Марийский край в годы первой мировой войны кратко

Обновлено: 02.07.2024

Со времен окончания Первой мировой войны или Великой, как её называли раньше, прошло 100 лет. В этой страшной европейской бойне участвовали и солдаты Царевококшайского уезда, наши земляки. До некоторого времени их имена были незаслуженно забыты. Теперь же стараниями двух историков, авторов мемориальной книги об участниках Первой мировой, эти имена увековечены на страницах издания. Создать такую книгу, было давней мечтой одного из её авторов. Она родилась ещё в студенчестве, когда будущий историк-археолог нашёл старую фотографию своих предков.
Более 8 лет ушло у Алексея Кудрявцева и Александра Соколова на создание первого тома. Сам проект был реализован на средства гранта Президента Российской Федерации. И напечатан тиражом в 500 экземпляров. На страницах книги опубликованы поименные списки участников Первой Мировой войны, сведения о боевых ранениях и наградах, фотографии.

В Первую мировую войну, продлившуюся с 1914 по 1918 годы, были вовлечены 38 государств. Численность действующих армий превышала 20 миллионов человек. Общие потери с учетом мирного населения составили десять миллионов убитыми и более 20 миллионов ранеными. Немало полегло на полях сражений российских воинов, среди которых были и наши земляки – уроженцы марийского края.

Мы продолжаем рассказывать о героях войны – уроженцах марийского края

Воинская отвага и мужество помогли ему стать офицером. В ноябре 1916 года Кокорин смелыми и умелыми действиями заставил немецкий самолет сесть на нашем аэродроме. Истребитель Кокорин за умело проведенные разведывательные и боевые операции был награжден четырьмя Георгиевскими крестами, Георгиевским оружием, а также орденами Святой Анны, Святого великомученика и победоносца Георгия. В мае 1917 года в одном из боев в районе украинского города Тернополь он был тяжело ранен и, сумев посадить самолет, умер в кабине. Похоронен в мари-турекском селе Хлебниково у церкви, где установлено надгробие героя Первой мировой войны.

Небольшой угро-финский народ мари (они же - черемисы) вошел в историю нашей страны, как один из наиболее непокорных. Наряду, например, с чеченцами, черкесами, или чукчами.

Чтоб присоединить Мари-Эл московским царям потребовалось воевать почти сто лет и победить в трех русско-черемисских войнах.

Но почему же марийцы оказали столь сильное сопротивление Руси? Ведь почти все остальные финно-угорские народы вошли в состав нашей страны без особых проблем. Обо всем по порядку.

Встреча русских и мари

Первые контакты русских и мари отмечаются еще в X-XIII вв, когда часть западных марийцев начала платить дань владимиро-суздальским князьям, а новгородские ушкуйники захватили марийский город Кокшаров.

Однако затем приходят монголо-татары и освоение русскими марийской земли надолго откладывается. Марийцы же начинают платить дань именно Золотой Орде, а потом ее прямой наследнице - Казанскому ханству.

Интересно, что татары в отличие от русских ограничивались лишь сбором дани - марийские земли заселять и не пытались. Как не посягали татарские мусульмане и на древнюю языческую религию марийцев.

Русь начала покорять марийские территории с начала XVI-го века, когда в на земле мари в устье реки Суры основан был первый русский город Васильсурск . А за ним построена была на марийских территориях и русская крепость Свияжск.

Три черемисских войны

В 1551 на верность Ивану Грозному присягнули горные мари. Однако уже летом 1552-го они восстали. Недовольны были злоупотреблениями новой царской администрации, отбором лучшей пахотной земли и насильственным крещением в православие.

Следом против Ивана Васильевича поднялись уже мари луговые . Эти ребята тоже наотрез отказались принимать крещение и платить налог в царскую казну. И сплотились под началом своих национальных героев, князей Болтуша и Мамич-Бердея. Так началась первая черемисская война.

Мари весной 1553-го года даже наголову разбили крупный отряд воеводы Салтыкова. В их пользу играли густые марийские леса и болота, отлично продуманная партизанская тактика. Подавить восстание луговых мари русским удалось лишь к весне 1557-го года.

Но уже в 1571 году новый бунт луговых мари, узнав о сожжении Москвы крымскими татарами, затевает сын Мамич-Бердея князь Качак . Так начинается вторая черемисская война, длившаяся до самого 1574 года, когда русским войскам удалось подавить мятеж. То была вторая черемисская война.

Однако самой мощной стала третья черемисская война, начавшаяся в 1581-го году. Тут снова поднялись на бунт горные мари , нанесшие сильное поражение посланному на их усмирение крупному царскому отряду. Горные мари сплотились тогда с луговыми, с некоторыми татарами и чувашами. Скончался в 1584-м году и Иван Грозный, что особо воодушевило лесных повстанцев.

Победить марийских мятежников сумел, где военной силой, где щедрыми обещаниями, лишь следующий царь Федор Иванович вместе с фактическим правителем Руси Борисом Годуновым.

Часть марийцев тогда вынужденно покинула родные места. Кто-то ушел на еще свободные земли по Уралу. Но некоторые мари сделали финт ушами - отправились прямиком на запад, во враждебную Руси Речь Посполитую, где так называемые украинские чеРЕмисы жили особо вплоть до XVIII-го столетия.

Непростой итог

После всех этих серий восстаний царские власти ввели против мари ряд жестких ограничений .

Марийцам, к примеру, запретили ковать железо (чтоб не могли себе оружия понаделать снова).

В марийских землях основано было сразу несколько мощных русских крепостей, чьи гарнизоны следили за порядком в этом неспокойном краю - Козьмодемьянск, Царевококшайск, Царёвосанчурск.

Также марийцев новые власти выселили с берегов крупных рек, марийцам запрещено было жить в городах и даже оставаться в них на ночь.

Впрочем, как считается, этот последний запрет, фактически сегрегация, сыграл особую роль в судьбе непокорных марийцев - они смогли сохранить свою уникальную угро-финскую культуру и языческую веру предков.

Интересно, что еще в XIX-м столетии марийцы проявляли по отношению к России немалую непокорность. А в 1830 году Святейший Синод даже обратился к министру Внутренних дел с требованием уничтожить места языческих молений марийцев. Из-за чего взорвана была священная марийская гора Чумбылат.

Видеолекция. Кудрявцев Алексей Николаевич, младший научный сотрудник исторического направления МарНИИЯЛИ им. В.М. Васильева.

Ссылки











© 2022 ГБУК РМЭ "Республиканский Центр марийской культуры". Все права защищены.

Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.

Читайте также: