Сатира 30 х годов 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тема: - х годов – Русская сатирическая проза 20 — 30-х годов XX столетия.

М.Кольцов, И.Ильф, Е.Петров, В.Катаев, В.Ардов, М.Зощенко, А.Зорич, П.Романов, М.Булгаков. Вот далеко не полный перечень талантливых писателей, имена которых олицетворяют сатиру 20 — 30-х годов XX столетия. Это были разные люди с разными судьбами, характерами, манерами, вкусами, привычками. Несмотря на это, у них было много общего: все они были людьми высокой культуры, очень неравнодушными, тяжело и болезненно переживавшими несовершенство тогдашнего общества и человеческой натуры.
В то нелегкое время юмор и сатира были в моде. В периодических изданиях появлялись новые сатирические рубрики, многие из которых стали впоследствии постоянными и являлись своеобразной "визитной карточкой" издания. Это была примета времени, в ней отразилась атмосфера жизни 20 — 30-х годов.
Сатира начиналась с самой жизни. Жизнь предлагала сатирикам темы для статей, фельетонов, романов и рассказов. На первом месте среди негативных явлений тогдашней жизни был тоталитарный воинствующий бюрократизм. Голыми руками бюрократа не возьмешь — он очень ушлый, баррикадируется циркулярами и инструкциями, которые сам же изобретает Смысл его деятельности — остановить течение времени с наибольшей выгодой для себя
Особенно частым героем сатирических произведений того периода был бюрократ-приспособленец Как правило, это полуграмотный мещанин, одетый в гимнастерку и галифе, в начищенных сапогах, то есть бывший "герой гражданской войны", ловко прикрывающий свою бездарную деятельность, тормозящую прогресс, былыми заслугами.
Вот он — "человек ответственный и сознательный" из рассказа В.Ардова "Лозунгофикация", сам сочиняющий лозунги на все случаи жизни:
Вхождению без доклада
Мировая буржуазия только рада, —
или:
Берущий сковородку без разрешения,
Безусловно, непролетарского происхождения.
Подмечено очень точно: припугнул пособничеством контрреволюции, уличил в непролетарском происхождении соседа, и жизнь становится спокойной, размеренной. Таков он на людях, а дома он совсем другой, такой, каким его увидел А.Зорич: " ..Придя домой, прямо после Бетховена поставит сейчас же Топ со смыком" и долго будет причмокивать, прищелкивать и подпевать ." В доме он — глава семейства, степенный, умиротворенный. Вот как сказано у М.Булгакова в романе "Мастер и Маргарита" о председателе домкома Никаноре Ивановиче Босом: ". налил лафитничек, выпил, налил второй, выпил, подхватил на вилку три куска селедки. " Разве возможно представить себе этого человека жестким, хамоватым, жадным до денег?
Писатели 20—30-х годов исследовали одного и того же антигероя или одни и те же явления, но под разными углами зрения, дополняя один другого. В.Ардов разглядел ряженого бюрократа в его пустопорожнем деле, А.Зорич нарисовал его в пижаме и шлепанцах, отчего образ получился более "содержательным".
Благодаря мастерству "братьев" И.Ильфа и Е Петрова перед нами предстает целая цепочка чрезвычайно колоритных и легко узнаваемых персонажей — мещан-обывателей Нельзясказать, что эта тема была новой для русской литературы пошлость и мелочность души человека показал в своих произведениях Н В Гоголь, как эстафету, эту тему подхватили и органически продолжили А Н Островский, А П Чехов, В В Маяковский Нет практически ни одного сатирика, который бы отвернулся от проблемы мещанства, ведь она, к сожалению, актуальна во все времена Мещанство, как утверждали русские писатели, — особое состояние души человека, которое служит почвой для возникновения лживых, противоестественных отношений между людьми Мещанство создает основу для опошления вечных человеческих ценностей дружбы, любви Атрофируется, усыхает, обедняется само понятие человеческого счастья, что в конечном счете ведет к вырождению личности
В сатирических произведениях того периода возникает и тема религиозности и лже- религиозности Отношение сатириков к этому вопросу неоднозначно Некоторые писатели, такие, как И Ильф и Е Петров, стояли на позициях атеизма, а потому в своих романах вдоволь поиздевались над религиозностью некоторых персонажей, изобразив служителей культа лживыми и жадными (вспомним, например, хамоватого отца Федора из "12 стульев") Другой точки зрения придерживается М Булгаков, который видит в атеизме победу самодовольного разума над представлениями об истинных жизненных ценностях Персонажи, хвастающиеся своим умением создать точный чертеж будущего, по воле Воланда вынуждены столкнуться с могуществом Случая, который способен развеять любую, даже самую отточенную рационалистическую теорию
Особой темой в творчестве многих писателей стало хамство В рассказах М Зощенко хам постоянно безобразничает в коммунальной квартире, в трамвае, в учреждении, но на вопрос, откуда взялись его повадки, куда уходят корни его представления о мире, более глубоко отвечает другой замечательный писатель той поры, П Романов, раскрыв в своих рассказах характер "рассудительного мужика", облеченного властью
Писатели-сатирики тех лет не льстили народу, не заискивали перед ним Они бичевали до боли, до крови всю эту нечисть Позже это им припомнят и оскорбившийся хам, и головотяп, и "человек ответственный и сознательный" в полувоенном обмундировании Припомнят и назовут очернителями, а теоретическую базу подведут их же собратья по перу — литературные критики-конъюнктурщики В этом смысле показательна позиция советского критика И Нусинова, который в 1931 годунаписал "Если сатира займет в пролетарской литературе третьестепенное место, то юмор, как литературная категория, социально чуждая пролетариату, не может претендовать на особое значение" Именно такое нашествие достойных ненависти "критиков" показал великий Мастер Булгаков в своем бессмертном романе Он понимал, что критиканство утвердилось надолго, что поделать с ним ничего невозможно, что миром искусства правят латунские и что страна на время окунулась в беспросветную тьму и представляет собой большую, новую психиатрическую1 клинику, оборудованную по последнему слову техники, " как в "Метрополе"'" И видимо, поэтому человека, заслужившего бессмертие своим романом, он спасает, перенося в мир иной, где нет ничьей власти, кроме воли Божьей
С течением времени персонажи произведений сатириков преобразились В наше время бюрократы носят форму делового человека, их возможности увеличились во сто крат Пропорционально увеличились и их желания, по своей сути оставшиеся теми же Хам приобрел черты щеголя, зачатки образования дают ему возможность хамить с использованием иностранных выражений Головотяп все так же может осуществлять свои бездумные проекты с поистине российским размахом И это значит, что смешные, едкие, горькие и злые произведения, написанные в 20—30-х годах XX столетия, живы и не утратили своей ценности до сих пор.

В советское время в течение многих десятилетий история нашей литературы, как и история нашего Отечества, во многом упрощалась, обеднялась, а то и вовсе попросту замалчивалась. Это выражалось в том, что книги таких писателей, как Зощенко, Булгаков, Платонов и многие другие, оказались недоступными читателю, а суть их творчества – извращенной и оклеветанной. Сегодня справедливость по отношению к этим выдающимся мастерам слова восстановлена.
На долю Михаила Михайловича Зощенко выпала слава, редкая для человека литературной профессии. Ему

понадобилось всего три-четыре года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и в совершенно не поддающейся учету массе читателей.
На что же была направлена сатира Зощенко? По меткому определению В. Шкловского, Зощенко писал о человеке, который “живет в великое время, а больше всего озабочен водопроводом, канализацией и копейками. Человек за мусором не видит леса”.

Ему надо было открыть глаза. В решении этой задачи и увидел Зощенко свое назначение. Темы его рассказов разнообразны – неустроенный быт, кухонные “разборки”, жизнь бюрократов,

Читая произведения Зощенко, мы отчетливо представляем себе Москву 20-30-х годов. Мы видим коммуналки, тесные, общие кухни с чадящими примусами, где частенько разгораются ссоры, а иногда заводятся и драки. Мы вместе с Зощенко смеемся над жуликом, дрожащим перед вызовом в прокуратуру, над обеспеченными молодыми людьми, которые готовы жениться, даже не рассмотрев будущую жену.

Рассказ “Баня” в каждом человеке вызывает улыбку. Разве не смешно, что люди должны в бане привязывать номерок к ноге. “Номерки теперича по ногам хлопают”, – жалуется герой рассказа. Не менее комичен рассказ о больнице, где перед больными висит плакат: “Выдача трупов с трех до четырех”.
Зощенко оставил нам более тысячи рассказов и фельетонов, пьесы, киносценарии, критические статьи. Все его творчество свидетельствует о том, что писатель верил в народ, в его ум и трудолюбие, в способность заглянуть в себя и расстаться с тем, что мешает его историческому движению.
Пытливое исследование причин многообразных отрицательных явлений жизни отличает новеллы, фельетоны Ильфа и Петрова. Выступая против тех, кто извращал законы и нравственные нормы, сатирики были суровы и беспощадны к бюрократам, перестраховщикам, конъюнктурщикам, к людям равнодушным и черствым.
“Двенадцать стульев” и “Золотой теленок” соединили в себе и юмор характеров, и комизм положений, в которые попадают герои, и остроумную манеру изложения материала.
Сатира здесь направлена на уходящий мир, представленный Ипполитом Матвеевичем, на то, что у людей не осталось никаких духовных ценностей (вспомним хотя бы Эллочку Людоедку).
Похождения Великого Комбинатора, как называет себя главный герой двух романов, – это похождения незаурядного плута, шарлатана, насмешника. Кстати, а не напоминают ли вам нынешние отдельные фирмы и банки контору “Рога и копыта”?
Сатира, словно прожектор, высвечивает все недостатки и пороки общества. В самом начале XX века писатель, которому суждено было столкнуться с жестокостью жизни и непониманием своего творчества, создал бессмертный роман “Мастер и Маргарита”. Я имею в виду Михаила Афанасьевича Булгакова.

Ранняя сатирическая проза Булгакова была частично опубликована в его сборниках “Роковые яйца” и “Дьяволиада”.
Сатира Булгакова несколько напоминает сатиру Салтыкова-Щедрина.
Эпоха, изображенная в романе “Мастер и Маргарита”, дает нам яркое представление о жизни Москвы в те далекие годы. Писатель смеется над примитивностью жилищных условий, вечной тяжбой из-за квартир. Недаром Воланд замечает, что квартирный вопрос совершенно испортил москвичей.
В романе нашли свое отражение и начинающиеся в 30-е годы массовые незаконные аресты. Так, например, квартира номер пятьдесят, в которой поселился Воланд, и прежде “пользовалась дурной славой”, потому что из нее бесследно исчезали жильцы. И понятна мгновенная реакция Степы Лиходеева, который, едва увидев, как описывают квартиру погибшего Берлиоза, еще ничего не зная о его судьбе, трусит и с огорчением вспоминает, что как раз Берлиозу всучил статью для напечатания и вел с ним сомнительные разговоры.

В этой сцене отчетливо видна атмосфера доносов и подозрительности, типичная для 30-х годов.
Поместив в Москву князя тьмы Воланда и его свиту, Булгаков обнажает внутренний мир доносчиков, развратников, сутяг и прожигателей жизни. Воланд появляется, чтобы покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд вершится над ними не по законам добра: они предстают перед судом преисподней.

Сеанс черной магии, который Воланд дает в столичном варьете, в прямом и переносном смысле “раздевает” присутствующих граждан.
После смерти в 1940 году Булгаков был забыт на многие годы. Второе рождение писателя произошло через четверть века, после опубликования в 1967 году романа “Мастер и Маргарита”. Судьба Булгакова подтвердила предсказание Воланда о том, что “рукописи не горят”.

Будто заранее было известно, что Михаил, родившийся в Киеве в семье преподавателя духовной академии, пройдет через такие испытания эпохи, через войны и революции, будет голодать и бедствовать, станет драматургом, узнает вкус славы и забвения, а спустя четверть века вернется к нам в своих книгах.
В заключение отмечу, что традиции, заложенные русской сатирой XIX века, были блестяще развиты писателями начала XX века – Зощенко, Булгаковым, Ильфом и Петровым. Эти традиции продолжают развиваться и в современной литературе. Я думаю, что наше время не менее остро нуждается в крупных талантливых сатириках, а тем для творчества – целое море…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сатира — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др..

На Западе в 20-е годы издавались А. Аверченко, Саша Черный, Н. Тэффи, после неожиданного отзыва Ленина А. Аверченко стали печатать и в Советской России.

Русские писатели-сатирики в 20-30-е годы отличались особенной смелостью и откровенностью своих высказываний. Все они были наследниками русского реализма XIX века.

Сатира оказалась приоритетным жанром, в 20-е гг. выходило около 200 сатирических журналов. Символичны названия: "Красный дьявол", "Гильотина", "Лапоть", "Бегемот". Своеобразная лексика. К сатире обращались разные писатели: Бедный, Маяковский, Зощенко, Булгаков, Ильф и Петров и др. Сатира создавалась согласно жесткой установленной и регламентированной уставной документации. Резолюция ЦК ВКП(б): "О сатирических журналах и их задачах". Таким образом, сатира выступала как агитатор и борец за линию партий. В журнале "Крокодил" была опубликована инструкция о том, как создавать сатиру. В ней определялись объекты сатиры: на враждебный класс, на несовершенство и уродливость рабочих и крестьян в быту, на несовершенства в советском и хозяйственном аппарате,на мировую буржуазию. Таким образом, сформировалась определенная стратегия сатиры. Она начиналась с жанра сатирической повести. Повести носят юмористический характер, напоминают фельетоны, направленные против буржуазии. С середины 20-х гг. сатирические повести перерастают в более крупные жанры: роман-фельетон. Сатирическая жизнь, описание современности, но получался лишь биллетризм фактов. Новаторские принципы сатиры были сформулированы в "Мистерии-Буфф" Маяковского.

М.Кольцов, И.Ильф, Е.Петров, В.Катаев, В.Ардов, М.Зощенко, А.Зорич, П.Романов, М.Булгаков. Вот далеко не полный перечень талантливых писателей, имена которых олицетворяют сатиру 20 — 30-х годов XX столетия. Это были разные люди с разными судьбами, характерами, манерами, вкусами, привычками. Несмотря на это, у них было много общего: все они были людьми высокой культуры, очень неравнодушными, тяжело и болезненно переживавшими несовершенство тогдашнего общества и человеческой натуры.

В периодических изданиях появлялись новые сатирические рубрики, многие из которых стали впоследствии постоянными и являлись своеобразной "визитной карточкой" издания. Это была примета времени, в ней отразилась атмосфера жизни 20 — 30-х годов.

На долю Михаила Зощенко выпала слава, редкая для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего три-четыре года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и в совершенно не поддающейся учету массе читателей. По определению В. Шкловского, Зощенко писал о человеке, который “живет в великое время, а больше всего озабочен водопроводом, канализацией и копейками. Человек за мусором не видит леса. Ему надо было открыть глаза”. В решении этой задачи и увидел Зощенко свое назначение. Темы его рассказов разнообразны — неустроенный быт, кухонные “разборки”, жизнь бюрократов, обывателей, чиновников. Читая произведения Зощенко, мы отчетливо представляем себе Москву 20—30-х годов. Мы видим коммуналки, тесные, общие кухни с чадящими примусами, где частенько разгораются ссоры, а иногда заводятся и драки. Мы вместе с Зощенко смеемся над жуликом, дрожащим перед вызовом в прокуратуру, над обеспеченными молодыми людьми, которые готовы жениться, даже не рассмотрев будущую жену. Рассказ “Баня” в каждом человеке вызывает улыбку. Разве не смешно, что люди должны в бане привязывать номерок к ноге. Не менее комичен рассказ о больнице, где перед больными висит плакат: “Выдача трупов с трех до четырех”.

Зощенко оставил нам более тысячи рассказов и фельетонов, пьесы, киносценарии, критические статьи. Все его творчество свидетельствует о том, что писатель верил в народ, в его ум и трудолюбие, в способность заглянуть в себя и расстаться с тем, что мешает его историческому движению.

Пытливое исследование причин многообразных отрицательных явлений жизни отличает новеллы, фельетоны Ильфа и Петрова. Выступая против тех, кто извращал законы и нравственные нормы, сатирики были суровы и беспощадны к бюрократам, к людям равнодушным и черствым.

“Двенадцать стульев” и “Золотой теленок” соединили в себе и юмор характеров, и комизм положений, в которые попадают герои, и остроумную манеру изложения материала.

Сатира здесь направлена на уходящий мир, представленный Ипполитом Матвеевичем, на то, что у людей не осталось никаких духовных ценностей (вспомним хотя бы Эллочку Людоедку).

Похождения Великого Комбинатора, как называет себя главный герой двух романов, — это похождения незаурядного плута, шарлатана, насмешника.

Творчество Булгакова-сатирика нашло отражение в самых разных жанрах: фельетон и небольшой рассказ, повесть с острой фабулой и широким использованием элементов фантастики. Ему были доступны и легкий юмор и безобидный смех, тонкая ирония и резкая сатира.

Центральные персонажи этих произведений лишь на первый взгляд кажутся беззаботными, понятными, безмятежными юмористами. На деле писателями использован прием литературной маски. Остап Бендер весел потому, что грустен.

Романтическая проза в литературе 30-х годов

Замечательной страницей литературы 30-х годов стала романтическая проза.




Центральные персонажи этих произведений лишь на первый взгляд кажутся беззаботными, понятными, безмятежными юмористами. На деле писателями использован прием литературной маски. Остап Бендер весел потому, что грустен.

Романтическая проза в литературе 30-х годов

Замечательной страницей литературы 30-х годов стала романтическая проза.

Читайте также: