Самовоспитание и перевоспитание по а с макаренко кратко

Обновлено: 07.07.2024

Макаренко Антон Семенович

Антон Семёнович Макаренко осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей подростков-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920-1926 годы, под Полтавой, а с 1926 в Куряже близ Харькова) и детской коммуне им. Ф.Э. Дзержинского (1927-1935 годы, в пригороде Харькова).

А.С. Макаренко, вопреки распространённой в те годы концепции врождённой доброкачественности либо порочности людей, исходил из принципа правильного воспитания как определяющего условия для формирования достойного человека.

Л. Тибонье, Утопия и утопизм (на примере педагогических сочинений Н.И. Новикова и А.С. Макаренко) в Сб.: Образ рая: от мифа к утопии, Выпуск 31, СПб, Санкт-Петербургское философское общество, 2003 г., с. 193.

Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах, результативном и процессуальном. Первое означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях - наблюдаемых признаках поведения и сознания: умения и знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов и пр. Уровень воспитанности определяется методами диагностики (см. ниже).
Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в школе. Последнему студенты должны учиться на школьной практике и в самостоятельной работе.



Критерии эффективности воспитательного процесса

Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах, результативном и процессуальном. Первое означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях - наблюдаемых признаках поведения и сознания: умения и знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов и пр. Уровень воспитанности определяется методами диагностики (см. ниже).
Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в школе. Последнему студенты должны учиться на школьной практике и в самостоятельной работе.

Первая задача перевоспитания – включить подростка в жизнь коллектива.

Взаимосвязь воспитания и перевоспитания может быть выражена так: нормализация и повышение качества воспитательного процесса – главное условие и решающий фактор перевоспитания.

Сущность перевоспитания заключается не только в борьбе с недостатками подростка и искоренении пороков и отрицательных качеств, но и в нормализации всей психической жизни подростка, в ускоренном развитии всего положительного фонда личности.

Анализ процесса перевоспитания позволяет выделить в нем четыре основные функции: восстановительную, компенсирующую, исправительную и стимулирующую.

Процесс восстановления положительных качеств требует постоянного возвращения памяти подростка к тем добрым делам, которые он в свое время совершал.

Компенсирующая функция перевоспитания призвана дополнить восстановительную. У трудного подростка не всегда удается восстановить все его духовные силы. Необходимость компенсации вытекает из ощущения подростком слабости, в какой либо области.

Стимулирующая функция перевоспитания тесно связана с восстановительной и компенсационной. Стимулирование должно помочь активизировать действия ученика в той области, где проявляются его положительные качества, осудить отрицательные поступки подростка.

Исправительная функция перевоспитания – наиболее важная среди всех остальных. Сущность исправления состоит в том, чтобы трудный подросток как можно скорее освободился от груза отрицательных качеств.

Переключение служит задаче изменения направленности и переориентации воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру.

Поощрение и наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают отрицательное.

А. С. Макаренко широко использовал выдвинутые советской властью новые принципы деятельности учреждений для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей, идеи о подчинении деятельности этих учреждений общим целям и принципам воспитания, о ведущей роли воспитания в перевоспитании.

А. С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии советской педагогической науки. Исходя из учения основоположников марксизма-ленинизма и грандиозного опыта массового перевоспитания людей в условиях строительства социализма, он разработал многие конкретные вопросы теории советского воспитания. Он создал замечательные произведения социалистического реализма, в которых в художественно обобщенных образах показаны типические черты нашей действительности, раскрывается путь воспитания нового советского человека.

Положение дел ухудшает тот факт, что подростки испытывают большие физические изменения, не говоря уже об эмоциональном и психологическом росте в течение этих лет жизни. Они формируют свою личность именно в это время. Многие из них не справляются с этим из-за неспособности быть сильными и уверенными, из-за давления и сложности жизни.

Молодёжь, которая радостно пробует наркотики или алкоголь, нарушает при этом границы дозволенного, делает это без зазрения совести. Но есть подростки, которые используют всю свою выносливость и твёрдость, чтобы быть хорошими детьми, повышают свои отметки, участвуют в школьной деятельности, и всё это делают с уважением к тем, кто находится вокруг них. И всё же можно найти трудных подростков в обеих несопоставимых группах. Почему?

Исследование наводит на мысль о том, что фронтальные части мозга подростков недостаточно развиты для того, чтобы позволить им дифференцироваться между опасным и хорошим поведениями. Из-за этого процесса, молодёжь иногда не может последовательно следовать указаниям, не может признать, что питье и вождение в нетрезвом состоянии плохи для них (не имеет значения, сколько времен им говорят об этом). Они не умеют контролировать свои эмоции. Если это исследование верно, то сама биология создает условия для развития трудных подростков.

Есть и те, кто полагают, что трудные подростки были созданы нашим обществом. Ни в каком другом промежутке всемирной истории подростки не имели столь много свободного времени или столь много возможностей сосредоточиться на себе. Меньше, чем шестьдесят лет назад было в порядке вещей для подростка начать работать, как только она или он могли помочь пополнить семейный бюджет и заботиться о младших родных братьях и сёстрах. Подобное случается и в наше время, но наиболее часто происходит то, что подросток работает, для того чтобы купить дорогую пару кед или свежий компакт-диск.

Это только три из многочисленных теорий о причинах происхождения трудных подростков. Наиболее вероятная из всех идей - это их комбинация. Эти причины, вероятно, столь же различны как и дети, испытывающие проблемы. Необходимо выяснить, что это за проблемы, чтобы трудные подростки могли получить индивидуальную помощь, в которой они так нуждаются.

Система принципов воспитания включает в себя: принципы связи теории с практикой, связи воспитания с жизнью; последовательность и систематичность воспитательных воздействий и принципы дифференцированного подхода. Социальный педагог, находясь среди своих клиентов, чувствуя их настроение, зная их проблемы, реально оценивая возможности личности, устанавливает доброжелательные, гуманистические отношения, устраняет дефицит общения. При этом специалист оценивает влияние микросреды, особенно семьи, соседского окружения, групп сверстников, объединений подростков. Все это педагоги связывают с деятельностью подростков на практике и включают в работу на определенных участках, производстве. Ведь знания связанные с практикой жизнью вызывают их интерес, стимулируют познавательную деятельность. Таким образом, у подростков формируется эмоционально – ценностное отношение к миру и человеческой деятельности. Следующий принцип – принцип последовательности и систематичности воспитательных воздействий. Воспитание – долговременный процесс, в котором участвуют многие люди.

16. Формирование личности в коллективе, его признаки, этапы развития. Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А. о значении детского коллектива в формировании личности

Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. Необходимым путем в развитии воспитательного коллектива он считал закономерный переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают эти требования. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорные стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по проявлениям инициативы со стороны учащихся и общей стабильности группы.

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинном смысле.

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой", — писал А. С. Макаренко. Положение, "когда требует коллектив", говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В. А. Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

наводили порядок в коммуне.

Помещения в коммуне должны были сверкать. Чистоту проверяли белым носовым платком.

Воспитанники Антона Семеновича, а их за все время было около трех тысяч, поменяли свои взгляды на жизнь. Ни один из них не вернулся к прежнему образу жизни. В современном же мире, картина плачевная, пребывание трудных подростков в исправительных колониях, не особо меняет ситуации. Люди, вышедшие из этих мест, продолжают свою преступную деятельность, употребляют алкоголь и запрещенные вещества, сводят счеты с жизнью и лишь немногие становятся обычными гражданами.

Идеи Макаренко в современной школе

Идеи Макаренко - кратко

Авторская методика Антона Семеновича состояла из пяти принципов:

Макаренко был озадачен тем, чтобы создать воспитательный коллектив, и у него это получилось. Коллектив колонистов, по мнению педагога, должны объединять: дружба, быт и дело. Только в такой комфортной среде можно будет развивать личность.

Ребенок, находясь в коллективе, учится коммуницировать со сверстниками.

Коллектив помогает ребенку “акклиматизироваться” в социуме, почувствовать, что он теперь его часть, понять и принять социальные роли. В самом центре педагогической системы советского педагога стоит умение урегулировать конфликты, научиться взаимодействовать с другими детьми в коллективе и найти общие интересы.

Макаренко выстраивал коллектив так, чтобы он не стоял на месте, а двигался, развивался, ставил новые цели и постепенно достигал их. Каждый участник коллектива вносил свой вклад в дело и приближал коммуну к цели.

Такой подход к воспитанию подготавливал детей к жизни в обществе после того, как они покинут колонию. Юные колонисты понимали, что они не единственные и не исключительные и нужно завоевать свое место в обществе.

Воспитанники были уже морально подготовлены к тому, что им придется быть ответственными, принимать решения, осознавать на что они способны и не боятся двигаться вперед.

Педагогическая система Макаренко была демократической. Для советского педагога было важно создать в коллективе психологический климат. Каждый колонист знал, что у него есть защита и он может творчески развиваться.

Никто не мог указывать коллективу, как им жить, где трудиться и как проводить досуг. С помощью голосования колонисты решали эти вопросы и ни у кого не было права оспаривать их решение.

Выдающийся педагог считал, что каждый воспитанник должен побывать в роли руководителя и в роли подчиненного. Староста группы выбрался один раз в полгода. Каждый колонист мог побыть в роли командира.

Антон Семенович был не согласен с тем, что школа — это начальный этап, который готовит детей во взрослую жизнь, а школьник - не сформированная личность. По мнению педагога, дети - полноправные граждане. Они могут учиться, работать и заслуживают такого же уважения, как и взрослые.

Идеи Макаренко в современной школе

Приучение к труду

Макаренко придавал большое значение трудовому воспитанию. В его идейной общине работали все. Колонисты работали по четыре часа в сутки. Воспитанники даже получали зарплату. На эти деньги они содержали себя, младших детей в коллективе, тратили на свои потребности (походы в театр) и многое другое. Со своих зарплат колонисты умудрялись откладывать деньги, чтобы после выхода из коммуны им было на что жить. В 16-19 лет воспитанники Антона Семеновича уже были мастерами и начальниками производства. Однако выдающийся педагог-практик считать, что труд без воспитания и образования - бесполезное затрачивание мускульной энергии.

Педагог-гений утверждал, что родители должны служить примером для своих наследников. Иногда взрослые могут вызывать уважение, а иногда и критику. Наставник (родитель/воспитатель/учитель) может быть придирчивым к ребенку, не замечать его, но если он знает свое дело и выполняет его хорошо, то ребенок будет восхищаться. И наоборот, родитель/воспитатель/учитель может быть ласковым, внимательным, снисходительным, но его дело хромает, то у ребенка это вызовет презрение.

Идеи Макаренко в современной школе

Антон Семенович считал, что воспитывать детей нужно так, чтобы хорошие поступки совершались не после долгих размышлений, а по велению сердца и по привычке. Окружение детей играет очень важную роль, взрослые должны показывать правильный пример. Не нужно держать детей в ежовых рукавицах и выбивать всю дурь, чтобы они стали шелковыми и покладистыми. Не нужно воспитывать у детей дисциплину, нужно просто воспитывать детей. Воспитанный человек сам станет дисциплинированным, потому что по-другому не умеет.

Идеи Макаренко в современной школе сложно представить. Сейчас другое время и другие дети. В процессе воспитания и обучения больше применяется индивидуальный подход, а не коллективный. Современность идей Макаренко не мешало бы рассмотреть. Некоторые моменты из авторской методики знаменитого публициста нужно перенять. Его система учит детей нести ответственность, помогает адаптироваться к социуму, находить общий язык со сверстниками и прививает любовь к труду.

Читайте также: