Самоуправление в ссср это кратко

Обновлено: 18.05.2024

После победы советской власти органы земского и городского самоуправления были заменены системой советов. Идея местного самоуправления, предполагающая известную независимость и самостоятельность местных органов, вступила в противоречие с задачами государства диктатуры пролетариата.

В основу советской системы был положен принцип ее единства на всех уровнях и жесткой подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Полномочия Советов делились на два вида:

а) вопросы общего руководства государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории Советов;

б) исключительные полномочия, осуществляемые Советами непосредственно на сессии.

В 1920-1923 годах при сохранении партийного руководства под местное управление были переданы землеустройство, благоустройство, часть промышленности, водопровод и канализация, местный транспорт, пожарное, похоронное дело. Появились муниципальные электростанции, стали создаваться коммунальные (муниципальные) банки.

В 1925 году было принято Положение о городских советах, а в 1926 году - Положение о местных финансах, которые четко определили компетенцию и финансовые ресурсы местных советов в хозяйственной сфере. Активно развивалась муниципальная наука, крупнейшим представителем которой был профессор Л. Велихов. Его фундаментальный труд "Основы городского хозяйства", изданный в 1928 году, и в наши дни сохраняет свою актуальность.

В 1927-1928 годах в СССР начался новый период развития, период "великого перелома" и ускоренной индустриализации, характеризовавшийся резким усилением централизации хозяйственной жизни. Была проведена административно-территориальная реформа, вместо сельских волостей и уездов созданы более крупные районы, лучше приспособленные для централизованного руководства. Все зачатки самоуправления в городах и в деревне были ликвидированы, а сам термин надолго исчез из употребления. Профессора Велихова репрессировали. Вновь установившаяся жесткая централизованная система руководства была закреплена Конституцией СССР 1936 года и сохранилась почти без изменений до конца 80-х годов.

Конституция СССР 1936 г. и Конституция РСФСР 1937 г. провозгласили всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Система съездов Советов была упразднена: все представительные органы власти стали называться Советами.

Депутаты местных Советов реализовывали свои полномочия на непосредственной основе: они отчитывались перед своими избирателями о проделанной работе и выполнении наказов. Основные вопросы, входящие в компетенцию местного Совета, рассматривались на сессии. Исполнительными органами местных Советов стали исполнительные комитеты Советов народных депутатов, которые избирались местными Советами. Исполнительные комитеты подчинялись как соответствующему местному Совету, так и исполкому высшего Совета.

Местные Советы и их исполнительные комитеты не были самостоятельными в своей деятельности, поскольку реально они подчинялись местным партийным органам. По сути, Советы осуществляли государственные задачи на местном уровне

Однако фактически выборы в советы всех уровней, включая местные, проводились на безальтернативной основе, а кандидатуры единственного претендента по каждому избирательному округу подбирались партийными органами со строгим соблюдением спущенных сверху пропорций (рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины, молодые и старые, коммунисты, комсомольцы и беспартийные и т.д.). Нижестоящие советы и исполкомы подчинялись вышестоящим. "Сценарии" сессий советов отрабатывались заранее. Такая система не являлась ни истинным народовластием, ни самоуправлением.

С этим связан и другой принцип организации государственного механизма - принцип демократического централизма. Все советские органы снизу доверху являются выборными, при этом нижестоящие избирают вышестоящие. Все советские органы подотчетны избирателям. В то же время вышестоящие органы руководят нижестоящими, воля первых имеет приоритет перед волей вторых.

Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учетом местных условий, например управление подразделениями милиции общественной безопасности и муниципальной милицией.




В отношении партийного руководства Советами принцип коллективности проявляется в том, что партийные органы на основе свободного обмена мнений коллегиально вырабатывают решения и директивы, в которых определяются направления деятельности Советов. В составе райкома, горкома, обкома и других вышестоящих партийных органов имеются люди, работающие в Советах, в различных отраслях народного хозяйства и культуры. Это дает партийным комитетам возможность охватывать своим влиянием все стороны общественной и государственной жизни, умело направлять деятельность советских, профсоюзных и других общественных организаций, разрабатывать обоснованные решения и директивы.

Недостатки советской системы

Советская модель отбросила весь накопленный

исторический опыт. Недостатки советской модели: высокая степень централизации,

несамостоятельность местных Советов, реальное доминирование исполкомов над Советами и фактическая зависимость всех местных органов от партийных структур.

Эта модель предусматривала, что все советы, начиная самого низкого уровня, являются

органами государственной власти на своей территории, все другие органы прямо или

опосредованно подчинены советам. Система советов характеризуется иерархической

подчиненностью всех её элементов и отсутствием любой самостоятельности местных

органов: «Советская модель устройства местного управления, противопоставленная

Для неё характерныследующие черты:

- правовую основу деятельности местных органов составляют Конституции и

акты, издаваемые центральными органами;

- принципжесткой централизации управления;

- функционирование органов местного самоуправления в системе органов

- отсутствие муниципальной собственности, местных бюджетов.

«Советская модель государственно-правового строительства не является

продуктом субъективного усмотрения, она возникла в результате разрешения

противоречия между народной стихией и имперской системой властных отношений,

После победы советской власти органы земского и городского самоуправления были заменены системой советов. Идея местного самоуправления, предполагающая известную независимость и самостоятельность местных органов, вступила в противоречие с задачами государства диктатуры пролетариата.

В основу советской системы был положен принцип ее единства на всех уровнях и жесткой подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Полномочия Советов делились на два вида:

а) вопросы общего руководства государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории Советов;

б) исключительные полномочия, осуществляемые Советами непосредственно на сессии.

В 1920-1923 годах при сохранении партийного руководства под местное управление были переданы землеустройство, благоустройство, часть промышленности, водопровод и канализация, местный транспорт, пожарное, похоронное дело. Появились муниципальные электростанции, стали создаваться коммунальные (муниципальные) банки.

В 1925 году было принято Положение о городских советах, а в 1926 году - Положение о местных финансах, которые четко определили компетенцию и финансовые ресурсы местных советов в хозяйственной сфере. Активно развивалась муниципальная наука, крупнейшим представителем которой был профессор Л. Велихов. Его фундаментальный труд "Основы городского хозяйства", изданный в 1928 году, и в наши дни сохраняет свою актуальность.

В 1927-1928 годах в СССР начался новый период развития, период "великого перелома" и ускоренной индустриализации, характеризовавшийся резким усилением централизации хозяйственной жизни. Была проведена административно-территориальная реформа, вместо сельских волостей и уездов созданы более крупные районы, лучше приспособленные для централизованного руководства. Все зачатки самоуправления в городах и в деревне были ликвидированы, а сам термин надолго исчез из употребления. Профессора Велихова репрессировали. Вновь установившаяся жесткая централизованная система руководства была закреплена Конституцией СССР 1936 года и сохранилась почти без изменений до конца 80-х годов.

Конституция СССР 1936 г. и Конституция РСФСР 1937 г. провозгласили всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Система съездов Советов была упразднена: все представительные органы власти стали называться Советами.

Депутаты местных Советов реализовывали свои полномочия на непосредственной основе: они отчитывались перед своими избирателями о проделанной работе и выполнении наказов. Основные вопросы, входящие в компетенцию местного Совета, рассматривались на сессии. Исполнительными органами местных Советов стали исполнительные комитеты Советов народных депутатов, которые избирались местными Советами. Исполнительные комитеты подчинялись как соответствующему местному Совету, так и исполкому высшего Совета.

Местные Советы и их исполнительные комитеты не были самостоятельными в своей деятельности, поскольку реально они подчинялись местным партийным органам. По сути, Советы осуществляли государственные задачи на местном уровне

Однако фактически выборы в советы всех уровней, включая местные, проводились на безальтернативной основе, а кандидатуры единственного претендента по каждому избирательному округу подбирались партийными органами со строгим соблюдением спущенных сверху пропорций (рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины, молодые и старые, коммунисты, комсомольцы и беспартийные и т.д.). Нижестоящие советы и исполкомы подчинялись вышестоящим. "Сценарии" сессий советов отрабатывались заранее. Такая система не являлась ни истинным народовластием, ни самоуправлением.

С этим связан и другой принцип организации государственного механизма - принцип демократического централизма. Все советские органы снизу доверху являются выборными, при этом нижестоящие избирают вышестоящие. Все советские органы подотчетны избирателям. В то же время вышестоящие органы руководят нижестоящими, воля первых имеет приоритет перед волей вторых.

Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учетом местных условий, например управление подразделениями милиции общественной безопасности и муниципальной милицией.

В отношении партийного руководства Советами принцип коллективности проявляется в том, что партийные органы на основе свободного обмена мнений коллегиально вырабатывают решения и директивы, в которых определяются направления деятельности Советов. В составе райкома, горкома, обкома и других вышестоящих партийных органов имеются люди, работающие в Советах, в различных отраслях народного хозяйства и культуры. Это дает партийным комитетам возможность охватывать своим влиянием все стороны общественной и государственной жизни, умело направлять деятельность советских, профсоюзных и других общественных организаций, разрабатывать обоснованные решения и директивы.

Недостатки советской системы

Советская модель отбросила весь накопленный

исторический опыт. Недостатки советской модели: высокая степень централизации,

несамостоятельность местных Советов, реальное доминирование исполкомов над Советами и фактическая зависимость всех местных органов от партийных структур.

Эта модель предусматривала, что все советы, начиная самого низкого уровня, являются

органами государственной власти на своей территории, все другие органы прямо или

опосредованно подчинены советам. Система советов характеризуется иерархической

подчиненностью всех её элементов и отсутствием любой самостоятельности местных

органов: «Советская модель устройства местного управления, противопоставленная

Для неё характерныследующие черты:

- правовую основу деятельности местных органов составляют Конституции и

акты, издаваемые центральными органами;

- принципжесткой централизации управления;

- функционирование органов местного самоуправления в системе органов

- отсутствие муниципальной собственности, местных бюджетов.

«Советская модель государственно-правового строительства не является

продуктом субъективного усмотрения, она возникла в результате разрешения

противоречия между народной стихией и имперской системой властных отношений,


После октябрьской революции 1917 г. органы земского и городского самоуправления были заменены системой советов, по которой все представительные органы входили в единую систему государственной власти. [2] В основу советской власти был положен принцип единства, с жёсткой соподчинённостью нижестоящих органов вышестоящими. В Конституции РСФСР 1918 г. была закреплена новая система власти на местах, включающая областные, губернские, волостные Съезды Советов, Советы депутатов городов и других поселений. Съезд Советов являлся высшей в пределах данной территории властью. Советы депутатов избирались непосредственно населением, Съезды Советов формировались из представителей соответствующих Советов депутатов и нижестоящих Съездов. Исполнительные комитеты избирались и Советами депутатов, и Съездами Советов [3].

В течение 1920-1923 гг., при сохранении партийного руководства, под местное управление были переданы землеустройство, благоустройство, часть промышленности, местный транспорт, появились муниципальные электростанции и стали создаваться муниципальные банки. Активно развивалась муниципальная наука, крупнейшим представителем которой был профессор Л.Велихов [4].

К середине 30-х годов Съезды Советов были упразднены. Их заменили на другой местный орган государственной власти – Советы депутатов трудящихся [5] .

По Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. Советы избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Из числа депутатов создавались комиссии для предварительного рассмотрения вопросов, выносимых на сессии советов. Выборы в Советы всех уровней, включая местные советы, производились на безальтернативной основе, а кандидатуры единственного претендента по каждому избирательному округу подбирались партийными органами [8].

В Конституциях 1977 и 1978 годов местные органы власти стали именоваться Советами народных депутатов. Процесс формирования и их деятельность осуществлялись под руководством партийных органов. В связи с этим самостоятельность Советов ограничивалась. Влияние на деятельность местных Советов оказывали их исполнительные комитеты. На сессиях Советов, исполкомы утверждали заранее подготовленные решения, хотя формально они были подотчетны соответствующим Советам. Такая система не могла являться ни народовластием, ни самоуправлением [9] , [10] .

Советская модель местного самоуправления сменила земскую модель, которая существовала в России. Советская модель самоуправления просуществовала с 1917 по 1993 г. Весь этот период был поделен на несколько этапов.

Создание новой системы управления

Первый период имеет отношение к созданию новой системы органов местного управления. Большевики, которые получили власть в 1917 г. начали выстраивать совершенно новое государство, где основой являлся ленинский тезис о необходимости первоначального уничтожения предшествующей государственной системы. С момента ликвидации земства появилась необходимость сформировать совершенно новую структуру управления местным хозяйством: Страна превратилась в сеть Советов, которые были созданы во всех территориальных единицах независимо от их размера.

Делегаты низовых Советов создали властные органы власти, делегаты волостных – уездные органы, делегаты уездных – губернские и так до самого Всероссийского Съезда Советов.

На данном этапе своего развития Советы представляли собой местные органы политической и экономической власти.

Период новой экономической политики

Следующий период совпал по своему времени с периодом ведения новой экономической политики. Её основной особенностью было то, что она допускала некоторые элементы частной собственности, что стало причиной усложнения форм хозяйственной деятельности, а также вызвало изменения в местных органах власти.

Декрет ВЦИК "О замене разверстки натуральным налогом", который был принят в 1921 г. и "Наказ от СТО (Совета труда и обороны) местным советским учреждениям" обуславливали необходимость максимального развития творческой самодеятельности и инициативы государственных органов, учёта опыта и наиболее полному распространению лучших примеров работы Советов.

В этой связи особую роль сыграло Положение "О городских Советах", которое было принято в 1925 г. в соответствии с которым определялось, что Советы представляют собой высший орган власти на территории города в пределах своей компетенции, а также наделяло их относительной самостоятельностью.

Полная ликвидация реальной системы местного самоуправления

Третий период был основан на принципах полной ликвидации реальной системы местного самоуправления и её замене на систему тоталитарного партийно-государственного руководства. Это происходило в 1933 г. с принятием нового Положения "О городском Совете", согласно которому органы местной власти целиком огосударствились.

Данное Положение и Конституция 1936 г. определяло Советы как органы пролетарской диктатуры, которые обязаны проводить политику центра на местах. Вопросы нормативного регулирования от Советов перешли преимущественно к высшим исполнительным органам коммунистической партии. Местные Советы превратились в простых исполнителей воли центра.

С приходом к власти Н. С. Хрущёва возник вопрос о том, чтобы повысить роль Советов, которые к тому периоду уже скорее представляли собой общественные организации. Ещё одна программа КПСС, направленная на развитие местного самоуправления прямым образом, расширяла права местных Советов. Но в реальности попытки передать местным Советам часть управленческих вопросов не увенчалась успехом. Вместо того, чтобы расширить права местных Советов, наблюдались попытки истребить сельские Советы и заменить их общественными старостами. Кроме этого, роль Советов в общем руководстве подведомственными территориями серьёзно ослабляли некоторые мероприятия, например: передача местной промышленности Совнархозам, разделение областных и краевых Советов на промышленные и сельские, истребление районных Советов из системы органов сельскохозяйственного управления, а также усиление на местах, не подчинённых Советам и пр.

Реформы государственного и политического устройства России

Последний период характеризуется реформами государственного и политического устройства России. Определяющую роль в этом вопросе сыграло формирование местного самоуправления и собственно Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР", который был принят в 1990 г., а также Закон "О местном самоуправлении РСФСР", который приняли в 1991 г. В соответствии с данными законами Советы наделялись серьёзными полномочиями, собственным бюджетом и собственностью, что говорило о ликвидации советской модели. Последняя точка в данном процессе была поставлена посредством Указа Президента РФ от 26.10.1993 г. № 1760 "О реформе местного самоуправления в РФ", в соответствии с которым было провозглашено прекращение деятельности городских и районных Советов народных депутатов. Таким образом, их компетенции были переданы соответствующим органам местной власти.

Основные черты модели местного самоуправления СССР

Для советской модели местного самоуправления были характерны следующие черты:

После Октября 1917 г. был взят курс на ликвидацию старых органов местного самоуправления, которая проводилась согласно циркуляру Наркомата внутренних дел от 6 февраля 1918 г. В рамках этого курса упразднили городские и земские органы, выступавшие против советской власти, а остальные влились в аппарат местных Советов.

В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. В итоге идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, независимость и самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по своей природе государством централизованным.

Конституция РСФСР 1918 г. закрепила систему местных органов государственной власти, которая включала в себя областные, губернские (окружные), уездные (районные) и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, а также избираемые ими исполнительные комитеты. После принятия Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. все звенья представительной системы в Российской Федерации, как и в других союзных республиках, стали избираться на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Местные Советы являлись самыми многочисленными органами государственной власти. В СССР их насчитывалось свыше 50 тыс., а в РСФСР – около 28 тыс. Депутаты местных Советов осуществляли свои полномочия без отрыва от производства или службы. В своей деятельности они обязаны были руководствоваться общегосударственными интересами, учитывать запросы населения избирательного округа, добиваться воплощения в жизнь наказов избирателей.

Читайте также: