Сатирическая проза зощенко кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сказовая манера: внешне простая и доступная. Контраст между невозмутимой маской рассказчика и трагикомическими ситуациями, о которых он говорит. Таким образом, двуплановость: 1. То, что рассказывается. 2. То, что как бы случайно прорывается.

Установка на чужую устную речь. Герои (обычно – рассказчик и слушающий) составляют низший познавательный план рассказов. Высший формально-эстетический уровень создаётся автором и его читателем.

Зощенко предоставил народной массе заговорить непосредственно от своего имени.

Ораторская речь

. воспроизводится этот факт в речи образованных людей - носителей ли­тературного языка. Основу русского национального языка составляет литературный язык – язык книг, газет, театра, радио . области русского языка. Языковые особенности устной речи Среди функциональных разновидностей языка, особое место занимает разговорная речь. Разговорной является такая речь носи­телей литературного языка, которая .

Высмеивается узость и клешированность сознания мещанина и обывателя. Происходит инвентаризация человека.

Важная особенность – несоответствие названий и финалов. Повести строятся как система поступков персонажей, в них отсутствует внешний психологизм. Но в каждой истории раскрывается психологическая бездна. Зощенко использует приёмы гротеска, позволяющие сочетать комические элементы с драматическими и трагическими.

Зощенко разрабатывает приёмы комментирования изображаемых событий. Автор: раскрывается как философ и психоаналитик. Автор отделяет себя от рассказчика и героев, подчёркивает дистанцию.

Он смотрит на драку глазами человека, для которого это нормальный, естественный эпизод повседневной жизни. И то, что есть такие люди, для Зощенко так же страшно, как и то, что встречаются такие сюжеты. Приём, которым пользуется Зощенко, — абсурд. Смешным делается то, над чем смеяться не стоит. А когда то, над чем смеяться не стоит, делается смешным, — это уже страшно.

Как пример анализа рассказа

Это небольшая комическая зарисовка, в которой изображен порок общества.

Повествование ведет сам персонаж, то есть всю историю мы слышим от первого лица, можно сказать, что это сказовая манера, т.к. повествование ведется от сильно индивидуализированного лица. Главный герой – тип маленького человека, советского, не обладающего культурным багажом, но стремящегося стать полноправным участником жизни. Григорий Иванович рассказывает о том, чем закончилось его увлечение аристократкой.

. Зощенко, человеку интеллигентному, получившему прекрасное воспитание, было больно наблюдать проявление невежества, грубости и духовной пустоты. Не случайно события в рассказах, посвященных этой теме, часто происходят в театре. . количество публики. Писатель получал большое число писем от своих многочисленных почитателей. Чем же можно объяснить этот феномен? Сложно ответить однозначным ответом. Это .

Не случайно действие рассказа происходит в театре. Театр считается символом духовной культуры, которой так не хватало в обществе. Поэтому театр здесь выступает как фон, на котором бескультурье, невежественность, невоспитанность людей выступают наиболее ярко.

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

идеологию во всем объеме)

Дама напыщенно говорит иноязычными словами, типа: мерси, нот…

Герой также убежден в том, что его речь не только правильна, но даже изысканна. Благодаря этому рассказу в русской разговорной речи слово “аристократка” стало употребляться с новым, ироническим оттенком — в значении “мещанка”.

Комическое: если есть несоответствия (расхождение между формой и содержанием).

Сатирическое – являет отрицание, осуждает социальное противоречие; отрицание социального явления.

Сказ (по Бахтину) – прежде всего установка на чужую речь, а отсюда – на устную речь. Белокуров – это имитация живой разговорной речи.

Места действия наиболее типичные (театр и баня).

Театр – культурная обстановка => видно бескультурье. Баня – человек должен быть чистым → выходит грязный.

Особенности ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения

. вторая сигнальная система? Совместная трудовая деятельность рождает речь как средство общения между людьми, как межлюдская сигнализация. Работа неизбежно рождает речь, нет ни одного народа, у которого . становится второй сигнальной системой. У человека громадное большинство временных связей образуется с помощью второй сигнальной системы, с помощью речи. Человек в отличие от животного необязательно .

Повлияла изоляция советского человека от западного мира.

Полная степень обезличивания человека.

У Зощенко: автор, рассказчик, герой.

Примеры похожих учебных работ

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. взгляда на события и героев. Поскольку рассказчик зачастую не тождественен автору, то появляется возможность отличной . точки зрения образа рассказчика 1.1 Образ рассказчика в литературе Рассказчик - условный образ человека, от лица которого .

Произведение как продует эстетической активности автора

. в человеке. Автор в этом смысле выступает как устроитель, воплотитель и выразитель многозначной эмоционально-смысловой целостности данного художественного текста. Вместе с тем известны признания многих авторов, что литературные герои .

Особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Становление романного героя в прозе М.Ю. Лермонтова

. героем цель является духовным ростом). 4) Культурно-исторический роман проявляется в интересе к нескольким поколениям, социуму, главный мотив - раскрытие принципов и характеристик поведения людей. Герой . эпоху, рассматриваемую автором. Основное отличие .

Юмор и сатира в произведениях М. М. Зощенко

С момента зарождения жизни на Земле постепенно начало развиваться общество. Человеческое общество возникло очень давно, и с тех пор оно сильно развилось и изменилось, но некоторые вещи в социуме остались неизменными, проходя через века и сменяя одни поколения другими. К таким вещам относятся человеческие пороки. Несмотря на то, что к обществу относится группа лиц, объединенная общими моральными нормами, не всегда эти нормы бывают соблюдены, и тогда в обществе появляются трещины, дефекты. Один из известных видов искусства литература, в виде жанра, сатиры обличает пороки людей и общества.

Одним из популярных писателей-сатириков советского времени является Михаил Михайлович Зощенко. Он, как и многие другие люди, имел свои взгляды на мир, на взаимоотношения людей в обществе, на поведение людей в различных критических ситуациях. Он большую часть своей жизни посвятил именно изучению человеческого нрава и культуры. Главные герои сатирических произведений М.М. Зощенко — обычно простые и недалекие люди. Они являются пешками в обществе, то есть относятся к низшему слою иерархической структуры и обычно не имеющие сильного влияния в социуме. Такими людьми очень легко управлять, ведь они не способны подстроить ситуацию под себя и получить от нее выгоды. Именно поэтому, мне кажется, М.М. Зощенко, с помощью своих произведений, хотел показать нам, что люди советского времени похожи на марионеток. Подобно марионеткам, которыми управляет кукловод, народом управляет советское правительство. По мнению автора, люди советского времени не способны подстраиваться под новые законы и порядки. Они слабы и беспомощны в большом обществе.

М.М. Зощенко во многих своих произведениях пытался донести до людей, что следует изменить что-то в своей жизни, стать образованнее, не стоять на месте, стремиться достичь каких-то новых высот. Зощенко выступает за то, что люди не пешки и не марионетки в обществе. Они должны творить свой жизненный путь и судьбу сами. Зощенко также утверждает, что ценность личности для человека должна быть превыше всего. Человек должен постоянно развиваться, не останавливаться на достигнутом и не быть духовно опустошенным, а культурно развитым.


Этого писателя издавали огромными тиражами, и над его колкими рассказами хохотала вся страна. После войны его сатиру объявили вредной и запретили печатать. Но он остался верен себе до конца.

Среди русских писателей очень мало юмористов - большинство из них считали своей миссией серьезные рассуждения о судьбах России и смысле жизни. Зощенко же, подобно великим предшественникам Николаю Гоголю и Михаилу Салтыкову-Щедрину, бросил вызов обществу и тонко высмеивал новый класс людей, появившийся после революции 1917 года.

Беспартийный писатель

Михаил Зощенко

Сатира на новые порядки в стране и на новый класс людей

Иллюстрация к рассказу

Иллюстрация к рассказу "Аристократка" художника-карикатуриста Сергея Лемехова

Рассказы. Михаил Зощенко/Дрофа Плюс, 2006

Комедия

Комедия "Не может быть"

Леонид Гайдай/Мосфильм, 1975

Герой войны и антигерой СССР

Прапорщик Зощенко, 1916

Прапорщик Зощенко, 1916

Позже он вступил добровольцем в Красную Армию и участвовал в Гражданской войне, однако из-за сердца вновь был демобилизован. В 1922 году его произведение впервые опубликовали.

Рассказы, новеллы и повести Зощенко, а также его детские рассказы о Ленине, в 1920-30-х годах имели большой успех и издавались огромными тиражами.

В самом начале Второй мировой войны Зощенко вновь хотел записаться добровольцем на фронт, но его признали негодным и отправили в эвакуацию. С собой он взял чемодан рукописей и немного личных вещей.

Он немного зарабатывал на переводах. В 1954 году по настоянию английских студентов, приехавших в СССР, писателя позвали на встречу с ними. Он публично высказал несогласие с постановлением партии - и припомнил, что он вообще-то герой войны. После этого его вызвали на собрание коммунистической партии и принудили покаяться.

Лишь в 1958 году ему удалось выбить небольшую пенсию от государства. Однако вскоре жизнь Зощенко трагически оборвалась - застарелая болезнь сердца все-таки одолела писателя.

Сказовая манера: внешне простая и доступная. Контраст между невозмутимой маской рассказчика и трагикомическими ситуациями, о которых он говорит. Таким образом, двуплановость: 1. То, что рассказывается. 2. То, что как бы случайно прорывается.

Установка на чужую устную речь. Герои (обычно – рассказчик и слушающий) составляют низший познавательный план рассказов. Высший формально-эстетический уровень создаётся автором и его читателем.

Зощенко предоставил народной массе заговорить непосредственно от своего имени.

Ораторская речь

. воспроизводится этот факт в речи образованных людей - носителей ли­тературного языка. Основу русского национального языка составляет литературный язык – язык книг, газет, театра, радио . области русского языка. Языковые особенности устной речи Среди функциональных разновидностей языка, особое место занимает разговорная речь. Разговорной является такая речь носи­телей литературного языка, которая .

Высмеивается узость и клешированность сознания мещанина и обывателя. Происходит инвентаризация человека.

Важная особенность – несоответствие названий и финалов. Повести строятся как система поступков персонажей, в них отсутствует внешний психологизм. Но в каждой истории раскрывается психологическая бездна. Зощенко использует приёмы гротеска, позволяющие сочетать комические элементы с драматическими и трагическими.

Зощенко разрабатывает приёмы комментирования изображаемых событий. Автор: раскрывается как философ и психоаналитик. Автор отделяет себя от рассказчика и героев, подчёркивает дистанцию.

Он смотрит на драку глазами человека, для которого это нормальный, естественный эпизод повседневной жизни. И то, что есть такие люди, для Зощенко так же страшно, как и то, что встречаются такие сюжеты. Приём, которым пользуется Зощенко, — абсурд. Смешным делается то, над чем смеяться не стоит. А когда то, над чем смеяться не стоит, делается смешным, — это уже страшно.

Как пример анализа рассказа

Это небольшая комическая зарисовка, в которой изображен порок общества.

Повествование ведет сам персонаж, то есть всю историю мы слышим от первого лица, можно сказать, что это сказовая манера, т.к. повествование ведется от сильно индивидуализированного лица. Главный герой – тип маленького человека, советского, не обладающего культурным багажом, но стремящегося стать полноправным участником жизни. Григорий Иванович рассказывает о том, чем закончилось его увлечение аристократкой.

. Зощенко, человеку интеллигентному, получившему прекрасное воспитание, было больно наблюдать проявление невежества, грубости и духовной пустоты. Не случайно события в рассказах, посвященных этой теме, часто происходят в театре. . количество публики. Писатель получал большое число писем от своих многочисленных почитателей. Чем же можно объяснить этот феномен? Сложно ответить однозначным ответом. Это .

Не случайно действие рассказа происходит в театре. Театр считается символом духовной культуры, которой так не хватало в обществе. Поэтому театр здесь выступает как фон, на котором бескультурье, невежественность, невоспитанность людей выступают наиболее ярко.

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

идеологию во всем объеме)

Дама напыщенно говорит иноязычными словами, типа: мерси, нот…

Герой также убежден в том, что его речь не только правильна, но даже изысканна. Благодаря этому рассказу в русской разговорной речи слово “аристократка” стало употребляться с новым, ироническим оттенком — в значении “мещанка”.

Комическое: если есть несоответствия (расхождение между формой и содержанием).

Сатирическое – являет отрицание, осуждает социальное противоречие; отрицание социального явления.

Сказ (по Бахтину) – прежде всего установка на чужую речь, а отсюда – на устную речь. Белокуров – это имитация живой разговорной речи.

Места действия наиболее типичные (театр и баня).

Театр – культурная обстановка => видно бескультурье. Баня – человек должен быть чистым → выходит грязный.

Особенности ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения

. вторая сигнальная система? Совместная трудовая деятельность рождает речь как средство общения между людьми, как межлюдская сигнализация. Работа неизбежно рождает речь, нет ни одного народа, у которого . становится второй сигнальной системой. У человека громадное большинство временных связей образуется с помощью второй сигнальной системы, с помощью речи. Человек в отличие от животного необязательно .

Повлияла изоляция советского человека от западного мира.

Полная степень обезличивания человека.

У Зощенко: автор, рассказчик, герой.

Примеры похожих учебных работ

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. взгляда на события и героев. Поскольку рассказчик зачастую не тождественен автору, то появляется возможность отличной . точки зрения образа рассказчика 1.1 Образ рассказчика в литературе Рассказчик - условный образ человека, от лица которого .

Произведение как продует эстетической активности автора

. в человеке. Автор в этом смысле выступает как устроитель, воплотитель и выразитель многозначной эмоционально-смысловой целостности данного художественного текста. Вместе с тем известны признания многих авторов, что литературные герои .

Особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Становление романного героя в прозе М.Ю. Лермонтова

. героем цель является духовным ростом). 4) Культурно-исторический роман проявляется в интересе к нескольким поколениям, социуму, главный мотив - раскрытие принципов и характеристик поведения людей. Герой . эпоху, рассматриваемую автором. Основное отличие .

Читайте также: