Сбор информации о пациенте алгоритм в педиатрии кратко

Обновлено: 05.07.2024

1-й — сбор информации (субъективной и объективной) о пациенте;

2-й — формулировка сестринских диагнозов и распределение их по приоритетам;

3-й — планирование (цели и план сестринского вмешательства);

4-й — реализация плана сестринских вмешательств;

5-й — оценка эффективности вмешательств.

Ясно, что вся сестринская деятельность базируется на квалифицированном сборе информации о пациенте (в нашем случае — о ребенке).

только потом приступить к квалифицированному объективному обследованию.

1. Паспортная часть (сведения о ребенке и родителях).

2. Информация о прививках.

3. Врачебный диагноз.

4. Реакция ребенка на госпитализацию.

5. Субъективное обследование:

— жалобы (со слов ребенка и родителей) а также активно выявленные;

— анамнез заболевания (с описанием динамики состояния, полученного лечения и его эффективности);

— гинекологический анамнез (у девочек-подростков);

6. Объективное исследование:

— сознание и положение в постели;

— кожа и слизистые оболочки;

— железы внутренней секреции;

— нервная система (для детей — указание на степень нервно-психического развития; на 1-м году — подробное описание умений и навыков);

— вскармливание (питание) — общие сведения и индивидуальные особенности. (См. приложения 1 и 2).

Завершается сбор информации выводом в виде перечисления выявленных нарушенных потребностей и в соответствии с ними сестринских диагнозов по приоритету. Для того чтобы собрать информацию о ребенке, необходимо наладить с ним доверительный контакт, а это непросто, поскольку ребенок сразу чувствует, искренен ли интерес к нему или наигран. Кроме того, для работы с семьей очень важны взаимоотношения с родителями, их доверие к медицинскому работнику, взаимное уважение. Поэтому медика (будь то фельдшер, медсестра или акушерка) жизненно необходимы знания медицинской психологии и навыки профессионального общения.

ТЕМА 2. АНТЕНАТАЛЬНЫЙ И НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ

АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Антенатальный, или внутриутробный период длится 280 дней от зачатия до наступления родов. В акушерстве и педиатрии принято исчислять срок беременности в неделях (так как в неделе всегда 7 дней, а в месяце количество дней колеблется от 28 до 31). Следовательно, длительность антенатального периода составляет 38—42 недели. Роды ранее 38 недель называют преждевременными, а новорожденного — недоношенным. Роды после 42 недель. Называют запоздавшими, а новорожденного — переношенным.

Условно беременность делится на три триместра:

1—3 мес. — 1-й триместр;

4—6 мес. — 2-й триместр;

7—9 мес. — 3-й триместр.

Для максимальной защиты плода от негативных воздействий проводятся так называемые мероприятия по антенатальной охране плода, которые осуществляются совместно акушерской и педиатрической службами.

Прежде чем составить план таких мероприятий, необходимо выяснить, каким неблагоприятным влияниям будет подвергаться плод в каждом конкретном случае, каковы особенности семьи, ожидающей ребенка, и т. д. С

целью получения подобной информации и выработки дальнейшей тактики ведения беременной, участковая педиатрическая сестра проводит дородовые патронажи. В плановом порядке проводится два таких патронажа, по назначению врача их может быть три, четыре и более.

1-й дородовый патронаж проводится после постановки беременной на учет в женской консультации (которая и передает информацию в детскую поликлинику), оптимально в сроке 8—12 недель (схема 2).

Цель: обеспечение максимально комфортных и безопасных условий для развития плода.

При 1-м дородовом патронаже выявляются все неблагоприятные факторы, которые могут негативно повлиять на плод, и составляется план мероприятий по охране плода. Беременная, у которой выявлены факторы риска,

ставится на учет для контроля, наблюдения и оказания ей помощи.

Условно выделяют следующие группы риска беременных женщин:

1. Женщины до 18 лет и первородящие старше 30лет.

2. Женщины, имеющие массу тела менее 45кг или более 91 кг.

3. Женщины, имевшие свыше 5 беременностей.

4. Женщины с угрозой преждевременных и запаздывающих родов (в том числе имеющие недоношенные и переношенные беременности в анамнезе).

5. Женщины с многоплодной беременностью.

6. Женщины с отягощенным акушерским анамнезом

(аборты, выкидыши, мертворождения, узкий таз, пороки развития матки, рубцы матки и т. д.).

7. Женщины с экстрагенитальной патологией (сахарный диабет, бронхиальная астма, хронический пиелонефрит, пороки сердца и т. д.).

8. Женщины с социальными факторами риска (многодетные, одинокие, малообеспеченные и т. д.).

9. Женщины с профессиональными вредностями (медики, учителя, работницы лакокрасочных, гальваники цехов, фабрик по производству моющих средств, почтальоны и т. д.).

10, Женщины с вредными привычками (наркомания, токсикомания, табакокурение, алкогольная зависимой).

Ясно, что групп риска может быть и одна, и несколько.

2-й .дородовый патронаж — проводится в сроке 30—32 недели, т. е. при выходе женщины в декретный отпуск (схема 3).

Цель: подготовка беременной и ее семьи к появлением новорожденного. Медсестра должна дать семье информацию по следующим вопросам:

— подготовка комнаты (уголка) для новорожденного;

— приданное для новорожденного;

— предметы ухода за новорожденным;

— аптечка для новорожденного;

— подготовка молочных желез к кормлению;

— питание и режим матери на период вскармливания;

— признаки родовой деятельности и тактика беременной;

— набор белья для выписки новорожденного из роддома.

В нашей стране проводится ряд обязательных мероприятий по антенатальной охране плода, независимо от групп риска беременной.

Это 3 основные программы:

1. Медико-генетическое консультирование семей, отягощенных наследственными заболеваниями.

Обязательная 3 кратная (по необходимости и более) ультразвуковая диагностика беременных в сроке 6—12 нед., 14—-20 нед., 26—-32 нед.

3. Проведение специальных исследований по показаниям, например: первобеременным35 и более лет — определение сывороточных

белков-маркеров ряда заболеваний, микроскопия ампиотической жидкости и т. д.

Действует скрининг-программа для защиты новорожденных от инвалидизации по 2 заболеваниям — фенилкетонурии и врожденному гипотиреозу.

Она заключается в том, что у 100% детей, родившихся в России, берется кровь на анализ по названным заболеваниям. Анализ проводится в условиях медикогенетической консультации. В случае положительного результата ребенку назначают:

1) при фенилкетонурии — специальную диету (до 5—6 лет);

2) при врожденном гипотиреозе — гормоны щитовидной железы (пожизненно).

В результате развиваются полноценные во всех отношениях дети

(т. е. 100% результат лечения). В противном случае у детей развивается тяжелая и необратимая умственная отсталость. С первыми признаками родовой деятельности начинается интранатальный этап и женщина поступает в родильный дом. С появлением ребенка начинается неонатальный период.

НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Новорожденный, родившийся в сроке 38—42 недели, с массой тела 2501 г и более и длиной тела 46 см и более, считается доношенным. Кроме основных, существуют и другие признаки доношенности. Но сначала определяются признаки живорождения:

1. Самостоятельное дыхание.

3. Пульсация пуповины.

4. Произвольные движения мышц.

При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков, ребенку немедленно оказывается реанимационная помощь. Если отсутствуют все 4 признака, ребенка считают мертворожденным.


Рис. 1. Новорожденный

Ребенок

К концу 1-й минуты состояние новорожденного оценивают по шкале Апгар. Шкала была предложена американкой Вирджинией Апгар (табл. 3) в середине XX века.Таким образом, здоровый ребенок может получить 8—10 баллов. В конце 5-й минуты состояние новорожденного повторно оценивается по шкале Адгар..(при необходимости — каждые 5 минуты до 20-й минуты), что в динамике позволяет определить компенеаторные возможности организма ребенка.

Врачебное дарование педиатра состоит в налаживании контакта с первых минут знакомства с ребенком и его родителями. При хорошем контакте с ребенком врачу быстро удается получить ценные анамнестические данные о заболевании, поставить правильный диагноз и вовремя начать лечение.

Как правило, основные анамнестические данные о болезни врач получает от родителей ребенка.

Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет)

1. От какой беременности и какой по счету ребенок; если беременность не первая, чем закончилась предыдущая?

2. Как протекала беременность у матери (были ли токсикоз первой, второй половины беременности – тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия, эклампсия)?

3. Режим и особенности питания беременной.

4. Как протекали роды (продолжительность, пособия, осложнения)?

5. Закричал ли ребенок сразу? Какой был крик (громкий или слабый)?

6. Масса тела и рост при рождении.

7. Когда приложили к груди, как взял грудь ребенок, число и часы кормления?

8. Когда отпал пуповинный остаток и зажила пупочная ранка?

9. Была ли физиологическая потеря массы тела новорожденного, и когда она восстановилась?

10. Заболевания в период новорожденности (интенсивность и длительность желтухи – групповая и резус-несовместимость матери и ребенка, родовая травма, заболевания кожи и пупка, органов дыхания и пищеварения, септические заболевания и др.).

11. На какой день и с какой массой тела ребенок выписан?

12. Физическое развитие ребенка: увеличение массы тела и роста на первом году жизни (по месяцам) и после года.

13. Развитие статики и моторики: когда стал держать головку, поворачиваться на бок, со спины на живот, когда стал сидеть, ползать, стоять, ходить, бегать?

14. Психическое развитие: когда стал улыбаться, гулить, узнавать мать, произносить отдельные слоги, слова, фразы; запас слов к году и 2 годам.

15. Поведение ребенка дома и в коллективе.

16. Сон, его особенности и продолжительность.

17. На каком вскармливании находится ребенок – естественном, искусственном, смешанном. При естественном вскармливании – время кормления ребенка грудью, активность сосания, кормление из одной или обеих молочных желез, сцеживание после кормления. При смешанном вскармливании – чем докармливают ребенка, с какого возраста, количество и методика введения докорма. Каковы мероприятия по борьбе с гипогалактией у матери?

При искусственном вскармливании – с какого возраста и чем кормили ребенка, в каком количестве и в какой последовательности? Какой промежуток между кормлениями, регулярное или беспорядочное кормление, соблюдался ли ночной перерыв? Получал ли соки (какие), витамин D – с какого возраста, в каком количестве? Когда начал получать прикорм, его количество, последовательность введения, переносимость? Время отнятия от груди.

Особенности вкуса и аппетита. Питание ребенка к началу настоящего заболевания.

18. Когда прорезались зубы и порядок их прорезывания.

19. Перенесенные заболевания (когда и какие), в том числе инфекционные и хирургические вмешательства. Особенности течения заболевания, осложнения.

20. Профилактические прививки против туберкулеза (БЦЖ),гепатита, полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка и кори и др. Реакции на прививки.

· Жалобы в настоящий момент. Детализируйте жалобы (например, боль – локализация, характер, иррадиация, продолжительность, факторы облегчающие и ухудшающие состояние и т.д.). Уточните: сон, аппетит, диурез, стул, настроение (отношение к болезни и факту пребывания в стационаре)

· Жалобы при поступлении

· Историю заболевания (когда заболел, возможная причина, как протекало заболевание, что принимал, эффект от лечения, есть ли аллергия на медикаменты)

· Историю жизни: перенесенные заболевания (туберкулез, гепатит, сахарный диабет, инфекции, операции, травмы); семейное положение, материально-бытовые условия, финансовое положение, социальный статус, вредные привычки

· Оцените общее состояние

· Определите нарушенные потребности и проблемы пациента: физиологические, психологические, социальные и духовные (настоящие и потенциальные) ; выделите приоритетные проблемы

· Составьте план сестринского вмешательства по каждой проблеме

I этап – сбор данных

Полных лет, для детей до года – месяцев (подчеркнуть)

Постоянное место жительства: город, село(подчеркнуть), вписать адрес, указав для приезжих: область, район, нас. пункт, адрес родственников и номер телефона______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Место работы, профессия, должность. Для учащихся – место учебы, для детей название детского учреждения, школы для инвалидов – род и группа инвалидности, ИОВ – да, нет (подчеркнуть).__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кем направлен больной:_____________________________________________

Направлен в стационар по экстренным показаниям: да, нет, через сколько часов после заболевания, получения травмы, госпитализирован в плановом порядке (подчеркнуть).

Источник информации (подчеркнуть) (пациент, семья, медицинские документы, мед.персонал, другие источники___________________________

Возможность пациента общаться: да, нет

Жалобы пациента__________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сон: нормальный, беспокойный, бессонница

Аппетит (подчеркнуть) сохранен, снижен, повышен, отсутствует.

Стул: оформлен, запор, недержание.

История заболевания: (когда и как началось, как протекало, проводимые исследования и лечение)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия, в которых рос и развивался:

Условия труда, проф. вредности:

Перенесенные заболевания (болезни раннего детства, ранения, травмы, переливания крови, операции, аллергии, прививки:

Отношение к алкоголю, наркотикам (подчеркнуть: не употребляет, употребляет умеренно, избыточно)

Образ жизни, духовный статус (уровень культуры: низкий, средний, высокий; особенности верования, развлечение, отдых, моральные ценности), привычки в плане питания, физических упражнений, отдыха, сна:

Семейное положение (холост, супружество, развод). Состав семьи.

Социальный статус (роль в семье, на работе, в школе). Социальные отношения.

Наследственность - наличие у кровных родственников (подчеркнуть): сахарный диабет, артериальная гипертензия, инсульт, ожирение, туберкулез, кровотечения, анемия, аллергия, онкозаболевания, заболевания сердца, желудка, печени, почек, органов дыхания, щитовидной железы, психического расстройства.

II этап – объективное обследование

Физикальные данные (нужное подчеркнуть)

2. Сознание: ясное, спутанное, отсутствует.

3. Поведение: адекватное, неадекватное

4. Настроение (эмоциональное состояние): спокойный(ая), печальный(ая), замкнутый(ая), сердитый(ая), прочее.

5. Положение в постели: активное, пассивное, вынужденное.

8. Речь: (подчеркнуть) нормальная, отсутствует, нарушена

9. Зрение (подчеркнуть) нормальное, отсутствует, снижено

10. С лух (подчеркнуть) нормальтный, отувтствует, снижен

11. Температура тела

12. Состояние кожи и слизистых:

Цвет (обычный, гиперемия, бледность, цианоз, желтушность)

13. Костно-мышечная система:

14. Дыхательная система

Число дыхательных движений_____________________

Дыхание глубокое, поверхностное (подчеркнуть), ритмичное

Характер одышки: экспираторная, инспираторная, смешанная

Характер мокроты: гнойная, геморрагическая, серозная, пенистая

15. Сердечно-сосудистая система:

Пульс (симметричный, ритмичный, аритмичный, частота__________, наполнение_________напряжение__________________________________

АД на двух руках: на левой________________на правой________________

16. Пищеварительная система:

17. Эндокринная система:

Видимое увеличение щитовидной железы: есть, нет

Экзофтальм: есть, нет

18. Нервная система

19. Оценка психоэмоционального статуса больного:

Реакция на общение: адекватная, негативная, гнев, недовольство, благодарность и т.д._________________________________________

Отношение к факту своей болезни: недоуменное, безразличное, тревога, трах, депрессия, негативизм, позитивное отношение и т.д.

Интеллект пациента ( по Вашему мнению): уровень образования, особенности общения, память__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наличие четкой установки на выздоровление: есть, нет

Другие проблемы пациента (социальные, духовные)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III Сестринский анализ результатов лабораторных и инструментальных исследований (сравнить с нормальными показателями)

IV Карта динамического наблюдения


V нарушенные потребности

Основные потребности обоснование Способен к самоуходу Необходимость помощи (какой) Необходимость в обучении (каком)
Дышать
Пить
Есть
Выделять
Быть чистым
Поддерживать состояние
Одеваться, раздеваться
Избегать опасности
Поддерживать температуру тела
Спать, отдыхать
Двигаться
Общаться
Поклоняться
Работать, играть, учиться

VI проблемы пациента

VII карта сестринского процесса

Цель долгосрочная_________________________________________________________________________________________________________________________План сестринских

Сбор анамнеза у ребенка и родителей. Рекомендации

Краеугольным камнем в клинической практике остаются сбор анамнеза и клиническое обследование. Хорошие врачи остаются востребованными благодаря способности выделять важную информацию в истории заболевания, клиническим навыкам, отношению к пациентам, а также компетентности в вопросах заболеваний, расстройств, нарушений поведения.

Родители в высшей степени заинтересованы в судьбе своих детей и беспокоятся за их здоровье. Они быстро распознают врачей, которые проявляют интерес, внимание, заботу. В случае необходимости они разыскивают специалистов, обладающих соответствующими навыками и подходами к детям.

Для сбора анамнеза и обследования детей очень полезно продемонстрировать некоторые общие клинические сценарии, по которым проходит врачебный осмотр детей.
• Острое заболевание, например инфекция дыхательных путей, менингит, аппендицит.
• Хроническое состояние, например недостаточная прибавка в весе, хронический кашель.
• Новорождённый ребёнок с врождённой мальформацией или аномалией, например врождённая дисплазия бедра (ВДВ), синдром Дауна.
• Предполагаемая задержка развития, например отставание в развитии ходьбы, речи или приобретённых навыков.
• Нарушения поведения, например приступы гнева, гиперактивность, нарушения пищевого поведения.

Цели обследования ребенка:
• Выделить значимые факты в истории заболевания — всегда наиболее плодотворный источник диагностической информации.
• Получить все необходимые данные клинических обследований.
• Сопоставить данные из истории заболевания и обследований.
• Сформулировать рабочий диагноз или дифференциальный диагноз на основе логических умозаключений.
• Составить список проблем и план ведения пациента.

осмотр ребенка врачом

Все сказанное выше можно суммировать в аббревиатуре HELP:
• Н = история заболевания (history);
• Е= обследование (examination);
• L = логическое умозаключение (logical deduction);
• Р = план ведения (plan of management).

Ключевыми моментами при сборе анамнеза и обследовании детей считают:
• в первую очередь, возраст ребёнка, поскольку он определяет:
- природу и клинические проявления заболевания, нарушения развития или поведения;
- путь, определяющий сбор анамнеза и проведение обследования;
- направление организации дальнейшего ведения пациента;

• родителей или экспертов, представляющих интересы детей. Никогда не стоит игнорировать то, что они говорят.

Сбор анамнеза у ребенка и его родителей

• Убедитесь, что вы изучили все сопроводительные документы и записи до того, как приступить к беседе.
• Понаблюдайте за ребёнком во время игры в комнате ожидания, за его внешним видом, поведением и походкой, когда он входит в комнату для обследования. Внимательное наблюдение за ребёнком в течение всего приёма может помочь при постановке диагноза и в начале лечения.
• Когда вы здороваетесь с ребёнком, его братьями, сестрами или родителями, удостоверьтесь, что вы знаете, как зовут ребёнка и какого он пола. Зовите его так, как он сам предпочитает, чтобы к нему обращались. Представьтесь.
• Определите взаимоотношения между взрослыми и детьми.

• Установите контакт и взаимопонимание со всей семьей. Младенцы и дети, которые начинают ходить, чувствуют себя безопаснее всего на руках или на коленях у родителей. Маленьким детям может потребоваться некоторое время для того, чтобы познакомиться с вами.
• Убедитесь, что обстановка во время беседы доброжелательная и максимально безопасная. Соблюдая комфортную дистанцию, не отделяйте себя от семьи столом или кушеткой.
• Имейте при себе игрушки. Понаблюдайте, как ребёнок играет и общается со своими братьями и сестрами.

• Не забывайте задавать вопросы ребёнку, когда необходимо.
• Вы будете сталкиваться с ситуациями, когда родители не желают присутствия своих детей или когда ребёнка необходимо осмотреть наедине. Иногда это необходимо для того, чтобы не смущать старших детей и подростков или чтобы сообщить конфиденциальную информацию. Беседа должна быть тактичной, часто в форме переговоров по очереди с каждым.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Читайте также: