Самоорганизация это в педагогике кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ведущей идеей концепции является идея о формировании личностных структур сознания студентов и учителей, как источника и механизма самоорганизуемого педагогического творчества. Такое творчество отличается от "творческих заданий" тем, что учитель может принимать педагогические решения, руководствуясь "подсказками" особым образом развитого сознания, а не только предписаниями методик и тренингов.

Самоорганизация - свойство любой системы к саморазвитию посредством надстраивания, "выращивания" из себя новых, более жизнестойких структур. Педагогическая самоорганизация - способность учителя к "самовыращиванию" своих внутренних ресурсов - личностных структур сознания, придающих гуманный смысл его деятельности. Внутренние ресурсы требуют определенной внешней инициативы.

Идея о приоритетной роли личностных структур сознания в формировании опыта самоорганизации пришла в педагогику из феноменологических и синергетических исследований сложных неравновесных систем (Р.Г. Баранцев, Е.Н. Князева, И. Пригожин, Г. Хакен, С.С. Шевелева и др.). Она базируется на синергетической трактовке феномена самореализации, который состоит в способности системы к самопреобразованию в новое качество, т.е. к саморазвитию.

Самоорганизацию личности с гуманистической точки зрения помогают понять основные термины педагогической синергетики. Синергетика - это кооперативная наука, изучающая системы с самоорганизацией. Это сложные, открытые, постоянно развивающиеся системы, основным свойством которых является самоорганизация - внутренняя способность системы выращивать в себе, надстраивать из себя новые качества, необходимые для выживания. В педагогике такими системами являются образование, сознание, личность. Внутренние изменения, происходящие в них, обеспечиваются деятельностью личностных структур сознания, влияющих на качество обучения и воспитания. Возникновение в сознании новых, более сильных структур, обладающих новыми, более сильными качествами порожденного ими знания и опыта поведения, становится возможным при соблюдении ряда условий.

Во-первых, старая система должна находиться в кризисном состоянии, т.е. переживать критический момент, когда ее прежние структуры не могут справляться с требованиями новой ситуации. Все сферы российской жизни в течении многих столетий переживают перманентный кризис. Не является исключением и система образования, которая в целом подпадает под действие законов самоорганизации и эволюции сильно неравновесных открытых систем, пребывающих в постоянном состоянии неустойчивости, тем самым соответствуя предмету синергетики.

Во-вторых, основной источник возникновения новых качеств заложен в самой системе, т.е. он - внутренний. Однако, для того чтобы "запустить" механизм самоорганизации, этот источник должен "подпитываться" извне.

В-третьих, новая структура в процессе эволюции и сопровождающих ее отклонений, случайностей должна самостоятельно "выжить", чтобы достигнуть должной устойчивости.

В-четвертых, формирование новых качеств в системе (образования, сознания, личности) должно определяться синергетическими принципами и условиями. Это означает, что реальное, гуманистическое взаимодействие между учителем и учеником возможно только тогда, когда оно выстраивается на основе ориентиров для совместного творчества в обучении и воспитании, создающих внешнюю питательную среду для проявления внутренних источников саморазвития и самоорганизации, а не только на основе привычных методов передачи знаний и формирования опыта поведения.

Ситуация, сложившаяся в российском образовании, полностью описывается терминами синергетики. Она имеет критические точки разрушения старых структур и возникновения веера возможностей для перехода системы в новое качество; ее вероятностное развитие может быть представлено новообразованиями более высокой сложности, чем разрушаемые предыдущие; она обладает свойствами нелинейности, т.е. многовариантностью и непредсказуемостью перехода системы из одного состояния в другое; она неустойчива и сильно неравновесна, открыта для развития посредством совместного творчества и т.д. Педагогическое творчество - наиболее специфическая черта именно российского учительства. Его наличие обусловлено комплексом исторических, этнических, природных и этических факторов, что позволяет рассматривать педагогическое творчество как национальносообразную личностную характеристику россиянина.

Принимая эти позиции за исходные, мы получаем возможность нового, более соответствующего смыслу гуманистического образования, понимания смысла привычных и непривычных педагогических терминов.

Критические точки - это показатели системного кризиса образования: его неспособность обеспечивать установленную последними государственными актами об образовании новую цель - подготовку учащихся как субъектов своей жизнедеятельности, профессиональной и социальной самореализации, саморазвития и самоорганизации; несостоятельность традиционного образования в решении проблем роста молодежной преступности, агрессивности, наркомании, проституции, ускорения темпов падения нравственных ценностей, отчуждения учащихся от активной деятельности своего сознания, формирования собственных примитивных, но противопоставленных наивной официальной "воспитательной работе" антиидеалов, приводящих школьников в тоталитарные религиозные секты и радикальные политические объединения и т.д.

Старые структуры - это изжившие себя понимания видов педагогической деятельности - обучения, как трансляции знаний, накопления их суммы; воспитания, как передачи социального опыта и научения "правильному" поведению; развития, как формирования необходимых (с точки зрения государства) качеств личности под воздействием учителя в режиме воспитательного или обучающего монолога.

Новое качество - это новое качество понимания учителем своего места и роли в структуре образования, понимания ценностей воспитания, обучения и развития, исходя не только из интересов государства, но и из возможностей и интересов ученика, его личности, его личностных смыслов и опыта. Новое качество понимания основных категорий педагогики придает им более личностный смысл, позволяющий взаимодействовать с учеником на понятном и доступном для него личностном уровне.

Сознание обладает множеством функций, которые в педагогической синергетике выступают как его структуры (составные части содержания сознания). Наиболее важной и едва ли не единственной с точки зрения материализма является функция отражения действительности. Возведение ее в ранг приоритетной позволило ограничить образование педагогической деятельностью, направленной на формирование отражательных, воспроизводящих возможностей учащихся.

Для педагогической синергетики изменение взгляда на сознание, как на субъект, обладающий не столько функциональной, сколько содержательной энергетикой, имеет принципиальное значение. В связи с этим сознание рассматривается не только как функциональная, но и как содержательная система, деятельность которой определяется способностью к выработке личностного, ценностного отношения к среде, деятельности учения и поведения. Поэтому появляется возможность судить о развитости сознания, о "качестве личности" не только по набору проявленных функций, но и по качеству их предъявления.

Формирующий подход рассматривал воспитание как процесс разносторонних воздействий на личность, отражающих партийные, государственные, экономические и т.д. интересы, за исключением интересов самой личности. Предполагалось, что они будут соответствовать высшим интересам, которые всегда выше интересов отдельной личности. Тем не менее, при всем негативизме, сущностная направленность такого воспитания - формирование основ сознания и опыта поведения - несет в себе и положительный заряд, если рассматривать его как своеобразную стартовую площадку для дальнейшего развития личности.

Современный заказ школе предполагает, что воспитание не может ограничиваться формированием сугубо исполнительных функций сознания. Задача усложняется тем, что воспитание должно способствовать становлению и проявлению таких внутренних, субъектных оснований поведения, которые воплощают действительно личностные качества человека.

Личностные качества - это индивидуально проявляемые каждым отдельным человеком, только ему свойственные отношения к общим ценностям, придающие им личностный характер: культуре, творчеству, свободе, выбору, патриотизму, интернационализму, личной производительности, частной собственности, гражданскому обществу, справедливости, порядочности и т.д. Личностные качества определяются содержанием и различными уровнями деятельности личностных структур сознания, которые даны только как носители ценностей вместе с мерой ценностей, превращающей их в желаемое.

Личностные структуры - это структурированное ценностное содержание сознания, которое проявляется в деятельности поведения, но несводимо к функциям сознания по приспособлению человека к чему-либо. Они регулируют, управляют, развивают мыслительную деятельность человека, определяя его поведение как личностное отношение к ценностям культуры, знаний, опыта, жизненных и профессиональных целей. Благодаря деятельности личностных структур сознания, но никак не его функций, реализуется феномен "быть личностью", т.е умение проявлять и управлять собственными смыслами, выстраивая их в соответствии с гуманистическими, добровольно принятыми и самодеятельно реализуемыми требованиями.

Одной из ведущих структур сознания является контроль. Сознание сопровождает и контролирует взаимодействие человека с окружающей средой. При этом сознание действительно отражает внешние воздействия, отвечая на них соответствующей реакцией. Однако педагогический смысл этого феномена заключен не только в реакции, но и в том, что она базируется на определенном нравственном содержании сознания. Действие этой контролирующей структуры тем сильнее, чем выше нравственная организация сознания.

Способность сознания самостоятельно контролировать ситуации порождает комплекс других личностных структур:

- критичность, позволяющую давать личностную (собственную, субъектную) оценку происходящему как за пределами личности (предлагаемым извне ценностям, нормам, порядкам), так и происходящему внутри личности (собственным отношениям к ценностям, эмоциональным состояниям, поступкам и т.д.) с позиций собственного понимания смысла происходящего; характеризуется возникновением недовольства и сомнения в "правильности" установленного порядка, сопровождается процессами переосмысления и дискредитации существующего опыта и является предпосылкой возникновения нового, творческого отношения к себе и действительности; отличается от критиканства преимущественными ориентациями на смысловую, а не только на эмоциональную сторону оценки. Сильная позиция критичности - 1) умение считать свое мнение и ценностные ориентации не как единственно значимые и справедливые, а как опосредованные другими мнениями и ориентациями; 2) умение по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них; 3) умение находить в явно негативном явлении положительные аспекты; 4) умение избегать огульного и мелочного критиканства; 5) умение избегать установок "у нас (у них) все равно лучше (хуже)"; 6) умение объективно оценивать себя в возможной (предполагаемой) ситуации действия негативных факторов, проявляемых тем или иным педагогическим феноменом.

- рефлексивность, способность выходить за пределы собственного "Я", осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством исполненного глубокими, порой трагическими переживаниями сравнения образа своего "Я" с какими-либо событиями, личностями; рассматривается и как умение конструировать и удерживать образ своего "Я" в контексте переживаемого события, как установку по отношению к самому себе в плане своих возможностей, способностей, социальной значимости, самоуважения, самоутверждения, стремления повысить самооценку и общественный статус;

- коллизийность, способность обнаруживать, идентифицировать и анализировать скрытые (неявные, имплицитные) причины событий, выявлять их основы, устанавливать приоритеты (иерархии) неявных противоречий по отношению к общественным и личностным ценностям; способствует более глубокому пониманию внешних проявлений событий посредством познания их внутренних источников, связей, механизмов развития, сути и смысла;

- мотивирование является наиболее сложной структурой личности, обеспечивающей ей способность придавать личностный смысл событиям и собственной деятельности, отношениям с людьми, принятию решений по обоснованию своей деятельности посредством таких процессов, как эмоционально-ценностное и содержательно-смысловое переживание социального и познавательного опыта; способствует выработке личностных жизненных целей и ценностных ориентаций, как систем устремлений, направленных на принятие существующих и порождение новых способов деятельности; мотивирование расширяет субъектную базу личности, включая такие структуры ее сознания, как опосредствование, ориентирование, автономность, смыслотворчество, самоактуализация, самореализация, обеспечение уровня духовности жизнедеятельности;

- опосредствование выводит сознание на уровень перевода внешних воздействий во внутренние импульсы поведения, опосредуя необходимость деятельности личным пониманием нравственности или безнравственности предстоящего действия в контексте или вне контекста общечеловеческих ценностей;

- ориентирование - умение выбирать нравственные ориентиры для построения личностной картины мира - индивидуального мировоззрения;

- автономность - способность личности к независимости от внешних воздействий, возможность реагировать на них исходя из нравственных законов;

- смыслотворчество - определение и порождение систем личностных смыслов, опосредованных преобразованием деятельностей отношений и общения в деятельность осмысления и творчества;

- самоактуализация - высший уровень проявления духовного и творческого потенциала личности, стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей; переход из состояния возможностей в состояние действительности;

- самореализация - стремление к признанию своего "Я" окружающими, самостоятельное создание условий для его полного проявления;

- обеспечение уровня духовности жизнедеятельности - способность самообеспечивать свою жизнь высокими нравственными ценностями, устанавливать нравственные ограничители и регуляторы, предотвращающие переход личности к утилитарно-технократическим целям.

Воспитание призвано способствовать становлению и проявлению таких личностных структур, которые воплощают творческие качества человека. Образование достигнет своей цели, если будут созданы условия, среда, в которой могла бы развиваться творческая личность.

В связи с новыми смыслами, основными компонентами системы самоорганизуемой педагогической деятельности становятся ее цель, содержание, имеющее личностно-ценностный смысл и технологические основы, преобразующие содержание в саморуководство посредством синергетических ориентиров, общих и частных принципов и ориентирующих условий.

Первым принципом для образования нового типа образования - гуманистического - становится субъектность познающего сознания. Новое место исследователя - внутри системы наблюдения, а не снаружи, обоснованное неклассической наукой, заставило по-новому осмыслить и статус действующих лиц образовательного процесса. И учитель, и ученик определяются активными субъектами образования. Однако для этого обучение и воспитание должны стать исследовательским полем, на котором опыт постижения знаний и опыта поведения "выращивается" не по схеме привития и пересадки из одной головы в другую, а по схеме культурного порождения смыслов этого знания.

В связи с этим, второй принцип - дополнительности - определяется одним из ведущих открытий неклассической квантовой теории - концепцией комплементарности ( от лат. complementum - дополнение). Смысл концепции состоит в том, что противоположности, как основа развития, уходят не посредством снятия, а за счет взаимного дополнения, компромисса, сочетающих черты прежних противоположностей. В соответствии с этим открытием монолог учителя уступает место смысловому диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентациям на реальную свободу развивающейся личности - всему тому, что развивает человеческое в человеке.

Третий принцип - открытости учебной и воспитательной информации. Открытость, среди множества своих проявлений, имеет еще одно важное качество. Открытые знания обладают свойством допускать на свою "территорию", приоткрываться для человека познающего. Мир знаний "открывается" перед учеником благодаря работе его сознания, как главной личностной ценности. Учитель не "преподносит" знания в готовом для понимания виде, но придает им контекст открытия, благодаря особым образом разработанному описанию.

К сожалению, попытки использования новой терминологии в большинстве исследований свидетельствуют о неспособности их авторов проникнуть в сущность синергетических основ самоорганизации. В связи с этим основная опасность, возникающая при обращении педагогов к синергетике состоит в попытках прямого, механистического переноса действия синергетических принципов и закономерностей в образование.

Суть оптимального способа состоит в том, что путь познания в синергетике должен быть таким же открытым, как и ее предмет. Если ее предметом являются открытые, сложноорганизованные, слабоструктурированные, нелинейно развивающиеся системы с гибкой самоорганизацией, то и методы их познания должны быть открытыми, сложноорганизованными и т.д.

Для придания содержанию образования личностного смысла необходимо обратиться к личностным структурам сознания учителей и учащихся, как к источнику и механизму самоорганизуемого творчества обучения и учения, воспитания и самовоспитания. В них содержится весь ценностный материал для нравственной самоорганизации личности, который может быть востребован в процессе применения технологий педагогической поддержки.

Переход личности в новое состояние сопровождается переживаниями сознанием самой ситуации и своего места в ней. Это приводит к возникновению личностной позиции двух видов: социального приспособленчества (полное подчинение условиям среды с неизбежной ассимиляцией и деградацией личности) или активной творческой деятельности по преобразованию ситуации (неадаптивная активность как основа саморазвития и самореализации личности). Вторая позиция соответствует состоянию самоорганизуемого творчества обучения и учения, воспитания и самовоспитания и определяется как цель педагогической деятельности.

Более подробно система самоорганизуемой педагогической деятельности представлена во второй главе, где ее основные компоненты рассматриваются с позиций их практического применения.

Самоорганизация - деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.

Словарь-справочник по педагогической психологии . М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева . 2001 .

Смотреть что такое "Самоорганизация" в других словарях:

самоорганизация — самоорганизация … Орфографический словарь-справочник

САМООРГАНИЗАЦИЯ — процессы спонтанного упорядочивания, возникновения пространственных, временных, пространственно временных или функциональных структур, протекающие в открытых нелинейных системах. Нелинейность означает необратимость и многовариантность эволюции,… … Философская энциклопедия

САМООРГАНИЗАЦИЯ — процесс; создания, воспроизводства или совершенствования организации сложной динамические системы. Процессы САМООРГАНИЗАЦИЯ могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между… … Экологический словарь

САМООРГАНИЗАЦИЯ — самопроизвольное (не требующее внеш. организующихвоздействий) установление в неравновесных диссипативных средах устойчивыхрегулярных структур (см. Диссипативные структуры). Первые исследованияявления С. были проведены И. Р. Пригожиным и его… … Физическая энциклопедия

самоорганизация — САМООРГАНИЗАЦИЯ процессы спонтанного упорядочивания, возникновения пространственных, временных, пространственно временных или функциональных структур, протекающие в открытых нелинейных системах. С. имеет место не только в системах живой… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

САМООРГАНИЗАЦИЯ — САМООРГАНИЗАЦИЯ, естественный, спонтанный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Свойства самоорганизации обнаруживают объекты разной природы: клетка, организм,… … Современная энциклопедия

САМООРГАНИЗАЦИЯ — целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Свойства самоорганизации обнаруживают объекты различной природы: клетка, организм, биологическая популяция,… … Большой Энциклопедический словарь

самоорганизация — сущ., кол во синонимов: 1 • организация (82) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Самоорганизация — целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Свойства самоорганизации обнаруживают объекты различной природы: клетка, организм, биологическая популяция,… … Политология. Словарь.

САМООРГАНИЗАЦИЯ — см. Синергетика. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

Самоорганизация — САМООРГАНИЗАЦИЯ, естественный, спонтанный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Свойства самоорганизации обнаруживают объекты разной природы: клетка, организм,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь


Педагогические условия, методы, формы и средства самоорганизации детей в дополнительном образовании

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эффект самоорганизации в любом коллективе проявляется в формировании морально-психологического климата; умении принимать решения методом мозгового штурма; наставничестве, поддержке начинающих; саморегулировании, разрешении конфликтов; избрании представителей групп для участия в коллективных мероприятиях; формировании коллективного мнения.

Согласно точке зрения ученых, занимающихся изучением проблемы самоорганизации личности (П.В. Бритвин [1], В.П. Голованов [2], Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова [3], В.М. Иванова [4], М.Р. Мирошкина [5] и др.), учение о самоорганизации, ставшее достоянием общенаучной методологии, должно проецироваться и на педагогику дополнительного образования детей, дать новую трактовку процессам личностного развития, позволяющую рассматривать ребенка как активного деятеля собственного развития, воспитания и обучения.

Любая педагогическая деятельность, так или иначе, признает необходимость учета индивидуальных особенностей воспитанников для повышения эффективности образовательного процесса. Кроме того, способность координировать и организовывать собственное поведение в соответствии со своими индивидуальными особенностями и особенностями ситуации имеет большую ценность для современного человека, и потому она должна целенаправленно формироваться.

Объединяя две эти задачи, В.П. Голованов формулирует вывод о необходимости предоставления обучающимся не просто индивидуальных траекторий развития, подобранных для каждого извне, но возможностей самоопределения и опыта самоуправления в процессе развития собственной личности. Это касается формирования опыта работы в оптимальном для них стиле, выработки умения согласовывать ход своей работы с собственными индивидуальными особенностями и добиваться благодаря этому наилучших результатов. Не менее важно также уделить достаточное внимание самоорганизации детей в выборе содержания своей учебной (и будущей профессиональной) деятельности. Процесс самоопределения и выбора индивидуальной уникальной траектории своего развития является не средством, своего рода, программируемого формирования личности, а самой целью образовательного процесса, который должен предоставлять максимально широкие возможности для такого личностного самоопределения [2].

Условием совершенствования самоорганизации в условиях дополнительного образования служит выбор и реализация соответствующих методов, форм и средств, нацеленных на обучение детей методам рациональной самоорганизации деятельности и их практическое использование.

Среди методов детской самодеятельности важное место занимают способы самоорганизации разума и нравственно-эстетического чувства, интеллектуально и эмоционально творческого самоуправления. К их числу относятся такие универсальные способы как самовоспитание, самообучение (и взаимообучение), венчающиеся самообразованием.

Самовоспитание обусловлено воспитуемостью ребенка, его способностью переводить внешние воспитательные воздействия, взаимодействия, противодействия во внутренний план, осуществлять переход внешнего воспитания в осознанное внутреннее самовоспитание. Сущность самообучения заключается в том, чтобы педагогические приемы, методы, способы образовательной деятельности перевести во внутренний план личности, создать условия успешного овладения ими. Сущность самообразования, опирающегося на самовоспитание и самообучение, состоит в том, чтобы развить в ребенке жажду знаний о природе, обществе и самом себе, разжечь возрастающую страсть духовного обогащения, получения духовно-эстетического удовлетворения и наслаждения от процесса познания.

Среди методов детской самодеятельности серьезного внимания заслуживают способы самоорганизации воли и поведения, общественного самопроявления и утверждения личности. В их числе такие, как самообладание, самоограничение, самоконтроль, самостимулирование, самоторможение в единстве с самонаказанием. Эти методы трансформируются в высокоразвитую индивидуально-личностную самодисциплину, органически связанную с внешней сознательной дисциплиной, обусловленной пониманием необходимости гражданского законопослушного и нравственного поведения.

Задачей педагога дополнительного образования является организация образовательного процесса, позволяющего ребенку, подростку заявить о себе, проявить себя в своей неповторимости, творческой индивидуальности. Нужна педагогическая поддержка самоорганизации детей, то есть такая организация обучения, воспитания и развития, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание, САМОнаблюдение, САМОлюбие, САМОразвитие, САМОкритика, САМО- прогноз, САМОорганизация, САМОуправление и другие.

Индивидуальная траектория развития воспитанников дополнительного образования детей, свобода выбора, вариативность программ, их практическая направленность являются принципиальными ориентирами дополнительного образования детей, а, следовательно, опыт, накопленной системой дополнительного образования детей, призван обогатить систему общего (базового) образования.

В процессе реализации ФГОС система дополнительного образования детей со всей полнотой позволяет реализовать свой воспитательный и культурный потенциал. Образовательное пространство самоорганизации в сфере дополнительного образования детей представляет собой комплекс направлений деятельности, включающий в себя следующие элементы.

1 Пространство индивидуально-личностного развития(психологическое тестирование и консультирование, тренинги личностного роста, занятия в творческих объединениях, спортивных и туристических секциях, самореализация и рост социальной активности в мероприятиях, проектирование и анализ изменений знаний, умений, навыков, состояния, отношений и др. в соответствующей проектно-аналитической работе).

2 Пространство группового социального развития (групповая проектно-внедренческая деятельность, коллективно-творческая деятельность, игры на командообразование и построение эффективных отношений, группы самообслуживания и самоорганизации, групповое консультирование по профилактике деструктивного поведения и реабилитации участников конфликтных ситуаций).

3 Пространство развития коллективной самоорганизации и самоуправления (создание условий для участия детей и подростков в управлении жизнью учреждения дополнительного образования: постановке целей, задач, планировании, осуществлении, контроле и оценке деятельности членов детского сообщества и административно-педагогического коллектива).

Как показывает анализ научных исследований в области дополнительного образования (В.А. Горский, А.Я. Журкина, Л.Ю. Ляшко, В.В. Усанов), порой каждый ученый вкладывает в понятие дополнительного образования свое понимание. Представленные идеи подтверждают ценность и целесообразность использования разработанных педагогических условий саморазвития, самореализации, самоорганизации, позволяющих ребенку и подростку успешно решать учебные и практические задачи и одновременно осваивать сложную и многообразную позицию субъекта своей жизнедеятельности.

На основании проведенного анализа научной литературы нами была составлена таблица, отражающая педагогические условия, методы, формы и средства самоорганизации детей в дополнительном образовании (таблица 1).

Таблица 1 - Педагогические условия, методы, формы и средства самоорганизации детей в дополнительном образовании

Методы, средства самоорганизации детей в дополнительном образовании

способы самоорганизации разума и нравственно-эстетического чувства, интеллектуально и эмоционально творческого самоуправления

самообучение (и взаимообучение), самообразование.

методы формирования у детей общественных идеалов

способы самоорганизации воли и поведения, общественного самопроявления и утверждения личности

Организационные формы самоорганизации детей в дополнительном образовании

разработка индивидуальной уникальной траектории развития личности ребенка

оказание педагогической помощи и поддержки

организация форм сотрудничества и коллективного взаимодействия

организация форм педагогической поддержки самоорганизации детей

Педагогические условия самоорганизации детей в дополнительном образовании

1 Проектирование в учреждении дополнительного образования пространства, обеспечивающего возможности для индивидуально-личностного развития.

2 Обеспечение условий и мероприятий, нацеленных на групповое социальное развитие детей (групповая проектно-внедренческая деятельность, коллективно-творческая деятельность, игры на командообразование и построение эффективных отношений, группы самообслуживания и самоорганизации, групповое консультирование).

3 Создание условий для участия детей и подростков в управлении жизнью учреждения дополнительного образования (постановке целей, задач, планировании, осуществлении, контроле и оценке деятельности членов детского сообщества и административно-педагогического коллектива).

Таким образом, анализ научной литературы позволил сделать следующие выводы:

1 Условием совершенствования самоорганизации в условиях дополнительного образования служит выбор и реализация соответствующих методов, форм и средств, нацеленных на обучение детей методам рациональной самоорганизации деятельности и их практическое использование.

2 Педагогическими условиями, обеспечивающими наиболее эффективную самоорганизацию детей в дополнительном образовании, выступают: проектирование в учреждении дополнительного образования пространства, создающего возможности для индивидуально-личностного развития; обеспечение условий и мероприятий, нацеленных на групповое социальное развитие детей; создание условий для участия детей и подростков в управлении жизнью учреждения дополнительного образования.

Бритвин, П.В. Педагогические условия совершенствования самоорганизации старшеклассников: автореф. дисс. . канд. пед. наук / П.В. Бритвин. — Чебоксары, 2008.— 235 с.

Голованов, В.П. Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства / В.П. Голованов / Ярославский педагогический вестник. – 2017. - № 5. – С. 160 -165.

Евладова, Е.Б. Самоорганизация детей и подростков в контексте социокультурной модернизации образования / Е.Б. Евладова, М.Р. Мирошкина // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2016. – № 1. – С. 19-26.

Иванова, В. М. Принцип самоактуализации студентов в процессе самоорганизации учебной деятельности [Текст] / Иванова В. М. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - N 12, прил., ч. 1. - С. 4-9. - Библиогр.: с. 9 (3 назв.).

Хохлова, Ж.Б. Общественная самоорганизация подростков как проявление социокультурной креативности / Ж.Б. Хохлова // Вестник МГУКИ. – 2012. – № 2. – С. 91–95.

целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы.

умение организовать себя, проявляющееся в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.

деятельность и способность личности, связанные с умением организовывать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.

способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая сознанием волевыми и интеллектуальными механизмами, проявляющаяся в мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. С. – это согласование, упорядочивание, создание индивидуально-оптимальной личностной и психической системы; показатель личностной зрелости. С. может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т.е. тем людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. С. у них не приобрела целеустремленность, осознанность, контролируемость.
Первым признаком высокой С. следует считать активное самосозидание себя как личности, личностный рост и развитие.
Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т.д.) индивидуальным особенностям личности. Несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности, не обеспеченных личностными качествами, общественным положением,– все это признак отсутствия или слабой С. личности.

процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жёсткий, а вероятностный характер. Свойства самоорганизации обнаруживают объекты самой различной природы: живая клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив и т. д. Процессы самоорганизации происходят за счёт перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации – их целенаправленный, но вместе с тем и естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны и относительно независимы от среды. Различают три типа процессов самоорганизации. Первый – это самозарождение организации, т. е. возникновение из некоторой совокупности целостных объектов определенного уровня новой целостной системы со своими специфическими закономерностями (например, генезис многоклеточных организмов из одноклеточных). Второй тип – процессы, благодаря которым система поддерживает определенный уровень организации при изменении внешних и внутренних условий её функционирования (здесь исследуются главным образом гомеостатические механизмы, в частности механизмы, действующие по принципу отрицательной обратной связи). Третий тип процессов самоорганизации связан с совершенствованием и саморазвитием таких систем, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт. Литература: [29, 65].

Читайте также: