Сахаров мир прогресс права человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

Судьба академика Сахарова парадоксальна: сначала – разработка водородной бомбы, потом – Нобелевская премия мира. Выдающегося советского физика помнят сегодня не за участие в создании смертоносного оружия массового поражения, но благодаря его непримиримой и последовательной борьбе за свободу и права человека.

Академик Андрей Дмитриевич Сахаров (1921–1989) – выдающийся советский физик, один из создателей водородной бомбы. Активный борец за мир, за контроль распространения ядерного оружия, против нарушений прав человека. Лауреат Нобелевской премии мира. За инакомыслие и диссидентскую деятельность был сослан. Вернувшись из ссылки, стал народным депутатом, выступал за освобождение политзаключенных, вывод советских войск из Афганистана, освобождение страны от политического диктата компартии.

1. Судьба моя была в каком-то смысле исключительной. Не из ложной скромности, а из желания быть точным замечу, что судьба моя оказалась крупнее, чем моя личность. Я лишь старался быть на уровне собственной судьбы.

2. Выступая в защиту ставших жертвой беззакония и жестокости, я пытался отразить всю меру своей боли, озабоченности, возмущения и настойчивого желания помочь страдающим.

3. Я не принадлежу ни к какой церкви. Но в то же время я не могу считать себя последовательным материалистом. Я считаю, что какой-то высший смысл существует и во Вселенной, и в человеческой жизни.

4. Я никогда не считал себя лидером какого-либо движения и не претендовал на это. Все мои действия и высказывания носили частный характер, отражали мои убеждения или сомнения, мои нравственные импульсы.

5. Инакомыслящие – это не партия, где получают членский билет, и не организация с уставом. Дело не в этом, а в значении информации, которой эти самоотверженные люди снабжают весь мир, а также в психологическом перевороте, который был вызван их деятельностью во всех странах и в мире в целом.

6. Я убежден, что смертная казнь не имеет моральных и практических оправданий и представляет собой пережиток варварских обычаев мести. Мести, осуществляемой хладнокровно и обдуманно, без личной опасности для палача и без аффекта у судей, и поэтому особенно позорной и отвратительной.

7. Сейчас мы переживаем момент истории, когда решительная поддержка принципов свободы убеждений, открытости общества, прав человека является абсолютной необходимостью. Альтернатива – капитуляция перед тоталитаризмом, потеря всех ценностей свободы, политическая, экономическая и нравственная деградация.

8. В перспективе я предполагаю создание всемирной информационной системы (ВИС), которая сделает доступным для каждого в любую минуту содержание любой книги, любой статьи, получение любой справки. Даже частичное осуществление ВИС окажет глубокое воздействие на жизнь, досуг и развитие каждого человека. В отличие от телевизора, который является главным источником информации для многих наших современников, ВИС будет предоставлять каждому максимальную свободу в выборе информации и требовать индивидуальной активности.

10. Я убежден, что идеология защиты прав человека – единственная основа, которая может объединить людей вне зависимости от их национальности, политических убеждений, религии, положения в обществе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Классный час для 10-11 классов.

Задачи классного часа:

1. Познакомить обучающихся с деятельностью академика А.Д.Сахарова; показать актуальность основных

положений Нобелевской речи; выяснить, какие мысли Сахарова близки и понятны ребятам.

2. Способствовать воспитанию в обучающихся честности, порядочности, патриотизма, формированию

гуманистического мировоззрения, идеалов гуманизма, свободы, демократии, социального прогресса,

отношения к нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития

человеческого сообщества; гражданственности, любви к Родине, политической и правовой культуры.

Предварительная подготовка:

знакомство обучающихся с биографией А.Д.Сахарова, текстом Нобелевской речи,

Всеобщей Декларацией о правах человека.

Участники: обучающиеся 10-11 классов.

Ход классного часа.

Стихотворение Лидии Чуковской

А.Д.С. [Андрею Дмитриевичу Сахарову.

Мощь одинокой тишины.

И расстоянье, расстоянье,

Которым мы разделены.

Как от земли и до луны.

Заговорил — и прозвучали

Слова отваги и печали.

И не хватало, не хватало

Лишь мученического венца.

И время, вот оно, настало

Для мученического конца.

Сегодня-завтра он наступит,

Очей угаснет синева.

И вот когда бессмертье вступит

В свои законные права.

- Готовясь к дискуссии, вы должны были познакомиться с биографией А.Д.Сахарова. Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями.

(Рассказы ребят о тех моментах биографии Сахарова, которые запомнились им больше всего: семья, образование, годы Великой Отечественной войны, научная деятельность, создание водородной бомбы, защита репрессированных, протест против ввода советских войск в Афганистан)

- Теперь давайте попробуем ответить на вопрос: что в деятельности Сахарова вызывало у властей такое неприятие?

- Скажите, пожалуйста, как вы объясните поддержку Сахаровым бойкотирования Московской олимпиады?

(Ответы ребят: история олимпийского движения – ответ на этот вопрос. Еще в Древней Греции во время проведения Олимпийских игр прекращались все войны. Как же может проходить олимпиада в стране, ведущей войну?)

Прошло тридцать с лишним лет с момента его выступления, но все мысли Сахарова не потеряли актуальности. Конечно, многое изменилось и у нас в стране, и в международных отношениях: нет того идеологического противостояния, и свободнее мы стали намного, но проблем у человечества не убавилось. Далеко не всегда достижения науки направлены во благо, а об оружии, которым владеет сейчас человек и которое служит для уничтожения человека человеком, и говорить не приходится: оно все совершеннее и совершеннее, это очень страшно. Но не только о физическом уничтожении говорит академик.

Учитель: – У некоторых, кто не знаком с речью Сахарова, сейчас, наверное, может возникнуть вопрос о целесообразности научно-технического прогресса. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Сейчас наступил момент, который я жду с нетерпением. Готовясь к классному часу, я нашла стихи и песни священника отца Сергия Киселева. Одна из них породила ряд вопросов, ответы на которые я хотела бы услышать от вас: что воспринимаем мы под свободой? Правами?

Что такое настоящая свобода?

Давайте послушаем эту песню.

Все плоды демократий века

Испытал на себе народ,

Во главе их — права человека,

А обязанности — не в счет.

И у каждого прав тех — море,

Это грешной души разгул,

Ну, а совесть имущим — горе,

Узы совести в наших душах

Укрощают греховный пыл,

Вспышки похоти стыд потушит,

Если кто про честь позабыл.

Чувство долга еще, терпимость -

Эти путы спасут не раз,

Что же будет, скажи на милость,

Коль от уз тех избавить нас?

Если кто-то с благой надеждой

Сумасшедших решит спасать,

И смирительные одежды

Станет с буйных больных срывать,

Ну а нас, милосердный Боже,

От спасителей тех спаси.

Всем от Бога дано нам право

Его чадами снова стать

И наследовать царство Славы,

Здесь посеять, а там пожать,

Но мы ищем другого, то есть:

Чтобы грех узаконить свой,

Чтоб умолкла навеки совесть,

Чтоб бессовестным стал покой.

Чтоб на шею другим садиться,

И не в поте лица хлеб есть,

Жить по-свински и не стыдиться

Да без чести иметь бы честь.

Чтоб законы давали право

В беззакониях жить всегда,

Чтоб рекою текла отрава

И потомство безбожно гробя,

После блудных своих затей,

Убивают еще в утробе

Не родившихся в мир детей.

Правовую державу строя,

Беззащитных лишили прав,

Их убийство закон покроет,

Лишь на свалке им место дав.

Нет любви в материнском сердце,

И оно не рождает слез,

Растерзали своих младенцев,

За которых страдал Христос.

Ну — воистину — кровопийцы,

Только лица, как у людей,

Но не матери, то — убийцы

Нерожденных своих детей.

Выше нету любви на свете,

Чем за ближнего жизнь отдать,

А роднее, чем наши дети,

Человеков не отыскать.

Ну, а тут ради жизни личной

Чтоб себя не пускать в напряг,

Для комфорта, за просто так

Четвертуется третий лишний,

Словно он наш заклятый враг.

Нас права привели к свободе

И подняли народ с колен,

Их, поднявшихся, звать в народе

Бизнес-леди и бизнесмен.

Может, кто-то и жил по чести,

Но таких не высок полет,

Только тот, кто избрал бесчестье,

Сможет круто пойти на взлет.

Это значит: торгуй, чем хочешь,

Только совесть продай сперва,

Да и тело в цене уж очень

И качает свои права.

Наше право — жить жизнью лживой,

Всей душою деньгам служа -

Так за ломаный грош наживы

Продается теперь душа.

Вот такие права нам дали –

Истреблять на земле свой род,

Чтоб мы пили, блудили, лгали

И пускали себя в расход.

Чтоб смогли до скотов скатиться,

Став зверями на двух ногах,

И свободой своей гордиться,

Человечьи имея лица

При звериных своих правах.

17 августа 2003 г. Cергий Киселев, священник.

Учитель: — Пожалуйста, выскажите свою точку зрения: что заставило Сергия Киселева написать такие горькие строки?

Очень надеюсь, что все услышанное и сказанное сегодня не пройдет мимо ваших душ. И в одном уверена точно: жизнь, деятельность, личность академика, лауреата Нобелевской премии Андрея Дмитриевича Сахарова никого из вас не оставит равнодушным.

Рисунки были предоставлены ведущими художниками более чем из 30 стран всех регионов мира. Некоторые рисунки уже были экспонированы на выставке в Вене (Австрия) по случаю Всемирной конференции по правам человека в 1993 году, в то время как другие произведения были созданы специально для этой выставки. Выставка экспонировалась в штаб-квартире ООН с 10 декабря 2007 года по 17 января 2008 года.

Я предлагаю вашему вниманию несколько из них. Посмотрите, поразмышляйте и поделитесь своими мыслями.

(Ответы ребят впечатления, мысли, навеянные рисунками.)

- Учитель: — В рамки одного классного часа невозможно, конечно, вместить то огромное, что стоит за именем Андрея Дмитриевича Сахарова. Рассказ о нем мы начали со стихотворения Лидии Чуковской, и закончить я его тоже хочу ее словами:

«Андрей Дмитриевич Сахаров — это, конечно, имя необычайное. И я сейчас постараюсь сказать, как я его вижу. Как я его помню… его голос, его слова, его облик? Как его определить? Определить Сахарова в двух-трех словах? Как определить Сахарова? Я нашла эти определения у Пастернака. Их два.

Не потрясенья и перевороты

Для новой жизни очищают путь,

А откровенья, бури и щедроты

Души воспламененной чьей-нибудь.

Жребий завиден. Я жил и отдал

Душу свою за други своя.

Учитель: — Спасибо всем за внимание, до новых, не менее интересных и нужных размышлений!

В сборнике[1] собрано большинство моих выступлений на социальные, правовые и политические темы за последние три года. Некоторые из них нуждаются в пояснениях, особенно для зарубежного читателя. Вероятно, лучшим способом избежать возможных недоразумений был бы максимально подробный и откровенный рассказ о внутренних и внешних обстоятельствах, сформировавших мою позицию и мироощущение. Но сейчас я не чувствую себя в силах осуществить это в полной мере, ограничусь необходимым минимумом. Сообщая автобиографические сведения, я надеюсь также на прекращение кривотолков в отношении фактов, которые часто представлялись в печати неверно из-за незнания или стремления к сенсациям.

Я родился в 1921 году в Москве, в интеллигентной и дружной семье. Мой отец — преподаватель физики, автор ряда широко известных учебных и научно-популярных книг. С детства я жил в атмосфере порядочности, взаимопомощи и такта, трудолюбия и уважения к высокому овладению избранной профессией. В 1938 году я окончил среднюю школу, поступил в Московский государственный университет и окончил его в 1942 году. В 1942—1945 годах работал инженером на военном заводе, автор нескольких изобретений в области методов контроля продукции.

Почти одновременно с началом работ по термоядерному оружию, с лета 1950 года, я вместе с И. Е. Таммом начал работу по проблеме управляемой термоядерной реакции, то есть по использованию ядерной энергии легких элементов для целей промышленной энергетики. В 1950 году нами была сформулирована идея магнитной термоизоляции высокотемпературной плазмы и проведены оценки параметров установок термоядерного синтеза. Эти работы, о которых стало известно за рубежом из доклада И. В. Курчатова в Харуэлле в 1956 году, из материалов Первой Женевской конференции по мирному использованию ядерной энергии, признаются пионерскими. В 1961 году я предложил для тех же целей нагрев дейтерия лучом импульсного лазера. Я упомянул тут об этом, чтобы разъяснить, что мой вклад не ограничивался только военными проблемами.

Начиная с 1957 года (не без влияния высказываний по этому поводу во всем мире таких людей, как А. Швейцер, Л. Полинг и некоторых других) я ощутил себя ответственным за проблему радиоактивного заражения при ядерных испытаниях. Как известно, поглощение радиоактивных продуктов ядерных взрывов миллиардами населяющих Землю людей приводит к увеличению частоты ряда заболеваний и врожденных уродств (за счет так называемых непороговых биологических эффектов, например за счет поражения молекул ДНК — носителей наследственности). При попадании радиоактивных продуктов взрыва в атмосферу каждая мегатонна мощности ядерного взрыва влечет за собой тысячи безвестных жертв. А ведь каждая серия испытаний ядерного оружия (все равно — США, СССР, Великобритании или Китая и Франции) — это десятки мегатонн, то есть десятки тысяч жертв.

Я глубоко благодарен за присуждение мне высокой, волнующей награды — Нобелевской премии мира — и за предоставленную возможность выступить сегодня перед вами. Я с особенным удовлетворением воспринял формулировку Комитета, в которой подчеркнута роль защиты прав человека как единственного прочного основания для подлинного и долговечного международного сотрудничества. Эта мысль кажется мне очень важной. Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав. Таким образом я защищаю тезис о первичном, определяющем значении гражданских и политических прав в формировании судеб человечества. Эта точка зрения существенно отличается от широко распространенных марксистских, а также от технократических концепций, согласно которым определяющее значение имеют именно материальные факторы, социальные и экономические права. (Сказанное не означает, конечно, что я в какой-либо мере отрицаю значение материальных условий жизни людей.)

Все эти тезисы я собираюсь отразить в лекции и особо остановиться на некоторых конкретных проблемах нарушения прав человека, решение которых представляется мне необходимым и срочным.

Имеется много признаков того, что начиная со второй половины XX века человечество вступило в особо ответственный, критический период своей истории.

Несомненно, успехи промышленного и технологического прогресса являются главным фактором преодоления нищеты, голода и болезней; но они одновременно приводят к угрожающим изменениям в окружающей среде, к истощению ресурсов. Человечество, таким образом, столкнулось с грозной экологической опасностью.

Но и в развитых странах люди сталкиваются с очень серьезными проблемами. Среди них — тяжелые последствия неумеренной урбанизации, потеря социальной и психологической устойчивости общества, непрерывная изнуряющая гонка моды и сверхпроизводства, бешеный, безумный темп жизни и ее изменений, рост числа нервных и психических заболеваний, отрыв все большего числа людей от природы и нормальной, традиционной человеческой жизни, разрушение семьи и простых человеческих радостей, упадок морально-этических устоев общества и ослабление чувства цели и осмысленности жизни. На этом фоне возникают многочисленные уродливые явления — рост преступности, алкоголизма, наркомании, терроризма и т.п. Надвигающееся истощение ресурсов Земли, угроза перенаселения, многократно углубленные международными политическими и социальными проблемами, начинают все сильней давить на жизнь также и в развитых странах, лишая (или угрожая лишить) многих людей ставших уже привычными изобилия, удобства и комфорта.

Эта поляризация многократно усиливает и без того очень серьезные опасности, нависшие над миром, — опасности термоядерной гибели, голода, отравления среды, истощения ресурсов, перенаселения, дегуманизации.

Обсуждая весь этот комплекс неотложных проблем и противоречий, следует прежде всего сказать, что, по моему убеждению, любые попытки замедлить темп научно-технического прогресса, повернуть вспять урбанизацию, призывы к изоляционизму, патриархальности, к возрождению на основе обращения к здоровым национальным традициям прошлых столетий — нереалистичны. Прогресс неизбежен, его прекращение означало бы гибель цивилизации.

Еще не так давно люди не знали минеральных удобрений, машинной обработки земли, ядохимикатов, интенсивных методов земледелия. Есть голоса, призывающие вернуться к более традиционным и, возможно, более безопасным формам земледелия. Но возможно ли осуществить это в мире, где и сейчас сотни миллионов людей страдают от голода? Несомненно, наоборот, необходима дальнейшая интенсификация и распространение ее на весь мир, на все развивающиеся страны. Нельзя отказаться от все более широкого применения достижений медицины и от расширения исследований во всех ее отраслях, в том числе и в таких, как бактериология и вирусология, нейрофизиология, генетика человека и генохирургия, несмотря на потенциальные опасности злоупотребления и нежелательных социальных последствий некоторых из этих исследований. То же относится к исследованиям в области создания систем имитации интеллекта, к исследованиям в области управления массовым поведением людей, к созданию единых общемировых систем связи, систем сбора и хранения информации и т.п. Совершенно очевидно, что в руках безответственных бюрократических, действующих под покровом секретности учреждений все эти исследования могут оказаться необыкновенно опасными, но в то же время они могут стать крайне важными и необходимыми для человечества, если их осуществлять под контролем гласности, обсуждения, научного социального анализа. Нельзя отказаться от все более широкого использования искусственных материалов, синтетической пищи, от модернизации всех сторон быта людей. Нельзя отказаться от возрастающей автоматизации и укрупнения промышленного производства, несмотря на связанные с этим социальные проблемы.

Нельзя отказаться от строительства все более мощных тепловых и атомных электростанций, от исследований в области управляемой термоядерной реакции, поскольку энергетика — одна из основ цивилизации. Я позволю себе вспомнить в этой связи, что 25 лет назад мне, вместе с моим учителем, лауреатом Нобелевской премии по физике Игорем Евгеньевичем Таммом, довелось стоять у начала исследований управляемой термоядерной реакции в нашей стране. Сейчас эти работы приобрели огромный размах, исследуются самые различные направления, от классических схем магнитной термоизоляции до методов с использованием лазеров.

Нельзя отказаться от расширения работ по освоению околоземного космоса и по исследованию дальнего космоса, в том числе от попыток приема сигналов от внеземных цивилизаций — шансы на успех таких попыток, вероятно, малы, но зато последствия успеха могут быть грандиозными.

Я назвал только некоторые примеры, их можно умножить. В действительности все главные стороны прогресса тесно связаны между собой, ни одну из них нельзя отменить, не рискуя разрушить все здание цивилизации; прогресс неделим. Но особую роль в механизме прогресса играют интеллектуальные, духовные факторы. Недооценка этих факторов, особенно распространенная в социалистических странах, возможно, под влиянием вульгарных идеологических догм официальной философии, может привести к извращению путей прогресса или даже к его прекращению, к застою. Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума. Важнейшая проблема охраны среды — один из примеров, где особенно ясна роль гласности, открытости общества, свободы убеждений. Только частичная либерализация, наступившая в нашей стране после смерти Сталина, сделала возможными памятные всем нам публичные дискуссии первой половины 60-х годов по этой проблеме, но эффективное ее решение требует дальнейшего усиления общественного и международного контроля. Военные применения достижений науки, разоружение и контроль над ним — другая столь же критическая область, где международное доверие зависит от гласности и открытости общества. Упомянутый пример управления массовым поведением людей, при своей внешней экзотичности, тоже вполне актуален уже сейчас.

Свобода убеждений, наличие просвещенного общественного мнения, плюралистический характер системы образования, свобода печати и других средств информации — всего этого сильно не хватает в социалистических странах вследствие присущего им экономического, политического и идеологического монизма. Между тем, эти условия жизненно необходимы не только во избежание злоупотреблений прогрессом, вольных и по неведению, но и для его поддержания. В особенности важно, что только в атмосфере интеллектуальной свободы возможна эффективная система образования и творческой преемственности поколений. Наоборот, интеллектуальная несвобода, власть унылой бюрократии, конформизм, разрушая сначала гуманитарные области знания, литературу и искусство, неизбежно приводят затем к общему интеллектуальному упадку, бюрократизации и формализации всей системы образования, к упадку научных исследований, исчезновению атмосферы творческого поиска, к застою и распаду.

Сейчас в поляризованном мире тоталитарные страны благодаря детанту приобрели возможность своеобразного интеллектуального паразитизма. И похоже, если не произойдет тех внутренних сдвигов, о необходимости которых все мы думаем, скоро им придется встать на этот путь. Один из возможных результатов детанта именно таков. Если это произойдет, взрывоопасность общемировой ситуации может только возрасти. Миру жизненно необходимо всестороннее сотрудничество между странами Запада, социалистическими и развивающимися странами, включая обмен знаниями, технологией, торговлю, экономическую, в частности продовольственную, взаимопомощь. Но это сотрудничество должно происходить на основе доверия открытых обществ, как говорят, с открытой душой, на основе истинного равноправия, а не на основе страха демократических стран перед их тоталитарными соседями. Сотрудничество в этом последнем случае означало бы просто попытку задарить, задобрить жуткого соседа. Но подобная политика всегда лишь отсрочка беды, которая вскоре возвращается в другую дверь с удесятеренными силами, это попросту новый вариант мюнхенской политики. Устойчивый успех детанта возможен, только если с самого начала он сопровождается непрестанной заботой об открытости всех стран, об увеличении уровня гласности, о свободном обмене информацией, о непременном соблюдении во всех странах гражданских и политических прав — короче говоря, при дополнении разрядки в материальной сфере разоружения и торговли разрядкой в духовной, идеологической сфере. Об этом прекрасно сказал президент Франции Жискар д'Эстен во время своего визита в Москву. Право, стоило пережить упреки некоторых недальновидных прагматиков из числа его соотечественников ради того, чтобы поддержать важнейший принцип!

Как же я представляю себе идеальное общемировое соглашение о разоружении в техническом плане?

Заключительный акт совещания в Хельсинки в особенности привлекает наше внимание тем, что в нем впервые официально отражен тот комплексный подход к решению проблем международной безопасности, который представляется единственно возможным; в акте содержатся глубокие формулировки о связи международной безопасности с защитой прав человека, свободы информации и свободы передвижения и важные обязательства стран-участниц, гарантирующие эти права. Очевидно, конечно, что речь идет не о гарантированном результате, а именно о новых возможностях, которые могут быть реализованы лишь в результате длительной планомерной работы, с единой и последовательной позицией всех стран-участниц, в особенности демократических стран.

Все в том же состоянии находятся важные проблемы международного информационного обмена, свободы выбора страны проживания, поездок для учения, работы, лечения, просто туризма. Чтобы конкретизировать это утверждение, я сейчас приведу некоторые примеры — не в порядке их важности и не стремясь к полноте.

Вы знаете, что Генеральная Ассамблея под давлением социалистических стран приняла решение, ограничивающее свободу телевизионного вещания со спутников. Я думаю, что сейчас, после Хельсинки, есть все основания для его пересмотра. Для миллионов советских граждан это очень важно и интересно.

В СССР качество протезов для инвалидов крайне низкое. Но ни один советский инвалид, даже имея вызов от иностранной фирмы, не может выехать по этому вызову за границу.

Каждый желающий эмигрировать из СССР должен иметь вызов от близких родственников. Для многих это неразрешимая проблема, например для 300 тыс. немцев, желающих уехать в ФРГ (к тому же квота на выезд составляет для немцев всего 5 тыс. человек в год, то есть выезд распланирован на 60 лет!). За этим — огромная трагедия. Особенно трагично положение лиц, желающих соединиться с родственниками в социалистических странах, — за них некому заступиться, и произвол властей не знает пределов.

Свобода передвижения, выбора места работы и жительства продолжает нарушаться для миллионов колхозников, продолжает нарушаться для сотен тысяч крымских татар, 30 лет назад с огромными жестокостями выселенных из Крыма и до сих пор лишенных права вернуться на родную землю.

Заключительный акт совещания в Хельсинки вновь подтвердил принципы свободы убеждений. Но требуется большая и упорная борьба, чтобы эти положения акта имели не только декларативное значение. В СССР многие тысячи людей преследуются сегодня за убеждения в судебном и внесудебном порядке — за религиозные верования и желание воспитывать своих детей в религиозном духе; за чтение и распространение (часто простое ознакомление 1-2 человек) нежелательной властям литературы, обычно абсолютно легальной по демократическим нормам, например религиозной; за попытку покинуть страну; особенно важна в моральном плане проблема преследования лиц, страдающих за защиту других жертв несправедливости, за стремление к гласности, в частности за распространение информации о судах, преследованиях за убеждения, об условиях мест заключения.

Вот некоторые известные мне имена: Плющ, Буковский, Глузман, Мороз, Мария Семенова, Надежда Светличная, Стефания Шабатура, Ирина Калинец-Стасив, Ирина Сеник, Нийоле Садунайте, Анаит Карапетян, Осипов, Кронид Любарский, Шумук, Вине, Румачик, Хаустов, Суперфин, Паулайтис, Симутис, Караванский, Валерий Марченко, Шухевич, Павленков, Черноглаз, Абанькин, Сусленский, Мешенер, Светличный, Сафронов, Роде, Шакиров, Хейфец, Афанасьев, Мо-Хун, Бутман, Лукьяненко, Огурцов, Сергиенко, Антонюк, Лупынос, Рубан, Плахотнюк, Ковгар, Белов, Игрунов, Солдатов, Мяттик, Юшкевич, Кийренд, Здоровый, Товмасян, Шахвердян, Загробян, Айрикян, Маркосян, Аршакян, Мираускас, Стус, Сверстюк, Кандыба, Убожко, Романюк, Воробьев, Гель, Пронюк, Гладко, Мальчевский, Гражис, Пришляк, Сапеляк, Калинец, Супрей, Вальдман, Демидов, Берничук, Шовковый, Горбачев, Верхов, Турик, Жукаускас, Сенькив, Гринькив, Навасардян, Саартс, Юрий Вудка, Пуце, Давыдов, Болонкин, Лисовой, Петров, Чекалин, Городецкий, Черновол, Балахонов, Бондарь, Калиниченко, Коломин, Плумпа, Яугялис, Федосеев, Осадчий, Будулак-Шарыгин, Макаренко, Малкин, Штерн, Лазарь Любарский, Фельдман, Ройтбурт, Школьник, Мурженко, Федоров, Дьшшиц, Кузнецов, Менделевич, Альтман, Пэнсон, Хнох, Вульф Залмансон, Израиль Залман-сон и многие, многие другие. В несправедливой ссылке — Анатолий Марченко, Нашпиц, Цитленок. Ожидают суда — Мустафа Джемилев, Ковалев, Твердохлебов. Я не мог назвать всех известных мне узников за неимением места, еще больше я не знаю или не имею под рукой справки. Но я всех подразумеваю мысленно и всех не названных явно прошу извинить меня. За каждым названным и не названным именем — трудная и героическая человеческая судьба, годы страданий, годы борьбы за человеческое достоинство.

Кардинальное решение проблемы преследования за убеждения — освобождение на основе международного соглашения, возможно, решения Генеральной Ассамблеи ООН, всех политзаключенных, всех узников совести в тюрьмах, лагерях и психиатрических больницах. В этом предложении нет никакого вмешательства во внутренние дела какой-либо страны, ведь оно в равной мере распространяется на все страны, на СССР, Индонезию, Чили, ЮАР, Испанию, Бразилию," на все другие страны, и потому, что защита прав человека провозглашена Всеобщей декларацией ООН международным, а не внутренним делом. Ради этой великой цели нельзя жалеть сил, как бы ни был долог путь, — а что он долог, это мы видели во время последней сессии ООН. США на этой сессии внесли предложение о политической амнистии, но затем сняли его после попытки ряда стран чересчур (по мнению делегации США) расширить рамки амнистии. Я сожалею о происшедшем. Но снять проблему нельзя. И я глубоко убежден, что лучше освободить некоторое число людей в чем-то виновных, чем держать в заключении и истязать тысячи невинных.

Не отказываясь от кардинального решения, сегодня мы должны бороться за каждого человека в отдельности, против каждого случая несправедливости, нарушения прав человека — от этого зависит слишком многое в нашем будущем.

Стремясь к защите прав людей, мы должны выступать, по моему убеждению, в первую очередь как защитники невинных жертв существующих в разных странах режимов, без требования сокрушения и тотального осуждения этих режимов. Нужны реформы, а не революции. Нужно гибкое, плюралистическое и терпимое общество, воплощающее в себе дух поиска, обсуждения и свободного, недогматического использования достижений всех социальных систем. Что это — разрядка? конвергенция? — дело не в словах, а в нашей решимости создать лучшее, более доброе общество, лучший мировой порядок.

Андрей Дмитриевич Сахаров

А. Д. Сахаров (1921–1989) – физик-теоретик, учёный, академик, один из создателей водородной бомбы. Он был общественным деятелем и правозащитником, народным депутатом СССР. Сахаров – лауреат Нобелевской премии мира.

Каким же он был — Андрей Дмитриевич Сахаров?

Выходец из московской интеллигентной семьи, Андрей Дмитриевич был необыкновенно одарен от природы. Гений в математике и физике, он стал главным разработчиком самого мощного оружия на планете – водородной бомбы. Заслужив множество наград, став трижды Героем Социалистического Труда, орденоносцем, лауреатом двух главных премий СССР-Ленинской государственной. В 32 года получил звание академика, Сахаров в полной мере осознал опасность, которую несет его разработка человечеству, и постарался добиться полного запрета ядерных испытаний во всем мире.

Особая страница биографии Сахарова – его правозащитная деятельность. Андрей Дмитриевич был совестью нашего народа.

Детство и юность

Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 года в Москве.
Его отец был профессором, преподавателем физики Московского педагогического института (ныне университет) имени В.И. Ленина, автором популярных книг и задачника по физике. Мать, Екатерина Софиано, имела дворянское происхождение и была дочерью военного. Начальное образование Андрей Сахаров получил дома, в школе учился с седьмого класса.

В 1938 году с отличием окончил школу и поступил на физический факультет Московского государственного университета. В 1942 году, находясь в эвакуации в Ашхабаде (Туркмения), с отличием окончил МГУ.
В сентябре 1942 года Сахаров был распределен в распоряжение Наркомата вооружений, откуда направлен на военный завод в Ульяновск, где до 1945 года работал инженером-изобретателем на военном заводе и стал автором ряда изобретений в области методов контроля продукции.

Андрей Сахаров в молодости

С 1943 года по 1944 год Андрей Сахаров подготовил самостоятельно несколько научных работ и послал их в Физический институт АН СССР имени П.Н. Лебедева (ФИАН) Игорю Тамму.
В 1945 году он поступил в аспирантуру ФИАН, в ноябре 1947 года защитил кандидатскую, а в 1953 году - докторскую диссертацию. В том же году был избран действительным членом Академии наук СССР.

В 1948 году Андрей Сахаров был включен в научно-исследовательскую группу по разработке термоядерного оружия, руководимую Игорем Таммом, где проработал до 1968 года. Сахаров предложил собственный проект бомбы в виде слоев дейтерия и природного урана вокруг обычного атомного заряда. Интенсивная работа группы завершилась успешным испытанием первой советской водородной бомбы 12 августа 1953 года.
В дальнейшем руководимая Сахаровым группа работала над усовершенствованием водородной бомбы. Параллельно Сахаров вместе с Таммом выдвинул идею магнитного удержания плазмы и провел основополагающие расчеты установок по управляемому термоядерному синтезу.


В 1961 году Сахаров предложил использовать лазерное обжатие для получения управляемой термоядерной реакции. Эти идеи положили начало масштабным исследованиям термоядерной энергетики.
В 1969 году Сахаров вернулся к научной работе в ФИАНе. 30 июня 1969 года он был зачислен в отдел института, где начиналась его научная работа, на должность старшего научного сотрудника. В 1967-1980 годах он опубликовал более 15 научных работ.

А. Д. Сахаров и Е. Г. Боннэр (в браке с 1972 г.)

Правозащитная деятельность

С конца 1950-х годов Сахаров занимался правозащитной деятельностью. В 1958 году вышли две его статьи о вредном действии радиоактивности ядерных взрывов на наследственность и, как следствие, снижении средней продолжительности жизни. В том же году Сахаров пытался повлиять на продление объявленного СССР моратория на атомные взрывы. В 1966 году он подписал письмо "25 знаменитостей" к XXIII съезду КПСС против реабилитации Сталина.
В 1968 году Сахаров написал манифест "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе". Осуждая гонку ядерных вооружений, документ призывал к сотрудничеству Советского Союза и Соединенных Штатов, требовал объединения советских и американских ресурсов для борьбы с глобальной угрозой голода, перенаселения и загрязнения окружающей среды.
В 1970 году Сахаров стал одним из учредителей Московского комитета по правам человека, высказывался за отмену смертной казни, за право на эмиграцию, против принудительного лечения "инакомыслящих" в психиатрических больницах.
В 1971 году он обратился с "Памятной запиской" к советскому правительству о неотложных вопросах внутренней и внешней политики, в 1974 году опубликовал за границей статью "Мир через полвека", в которой размышлял о перспективах научно-технического прогресса и излагал свое видение устройства мира.
В 1975 году Андрей Сахаров написал книгу "О стране и мире". В том же году был удостоен Нобелевской премии мира за "бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми" и за "мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства".
В 1976 году Сахаров был избран вице-президентом Международной лиги прав человека.
Неоднократно выступал против ввода советских войск в Афганистан.


Ссылка

8 января 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Андрей Сахаров был лишен всех правительственных наград и премий, включая звания трижды Героя Социалистического труда.

22 января 1980 года он был сослан в город Горький (ныне Нижний Новгород). Находясь в условиях почти полной изоляции, провел три длительных голодовки (1981, 1984, 1985), в общей сумме которые длились 178 дней. В течение этого времени Сахарова неоднократно госпитализировали и подвергали принудительному кормлению.

Освобождение и последние годы

В декабре 1986 года по распоряжению Михаила Горбачева Андрей Сахаров был освобожден из горьковской ссылки, вернулся в Москву и продолжил работать в Физическом институте им. П.Н. Лебедева.

В ноябре-декабре 1988 года Сахаров впервые выехал за рубеж, где встречался с Рональдом Рейганом, Джорджем Бушем, Маргарет Тэтчер, Франсуа Миттераном.

В 1988 году Андрей Сахаров был избран почетным председателем общества "Мемориал".

В марте 1989 года он был избран народным депутатом СССР.

Андрей Дмитриевич скончался 14 декабря 1989 г. от сердечного приступа. Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.


Награды и премии

Так и не был восстановлен в наградах, которых его лишили в 1980 году. Он сам от этого категорически отказался, и М. Горбачёв не стал подписывать соответствующий Указ.

Также награды иностранных государств, среди которых:

Большой крест ордена Креста Витязя (8 января 2003 года, посмертно)

Андрей Сахаров был почетным членом многих научных ассоциаций – Национальной академии наук (США), Американской академии искусств и наук, Американского физического общества, Французской академии (Институт Франции), Академии Дея Линчеи (Италия), Венецианской академии, Голландской академии и др.


Литература о жизни и деятельности академика Сахарова, его труды

Как и почему далекий от политики физик-теоретик, создатель советского термоядерного оружия, превратился в убежденного защитника прав человека? Была ли водородная бомба создана нашими учеными самостоятельно или при помощи разведки? Что значили наука и свобода для Андрея Сахарова, как он смотрел на свою судьбу и что думал о соотношении научного поиска, политической активности и религиозного чувства? На эти вопросы отвечает историк Геннадий Горелик, автор множества книг и статей, посвященных истории отечественной науки. В основе первого полного жизнеописания Сахарова лежат недавно рассекреченные документы и свидетельства десятков людей, знавших героя книги студентом, ученым и правозащитником, на работе и в кругу семьи.

Имя Андрея Дмитриевича Сахарова — академика, лауреата Нобелевской премии Мира, народного депутата СССР — широко известно. Данная книга — это сборник его общественно-политических работ и публицистических выступлений.

Эти заметки - не родословная Андрея Сахарова. В них не использовано многое из собранных материалов, касающееся непрямых его предков. Но я стремилась максимально подробно рассказать о тех, кого он знал, о ком упоминает в книге "Воспоминания". О том, что, на мой взгляд, взволновало бы его. Мой выбор, моя воля, поэтому они "вольные". Внутренне - я писала их для него. Внешне - получилось для тех, кому интересна автобиографическая книга Сахарова. Заметки существенно дополняют ее первую главу и исправляют имеющиеся в ней неточности.

Книга представляет практически полное собрание научных трудов А. Д. Сахарова. Тематические главы книги отражают широкий круг его интересов: от управляемой термоядерной реакции до проблем фундаментальной физики, научно-популярных статей и учебных задач. Наряду с опубликованными статьями в нее вошли также некоторые рассекреченные отчеты и кандидатская диссертация А. Д. Сахарова. Все статьи снабжены комментариями специалистов.

В первую часть Справочника вошли все известные Архиву Сахарова труды и библиография трудов в области научной и общественно-политической деятельности.

Книга посвящена А.Д. Сахарову, его политической, общественной и научной деятельности и роли его идей в настоящем и будущем. Первая часть книги охватывает период до 1981 года. Это было произведение самиздата, составленное друзьями и единомышленниками Сахарова к его 60-летию в знак протеста против ссылки знаменитого ученого. В те же годы сборник вышел на шести языках: русском (в Нью-Йорке), немецком, французском, итальянском и шведском. Вторая часть книги включает статьи, рассказывающие о борьбе Сахарова за демократизацию советского общества в годы перестройки. В третьей части обсуждается влияние идей Сахарова сегодня и завтра. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей демократизации России, судьбой и идеями Андрея Дмитриевича Сахарова.

Книга включает статьи 72 авторов — в основном ученых, работавших с А. Д. Сахаровым, знавших его в разные периоды жизни. Здесь и сотрудники по работе над ядерным оружием, коллеги из Физического института, однокурсники по учебе в МГУ, физики из США, Израиля, других стран. Книга включает уникальные материалы о крупнейшем в истории испытании сверхмощной водородной бомбы, горьковской ссылке и трагических месяцах голодовок А. Д. Сахарова. Помещены несколько факсимильных документов и 34 фотографии. Книга дает глубокое представление о фигуре академика А. Д. Сахарова — ученого, мыслителя, правозащитника и человека.

Знаете ли Вы, что.

Академик Андрей Сахаров был легендарной фигурой в советской истории, а в жизни был застенчивым и скромным человеком. Он не любил новых вещей, любил мыть посуду, дарил жене цветы и вазы, знал и любил поэзию Пушкина и Блока.

По данным социологических опросов 2000 года А. Д. Сахаров вошёл в число 10 самых выдающихся людей XX столетия для России (вместе с Лениным, Сталиным, Горбачёвым, Брежневым, Жуковым, Гагариным, Королевым, Высоцким, Солженицыным).

В 1979 году именем Андрея Сахарова назван астероид.

Норвежский Хельсинкский комитет в 1980 году учредил Andrei Sakharov Freedom Award (Премию свободы имени Андрея Сахарова) при поддержке и согласии самого ученого, чтобы помочь тем людям, которых из-за их мнений и убеждений преследуют или заключают в тюрьму.

В Нижнем Новгороде существует музей Сахарова. Квартира по адресу проспект Гагарина, д. 214, кв. 3, на первом этаже 12-этажного дома (микрорайон Щербинки), в которой Сахаров жил в течение 7 лет ссылки.

С 2006 года Американское Физическое общество вручает Andrei Sakharov Prize (Премию Андрея Сахарова).

А. Д. Сахаров в последние годы жизни

Книги о жизни и деятельности А. Д. Сахарова доступны для заказа в электронном каталоге Национальной библиотеки. Взять их на дом можно по адресам: ул. Орджоникидзе, 10 и ул. Катаева, 41.

Читайте также: