Салтыков щедрин мастер сатиры кратко

Обновлено: 02.07.2024

Даже внешний облик Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина поражает нас драматическим сочетанием мрачной суровости и затаенной, сдержанной доброты. Острым резцом прошлась по нему жизнь, испещрила глубокими морщинами. Неспроста сатира издревле считалась наиболее трудным видом искусства. \"Блажен незлобивый поэт\",- писал Некрасов. Но иную участь он пророчил сатирику:

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

Судьба сатирика во все времена была тернистой. Внешние препятствия в лице вездесущей цензуры заставляли его выражать мысли обиняками, с помощью всякого рода иносказаний - \"эзоповским\" языком. Сатира часто вызывала недовольство и у читателей, не склонных сосредоточивать внимание на болезненных явлениях жизни. Но главная (*4) трудность была в другом: искусство сатиры драматично по своей внутренней природе. На протяжении всего жизненного пути сатирик имеет дело с общественным злом, которое постоянно испытывает его душевные силы. Лишь стойкий человек может выдержать это каждодневное испытание, не ожесточиться, не утратить веры в жизнь, в ее добро и красоту. Вот почему классическая сатира - явление редкое. Имена сатириков в мировой литературе буквально наперечет.

Эзоп в древней Греции, Рабле во Франции, Свифт в Англии, Марк Твен в Америке и Салтыков-Щедрин в России. Сатира возникает лишь на высоком взлете национальной литературы: требуется большая энергия жизнеутверждения, стойкая вера в идеал, чтобы удержать напряженную энергию отрицания. Русская литература XIX века, возведенная, по словам Чернышевского, в достоинство общенационального дела, сосредоточила в себе мощный заряд жизнеутверждения и создала благодатную почву для появления великого сатирика. Не случайно Салтыков-Щедрин писал: \"Лично я обязан литературе лучшими минутами моей жизни, всеми сладкими волнениями ее, всеми утешениями\".

А Достоевский считал классическую сатиру признаком высокого подъема всех творческих сил национальной жизни: \"Народ наш с беспощадной силой выставляет на вид свои недостатки и перед целым светом готов толковать о своих язвах, беспощадно бичевать самого себя; иногда даже он несправедлив к самому себе,- во имя негодующей любви к правде, истине. С какой, например, силой эта способность осуждения, самобичевания проявилась в Гоголе, Щедрине и всей отрицательной литературе. Сила самоосуждения прежде всего - сила: она указывает на то, что в обществе есть еще силы. В осуждении зла непременно кроется любовь к добру: негодование на общественные язвы, болезни - предполагает страстную тоску о здоровье\".

Творчество Салтыкова-Щедрина, открывшего нам и всему миру вековые недуги России, явилось в то же время показателем нашего национального здоровья, неистощимых творческих сил, сдержанных и подавляемых, но пробивающих себе дорогу в слове, за которым, по неуклонной логике жизни, рано или поздно приходит черед и делу.

Этот серьезный и свирепый юмор,
Этот реализм, трезвый в своей ясности
Среди самой дикой игры воображения,
И особенно этот непоколебимый
Здравый смысл…
И. С. Тургенев
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин является непревзойденным художником слова в области социально-политической сатиры. Он был революционером-демократом, оружием сатиры боровшимся против самодержавия, крепостничества и его пережитков, против правящих классов России. В своих произведениях он ставил и разрешал в революционно-демократическом духе наиболее

важные вопросы своего времени.
В эпоху Салтыкова-Щедрина главным врагом народа было самодержавие. И в первую очередь на него и обрушивал сатирик свои удары. В своем творчестве сатирик применял все средства и способы обличения, чтобы вызвать чувство отвращения к самодержавию. Он с убийственной силой умел пригвоздить к позорному столбу власть, враждебную народу.

До высокого совершенства довел Салтыков-Щедрин характерные черты своей сатирической манеры, в которой обычно приемы реалистического стиля свободно сочетаются с гиперболой, гротеском, фантастикой, пародией, в произведении “История одного

города”. Беспощадному осмеянию подверг сатирик “мрачных идолов” и “прохвостов”, правящих городом Глуповым.
Это произведение в яркой сатирической форме обличало уродливые проявления жизни помещичье-бюрократического общества, всю систему дикого правительства. Один за другим проходят перед нами нелепые и отвратительные в своей жестокости, тупоумии, злобной ненависти к народу глуповские градоначальники. В своей сказке “Медведь на воеводстве” писатель осмеивает непосредственно верхи самодержавия.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин очень любил свой народ. С тоской и гневом говорил он о забитости и покорности народа, с радостью отмечал ростки народного недовольства. Суровыми, горькими, полными осуждения выражениями Салтыков-Щедрин порицал смирение, благодушие и пассивность народа, выносящего на своих плечах Угрюм-Бурчеевых и им подобных.

Трагическое положение закабаленного народа, его каторжный труд, плоды которого достаются “пустоплясам”, показаны сатириком в сказке “Коняга”. Образ Коняги – это обобщенный поэтический образ всего подневольного русского крестьянства старой России. Жизнь народа – непрерывный каторжный труд. Трудом Коняги живут “пустоплясы”, которые могут только вести праздную болтовню о причинах несокрушимости Коняги.

С ненавистью и презрением нарисовал Щедрин образы “пустоплясов” – врагов народа, с горячим сочувствием и любовью – образы мужика и Коняги. Своей сказкой сатирик вызывает в нас чувства негодования и активного протеста против социального неравенства и политического деспотизма.
Типичными фигурами для эпохи, в которой жил писатель, были беспринципные, подлые буржуазные интеллигенты, служащие царскому правительству. Образы таких интеллигентов нарисованы Щедриным в сказках “Либерал”, “Вяленая вобла”, “Гиена”.
“Щедрин, – писал Ленин, – беспощадно издевался над либералами и навсегда заклеймил их формулой: “применительно к подлости””. Презрительно и гневно смеялся Салтыков-Щедрин над трусливыми обывателями, думавшими только о спасении собственной шкуры. Такой трусливый обыватель выведен им в сказке “Премудрый пескарь”. Писатель презрительно издевается над трусливою “мудростью” пискаря.

Пескарь прожил бесцельную, жалкую жизнь. “Он жил – дрожал, и умирал – дрожал”.
В своих работах сатирик использовал эзоповскую манеру письма, которая помогала ему рисовать такие стороны русской жизни, какие иным путем осветить было бы невозможно. Например, обездоленного мужика он называл “человеком, питающимся лебедой”, царских чиновников – “топтыгиными”. Прекрасной характеристикой щедринских героев является их речь. Ограниченность генералов из сказки “Как один мужик двух генералов прокормил” мы понимаем из выражения: “Отчего солнце прежде всходит, а потом заходит, а не наоборот? “
В произведениях Щедрина во весь рост встает старая Россия. Пo силе дарования и по значению творчества Салтыков-Щедрин был одним из наиболее ценимых К. Марксом и Ф. Энгельсом писателей. М. Горький писал о Щедрине: “Значение его сатиры огромно, как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, пo коим должно было идти и шло русское общество…”

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Мастер сатиры Салтыков-Щедрин.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Даже внешний облик Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина поражает нас драматическим сочетанием мрачной суровости и затаенной, сдержанной доброты. Острым резцом прошлась по нему жизнь, испещрила глубокими морщинами. Неспроста сатира издревле считалась наиболее трудным видом искусства. \"Блажен незлобивый поэт\",- писал Некрасов. Но иную участь он пророчил сатирику: Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья. Судьба сатирика во все времена была тернистой. Внешние препятствия в лице вездесущей цензуры заставляли его выражать мысли обиняками, с помощью всякого рода иносказаний - \"эзоповским\" языком. Сатира часто вызывала недовольство и у читателей, не склонных сосредоточивать внимание на болезненных явлениях жизни. Но главная (*4) трудность была в другом: искусство сатиры драматично по своей внутренней природе. На протяжении всего жизненного пути сатирик имеет дело с общественным злом, которое постоянно испытывает его душевные силы. Лишь стойкий человек может выдержать это каждодневное испытание, не ожесточиться, не утратить веры в жизнь, в ее добро и красоту. Вот почему классическая сатира - явление редкое. Имена сатириков в мировой литературе буквально наперечет. Эзоп в древней Греции, Рабле во Франции, Свифт в Англии, Марк Твен в Америке и Салтыков-Щедрин в России. Сатира возникает лишь на высоком взлете национальной литературы: требуется большая энергия жизнеутверждения, стойкая вера в идеал, чтобы удержать напряженную энергию отрицания. Русская литература XIX века, возведенная, по словам Чернышевского, в достоинство общенационального дела, сосредоточила в себе мощный заряд жизнеутверждения и создала благодатную почву для появления великого сатирика. Не случайно Салтыков-Щедрин писал: \"Лично я обязан литературе лучшими минутами моей жизни, всеми сладкими волнениями ее, всеми утешениями\". А Достоевский считал классическую сатиру признаком высокого подъема всех творческих сил национальной жизни: \"Народ наш с беспощадной силой выставляет на вид свои недостатки и перед целым светом готов толковать о своих язвах, беспощадно бичевать самого себя; иногда даже он несправедлив к самому себе,- во имя негодующей любви к правде, истине. С какой, например, силой эта способность осуждения, самобичевания проявилась в Гоголе, Щедрине и всей отрицательной литературе. Сила самоосуждения прежде всего - сила: она указывает на то, что в обществе есть еще силы. В осуждении зла непременно кроется любовь к добру: негодование на общественные язвы, болезни - предполагает страстную тоску о здоровье\". Творчество Салтыкова-Щедрина, открывшего нам и всему миру вековые недуги России, явилось в то же время показателем нашего национального здоровья, неистощимых творческих сил, сдержанных и подавляемых, но пробивающих себе дорогу в слове, за которым, по неуклонной логике жизни, рано или поздно приходит черед и делу.

Книжный континент

пятница, 27 января 2017 г.


27 января родился известный русский писатель, публицист и критик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. В русской литературе он занимает то же место, что Вольтер - во французской, Свифт - в английской или Марк Твен - в американской. Эти мастера социально-политической сатиры во многом и сегодня не потеряли своей актуальности, причем не только у себя на родине.

Салтыкова-Щедрина называли великим сатириком жизни, диагностом зол и недугов. Михаил Евграфович был известен современникам беспощадной критикой существующего строя и острым, колким языком. Прошло почти полтора века с тех времен, когда он жил и творил, но и сейчас его цитаты и сюжеты поразительно точно отражают нашу современность.


Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду. Но под крышей родительского дома будущему писателю не суждено было испытать семейное тепло и участие - у него была очень деспотичная мать. В семье было шестеро детей, и, несмотря на то, что Миша слыл любимчиком, семейных разборок он навидался сполна. Михаил Евграфович всегда вспоминал свое детство с горечью и, как правило, не любил о нем говорить.


В 10 лет мальчик покинул родное гнездо. Два года учился в Московском дворянском институте, потом как отличный ученик был направлен в Царскосельский лицей. Интересно, что там он был… поэтом. На каждом курсе в то время был свой поэт. Любопытно, что стихи его не нравились учителям, более того, они вообще были расценены как неталантливые. После первых попыток создания стихотворений Салтыков-Щедрин навсегда отказался от поэзии.

Михаил Евграфович начал свою карьеру с изгнания. В августе 1844 г. его зачислили в Петербургскую канцелярию, через два года молодой человек там уже смог получить место помощника секретаря военного министра. Однако в 22 года он был выслан в Вятку за свои первые литературные изыскания.



Однако Салтыков все больше убеждался, что деятельность чиновника, пусть даже честного и справедливого, не может привести к улучшению жизни народа при существующем общественном строе. В 1868 г. он подает в отставку и целиком посвящает себя литературе.




До нашего времени дошли сведения о писателе как о романтическом человеке и замечательном муже. Свою будущую жену - Лизоньку Болтину - он встретил и полюбил, когда ей было всего 12 лет. Михаил терпеливо и верно ждал, когда девочка повзрослеет, чтобы предложить ей руку и сердце. Несмотря на то, что их брак был довольно сложным, прожили они вместе всю жизнь. У них было двое детей: сын Константин и дочь, названная в честь матери.


На протяжении всей жизни Салтыков-Щедрин сохранил веру в свой народ и свою историю. Вся его жизнь и литературная деятельность – это борьба за Правду и беззаветное служение родине, которую он искренне любил.

Читайте также: