Административное выдворение порядок установления кратко

Обновлено: 07.07.2024

Депортация – высылка гражданина другого государства, который проживает на территории РФ, за пределы страны, при наличии оснований, которые запрещают далее такому гражданину пребывать ее территории.

Российской правовой системой предусмотрен также такой вид административной ответственности, как административное выдворение за пределы государства. Выдворение несет негативные правовые последствия, а также ограничения для нарушителя. Выдворение это не что иное, как административное наказание. Также не стоит путать это понятие с лишением гражданства, так как его не применяют (пока) на территории РФ, ведь оно противоречит международному праву и Конституции Российской Федерации.

К кому применяют административное наказание?

Выдворение применимо только к иностранным гражданам или к лицам, у которых нет гражданства, к гражданам РФ эта мера не применяется. Другие органы (должностные лица) не имеют права его применять, но могут принимать решения о неразрешении въезда. Данная мера также не применима к иностранцам, которые являются военнослужащими.

Перед процедурой непосредственного выдворения виновное лицо иногда некоторое время содержат в специализированном учреждении – Центр Содержания Мигрантов. Что касается формы проведения данной процедуры, она имеет два основные вида:

  • контролируемый самостоятельный выезд;
  • принудительный выезд.

Форму проведения процедуры выбирает суд. На практике же самостоятельный контролируемый выезд применяют к виновному лицу на основе результатов совершения предыдущего административного правонарушения.

Какие правонарушения могут стать причиной выдворения?

Выбрать меры ответственности может уполномоченный орган, который будет рассматривать дело. Большинство правонарушений, совершая которые к лицу может быть применено выдворение связаны с нарушениями правил въезда на территорию России, и других правил пребывания на территории страны. Составы таких правонарушений описаны в 18 Главе Кодекса РФ.

К наиболее частым нарушениям относят:

  • у нарушителя нет временной регистрации по месту его нахождения, или же такая регистрация уже не является действительной,
  • у нарушителя нет официального разрешения работать на территории РФ;
  • нарушитель проживает на территории РФ сверх разрешенного ему времени (согласно трудовому контракту, сроку обучения), т.е превышает сроки законного пребывания.

Если в ходе административного расследования или в суде была доказана вина нарушителя, то выдворение может произойти в любой момент. Решение суда можно обжаловать на протяжении 10 дней, после того, как вынесли постановление о назначении административной меры наказания. Если опоздать с обжалованием, то второго шанса уже может больше и не быть (допустимо опоздание, если только вы сможете доказать свою уважительную причину).

Выдворение может также применяться к тем людям, которые вступили в брак фиктивно, лишь для того, чтобы получить гражданства. В случае доказуемости факта, что брак заключен фиктивно, его признают недействительным, а к правонарушителю применят административное выдворение.

Что произойдёт после вынесения решения суда?

Кроме того, что нелегального мигранта могут выпроводить за территорию РФ, к нему могут применяться и другие меры:

  • после выдворения нелегальному мигранту будет запрещено возвращаться в РФ на протяжении 5 лет;
  • иностранный гражданин или апатрид, который был принудительно перемещен за территорию РФ, после истечения срока в 5 лет не получит разрешение на временное гражданство, не сможет подать заявление чтобы получить вид на жительство или получить гражданство.

Административное выдворение призвано бороться с таким распространённым явлением, как нелегальная миграция. Эта проблема в наше время стала очень распространённой, соответственно и меры должны применяться более суровые. Она не дает право выбора, поэтому является очень жесткой, но не смотря на строгость все же его можно обжаловать.

Если вы столкнулись с этой проблемой и вам нужна квалифицированная помощь по миграционным дела, обращайтесь к Миграционному Адвокату и мы поможем вам отстоять свои права. Вам помогут отменить выдворение, а также исключить вас из списка лиц, которым воспрещено въезжать на территорию Российской Федерации. Нашими услугами уже воспользовалось много граждан других стран, и мы помогли им на законных основаниях пребывать на территории России. Достичь таких результатов нам удалось благодаря своевременному и успешному обжалованию решений суда о назначении меры административного наказания в виде выдворения.

Существуют также правила, которые являются основаниями для запрета на въезд. Они предусмотрены в статье 26 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ. В законе предусмотрены следующие пункты, нарушение которых запрещает на въезд иностранным гражданам на территорию России:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ в часть 1 статьи 3.10 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.

ГАРАНТ:

О порядке административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации см. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ

См. Инструкцию об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, утвержденную приказом ФСБ РФ от 23 декабря 2008 г. N 631

3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ статья 3.10 настоящего Кодекса дополнена частью 4, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

4. При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 232-ФЗ в часть 5 статьи 3.10 настоящего Кодекса внесены изменения

5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ статья 3.10 настоящего Кодекса дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Кодекс об административных правонарушениях > Раздел I КоАП РФ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ > Глава 3 КоАП РФ. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ > Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.

3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

4. При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Комментарии к ст. 3.10 КОАП РФ

1. Конституция РФ (ст. 62) установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп.).

2. В комментируемой статье дано понятие административного выдворения как вида административного наказания, которое заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации. В упомянутом выше Федеральном законе от 25 июля 2002 г. не приведено такое определение, вместе с тем установлен порядок административного выдворения (ст. 34). Конкретные составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся в ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ.

3. Административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.

В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, пограничные органы задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с этим государством, пограничные органы выдворяют их за пределы Российской Федерации в определенных ФСБ России местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации из пунктов пропуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором Российской Федерации с соответствующим государством (см. ст. 14 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").

4. Административное выдворение как вид административного наказания следует отличать от такой меры административного пресечения, как депортация (принудительная высылка из Российской Федерации) иностранного гражданина или лица без гражданства в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (см. ст. ст. 1 и 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).

5. Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (см. ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1) в случаях, если орган или должностное лицо (в данном случае - миграционная служба), к которым поступило дело в таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Административное выдворение согласно ст. 3.3 КоАП РФ может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В статьях Особенной части КоАП эта мера предусмотрена в качестве дополнительного наказания.

6. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере миграции (п. 15 ч. 2 ст. 28.3).

7. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (миграционной службы) (ст. 32.9 Кодекса).

8. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства не разрешается, если они в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, в течение пяти лет со дня выдворения (п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. и доп.)).

​Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства представляет собой принудительную меру. Оно выражается в перемещении лиц за пределы России, против их воли и под строгим контролем, за нарушение определённых норм. Предполагается также возможность самостоятельного выезда граждан, но строго под контролем государства.

Правовое регулирование

Положение иностранных граждан на территории РФ регулируется ФЗ-115 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Данный правовой акт определяет основы, в том числе и порядок выдворения лиц за пределы территории страны.

Нормы, за которые возможно применение данной меры ответственности, определяются на основании КоАП РФ и УК РФ. Также стоит обратить внимание на ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", а также на практику высших судов, в том числе постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”.

Понятие административного выдворения

Данная мера представляет собой процедуру, направленную на перемещение лица за пределы Российской Федерации, против его воли. По сути, это указание на то, чтобы лицо покинуло Россию по причине нарушения законодательства.

Выдворение, как мера административного наказания, может осуществляться как силами государственных органов, так и лицом самостоятельно, но под государственным контролем. Процедура всегда контролируемая и используется, когда лицо нарушает миграционное законодательство, уголовные и административные нормы, а также в случаях исполнения международных договоров Российской Федерации.

Когда применяется выдворение

Выдворение может применяться не только в случае нарушения миграционных правил. На практике, достаточно часто мера используется, если лицо нарушает правила таможенные, административные и уголовные. Так, возможно использование такой санкции в следующих случаях:

  1. нарушения, связанные с въездом на территорию России, временным пребыванием и проездом по территории;
  2. уклонение от выезда за пределы России после окончания срока временного пребывания;
  3. нарушение сроков постановки на миграционный учёт;
  4. отсутствие разрешительных бумаг, подтверждающих законность нахождения на территории России;
  5. трудовая деятельность на территории страны, при условии отсутствия разрешительных бумаг;
  6. предоставление ложной информации, касающейся цели пребывания на территории страны;
  7. совершение преступления на территории России лицом без гражданства или иностранцем.

Выдворение может быть применено только в случае наличия вступившего в силу судебного решения. Иных оснований для принуждения к выезду за пределы страны нет.

Административное выдворение за пределы РФ применяется в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства. По отношению к гражданам Российской Федерации применяются иные меры ответственности, предусмотренные законодательством.

Порядок выдворения иностранных граждан за пределы РФ

Порядок выдворения лица за пределы Российской Федерации будет зависеть от того, какой способ используется: лицо покидает страну самостоятельно или его сопровождает Миграционная Служба.

Если лицо осуществляет выезд самостоятельно, процедура выглядит следующим образом:

  • выносится судебный акт, указывающий на обязательство покинуть территорию страны;
  • судебное постановление выдаётся лицу;
  • в срок, не превышающий 5 суток, лицо обязано покинуть территорию России.

Факт того, что иностранец выехал за пределы России, фиксируется органами МВД на границе.

Принудительное выдворение осуществляется в следующем порядке:

  1. гражданин получает акт, указывающий на необходимость покинуть территорию страны;
  2. лицо является в миграционный отдел ФМС. Если он отказывается сделать это самостоятельно, он может быть доставлен принудительно;
  3. гражданин выдворяется за пределы России в сопровождении сотрудника МВД.

Принудительный порядок применяется в том случае, если лицо нарушает требования законодательства неоднократно или отказывается покинуть территорию страны самостоятельно. Мера необходима, чтобы проконтролировать факт выезда за пределы России, доставить лицо до границы.

В любом из случаев, выдворение должно быть осуществлено в пятидневный срок с даты уведомления лица о вынесении соответствующего судебного постановления.

При этом важно, чтобы судебный акт вступил в законную силу, так как до этого момента лицо может его оспорить. Фактически, экземпляр направляется лицу после вступления в законную силу, то есть через 10 суток после вынесения.

Выдворение несовершеннолетнего

Несовершеннолетний гражданин не может быть подвергнут данной мере ответственности самостоятельно. Однако такое лицо рассматривается как субъект, связанный с родителями, то есть в качестве члена семьи.

Если выдворению подвергается взрослый человек, несовершеннолетний будет следовать за ним, но по отношению к нему в отдельности выдворение не может применяться.

Последствия выдворения

Иностранец, к которому применяется выдворение, может получить и иную ограничительную меру, которая именуется как запрет на въезд. Фактически, лицо теряет возможность вернуться на территорию России. Мера может быть применена на основании постановления, вынесенного одним из государственных органов, например, МВД, ФСБ, Министерство Юстиции.

Орган может вынести прямой запрет, а также указать в постановлении о нежелательности пребывания конкретного гражданина на территории страны.

Как правило, применяется данная мера при нарушениях следующего характера:

  • срок пребывания на территории России был превышен;
  • лицо совершило два и более нарушения миграционных правил за год;
  • при въезде в Россию были предоставлены фальшивые документы.

Срок действия запрета на въезд составляет 5 календарных лет. Именно в течение этого периода времени лицо не сможет приехать на территорию страны.

Любое лицо может узнать о вынесенном в его отношении постановлении о запрете на въезд. Сделать это можно, обратившись в МВД лично или воспользовавшись специальным сервисом на сайте МВД. Для проведения проверки потребуется информация о лице, в первую очередь - это ФИО и дата рождения.

Если по отношению к лицу применялась такая мера, как выдворение и последующий запрет на въезд, он уже не сможет оформить гражданство России. Теоретически, снятие ограничений может быть осуществлено в порядке амнистии.

Обжалование выдворения

Любое судебное постановление может быть обжаловано в порядке апелляции. Сделать это можно в срок, не превышающий десять суток со дня вынесения акта.

Жалоба будет рассматриваться в вышестоящем суде, что увеличивает шансы на обжалование. Суд назначит новое заседание, в котором будет выясняться, правильно ли предыдущая инстанция применила правовые нормы, исследовала представленные доказательства и информацию.

Шанс на отмену выдворения есть в следующих случаях:

  1. у лица, который должен покинуть Россию, есть дети, являющиеся гражданами страны, при условии, что они проживают на территории государства;
  2. лицо имеет супруга, который является гражданином России и проживается в стране;
  3. у выдворяемого есть другие родственники в России;
  4. правонарушение, за которое применяется мера, является несущественным;
  5. лицо получает в России образование на очной форме;
  6. на территории страны реализуется лечение, отсутствие которого будет иметь существенные последствия для жизни и здоровья.

Апелляционная жалоба подаётся в тот же суд, который вынес первоначальное постановление, но на имя суда вышестоящего. Первая инстанция собирает все необходимые бумаги и перенаправляет дело далее. Стороны извещаются о новом заседании.

К жалобе рекомендуется приложить бумаги, подтверждающие позицию заявителя. Это могут быть документы, указывающие на наличие брачных отношений, родства, болезни и так далее. Рекомендуется использовать данные бумаги ещё в первой инстанции, вторая рассмотрит их только в том случае, если ранее они не могли быть получены или первоначальный суд проигнорировал данные факты.

Как узнать о наличии выдворения

Постановление, которое указывает на необходимость покинуть территорию России, высылается лицу, в отношении которого было принято. Но не всегда гражданин живёт по месту регистрации и имеет доступ к почте, а также не всегда письма доходят по адресу.

Получить точные сведения о наличии подобной меры можно через отделение МВД, оформив запрос о предоставлении информации. Предварительные сведения могут быть получены через официальный сайт МВД, в разделе с сервисами. Необходимо будет заполнить представленные поля, после чего система проверит, применялась ли к лицу подобная мера ответственности.

Информация с сайта МВД носит ознакомительный характер. Более точные сведения можно получить только через официально направленный запрос.

Административное выдворение - это мера ответственности, которая заключается в принуждении лица покинуть территорию России. Применяется за нарушения миграционного, таможенного, административного законодательства, а также с целью исполнения международных соглашений. Для применения на практике, необходимо вынесение судебного постановления, которое может быть обжаловано в десятидневный срок в административном порядке.

Читайте также: