Сатирическое изображение хозяев жизни в сказках м е салтыкова щедрина кратко

Обновлено: 18.05.2024

Салтыков-Щедрин выводит целую вереницу ретивых гра­доначальников города Глупова. Войдя в административный раж, они строят — без капли здравого смысла, крушат — без зазрения совести, штурмуют собственный город, мостят мос­товые — не ради удобства глуповцев, а по собственной прихо­ти, а потом по той же прихоти ломают их и таким путем до­бывают камень для построения монументов в собственную честь. Любое их начинание отзывается новыми поборами, новыми надругательствами над народом, массовыми сече­ниями и более крутыми расправами.

Как остановить бесчинства этой безумной орды, сжигаю­щей десятки деревень, чтобы собрать недоимок два рубля; разрушающей город, чтобы запрудить реку; каждодневно ти­ранящей народ, забитый до потери человеческого облика?

Наследие Салтыкова-Щедрина с годами не утратило сво­ей эстетической продуктивности. Его влияние испытали на себе практически все русские художники, обращавшиеся к сатире. До сих пор оно сохраняет свое общечеловеческое зна­чение. Талант Салтыкова-Щедрина был удивительно глубо­ким и многогранным. Гениальный сатирик, проницатель­ный социолог, человек с обостренным чувством современно­сти, он был в то же время великолепным редактором, замечательно вел кропотливую работу с начинающими писа­телями.

Сатирическое изображение хозяев жизни в сказках Салтыкова-Щедрина

Мы изучаем - Сатирическое изображение хозяев жизни в сказках Салтыкова-Щедрина. Подсказки школьнику

Салтыков-Щедрин один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в психологии людей. Сатира Щедрина направлена не только против помещиков, но и против новых угнетателей народа, которым аграрная реформа царизма развязала руки, капиталистов.

Великий писатель разоблачает и либералов, отвлекающих народ от борьбы.

Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей трудового народа, но и покорность самих угнетаемых, их долготерпение и рабскую психологию.

Творчество Щедрина связано с традициями его гениальных предшественников: Пушкина, Гоголя. Но сатира Щедрина более острая и беспощадная. Во всем блеске раскрылся талант Щедрина-обличителя в его сказках.

Писателя всегда привлекали народные сказки. Кроме того, этот жанр позволял скрыть истинный смысл произведения от цензуры. В сказках Щедрин раскрывает тему эксплуатации, дает уничтожающую критику дворян, чиновников всех тех, кто живет за счет народного труда. В Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил Щедрин изображает двух бывших крупных чиновников, попавших на остров.

Это генералы-дармоеды, не принесшие никакой пользы государству, всю жизнь прослужившие в регистратуре, которую затем упразднили за ненадобностью. Щедрин разоблачает их паразитизм. Генералы ни на что не способны, ничего не умеют делать, воображают, что булки родятся в том самом виде, как нам их утром к кофию подают.

Сочувствуя угнетенному народу, Щедрин выступил против самодержавия и его слуг. Царя, министров и губернаторов высмеивает сказка Медведь на воеводстве. В ней показаны трое Топтыгиных, последовательно сменявших друг друга на воеводстве, куда они были посланы львом, чтобы усмирить внутренних супостатов.

Первые два Топтыгина занимались разного рода злодействами: один мелкими, другой крупными. Топтыгин третий не жаждал кровопролитиев. Щедрин показывает, что причина бедствий народных не только в злоупотреблении властью, но и в самом характере самодержавной системы.

А это значит, что спасение народа в свержении царизма. Такова основная идея сказки.

В сказке Орел-меценат Щедрин разоблачает деятельность самодержавия в области просвещения. Орел царь птиц решил завести при дворе науки и искусства. Однако орлу вскоре надоело разыгрывать роль мецената: он уничтожил соловья-поэта, надел кандалы на ученого дятла и заточил его в дупло, разорил ворон.

Писатель показал в этой сказке несовместимость царизма с наукой, просвещением и искусством, сделал вывод о том, что орлы для просвещения вредны.

Сказки Щедрина это великолепный художественный памятник минувшей эпохи, пример осуждения всех форм социального зла во имя добра, красоты, равноправия и справедливости.

Во всей русской литературе не найти человека более честного, едкого и бескомпромиссного в описании своих взглядов, чем Салтыков-Щедрин. Он беспощадно обличал русскую действительность и делал все для улучшения жизни в стране.
“Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России”, – говорит Салтыков-Щедрин.
Писатель уже в конце своего творческого пути обратится к написанию сказок. Им создается сборник “Сказки для детей изрядного возраста”. Этот жанр, как никакой другой, позволяет обойти цензуру.


Сказки писателя были направлены против зла, насилия, низости, невежества, общественных пороков. Гневно высмеивал он в сказках господ – тупых и жестоких помещиков, и представителей власти – бюрократов-чиновников, буржуа, генералов, то есть тех, кто так или иначе считают себя “хозяевами жизни”.
Щедринская сатира была доходчивой, сильной и действенной потому, что ее творец знал и понимал народную жизнь, брал для своих произведений материал из глубин этой жизни, владел богатством народного языка. В этой сатире мы видим природный ум русского человека, присущий ему здравый смысл в суждениях

о жизни, честность и прямоту взгляда на вещи и, наконец, острое и меткое русское слово.
По меткости и остроте русского слова щедринские сказки стоят в одном ряду с баснями Крылова, с сатирой Пушкина, Гоголя, Некрасова. Именно меткое слово Щедрин и направил против так называемых “хозяев жизни”. Они, не прилагая никаких усилий, получают все жизненные блага, создаваемые для них простым народом.

Его рабская психология не только играет этим людям на руку, но и порождает в них чувство неоправданного превосходства, чванства, неприязни и ненависти к тем, без услуг которых они и шага ступить не могут.
Сказка “Дикий помещик” (1869 г.) начинается так: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик… Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов”,.Но тут же в сказку входит злоба дня: “И был тот помещик глупый, читал газету “Весть”. Это орган реакционно-крепостнической партии, и глупость помещика определяется его мировоззрением.

Отмена крепостного права вызвала у помещика-мракобеса звериную злобу к крестьянам.
В сказочном сюжете помещик обращается к Богу, чтоб тот забрал у него крестьян, в реальной же жизни начал так “стараться”, что “извел” их всех штрафами да притеснениями: “Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут – все нельзя, да не позволено, да не ваше!”
Щедрин использует эзопов язык, то есть прием иносказания и намеков, чтобы обрисовать глупость помещиков. Они истребляют своих же крестьян, пока временно-обязанных, за счет которых они и благоденствуют, имея “тело рыхлое, белое, рассыпчатое”.
Сказка “Пропала совесть” говорит о том, что в мире, где власть принадлежит диким помещикам и чумазым барам, не может быть и речи о торжестве свободы и совести. Кабатчик Прохорыч, квартальный надзиратель Ловец, финансист Бржоцкий относятся к совести, как к грязной тряпице. Совесть – излишнее бремя для людей наживы, финансовых воротил и охранителей сословных привилегий “хозяев жизни”.
Щедрин рассказывает о тех хождениях по мукам, которые выпадают на долю совести в мире, где властвуют деньги и все подчинено получению собственной выгоды. В этом мире нет места для совести. В конце концов, писатель обращается к последнему ее обладателю: “Какому-то мещанишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться”.
Щедрин никак не может связать понятие совести с понятием денег, поэтому и наделяет ей персонаж, не имеющий денег. Совесть взывает к нему с просьбой: “…отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты предо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!” Щедрин обращается к будущим поколениям. В какой-то мере здесь его взгляды могут показаться утопичными: “и исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама”. И все же, гневный сатирик имел право немного отойти от обличения и возвестить надежду на лучшую жизнь.

Но это в будущем.
В сказке “Карась-идеалист” писатель осуждает мир, построенный на произволе сильного над слабым, на хищничестве и разбое. Не может быть согласия и гармонии в обществе, разделенном на классы, – такой вывод следует из сказки “Здравомысленный заяц”.
В сказке “Медведь на воеводстве” писатель рассказывает о старом “служаке-звере”, “самое драгоценное качество” которого заключалось в том, “что он во что бы то ни стало на скрижали истории попасть желал, и ради этого всему на свете предпочитал блеск кровопролитий”. Сатирическое изображение “хозяев жизни” достигается автором при помощи традиционных приемов: гротеска и аллегории. Под масками животных скрываются социальные типы, суждения и действия которых в своей глупости, коварстве и жажде наживы преувеличены настолько, что кажутся не просто невероятными, а даже нереальными.
Однако, если глубже посмотреть на Историю России и на деяния “сильных мира” по отношению к угнетенному крестьянству, то можно отыскать факты гораздо более ужасные и невероятные по своей жестокости. Таким образом, Щедрин, даже “преувеличивая”, отражал реальную действительность.

Как же дальше развиваются события? Мы видим постепенную деградацию помещика: сначала он зарастает щетиной (брить-то некому), питается печатными пряниками, затем охотится на зайцев и ест их, раздирая руками.

В конце мы видим, что он уже полностью одичал, и даже лесной медведь принимает его за своего.

Салтыков-Щедрин зло смеется над своим героем, показывая полную его несамостоятельность. Он подчеркивает его звериную жестокость — недаром в конце помещик превращается в зверя.

Смеется автор и над непроходимой глупостью помещика, которому тяжело дышать воздухом, отравленным крестьянским духом. Эту иронию он вкладывает в уста своих героев: четырех генералов, актера Садовского и его актерок, капитана-исправника, которые заявляют помещику, что он дурак.

Окончательно оголодав, генералы набрасываются друг на друга, причем совершенно не осознавая того, что готовы убить и съесть человека. Салтыков-Щедрин вновь показывает животную (точнее говоря, звериную) сущность людей.

Сатирически показаны поиски еды генералами, их неумение взять то, что лежит или висит над ними. В сцене же схватки между героями обличительный смех горек: и это-то люди, занимающие не последнюю должность в государстве! И их не два, а гораздо больше. Именно поэтому автор не дает имен своим героям, ни помещику, ни генералам, не вводя ненужной конкретизации, так как эти явления были общераспространенными.

Итак, думая, как добыть пропитание, генералы приходят к гениальному выводу. Надо найти мужика, чтобы он их прокормил! Действительно, кто занимался пропитанием генералов в обычной жизни? Мужик. А где же он сейчас? И генералы отправляются на его поиски, и находят! Дальнейший ход событий полностью отражен в названии сказки.

Таким образом, лишь прибегнув к помощи мужика, генералы смогли выжить, не умереть голодной смертью.

Параллельно с показом отсутствия житейских навыков, автор дает понять, что генералы вообще не обладали какими-либо познаниями. Их ограниченность проявляется даже в нахождении сторон. Что-то вспоминает лишь один из генералов, который некогда служил учителем каллиграфии.


Сказки дают образцы общедоступных и убедительнейших иносказаний. А Щедрин, как известно, радел за народ, переживал за его судьбу, за беды, которые он претерпевал. Испытывая подобные чувства, сатирик порицал высокопоставленных лиц, всячески пародируя их в своих произведениях. Отражение всего этого мы находим в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил. Типичное для народной сказки начало — жили да были — задает тон всему дальнейшему повествованию. Единственное, что нашел один из генералов, был старый нумер Московских ведомостей, который и принялись читать несчастные. Виновника торжества внесли на громадном деревянном блюде, обложенного огурчиками и державшего в пасти кусок зелени.

Генералы не нашли ничего съестного вокруг себя. И тут их взор обратился друг на друга. В мгновение ока эти два приятеля превращаются в хищников, готовых разорвать и съесть другого. Неизвестно, что было бы с этими героями, если бы не встретили они простого мужика. Чувствуя свое сословное превосходство, генералы приказали ему добыть им еду. Мужику не составило особого труда выполнить из приказ. И здесь очевиден контраст между действующими лицами сказки.

Читать еще: Шепс и мэрилин после битвы экстрасенсов. Ничем не уступает: Александр Шепс сравнил Мэрилин Керро и Соню Егорову

Самое поразительное, что старания мужика не были оценены нерадивыми генералами. Даже когда они, по прибытию в Петербург, получили деньги, то отправили своему спасителю, будто бы в знак благодарности, рюмку водки да пятак: веселись, мужичина! И в этом противопоставлении заключено отражение социально-общественных явлений, которые были присущи реальной действительности, существующим порядкам России того времени. Здесь проявились те искренние чувства Салтыкова-Щедрина, которые были свойственны сатирику по отношению к народу и высшему сословию. Мне кажется, слово высшее действительно стоит заключить в кавычки.

Сочинения по теме: Взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых в сказке М. Социально-общественные события России второй половины 19 века в сказке М. Сказка ложь, да в ней намек! В чем непреходящая ценность сказок Салтыкова-Щедрина? Какие качества русского народа вызывают наибольшее раздражение и гнев М.

Особенности жанра сказки в творчестве М. Острота политической сатиры в сказках М. Прием гротеска в одном из произведений русской литературы XIX века. Приемы и средства сатиры в сказках М.

Читать еще: Застольные шутки и афоризмы. Смешные застольные конкурсы и игры для небольшой женской компании

Смешное и трагичное в сказках М. Смешны или грустны финалы сказок Салтыкова-Щедрина? Тематика и художественные особенности Сказок М. Художественное своеобразие одной из сказок М.

Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку. В творчестве Михаила Салтыкова-Щедрина особое место занимают сатирические сказки, в которых поднимаются глобальные проблемы общества. Помещик очень глуп, это неоднократно подчеркивается писателем, он ненавидит своих мужиков, которые ему верно служат, мечтает избавиться от них. Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться! Вскоре к помещику приезжает исправник, тот узнает о возникшей проблеме, тогда созвали совет и было решено: Мужиков изловить и водворить, а глупому помещику, который всей смуте зачинщик, наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствия не чинил. Этой сказкой Салтыков-Щедрин осуждает мужиков, что так долго терпят неуважение со стороны работодателя, призывает избавиться от тягостных мучений.

Все его творчество направлено на критику существующих порядков в стране и, в первую очередь, на неправильное государственное устройство. В произведениях писателя продолжена традиция Д. В хрониках и сказках Салтыкова мы видим отражение реальной истории России, а в сказочных образах предстают перед нами государственные деятели, правители, чиновники. Среди наиболее известных произведений Щедрина — сказки.

Читайте также: