Саратовская гимназия чернышевского кратко

Обновлено: 04.07.2024

Николай Чернышевский родился в Саратове в 1828 году в семье священнослужителя. Предки будущего писателя происходили из деревни Чернышева. Отсюда и пошла их фамилия. Семья была религиозной и высокообразованной.

Первоначальное образование Николай получил дома. С детства отличался начитанностью, любознательностью, способностью к языкам. В 15 лет поступил в духовную семинарию. Не окончив ее, через три года стал студентом университета в Петербурге, начал изучать философию и историю.

Еще в университете увлекся античностью, естественными науками, политэкономией, диалектикой, материализмом и стал писать художественные произведения. Окончив курс наук, получил распределение в гимназию родного города и стал учителем.

Его окончательно захватывают революционные идеи. Женился на Ольге Сократовне Васильевой, которая разделяла взгляды мужа. Учительская деятельность продолжилась в кадетском корпусе, который молодой педагог был вынужден покинуть из-за конфликта.

Был арестован, прошел через гражданскую казнь и отправлен на каторгу в Сибирь и Забайкальский край. Всего провел в заключении около 20 лет. Только в 1883 году писатель и критик вернулся в центр России. Умер в 1889 году.

Чернышевский оставил после себя шесть художественных произведений, десятки публицистических и критических статей, несколько работ по философии и эстетике, педагогическую теорию, мемуары и переводы.

Носов Н.Н. — краткая биография
Краткая биография Носова Н.Н. — основные моменты жизни. Подойдёт в качестве пересказа для урока литературы для любого…

Чернышевский Николай Гаврилович (12 (24) июля 1828 – 17 (29) октября 1889) – русский философ материалистического направления, сторонник революционного движения, автор теоретических основ утопического социализма. Кроме политической деятельности был ученым и литератором.

Детские годы

Родителями будущего революционера были Евгения Егоровна Голубева и протоирей Гавриил Иванович Чернышевский.

До 14 лет обучался в домашних условиях своим отцом, который обладал энциклопедическими знаниями и сильно набожным человеком. Ему помогала двоюродная сестра Николая Гавриловича Л. Н. Пыпина. В детские годы к Чернышевскому был приставлен гувернер из Франции. В детстве молодой Коля очень любил читать и проводил за книгами большую часть свободного времени.

Формирование взглядов

В 1843 году Чернышевский делает первый шаг в получении высшего образования, поступая в духовную семинарию города Саратов. Проучившись там три года, Николай Гаврилович решает бросить учебу.

В 1846 году он сдает экзамены и поступает на историко-филологического факультета в университет Санкт-Петербурга. Здесь, впитывая мысли и научные знания античных авторов, изучая труды Исаака Ньютона, Пьера-Симона Лапласа и передовых западных материалистов происходило формирование будущего революционера. Как утверждает краткая биография Чернышевского, именно в Петербурге произошла трансформация Чернышевского -подданного в Чернышевского-революционера.

Формирование социально-политических взглядов Николая Гавриловича происходило под влиянием кружка И. И. Введенского, в котором Чернышевский начинает постигать азы писательской деятельности.

В 1850 году обучение в университете заканчивается и молодой выпускник получает назначение в Саратовскую гимназию. Это учебное заведение уже в 1851 году начинает использоваться как стартовая площадка для взращивания в своих учащихся передовых социально-революционных идей.

Петербургский период

В 1853 году Чернышевский встречает дочь саратовского доктора Ольгу Сократовну Васильеву, с которой вступил в брак. Она подарила супругу троих сыновей – Александра, Виктора и Михаила. После свадьбы семья сменила уездный Саратов на столичный Санкт-Петербург, где совсем недолго глава семейства проработал в кадетском корпусе, но вскоре уволился оттуда из-за ссоры с офицером. Чернышевский работал во многих литературных журналах, которые отразим в хронологической таблице.

Старшим учителем русской словесности в IV–VII классах Саратовской гимназии Чернышевский числился официально с 6 января 1851 г.[525] 525
Летопись. С. 74. В саратовских архивных документах вступление Чернышевского в должность датировано 27 января 1851 г. (ГАСО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 459. Л. 205 об. – 206).

Гимназия размещалась в здании, приобретённом в 1817 г. у губернатора А. Д. Панчулидзева. Обгоревший после пожара 1811 г.[526] 526
Описание пожара см. в кн.: Статистическое описание Саратовской губернии, составленное Андреем Леопольдовым. Часть вторая. СПб., 1839. С. 8.

[Закрыть] Этот список составлен 4 октября 1851 г. Чернышевский же приступил к занятиям в апреле. За эти полгода в преподавательском составе произошли следующие изменения. 31 июля на место старшего учителя истории Н. Немолотышева прибыл Е. И. Ломтев.[530] 530
Там же. Д. 421. Л. 1–4.

[Закрыть] Учитель французского языка Николай фон Вульфорт 7 июня перемещён на такую же должность во Владимирскую гимназию.[531] 531
Там же. Д. 414. Л. 36 об.

[Закрыть] Должность учителя географии оставалась незанятой весь год.[532] 532
Там же. Д. 408. Л. 19; Д. 458. Л. 213.

Таким образом, устанавливаются фамилии учителей, с которыми Чернышевский служил с апреля по октябрь 1851 г. В письме к Михайлову Чернышевский, говоря о трёх молодых учителях, имел в виду, вероятно, выпускников Казанского университета Н. Немолотышева, П. Я. Ефремова и К. Бауэра, окончившего Петербургский Главный педагогический институт.[533] 533
Там же. Д. 459. Л. 204–207.

[Закрыть] Н. Г. Немолотышев припоминается его современникам малосведущим преподавателем, не строгим, но грубым.[534] 534
Черняев П. Из прошлого Саратовской гимназии. С. 16.

Изменения в преподавательском составе совпадают по времени с назначением нового директора училищ. 13 февраля 1851 г. (за полтора месяца до приезда Чернышевского) им стал Алексей Андреевич Мейер. Из формулярного списка о службе видно, что в 1835 г. он окончил курс в Казанском университете со степенью кандидата. Служебную карьеру начал учителем истории и статистики в Пензенской гимназии, дослужился до исправляющего должность директора училищ Пензенской губернии (с 12 августа 1848 г.), после чего был переведён в Саратов.[538] 538
ГАСО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 774. Л. 9–13.

Особенно педантичным Мейер был в экономических делах, стараясь, по-видимому, разрушить укрепившееся за его предшественниками название растратчиков. Так, в 1823 г. первый директор А. Н. Ченыкаев присвоил из казны 2 тыс. рублей. Через десять лет (15 декабря 1833 г.) неожиданно умер директор гимназии А. С. Пономарёв, а за день до его смерти ревизоры объявили о растрате 1660 рублей. Спустя ещё десятилетие (21 декабря 1843 г.) после исчезновения директора В. Ф. Гине обнаружилась недостача в 8153 рубля.[540] 540
Черняев П. Из прошлого Саратовской гимназии. С. 3. О происшествии с Гине Чернышевский сообщал А. Ф. Раеву в письме от 3 февраля 1844 г. (XIV, 7).

Почти одновременно с Мейером – 21 декабря 1850 г. – назначается новый инспектор училищ Эрих Христианович Ангерманн.[542] 542
ГАСО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 459. Л. 204–205.

[Закрыть] В воспоминаниях М. А. Лакомте он предстаёт умным, способным педагогом, умевшим поддержать в молодых учителях стремление к самообразованию. Подобным образом отзывался о нём и Чернышевский. Однако, замечает Лакомте, симпатией учителей и учеников инспектор не пользовался. Первые боялись его за доносы, вторые – за жестокое обращение.[543] 543
Лакомте М. А. Воспоминания педагога. С. 154.

[Закрыть] В памяти современников сохранился следующий факт из биографии инспектора (он оставался в гимназии до 1857 г.): на гимназическом дворе он приказал установить бочку с водой и розгами и сёк учеников сам, иногда дважды в день.[544] 544
Черняев П. Из прошлого Саратовской гимназии. С. 11.

[Закрыть] При Ангерманне «гимназия превратилась в какую-то кордегардию, откуда то и дело слышались вопли и крики, – свидетельствовал ученик Чернышевского в гимназии М. А. Воронов, кончивший курс в 1855 г.[545] 545
Воронов М. А. Детство и юность (из одних записок) // Воронов М. А. Повести и рассказы. М., 1961. С. 77.

[Закрыть] На его место сначала определён кандидат Казанского университета Михаил Григорьевич Имменицкий,[547] 547
Там же. Д. 465. Л. 67. Данные – по 8 апреля 1852.

[Закрыть] а затем, 23 декабря 1852 г., 22-летний Александр Михайлович Полиновский.[548] 548
Там же. Д. 774. Л. 28–29.

[Закрыть] Той же датой помечено начало службы в гимназии молодого учителя естественных наук Николая Яковлевича Волкова, выпускника Харьковского университета.[549] 549
Там же. Л. 25–27.

[Закрыть] Младшим учителем географии назначен Е. А. Белов. Учителя французского языка по-прежнему не было. В декабре 1851 г. уволился И. Ф. Синайский, который поступил на службу по выборам дворянства.[550] 550
Там же. Д. 437. Л. 1–4.

[Закрыть] Таковыми они – Полиновский и Волков – были, вероятно, и при Чернышевском.

Что касается М. Г. Имменицкого, прослужившего в гимназии около года, никакими другими сведениями, кроме приведённых выше, мы не располагаем.

Не менее существенным для биографии Чернышевского представляется также выяснение фамилий его учеников по гимназии.[552] 552
Наиболее полный список см. в работе: Бушканец Е. Г. Ученики Н. Г. Чернышевского по Саратовской гимназии // Вопросы историографии и источниковедения. Казань, 1975. С. 112–123.

[Закрыть] В саратовском архиве хранится список учеников выпускного VII класса 1851 г.: Альманов Дмитрий, Бахметев Павел, Булатов Николай, Вакуров Василий, Галицкий-Чечелов Виктор, Козловский Феликс, Клаус Август, Митрофанов Александр, Сорокин Иван, Штерн Иван, Эргин Василий, Антонов Николай, Славницкий Иван.[553] 553
ГАСО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 444. Л. 3–4. О выпускниках 1851 г. см: Бушканец Е. Г. Ученики Н. Г. Чернышевского по гимназии в освободительном движении второй половины 1850-х годов, Казань, 1963. С. 4–5. Однако фамилии учеников здесь не названы. В статье Е. Г. Бушканца 1975 г. (см. примеч. 27), учитывающей данные Казанского архива, не обозначены Николай Антонов и Иван Славницкий (с. 113).

[Закрыть] Действительно, согласно рапорту о состоянии уездных училищ Саратовской губернии за август 1851 г., Чернышевский пропустил в этом месяце по болезни сорок часов.[555] 555
Там же. Д. 408. Л. 312.

[Закрыть] Замечание учителя, который никого не наказывал, действовало сильнее любой расправы.

[Закрыть] Оставшемуся без жалования преподавателю уездного училища П. Г. Плешивцеву[566] 566
Прокопий Григорьевич Плешивцев. По данным 1870 г. – учитель приютского училища, губернский секретарь, живет в бедности (ГАСО. Ф. 407. Оп. 2. Д. 2019. Л. 92).

Рукопись эта сохранилась не полностью, замысел Чернышевского создать объемистый учебник остался, вероятно, нереализованным. Но и сохранившиеся страницы дают значительный материал для суждений о методах преподавания им русского языка.

Содержание программы позволяет установить структуру учебника, по которому Чернышевскому приходилось вести уроки, однако судить по ней о его отношении к учебнику нельзя. По свидетельству мемуаристов, он постоянно выходил за пределы официальной программы, особое внимание уделяя освещению исторических фактов, не полагаясь на осведомлённость учителя-историка и проделывая непредусмотренные учебниками экскурсы в историю.[569] 569
Воспоминания (1982). С. 61.

[Закрыть] На первый взгляд болезнь учителя – причина объективная, снимающая мысль о несложившихся отношениях. И архивные документы как будто подтверждают директорскую версию: в 1852 г. Чернышевским пропущено по болезни в августе – 2, в октябре – 3, в ноябре – 3, в декабре – 4 урока,[576] 576
ГАСО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 458. Л. 290, 370, 412, 450.

[Закрыть] а в 1853 г. в январе – 22, в феврале – 12, в марте – 10 занятий.[577] 577
Бушканец Е. Г. Н. Г. Чернышевский – учитель Саратовской гимназии. С. 196.

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Саратовская гимназия Чернышевский

Однако годы “мрачного семилетия” не дают развернуться его призванию. Вскоре по окончании университета, в марте 1851 года Чернышевский уезжает в Саратов и определяется учителем в тамошнюю гимназию. По воспоминаниям одного из его учеников, “ум, обширное знание… сердечность, гуманность, необыкновенная простота и доступность… привлекли, связали на всю жизнь сердца учеников с любящим сердцем молодого педагога”. Иначе воспринимали направление молодого учителя его коллеги по гимназии. Директор ее восклицал: “Какую свободу допускает у меня Чернышевский! Он говорит ученикам о вреде крепостного права. Это - вольнодумство и вольтерьянство! В Камчатку упекут меня за него!” Причем слова директора ничего не преувеличивали, ибо сам вольнодумец-учитель признавал, что говорит учащимся истины, “которые пахнут каторгою”. И все же участь провинциального педагога была для кипящих сил Чернышевского явно недостаточной. “Неужели я должен остаться учителем гимназии, или быть столоначальником, или чиновником особых поручений,- сетует в дневнике Чернышевский.- Как бы то ни было, а все-таки у меня настолько самолюбия еще есть, что это для меня убийственно. Нет, я должен ехать в Петербург”. Незадолго до отъезда он делает предложение дочери саратовского врача Ольге Сократовне Васильевой. Любовь Чернышевского своеобразна: обычное молодое и свежее чувство осложнено мотивом спасения, освобождения из-под деспотической опеки родителей. Первое условие, которое (*139) ставит перед избранницей своего сердца Чернышевский, таково: “…Если б вы выбрали себе человека лучше меня - знайте, что я буду рад видеть вас более счастливою, чем вы могли бы быть со мною; но знайте, что это было бы для меня тяжелым ударом”. Второе условие Чернышевский сформулировал так: “…У нас скоро будет бунт, а если он будет, я буду непременно участвовать в нем… Меня не испугает ни грязь, ни пьяные мужики с дубьем, ни резня”. “Не испугает и меня”,- ответила Ольга Сократовна в духе “новых женщин”, будущих героинь романов Чернышевского.

Лучшие Темы сочинений:

Новые сочинения:

Саратовская гимназия Чернышевский


Читайте также: