Написание о и е суффиксах наречий после шипящих кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Буквы О-Е после шипящих в суффиксах наречий.

Цель урока: познакомить обучающихся с условиями выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий; формировать навыки написания О и Е после шипящих в разных частях речи; повторить правописание О и Е после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях.

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться определять наречия по их грамматическим признакам

Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать).

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные : объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования наречий.

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Виды деятельности: Формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по конструированию словосочетаний с наречиями с последующей взаимопроверкой, написание лингвистического описания (рассуждения) по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Организационный момент ( 1 мин.)

Актуализация опорных знаний.(5 мин.)

Тема урока, мотивация, целеполагание. (2 мин.)

Изучение нового материала (15 мин.)

Физкультминутка (2 мин.)

Закрепление изученного материала. ( 13 мин.)

Контроль усвоения новых знаний (3 мин.)

Домашнее задание (1 мин.)

Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 мин.)

1. Оргмомент . Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Проверьте свою готовность к уроку. Думаю, что сегодняшний урок принесет всем радость общения друг с другом. Желаю вам успехов и творческих удач!

2. Актуализация опорных знаний.

Два ученика работают у доски по карточкам.

- Чем мы занимались на прошлом уроке?

- Посмотрите на доску.

- На какие вопросы отвечает наречие?

- Какое значение имеет?

- Как изменяется? Не изменяется.

- Каким членом предложения является?

- Самая существенная черта наречия?

Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу антонимы.

Птица летает…, а черепаха ползает…

Летом светает …, а зимой … .

Распределительный диктант. Работа в парах.

Задание: в первую колонку записать слова с гласной в корнях, суффиксах, и окончаниях, во вторую – с гласной Ё. Графически выделить части слова с этими гласными. Расставить ударения.

Круж..к, трущ..ба, реш..тка, холщ..вый, реч..нка, ш..рох, беч..вка, ш..колад, ш..ссе, печ..нка, ноч..вка., еж..вый, больш..го, воротонич..к

Кружок, трущоба, решётка, холщовый, речонка, шорох, бечевка, шоколад, шоссе, печенка, ночевка, еж..вый, больш..го, воротничок

Какой вывод вы сделаете?

В корнях имен существительных после шипящих по ударением пишется Ё, если при изменении в слове пишется Е. Слова – исключения: чокнутый, шок , крыжовник.

В суффиксах имен существительных под ударением после шипящих пишется О.(трещОтка)

В суффиксах имен прилагательных после шипящих под ударением пишется О (ежОвый)

В окончаниях имен существительных и прилагательных после шипящих под ударением пишется О.

3.Тема урока, мотивация, целеполагание

А над каким вопросом вы задумались?

Правильно! Когда мы пишем буквы О-Е после шипящих в суффиксах наречий?

Какова наша цель урока?

4.Изучение нового материала.

Посмотрите на доску

Неуклюжий – неуклюже; крепкий – крепче, певучий - певуче :свежий – свежо, горячий – горячо; хороший – хорошо.

-Какой вывод вы можете сделать о правописания букв О и Е после шипящих на конце наречий?

Правильно! Так как наречия образуются от прилагательных, значит и правила их написания схожи: в суффиксах наречий после шипящих пишется О под ударением: исключение ЕЩЁ.

После букв ж , ш, ч, щ в суффиксах наречий под ударением пишется о,

а без ударения – е.

Задание. Заменить наречия синонимами с – о , и – е на конце после шипящих.

Решал превосходно – блестяще

Приветствовал тепло – горячо

Делал неловко – неуклюже

Писал аккуратно – хорошо

С некоторыми словосочетаниями составить предложения.

5.Физкультминутка

6.Закрепление изученного материала .

Выборочно - распределительный диктант. Задание: выписать в одну колонку наречия на О., во вторую – на Е.

Очень хорошо выступили на конкурсе ребята из нашей музыкальной школы. Медведица неуклюже заковыляла в чащу. Колюче поблескивала на солнце листва берез. Девушка закрыла лицо платком, еще ниже нагнулась и горько заплакала. Над головой дыбилось оглушающе синее небо. Ночь была теплая, но к утру стало свежо. Горячо и радостно билось сердце.

7. Контроль усвоения новых знаний

Подберите к глаголам наречия, отвечающие на вопрос как? с О и Е на конце после шипящих.

Выступать, говорить, учиться, поглядывать, звучать, всматриваться.

Слова для справок: блестяще, убеждающе, хорошо, осуждающе, испытующе, торжествующе.

Замените наречия-синонимами, имеющими после шипящих на конце слова О и Е.

Взяться за дело усердно (горячо, хорошо) ; работу выполнить прекрасно (великолепно ); любить сильно (горячо); говорить напевно (певуче ); вести себя дерзко (плохо); двигаться неловко (глупо, неуклюже).

8.Домашнее задание : выучить правило стр. 70,упр. 414.Выучить скороговорки.

9 . Рефлексия. Самооценка.

Зеленый. Урок прошел удачно, я участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой.

Желтый. Сегодня на уроке не все задания оказались легкими. Мне было трудно, но я справился. Я доволен собой!


Как известно, большая часть наречий (далее – НЧ), оканчивающихся на О и Е, образованы от разных частей речи с использованием вышеупомянутых букв-суффиксов или суффиксов, в состав которых эти гласные входят. В тех НЧ, где они расположены после шипящих, возникает некоторая трудность в выборе правильной гласной, поэтому часто допускаются грубые орфографические ошибки. О том, как не ошибиться и правильно написать слово в подобной ситуации, пойдет речь в нашей статье. Далее будет изложено основное правило правописания гласных букв О и Е в суффиксах НЧ после шипящих, приведены примеры.

О и Е после шипящих на конце наречий

Правописание О и Е на конце наречий

Пишем О

если гласная находится в сильной позиции, то есть, в ударной, а словарная единица образована суффиксальным способом: горячий – горячо, хороший – хорошо, свежий – свежо.

Пишем Е

О и Е после шипящих на конце наречий

Примеры

  • Тренер ободряюще похлопал юного спортсмена по плечу и поздравил с первым спортивным соревнованием.
  • Бабушка протяжно и певуче стала рассказывать внучке Марии былину про Илью Муромца.
  • Анатолий блестяще сдал ЕГЭ и продолжил учиться в престижном столичном вузе.
  • В автобусе пассажиры негодующе смотрели на нетрезвого мужчину, который грубо спорил с кондуктором.
  • Все выше и выше поднимался бумажный змей над скошенным лугом.
  • Иван Иванович на собраниях всегда произносил свои речи горячо, пламенно.
  • Погоди, ужо ты свое получишь.
  • Хорошо было бы отдохнуть еще часочка три-четыре перед дальней дорогой.
  • Мы с приятелем горячо спорили о том, что будет на Земле через сто пятьдесят лет.
  • Не говорите общо, говорите только по делу, конкретно.
  • На берегу моря свежо пахло соленой водой и водорослями.
  • Казалось, что после сильного дождя с грозой солнце светит ярче.

Правописание подобных гласных в словообразующих и формообразующих аффиксах сущ. и прил. почти полностью дублирует законы выбора буквы О и Е на конце наречий. Но стоит помнить о том, что в общей массе имена существительные и прилагательные могут склоняться, то есть, менять свою форму, а в суффиксах может происходить чередование гласных и согласных. Такой процесс происходит при изменении числа и падежа: к примеру, в И. п. единственного числа имен существительных и прилагательных имеют одну форму, а в косвенных падежах и во множественном числе совсем другую:

НЧ такого права не имеет, это неизменяемая часть речи, написание подобных слов традиционно, изменение их орфографии считается ошибкой:

С этой целью рас­смот­рим при­ме­ры наречий:

  • неук­лю­жий → неук­люж е ;
  • све­жий → свеж о .

Буквы о е после шипящих на конце наречий

Правило

  • гово­ри гро́мч е ;
  • ска­зать интригу́ющ е .

Под уда­ре­ни­ем - "о"Без уда­ре­ния - "е"
свеж о
горяч о
хорош о
певуч е
бле­стящ е
раньш е
Исключение
ещё

  • лежать под стел­лаж о́м — любо­вать­ся да́ч е й ;
  • больш о́й про­пуск — на ме́ньш е й стороне;
  • морж о́в ый клык — плю́ш е в ый миш­ка.

Примеры

Тренер ободря́юще похло­пал спортс­ме­на по плечу.

Бабушка нача­ла певу́че рас­ска­зы­вать внуч­ке Маше сказку.

Миша блестя́ще сдал экза­ме­ны в вузе.

Тебе при­хо­ди­лось пла­вать в лес­ном озе­ре нагишо́м?

Перед стар­том лыж­ник быст­ро надел шапоч­ку на стри­жен­ную ежо́м голову.

В авто­бу­се пас­са­жи­ры смот­ре­ли негоду́юще на чело­ве­ка, гром­ко гово­ря­ще­го по телефону.

Народная муд­рость утвер­жда­ет, что ти́ше едешь — да́льше будешь.

Хорошо́ бы отдох­нуть еще часок!

Он не согла­шал­ся с нами и про­дол­жал горя­чо́ спорить.

Под теп­лы­ми луча­ми солн­ца детиш­ки бега­ют голышо́м.

Видеоурок для учащихся 7 класса

Правописание букв О и Ё после шипящих

Чтобы безошибочно написать сомнительную гласную (О или Ё) после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) и не ЧОКНУТЬСЯ, нужно прежде всего выяснить, в какой части слова находится проверяемая гласная – в корне, суффиксе или окончании. Кроме этого, если гласная находится в суффиксе или окончании (иначе говоря, вне корня), то нужно еще знать, к какой части речи относится проверяемое слово (то есть является ли оно именем существительным, прилагательным, наречием, глаголом).

КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА?

1. В КОРНЕ СЛОВА под ударением нужно написать Ё в том случае, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква Е: ШЁПОТ (потому что ШЕПЧЕТ), ПЧЁЛЫ (потому что ПЧЕЛА), ЧЁРНЫЙ (потому что ЧЕРНЕТЬ), ЖЁЛТЫЙ (потому что ЖЕЛТЕТЬ), ШЁЛ (потому что ПРИШЕДШИЙ) и т. д. Так пишется большинство корней.
2. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих, в корне, под ударением следует писать О: ШОВ, ШОРОХ, ШОРЫ, ИЗЖОГА, КРЫЖОВНИК, ОБЖОРА, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА. Таких слов не очень много, и их обычно запоминают как исключения.
3. Если перед вами иноязычное по происхождению слово, то необходимо писать О после шипящего согласного в корне под ударением, например: КАПЮШОН, ШОК, ЖОНГЛИРОВАТЬ.


КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В СУФФИКСЕ И ОКОНЧАНИИ?

1. В СУФФИКСЕ существительного, прилагательного, наречия под ударением пишется буква О: СОБАЧ-ОНК-А, КАМЫШ-ОВ-ЫЙ, ГОРЯЧ-О.
2. В ОКОНЧАНИИ существительного и прилагательного под ударением пишется буква О: ВРАЧ-ОМ, БОЛЬШ-ОЙ.
3. В СУФФИКСАХ глаголов, причастий и всех слов, образованных от глаголов, под ударением пишется буква Ё: ПЕЧ-ЁТ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-ЫВА-ТЬ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-КА, ПЕРЕ-СЕЧ-ЁНН-ЫЙ, НОЧ-ЁВ-КА, ЛИШ-ЁНН-ЫЙ.

Обратите внимание, что существительные ТУШЁНКА, СГУЩЁНКА, НОЧЁВКА и некоторые другие пишутся через букву Ё. Буква Ё пишется в суффиксах этих слов, так как они соотносятся по смыслу с глаголами ТУШИТЬ, СГУЩАТЬ и НОЧЕВАТЬ.

Обратите внимание, что слова РЕЧОВКА, МЕЛОЧОВКА, ПЛАЩОВКА пишутся через О. Буква О пишется в суффиксах существительных по изложенному выше правилу.

Обратите внимание, что слово БЕЧЁВКА пишется с буквой Ё. Буква Ё пишется, поскольку эта гласная входит в состав корня и проверяется словом БЕЧЕВА.

Отдельно необходимо запомнить правило написания слов с корнем ЖОГ / ЖЕГ.
Если слово является существительным, то надо писать букву О. Например: СИЛЬНЫЙ ОЖОГ, СОВЕРШЕН ПОДЖОГ ДОМА. Но когда слово является глаголом, оно пишется с буквой Ё. Например: СИЛЬНО ОБЖЁГ РУКУ, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОДЖЁГ ДОМ, АВТОР ЖЖЁТ РУКОПИСИ.

Читайте также: