Мода в 30 е годы в ссср кратко
Обновлено: 04.07.2024
В 1930-е годы женская мода становится более спокойной - проходит революционное безумие 1920-х годов , когда женщины сняли корсеты, а подол юбки стремительно взлетел вверх.
В 1930-е юбки становятся длиннее и скромнее (днем - ниже колена, вечером - в пол), силуэты - более спокойными. Фигуру подчеркивают с помощью кроя по косой. Талия возвращается на свое естественное место. Основной акцент делается на плечи. В моду входят рукава-фонарики и крылышки. Начинается массовое производство одежды, нижнего белья и чулок из искусственных тканей. Из 1920-х в это десятилетие приходят шляпки-клош (они продержатся до 1933 г.) и короткие стрижки (дотянут до 1940-х).
Законадателями мод становятся Голливудские актеры, такие как Фрэд Астер, Марлен Дитрих, Грета Гарбо и Джоан Кроуфорд.
К концу 1930-х под влиянием Великой Депрессии мода становится строже, а силуэт более геометричным, с четкими линиями и углами.
Сегодня вновь разгорается интерес к модным тенденциям советского периода. Российские модельеры успешно заимствуют самые интересные предложения моды 30-60-х годов. В строящемся государстве в то время заканчивалась коллективизация и начинался период индустриализации. Росло количество людей, работающих на фабриках и заводах, занятых в строительстве.
Эпоха сталинизма породила средний класс населения, включавший рабочих, учителей, врачей, военнослужащих. С этого момента мода начинает меняться, приобретая свой неповторимый облик. Она стала важным звеном в пропаганде советского образа жизни. Ударники производства поощрялись не только материально, но и доступом к возможности пользоваться услугами спецраспределителей и ателье модной одежды. В газетах и журналах печатались фотографии с правительственных приемов, театральных премьер и прочих мероприятий, на которых в кадре обязательно были элегантно одетые передовики производства. В сопровождающих фотографии статьях подчеркивалась возможность каждого человека выглядеть так же. В большей мере мода проявлялась в женской одежде. Особенной популярностью пользовались легкие платья из крепдешина ярких расцветок, которые женщины надевали на праздники, концерты, в кино. На официальных мероприятиях существовал дресс-код: обязательные длинные платья с немного открытой спиной и неглубоким декольте, напоминавшие вечерние платья начала 20-х годов. Из украшений допускались изделия из натурального жемчуга или горного хрусталя.
Повседневная женская одежда была демократичнее. Длина юбки варьировалась от середины икры до колена. Летящий покрой и немного заниженная талия создавали легкий молодежный образ, который подчеркивался угловатой линией плеча, создаваемой входившими в моду подплечниками. Предпочтительными тканями были атлас, шелк, крепдешин и креп-жоржет, позволявшие в полной мере реализовать идею образа.
Женская обувь была разнообразна: от туфель со шнуровкой на низком устойчивом каблуке до изящных открытых босоножек и туфель на каблуке, напоминающем по форме бокал. Частым дополнением были шляпки, вязаные береты и панамки.
В мужской моде также происходили интересные изменения, что особенно ярко проявлялось в среде артистов, писателей и художников. Традиционная костюмная пара стала более комфортной за счет свободного покроя пиджака. Изюминкой образа и символом обращения к народным истокам в мужской одежде стали рубашки-косоворотки с вышитым воротничком, которые часто носили с пиджаком. Иногда на голову надевали вышитую тюбетейку.
Несмотря на явное смешение стилей, такой наряд, подчеркивавший идею единства и дружбы народов разных национальностей, выглядел интересно и гармонично. Дополнением была обувь на шнурках, строгий фасон которой смягчался зауженными носами, придававшими ей легкость и изящество.
Огромный интерес у советских женщин вызывали модные тенденции в прическах и макияже. Большую роль в этом сыграли журналы того времени, в которых печатались фотографии артистов, представителей богемы и других широко известных в стране людей. Многие женщины копировали образы любимых артисток, осветляя волосы до цвета блонд и делая завивку, ярко подчеркивая брови и ресницы, при помощи помады создавая эффект губ- бантиков.
Безусловно, мода в СССР 30-х годов была яркой, интересной, динамично развивающейся, отвечающей духу времени. Для многих она стала свидетельством позитивных перемен, происходящих в обществе. Однако не все граждане СССР хотели и могли следить за модными направлениями в одежде или прическах, поскольку наступало тягостное время лишений и политических репрессий, так или иначе коснувшихся практически каждого жителя страны.
Работницы фабрики офсетной печати. Ленинград. 1934 год
Определяющим фактором во внешнем виде всё же стал не тоталитаризм. Гораздо больше на моду повлиял дефицит тканей и готовой одежды. Недостаток разнообразных и качественных материалов ощущался уже во время НЭПа, а к началу 1930‑х он вышел на пик. Упор в развитии экономики советские власти сделали на тяжёлую промышленность. Текстильные фабрики тоже активно работали и перевыполняли планы, но их производственного объёма катастрофически не хватало огромную страну.
Коммуна Смычка. Фото 1929 года
Москва в 1935 году
Хорошие шансы обновить гардероб новыми и качественными вещами были у стахановцев — ударных работников промышленных производств. Часто их награждали не только деньгами, но и комплектами еды и одежды. В магнитогорской газете читаем:
Одежда в колхозах
Внешний вид людей очень зависел от места жительства. Если в городах ещё изредка была возможность купить отрез ткани или даже готовое изделие, в колхозах с одеждой было гораздо хуже. Крестьяне годами носили одну и ту же простую самошитую одежду, зачастую обходясь всего одним комплектом. Самодельные лапти оставались очень распространённой обувью, дети же преимущественно ходили босиком.
Колхоз 1930‑х годов
Колхозники не получали зарплату: они работали за трудодни. Трудодень оплачивался не деньгами, а продукцией (не каждый месяц, а по итогам года). Продавать продукцию было запрещено законом. В то же время ухитриться продать что-либо было равнозначно оставить семью без продуктов и обречь на голод.
Обед в колхозе. Фото 1930‑х годов
Впрочем, если в районе был магазин, большинству людей доступ туда всё равно был закрыт. Не из-за отсутствия денег, а по социальному статусу. Мог быть установлен запрет на продажу конкретного товара определённой группе населения. Например, с такими трудностями сталкивались даже работники сельсоветов. Один из них написал Калинину:
Агитационный платок с Лениным Пример узора агиттекстиля
Вскоре выпуск агиттекстиля довольно быстро свернули.
Пример узора агиттекстиля
В 1929 году вокруг Иванова создали новый промышленный округ, куда включили Владимирскую, Костромскую, Ярославскую и Иваново-Вознесенскую губернии. Здесь жили 5 миллионов человек, почти все они работали в текстильной отрасли. Промышленный округ производил 49 % хлопчатобумажных и 77 % льняных тканей. Именно здесь, кстати, появился недопонятый агиттекстиль.
Пример узора агиттекстиля
Москва в 1938 году
Во второй половине десятилетия восстановят работу ателье. Более состоятельные горожане снова будут заказывать одежду персонально. Такие костюмы стоили дороже, чем готовые изделия, зато отличались качеством, долговечностью и посадкой по фигуре. Особенно ценились мастера, умеющие шить нижнее бельё и обувь, так как эти товары были вдвойне дефицитными.
В таких ателье часто работали портнихи, учившиеся шить ещё до революции и чудом сохранившие запас хороших тканей и фурнитуры. Они перешивали старые платья или использовали кружево и фурнитуру от них в новых платьях. Иногда они принимали заказы по почте: им присылали мерки и даже отрезы тканей. Выбор фасона заказчицы доверяли мастеру.
Маленькие партии готовой хорошей одежды распространялись через универмаги. Такие были только в крупных городах, что дополнительно увеличивало разрыв в качестве жизни столичных, провинциальных и сельских жителей.
Как одевались Сталин и партийная номенклатура
Личные вещи Иосифа Сталина
Китель Иосифа Сталина Пальто Иосифа Сталина
Мода на физкультуру
Парад на Тверской улице в Москве Знаменосцы сводного отряда пловцов на физкультурном параде. Ленинград, площадь Урицкого. 6 июня 1933 года
1930‑е — время всеобщего интереса к физкультуре. Он не всегда был добровольным и часто инициировался местными партийными отделениями и профсоюзами по приказу сверху. Для каждой категории граждан в соответствии с полом и возрастом разработали нормы ГТО — список физических умений, которые требовалось выполнять на время или в определённом количестве. Сдача норм ГТО требовала регулярных тренировок, что и обусловило массовое распространение спортивного костюма.
На государственном уровне воспевались сильные спортивные фигуры и физическая выносливость, которые должны были помогать гражданам в труде. Идеалы внешнего вида советских граждан 1930‑х можно оценить на полотнах Александра Дейнеки.
Физкультурница. Художник Александр Дейнека Вратарь. Художник Александр Дейнека
Спортивную одежду шили преимущественно белого цвета. Она не отличалась разнообразием: мужчины и женщины носили почти одинаковые белые майки, шорты и тёмные трико. Ценилась функциональность, возможность двигаться без стеснения. В повседневной жизни женщины ещё не носили брюки, но находиться на стадионе в коротких шортах и даже купальниках считалось вполне уместным, даже красивым.
Звёзды кино
Любовь Орлова
Во второй половине десятилетия новый бум пережили модные журналы, и наряду с образом работницы и труженицы распространяется образ горожанки — модной, с множеством украшений, тонкими бровями, яркой помадой на губах и уложенными волнами волосами.
Так выглядели Эмма Цесарская, Валентина Серова, Людмила Целиковская, Нина Алисова, Любовь Орлова, Тамара Макарова, и Татьяна Окуневская. Большинству женщин, разумеется, такой наряд был недоступен, но им подражали по средствам: выщипывая брови и крася губы красной помадой. Актрисы же в свою очередь подражали западным кинозвёздам.
Валентина Серова Нина Алисова Тамара Макарова
Опасность отличаться: были ли доносы за внешний вид и одежду?
В рассказе об эпохе тридцатых годов невозможно обойти тему репрессий. Мог ли внешний вид или какая-либо одежда стать причиной доноса? Источников, подтверждающих, чтобы когда-либо в обвинение вменялся внешний вид, нет. Но есть косвенные признаки того, что хорошая одежда становилась причиной обвинений в кулачестве.
Праздник столичного студенчества
Десятилетие 1930‑х стало противоречивым в отношении моды. С одной стороны, дефицит тканей делал для большинства граждан хорошую одежду недоступной. Готовые изделия выпускали небольшими партиями, которые нужно было успеть купить. Шить на заказ было дорого и поэтому недоступно для большинства. Тяжелее всего было в колхозах, где годами носили один и тот же комплект самошитой одежды, а хорошая вещь могла стать поводом для обвинения в кулачестве.
С другой стороны, открывались новые предприятия лёгкой промышленности, а старые наращивали производственные обороты. Необходимость сдавать ГТО станет причиной моды на спортивную одежду. Со второй половины десятилетия ателье вернут популярность, а стремление выделяться и носить хорошую одежду станет массовым. Но возможность одеваться хорошо и разнообразно, к сожалению, была доступна только партийной номенклатуре и их семьям.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Мода СССР в 30-е годы. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Мода СССР в 30-е. годы Некоторые эксперты позволяют себе утверждения, что в Стране Советов моды не было как таковой вообще. Но везде, где есть женщины – есть и красота. А где красота – там и одежда и, соответственно, Ее Величество Мода
Развитие *После 1936г. Текстиль стал продаваться в свободной продаже. *Модный силуэт вернулся к более женственной линии- т.е. талия вернулась на свое естественное место, грудь и бедра стали подчеркиваться. *1934 г. открылся первый советский Дом моды, который назывался "Трест Мосбелье". Руководительницей этого треста стала Н.П.Ламанова. “Русская народная” коллекция Ламановой в 1925 году получила Гран-при на всемирной выставке несмотря на то, что все модели были сшиты из полотенец и рушников
Мода СССР в 30-е. годы *Мода 1930-х гг. стала гораздо более консервативной, чем в 1920-е гг. *В моду вошли блондинки *Все виды головных уборов окончательно вытеснила кепка. *Стал широко использоваться трикотаж. *Общество СССР не принимало галстуков. ( признак буржуазности)
Но если во второй половине ХХ века и можно было говорить о новых фасонах и тенденциях моды, то в послереволюционные 1910-е-1920-е годы люди в основном носили ту одежду, которую могли себе позволить. Однако, как это часто бывало, даже в тяжелые годы разрухи и безработицы женщины старались хорошо выглядеть, пуская в ход разные ухищрения…
Символы времени и курс на Запад
Октябрьская социалистическая революция, ставшая переломным моментом в истории страны, не могла не отразиться и на моде, которая после 1917 года изменилась кардинально.
В советском государстве не было места роскошным нарядам, которые шили для себя представители дворянского класса и буржуазии царской России. В Стране Советов каждый гражданин был строителем нового общества, и думать о моде ему не пристало: главной задачей промышленной отрасли было объявлено создание удобного костюма для работников, желательно, подходящего и женщинам, и мужчинам.
Модными были платья из холста, блузки из ситца и матерчатые куртки. С любой одеждой девушки повязывали красную косынку – еще один символ времени, — которая теперь завязывалась не под подбородком, а на затылке. Послереволюционная мода подчеркивала равноправие мужчин и женщин, в равной степени участвовавших в построении нового мира.
В 1921 году, когда при НЭПе стал возможен частный бизнес, в страну попали не только заграничные журналы, но и привезенная с запада одежда. Столичные модницы сразу взяли на вооружение веяния мировой моды. В буржуазной среде женщины снова стали носить муфты, меховые воротники и шляпы-котелки.
Мужчины тоже следовали моде – популярными были фетровые шляпы и боты, костюмы из коверкота и фраки. Однако все это относилось лишь к узкому кругу обеспеченных людей, в то время как большинство граждан одевалось по-другому: прямые длинные юбки и туфли на ремешке для девушек, косоворотки, брезентовые штаны и парусиновые туфли для мужчин.
Читайте также: