Самооценка спортсмена и ее коррекция кратко

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация: В статье автор рассматривает, каким образом социально-психологические детерминанты, такие как групповая сплоченность спортивного коллектива и стиль руководства тренера влияют на самооценку подростков, занимающихся спортивными единоборствами.
Ключевые слова: самооценка подростков, спортивная деятельность, педагогический стиль тренера, сплоченность тренировочной группы

Factors for the development of self-esteem in adolescents from the section of sports martial arts

Pushkova Anna Vladimirovna
4-year student, directions of education 37.03.01 "Psychology", Taurida Academy of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Russia, Simferopol

Abstract: In the article, the author examines how socio-psychological determinants, such as the cohesion of a group of sports teams and the style of the coach's leadership, affect the self-esteem of adolescents participating of sports martial arts.
Keywords: self-esteem of teenagers, sports activity, pedagogical style of the trainer, cohesion of the training group

Цель и задачи – выявить и описать характеристики самооценки подростков-единоборцев, рассмотрев её социально-психологические детерминанты.

Изучение самооценки подростков-единоборцев показало, что наивысшими баллами они оценили свое здоровье (средний показатель шкалы равен 84,35), свои достижения в спорте (77,95), свой авторитет у сверстников (74,9). Ниже они оценивают силу своего ума и способности (65,5), характер (63,15), свою внешность (63,15) и уверенность в себе (69,3). Наименьшими баллами подростки-спортсмены оценили своё умение много делать своими руками (59,85).

Все 4 тренера юных единоборцев придерживаются демократического стиля руководства (средние показатели по стилям руководства авторитарного – 6,75 баллов, демократического – 9,25, либерального – 2). В трех тренировочных группах высокий уровень сплоченности (индекс сплоченности равен от 15,4 до 16,4 баллов). Эти группы по уровню развития можно рассматривать как коллективы. В четвертой тренировочной группе уровень сплоченности выше среднего (15 баллов).


Рис. 1. Каменистая осыпь факторов самооценки и межличностных отношений подростков-спортсменов

Исходя из полученного графика, можно говорить о значимой детерминации вариативности изучаемых переменных 4-мя факторами, веса которых превышают единицу. С учетом этого проведен факторный анализ показаний по методу Варимакс вращений с выделением 4 факторов. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Факторные нагрузки самооценки и показателей межличностных отношений подростков-спортсменов

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4
Я в спорте -0,097 0,093 0,920 0,069
Ум, способности 0,390 0,554 0,085 0,195
Характер 0,128 -0,753 0,350 -0,080
Авторитет у сверстников -0,339 0,714 0,278 -0,047
Умение много делать своими руками 0,411 0,066 -0,634 0,504
Внешность 0,105 0,216 -0,043 0,845
Уверенность в себе 0,116 0,887 0,261 0,156
Здоровье 0,138 0,509 0,619 0,038
Психометрический тест Сишора -0,201 -0,588 0,013 0,552
Индекс сплоченности Сишора -0,512 -0,124 -0,647 0,298
Демократичность по методике ОУДУпСХ -0,975 -0,059 -0,019 -0,090
Авторитарность по методике ОУДУпСХ 0,975 0,059 0,019 0,090
Авторитарность по методике СкОСР 0,919 -0,042 0,103 -0,153
Демократичность по методике СкОСР -0,978 0,029 0,003 0,047
Либеральность по методике СкОСР 0,908 0,003 -0,225 0,186
Expl.Var 5,333 2,860 2,387 1,514
Prp.Totl 0,356 0,191 0,159 0,101

Примечание: жирным курсивом обозначены статистически значимые связи

Данный метод показал, что Фактор 1 отмечен высокими нагрузками на переменные, связанные с оценкой тренерами своего стиля руководства при подготовке спортсменов-единоборцев. Наблюдается, что при авторитарном и либеральном стилях руководства у спортсменов-подростков снижается самооценка своего авторитета у сверстников и удовлетворенности коллективом, в котором они тренируются, а также, в целом, характеристики групповой сплоченности. Иначе говоря, при авторитарном и/или либеральном стиле руководства тренера, спортсмены-подростки ощущают дискомфорт от нахождения в таком коллективе, они не ощущают свою значимость и, в целом, такой коллектив разобщён, но на оценку подростком своих спортивных достижений это значимо не влияет.

Для выявления степени влияния различных факторов на оценку своих достижений в спорте подростков-спортсменов был проведен регрессионный анализ. Он позволил составить регрессионные уравнения и выявить тенденции изменения самооценки обследуемых в спортивной деятельности при изменении других социально-психологических характеристик обследуемых.

Таблица 2. Регрессионный анализ параметров самооценки подростков-единоборцев

F(7,12)=3,477 p Список литературы

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. В.Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
2. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера / Предисл. Н.В. Кузьминой, А.Ц. Пуни, А.В. Тарасова. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 375 с.
3. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972. – 303 с.
4. Столин В. В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 284 с.
5. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989. - 208с.
6. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977.– 144 с.

← Предыдущая статьяОбучение студентов иноязычной письменной деловой коммуникации: какую методику выбрать?

Следующая статья →Формирование профессиональной направленности старших школьников в образовательном процессе средней школы: результаты эмпирического исследования

Существует огромное множество теорий, посвященных структуре лич­ности. Такое положение вещей можно объяснить сложностью данного вопро­са: трудно учесть всё многообразие личностных проявлений человека и уло­жить их в стройную систему, в которой прослеживалась бы и возможная ие­рархия психических явлений, и их самоценность и интегрированность. Наиболее успешно справляющейся с такими задачами кажется структура личности, предложенная К.К. Платоновым (1986). Он предлагает рассматривать лич­ность с четырёх позиций, каждая из которых занимает определённое положе­ние на шкале, противоположными полюсами которой выступают социальная и биологическая стороны человека.

Среди накопленных к настоящему моменту данных по этой проблеме можно отметить следующее.

Связь самооценки обнаруживается практически со всеми исследуемыми психологическими свойствами личности (подробнее см. ниже). Это и понятно, поскольку человек способен оценивать любые свои проявления, и в зависимо­сти от этой оценки направлять свою деятельность и развитие. Последователь­но проследим эти взаимосвязи.

Г.В. Лозовая (2003) предполагает, что адекватная, то есть соответст­вующая действительности, а так же довольно высокая и средне дифференци­рованная самооценка является предпочтительной во всех отношениях, однако экспериментально это еще мало изучено. Особенности её взаимосвязи с лич­ностными проявлениями являются наиболее позитивными, что отмечается в изученных литературных источниках. Рассмотрим этот тезис подробнее.

Во-первых, адекватная самооценка обеспечивает эмоциональную ста­бильность личности (Дашкевич О.В., 1981; Левит Л.З., 1988; Палий В.И, 1987). От взаимосвязи эмоциональных процессов и самооценки во многом за­висит успешность, стабильность и надёжность деятельности, в том числе и спортивной. Так, О.В. Дашкевич (1981) основываясь на эксперимнтальных данных, утверждает, что неадекватная самооценка, сопровождающаяся неаде­кватными эмоциями, наблюдается чаще у нестабильно-эффективных и ста­бильно-неэффективных спортсменов. Устойчивая адекватная самооценка наи­лучшим образом обеспечивает проявление данных характеристик деятельно­сти, поскольку связана с низкой эмоциональной возбудимостью (Мальчиков А.В., Пегов В.А., 1988). Напротив, неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка наблюдается у эмоционально неуравновешенных спортсменов. Кроме того, по мнению Е.П. Ильина, Ю.Я. Киселёва, В.К. Сафонова (1989) из-за эмоциональной напряжённости может наблюдаться снижение некоторых частных самооценок спортсменов.

По данным Л.З. Левит (1988) самооценка выполняет роль личностного регулятора интеллектуальных процессов и процесса целеполагания. Спорт­смен, имеющий адекватную самооценку, наиболее эффективно использует данные свойства своей психики для решения самых разнообразных, в том числе и профессиональных, задач. При этом эмоциональная и мыслительная сфе­ры спортсмена приобретают большую согласованность. В результате, спорт­смены с подобным сочетанием личностных особенностей достигают лучших результатов. Спортсмены с завышенной или заниженной самооценкой ставят перед собой слишком сложные задачи, либо не ставят их вовсе. Интеллекту­альная и эмоциональная сферы личности у такого спортсмена отличаются за­метной рассогласованностью.

Успешность и надёжность спортсмена зависит от взаимосвязи его мыс­лительных, эмоциональных процессов и самооценки (Мальчиков А.В., Пегов В.А., 1988; Левит Л.З., 1988). Наиболее оптимальным соотношением данных показателей для результативности спортсмена является следующее: высоко развитые интеллектуальные способности, низкая эмоциональная возбудимость и устойчивая адекватная самооценка (Левит Л.З., 1988). Самооценка при этом выполняет роль личностного регулятора, придающего мыслительным процес­сам и эмоциям спортсмена большую согласованность. Спортсмены с подоб­ным сочетанием личностных особенностей достигают лучших результатов (Буравцова Л.В., Гурьянов A . M ., 1979).

Следующим моментом в ряду взаимосвязей самооценки, является её связь с волевыми свойствами личности. Так, В.В. Медведев (1993) отмечает, что такие проявления волевой сферы спортсмена, как решительность и сме­лость, а так же инициативность и самостоятельность наилучшим образом про­являются у спортсменов с адекватной самооценкой. Данные свойства лично­сти требуют от спортсмена глубокого знания специфики своих индивидуаль­ных проявлений, что является предпосылкой для формирования адекватной самооценки. Зная свои возможности и особенности, человек способен ставить перед собой реальные цели и настойчиво продвигаться к ним. Таким образом, адекватная самооценка связана с проявлением целеустремлённости - базового для спортсмена качества воли, на основе которого могут развиваться все ос­тальные (Попов А.Л., 2000).

Формирование трезвой уверенности в себе — важный момент тактиче­ской и психологической подготовки спортсмена (Козлова Н.М., 1979). Такого состояния можно достичь, реально оценивая свои силы и возможности, то есть благодаря адекватной самооценке (Дмитриенкова Л.П., Ганюшкин А.Д. 1979). Иными словами, если личность адекватно и высоко оценивает себя, крепнет её уверенность в себе. Человек, не умеющий реально оценить себя, неизбежно испытывает чувство неуверенности или излишней самоуверенности. Так, по данным О.С. Никитиной (1979), реальная оценка своих возможностей, наряду с другими факторами, определяет уверенность спортсмена в себе. Н.М. Козло­ва (1979) установила, что от неуверенности в себе и своих силах снижается самооценка спортсмена (на примере лыжников-гонщиков), что сопровождает­ся ухудшением адаптации к физическим и психическим нагрузкам. Ю.Я. Ки­селёв, Ю.Д. Куликов (1989) утверждают, что субъективная вероятность дос­тижения успеха в значительной мере зависит от самооценки. Заниженная са­мооценка сопровождается устойчивой потерей уверенности в успехе (Дашке­вич О.В., 1981), а завышенная — зазнайством, самомнением, потерей бдитель­ности. Таким образом, самооценка связана с уровнем уверенности в себе.

Тревожность спортсмена, имеющего адекватную самооценку, как пра­вило, держится на наиболее оптимальном для спортивной деятельности уров­не (Дашкевич О.В., 1981). Таковым является средний, тяготеющий в сторону высокого (Кретти Б.Д., 1978). В этом случае тревожность мобилизует все ре­зервы спортсмена, что часто бывает необходимо для достижения успеха (Бу-равцова Л.В., Гурьянов A . M ., 1979; Мальчиков А.В., 1979). Спортсмен, реаль­но оценивающий свои возможности, настроен на определённый результат и проявляет устойчивую уверенность в достижимости этого результата. Следст­вием становится меньшее волнение и оптимальная тревожность. Неадекватная же оценка собственных действий, по мнению А.Л. Попова (2000), является важной причиной повышения уровня тревожности. Так, скрытая личностная тревожность свойственна спортсменам с завышенной самооценкой (Дашкевич О.В., 1981). В данной взаимосвязи есть своя особенность. Завышенная само­оценка может приводить к снижению тревожности, но при этом снижается и уровень критичности спортсмена г что негативно отражается на результативно­сти его деятельности (Попов А.Л., 2000).

В целом спортсменам свойственна повышенная личностная тревожность (Грибкова Л.П., Круглова С.Г., 1988), поскольку вся их жизнь подчинена со­ревновательной деятельности, которая, как известно, отличается своей стрес-согенностью и экстремальным характером (Серова Л.К., 1999). Одной из при­чин повышенной тревожности может выступать неадекватная самооценка и оценка возможностей соперника (Попов А.Л., 2000).

Самооценка может быть связана с мотивационной сферой личности - стремлением к достижению успеха или избежанию неудач. По данным О.В. Дашкевич (1981) в первом случае спортсменам характерны неадекватно завы­шенные притязания, что косвенно может свидетельствовать о степени адек­ватности самооценки. Таким образом, самооценка связана с мотивационной сферой личности. Ю.Я. Киселёв, Ю.Д. Куликов (1989) называют самооценку ядром мотивационной системы личности спортсмена. При этом эффективные спортсмены, стабильно показывающие высокие результаты и мотивированные на достижение успеха обладают адекватным уровнем притязаний и высокой самокритичностью, являющимися результатом адекватной самооценки (Даш­кевич О.В., 1981; Левит Л.З., 1988). Адекватная самооценка способствует са­мостоятельности и реализму в постановке целей и выборе мотивов деятельно­сти. Кроме того, структура мотивов даже у спортсменов высокой квалифика­ции динамична, и изменяется под влиянием самооценки своего состояния (а так же возраста и уровня спортивных достижений) (Ильин Е.П., Киселёв Ю.Я, Сафонов В.К, 1989).

Наконец, самооценка тесно связана с ценностной сферой личности. Адекватная высокая самооценка оказывает положительное влияние на разви­тие ценностных ориентации спортсмена (Лозовая Г.В.,2002). При этом нема­ловажно влияние пола, спортивной квалификации, а так же вида спорта, в ко­тором выступает спортсмен.

Таким образом, позитивный характер взаимосвязи адекватной само­оценки прослеживается в самых разнообразных сферах личности - от интел­лектуальной до мировоззренческой. У личности, обладающей адекватно высо­кой самооценкой, наилучшим образом раскрывается её потенциал, наблюдает­ся уравновешенность различных личностных проявлений и оптимальное их развитие. Всё это позволяет личности успешно адаптироваться: к постоянно меняющимся условиям существования, и как следствие - быть успешной в различных областях жизнедеятельности. В частности, спортсмены, адекватно оценивающие себя, мотивированы на достижение успеха, обладают высокой эмоциональной устойчивостью, развитыми волевыми качествами, трезвой уверенностью в себе (Дашкевич О.В., 1981; Левит Л.З., 1988), а так же адек­ватным уровнем притязаний и высокой самокритичностью. Такие спортсмены наиболее эффективны и стабильно показывают высокие результаты.

Похожие страницы:

Связь самооценки и уровня личностной тревожности в среднем возрасте

Самопрезентация и ее особенности в подростковом возрасте

Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

. выше ее самооценка. Самооценка характеризуется . самооценки; «На основе самопознания . средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить их самооценку . , самооценка которых нуждается в коррекции. . вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте .

Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста

. ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее . для спортсменов другого . самовыражения и самопознания клиента через . коррекция психоэмоциональных комплексов через рисование эффективное средство . упражнения на повышение самооценки 3. Методика « .

Коррекция агрессивного поведения у дошкольников с помощью технологии игротерапии

. и самопознания. Важнейшей . самооценки детей; снижение проявления агрессивности в поведении. Средства коррекции . - 512 с. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – . выбирают судью и спортсменов. Прово­дятся спортивные игры .

Отечественная традиция телесно-ориентированной психотерапии: практика био-энерго-системо-терапии (БЭСТ)

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Самооценка спортсмена: путь к победе

Автор

/module/item/name

Спортивные тренеры, ученые и сами спортсмены находятся в постоянном поиске путей, которые бы обеспечили максимально возможный прирост спортивных результатов. В трудах известных отечественных ученых в области спортивной подготовки было высказано положение о том, что эффективная спортивная тренировка должна осуществляться согласно требованиям, предъявляемым к строго управляемым процессам. Один из путей к решению этого вопроса — моделирование изучаемых систем. Модель (от лат. modulus — мера, образец) — это упрощенное логическое, графическое или математическое описание какого-либо объекта, которое отображает существенные его свойства.

В нашей работе моделирование было связано с процессом изучения личностных особенностей спортсмена и построения их типологий для уточнения характеристик успешного выступления спортсменов. Разрабатываемые модели были описаны в виде комбинаций личностных характеристик, самооценки и притязаний спортсменов с учетом показателей спортивного мастерства, продемонстрированного ими на соревнованиях в течение трех лет. Каждая изученная модель была сконструирована на базе главных, системообразующих факторов и адекватно отражена с различных сторон профессиональной успешности спортсменов.

Анализ научных публикаций показал, что самооценка, с одной стороны, является одним из самых изучаемых и разработанных разделов психологии, но при этом остается одним из наиболее сложных понятий, так как самооценка — автономная характеристика личности и ее центральный компонент — формируется при активном участии самой личности, к тому же отражает своеобразие ее внутреннего мира, а также принимает непосредственное участие в адаптации и регуляции поведения и деятельности человека, причем её функции проявляются в оценке, блокировке, контроле, стимулировании и защите.

В профессиональной деятельности тренеру необходимы знания из различных областей психологической науки, в том числе и знания о самооценочных паттернах как важном компоненте личности и регуляторе поведения спортсмена, позволяющем тренеру обоснованно включать данный компонент в учебно-тренировочный процесс и в программу индивидуальной психологической подготовки.

Не менее важным компонентом личности человека является уровень его притязаний — это многогранное психическое образование, включающее эмоциональные, мотивационные и интеллектуальные компоненты, рассматриваемое как уровень целей, в одном случае, к достижению которых человек считает себя способным, а в другом — как цели, которые человек хотел бы достичь.

Основной интерес нашего исследования был сосредоточен на вариантах соотношения самооценки и уровня притязаний с целью построения моделей успешности / неуспешности выступлений спортсменов.

Мы эмпирически исследовали самооценку и притязания спортсменов через значимые во всех видах спорта компоненты спортивной подготовленности. И получили развернутые результаты по четырем типовым группам квалифицированных спортсменов, в которых были установлены различные величины дивергенции самооценки и притязаний (т.е. меры сопряженности и рассогласования этих конструктов), а также степень их адекватности с позиции их оценивания экспертами.

Содержательная детализация типовых групп:

  • 1-я и 2-я типовые группы с сопряженными уровнями самооценки и притязаний при слабой и умеренной дивергенции параметров;
  • 3-я и 4-я типовые группы с дивергентными уровнями самооценки и притязаний при сильном и очень сильном расхождении параметров.

Получены разнообразные результаты, большинство из них опубликованы. Остановимся на ряде важных результатов. Метаанализ позволил выявить фактор успешности выступления квалифицированных спортсменов в двух типовых группах (2-й и 4-й), базирующихся на параметрах самооценки и притязаний с добавлением значимых компонентов — личностных особенностей спортсменов. И на этой основе созданы психологические модели успешности выступления спортсменов.

В соответствии с этой моделью такой комплекс факторов является гарантом реализации запланированных результатов и успешности выступления квалифицированного спортсмена.

Указанная триада является функцией трёх переменных:

  • дивергенция в виде сильного разрыва между уровнями самооценки и притязаний спортсмена;
  • высокая тревожность как индивидуальная психологическая особенность спортсмена;
  • локализация контроля как свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внешним факторам.

Согласно представленному паттерну, спортсмен при повышении уровня тревоги испытывает значительное снижение уверенности в своей способности контролировать происходящее. Проблема заключается в том, что одновременно с этим он перестает осознавать ответственность за достижения и другие события, а вместо того, чтобы активно действовать, теряет уверенность и бездействует, это нередко приводит к демонстрации достижений ниже возможностей и ожидаемого результата.

Наиболее интересный вывод исследования заключался в том, что, по итогам анализа второй модели, мы значительно развили теоретический тезис о характере атрибуции неуспеха у квалифицированных спортсменов. Причинами развития неблагоприятных вариантов реализации потенциала спортсмена в соревновательных условиях может стать существенное рассогласование между самооценкой и уровнем притязаний, сопровождаемое описанными индивидуально-психологическими особенностями личности, высоким уровнем тревожности и высокой мотивацией достижения, также дополненное внешней направленностью локуса контроля.

Полученные результаты позволяют оценить самооценку и притязания как психологические ресурсы, определить вектор индивидуально-личностного роста спортсмена, создать условия для коррекции применяемых методов по формированию самооценки, с этой же целью использовать техники саморегуляции и самоорганизации спортивной деятельности, выработать стратегию отношений с самим собой для избежания неблагоприятных изменений в процессе спортивной подготовки.

Аннотация: В статье автор рассматривает, каким образом социально-психологические детерминанты, такие как групповая сплоченность спортивного коллектива и стиль руководства тренера влияют на самооценку подростков, занимающихся спортивными единоборствами.
Ключевые слова: самооценка подростков, спортивная деятельность, педагогический стиль тренера, сплоченность тренировочной группы

Factors for the development of self-esteem in adolescents from the section of sports martial arts

Pushkova Anna Vladimirovna
4-year student, directions of education 37.03.01 "Psychology", Taurida Academy of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Russia, Simferopol

Abstract: In the article, the author examines how socio-psychological determinants, such as the cohesion of a group of sports teams and the style of the coach's leadership, affect the self-esteem of adolescents participating of sports martial arts.
Keywords: self-esteem of teenagers, sports activity, pedagogical style of the trainer, cohesion of the training group

Цель и задачи – выявить и описать характеристики самооценки подростков-единоборцев, рассмотрев её социально-психологические детерминанты.

Изучение самооценки подростков-единоборцев показало, что наивысшими баллами они оценили свое здоровье (средний показатель шкалы равен 84,35), свои достижения в спорте (77,95), свой авторитет у сверстников (74,9). Ниже они оценивают силу своего ума и способности (65,5), характер (63,15), свою внешность (63,15) и уверенность в себе (69,3). Наименьшими баллами подростки-спортсмены оценили своё умение много делать своими руками (59,85).

Все 4 тренера юных единоборцев придерживаются демократического стиля руководства (средние показатели по стилям руководства авторитарного – 6,75 баллов, демократического – 9,25, либерального – 2). В трех тренировочных группах высокий уровень сплоченности (индекс сплоченности равен от 15,4 до 16,4 баллов). Эти группы по уровню развития можно рассматривать как коллективы. В четвертой тренировочной группе уровень сплоченности выше среднего (15 баллов).


Рис. 1. Каменистая осыпь факторов самооценки и межличностных отношений подростков-спортсменов

Исходя из полученного графика, можно говорить о значимой детерминации вариативности изучаемых переменных 4-мя факторами, веса которых превышают единицу. С учетом этого проведен факторный анализ показаний по методу Варимакс вращений с выделением 4 факторов. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Факторные нагрузки самооценки и показателей межличностных отношений подростков-спортсменов

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4
Я в спорте -0,097 0,093 0,920 0,069
Ум, способности 0,390 0,554 0,085 0,195
Характер 0,128 -0,753 0,350 -0,080
Авторитет у сверстников -0,339 0,714 0,278 -0,047
Умение много делать своими руками 0,411 0,066 -0,634 0,504
Внешность 0,105 0,216 -0,043 0,845
Уверенность в себе 0,116 0,887 0,261 0,156
Здоровье 0,138 0,509 0,619 0,038
Психометрический тест Сишора -0,201 -0,588 0,013 0,552
Индекс сплоченности Сишора -0,512 -0,124 -0,647 0,298
Демократичность по методике ОУДУпСХ -0,975 -0,059 -0,019 -0,090
Авторитарность по методике ОУДУпСХ 0,975 0,059 0,019 0,090
Авторитарность по методике СкОСР 0,919 -0,042 0,103 -0,153
Демократичность по методике СкОСР -0,978 0,029 0,003 0,047
Либеральность по методике СкОСР 0,908 0,003 -0,225 0,186
Expl.Var 5,333 2,860 2,387 1,514
Prp.Totl 0,356 0,191 0,159 0,101

Примечание: жирным курсивом обозначены статистически значимые связи

Данный метод показал, что Фактор 1 отмечен высокими нагрузками на переменные, связанные с оценкой тренерами своего стиля руководства при подготовке спортсменов-единоборцев. Наблюдается, что при авторитарном и либеральном стилях руководства у спортсменов-подростков снижается самооценка своего авторитета у сверстников и удовлетворенности коллективом, в котором они тренируются, а также, в целом, характеристики групповой сплоченности. Иначе говоря, при авторитарном и/или либеральном стиле руководства тренера, спортсмены-подростки ощущают дискомфорт от нахождения в таком коллективе, они не ощущают свою значимость и, в целом, такой коллектив разобщён, но на оценку подростком своих спортивных достижений это значимо не влияет.

Для выявления степени влияния различных факторов на оценку своих достижений в спорте подростков-спортсменов был проведен регрессионный анализ. Он позволил составить регрессионные уравнения и выявить тенденции изменения самооценки обследуемых в спортивной деятельности при изменении других социально-психологических характеристик обследуемых.

Таблица 2. Регрессионный анализ параметров самооценки подростков-единоборцев

F(7,12)=3,477 p Список литературы

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. В.Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
2. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера / Предисл. Н.В. Кузьминой, А.Ц. Пуни, А.В. Тарасова. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 375 с.
3. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972. – 303 с.
4. Столин В. В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 284 с.
5. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989. - 208с.
6. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977.– 144 с.

← Предыдущая статьяОбучение студентов иноязычной письменной деловой коммуникации: какую методику выбрать?

Следующая статья →Формирование профессиональной направленности старших школьников в образовательном процессе средней школы: результаты эмпирического исследования

Читайте также: