Салих сайдашев биография кратко

Обновлено: 03.07.2024

Творчество Салиха Сайдашева составляет одну из самых ярких страниц многонациональной советской музыки, является важной исторической вехой в духовном развитии татарского народа. Его творческая биография неразрывно связана с жизнью советского народа, которому он без остатка отдал большое сердце гражданина и неувядаемый щедрый талант художника. В его творчестве нашел яркое эмоциональное отражение энтузиазм народа-созидателя, воина, беззаветно преданного делу партии и социального прогресса. Оно знаменует качественно новый этап в истории татарской культуры— этап формирования и расцвета самобытного татарского советского профессионального музыкального искусства.

Салих Замалетдинович Сайдашев родился 3 декабря 1900 г. в Казани. Рано лишившись родителей, он воспитывался в семье старшей сестры, муж которой Шигаб Ахмеров принадлежал к прогрессивным кругам татарской интеллигенции. Его дом посещался видными деятелями татарской литературы и искусства. Рано проявившееся яркое музыкальное дарование мальчика нашло благодатную почву: его увлечение игрой на музыкальных инструментах, участие в любительских оркестрах, ансамблях поощрялось родными и близкими. Более того, благодаря Шигабу Ахмерову в доме появляется рояль. После окончания начальной школы мальчик некоторое время получает уроки игры на фортепьяно у народного музыканта-самоучки Загидуллы Яруллина, а затем у видных педагогов Казанского музыкального училища, уже тогда одного из высокоавторитетных музыкальных учебных заведений Поволжья. Приобщение юного Салиха с первых шагов музыкального образования к многоголосной фактуре фортепьяно, хотя и простейшему классическому учебному репертуару, несомненно, оказало влияние на становление композиторских навыков,- приемов аранжировки фольклорного материала и позже - оригинального творчества.

В этот период Сайдашев активно трудится над созданием новых и новых музыкальных произведений в различных жанрах, выступает как пианист и дирижер на многочисленных концертах. С первых дней функционирования местного радиовещания его музыка становится важным элементом быта молодой республики, оказывая существенное влияние на духовную культуру народа, воодушевляя его на трудовые подвиги, обогащая его эстетический вкус, приобщая трудящиеся массы к новой, социалистической музыкальной культуре.

Но творчество любого композитора обретает реальную ценность лишь тогда, когда оно художественно убедительно, ярко и волнует слушателя. Именно в силе эмоционального воздействия, искренности и подлинной народности творчества композитора проявляются достоинства его музыки. Произведения Сайдашева всегда поэтичны, -возвышенны и обращены к сердцам слушателей. Музыкальный язык композитора прочно связан с народно-национальными традициями. Воспитанный на народно-песенных традициях, прекрасно эрудированный в области родной литературы и фольклора, Сайдашев творчески переработал предшествующий художественный опыт и создал свой оригинальный самобытный стиль музыки. Нельзя не отметить в этой связи чуткое музыкальное прочтение поэтического текста композитором в вокальной музыке, так же как и богатство, народную почвенность ритмов и интонаций в инструментальной музыке — в балетных сценах музыкальных драм. Все это позволило Сайдашеву продолжить широкую и надежную дорогу для всестороннего развития татарской профессиональной музыки, создать произведения немеркнущей красоты, составляющие золотой фонд татарской национальной музыкальной классики.

Говоря о роли и месте Сайдашева в истории советского татарского искусства, мы по праву его называем основоположником профессиональной музыкальной культуры, ибо он на подлинно профессиональном и творческом уровне подытожил, обобщил опыт первых народных композиторов, многовековые традиции народа сумел органически соединить с опытом европейской (в том числе русской) музыки, с интернациональным революционным фольклором и создать на этой основе подлинно национальное и профессиональное искусство, отражающее самые существенные идеи, образы, эмоции народа, свершившего Великую Октябрьскую революцию, народа — созидателя новой жизни. Выдающийся талант Сайдашева, его идейно-художественная зрелость обеспечили жизненность его творчества. Вместе с тем композитор талантливо решил проблему создания национального музыкального языка (его мелодического строя, гармонии, всех жанровых типов), принципиально обогатив национальную музыкальную лексику. Он создал высокохудожественные произведения вокальной и инструментальной музыки, которые открыли перспективные пути развития национального театра (оперы и балета), инструментальных жанров. Говоря словами М. И. Глинки, Сайдашев «породнил узами законного брака татарскую народную песенность с опытом европейской профессиональной музыкальной практики и вывел национальную музыку на широкую арену советской многонациональной музыкальной культуры.
Деятельность первопроходцев обычно характеризуется многоплановостью. В этом отношении показательно и творчество Сайдашева. Наряду с сочинением музыки он успешно выступал как пианист и дирижер. Известна его широкая эрудиция в области мировой музыкальной классики, многие видные музыканты отмечали его хороший пианизм. Он дирижировал не только своими сочинениями, но и произведениями зарубежной и русской классики, аккомпанировал на рояле певцам и инструменталистам. Еще немало музыкантов и певцов и в наши дни с восхищением вспоминают его великолепные импровизации на мелодии татарских народных песен, его чуткий аккомпанемент на концертах.

За выдающиеся заслуги перед советским музыкальным искусством Салиху Замалетдиновичу Сайдашеву в 1939 г. было присвоено звание заслуженного деятеля искусств ТАССР и в 1950 г.— почетное звание народного артиста ТАССР. Скончался композитор в расцвете физических и творческих сил 16 декабря 1954 г.

Салих Замалетдинович Сайдашев – татарский композитор, дирижер, основоположник профессиональной национальной музыки. Он был первым, кто объединил традиции самобытного фольклора с современным звучанием профессиональных музыкальных инструментов, написал музыку к пьесам татарских драматургов. В его биографии были и успех, и слава, и запреты, и гонения. Не было лишь одного – забвения со стороны родного народа, который всегда считал Сайдашева своим выдающимся сыном.

Детство и юность

Салих Сайдашев родился 3 декабря 1900 года в Казани. Отец – Замалетдин Сайдашев, обувщик, мелкий торговец, умер незадолго до рождения Салиха, своего десятого сына. Мать – Махубжамал Сайдашева, домохозяйка.

Махубжамал Сайдашева, мать Салиха Сайдашева

Махубжамал Сайдашева, мать Салиха Сайдашева

Все дети супружеской пары умерли в раннем возрасте. В живых остались только двое - Амина и Салих. После смерти отца заботы о хозяйстве и оставшихся домочадцах, согласно завещанию, взял на себя Насретдин Хамитов – приказчик и помощник Замалетдина. Он женился на двоюродной сестре Салиха, и они зажили большой дружной семьей.

Уже в 5-6 лет родные заметили, что мальчик растет очень музыкальным. На семейных застольях он выстукивал мелодию на печной заслонке, да так, что девчонки пускались в пляс. Или хватал у старших гармонь и выводил что-то на свой лад. Впоследствии тетя научила его в совершенстве играть на этом инструменте.

Салих Сайдашев в детстве

11-летний Салих Сайдашев с семьей Насретдина Халитова

В 8 лет мальчик отправился учиться в медресе. В это же время Насретдин начал приобщать его к торговым делам в лавке. Мальчик не любил этого и всячески отлынивал. Спасение пришло в виде нового члена семьи: старшая сестра Салиха, Амина, вышла замуж за Шибгая Ахмерова – журналиста и педагога, к тому времени уже широко известного.

Человек образованный и интеллигентный, Шибгай заменил мальчику отца. Он заметил увлечение музыкой юного шурина и освободил его от всех дел по дому, чтобы тот мог чаще играть, более того, купил ему безумно дорогой по тем временам рояль, и Салих стал брать уроки у народного музыканта Загидуллы Яруллина.

Загидулла Яруллин, первый учитель музыки Салиха Сайдашева

Загидулла Яруллин, первый учитель музыки Салиха Сайдашева

Главное – мальчик погрузился в ту творческую среду, что царила в доме: к Ахмерову приходили видные личности того времени – поэт Габдулла Тукай, писатель Фатих Амирхан, драматург Галиаскар Камал и другие.

Музыка

После добровольной службы в рядах Красной армии и работы в Оренбургской музыкальной школе Сайдашев в 1922 году возвращается в Казань, где начинает деятельность в качестве заведующего музыкальной частью в Татарском государственном театре имени Красного Октября (сегодня ТГАТ имени Камала).

Карим Тинчурин и Салих Сайдашев

Карим Тинчурин и Салих Сайдашев

Какой же театр без оркестра – композитор лично занялся созданием постоянного односоставного симфонического театрального оркестра. И в 1923 году коллектив начал свою работу, дирижером стал сам Салих Сайдашев.

Композитор Салих Сайдашев

Композитор Салих Сайдашев

Впрочем, деятельный артист живет не только театром. В 1927 году в Казани впервые начинает работать радиовещание, которое организуют близкие друзья Сайдашева, они и приглашают его занять пост музыкального редактора. Этой работе артист отдает всего 2-3 года, но за это время проделано многое: редактор ввел в эфир русско-татарские передачи, на радиоволнах зазвучали песни на разных языках, он привлек к работе молодежь, организовал хор.

В сентябре 1939 года Салиху Сайдашеву присвоено звание заслуженного деятеля искусств Татарской АССР. Но это был последний триумф маэстро. Далее начались годы гонений. Его отстраняют от работы в театре, сослав в поселок Ливадия поднимать местный Дом творчества. Вместе с тем резкой критике подвергают сочинения автора на конференции композиторов в Казани. В то время как вся республика готовится к проведению декады татарской культуры и искусства в Москве, Салих Замалетдинович – в стороне от этой кипучей работы.

Дирижер Салих Сайдашев

Дирижер Салих Сайдашев

Во время войны ситуация отошла на второй план, Сайдашев вернулся в театр, много работает, выступает в концертных залах города и на гастролях. Однако послевоенный мир приносит с собой холодный ветер перемен для работников культуры.

В 1948 году влиятельный идеолог тех лет Андрей Жданов выступил с резкой критикой таких композиторов, как Д. Шостакович, А. Хачатурян, С. Прокофьев и др. Это не могло не отразиться на других советских композиторах даже в других уголках страны. Нападки на работу Сайдашева возобновились, его уволили из театра, отлучили от дирижерского пульта, перестали ставить его музыку в радиоэфире, не приглашали на концерты и гастроли.

Памятник Салиху Сайдашеву в Казани

Памятник Салиху Сайдашеву в Казани

Салих Замалетдинович перебивался случайными гонорарами, которых становилось все меньше. Черная депрессия подкосила здоровье композитора. Чтобы не сойти с ума, он каждый день выходил из дома, одетый и выбритый, словно на работу. Доходил до родного театра и останавливался, глядя на афиши.

Личная жизнь

Первый творческий взлет Салиха Сайдашева связан с успехом в личной жизни. В начале 20-х годов музыкант познакомился с красавицей Валентиной, приехавшей в Казань из Костромы. Валя, хоть и поступила на медицинский, была невероятно творческим человеком, обожала музыку, поэзию, театр. У них было слишком много общего, чтобы они не смогли пройти мимо друг друга.

Салих Сайдашев и Сафия Алпарова в день свадьбы

Салих Сайдашев и Сафия Алпарова в день свадьбы

Второй супругой композитора стала приехавшая из Астрахани Сафия Алпаева. Они познакомились на работе – девушка служила кассиром в театре. Молодые поженились в мае 1929 года и прожили вместе до 1943-го, затем развелись.

Салих Сайдашев с сыном Эмилем и женой Сафией

Салих Сайдашев с сыном Эмилем и женой Сафией

В третий раз Сайдашев взял в жены Асию Казакову – представительницу известной татарской купеческой династии. С ней мужчина прожил до самой смерти.

Помимо старшего Альфреда (впоследствии стал заслуженным юристом), у артиста было еще три сына – Науфаль (умер в 2000-х годах), Эмиль и Реляф (умерли в детстве).

Смерть

В 1954 году племянник, заметив ухудшение здоровья дяди, положил Сайдашева в больницу. Обнаружили кисту в легком. Врачи побоялись оперировать в Казани и направили пациента в Московский институт хирургии имени А. Вишневского. Операция была успешной, больного перевели в обычную палату.

В один роковой день Сайдашев решил встать, но не удержался, упал, швы разорвались, возникло внутреннее кровотечение. Салих Замалетдинович умер 16 декабря 1954 года.

Могила Салиха Сайдашева

Могила Салиха Сайдашева

Прощание с истинно народным композитором прошло в его родном театре под похоронную музыку, которую он написал сам для своей любимой жены Валентины. Похоронили артиста на казанском кладбище в Ново-Татарской слободе. На могиле музыканта стоит скромный памятник из черного гранита.

3 декабря 1900 года в Казани в семье рабочего родился мальчик, его назвали Салих. Очень рано лишившись родителей, он воспитывался в семье старшей сестры.

Дом мужа сестры Шигабетдина Ахмерова — прогрессивного издателя, просветителя — часто посещали видные деятели татарской культуры, что оказало большое влияние на формирование юного Салиха. У мальчика рано проявились музыкальные способности, он с увлечением играл на гармонике. Видя тягу Салиха к музыке, Шигабетдин-абый покупает для него рояль и приглашает учителя музыки. Позже Салих обучается у видных педагогов Казанского музыкального училища, в одном из наиболее авторитетных тогда учебных заведений Поволжья.

Творчество Салиха Сайдашева имеет основополагающее значение в истории татарской профессиональной музыки по следующим причинам: во-первых, опираясь на одноголосную фольклорную традицию, он создал оригинальный, вбирающий в себя европейский опыт, многозвучный музыкальный язык, в котором национальное органично сроднилось с этим опытом. Он нашел такие формы интеграции с европейской музыкальной системой, которые не только не подавляли народные традиции, но и, напротив, раскрыли простор для свободного развития их; во вторых, будучи разносторонне одаренным композитором, дирижером и исполнителем, С. Сайдашев в своем творчестве представил основные формы и жанры профессионального искусства: чисто инструментальную музыку от бытовых до симфонизированных форм, балетную музыку, оперные н песенные вокальные формы театральной музыки; и, наконец, в-третьих, благодаря профессиональному владению оркестровым письмом, инструментарием, он свою музыку воплотил в высокохудожественной форме. Щедрый мелодизм, богатая интуиция и подлинная народность обеспечили жизненность, неувядаемость его искусству. Нельзя также не отметить его душевность, скромность, артистизм общения с окружающими и интеллигентность, что разносторонне сказалось в большой дружбе с артистами, поэтами и писателями.

Талантливого композитора татарского народа не стало 16 декабря 1954 года. Похороны Салиха Сайдашева вылились во всенародный траур, буквально вся Казань вышла провожать любимого композитора. Траурная процессия тянулась от Академического театра им. Г. Камала по улице Татарстан до самого татарского кладбища. Движение транспорта по этим и прилегающим улицам приостановилось, предприятия и заводы гудками прощались с композитором. Жил композитор в скромных условиях во флигеле театра им. Г. Камала по улице М. Горького, где имеется мемориальная доска. Он был удостоен звания заслуженного деятеля и народного артиста республики.

Первый татарский профессиональный композитор, основоположник татарской профессиональной музыки Салих Сайдашев – наш земляк, уроженец Казани.

После учебы в Москве в студии татарской оперы Сайдашев продолжает работу в театре имени Г.Камала, пишет музыку к новым спектаклям. Салих Сайдашев сумел соединить народные музыкальные традиции с традициями европейской музыки и создать новое национальное татарское искусство. Салих Сайдашев – самый знаменитый татарский композитор, до сих пор он очень любим народом, который ласково называет его Сайдаш. По значимости для татарского искусства он стоит рядом с Габдуллой Тукаем, Баки Урманче.

В последние годы жизни Сайдашев был отлучен от театра, жил в глубокой депрессии, его музыка к спектаклям К.Тинчурина была запрещена. Умер Сайдашев 16 декабря 1954 года, похоронен в Казани.

Музей С.Сайдашева.

В 1993 году в нашем городе был открыт музей Салиха Сайдашева, на улице Горького, в доме № 13. Сайдашев жил в этом здании с 1930 по 1954 год. Экспозиция музея необычна, она сочетает в себе музыку, свет, изобразительный ряд. Во время экскурсии звучит музыка Сайдашева. В 2000 году Большому концертному залу присвоено имя Сайдашева. В 2005 году перед зданием Педагогического университета был установлен памятник Салиху Сайдашеву (скульптор М.Гасимов).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Салих Замалетдинович Сайдашев (Салих Җамалетдин улы Сәйдәшев; 3 декабря 1900 г.р.) — татарский композитор, один из основоположников татарской профессиональной музыки.

Музыкальное дарование Сайдашева проявилось рано. Первым инструментом, на котором он начал играть, была гармоника. Затем родственники приобрели для него рояль. Первым учителем его был народный музыкант Загидулла Яруллин, а затем видные педагоги Казанского музыкального училища. Отец С. Сайдашева умер, так и не увидев сына. Салих воспитывался в семье сестры, муж которой Шигаб Ахмеров принадлежал к прогрессивным кругам татарской интеллигенции.

В 1918 молодой музыкант организует оркестр. В 1920 г. он добровольцем вступает в ряды Красной Армии, после демобилизации работает в музыкальной школе Оренбурга.

Салих Сайдашев считается основоположником татарской профессиональной музыки. На подлинно профессиональном и высоком творческом уровне Сайдашев подытожил, обобщил опыт первых народных композиторов, многовековые традиции народа сумел органически соединить с опытом европейской музыки, с фольклором и создать на этой основе подлинно национальное и профессиональное искусство.

Салих Замалетдинович Сайдашев похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы Казани.

Читайте также: