Поэтика русского фольклора кратко

Обновлено: 07.07.2024

Литература и фольклорная традиция, Вопросы поэтики

Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики

В книге рассматриваются некоторые закономерности развития и взаимодействия двух поэтических систем - фольклора и литературы. На основе обнаруженных закономерностей поднимается ряд вопросов, связанных с творчеством Пушкина, Гоголя, Чехова, Блока, Маяковского, Цветаевой, Есенина, Твардовского.

Для специалистов в области литературоведения и фольклористики, студентов-филологов, а также широких кругов читателей.

Многие факторы обуславливают неослабевающий интерес к фольклору: и сложно возрастающая в XX веке роль народов в истории, и углубление историчного мышления, что проявляется в пристальном внимании к прошлому, к истокам, и своеобразное отталкивание от чрезмерно изощренной, чрезмерно запутанной и многослойной цивилизации с целью приобщиться к прочным, постоянным, "простым" основам бытия, да и многие другие причины. Во всяком случае, не приходится жаловаться на оскудение фольклористики и народоведения. Более того, за последние десятилетия наметились важные позитивные тенденции в развитии науки о народном творчестве, особенно в ее связи с современностью и с современным литературным движением: от общих деклараций о важности темы "фольклор и литература", о народности и фольклорных истоках творчества того или другого писателя ученые переходят к углубленному исследованию сложных видов взаимосвязи фольклора и литературы, к конкретному анализу сознательного или бессознательного использования писателем фольклорной поэтики, вплоть до самых незаметных и опосредованных форм.

В русле этих конкретных и серьезных изысканий находится и книга Д. Н. Медриша. При этом в ней скрупулезная тщательность, "мелочность" стилистического анализа хорошо сочетается с "генерализацией", с обобщенным взглядом на объект исследования. Здесь тоже можно увидеть своеобразное отражение духа нашего времени: так физики штурмуют ядерные недра атома и связанно с микромиром исследуют процессы в галактиках. Д. Н. Медриш образовал свою метагалактику, объединив фольклор и литературу в метасистему- словесное творчество, - и рассматривает с точки зрения этой целостной метасистемы функционирование и взаимовлияние подсистем (фольклора и литературы), каждая из которых тоже представляет собой сложную галактику, сложную систему, но может быть по-настоящему осознана лишь извне, со стороны, как подсистема системы более высокого ранга.

Именно рассмотрение фольклора и литературы в целостной метасистеме позволило автору книги обнаружить национальное своеобразие русского словесного творчества, проявившееся в особой и значительной роли лирической песни и волшебной сказки - как в фольклоре, так и в литературе.

Объекты изучения в труде ученого-гуманитария обычно в большей или меньшей степени оказываются обвеянными симпатиями и антипатиями автора; в механизме раскрытия, в созданной структуре просвечивают методологические особенности исследования, как и наоборот, структура объекта, "язык" объекта влияют на сам процесс анализа и могут даже изменить метод. Интересно, во всяком случае, наблюдать по книге Д. Н. Медриша, как сознательное ориентирование автора на изучение диалектической взаимосвязи традиционного и новаторского в фольклоре и литературе (автор справедливо подчеркивает, что истинный традиционализм и приводит к новаторству, да и истинное новаторство невозможно без традиций) стимулирует новаторские открытия самого исследователя (при прочной, документальной опоре на труды предшественников: в этом отношении Д. Н. Медриш один из самых эрудированных и корректных в использовании научного наследия литературоведов).

В качестве открытий можно бы отметить и оригинальное развитие известной бахтинской идеи о "чужом слове" в литературе ("чужие слова" в художественных текстах при различных методах создают изумительно богатый спектр возможностей соединяться со "своими", от полного растворения до полного отдельного существования); и обнаружение в фольклоре тупиковых, нереализованных тенденций, схватываемых и развиваемых затем литературой (идея тупика, неисчерпанных возможностей как потенциального заряда развития является чрезвычайно важной культурологической проблемой); и свежее прочтение в свете вновь найденных сказочных структурных принципов (особенно в свете великолепного сказочного единства слова и события-"сказано-сделано!") пушкинского творчества; и совершенно неожиданное .связывание прозы Чехова с русской лирической песней, и много других интересных аспектов, фактов, объяснений. Нет необходимости конспективно излагать содержание книги-она говорит сама за себя.

Далеко не все фольклористы и литературоведы безоговорочно примут метод и выводы Д. Н. Медриша; зато можно с уверенностью сказать, что книга не оставит никого равнодушным. А если в будущих спорах истина будет уточняться или даже открываться заново, то в этом следует как раз видеть большую заслугу автора: его книга, несомненно, будет способствовать оживлению научных разработок актуальных и сложных проблем, объединяемых метазаглавием "фольклор и литература".

Доктор филологических наук профессор Б.Ф. Егоров

Взаимосвязи между фольклором и литературой многообразны1. Объектом нашего исследования служат системные связи и типологические соответствия между фольклором и литературой в области поэтики. Различие между системными связями и типологическими соответствиями2 мы, вслед за М. Храпченко, усматриваем в том, что "системные связи предполагают определенную общность генезиса" рассматриваемых явлений и их функций, тогда как "типологические соответствия означают общность тех или иных свойств художественных феноменов - вне зависимости от их происхождения и особенностей их функционирования" 3.

Термин "поэтика" имеет, как известно, два применения - это и наименование объекта изучения, и определение отрасли литературоведения или фольклористики, в сферу которой этот объект входит. Поэтика в первом значении, по Л. И. Тимофееву, - это "комплекс художественных средств, при помощи которых писатель создает целостную художественную форму, раскрывающую содержание его творчества"4. Применительно к фольклору-это система художественных средств,, регламентируемых традицией. Поэтика как наука рассматривает средства и законы построения художественного произведения и выступает как некое обобщение стилистики, как ее-"алгебра"..

Необходимость углубленного изучения вопросов взаимосвязи и взаимодействия между фольклором и литературой "а уровне поэтики продиктована практическими задачами дальнейшего развития искусства, в частности, искусства слова, и поступательным движением ряда наук-литературоведения, фольклористики, лингвистики,-на стыке которых, находится рассматриваемая теоретическая проблема.

Практика литературного развития убедительно показывает, что ни одно сколько-нибудь значительное явление литературы немыслимо без опоры на вековой исторический, в том числе и эстетический опыт народа. Отстаивая необходимость издания свода русского фольклора, А. А. Горелов исходит из того, что "открыть современным национальным культурам максимальный доступ к освоению гуманитарных и художественных богатств фольклора-такова главная задача фольклористики, прямо соотносимая с Законом об охране и использовании памятников истории и культуры"5.

Положение о том, что обращение к фольклору (особенно к той его части, которая известна под названием "традиционный фольклор") -это непременно уход от современности, и прежде не соответствовало действительности. Сегодня же к фольклору все чаще обращаются писатели, которые "на новом витке спирали" как бы возвращаются "к долитературному, фольклорному слову"6 (Е. Сидоров о поэте Леониде Мартынове) и "открыто стремятся к новизне формы" (маститый поэт Демостене Ботез о современной румынской поэзии)7. Конечно, обращение к фольклору само по себе не гарантирует ни прогрессивности, ни новаторства. Позиция писателя, глубина его народности - вот что, в конечном счете, определяет направленность его фольклоризма.

Чем богаче и многограннее литературное движение, тем глубиннее и основательнее фольклорные отражения в литературе. Гарсиа Лорка советовал поэту: "Нужно брать у народа всего лишь самую суть его сущности да еще две-три цветотворных трели, но никогда нельзя пытаться точно воспроизвести непостижимые слуху переливы его голоса, ибо мы можем только лишь замутить их хотя бы в силу нашего тонкого воспитания"8. "Всякая стилизация, даже виртуозная имитация фольклорного опыта, отдает неискренностью и праздной игрой"9,-предостерегает современный осетинский писатель, критик и литературовед Нафи Джусойты.

Как Владимир князь да стольнё-киевской
Порозгневался на старого казака Илью Муромца,
Засадил его во погреб во глубокий,
Во глубокий во холодный
Да на три-то году поры времени.
(Гильфердинг, т. 2, с. 18)
Однако зачин в качестве экспозиции выступает в былинах очень редко. Как правило, зачин представляет собою завязку сюжета . Наиболее распространенным типом былинных зачинов-завязок является картина пира у князя Владимира. В.Ф. Миллер писал, что в «былинах так называемого киевского цикла обычный зачин, ставший затем традиционным, был:

То все травушки муравы уплетаются,
Все лазуревы цветочки отсыпаются,
Темны лесушки к земли все приклоняются,
А что есть людей, то вси мертвы лежат.
(Гильфердинг, т. 2, с. 11)

Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней - это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Современная молодежь не знает своих истоков, своей культуры. Даже русские народные сказки многие никогда не читали и не знают их содержания, не говоря уже о былинах, песнях и сказаниях.

На протяжении веков русский народ создавал и продолжает создавать богатейшую устную поэзию. Фольклор - это разновидность народного художественного творчества, очень нужная и важная для изучения русской духовности, для воспитания подрастающего поколения, для развития мировоззрения человека.

Профессор Л.Л. Куприянова, давая характеристику феномена "фольклор", называет его "хранилищем мудрости и жизненной силы народа".

Цель: Цель моей работы выяснить какую роль оказывает устное народное творчество на воспитание и развитие ребенка.

Задачи:

  • Изучить произведения русского фольклора, их изменение в ходе истории
  • Провести диагностику учащихся 5 классов на знание произведений русского народного творчества.

- Для реализации поставленных задач были изучена литература по данной теме

- Проведена диагностика учащихся 5-х классов, сделан анализ.

ВложениеРазмер
pevtsov_a.docx 53.57 КБ

Предварительный просмотр:

Поэтика русского народного творчества.

Духовные ценности русской культуры

7к класс МБОУ "СОКШ № 4"

Руководитель: Соломенникова М.А.

учитель истории МБОУ "СОКШ №4"

г. Нефтеюганск, 2020 г.

Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней - это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Современная молодежь не знает своих истоков, своей культуры. Даже русские народные сказки многие никогда не читали и не знают их содержания, не говоря уже о былинах, песнях и сказаниях.

На протяжении веков русский народ создавал и продолжает создавать богатейшую устную поэзию. Фольклор - это разновидность народного художественного творчества, очень нужная и важная для изучения русской духовности, для воспитания подрастающего поколения, для развития мировоззрения человека.

Профессор Л.Л. Куприянова, давая характеристику феномена "фольклор", называет его "хранилищем мудрости и жизненной силы народа".

Цель: Цель моей работы выяснить какую роль оказывает устное народное творчество на воспитание и развитие ребенка.

  • Изучить произведения русского фольклора, их изменение в ходе истории
  • Провести диагностику учащихся 5 классов на знание произведений русского народного творчества.

- Для реализации поставленных задач были изучена литература по данной теме

- Проведена диагностика учащихся 5-х классов, сделан анализ.

II. Основная часть.

2.1.Трансформация русского фольклора.

Устное народное творчество возникло в давние времена. В нем воплотилась гениальная способность народа создать единый гармоничный образ мира, связав в нем все сущее - небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть. Фольклор передавал яркую картину жизни народа, его нравственные ценности, самобытность, традиции. Какова вера людей, такова и культура, выросшая на ее основании.

Дpeвний славянский фoльклop был paзнooбpaзeн пo жaнpaм - это и cкaзки, и пocлoвицы и зaгaдки. Устное народное творчество всегда занимало важное место в жизни славян. В песнях, сказках, легендах объяснялось происхождение мира, человека, тех процессов которые были не вполне понятны людям.

Постепенно фольклор стал включает в себя произведения, передающие важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, Родине. В произведениях фольклора собран яркий, увлекательный мир полный удивительных, необыкновенных, поэтических и исторических событий, мир народной мудрости, художественной правды и неистощимой фантазии, мир, в котором добро всегда побеждает зло.

С образованием государства и принятием христианства в славянском фольклоре происходят изменения, появляются новые персонажи. Языческая мифология переплетается с христианскими представлениями. Рядом с ведьмами и бабой-ягой появляются Христос, Богородица, а события происходят не только на земле, но и в раю или в аду.

С малолетства дети слышали сказки на ночь, о том, как добрые молодцы побеждают ведьм и чудищ несусветных, и как с честью выходят из той или иной ситуации. Слушали сказителей, которые рассказывали о подвигах русских богатырей, а ещё песни, которые пелись о славе русских людей, казаков, былых походах, битвах и героях. И все это являлось мощнейшим воспитательным фактором.

2.2. Сказки, пословицы, былины, песни как форма выражения русской души.

Одним из важнейших жанров фольклора является сказка. В ней, как и в целом во всем фольклоре, отразились жизнь народа, его мировоззрение.

Сказочный эпос восточных славян чрезвычайно богат. Принято делить народные сказки на типы: сказки о животных, волшебные, сказки-легенды, бытовые сказки. Сказочное творчество народа с самого начала существовало самостоятельно от религиозно-мифологических представлений, хотя взаимное перекрещивание того и другого, конечно, было. Образы сказок у восточных славян - такие как баба-яга, кощей бессмертный, жар-птица - совершенно не встречаются в народных верованиях (т. е. народ не верит в их существование) и, наоборот, предметы народных поверий - леший, водяной, домовой и прочие - почти никогда не фигурируют в сказках.

Познавательное и воспитательное значение сказок бесспорно и огромно. Часто главным героем волшебной сказки является простой человек (солдат, крестьянский сын), совершающий что-то особенное.

В волшебной сказке разработана специальная поэтика создания такого необыкновенного героя. Одним из приемов этой поэтики является рассказ о необычном, чудесном рождении будущего героя, готового голову положить за Русь-матушку. Русские народные сказки содержат очень глубокий духовный смысл, они добрые, поучительные, душевные.

Сказка являлась эффективным средством воспитания, формирования мировоззрения ребенка, его духовного и нравственного становления.

Так в казачьем фольклоре особое место занимает сказка, как элемент духовно-нравственного, исторического и патриотического воспитания детей. В сказке изображаются вымышленные события и лица, но многие герои точно передают типологические черты русского характера. Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает неправильно. Так в сказке "Не лезь поперек батьки в пекло" рассказывается о том, как старый казак взял своего сына на охоту, да наставляет его, что бы тот присматривался к миру и был осторожен. На протяжении всей сказки отец учит сына важным жизненным ценностям: уважению старших, любви к природе, терпению, что только вместе можно дать отпор врагу. В этой сказке слились воедино и сказочный вымысел и пословицы, которые учат как правильно поступать в той или иной ситуации, как не погибнуть, не попасть в глупое положение.

Пословицы и поговорки, созданные в веках, переходя от поколения к поколению, поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это выражение мысли, к которым пришёл народ через вековой опыт. Они украшают нашу речь, делают ее яркой, образной и живой.

Один из наиболее специфических видов русского фольклора является героический эпос, так называемые былины. Былины - стихотворный героический эпос древней Руси, в которых отразились события XI - XVI столетий.

В русском фольклоре воплотилась вся душа русского народа, его духовность.

Возрождение традиций народной художественной культуры сегодня - это путь духовно - нравственного развития общества.

Русская духовность - это духовное измерение русского человека и русского народа, это постоянный поиск смысла жизни русским человеком, отлитый в народной культуре, литературе, живописи, музыке, танцах, архитектуре, в идеале жизни по скрижалям добра, любви и общего дела, в духовных подвигах святых Русской Земли, канонизированных Русской Православной Церковью .

Смысл существования человека совершенствование и преображение Души на началах Добра.

Мною была проведена диагностика учащихся 5 классов. Она проводилась в два этапа.

На первом этапе проверялись знания учащихся названий произведений русского фольклора.

На втором этапе проверялся интерес ребенка к культуре русского народа и желание получить новые знания о ней.

Ребятам было предложено ответить на ряд вопросов. (Приложение 1.)

Проведя опрос среди учащихся 5 классов я пришел к выводу что сказки дети почти не читают. Только 30 % детей смогли назвать 5 и более русских народных сказок. С былинами ребята знакомятся в результате освоения школьной программы, поэтому 70 % смогли назвать героев былин. Об исторических песнях вообще не слышали.

Но более 80% ребят желают заниматься в кружках народного творчества, и хотели бы лучше знать произведения русского фольклора. (Приложение 2.)

Фольклор национален и в этом его достоинство. Каждый народ имеет традиции, обычаи, символы поклонения. Нация бережет свои культурные обретения и передает из уст в уста как самое ценное.

И каким вырастет молодое поколение, во многом зависит от того какие книги , сказки дети читают в детстве, на каких персонажах учатся добру, справедливости, честности. Психоэмоциональное состояние детского организма очень восприимчиво к сказкам, былинам, песням. Работа творческого воображения, образное видение мира, нацелены на формирование целостной картины мира, ценностных мировоззренческих установок. Поэтому очень важно рассказывать детям сказки, читать с ними былины, петь русские народные песни. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости, развития и воспитания ребенка. Приобщение ребенка к народной культуре должно начинаться с раннего детства, где закладываются основные моральные нормы и примеры поведения.

К свадебной обрядовой поэзии относятся: причитания невесты (подруг, родственников), свадебные песни, приговоры дружек.

Причитания невесты. Причитание – песенная импровизация. Преимущественно жанр невесты. Причитания исполнялись на сговоре, на девишнике, при ритуальном посещении невестой бани, перед отъездом её вместе с женихом к венцу. После венчания причитания не исполнялись.

В изображении родной семьи в причитаниях мы встречаемся с несомненными чертами приукрашивания, идеализации, но в целом свадебные причитания отличает ярко выраженная реалистическая направленность. В них правдиво рисуются переживания выходящей замуж девушки, на каждом шагу проступают черты конкретной бытовой обстановки, говорится об обычных повседневных занятиях в крестьянской семье.

Основной смысл причитаний – в выражении определённого эмоционального отношения к явлениям и факторам жизни; их главное назначение в том, чтобы выражать определённые чувства.

Этими жанровыми особенностями содержания и назначения причитаний обусловлена и специфика их художественной формы.

Активно используются синтаксические параллелизмы и повторы. Они в изобилии включают в себя всевозможные вопросы и восклицания. Это усиливает их драматизм и эмоциональную выразительность.

Нередко все вышеперечисленные приёмы и средства поэтического стиля употребляются одновременно в причитании, и тогда достигается выразительность необычайной силы.

Тексты свадебных песен имели более устойчивый текст, чем причитания, исполнялись хором. По эмоциональному содержанию своеобразнее причитаний: присутствуют мотивы грусти и веселья. Общий эмоциональный тон более светлый, чем эмоциональный тон причитаний.

В большинстве песен отражалось отношение к факту свадьбы общества, определённого круга людей: подруги невесты, все, принимающие участие в свадьбе.

Свадебные песни рассказывают о свадьбе со стороны, поэтому они в той или иной мере сюжетны, включают в себя элемент повествовательности.

Свадебные песни можно разделить на 2 группы. Первую группу составляют песни, самым тесным образом связанные с обрядом свадьбы. Каждая из этих песен замкнута тем эпизодом обряда, который она сопровождает (описание обряда сговора; о подарках невесты жениху и его родным; о девишнике; обряд расплетания волос; отъезд жениха к невесте со свадебным поездом; момент, когда жених и невеста уезжают к венцу; приезжают от венца; начало свадебного пира).

Эти песни также дают яркую поэтическую характеристику участников обряда.

Тенденция идеализации проявлялась в ВЕЛИЧАНИЯХ (жанровая разновидность свадебных песен).ВЕЛИЧАНИЯ-небольшие по размеру песни описательного характера, в которых в идеализированном плане рисуется портрет величаемого, говорится о его красоте, уме и богатстве.

КОРИЛЬНЫЕ ПЕСНИ-это своеобразная пародия на величания, ими смешили и веселили гостей. Пелись, если певцов величаний не одаривали подарком. Имели плясовой ритм, рифму.

Второй группой представлены песни, которые не были закреплены за каким-нибудь определённым элементом свадебного обряда. Они могли исполняться в любой момент свадьбы.

Отличительной особенностью песен этой группы является широкое использование символики. Так, символом молодца, жениха в них чаще всего выступает голубь, сокол, орёл, селезень или гусь; символом девушки – лебёдушка, утушка, голубушка, пава и ласточка.

В композиционном отношении эти песни часто строятся на принципе образного параллелизма (в первой части – описание природы, а во второй – картина человеческой жизни). Первая параллель имеет символическое значение, она создаёт определённое эмоциональное настроение, а вторая – конкретизирует первую, наполняет песню определённым жизненным содержанием.

Эти песни отличались очень высокой поэтичностью, бытовали и вне свадебного обряда.

Приговоры дружек. Приговоры – это своеобразные прозаические импровизации, которые имеют определённую ритмическую организацию. Нередко приговоры имеют рифмы.

Особенностью приговорок хорошего дружки являлось то, что они были высокопоэтичными, по своему содержанию вполне отвечали тому или иному эпизоду в свадебной обрядности, а по стилю и образности органически сливались с другими жанрами фольклора, исполняемыми в тот или иной обряд.

В приговорах имелась типично свадебная идеализация. Как правило, пересыпаны шутками и прибаутками.

Пронизывая свадебный обряд, органически сливаясь с другими жанрами фольклора, приговоры дружек придавали всей свадебной поэзии художественную цельность, определённое эмоционально-художественное единство.

Использованные в приговорах жанры несвадебного фольклора выполняли ту же функцию, что и жанры свадебной поэзии. Они не только не ослабляют функционального значения собственно свадебной поэзии, но, наоборот, усиливают её, значительно повышают общее поэтическое звучание всего свадебного обряда.

Пословицы и поговорки

В основной массе пословиц и поговорок нашли худ. вопрощение все стороны трудовой деятельности и взаимоотнош. людей: любовь и дружба, вражда и ненависть, отношение к науке, знаниям, природе; в них всесторонне характеризуются нравственные и моральные качества человека.

Термин Загадки

Чаще всего загадки имеют иносказательный характер.

Загадываемый предмет в загадках, как правило, не называется, а вместо него даётся его метафорический эквивалент.

Составить загадку-это значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку-её метафорические образы заменить образами реальными.

Существует несколько способов создания загадки:

Основное содержание загадок составляет повседневная бытовая жизнь крестьянина. Причём следует подчеркнуть, что эта жизнь отражена в загадках в самых конкретных формах проявления, в самых мелких деталях.

Читайте также: