Сагит рамиев биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

[1880—1926] — татарский поэт. Р. в семье муллы-лесопромышленника в деревне Акманово б. Оренбургской губ. Учился в медрессе в Оренбурге. В 1906 активно участвовал в революционном движении среди татар, примкнув к татарским эсерам, редактировал орган этой партии — "Тан Юлдузы" (Полярная звезда). После его закрытия сотрудничал в бурж. газетах. В 1916 Р. очутился в списке сотрудников уфимской жандармерии, в том же году был исключен из их числа в виду непредставления необходимых для охранки сведений.

Начало поэтической деятельности Р. относится к 1906. Первые его произведения носили общий для большинства татарских поэтов того времени просветительский характер. Начиная с 1907 стихи Р. принимают ярко индивидуалистическую окраску; в них поэт возвеличивает свое "я", призывает "не подчиняться" законам человеческого общества. В основном же многие произведения Р. того времени ("Я", "Человек", "Обманулся" и др.) глубоко пессимистичны. С течением времени в его творчестве развиваются религиозно-мистические мотивы.

После Октября Рамиев постепенно отошел; от лит-ой жизни, ограничившись написанием 2—3 стихотворений и одной незаконченной поэмы под названием "Христос свободы", противоречивой и реакционной по своему содержанию.

Рамиев также известен как переводчик русских и зап.-европейских классиков. Он играл большую роль в развитии татарского стиха: впервые ввел тонику.

Библиография: I. Сборник татарской литературы (перев. отдельных стихов Р.), ГИХЛ, 1931.

II. Ибрагимов, Татарские поэты, 1913; Журн. "Безнен Юл", 1926, № 3, и 1927, № 3.

05.11.2011, 16:08

Сагит Лутфуллович Рамиев (1880-1926) — известный татарский драматург, поэт, переводчик, журналист. Начало поэтической деятельности Рамиева относится к 1906. Первые его произведения носили общий для большинства татарских поэтов того времени просветительский характер.

Сагит Рамиев - явление уникальное, не имеющее аналогов в татарской литературе. Русский критик среди татар в начале ХХ века А.Пинкевич писал, что "некоторые произведения С.Рамиева по своим направлениям близки самым новым образцам европейских литератур".

Поэт Сайфи Кудаш вспоминал о вечере в медресе "Галия", где выступал Сагит Рамиев: "Выйдя на сцену, поэт вопросительно обвел взглядом зал, словно желая узнать, что бы ему прочесть. Зрители сразу поняли его взгляд, и со всех сторон раздались голоса:
- "На рассвете"!
- "Песню о рубашке!"
- "Пушку и плуг!"
. Сагит Рамиев кончил читать. Раздался гром аплодисментов. Молодежь неистовствовала. Казалось, она готова была восторженно слушать поэта всю ночь. "

В Уфе он снова проявил себя как переводчик. К переведенным им на татарский язык драме Л.Н.Толстого "Живой труп", стихам Н.А.Некрасова и Демьяна Бедного прибавился роман Р.Джованьоли "Спартак". Отрывки из него появились на страницах издававшегося в Уфе журнала "Новый путь".

Сагит Рамиев известен читателям прежде всего как автор лирических стихов, мастер поэтического пейзажа. Лирика его отличается эмоциональностью. Но он писал также прозу, публицистические статьи и критические заметки о литературе.

Поэтическая работа Сагита Рамиева в Уфе была очень скромной. "В течение шести лет Сагит Рамиев совершенно не подавал голоса, - записал в дневнике в феврале 1923 года Сайфи Кудаш. - Мы были уже склонны считать, что этот большой поэт творчески мертв. И вот в это время газета "Башкортостан" известила нас, что Сагит Рамиев как поэт жив! В начале 1923 года в газете было напечатано его стихотворение "Я и мое слово". Все мы, его друзья и поклонники его таланта, сразу почувствовали в этих стихах прежнюю рамиевскую поэтическую силу.

В этом стихотворении поэт пытается определить новые пути своей творческой деятельности. Но вскоре Сагит Рамиев заболел и 17 марта 1926 года в возрасте сорока шести лет умер в Уфе от туберкулеза легких.

В 1980 году, к столетию со дня его рождения, в Уфе, на доме 29 по улице Октябрьской революции, установлена мемориальная доска с надписью: "В этом доме в 1922-1926 гг. жил известный поэт Сагит Рамиев".

Деревня
В тыщи раз деревня наша
Лучше тыщи городов.
Никого не встретишь даже
У домов и у садов.

А цветов тут - сколько хочешь,
Каждый, словно огонёк.
Даже нет в деревне ночи:
Ночь, как облачный денёк.

Небу нет конца и края -
Дорогая бирюза.
А луна, луна какая! -
разбегаются глаза.

Не луна, а прямо солнце
Озаряет небосвод:
Просто светит и смеётся,
Просто за душу берёт.

А какой чудесный воздух!
А какой большой размах!
Бриллианты, а не звёзды
Полыхают в небесах.

И в сиянии просторы
Ночью тихою горды:
Как серебряные, горы,
И озёра, и сады.


12 февраля 1880 года, деревня Акман (Ибраево) Оренбургской губернии – 16 марта 1926 года, город Уфа.

Родословная С.Рамеева восходит к генеалогии поэта-философа Дэрдменда.

Начало творческого пути

В творчестве С.Рамеева выявляются 3 периода: казанский, астраханский, уфимский.

Казанский период

Наиболее плодотворный – казанский (1906–1910), отличавшийся приверженностью поэта к разнородным идейно-эстетическим направлениям (социалистическому и модернистскому).

После поражения Революции 1905–1907 гг. С.Рамеев пережил сильное разочарование в идеалах буржуазного прогресса, его социально-политические, национальные идеалы остались невоплощенными.

С.Рамеев перестал писать на темы революции и классовой борьбы и перешел на позиции индивидуализма, воспевая стремление человека к духовной свободе. Главным героем его поэзии становится образ поэта, конфликтующего со всем миром:

Пристрелил бы этот мир,
Как собаку,
Или сжег бы землю и воду
И сокрушил бы небеса. (Подстрочный перевод)

Кто бросил меня в огонь? Ты!
Кто кинул меня в воду? Ты!
Спасшая меня от огня и воды,
Моя богиня – тоже ты (подстрочный перевод).

Астраханский период

В 1911–1912 гг. выступал со статьями, в которых ставил вопрос о необходимости перевода письменности тюрко-татарских народов с арабской графики на латиницу.

По приглашению С.Рамеева в Астрахани в течение месяца гостил поэт Г.Тукай.

Уфимский период

В январе 1916 г. царская охранка предприняла попытку втянуть С.Рамеева в свою агентурную сеть. Достоянием общественности стал список сотрудников уфимской жандармерии, в котором значился и поэт. Этот факт оброс многочисленными слухами, стал поводом для обвинений, подозрений.

Возьми меня к себе, о Боже!
Остался я один на дороге твоей.
Вложу я меч обратно в ножны:
Мучает меня лишь клятва верности Тебе (подстрочный перевод).

В конце 1922 г. вернулся в Уфу, руководил издательским отделом Народного комиссариата земледелия Башкирской АССР, принимал участие в работе Общества по изучению Башкортостана, являлся членом секции Академического центра по подготовке учебников для башкирских школ, составил первый проект орфографии башкирского языка и т. д.

С.Рамеев утверждал право поэта на свободу творчества, реформировал и обогатил многовековые традиции тюрко-татарского напевного силлабического стиха новыми формами интонационной ритмики, гражданским звучанием. Его творческое наследие продолжает привлекать внимание читателя яркими модернистскими открытиями, как гимн свободе личности, страстный призыв к духовному возрождению народа.

С.Рамеев умер после продолжительной болезни.

Сочинения

Сайланма әсәрләр. Казан, 1962.

Таң вакыты. Казан, 1980.

Әсәрләр. Казан, 2005 (соавторство).

Литература

Халит Г. Многоликая лирика. Казань, 1990.

Зарипова-Четин Ч. Проблема демонизма в творчестве С.Рамиева в контексте восточно-европейской эстетики. Казань, 2003.

Садретдинов Ш. Сәгыйть Рәмиев иҗаты. Казан, 1973.

[1880—1926] — татарский поэт. Р. в семье муллы-лесопромышленника в деревне Акманово б. Оренбургской губ. Учился в медрессе в Оренбурге. В 1906 активно участвовал в революционном движении среди татар, примкнув к татарским эсерам, редактировал орган этой партии — "Тан Юлдузы" (Полярная звезда). После его закрытия сотрудничал в бурж. газетах. В 1916 Р. очутился в списке сотрудников уфимской жандармерии, в том же году был исключен из их числа в виду непредставления необходимых для охранки сведений.

Начало поэтической деятельности Р. относится к 1906. Первые его произведения носили общий для большинства татарских поэтов того времени просветительский характер. Начиная с 1907 стихи Р. принимают ярко индивидуалистическую окраску; в них поэт возвеличивает свое "я", призывает "не подчиняться" законам человеческого общества. В основном же многие произведения Р. того времени ("Я", "Человек", "Обманулся" и др.) глубоко пессимистичны. С течением времени в его творчестве развиваются религиозно-мистические мотивы.

После Октября Рамиев постепенно отошел; от лит-ой жизни, ограничившись написанием 2—3 стихотворений и одной незаконченной поэмы под названием "Христос свободы", противоречивой и реакционной по своему содержанию.

Рамиев также известен как переводчик русских и зап.-европейских классиков. Он играл большую роль в развитии татарского стиха: впервые ввел тонику.

Библиография: I. Сборник татарской литературы (перев. отдельных стихов Р.), ГИХЛ, 1931.

II. Ибрагимов, Татарские поэты, 1913; Журн. "Безнен Юл", 1926, № 3, и 1927, № 3.

Сагит Рамиев - явление уникальное, не имеющее аналогов в татарской литературе. Русский критик среди татар в начале ХХ века А.Пинкевич писал, что "некоторые произведения С.Рамиева по своим направлениям близки самым новым образцам европейских литератур".

Поэт Сайфи Кудаш вспоминал о вечере в медресе "Галия", где выступал Сагит Рамиев: "Выйдя на сцену, поэт вопросительно обвел взглядом зал, словно желая узнать, что бы ему прочесть. Зрители сразу поняли его взгляд, и со всех сторон раздались голоса:
- "На рассвете"!
- "Песню о рубашке!"
- "Пушку и плуг!"
. Сагит Рамиев кончил читать. Раздался гром аплодисментов. Молодежь неистовствовала. Казалось, она готова была восторженно слушать поэта всю ночь. "

В Уфе он снова проявил себя как переводчик. К переведенным им на татарский язык драме Л.Н.Толстого "Живой труп", стихам Н.А.Некрасова и Демьяна Бедного прибавился роман Р.Джованьоли "Спартак". Отрывки из него появились на страницах издававшегося в Уфе журнала "Новый путь".

Сагит Рамиев известен читателям прежде всего как автор лирических стихов, мастер поэтического пейзажа. Лирика его отличается эмоциональностью. Но он писал также прозу, публицистические статьи и критические заметки о литературе.

Поэтическая работа Сагита Рамиева в Уфе была очень скромной. "В течение шести лет Сагит Рамиев совершенно не подавал голоса, - записал в дневнике в феврале 1923 года Сайфи Кудаш. - Мы были уже склонны считать, что этот большой поэт творчески мертв. И вот в это время газета "Башкортостан" известила нас, что Сагит Рамиев как поэт жив! В начале 1923 года в газете было напечатано его стихотворение "Я и мое слово". Все мы, его друзья и поклонники его таланта, сразу почувствовали в этих стихах прежнюю рамиевскую поэтическую силу.

В этом стихотворении поэт пытается определить новые пути своей творческой деятельности. Но вскоре Сагит Рамиев заболел и 17 марта 1926 года в возрасте сорока шести лет умер в Уфе от туберкулеза легких.

В 1980 году, к столетию со дня его рождения, в Уфе, на доме 29 по улице Октябрьской революции, установлена мемориальная доска с надписью: "В этом доме в 1922-1926 гг. жил известный поэт Сагит Рамиев".

Деревня
В тыщи раз деревня наша
Лучше тыщи городов.
Никого не встретишь даже
У домов и у садов.

А цветов тут - сколько хочешь,
Каждый, словно огонёк.
Даже нет в деревне ночи:
Ночь, как облачный денёк.

Небу нет конца и края -
Дорогая бирюза.
А луна, луна какая! -
разбегаются глаза.

Не луна, а прямо солнце
Озаряет небосвод:
Просто светит и смеётся,
Просто за душу берёт.

А какой чудесный воздух!
А какой большой размах!
Бриллианты, а не звёзды
Полыхают в небесах.

И в сиянии просторы
Ночью тихою горды:
Как серебряные, горы,
И озёра, и сады.

Читайте также: