Сбо в библиотеке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Излагаются основы организации функциональных видов библиографии и методики составления библиографических пособий, библиографического поиска, систематизации и обслуживания.

Первоочередное внимание уделено определению самого базового понятия, характеристике основных видов, методов, форм и средств библиографического обслуживания.

14.2. СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Согласно ГОСТ 7.0-84 оно определяется как "библиографическое обслуживание в соответствии с разовыми запросами потребителей информации". Такие запросы могут носить самый различный характер: начиная от сведений фактографического и тематического характера, наличия и местонахождения запрашиваемых документов и кончая предоставлением самого документа или его копии. Наиболее широко распространенной формой ответа на запрос является библиографическая справка. Отсюда и само название рассматриваемого вида библиографического обслуживания.

Особый случай справочно-библиографического обслуживания (СБО) - "библиографическая консультация", когда в ответ на разовый запрос даются советы по самостоятельному использованию путей и средств библиографического поиска. В практике крупных библиотек и органов НТИ сложилась уже стереотипная форма выдаваемой справки относительно консультаций, например: "Нужный Вам материал можно найти в . разделе каталога (картотеки) или в . библиографических пособиях, где поиск интересующей Вас информации целесообразно проводить следующим образом. ".

Библиографическая консультация дается обычно на следующие виды запросов: а) письменный запрос поступил из другой библиотеки, где имеются все необходимые библиографические источники для успешного поиска по данному запросу; б) запрос дается в целях получения информации для работы над диссертацией, дипломной или курсовой работой; в) по теме запроса есть определенный, не вызывающий особых затруднений при использовании потребителем, библиографический источник; г) запрос связан с интеллектуальным видом досуга (решение кроссвордов, викторин, участие в конкурсах и т.д.); д) необходим сплошной просмотр многих выпусков конкретного текущего библиографического издания за большой период времени.

Важно отметить, что библиографическая консультация может быть дана вместо библиографической справки по всем видам запроса. Считается, что это полезно для пользователя, так как он становится непосредственным участником библиографического поиска, проявляет большую активность и приобретает опыт библиографической работы.

Сложилась определенная совокупность наиболее часто используемых видов библиографической справки: уточняющая, тематическая, адресная и фактографическая. В частности, уточняющая библиографическая справка (УБС) устанавливает и (или) уточняет элементы библиографического описания, которые отсутствуют или искажены в запросе. П.Н.Берков в своей монографии "Библиографическая эвристика" называет такую библиографическую работу "поиском недостающего звена". Подобные запросы относятся к наиболее сложным и трудоемким. Алгоритм поиска на уточнение приведен в учебнике "Библиографическая работа в библиотеке".

Следует учитывать и типичные ошибки в уточняющих запросах потребителей. Основными из них являются следующие: а) искажения фамилии автора (замена одной буквы на другую, сходную по начертанию или близкую по звучанию, искажение инициалов, женскую фамилию путают с мужской и т.д.); б) сокращения и неточное название книг, периодических изданий; в) представление переводчика, составителя, редактора, иллюстратора как автора книги; г) неверно указаны год издания, издательство; д) авторскую работу приняли за коллективную и наоборот; е) представление названия статьи, раздела, главы книги, частного заглавия тома или выпуска многотомного издания как названия самостоятельного произведения или издания; ж) отсутствие наименования коллектива в продолжающихся изданиях, материалах симпозиумов, конференций и т.д.; з) неточный перевод на русский язык названия зарубежного издания.

Тематическая библиографическая справка содержит библиографическую информацию по определенной теме (ГОСТ 7.0-84). П.Н.Берков называл такую библиографическую работу "подбором литературы по данному вопросу". По имеющимся данным, такие справки занимают ведущее место в СБО, составляя 50-80% от всех библиографических справок, выдаваемых библиотеками за год [Библиографическая работа в библиотеке. С. 170]. В указанном учебнике подробно изложена методика выполнения тематических справок, включающая следующие этапы: прием запроса; изучение темы запроса, определение круга и последовательности просмотра источников; библиографический поиск, отбор, группировка материала и оформление тематической справки.

Наибольший интерес здесь представляет классификация тематических справок по степени сложности или трудоемкости выполнения. Показатели категорий сложности приведены в табл. 19. Выделяются три категории сложности в зависимости от целевого названия справки; круга и характера использованных источников библиографического поиска; принципа выявления и отбора литературы; способов библиографической группировки; объема выданной библиографической информации; формы справки (устной или письменной).

Адресная библиографическая справка устанавливает наличие и (или) местонахождение запрашиваемого документа в определенном фонде (ГОСТ 7.0-84). Первым условием ее выполнения является точное и в необходимой степени полное библиографическое описание документа. Естественно, если такового нет, то сначала проводится уточняющий поиск. Второе условие - определить соответствующий фонд библиотеки и органа НТИ, используя имеющиеся каталоги и картотеки непосредственно или их издания. При отсутствии нужного документа в данном фонде приходится обращаться к сводным каталогам (например, сводному краеведческому каталогу, сводному каталогу книг на иностранных языках, сводному каталогу периодических изданий, получаемых библиотеками и органами НТИ), летописям и ежегодникам РКП, МБА и т.д. В конечном итоге потребитель должен получить полное и точное описание нужного документа с указанием его нахождения в фондах библиотек страны.

Для выполнения фактографических справок используются прежде всего энциклопедии, словари, справочники, фактографические картотеки (цитат, знаменательных дат, свойств, параметров и т.п.). Но всегда имеются запросы по фактам сегодняшней жизни, которые еще не нашли отражения в справочных изданиях. Поэтому библиограф вынужден обращаться непосредственно к текущей литературе. Здесь помощь ему может оказать обращение к специалистам. Наконец, желательно, чтобы фактографическая библиографическая справка сопровождалась и необходимым библиографическим списком, что позволит потребителю убедиться в достоверности приведенных сведений, а также самому обратиться к первоисточникам.

Cправочно-библиографическое обслуживание на протяжении многих лет остаётся одним из важнейших направлений деятельности библиотек. Быстрый рост и динамичное развитие информационно-коммуникативных технологий в библиотеках повлияли на ресурсную базу и функции справочно-библиографического обслуживания. В настоящее время существует как классическая форма справочно-библиографического обслуживания со своими традиционными методами и приёмами, так и новая, активно развивающаяся на основе информационных технологий.

Напомню наиболее часто используемые виды библиографических справок: уточняющая, тематическая, адресная и фактографическая.

Уточняющая библиографическая справка устанавливает и (или) уточняет элементы библиографического описания, которые отсутствуют или искажены в запросе. Основные типичные ошибки в уточняющих запросах пользователей: а) искажения фамилии автора; б) сокращения и неточное название книг, периодических изданий; в) представление переводчика, составителя как автора книги; г) авторскую работу приняли за коллективную и наоборот; е) представление названия статьи, главы книги как названия самостоятельного произведения или издания. Уточняющие справки нередко связанны с деятельностью МБА: до 20 % поступающих по нему запросов нуждаются в предварительном поиске.

Адресная библиографическая справка устанавливает наличие и (или) местонахождение запрашиваемого документа в определенном фонде (ГОСТ Главным условием ее выполнения является точное и в необходимой степени полное библиографическое описание документа. Если такового нет, то сначала проводится уточняющий поиск. При отсутствии нужного документа в данном фонде приходится обращаться к сводным каталогам, летописям и ежегодникам Российской Книжной Палаты, межбиблиотечному абонементу и т. д. В конечном итоге потребитель должен получить полное и точное описание нужного документа с указанием его нахождения в фондах данной библиотеки или библиотеках страны.

Для выполнения всех видов справок активно используются возможности Интернета. Изначально глобальная информационная сеть была ориентирована на пользователя:

информационные ресурсы Интернета максимально доступны круглосуточно;

массивы информации велики по объёму и разнообразны по содержанию;

поиск информации максимально упрощён для пользователя;

в ответ на запрос оперативно выдаются полные тексты, которые можно скопировать и распечатать.

Теперь поиск через Интернет успешно используется и при выполнении сложных запросов и приравнивается к научному исследованию. Он целесообразен при выполнении следующих тематических запросов:

правительственная и правовая информация;

популярная культура: информация о кино, телевидении, литературных бестселлерах, популярной музыке, выставках;

информация о спорте;

информация адресно-справочного характера;

медицинская информация популярного характера.

Фактографический поиск очень часто выполняется с помощью Википедии (свободной энциклопедии). Википедия является пятым по посещению сайтом в Интернете. Это свободная, мультиязычная, общедоступная, Интернет-энциклопедия, информация в статьях постоянно обновляется. Она пишется и редактируется добровольцами на 285 мировых языках. Соответственно, состоит из 285 языковых разделов. Ру́сская Википе́дия — русскоязычный раздел энциклопедии Википедия, основанный 11 мая 2001 года, в конце 2011 года начата статья.

Большое значение в СБО играют сайты библиотек. Библиотеки размещают на своих сайтах в первую очередь те материалы, что представляют для пользователей наибольший интерес. Особую ценность составляет краеведческая информация. На сайтах библиотек представлены новинки литературы, электронная библиотека, методические и библиографические пособия, авторские и краеведческие статьи и обзоры, электронный каталог, виртуальная справка.

Принципы работы ВС:

общедоступность и бесплатность;

оперативность выполнения запросов;

На сайте ваших библиотек мы рекомендуем организовать такой виртуальный сервис. Пользователи очень часто имеют доступ к Интернету дома, в учебных заведениях, на работе. Особый интерес виртуальная справка может иметь у сельских жителей. Кто-то постесняется обратиться в областную библиотеку, кому-то нужна информация по фондам конкретно вашей библиотеки или по режиму работы.

Библиотеки сами становятся частью Интернета, подкрепляют его информационную и интеллектуальную функции.

Однако, мы должны осознавать и конкурентные преимущества справочно-библиографического обслуживания по сравнению с Интернетом. Прежде всего, это отбор документов по критериям качества и достоверности информации.

Хочу обратить ваше внимание на то, что основным показателем справочно-библиографического обслуживания является количество выданных справок и консультаций. Они входят в статистическую отчётность библиотек — форму Учёт справок — первичная основа планирования трудозатрат данного вида библиографической деятельности. Формы учёта справок разнообразны. Наиболее приемлемой является журнал (тетрадь) учёта. В ней фиксируется дата; регистрационный номер запроса; категория, к которой относится пользователь; цель запроса, тип справки (тематическая, уточняющая, адресная, фактографическая); отрасль знаний; источник выполнения запроса. Учёт основных показателей в СБО имеет свои особенности и предусматривает определённые правила. Если в ходе библиографического поиска справка сочетает элементы нескольких типов справок (адресная перерастает в уточняющую, уточняющая в тематическую, фактографическая в тематическую и т. п. ), учитывается только справка наиболее сложного типа, на которую было затрачено больше времени.

В крупных библиотеках справка, выполненная с помощью кооперации ряда отделов, учитывается каждым подразделением, принимающим участие в работе.

В соответствием с ГОСТом единицей учёта является справка, содержащая информацию независимо от положительного или отрицательного ответа. Для более полного анализа отказов рекомендуется завести отдельную тетрадь по их учёту, в которой обязательной графой является причина отказа. Обязательному учёту подлежат и справки, выполненные в автоматизированном режиме — на основе информационных ресурсов. Отдельно учитываются виртуальные справки.

Учёт основных показателей справочно-библиографического обслуживания позволяет дать объективную оценку СБО при подведении итогов и составлении планов на месяц, квартал, год.

системы каталогов и картотек;

фонда (архива) выполненных справок.

Система каталогов и картотек важнейшая и самая подвижная часть справочно-библиографического аппарата библиотеки. Каталоги и картотеки служат ядром и основой любого вида библиотечно-библиографической деятельности, в том числе и справочно-библиографического обслуживания. Характерная черта современной системы каталогов и картотек в библиотеках — наличие традиционных (карточных) и нетрадиционных (электронных частей).

ЭК и ЭКС библиотеки являются наиболее распространённой формой автоматизированного информационного поиска. Автоматизация вносит коренные изменения в состав, структуру, функционирование СБА и резко повышает его эффективность.

Ценность информационных ресурсов библиотеки относительно справочно-библиографического сервиса определяется:

оперативностью (сокращение информационного интервала между появлением документа и его отражением);

объёмом и хронологической глубиной;

качеством библиографических записей, максимально полным отражением информации о документе;

уровнем лингвистического обеспечения БД, определяющего возможность и эффективность поиска информации (наличие встроенных словарей, справочников);

комфортностью пользования БД (использование одновременно ЭК и ЭКС; одновременный многоаспектный поиск — использование не только основных функций поиска, но и дополнительных возможностей. Например, соединение сразу нескольких полей при поиске информации);

многократное использование неограниченным числом пользователей.

Много говорилось о преимуществах автоматизированного поиска, приведу несколько примеров.

При обращении к БД улучшается качество обслуживания, более оперативно выполняется принятый запрос. В настоящее время функции библиографа постоянно усложняются, а квалификационные требования возрастают. Кроме того, электронные ресурсы ориентированы и на организацию информационного самообслуживания пользователя. Тогда библиографом даётся библиографическая консультация по их использованию.

Высокая конкурентность в информационной среде общества не позволяет библиотекам останавливаться на достигнутом. В справочно-библиографическом обслуживании необходимо активно использовать уже существующие информационно-коммуникативные технологии и создавать, продвигать к пользователю свои электронные ресурсы. Конечная цель — создание единого сводного электронного каталога области.

БД – это область информационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации.

Библиогр. информация – информация о доку ментах, необходимая для их идентификации и использования.

Цели СБО: Удовлетворение разнообразных запросов пользователей; Предоставление полной и точной информации; Предоставление оперативной информации в удобной для читателей форме.

Сущность СБО проявляется через совокупность действий, которые основаны на последовательности процессов.

Свойства СБО: Динамичность (постоянная смена запросов); Случайность запросов; Индивидуальность запросов; Типичность; Последовательность процессов.

Структура СБО: Пользователь -> Запрос -> Библиограф -> Библиографический поиск -> Ответ (отказ) -> Пользователь.

Качество СБО определяется:

Объемом и составом СБФ;

Уровнем компьютеризации СБА;

Опытом работы библиографа;

Эрудицией и интуицией библиографа.

Результатом СБО являются:

Библиографические и фактографические справки;

Методика выполнения справки:

Прием и анализ запроса;

Определение круга источника поиска;

Проведение библиографического поиска и отбор информации;

Оформление справки и передача читателю.

Справки делятся на 4 группы:

Тематические – подбор на определенную тему;

Адресные – местонахождение документа;

Фактографические – словарные, хронологические, географические справки, предметные, текстовые.

Консультация вместо справки предлагается в сл. случаях:

Если по теме запроса имеются готовые библиограф указ;

Если по теме запроса необходимо просмотреть источники за большие отрезки времени;

Если нужна литер для диплома или диссерт(платн услуга);

Если необходима литература в развлекательных целях.

Отказы учитываются и анализируются.

Управление СБО включает:

Единую систему информации СБО;

Распределение функций СБО между отделами;

Методическая помощь по СБО;

Повышение проф квалификации библиографов

Вопрос 38

БД – это область информационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации.

Библиогр. информация – информация о доку ментах, необходимая для их идентификации и использования.

Цели СБО: Удовлетворение разнообразных запросов пользователей; Предоставление полной и точной информации; Предоставление оперативной информации в удобной для читателей форме.

Сущность СБО проявляется через совокупность действий, которые основаны на последовательности процессов.

Свойства СБО: Динамичность (постоянная смена запросов); Случайность запросов; Индивидуальность запросов; Типичность; Последовательность процессов.

Структура СБО: Пользователь -> Запрос -> Библиограф -> Библиографический поиск -> Ответ (отказ) -> Пользователь.

Качество СБО определяется:

Объемом и составом СБФ;

Уровнем компьютеризации СБА;

Опытом работы библиографа;

Эрудицией и интуицией библиографа.

Результатом СБО являются:

Библиографические и фактографические справки;

Методика выполнения справки:

Прием и анализ запроса;

Определение круга источника поиска;

Проведение библиографического поиска и отбор информации;

Оформление справки и передача читателю.

Справки делятся на 4 группы:

Тематические – подбор на определенную тему;

Адресные – местонахождение документа;

Фактографические – словарные, хронологические, географические справки, предметные, текстовые.




Консультация вместо справки предлагается в сл. случаях:

Если по теме запроса имеются готовые библиограф указ;

Если по теме запроса необходимо просмотреть источники за большие отрезки времени;

Содержание

Справочно-библиографическое обслуживание

Разовый запрос – это единовременное требование на информацию, поступившее в устной или письменной форме

Ответ на запрос также может быть выдан в устной или письменной форме – в виде справки, отказа или методической консультации.

Справка – это ответ на разовый запрос, содержащий информацию, релевантную запросу.

Отказ – это ответ на разовый запрос, содержащий мотивировку невозможности выдать потребителю информацию релевантную запросу. Различаются два вида отказов: отказ на этапе приема запроса (когда библиотека по тем или иным причинам отказывается принять данный запрос) и отказ, последовавший в результате неудавшегося поиска ответа. Общая структура процесса СБО может быть представлена в виде замкнутого цикла.


Основными положительными формами ответа на запрос в ходе СБО являются справки и методические консультации. И те, и другие, в зависимости от характера содержащейся в них информации, подразделяются на библиографические и фактографические.

Библиографические справки бывают трех основных видов:

  1. тематические,
  2. адресные,
  3. уточняющие библиографические данные.

Каждая такая справка содержит библиографическую информацию, обнаруженную в результате библиографического поиска соответствующего вида (тематического, адресного или уточняющего).

Тематическая библиографическая справка включает перечень документов, содержательно релевантных тематическому запросу.

Причины ошибок в запросах – чаще всего невнимательность, библиографическая малограмотность потребителей информации, а также неполные и неточные сведения о документах, встречающиеся в литературе и даже в библиографических пособиях. Ошибки эти могут быть самыми неожиданными, поэтому уточняющий библиографический поиск в принципе не поддается четкой алгоритмизации (и, следовательно, автоматизации). Для его успешного осуществления библиографу необходимы не только большой профессиональный опыт и знания, но и развитая библиографическая интуиция, гибкость ума и воображение, способность находить нестандартные решения.

Фактографическая справка – это сведения по существу вопроса (факты, цифровые данные, даты и т. п.).

Библиографическая консультация содержит советы по использованию конкретных документальных источников информации (библиографических пособий, справочников, учебников и т. п.).

Фактографическая консультация включает указание на конкретного человека, который может помочь в выполнении запроса, адрес другой библиотеки или учреждения и т. п.


СБО осуществляется в двух режимах: оперативном и продленном. Оперативное СБО имеет место тотчас после поступления запроса, обычно при непосредственном контакте с пользователем (а также по телефону), синхронно. Продленное СБО осуществляется диахронно при поступлении оригинального сложного запроса, когда по объективным причинам невозможно быстро найти релевантный ответ и пользователь согласен ждать его, когда требуется время на консультации, обращение в другие библиотеки и к специалистам. Ответ выдают по каналам связи либо непосредственно пользователю. Сроки продленного СБО обычно регламентируют; продление их также согласуют с пользователем. Продленное СБО свидетельствует о высоком уровне ответственности библиографической службы. Оно закономерно.

Расширяется обслуживание внешних пользователей СБО . Внешние справки характеризуют ареал влияния библиографической службы библиотеки, свидетельствуют о ее авторитете, развитых информационных ресурсах.

Библиографическое информирование

Важной формой библиографического информирования в соответствии с долговременно действующими запросами является доведение библиографической информации до потребителей в режиме ее избирательного распространения – системе ИРИ, которая иногда называется дифференцированным распределением информации (ДРИ).

Характерные черты этой важной и прогрессивной формы индивидуального библиографического обслуживания в условиях библиотеки сводятся к следующему:

  • в качестве абонентов системы ИРИ выступают ведущие ученые и специалисты или небольшие коллективы, наиболее остро нуждающиеся в строго профилированной библиографической информации;
  • информационные потребности абонентов формулируются в виде перечня тем (постоянных запросов), в соответствии с которыми осуществляется распространение библиографической информации;
  • библиографическая информация доводится до потребителей оперативно и регулярно, в строго установленные промежутки времени. При этом система должна обеспечивать высокие показатели точности и особенно полноты поиска и выдачи библиографической информации;
  • для обработки и доведения библиографической информации по системе ИРИ широко используются современные технические средства автоматизации библиографических процессов;

Общая тенденция развития библиографического информирования состоит в движении от преимущественно формализованных традиционных способов и форм к дифференцированным, индивидуализированным, маркетинговым, ориентированным на предельно полное удовлетворение реальных и потенциальных информационных потребностей возрастающего числа пользователей. Маркетинговый подход к организации информирования позволяет преодолевать формализм его действующих систем, который проявляется в подготовке и распространении информации без установки на ее реальную полезность, учета условий Доведения и восприятия.

Библиографическое информирование органически связывается с СБО и другими видами библиографической и информационной работы, становится частью комплексного информационного обслуживания.

Библиографу, занятому библиографическим обслуживанием, необходимы способность быстро принимать решения в ходе поиска и отбора информации при дефиците времени, деловая активность в условиях неравномерности поступления запросов разной степени сложности, эмоциональная устойчивость и предельная тактичность в общении с потребителями информации, способность быстро переключаться с одной темы на другую, развитое эвристическое (особенно ассоциативное) мышление, необходимое для успешного решения задач библиографического поиска, хорошая профессиональная интуиция, позволяющая правильно угадывать характер и причины ошибок, неточностей в запросах, наконец, упорство, настойчивость в достижении окончательного (положительного или отрицательного) результата библиографического поиска.

Библиограф, осуществляющий библиографическое обслуживание, дополнительно должен уметь:

  • общаться с потребителями библиографической информации, прививать им навыки библиографического самообслуживания;
  • принимать запросы, оформлять и выдавать библиографические справки;
  • организовывать и осуществлять массовое и дифференцированное библиографическое информирование потребителей информации.

К числу желательных для всех библиографов можно отнести следующие умения:

Читайте также: