Сальвадор дали и гала история любви кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сальвадор Дали и Гала | Фото: fakty.ua


35 лет назад, 10 июня 1982 г. ушла из жизни женщина, чье имя вошло в историю искусств благодаря Сальвадору Дали , чьей женой и музой она была на протяжении многих лет. Ей удалось стать для него одновременно матерью, любовницей и другом, абсолютно незаменимой и обожаемой. Но Дали был далеко не единственным мужчиной для нее. Гала никогда не отказывала себе в своих желаниях и заставила художника потакать всем ее прихотям.

Елена Дьяконова | Фото: e-reading.club

Елена Дьяконова | Фото: e-reading.club

Гала и Поль Элюар | Фото: dali-genius.ru

Сальвадор Дали, Гала, Поль и Нуш Элюар, 1931 | Фото: dali-genius.ru

Не устоял перед ее чарами и немецкий художник и скульптор Макс Эрнст. Гала не только не скрывала роман от мужа, но и убедила его в необходимости жить втроем. Она всегда проповедовала идеи свободной любви, а ревность считала глупым предрассудком.

Гала и Сальвадор Дали | Фото: e-reading.club

Художник и его муза | Фото: dali-genius.ru

Сальвадор Дали. Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече | Фото: personallife.ru

Художник и его муза | Фото: e-reading.club

Сальвадор Дали, 1959 | Фото: aif.ru

Художник и его муза | Фото: e-reading.club

Елена Дьяконова, она же Гала | Фото: e-reading.club

Сальвадор Дали и Гала | Фото: historytime.ru

Художник и его муза | Фото: historytime.ru

Сальвадор Дали и Гала, 1957 | Фото: aif.ru

Художник и его муза | Фото: fakty.ua и personallife.ru

Гала и Сальвадор Дали | Фото: e-reading.club

Художник и его муза | Фото: e-reading.club

Сальвадор Дали и Гала | Фото: historytime.ru


Художник до конца дней любил свою музу, хотя на публике часто появлялся с другими женщинами: скандальная муза Сальвадора Дали Аманда Лир .

История любви в картинах: Сальвадор Дали и Гала

Неудивительно , что Гала поразила Дали с первого взгляда. Она была необыкновенной женщиной: при весьма скромных внешних данных ей удавалось обращать на себя внимание всех , кто оказывался в ее поле зрения.

Сальвадор Дали. Сон Галы. Мечты о рае

Сальвадор Дали. Портрет Галы, 1933 А вот муж на ее фоне был недостаточно ярким, и вскоре она завел

Сальвадор Дали.
Портрет Галы , 1933

А вот муж на ее фоне был недостаточно ярким , и вскоре она завела роман с художником Максом Эрнстом, не скрывая отношения от законного супруга — более того , некоторое время вся троица проживала вместе. Но Элюар никогда не воспринимал соперника как угрозу , не веря , что он сможет разрушить их брак. Не видел он опасности и тогда , когда познакомил жену с молодым художником Сальвадором Дали. Даже после того , как Гала оставила его и дочь Сесиль ради испанца , Элюар ждал ее возвращения и писал письма до самой своей смерти.

Сальвадор Дали. Галатея в момент творения

Фото: islanders. is

Сальвадор Дали Портрет Поля Элюара, 1929 С тех пор они больше не расставались. Прогуливались вместе

Сальвадор Дали
Портрет Поля Элюара , 1929

Сальвадор Дали. Гала, Мадонна Порт-Льигата

Гнев родителя зашел настолько далеко , что тот объявил об отречении от своего сына во всеуслышание и призвал всех жителей Кадакеса и Фигераса также бойкотировать Дали. Многие действительно последовали призыву уважаемого в округе нотариуса и отказывали Сальвадору в крове и аренде жилья. Нашлась лишь одна вдова рыбака , некая Лидия Сабана де Коста , которая знала его с самого детства и всегда верила в его талант. Она за бесценок продала паре лачугу на отшибе недалеко от Кадакеса , в Порт-Льигате , где хранились рыболовные снасти. Там Сальвадор и Гала обустроили свой рай в шалаше.

Комната площадью 16 квадратных метров была одновременно гостиной , спальней и студией. Обедом им иногда служил один фрукт на двоих. Это время , проведенное с Дали почти в нищете , не вписывается в образ Галы как алчной и корыстной женщины , ведь ее прежний быт в хороших парижских апартаментах с Полем Элюаром был куда более благоустроенным. Но те , кто хочет видеть в ней только холодный расчет , все равно спишут этот эпизод на дар предвидения скорого богатства с многообещающим художником.

Сальвадор Дали Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало, 1960 Чтобы продать несколько картин и в

Сальвадор Дали
Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало , 1960

Чтобы продать несколько картин и выручить немного денег на ремонт ветхого жилища , они отправляются в Париж , где Элюар предоставляет им одну из своих квартир. Дали продолжает писать , а Гала с утра до вечера обивает пороги всех столичных галерей с папкой рисунков , предлагая приобрести его работы. Возвращаясь домой , она ведет домашнее хозяйство , полностью взяв на себя все заботы.

Фото: socialmola.com Главным успехом того времени стал договор о персональной выставке, которая сос

Постепенно финансовое положение пары налаживается. В 1934 году они предпринимают путешествие , которое окончательно закрепит и упрочит его — в США. Но перед этим они официально оформляют свои отношения. Гала пойдет на это лишь после того , как ее первый муж женится во второй раз , хотя Элюар сам неоднократно призывает ее к заключению брака с Дали. Ее бывший возлюбленный переживал , что в противном случае Гала останется ни с чем , если вдруг отношениям с художником придет конец либо же с ним случится несчастье.

Сальвадор Дали. Галарина

Во время первой поездки в Америку семейному тандему удалось привлечь немало внимания публики , которое очень хорошо конвертировалось в доллары. Правда , перед отъездом домой произошел скандал — случайно или преднамеренно — который навсегда присвоил Гале репутацию жестокой и циничной женщины.

Сальвадор Дали. Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече

Но ничто не вечно: в то время как слава художника и его финансовое состояние растут в геометрической прогрессии , отношения с Галой постепенно начинают портиться. Причиной этому становится физический износ его супруги — она стареет , и неспособность смириться с неумолимым ходом времени влияет на ее и без того сложный характер не лучшим образом.

Сальвадор Дали. Портрет Галы против света

В попытке ухватить ускользающую молодость за хвост Гала начинает лихорадочно менять молодых любовников , делать пластические операции , и на все эти недешевые удовольствия ей требуется все больше денег. Ходят слухи , что в приступах алчности она чуть ли не запирает Дали на замок , чтобы тот работал безвылазно. Но все было не так просто , ведь Дали тоже оценил вкус денег и зарабатывал их всеми доступными методами , включая не самые честные. Такие , как согласие ставить подпись на десятках тысяч пустых листов для изготовления литографий , которые уходили к жуликам по 40 долларов за экземпляр.

socialmola.com

В 1969 году Дали решает выполнить давнишнее обещание и подарить жене целый замок. Так Гала становится обитательницей настоящего средневекового замка Пуболь , куда Дали имеет право приезжать только по предварительному письменному уведомлению. Но его нисколько не расстраивает этот факт. Напротив , он находит в нем некоторое мазохистское удовольствие — добиваться аудиенции своей королевы.

Фото: tumblr.com В то время, как за художником присматривает юная французская модель Аманда Лир (Да

Елена Дьяконова, более известна миру как просто Гала, была женой французского поэта Поля Элюара и любовницей немецкого художника Макса Эрнста. Но прославилась она благодаря отношениям с испанцем Сальвадором Дали, которому она стала второй женой, моделью и музой. В день рождения Галы, 7 сентября, вспоминаем великую историю любви между ней и легендарным сюрреалистом.


Сальвадор Дали и Гала в Кадакесе, начало 1930-х

"Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее безмятежной".

Это первые строчки книги "Дневник одного гения" Сальвадора Дали, опубликованной в Париже в 1964 году, когда художнику было 60 лет, а его жене – 70. Таких строчек Дали напишет немало – в своих книгах, на картинах, каждый раз изощряясь в эпитетах. О самой знаменитой паре в истории искусства 20 века (наряду с Диего Риверой и Фридой) сказано много, но дневник Дали и его автобиография "Тайная жизнь Сальвадора Дали", написанные пышно и сочно – один из немногих источников более-менее достоверной информации о том, что представляли собой их отношения.


Гала на съемке для американского Vogue, 1943

Дали и Гала познакомились в 1929 году в Кадакесе. Гале было 35, Дали – 25. Дали только приехал из Парижа, где вместе с Бунюэлем закончил монтаж фильма "Андалузский пес" и пригласил к себе домой две богемные пары – художника Рене Магритта с женой и поэта Поля Элюара с супругой. Ею была Гала – девушка русского происхождения, которая в 17 лет переехала из Москвы в Швейцарию. Гала и Дали заинтересовали друг друга с первого взгляда. Свои впечатления Дали описывает в "Тайной жизни" очень смешно.


Сохранилось очень много фотографий Галы. Она была худая, стильная и строгая, а ее биографы любят писать о страстном темпераменте девушки и о том, что у нее всегда было множество любовников, в том числе и во время замужества с Дали, в том числе и намного младше самой Галы. "Тело у нее было нежное, как у ребенка, – пишет Дали в своих дневниках. – Линия плеч –почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной".


Вообще, как бы ни старались многочиленные биографы Галы, лучшие тексты о ней написал Сальвадор Дали. "Сегодня воскресенье, и я наконец раскрыл тайну цвета глаз Галы, они у нее подводно-ореховые. Этот цвет, так же как и цвет морских олив, весь день не давал мне покоя".


Один из первых портретов Галы, написанных Дали

Роман Сальвадора Дали и Галы начался почти мгновенно. Гала ушла не только от Поля Элюара –она оставила и 11-летнюю на тот момент дочь Сесиль, с которой в первые годы брака почти не общалась ("Дети меня не очень-то интересовали" – знаменитая фраза Дали). Первое время Дали и Гала жили очень бедно в маленьком рыбацком доме в Порт-Лигате – Дали поссорился с отцом и тот лишил его материальной помощи. Потом уехали в Париж – Дали писал картины, а Гала букально оббивала пороги галерей и колекционеров, рекламируя мужа. Гала никогда не была простой музой: в 1930-е в Париже она усвоила профессию продюсера и агента, представляя права мужа и сделав его коммерчески успешным художником. Например, благодаря ей в Париже возникло меценатское общество "Зодиак", которое платило Дали гонорар и поддерживало его.


"Галарина", 1945

Почти на всю жизнь Гала станет единственной женщиной-моделью Дали, кроме его старшей сестры. Десятки картин Дали посвящены Гале – "Мадонна из Порт-Лигата", "Галарина" "Атомная Леда". На всех она изображена с гордой осанкой, строгим взглядом и легкой полуулыбкой. Часто дали пишет Галу в центре религиозных мотивов, что искусствоведы трактуют как фанатичное отношение художника к жене как к Деве Марии. При этом очевидно, что Гала была не просто музой или агентом художника, но и сама имела неординарный художественный талант. В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке Дали представил большую инсталляцию "Сон Венеры". Это был сложный, эффектный проект: вход в зале был выполнен в виде стройных женских ног, а внутри картины Дали соседстовали с моделями, которые изображали сюжеты полотен. Есть много сохранившихся документов, в которых зафиксировано, что Гала была соавтором работы.



Замок в Пуболе


К слову, звали Галу на самом деле Елена Дьяконова. Галой (с ударением на втором слоге) ее назвал Поль Элюар – с французского это слово переводилось как "праздник". Символично.



Для Галы эта любовь с первого взгляда была не первой, а Дали еще не знал столь сильного чувства — ведь нельзя считать таковыми его чувства к подружке детства Дуллите или его мечты о маленькой воображаемой Галючке, которую впоследствии он идентифицирует с Галой.

Появление Галы в жизни Дали было вторжением мечты в реальность — воплощением мечты. В Кадакесе Гала становится Кармен, и Дали, робеющий девственник, запутавшийся в своем нарциссизме, совершенный подросток в своей борьбе за существование и в стремлении символически убить отца, обычного провинциального нотариуса, переживает первую любовь. Он немного бунтовщик, как герой Достоевского. Гала — состоявшаяся женщина, поэтому она внушит Дали уверенность в себе, которую сама уже приобрела, чтобы он мог побороть свою робость и утвердиться как творческая личность: одновременно художник и писатель. Она опережает его. Она уже давно избавилась от гнета потаенных желаний и поможет Дали освободиться от детских страхов по отношению к собственной сексуальности. Так что Дали, в свою очередь, тоже сможет состояться как мужчина и художник.







С ее стороны большим великодушием, а возможно, даже жертвенностью, было отдавать предпочтение произведениям тех, кого она любила.

1933 год

Фото: Fine Art Images / Diomedia

На этих картах можно видеть связанного и повешенного за ногу человека, напоминающего зверя в западне, и разрушающуюся башню. Затем, сказала Гала, она покрыла эти, прочитанные как подтверждение подвешенных и завершенных отношений, карты арканом VI Влюбленные, предвещающим знаменательную встречу с Магом, арканом I: фокусником Сальвадором Дали! И, наконец, Колесо Фортуны, аркан Х, возвещающий о начале нового цикла, завершил гадание.

1941 год

Я вспоминаю, что Пакита Буэтас боялась карт и глаз Señora, и поэтому не хотела подвергаться риску узнать свое будущее. Гала отказалась погадать Артуро. Что же касается Пакиты, она не очень уверена, ей не страшно, возможно, она в это даже не верит, но в то же время немного взволнована.

Мне кажется, с Дали Гала обрела свою русскую душу, которую, наверное, в безудержном стремлении влиться в мелкобуржуазное общество Гренделей — родителей первого мужа — она затаила где-то глубоко в себе.

Эту поэтическую власть, что проявлялась вне ее, но свои истоки имела в ней, кудесница Гала нашептывала на ухо тем, кого любила (. )

Гала помогала своим любимым стать теми, кто они есть, теми, кем без нее они никогда не смогли бы стать. Гала, женщина-ребенок, была также матерью, любовницей, сестрой, музой, богиней, кудесницей, будущим и ностальгией (. ).

В красной, багровой комнате, где я засыпала каждый вечер, возвращаясь из Зазеркалья, в котором провела день, я даже во сне мысленно продолжала наши разговоры, наши прогулки. Я удерживала в памяти очарование острого и пристального взгляда Галы. Казалось, ее проницательные глаза горят внутренним огнем. Ее руки с унизанными перстнями пальцами подчеркивали ритм ее слов, которые она произносила с непривычными мне интонациями своим властным, но певучим голосом.

Паките хотелось понять, что такое так называемый параноидально-критический метод. Она стала расспрашивать меня о психоанализе. Это наука, ставящая перед собой цель через сознание исцелять болезни, происходящие от эмоционального шока или травмы. Подавленные тайны превращаются в симптомы, а психоаналитик помогает пациенту облечь в слова потаенные дурные воспоминания. Постепенно, при наличии терпения со стороны такого медика, пациент восстанавливает в сознании то, что было в нем скрыто, понемногу освобождается от этого и выздоравливает.

Кстати, в июле 1938 года Дали встречался с Фрейдом, но не как пациент, а просто ради удовольствия, и набросал рисунки на тему его смерти. Они оказались вещими, потому что знаменитый доктор действительно умер спустя год, в сентябре 1939-го.

Пакита тонко замечает, что, если она правильно поняла, Гала читала события по картам, а вот Дали передавал их в рисунках. Вот именно, и об этом так сказал Рембо:

Что же касается параноидально-критического метода, он критически конкретизирует бредовые идеи и фантазмы, выпадающие на нашу долю; речь идет о том, чтобы попытаться понять систему, которая их объединяет, затем интерпретировать их значение, структурировать их и, наконец, преобразовать в творчестве.

Когда-то Гала рассказала мне, что, визуализируя свои бредовые галлюцинации, Дали сразу претворял их в знаки и объекты. Одновременно художник освобождался от гнетущего его страха смерти и тревоги, вызванной уходом тех, кем он дорожил.

Паките хотелось бы, чтобы наши разговоры никогда не кончались, потому что возможность переживать прошлое позволяла ей продолжать жить настоящим, она интересуется, так же ли Гала любила Поля Элюара, как Сальвадора Дали.

1951 год

Помню, это было в саду, где среди зелени, словно в невесомости, парят воздушные слоны. Я попыталась выяснить, испытала ли Гала при встрече с Дали в возрасте тридцати пяти лет тот же восторг, что в свои восемнадцать, когда в санатории Клаваделя познакомилась с Полем Элюаром.

Несколько секунд она молчала — возможно, даже минуту, — а потом ответила мне со свойственной ей убедительностью. С Полем это было впервые. Ей показалось, что она пребывает в том состоянии блаженства, какое случается лишь один раз в жизни. Она была юной, девственницей, воспитанной в православной вере. Она преклонялась перед Полем. Между ними установилось безграничное согласие. Она всегда, даже в юности, находилась под очарованием поэзии, потому-то этот молодой французский поэт покорил ее. Затем к их духовному согласию прибавилась большая доля чувственности. Поль открыл для нее плотскую любовь. Он обожал ее всю жизнь, даже несмотря на то, что она не была его единственной любовью. Он продолжал писать ей откровенные признания, когда она уже жила с Дали, и даже накануне своей женитьбы на Нуш, его второй жене.

Гала взяла томик стихов и вслух по-французски прочла мне отрывок из поэмы Поля Элюара:

Читайте также: