Саламанкская декларация 1994 декларация о правах инвалидов декларация о правах ребенка кратко

Обновлено: 11.07.2024

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

(9 декабря 1975 года)

сознавая обязательства, взятые на себя государствами - членами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, действовать как совместно, так и индивидуально в сотрудничестве с Организацией в целях содействия повышению уровня жизни, полной занятости и обеспечению условий для прогресса и развития в экономической и социальной областях,

вновь подтверждая свою веру в права человека и основные свободы, а также принципы мира, достоинства и ценности человеческой личности и социальной справедливости, провозглашенные в Уставе,

напоминая о принципах Всеобщей декларации прав человека , Международных пактов о правах человека , Декларации прав ребенка и Декларации о правах умственно отсталых лиц , а также о нормах социального прогресса, уже провозглашенных в учредительных актах, конвенциях, рекомендациях и резолюциях Международной организации труда, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда Организации Объединенных Наций и других заинтересованных организаций,

См. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах.

ссылаясь также на Резолюцию 1921 (LVIII) Экономического и Социального Совета от 6 мая 1975 года о предупреждении потери трудоспособности и восстановлении трудоспособности инвалидов,

подчеркивая, что в Декларации социального прогресса и развития провозглашается необходимость защиты прав, обеспечения благосостояния и восстановления трудоспособности людей с физическими и умственными недостатками,

Резолюция 217 A (III).

Резолюция 2200 A (XXI), приложение.

Резолюция 1386 (XIV).

Резолюция 2856 (XXVI).

Резолюция 2542 (XXIV).

учитывая необходимость предупреждения инвалидности, вызванной физическими и умственными недостатками, и оказания инвалидам помощи в развитии их способностей в самых различных областях деятельности, а также содействия всеми возможными мерами включению их в нормальную жизнь общества,

сознавая, что некоторые страны на данном этапе своего развития могут посвятить этим целям лишь ограниченные усилия,

провозглашает настоящую Декларацию о правах инвалидов и просит принять меры в национальном и международном плане, чтобы Декларация служила общей основой и руководством для защиты этих прав:

1. Выражение "инвалид" означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей.

2. Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье.

3. Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной.

4. Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица; пункт 7 Декларации о правах умственно отсталых лиц применяется к любому возможному ограничению или ущемлению этих прав в отношении умственно неполноценных лиц.

5. Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.

6. Инвалиды имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции.

7. Инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или заниматься полезной, продуктивной и вознаграждаемой деятельностью и являться членами профсоюзных организаций.

8. Инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

9. Инвалиды имеют право жить в кругу своих семей или в условиях, заменяющих ее, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. Что касается его или ее места жительства, то ни один инвалид не может подвергаться какому-либо особому обращению, не требующемуся в силу состояния его или ее здоровья или в силу того, что это может привести к улучшению состояния его или ее здоровья. Если пребывание инвалида в специальном учреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать среде и условиям нормальной жизни лиц его или ее возраста.

10. Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, от любых видов регламентации и обращения, носящих дискриминационный, оскорбительный или унижающий характер.

11. Инвалиды должны иметь возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, когда подобная помощь является необходимой для защиты их личности и имущества; если они являются объектом судебного преследования, они должны пользоваться обычной процедурой, полностью учитывающей их физическое или умственное состояние.

12. С организациями инвалидов могут проводиться полезные консультации по всем вопросам, касающимся прав инвалидов.

13. Инвалиды, их семьи и их общины должны быть полностью информированы всеми имеющимися средствами о правах, содержащихся в настоящей Декларации.


В основе инклюзивного образования лежит право на образование, провозглашенное ООН во Всеобщей декларации прав человека в 1948 году, где сказано:

«1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

Ст. 29 о целях образования утверждает, что развитие ребенка с помощью образования является основной целью, а также что образование должно обеспечивать развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

Джонтьенская декларация (1990) определила своей целью образование для всех. ЮНЕСКО совместно с другими учреждениями ООН, организациями, занимающимися международным развитием, и большим количеством международных и национальных неправительственных организаций работает для достижения этой цели.

Группы, подверженные маргинализации и изоляции:

Дети с инвалидностью
Дети, подвергшиеся насилию
Дети, выполняющие неквалифицированную работу
Дети из бедных семей
Этнические меньшинства
Дети в конфликтных зонах
Мигранты
Дети-сироты
Дети-беженцы
Бездомные дети
Дети с вирусом СПИДа

Конвенция ООН о правах инвалидов (2005) закрепила права инвалидов и включила вопросы инвалидности в общие вопросы развития.

Логическим выводом из этих положений будет то, что у всех детей есть право получить такое образование, которое не дискриминировало бы их ни по каким признакам, таким, как расовая, этническая, религиозная принадлежность, экономическое положение, статус беженца, языковому, половому признаку, из-за инвалидности. А государства должны предпринимать соответствующие действия для обеспечения реализации этих прав в любой образовательной среде.

Инклюзия: как расшифровать?

Инклюзия рассматривается как процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся. Она предполагает их активное участие в процессе получения знаний, в культурной и общественной жизни. Инклюзия приводит к уменьшению сегрегации в системе образования. Она требует изменений и модификаций содержания, подходов, структуры и стратегии образования с учетом потребностей всех детей, руководствуясь убежденностью, что системы общего образования обязаны обучать всех детей.

Инклюзия особо подчеркивает предоставление возможностей для равного участия людей с инвалидностью (физической, социальной и эмоциональной) в общей системе получения образования, для индивидуального выбора и получения специальных услуг и приспособлений для тех, кому это необходимо.

При определении инклюзии важно отметить следующие моменты.

польза для всех обучающихся, а не только для тех, кто подвергается исключению;

отсутствие в школе детей, которые могут чувствовать себя исключенными;

предоставление равного доступа к образованию или создание специальных условий для определенных категорий детей без их исключения.

реформа только специального образования, но реформа как формального, так и неформального образования;

реагирование только на различия, но также повышение качества образования для всех обучающихся;

специальные школы, но возможна дополнительная поддержка для учеников в общей системе образования;

удовлетворение потребностей только детей с инвалидностью;

удовлетворение потребностей одного ребенка за счет другого.

Четыре ключевых элемента инклюзивного образования:

Инклюзия – это процесс. Она должна рассматриваться как постоянный нескончаемый поиск наилучших способов реагирования на человеческое разнообразие. Это – обучение тому, как жить, принимая все различия, и учиться исходя из этого. В такой ситуации различия видятся более позитивно – как стимулы, содействующие получению знаний.

Инклюзия связана с определением и преодолением барьеров. Поэтому она включает накопление, классификацию и анализ информации из различных источников с целью планирования улучшений в политике и практике.

Инклюзия акцентирует внимание на тех группах учеников, которые больше подвержены исключению либо маргинализации или неусвоению знаний. Это подразумевает ответственность проведения мониторинга тех групп, которые статистически находятся в зоне большего риска, а также при необходимости предпринять шаги к обеспечению их присутствия, участия и достижений в системе образования.

Кто поддержит инклюзию?

Учителя, родители, местные сообщества, школьная администрация, методисты, педагогические вузы, предприниматели в сфере образования – вот группы лиц, которые могут оказать помощь инклюзивному образованию. Некоторые учителя, родители и местные сообщества не только сами по себе ценный ресурс, они – ключевые фигуры в поддержке на протяжении всего процесса инклюзии. У этих фигур есть желание принимать и поощрять различия и активное участие учеников как в школьном обществе, так и вне его пределов. Разнообразная образовательная среда для инклюзии во многом зависит от отношений между учителями, родителями, другими учениками и местным сообществом. В идеале эффективная инклюзия должна быть как в школе, так и в социуме в целом.

Однако такой симбиоз школы и общества редок. Поэтому на обычного учителя ложится самая большая ответственность за учеников и за то, что они изучают день за днем. С другой стороны, обязанностью министерства образования является обеспечение разработки, применения и оценки программ, обеспечивающих доступность школ и ставящих ученика в центр процесса обучения. Такие программы приведут к новым стимулам и идеям в методах преподавания.

Ученик и его родители должны участвовать в процессе обсуждения его результатов и трудностей. Независимо от того, насколько успешно ребенка обучают в школе, участие семьи, а иногда и местного сообщества обязательно для того, чтобы закрепить и применить знания, полученные в школе, дома или в иных жизненных ситуациях. Когда члены семьи и люди, окружающие ребенка, информированы, когда их стимулируют, им доверяют, их готовят эффективными способами, они могут стать важным источником помощи. Направляя и контролируя родителей в их деятельности по поддержке своих детей, не следует слишком усердствовать. Часто бывает трудно включить в этот процесс наиболее маргинализованные семьи.

Отношения и ценности: их взаимовлияние

Общие, разделяемые всеми жизненные ценности делают возможной совместную деятельность, а их отсутствие приводит к тому, что людям трудно работать вместе. При отсутствии общих ценностей их могут заменить общие интересы, поскольку они – основа ценностей, а в обыденной жизни они – важная движущая сила. Изменение отношения включает изменение взглядов и поведения. Это одна из причин, почему так трудно достичь результатов.

Существует много неправильных представлений об инклюзивном подходе, которые становятся барьерами на пути его принятия на уровне государственной политики. Среди них такие:

инклюзия – это дорого;

для внедрения инклюзии сначала нужно изменить отношение общества;

инклюзия – прекрасная теоретическая концепция, не имеющая практического значения;

инклюзия требует специальных навыков и способностей, которые трудно приобрести;

инклюзия – это задача министерства социальной политики, а не министерства образования;

инклюзия касается только инвалидности.

Преодоление всех этих неверных представлений также является тормозом при проведении инклюзивных реформ.

1. Настоящие Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями были приняты на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, организованной правительством Испании в сотрудничестве с ЮНЕСКО и проведенной в Саламанке с 7 по 10 июня 1994 г. Ее цель заключается в том, чтобы служить основой для разработки политики и ориентировать деятельность правительств, международных организаций, национальных учреждений по оказанию помощи, неправительственных организаций и других органов, направленную на выполнение Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Рамки действий главным образом опираются на национальный опыт участвующих стран, а также резолюции, рекомендации и публикации системы Организации Объединенных Наций и других межправительственных организаций, в особенности Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов1 . В них учтены предложения, руководящие принципы и рекомендации пяти региональных семинаров, проведенных в ходе подготовки к Всемирной конференции. 2. Право каждого ребенка на образование провозглашено во Всеобщей декларации прав человека и было вновь решительно подтверждено во Всемирной декларации об образовании для всех. Каждый человек с каким-либо умственным или физическим недостатком имеет право выразить свои пожелания в отношении своего образования в той мере, в которой это может быть точно установлено. Родители пользуются неотъемлемым правом на то, чтобы с ними консультировались относительно форм образования, которые в лучшей степени удовлетворяли бы потребностям, обстоятельствам или чаяниям их детей. 3. Руководящий принцип, на котором основываются эти Рамки, заключается в том, что школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности.

Отношение к людям с недостатками в развитии в исламских странах.

Ислам призывает к заботе о немощных (инвалидах) и предоставлении им тех же прав и обязанностей, как и другим членам общества, поскольку в этом отношении нет разницы между богатым и бедным, здоровым и калекой, сильным и слабым. Но до сих пор нарушаются права людей в различных сферах жизни в целом и инвалидов в частности.

Ислам всемерно заботится об инвалидах и гарантирует им достойную жизнь. Ученые подчеркивают важность обеспечения медицинской, психологической и религиозной заботы о недееспособных людях, а также информирования их об их правах. Поэтому общество должно окружать их заботой и защитой. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с инвалидами. они проходят испытания на стойкость веры посредством болезней.

По мнению Ислама, болезнь - это испытание для верующего, посредством которого выявляется: проявит ли раб Всевышнего стойкость, будет ли доволен решением Аллаха - или нет?

Инклюзивное образование в США.




1. Настоящие Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями были приняты на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, организованной правительством Испании в сотрудничестве с ЮНЕСКО и проведенной в Саламанке с 7 по 10 июня 1994 г. Ее цель заключается в том, чтобы служить основой для разработки политики и ориентировать деятельность правительств, международных организаций, национальных учреждений по оказанию помощи, неправительственных организаций и других органов, направленную на выполнение Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Рамки действий главным образом опираются на национальный опыт участвующих стран, а также резолюции, рекомендации и публикации системы Организации Объединенных Наций и других межправительственных организаций, в особенности Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов1 . В них учтены предложения, руководящие принципы и рекомендации пяти региональных семинаров, проведенных в ходе подготовки к Всемирной конференции. 2. Право каждого ребенка на образование провозглашено во Всеобщей декларации прав человека и было вновь решительно подтверждено во Всемирной декларации об образовании для всех. Каждый человек с каким-либо умственным или физическим недостатком имеет право выразить свои пожелания в отношении своего образования в той мере, в которой это может быть точно установлено. Родители пользуются неотъемлемым правом на то, чтобы с ними консультировались относительно форм образования, которые в лучшей степени удовлетворяли бы потребностям, обстоятельствам или чаяниям их детей. 3. Руководящий принцип, на котором основываются эти Рамки, заключается в том, что школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности.

Отношение к людям с недостатками в развитии в исламских странах.

Ислам призывает к заботе о немощных (инвалидах) и предоставлении им тех же прав и обязанностей, как и другим членам общества, поскольку в этом отношении нет разницы между богатым и бедным, здоровым и калекой, сильным и слабым. Но до сих пор нарушаются права людей в различных сферах жизни в целом и инвалидов в частности.

Ислам всемерно заботится об инвалидах и гарантирует им достойную жизнь. Ученые подчеркивают важность обеспечения медицинской, психологической и религиозной заботы о недееспособных людях, а также информирования их об их правах. Поэтому общество должно окружать их заботой и защитой. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с инвалидами. они проходят испытания на стойкость веры посредством болезней.

По мнению Ислама, болезнь - это испытание для верующего, посредством которого выявляется: проявит ли раб Всевышнего стойкость, будет ли доволен решением Аллаха - или нет?

Инклюзивное образование в США.

сознавая обязательства, взятые на себя государствами-членами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, действовать как совместно, так и индивидуально в сотрудничестве с Организацией в целях содействия повышению уровня жизни, полной занятости и обеспечению условий для прогресса и развития в экономической и социальной областях,

вновь подтверждая свою веру в права человека и основные свободы, а также принципы мира, достоинства и ценности человеческой личности и социальной справедливости, провозглашенные в Уставе,

напоминая о принципах Всеобщей декларации прав человека*(1), Международных пактов о правах человека*(2), Декларации прав ребенка*(3) и Декларации о правах умственно отсталых лиц*(4), а также о нормах социального прогресса, уже провозглашенных в учредительных актах, конвенциях, рекомендациях и резолюциях Международной организации труда, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда Организации Объединенных Наций и других заинтересованных организаций,

ссылаясь также на Резолюцию 1921 (LVIII) Экономического и Социального Совета от 6 мая 1975 года о предупреждении потери трудоспособности и восстановлении трудоспособности инвалидов,

подчеркивая, что в Декларации социального прогресса и развития*(5) провозглашается необходимость защиты прав, обеспечения благосостояния и восстановления трудоспособности людей с физическими и умственными недостатками,

учитывая необходимость предупреждения инвалидности, вызванной физическими и умственными недостатками, и оказания инвалидам помощи в развитии их способностей в самых различных областях деятельности, а также содействия всеми возможными мерами включению их в нормальную жизнь общества,

сознавая, что некоторые страны на данном этапе своего развития могут посвятить этим целям лишь ограниченные усилия,

провозглашает настоящую Декларацию о правах инвалидов и просит принять меры в национальном и международном плане, чтобы Декларация служила общей основой и руководством для защиты этих прав:

1. Выражение "инвалид" означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей.

2. Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье.

3. Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной.

4. Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица; пункт 7 Декларации о правах умственно отсталых лиц применяется к любому возможному ограничению или ущемлению этих прав в отношении умственно неполноценных лиц.

5. Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.

6. Инвалиды имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции.

7. Инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или заниматься полезной, продуктивной и вознаграждаемой деятельностью и являться членами профсоюзных организаций.

8. Инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

9. Инвалиды имеют право жить в кругу своих семей или в условиях, заменяющих ее, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. Что касается его или ее места жительства, то ни один инвалид не может подвергаться какому-либо особому обращению, не требующемуся в силу состояния его или ее здоровья или в силу того, что это может привести к улучшению состояния его или ее здоровья. Если пребывание инвалида в специальном учреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать среде и условиям нормальной жизни лиц его или ее возраста.

10. Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, от любых видов регламентации и обращения, носящих дискриминационный, оскорбительный или унижающий характер.

11. Инвалиды должны иметь возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, когда подобная помощь является необходимой для защиты их личности и имущества: если они являются объектом судебного преследования, они должны пользоваться обычной процедурой, полностью учитывающей их физическое или умственное состояние.

12. С организациями инвалидов могут проводиться полезные консультации по всем вопросам, касающимся прав инвалидов.

13. Инвалиды, их семьи и их общины должны быть полностью информированы всеми имеющимися средствами о правах, содержащихся в настоящей Декларации.

Читайте также: