политике закреплено:
В ноябре 2016 года прямые расходы составили 88 040 руб.:
- 3/п производственным работникам – 20 000,00 руб.;
- Страховые взносы – 6 040,00 руб.;
- Материальные расходы – 62 000,00 руб.
Косвенные расходы – 13 020 руб.:
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Читайте также: