Мода в 30 е годы в ссср кратко

Обновлено: 04.07.2024

В 1930-е годы женская мода становится более спокойной - проходит революционное безумие 1920-х годов , когда женщины сняли корсеты, а подол юбки стремительно взлетел вверх.

В 1930-е юбки становятся длиннее и скромнее (днем - ниже колена, вечером - в пол), силуэты - более спокойными. Фигуру подчеркивают с помощью кроя по косой. Талия возвращается на свое естественное место. Основной акцент делается на плечи. В моду входят рукава-фонарики и крылышки. Начинается массовое производство одежды, нижнего белья и чулок из искусственных тканей. Из 1920-х в это десятилетие приходят шляпки-клош (они продержатся до 1933 г.) и короткие стрижки (дотянут до 1940-х).

Законадателями мод становятся Голливудские актеры, такие как Фрэд Астер, Марлен Дитрих, Грета Гарбо и Джоан Кроуфорд.

К концу 1930-х под влиянием Великой Депрессии мода становится строже, а силуэт более геометричным, с четкими линиями и углами.

Сегодня вновь разгорается интерес к модным тенденциям советского периода. Российские модельеры успешно заимствуют самые интересные предложения моды 30-60-х годов. В строящемся государстве в то время заканчивалась коллективизация и начинался период индустриализации. Росло количество людей, работающих на фабриках и заводах, занятых в строительстве.

Эпоха сталинизма породила средний класс населения, включавший рабочих, учителей, врачей, военнослужащих. С этого момента мода начинает меняться, приобретая свой неповторимый облик. Она стала важным звеном в пропаганде советского образа жизни. Ударники производства поощрялись не только материально, но и доступом к возможности пользоваться услугами спецраспределителей и ателье модной одежды. В газетах и журналах печатались фотографии с правительственных приемов, театральных премьер и прочих мероприятий, на которых в кадре обязательно были элегантно одетые передовики производства. В сопровождающих фотографии статьях подчеркивалась возможность каждого человека выглядеть так же. В большей мере мода проявлялась в женской одежде. Особенной популярностью пользовались легкие платья из крепдешина ярких расцветок, которые женщины надевали на праздники, концерты, в кино. На официальных мероприятиях существовал дресс-код: обязательные длинные платья с немного открытой спиной и неглубоким декольте, напоминавшие вечерние платья начала 20-х годов. Из украшений допускались изделия из натурального жемчуга или горного хрусталя.

Повседневная женская одежда была демократичнее. Длина юбки варьировалась от середины икры до колена. Летящий покрой и немного заниженная талия создавали легкий молодежный образ, который подчеркивался угловатой линией плеча, создаваемой входившими в моду подплечниками. Предпочтительными тканями были атлас, шелк, крепдешин и креп-жоржет, позволявшие в полной мере реализовать идею образа.

Женская обувь была разнообразна: от туфель со шнуровкой на низком устойчивом каблуке до изящных открытых босоножек и туфель на каблуке, напоминающем по форме бокал. Частым дополнением были шляпки, вязаные береты и панамки.

В мужской моде также происходили интересные изменения, что особенно ярко проявлялось в среде артистов, писателей и художников. Традиционная костюмная пара стала более комфортной за счет свободного покроя пиджака. Изюминкой образа и символом обращения к народным истокам в мужской одежде стали рубашки-косоворотки с вышитым воротничком, которые часто носили с пиджаком. Иногда на голову надевали вышитую тюбетейку.

Несмотря на явное смешение стилей, такой наряд, подчеркивавший идею единства и дружбы народов разных национальностей, выглядел интересно и гармонично. Дополнением была обувь на шнурках, строгий фасон которой смягчался зауженными носами, придававшими ей легкость и изящество.

Огромный интерес у советских женщин вызывали модные тенденции в прическах и макияже. Большую роль в этом сыграли журналы того времени, в которых печатались фотографии артистов, представителей богемы и других широко известных в стране людей. Многие женщины копировали образы любимых артисток, осветляя волосы до цвета блонд и делая завивку, ярко подчеркивая брови и ресницы, при помощи помады создавая эффект губ- бантиков.

Безусловно, мода в СССР 30-х годов была яркой, интересной, динамично развивающейся, отвечающей духу времени. Для многих она стала свидетельством позитивных перемен, происходящих в обществе. Однако не все граждане СССР хотели и могли следить за модными направлениями в одежде или прическах, поскольку наступало тягостное время лишений и политических репрессий, так или иначе коснувшихся практически каждого жителя страны.


Работ­ни­цы фаб­ри­ки офсет­ной печа­ти. Ленин­град. 1934 год

Опре­де­ля­ю­щим фак­то­ром во внеш­нем виде всё же стал не тота­ли­та­ризм. Гораз­до боль­ше на моду повли­ял дефи­цит тка­ней и гото­вой одеж­ды. Недо­ста­ток раз­но­об­раз­ных и каче­ствен­ных мате­ри­а­лов ощу­щал­ся уже во вре­мя НЭПа, а к нача­лу 1930‑х он вышел на пик. Упор в раз­ви­тии эко­но­ми­ки совет­ские вла­сти сде­ла­ли на тяжё­лую про­мыш­лен­ность. Тек­стиль­ные фаб­ри­ки тоже актив­но рабо­та­ли и пере­вы­пол­ня­ли пла­ны, но их про­из­вод­ствен­но­го объ­ё­ма ката­стро­фи­че­ски не хва­та­ло огром­ную страну.


Ком­му­на Смыч­ка. Фото 1929 года


Москва в 1935 году

Хоро­шие шан­сы обно­вить гар­де­роб новы­ми и каче­ствен­ны­ми веща­ми были у ста­ха­нов­цев — удар­ных работ­ни­ков про­мыш­лен­ных про­из­водств. Часто их награж­да­ли не толь­ко день­га­ми, но и ком­плек­та­ми еды и одеж­ды. В маг­ни­то­гор­ской газе­те читаем:

Одежда в колхозах

Внеш­ний вид людей очень зави­сел от места житель­ства. Если в горо­дах ещё изред­ка была воз­мож­ность купить отрез тка­ни или даже гото­вое изде­лие, в кол­хо­зах с одеж­дой было гораз­до хуже. Кре­стьяне года­ми носи­ли одну и ту же про­стую само­ши­тую одеж­ду, зача­стую обхо­дясь все­го одним ком­плек­том. Само­дель­ные лап­ти оста­ва­лись очень рас­про­стра­нён­ной обу­вью, дети же пре­иму­ще­ствен­но ходи­ли босиком.


Кол­хоз 1930‑х годов

Кол­хоз­ни­ки не полу­ча­ли зар­пла­ту: они рабо­та­ли за тру­до­дни. Тру­до­день опла­чи­вал­ся не день­га­ми, а про­дук­ци­ей (не каж­дый месяц, а по ито­гам года). Про­да­вать про­дук­цию было запре­ще­но зако­ном. В то же вре­мя ухит­рить­ся про­дать что-либо было рав­но­знач­но оста­вить семью без про­дук­тов и обречь на голод.


Обед в кол­хо­зе. Фото 1930‑х годов

Впро­чем, если в рай­оне был мага­зин, боль­шин­ству людей доступ туда всё рав­но был закрыт. Не из-за отсут­ствия денег, а по соци­аль­но­му ста­ту­су. Мог быть уста­нов­лен запрет на про­да­жу кон­крет­но­го това­ра опре­де­лён­ной груп­пе насе­ле­ния. Напри­мер, с таки­ми труд­но­стя­ми стал­ки­ва­лись даже работ­ни­ки сель­со­ве­тов. Один из них напи­сал Калинину:

Аги­та­ци­он­ный пла­ток с Лениным При­мер узо­ра агиттекстиля

Вско­ре выпуск агит­тек­сти­ля доволь­но быст­ро свернули.


При­мер узо­ра агиттекстиля

В 1929 году вокруг Ива­но­ва созда­ли новый про­мыш­лен­ный округ, куда вклю­чи­ли Вла­ди­мир­скую, Костром­скую, Яро­слав­скую и Ива­но­во-Воз­не­сен­скую губер­нии. Здесь жили 5 мил­ли­о­нов чело­век, почти все они рабо­та­ли в тек­стиль­ной отрас­ли. Про­мыш­лен­ный округ про­из­во­дил 49 % хлоп­ча­то­бу­маж­ных и 77 % льня­ных тка­ней. Имен­но здесь, кста­ти, появил­ся недо­по­ня­тый агиттекстиль.


При­мер узо­ра агиттекстиля


Москва в 1938 году

Во вто­рой поло­вине деся­ти­ле­тия вос­ста­но­вят рабо­ту ате­лье. Более состо­я­тель­ные горо­жане сно­ва будут зака­зы­вать одеж­ду пер­со­наль­но. Такие костю­мы сто­и­ли доро­же, чем гото­вые изде­лия, зато отли­ча­лись каче­ством, дол­го­веч­но­стью и посад­кой по фигу­ре. Осо­бен­но цени­лись масте­ра, уме­ю­щие шить ниж­нее бельё и обувь, так как эти това­ры были вдвойне дефицитными.

В таких ате­лье часто рабо­та­ли порт­ни­хи, учив­ши­е­ся шить ещё до рево­лю­ции и чудом сохра­нив­шие запас хоро­ших тка­ней и фур­ни­ту­ры. Они пере­ши­ва­ли ста­рые пла­тья или исполь­зо­ва­ли кру­же­во и фур­ни­ту­ру от них в новых пла­тьях. Ино­гда они при­ни­ма­ли зака­зы по почте: им при­сы­ла­ли мер­ки и даже отре­зы тка­ней. Выбор фасо­на заказ­чи­цы дове­ря­ли мастеру.

Малень­кие пар­тии гото­вой хоро­шей одеж­ды рас­про­стра­ня­лись через уни­вер­ма­ги. Такие были толь­ко в круп­ных горо­дах, что допол­ни­тель­но уве­ли­чи­ва­ло раз­рыв в каче­стве жиз­ни сто­лич­ных, про­вин­ци­аль­ных и сель­ских жителей.

Как одевались Сталин и партийная номенклатура


Лич­ные вещи Иоси­фа Сталина

Китель Иоси­фа Сталина Паль­то Иоси­фа Сталина

Мода на физкультуру

Парад на Твер­ской ули­це в Москве Зна­ме­нос­цы свод­но­го отря­да плов­цов на физ­куль­тур­ном пара­де. Ленин­град, пло­щадь Уриц­ко­го. 6 июня 1933 года

1930‑е — вре­мя все­об­ще­го инте­ре­са к физ­куль­ту­ре. Он не все­гда был доб­ро­воль­ным и часто ини­ци­и­ро­вал­ся мест­ны­ми пар­тий­ны­ми отде­ле­ни­я­ми и проф­со­ю­за­ми по при­ка­зу свер­ху. Для каж­дой кате­го­рии граж­дан в соот­вет­ствии с полом и воз­рас­том раз­ра­бо­та­ли нор­мы ГТО — спи­сок физи­че­ских уме­ний, кото­рые тре­бо­ва­лось выпол­нять на вре­мя или в опре­де­лён­ном коли­че­стве. Сда­ча норм ГТО тре­бо­ва­ла регу­ляр­ных тре­ни­ро­вок, что и обу­сло­ви­ло мас­со­вое рас­про­стра­не­ние спор­тив­но­го костюма.

На госу­дар­ствен­ном уровне вос­пе­ва­лись силь­ные спор­тив­ные фигу­ры и физи­че­ская вынос­ли­вость, кото­рые долж­ны были помо­гать граж­да­нам в тру­де. Иде­а­лы внеш­не­го вида совет­ских граж­дан 1930‑х мож­но оце­нить на полот­нах Алек­сандра Дейнеки.

Физ­куль­тур­ни­ца. Худож­ник Алек­сандр Дейнека Вра­тарь. Худож­ник Алек­сандр Дейнека

Спор­тив­ную одеж­ду шили пре­иму­ще­ствен­но бело­го цве­та. Она не отли­ча­лась раз­но­об­ра­зи­ем: муж­чи­ны и жен­щи­ны носи­ли почти оди­на­ко­вые белые май­ки, шор­ты и тём­ные три­ко. Цени­лась функ­ци­о­наль­ность, воз­мож­ность дви­гать­ся без стес­не­ния. В повсе­днев­ной жиз­ни жен­щи­ны ещё не носи­ли брю­ки, но нахо­дить­ся на ста­ди­оне в корот­ких шор­тах и даже купаль­ни­ках счи­та­лось вполне умест­ным, даже красивым.

Звёзды кино


Любовь Орло­ва

Во вто­рой поло­вине деся­ти­ле­тия новый бум пере­жи­ли мод­ные жур­на­лы, и наря­ду с обра­зом работ­ни­цы и тру­же­ни­цы рас­про­стра­ня­ет­ся образ горо­жан­ки — мод­ной, с мно­же­ством укра­ше­ний, тон­ки­ми бро­вя­ми, яркой пома­дой на губах и уло­жен­ны­ми вол­на­ми волосами.

Так выгля­де­ли Эмма Цесар­ская, Вален­ти­на Серо­ва, Люд­ми­ла Цели­ков­ская, Нина Али­со­ва, Любовь Орло­ва, Тама­ра Мака­ро­ва, и Татья­на Оку­нев­ская. Боль­шин­ству жен­щин, разу­ме­ет­ся, такой наряд был недо­сту­пен, но им под­ра­жа­ли по сред­ствам: выщи­пы­вая бро­ви и кра­ся губы крас­ной пома­дой. Актри­сы же в свою оче­редь под­ра­жа­ли запад­ным кинозвёздам.

Вален­ти­на Серова Нина Али­со­ва Тама­ра Макарова

Опасность отличаться: были ли доносы за внешний вид и одежду?

В рас­ска­зе об эпо­хе трид­ца­тых годов невоз­мож­но обой­ти тему репрес­сий. Мог ли внеш­ний вид или какая-либо одеж­да стать при­чи­ной доно­са? Источ­ни­ков, под­твер­жда­ю­щих, что­бы когда-либо в обви­не­ние вме­нял­ся внеш­ний вид, нет. Но есть кос­вен­ные при­зна­ки того, что хоро­шая одеж­да ста­но­ви­лась при­чи­ной обви­не­ний в кулачестве.


Празд­ник сто­лич­но­го студенчества

Деся­ти­ле­тие 1930‑х ста­ло про­ти­во­ре­чи­вым в отно­ше­нии моды. С одной сто­ро­ны, дефи­цит тка­ней делал для боль­шин­ства граж­дан хоро­шую одеж­ду недо­ступ­ной. Гото­вые изде­лия выпус­ка­ли неболь­ши­ми пар­ти­я­ми, кото­рые нуж­но было успеть купить. Шить на заказ было доро­го и поэто­му недо­ступ­но для боль­шин­ства. Тяже­лее все­го было в кол­хо­зах, где года­ми носи­ли один и тот же ком­плект само­ши­той одеж­ды, а хоро­шая вещь мог­ла стать пово­дом для обви­не­ния в кулачестве.

С дру­гой сто­ро­ны, откры­ва­лись новые пред­при­я­тия лёг­кой про­мыш­лен­но­сти, а ста­рые нара­щи­ва­ли про­из­вод­ствен­ные обо­ро­ты. Необ­хо­ди­мость сда­вать ГТО ста­нет при­чи­ной моды на спор­тив­ную одеж­ду. Со вто­рой поло­ви­ны деся­ти­ле­тия ате­лье вер­нут попу­ляр­ность, а стрем­ле­ние выде­лять­ся и носить хоро­шую одеж­ду ста­нет мас­со­вым. Но воз­мож­ность оде­вать­ся хоро­шо и раз­но­об­раз­но, к сожа­ле­нию, была доступ­на толь­ко пар­тий­ной номен­кла­ту­ре и их семьям.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Мода СССР в 30-е годы. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Мода СССР в 30-е. годы Некоторые эксперты позволяют себе утверждения, что в Стране Советов моды не было как таковой вообще. Но везде, где есть женщины – есть и красота. А где красота – там и одежда и, соответственно, Ее Величество Мода

Развитие *После 1936г. Текстиль стал продаваться в свободной продаже. *Модный силуэт вернулся к более женственной линии- т.е. талия вернулась на свое естественное место, грудь и бедра стали подчеркиваться. *1934 г. открылся первый советский Дом моды, который назывался "Трест Мосбелье". Руководительницей этого треста стала Н.П.Ламанова. “Русская народная” коллекция Ламановой в 1925 году получила Гран-при на всемирной выставке несмотря на то, что все модели были сшиты из полотенец и рушников

Мода СССР в 30-е. годы *Мода 1930-х гг. стала гораздо более консервативной, чем в 1920-е гг. *В моду вошли блондинки *Все виды головных уборов окончательно вытеснила кепка. *Стал широко использоваться трикотаж. *Общество СССР не принимало галстуков. ( признак буржуазности)


Но если во второй половине ХХ века и можно было говорить о новых фасонах и тенденциях моды, то в послереволюционные 1910-е-1920-е годы люди в основном носили ту одежду, которую могли себе позволить. Однако, как это часто бывало, даже в тяжелые годы разрухи и безработицы женщины старались хорошо выглядеть, пуская в ход разные ухищрения…

Символы времени и курс на Запад

Октябрьская социалистическая революция, ставшая переломным моментом в истории страны, не могла не отразиться и на моде, которая после 1917 года изменилась кардинально.
В советском государстве не было места роскошным нарядам, которые шили для себя представители дворянского класса и буржуазии царской России. В Стране Советов каждый гражданин был строителем нового общества, и думать о моде ему не пристало: главной задачей промышленной отрасли было объявлено создание удобного костюма для работников, желательно, подходящего и женщинам, и мужчинам.



Модными были платья из холста, блузки из ситца и матерчатые куртки. С любой одеждой девушки повязывали красную косынку – еще один символ времени, — которая теперь завязывалась не под подбородком, а на затылке. Послереволюционная мода подчеркивала равноправие мужчин и женщин, в равной степени участвовавших в построении нового мира.



В 1921 году, когда при НЭПе стал возможен частный бизнес, в страну попали не только заграничные журналы, но и привезенная с запада одежда. Столичные модницы сразу взяли на вооружение веяния мировой моды. В буржуазной среде женщины снова стали носить муфты, меховые воротники и шляпы-котелки.
Мужчины тоже следовали моде – популярными были фетровые шляпы и боты, костюмы из коверкота и фраки. Однако все это относилось лишь к узкому кругу обеспеченных людей, в то время как большинство граждан одевалось по-другому: прямые длинные юбки и туфли на ремешке для девушек, косоворотки, брезентовые штаны и парусиновые туфли для мужчин.



Читайте также: