Савонарола джироламо идеи кратко

Обновлено: 05.07.2024

САВОНАРОЛА, ДЖИРОЛАМО (Savonarola, Girolamo) (1452–1498), итальянский монах и реформатор, родился в Ферраре 21 сентября 1452. Получил гуманстическое воспитание, занимался медициной, увлекался теологией. В юношеских поэмах Савонаролы уже просматривается характерная для него озабоченность нравственным разложением эпохи и испорченностью церкви. Посетив Фаэнцу в 1474 и прослушав там одну проповедь, он сделал свой жизненный выбор и в апреле 1475 поступил в доминиканский монастырь в Болонье. После обучения там и в Ферраре его перевели в 1482 в монастырь Сан Марко во Флоренции. Первые публичные проповеди там особого успеха не имели, тогда Савонарола изменил их стиль и уже в 1485–1486, проповедуя в маленьком городке Сан-Джиминьяно, сумел увлечь своих слушателей. В 1487 он преподавал в Болонье, в 1488–1489 находился в Ферраре, откуда совершал поездки с проповедями в Брешию и другие ломабардские города.

В 1492 Родриго Борджа стал папой под именем Александра VI. Нависла угроза французской интервенции, вызванной просьбой герцога Миланского Лодовико Сфорца. Оба эти события как бы подтверждали пророчества Савонаролы. Флорентинцы, опасаясь губительных последствий тиранической политики Пьеро, сына Лоренцо, обратились к Савонароле, который играл важную роль на переговорах с французским королем Карлом VIII до и во время его пребывания во Флоренции (ноябрь 1494). Утратив влияние, Пьеро бежал, оставив Флоренцию без правительства после 60-летнего правления рода Медичи. В городе возникла смута, в этой опасной обстановке борьбы за власть Савонарола призывал людей к примирению и пророчил, что в будущем обновленная Флоренция станет образцом для всей Италии. Ему удалось добиться принятия республиканской конституции по венецианскому образцу и новых законов против азартных игр, содомии и убийств. Под его влиянием во Флоренции произошла бескровная революция. Новая Флоренция мыслилась как град Божий, главой которого он провозгласил Иисуса Христа. Именитые граждане и ученые облачались в рясы доминиканцев, междоусобная вражда утихала, банды бесчинствующих молодых людей превратились в священную милицию. Проникнувшись этим духом, горожане отказывались от традиционных пирушек и вместо этого отпраздновали в 1496 религиозный карнавал, а в 1497 осуществили еще более впечатляющее сожжение светских книг, картин, одежд, игральных карт и др.

Благодаря этим преобразованиям Савонарола нажил себе множество врагов во Флоренции, которые восстановили против него папу, задетого ужасными пророчествами и резкими обличениями лжепастырей и скандального поведения обитателей Ватикана. Не сумев соблазнить Савонаролу кардинальской шапкой, папа пригласил его в Рим в 1495. На второе письмо, в котором папа обвинял его в ложных пророчествах и отстранял от проповедования, Савонарола ответил, но продолжал проповедовать, пока третьим письмо папа не заставил его замолчать. После некоторого перерыва он возобновил свои обличения и в проповеди на Книгу Амоса обрушился с яростными обвинениями на папу и Рим. Его положение в городе и за его пределами стало ненадежным в начале 1497. Флоренция раскололась на сторонников Савонаролы (piagnoni, плаксы) и его противников (arrabbiatti, беснующиеся). В марте агенты Медичи спровоцировали беспорядки. В мае папа отлучил Савонаролу от церкви. Провал попытки Пьеро возвратиться в город и выбор синьории (правительства города), благосклонной к Савонароле, спасли его репутацию и позволили ему проигнорировать запрет на проповеди. В феврале 1498 терпение Александра VI лопнуло. Он призвал синьорию заставить замолчать непокорного монаха, но городские власти не сдавались. Савонарола в очередной раз бросил вызов церкви, написав Письмо к государям, в котором призывал созвать собор для проведения реформ.

Алтаев Ал. Костры покаяния. М., 1993
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола: Биографические очерки. М., 1995
Виллари П. Джироламо Савонарола и его время. М., 1995

Эпоха Возрождения (Ренессанса), начавшаяся в XIV в. в Италии, характеризуется, в частности, расцветом гуманизма. Религиозный свет теперь пропускался через призму человека, а не пассивно воспринимался им. Писатели, художники, ученые все больше интересовались людьми, обращаясь при этом к античному наследию, в котором человек являлся центральной фигурой всего мировоззрения.

Гуманизм многолик, он может привести к потаканию человеческим слабостям, с которыми боролись сами же гуманисты, полагавшие, что истинная человечность не означает безнравственность, а может быть реализована только при соблюдении строгих моральных принципов. В этом ключе и стоит рассматривать деятельность Джироламо Савонаролы, одного из первых церковных реформаторов.

Он родился в 1452 г. в Ферраре в семье врачей. Отец готовил способного сына к медицинской карьере, но тот с детства интересовался философией и богословием. В 1475 г. Джироламо бежал в Болонью, где принял постриг в доминиканском монастыре. Здесь ярко проявились его ораторские способности, и поэтому в 1482 г. он отправился проповедовать.

Италия давно была объята возрожденческим жаром. Вероятно, этому способствовала и многочисленность отдельных политических центров, быстро развивавшиеся в традиционно торговых городах капиталистические отношения, постоянная борьба с папами. Во многих городах издавна были установлены республиканские порядки. Правда, при этом отдельные влиятельные семьи стремились под маской республики укрепить собственную тиранию. Во Флоренции установилась власть банкирского рода Медичи. С 1469 г. к власти во Флоренции пришел Лоренцо Великолепный, покровитель наук и искусства, поддержкой и дружбой которого в разное время пользовались Микеланджело, Леонардо да Винчи, Пико делла Мирандола. При этом Лоренцо Великолепный вел разгульный образ жизни, был подвержен всем возможным порокам, что, в свою очередь, отражалось на нравах всей Флоренции. В этот центр Возрождения и одновременно рассадник порока и прибыл Савонарола.

Первые его проповеди не имели успеха. Он покинул Флоренцию и вернулся в нее в 1489 г. Авторитет Савонаролы в Италии возрос. В своих апокалипсических, гневных проповедях он обличал пороки, нападал на богатых, которые разоряют бедных, говорил, что люди забыли истинную веру. Единственным авторитетом для проповедника была Библия, а себя он считал богоизбранным пророком.

Отдельно Савонарола обрушивался на погрязшую в грехе и стяжательстве церковь и ее римского главу. Папы Сикст IV и Иннокентий VIII заботились об укреплении своей светской власти и о своих кошельках. Они организовывали заговоры, продавали индульгенции, невиданных размеров достигла симония и непотизм[65]. Папы открыто не соблюдали обет безбрачия. Избранный в 1492 г. Александр VI Борджиа, как известно, превзошел в развратности, алчности и властолюбии и этих пап. И поэтому проповеди Савонаролы были просто обречены на успех. Естественно, что выступления флорентийского настоятеля беспокоили папу Александра VI. Он несколько раз предлагал проповеднику взятки, в том числе и в виде кардинальской шапки, однако цели своей так и не достиг. Речи Савонаролы становились все более резкими.

В 1491 г. Савонарола стал настоятелем монастыря Св. Марка во Флоренции. Его проповеди, призывающие к покаянию и моральному возрождению, привлекали тысячи горожан. Экзальтированный монах хотел, чтобы в жизнь паствы вернулись скромность и благочестие. Под его влиянием женщины переставали носить украшения и модную одежду, прихожане прекращали читать светскую литературу, пели не сонеты, а псалмы. Савонаролу любили бедняки, которым претила недоступная им распущенность знати, пышные карнавалы и пиры, в то время как сами они страдали от тяжелых поборов. Но и богачи попадали под обаяние настоятеля.




С тех пор подавляющее большинство флорентийцев выставляло напоказ свою скромность и благочестие. Из города были изгнаны ростовщики, поземельный налог был заменен подоходным, заемщики были освобождены от уплаты долгов. На улицах сжигали книги и произведения искусства, в которых находили малейший намек на эротику. Арестовывались игроки в азартные игры и развратники, а святотатцам отрезали языки. Специальные отряды врывались в богатые дома и проверяли, исполняют ли хозяева 10 заповедей. Верхом же религиозного рвения было провозглашение Иисуса Христа сеньором и королем Флоренции.

Эпоха Возрождения (Ренессанса), начавшаяся в XIV в. в Италии, характеризуется, в частности, расцветом гуманизма. Религиозный свет теперь пропускался через призму человека, а не пассивно воспринимался им. Писатели, художники, ученые все больше интересовались людьми, обращаясь при этом к античному наследию, в котором человек являлся центральной фигурой всего мировоззрения.

Гуманизм многолик, он может привести к потаканию человеческим слабостям, с которыми боролись сами же гуманисты, полагавшие, что истинная человечность не означает безнравственность, а может быть реализована только при соблюдении строгих моральных принципов. В этом ключе и стоит рассматривать деятельность Джироламо Савонаролы, одного из первых церковных реформаторов.

Он родился в 1452 г. в Ферраре в семье врачей. Отец готовил способного сына к медицинской карьере, но тот с детства интересовался философией и богословием. В 1475 г. Джироламо бежал в Болонью, где принял постриг в доминиканском монастыре. Здесь ярко проявились его ораторские способности, и поэтому в 1482 г. он отправился проповедовать.

Италия давно была объята возрожденческим жаром. Вероятно, этому способствовала и многочисленность отдельных политических центров, быстро развивавшиеся в традиционно торговых городах капиталистические отношения, постоянная борьба с папами. Во многих городах издавна были установлены республиканские порядки. Правда, при этом отдельные влиятельные семьи стремились под маской республики укрепить собственную тиранию. Во Флоренции установилась власть банкирского рода Медичи. С 1469 г. к власти во Флоренции пришел Лоренцо Великолепный, покровитель наук и искусства, поддержкой и дружбой которого в разное время пользовались Микеланджело, Леонардо да Винчи, Пико делла Мирандола. При этом Лоренцо Великолепный вел разгульный образ жизни, был подвержен всем возможным порокам, что, в свою очередь, отражалось на нравах всей Флоренции. В этот центр Возрождения и одновременно рассадник порока и прибыл Савонарола.

Первые его проповеди не имели успеха. Он покинул Флоренцию и вернулся в нее в 1489 г. Авторитет Савонаролы в Италии возрос. В своих апокалипсических, гневных проповедях он обличал пороки, нападал на богатых, которые разоряют бедных, говорил, что люди забыли истинную веру. Единственным авторитетом для проповедника была Библия, а себя он считал богоизбранным пророком.

Отдельно Савонарола обрушивался на погрязшую в грехе и стяжательстве церковь и ее римского главу. Папы Сикст IV и Иннокентий VIII заботились об укреплении своей светской власти и о своих кошельках. Они организовывали заговоры, продавали индульгенции, невиданных размеров достигла симония и непотизм[65]. Папы открыто не соблюдали обет безбрачия. Избранный в 1492 г. Александр VI Борджиа, как известно, превзошел в развратности, алчности и властолюбии и этих пап. И поэтому проповеди Савонаролы были просто обречены на успех. Естественно, что выступления флорентийского настоятеля беспокоили папу Александра VI. Он несколько раз предлагал проповеднику взятки, в том числе и в виде кардинальской шапки, однако цели своей так и не достиг. Речи Савонаролы становились все более резкими.

В 1491 г. Савонарола стал настоятелем монастыря Св. Марка во Флоренции. Его проповеди, призывающие к покаянию и моральному возрождению, привлекали тысячи горожан. Экзальтированный монах хотел, чтобы в жизнь паствы вернулись скромность и благочестие. Под его влиянием женщины переставали носить украшения и модную одежду, прихожане прекращали читать светскую литературу, пели не сонеты, а псалмы. Савонаролу любили бедняки, которым претила недоступная им распущенность знати, пышные карнавалы и пиры, в то время как сами они страдали от тяжелых поборов. Но и богачи попадали под обаяние настоятеля.

С тех пор подавляющее большинство флорентийцев выставляло напоказ свою скромность и благочестие. Из города были изгнаны ростовщики, поземельный налог был заменен подоходным, заемщики были освобождены от уплаты долгов. На улицах сжигали книги и произведения искусства, в которых находили малейший намек на эротику. Арестовывались игроки в азартные игры и развратники, а святотатцам отрезали языки. Специальные отряды врывались в богатые дома и проверяли, исполняют ли хозяева 10 заповедей. Верхом же религиозного рвения было провозглашение Иисуса Христа сеньором и королем Флоренции.



Таких, как Джироламо Савонарола, история не любит, расправляется с ними жестоко. С людьми, которые пытаются остановить закономерные общественные процессы, вернув к жизни то устаревшее, что следует оставить в прошлом. И пусть ушедшая эпоха выигрывала в чем-то у новой, повернуть вспять развитие человеческой цивилизации невозможно даже ради исправления недавно появившихся изъянов. Но место в истории для Савонаролы все же нашлось, что тоже закономерно – слишком уж неординарным и последовательным в своих взглядах человеком он был.

Несостоявшийся медик и увлеченный монах

Это была очень интересная, быть может, самая интересная эпоха со времен падения Рима. Италия была территорией Возрождения, она была охвачена идеями гуманизма, и это влияло на всю европейскую действительность (и, в какой-то степени, на историю Руси). Вторая половина XV века в Италии – это эпоха шедевров Микеланджело и да Винчи, великолепной Флоренции, славы герцогов Медичи, благодаря которым развивалось искусство, появлялись шедевры, пробивали дорогу к славе гениальные художники. Но это еще и период яростной борьбы с тем же самым искусством одного из интереснейших государственных деятелей – Джироламо Савонаролы.

Скульптура Савонаролы в составе памятника Лютеру в немецком Вормсе

Он родился 21 сентября 1452 года в обеспеченной уважаемой семье. Его дед, Микеле Савонарола, был известным врачом и в какой-то момент перевез свое семейство из Падуи в Феррару, там и родился потом будущий церковник. Именно дед привил одному из своих многочисленных внуков - Джироламо - любовь к наукам, в первую очередь – к медицине и философии.

Джироламо рос ребенком образованным, любил учиться, все говорило за то, что его ждет блестящее, обеспеченное, достойное будущее. Он много времени посвящал изучению поэзии – как многие образованные люди того времени, сам предпринимал попытки сочинять и делал это довольно успешно. Но при этом довольно рано в юноше проявилось стремление к самоограничению и религиозным размышлениям, которые потом приведут Савонаролу к монашеству.

Портрет Лоренцо ди Медичи кисти А. Бронзино. Медичи считается меценатом и покровителем искусств, для Савонаролы же он был сторонником разврата и отступления от веры

Портрет Лоренцо ди Медичи кисти А. Бронзино. Медичи считается меценатом и покровителем искусств, для Савонаролы же он был сторонником разврата и отступления от веры

А между тем, аскетизм не был популярным для той эпохи жизненным принципом. От средневековых воззрений люди Возрождения пришли к другой философии – к приоритету чувственных наслаждений, к разврату и падению нравов – так, во всяком случае, потом назовет это положение дел Савонарола. Епископы не подавали пастве хорошего примера, сплошь и рядом католические священники жили во грехе, даже римские папы не стеснялись заводить внебрачных детей и, больше того, объявлять о своем отцовстве.

В решении Савонаролы уйти от мира сыграла свою роль и личная трагедия. В двадцать три года он стал жертвой безответной любви к незаконнорожденной дочери флорентийца Строцци, получил отказ; вскоре после этого он принял решение удалиться в монастырь.

М. да Брешиа. Портрет Джироламо Савонаролы

Монастыри Феррары не подходили – слишком богаты для юного аскета, а возможно, и слишком близки территориально к той жизни, которую он стремился оставить позади. Савонарола отправился в Болонью, в доминиканский монастырь. Новый этап жизненного пути Джироламо диктовал и другие изменения: он отказался от имущества, вещей, денег, свою библиотеку подарил монастырю. С этого момента Савонарола был погружен в монастырскую жизнь и дальнейшее постижение наук.

Растущее влияние и общественная деятельность

Вскоре он уже был дьяконом, потом пресвитером. В 1479 году Савонарола завершил свое образование и был направлен настоятелем болонского монастыря во Флоренцию, для преподавания. С этого момента он становится проповедником, да не рядовым, а одним из самых ярких в истории христианства.

Савонарола много говорил о порочности современного ему итальянского общества, о падении нравов в Риме, о том, что позабыты многовековые устои, о том, что стремление к роскоши и чрезмерное увлечение материальной стороной жизни, включая произведения искусства, направляет христиан по греховному, ложному пути. Поначалу его проповеди имели переменный успех. Он переезжал из города в город, совершенствуя ораторское мастерство, чтобы в один прекрасный день вернуться во Флоренцию, с которой и будет связана его дальнейшая судьба и его гибель.

О жизни папы Иннокентия VIII ходили довольно жуткие слухи, да он их и не опровергал

В 1482 году Савонарола проповедовал в монастыре Сан-Марко. Постепенно число его последователей увеличивалось, среди них было все больше обычных горожан, светского населения. Сам он был убежден, что лишь передает людям божье слово, его посещали мистические видения. Некоторые из предсказаний Савонаролы – такие, как смерть папы Иннокентия VIII или нападение французских войск на Флоренцию – сбывались, что растило доверие к проповедям Савонаролы. Его стали считать пророком, от имени которого говорит сам Бог.
В 1491 году он был избран настоятелем монастыря Сан-Марко. Годом позже правителем Флоренции стал Пьеро Глупый, сын знаменитого покровителя искусств Лоренцо Медичи, человек весьма непопулярный в городе. Речи Савонаролы способствовали ослаблению позиции Пьеро, и он в итоге был вынужден бежать из Флоренции, после чего в городе была восстановлена республика. Фактическим правителем же стал Джироламо Савонарола.

Н.П. Ломтев. Проповедь Савонаролы во Флоренции

Когда французский король Карл VIII вступил в Италию и оказался у стен Флоренции, на переговоры с ним отправился именно Савонарола. И сам факт переговоров с одним из европейских правителей, и то влияние, которое оказали на молодого короля слова Савонаролы, только упрочили репутацию последнего. Вскоре он уже решал множество других вопросов по управлению Флоренцией.

Конфликт с церковью и казнь

Монастырь Сан-Марко располагает, тем не менее, прекрасно сохранившимися фресками работы Фра Анджелико

Монастырь Сан-Марко располагает, тем не менее, прекрасно сохранившимися фресками работы Фра Анджелико

Микеланджело счел за лучшее удалиться из Флоренции, где правил Савонарола

Казнь Савонаролы на площади Синьории, работа неизвестного художника

Эпизод закончился, Флоренция возвратилась на свои исторические рельсы, Медичи вернулись, мир двигался дальше, окончательно оставив позади Средневековье.

Савонарола впоследствии был признан католической церковью мучеником веры.

Фра Бартоломео. Джироламо Савонарола

Как и все католические монахи, Савонарола носил прическу, именуемую тонзурой, а вот как выглядели мужские стрижки в других конфессиях.

Весной 1498 года был арестован священник, харизматик, пламенный проповедник, обличитель язв общества и Римской курии, одно время фактический правитель Флоренции Джироламо Савонарола. Свою жизнь он закончил на виселице 23 мая 1498 года под восторженный рев той самой толпы, которая еще недавно была готова выполнить любой его призыв.

Его жизнь — трагический пример того, как деятельный идеалист-романтик, вознамерившийся построить Царство Божие на земле — хотя бы в одном отдельно взятом городе, — несмотря на всю свою искренность и чистоту помыслов, попадает в извечную дьявольскую ловушку, увлекая в нее за собой своих последователей.

Но любви с первого взгляда не получилось. Город республиканцев-гуманистов не принял обличений республиканца-христианина. Тем более что к тому времени дальновидные Медичи успели не только прибрать к своим рукам власть, но и самих гуманистов с их проповедью справедливого государственного устройства, требованием соблюдения законности, справедливости, свободы и великодушия превратить в придворных и чиновников-исполнителей.

Козимо Медичи, богатейшим банкир Италии, придя в 1434 году к власти, главной своей задачей поставил укрепление государства путем концентрации в своих руках как можно большего количества властных полномочий, хотя формально Флоренция оставалась республикой. А его преемник Лоренцо Медичи Великолепный уже откровенно тратил общественные деньги на непомерные личные расходы и бесстыдное сладострастие, чем быстро развратил народ.

Партии при нем прекратили свое существование, неугодные были изгнаны, казнены или брошены в тюрьму. Но усиливая диктатуру, Лоренцо Медичи любил порассуждать о добродетели и бессмертии души, и щедро снабжал деньгами и заказами Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пико делла Мирандола. А любимым его занятием было устраивать всевозможные праздники и карнавалы. Флоренция при нем стала городом вечных праздников и удовольствий.

Когда он окончательно вошел в моду, его вернули во Флоренцию. Теперь изнеженная публика сама хотела нравственного преображения. Савонарола клеймил роскошь женских нарядов, и дамы снимали украшения и приходили в церковь в скромных платьях. А монах уже властно громил священников, проповедников, отцов и матерей, князей, граждан и купцов, крестьян, солдат.

Die_Gartenlaube_(1873)_b_751-1

Когда же наследник Лоренцо Медичи Пьеро довел Флоренцию до политического кризиса и сбежал, Савонарола остался единственным человеком, облеченным доверием горожан, и принялся за воплощение своей мечты — построение справедливой христианской республики. Он установил в городе демократическое правление, провел налоговую реформу, основал заемный банк, дававший ссуды под низкий процент, провозгласил синьором Флоренции Иисуса Христа и принялся за нравственное возрождение народа.

Флорентийцы постились, ходили в церковь, на улицах вместо песен пели псалмы, читали только Библию, во время балов и маскарадов Савонарола назначал проповеди, святотатцам велел вырезать языки, азартных игроков наказывал огромными штрафами, развратников и гомосексуалистов приказывал жечь живыми.

Все это очень нравилось простонародью и все больше раздражало интеллигенцию и аристократов. Сначала его обвиняли в том, что он вмешивается в светские дела, потом Папа вообще запретил ему проповедовать. Но Савонарола не подчинился, он просто уже не мог остановиться.

А между тем к городу подступали то французы, то герцог Миланский, свирепствовали болезни, начался голод, денег в казне не было.

Все вдруг словно потеряли головы от страха: республике грозили и Папа, и Сфорца, и вся лига итальянских князей, и все это, казалось, из-за одного монаха. От Савонаролы разом отшатнулись все, кроме нескольких учеников.

23 мая 1498 года при огромном стечении народа он был повешен, а тело его потом сожгли. Построить Царство Божие не земле ему так и не удалось.

Джироламо Савонарола

Джироламо Мария Франческо Маттео Савонарола (Girolamo Maria Francesco Matteo Savonarola). Родился 21 сентября 1452 года в Ферраре, Герцогство Феррара - казнен 23 мая 1498 года во Флоренции, Флорентийская республика. Итальянский религиозный и политический деятель, реформатор, автор богословских трактатов и проповедей на книги Священного Писания. Фактический правитель Флоренции в 1494-1498 годах.

Джироламо Савонарола родился 21 сентября 1452 года в Ферраре.

Отец - Никколо ди Микеле Савонарола.

Мать - Елена Бонакольси.

Дед - Микеле Савонарола, был известным врачом.

Его предки перебрались в Феррару в XV веке по приглашению герцогов д’Эсте, которые в то время были там правителями. Происходил из старинного падуанского рода.

Джироламо был третьим ребенком в семье.

Большое влияние на его воспитание оказал дед, который привил Савонароле любовь к медицине, а также к Священному Писанию, философии, в частности, к Аристотелю в толковании Фомы Аквинского. Позже Савонарола обратит свой взор и на философию Платона вследствие учреждения платоновской академии в Каренджи Козимо Медичи в 1462 году. В более сознательном возрасте Джироламо отречется от учения Платона.

Отец Савонаролы готовил сына к медицинской карьере и старался дать ему достойное образование. В молчаливом и вдумчивом юноше рано сказались аскетические начала, любовь к размышлениям и глубокая религиозность. Италия в то время была охвачена гуманистическим движением, одним из крупнейших центров которого была Флоренция, где гуманизм при Лоренцо Медичи отличался эпикурейско-языческим направлением.

Светская жизнь и религиозно-нравственное падение Италии сильно возмущали Савонаролу. Некоторые из его ранних стансов посвящены печальному состоянию церкви, порче нравов и разрушению добрых отношений между людьми.

Личная жизнь Джироламо Савонаролы:

В юности был влюблен в дочь флорентийского изгнанника Строцци. Но любовь оказалась неудачной.

Будучи отвергнутым девушкой, а также под влиянием богословских сочинений, особенно Фомы Аквинского, привели Савонаролу к решимости поступить в монастырь.

В Сан-Марко Савонарола, уже славившийся как ученый, был назначен почетным чтецом при братии и наставником послушников. В 1483 году Савонарола проповедовал в церкви Сан-Лоренцо, но не имел успеха. Это заставило его заняться исправлением своих недостатков. Он отправился проповедовать в небольшой городок Сан-Джиминьяно, где пробыл два года, увлекая слушателей своими речами. В 1486 году он преподавал в расположенном недалеко городе Фьезоле, о чем сохранились воспоминания в биографии его ученика Пагнуса Сантеса.

Савонарола

В 1486 году Савонарола явился в Брешии уже опытным и отважным проповедником, резко бичевавшим людские пороки, властно призывавшим к покаянию и предвещавшим Италии Божьи кары за ее грехи.

В это же время Савонарола познакомился в Реджио с Джованни Пико делла Мирандола, который стал его страстным последователем. Под влиянием Пико, Лоренцо Медичи в 1490 году вызвал Савонаролу из Генуи во Флоренцию, и он снова занял кафедру учителя в Сан-Марко. Монастырь быстро наполнился светскими слушателями. Успех проповеди Савонаролы был необычайный, людям не хватало места. 1 августа 1490 года Савонарола произнес знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том, что скоро Бог поразит своим гневом всю Италию.

Он утверждал, что, подобно ветхозаветным пророкам, передает лишь веления Божии, угрожал проклятием тому, кто не верит в его пророческое призвание, обличал испорченность нравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений.

Его влияние усилилось благодаря исполнению некоторых его предсказаний - смерти папы Иннокентия, нашествию французского короля и др. Ласковое и сердечное обращение с братией сделали Савонаролу любимцем монастыря, и в 1491 году он был единогласно избран настоятелем Сан-Марко. Он сразу поставил себя в независимое положение по отношению к Лоренцо Медичи, отказавшись явиться к нему с выражением почтения. Лоренцо пришлось уступить монаху.

В 1493 году Савонарола принял приглашение прочитать проповеди на Великий пост, присланное из Болоньи. В некоторых работах, например, у Виллари, посвященных жизни Джироламо Савонаролы, данный отъезд связан с изгнанием проповедника из Флоренции. В дальнейшей историографии это утверждение было подвергнуто критике.

Фактический правитель Флоренции

Вернувшись во Флоренцию, Савонарола занялся приведением в исполнение своей мечты - нравственного и государственного преобразования Флоренции.

Сначала он занялся реформой монастыря Сан-Марко, а также позаботился о выходе монастыря из Ломбардской конгрегации. Необходимость выхода обусловлена тем, что жизнь монастыря в его составе была продиктована не уставом и традициями доминиканского ордена, а политикой конгрегации. Савонарола видел необходимость привлечь на свою сторону также доминиканские монастыри в Сан-Джиминьяно, Пизе и Фьезоле и образовать свою конгрегацию - Тосканскую.

По папскому бреве от 22 мая 1493 года монастырь Сан-Марко получил автономию, годом спустя по папскому бреве более в Ломбардской конгрегации не состояли монастыри Пизы и Фьезоле. В том же 1494 году состоялся генеральный капитул новообразованной Тосканской конгрегации, генеральным викарием был избран Джироламо Савонарола.

В своих реформах монастыря Сан-Марко Савонарола ориентировался на апостольскую бедность. Он продал церковное имущество, изгнал всякую роскошь из монастыря, обязал всех монахов работой. Деньги, вырученные с продажи роскошного монастырского имущества, пожертвовал бедным. Для успеха проповеди иноверцам Савонарола учредил кафедры греческого, еврейского, турецкого и арабского языков. Александр VI пытался привлечь Савонаролу на свою сторону, предлагая ему сначала архиепископство во Флоренции, потом кардинальскую шапку, но Савонарола не прекращал своих обличений Рима и папы.

В 1494 году французский король Карл VIII вступил в Италию и в ноябре прибыл во Флоренцию. Пьеро ди Лоренцо Медичи был изгнан как изменник. Во главе посольства к французскому королю был поставлен Савонарола. В это тревожное время Савонарола стал настоящим повелителем Флоренции, под его влиянием во Флоренции были восстановлены республиканские учреждения.

По своим политическим взглядам Савонарола был республиканцем, но он думал, что республика лишь тогда будет благом для Флоренции, когда граждане станут нравственнее: религиозное и нравственное очищение произведет и политическую реформу.

Вся работа государственного переустройства Флоренции была выработана в проповедях Савонаролы и совершалась по его программе. По предложению Савонаролы были установлены Великий Совет и Совет восьмидесяти. 5 февраля 1495 года, по предложению Савонаролы, великий совет заменил поземельный налог подоходным, в размере 10 %.

Заемщиков Савонарола освободил от уплаты долгов, а в апреле 1496 года основал заемный банк, потребовав, чтобы в годовой срок выехали из Флоренции все ростовщики и менялы, бравшие по 32 %.

Савонарола провозгласил синьором и королем Флоренции Иисуса Христа, сам же он был в глазах народа избранником Христа.

Политическим преобразованием Савонарола закончил лишь часть своей задачи, ему предстояло еще нравственно возродить Флоренцию. Уже в 1494 году заметна была перемена: флорентийцы постились, посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах вместо песен раздавались псалмы; читали только Библию; многие из знатных людей удалились в монастырь Сан-Марко.

Савонарола назначал проповеди в часы, когда были назначены балы или маскарады, и народ стекался к нему. С жестокостью обрушивался Савонарола на святотатцев, которым велел вырезать языки, на азартных игроков, которых наказывал огромными штрафами; развратников и содомитов он призывал сжигать заживо.

Сначала его обвиняли в том, что он вмешивается в светские дела, потом начали критиковать ту проповедь, где Савонарола говорил о гневе Божием, висящем над князьями и прелатами.

По приказанию папы Савонарола должен был удалиться в Лукку, но его прощальная проповедь так потрясла слушателей, что они уговорили папу отсрочить высылку Савонаролы.

Город вооружился, во главе движения стал Савонарола. Он отправился в лагерь французов и произнес смелую речь, грозя Карлу карой Божией, если он посягнет на свободу Флоренции. Под влиянием Савонаролы союз с Францией не был расторгнут, а отнятые у Флоренции города (кроме Пизы) были ей возвращены. Интригам Пьеро ди Лоренцо Медичи против Савонаролы помогали герцог Миланский, кардинал Асканио Сфорца и Мариано да Дженаццано, потерявший из-за Савонаролы репутацию лучшего проповедника.

Враги Савонаролы восстановили против него папу, который пригласил Савонаролу в Рим, но тот под предлогом болезни отказался, продолжая свои обличительные проповеди. Доминиканцы, которым папа поручил рассмотреть содержание проповедей Савонаролы, не нашли в них основания для обвинения Савонаролы в ереси, и папа опять предлагал ему сан кардинала.

После удаления французской армии для республики настали тяжелые времена: свирепствовали болезни, начался голод, финансы были истощены, герцог Миланский призвал против Флоренции императора Максимилиана, который осадил Ливорно. Синьория умоляла Савонаролу успокоить народ. Савонарола устроил процессию, чтобы поднять народный дух, истощенный многочисленными невзгодами, несмотря на то, что папа снова запретил ему проповедовать.

Светская литература гуманизма и возрождавшаяся классическая древность нашли в лице Савонаролы непримиримого врага; он даже доказывал вред науки вообще. В среде разгульной молодежи возникло общество (Compagnacci), задавшееся целью убить Савонаролу в праздник Вознесения, но друзья и на этот раз спасли Савонаролу.

Казнь Джироламо Савонаролы

Учение Савонаролы было оправдано Павлом IV, а в XVII веке в его честь был учрежден один из обрядов во время таинства ведения католической службы. В 1875 г. Савонароле поставлен памятник в Ферраре. В то же время, статуя его, как одного из предшественников Реформации, входит в состав памятника Мартину Лютеру в Вормсе.

Труды Джироламо Савонаролы:

Образ Джироламо Савонаролы в кино:

Стивен Беркофф в роли Савонаролы

Стивен Беркофф в роли Савонаролы

Иэн Глен в роли Савонаролы

Иэн Глен в роли Савонаролы

Читайте также: