С коненков мемориальный музей мастерская кратко

Обновлено: 02.07.2024

Этот небольшой и очень уютный музей в самом центре Москвы оказался удивительным открытием февральского путешествия в столицу. Попал он в наше с Ксенией поле зрения, можно сказать, неожиданно. Большими поклонниками скульптуры себя не считаем, предпочитаем заброшки , дореволюционные усадьбы да старые интерьеры.

Начну с места. В жилом комплексе на Тверской улице (это недалеко от станций метро Пушкинская, Тверская, Чеховская) скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков поселился в 1947 году. Дом был новый, десяти лет не прошло, как возвел его архитектор А.Г. Мордвинов на месте разобранной церкви святого великомученика Дмитрия Солунского. Конёнков оформляет квартиру с мастерской по собственному проекту, делает зарисовки интерьера, чертежи, руководит строителями.

24 года жил и творил скульптор в доме на Тверской. Его не стало в 1971 году. Три года спустя, к 100-летию со дня рождения Сергея Тимофеевича, в доме, где он прожил свои последние годы, был открыт музей. Музей состоит из мастерской, жилых комнат, кабинета, холла и гостиной. Планировка помещений не изменилась, а вот интерьеры жилых комнат не сохранились, в них сейчас выставлены работы скульптора. Исключение составляет кабинет Конёнкова, здесь интерьер сохранен в первозданном виде: письменный стол, диван-тахта, фотографии на стенах…

С.Т. Коненков жил и работал здесь с 1947 по 1971 год. В 1974 году к 100-летнему юбилею мастера в его квартире-мастерской был открыт музей. Постоянная экспозиция музея-мастерской С.Т. Коненкова является на сегодняшний день самым крупным и значительным собранием работ мастера, наиболее полно представляющим все этапы творческой биографии классика русской скульпторы. Большую ценность представляет обширная библиотека, фонд фотографий, включающих изображение произведений Коненкова, оставшихся в США, записные книжки Коненкова, рукописи статей и книг.

Музей сотрудничает с выставочными залами и галереями страны. В его залах проходят выставки работ не только Коненкова, но и его учеников, произведений молодых скульпторов и художников. В музее проходят научные конференции, круглые столы и семинары, посвященные вопросам истории искусств, актуальным проблемам художественной жизни, встречи с современными мастерами изобразительного искусства.

Музей-мастерская Коненкова

Музей-мастерская скульптора С. Т. Конёнкова (1874–1971) относится к числу небольших и малоизвестных музеев, которые зачастую оказываются обойденными вниманием публики. Некоторые москвичи вообще не знают о его существовании. И напрасно: музей стоит посетить по многим причинам. Во-первых, его экспозиция рассказывает о жизни и творчестве замечательного художника-скульптора; во-вторых, интерьер квартиры Конёнков оформил по собственному проекту, а в-третьих, музей располагается в знаковом для своей эпохи здании на Пушкинской площади, — так что его посещение можно совместить с прогулкой по живописным московским бульварам. Самой ценной частью экспозиции, безусловно, являются работы самого Коненкова, которые составляют самую полную в России коллекцию его произведений.


Сергей Тимофеевич Конёнков относится к числу самых известных русских скульпторов ХХ столетия. Его произведения очень эмоциональны, психологически выразительны и отличаются удивительным чувством материала. Будь то дерево, бронза или мрамор, скульптор мастерски владел различными техниками, используя особенности каждой для достижения художественного эффекта. Тематика творчества С. Т. Конёнкова очень разнообразна: портреты исторических и культурных деятелей (в том числе В. Маяковского, А. Эйнштейна, М. Горького), типажи античных героев и персонажей русского фольклора, аллегорические композиции и даже инсталляции.

Посещение музея будет интересно как взрослым, так и детям. Небольшая по площади экспозиция, разнообразие экспонатов и малое количество посетителей дают возможность всё внимательно осмотреть в спокойной обстановке. С особой теплотой гости музея отзываются о его сотрудниках. Всем пришедшим в первый раз настоятельно рекомендуем воспользоваться услугами экскурсоводов: настоящие профессионалы, увлеченные своим делом, они могут рассказать немало интересного.


всего оценок: 58, средняя оценка: 4,59 (из 5)

Музей Коненкова (скульптора) расположен в Москве, по адресу: ул. Тверская, д. 17. В этой статье вы узнаете о том, что можно увидеть сегодня в этом здании. Нас также интересует все, что связано с таким известным человеком, как С. Коненков: мемориальный музей-мастерская, творчество скульптора и его биография.

творчество скульптора с коненкова

Церковь св. Дмитрия Солунского

Здание, в котором находится Мемориальный музей Коненкова, - объект культурного наследия нашей страны, памятник культуры и истории. На этом месте раньше располагалась церковь св. Дмитрия Солунского. В 1625 году был основан этот храм и перестроен был в стиле ампир в начале XIX века. Он задавал архитектурный облик всей Страстной площади, которая называется сегодня Пушкинской. Рядом с церковью находилось в 1920-е годы известное литературное кафе "Стойло Пегаса", которое посещали имажинисты. Часто сюда заходили А. Мариенгоф, С. Есенин, Н. Клюев, А. Дункан, А. Таиров и другие.

Жилой комплекс на месте церкви

Церковь в 1934 году была разобрана. В 1939-1941 гг. на ее месте построили жилой дом по проекту А.Г. Мордвинова, известного архитектора. Он является также автором целого ряда зданий, расположенных на Тверской. Из светлого кирпича выполнены массивные стены здания. Фасад был украшен балконами, затейливыми рельефами, башенками восточного типа и эркерами. Статуя балерины венчала угловую башню. Автор ее - скульптор Мотовилов. Из-за плохой сохранности в конце 1950 года было принято решение демонтировать статую.

Чем знаменит дом по проекту Мордвинова?

Дом интересен, кроме архитектурных особенностей, и знаменитыми людьми, которые жили в нем. В разное время его обитателями являлись А.Б. Гольденвейзер, музыкант, квартира которого является сегодня филиалом музея им. Глинки, М.И. Гудков, авиаконструктор, Г.И. Горин, сатирик и драматург.

До 1950 года памятник А.С. Пушкину находился в начале Тверского бульвара. Он был создан А.М. Опекушиным, знаменитым скульптором, в 1880 году. Этот памятник нравился Сергею Тимофеевичу. Очень был рад тому, что может видеть его из окон мастерской, и скульптор Коненков.

Музей-мастерская, расположенная сейчас на месте жилого дома, имеет свою историю. Расскажем о том, как он был создан.

Создание музея

На Тверской улице, в доме №17, с 1947 по 1971 год жил Коненков Сергей Тимофеевич. После его смерти вышло постановление правительства, по которому решено было создать в квартире-мастерской, где жил и работал Коненков (скульптор), мемориальный музей. Академия художеств СССР и Министерство культуры проводили работу по формированию его коллекции, экспозиции. К столетнему юбилею скульптора, в 1974 году, был открыт этот музей. Творчество скульптора С. Коненкова представлено в нем максимально полно.

Что представляет собой музей Коненкова?

сергей коненков скульптор

Он включает в себя помещение мастерской, а также мемориальную часть: кабинет, расположенные на втором этаже жилые комнаты, гостиную и холл. Удалось сохранить до сегодняшних дней все особенности интерьера, который был выполнен по личному проекту Коненкова. На сегодняшний день представленная здесь экспозиция является наиболее значительным и крупным собранием работ этого мастера. Она представляет наиболее полно все этапы его творческой биографии. Большую ценность имеет обширная библиотека, рукописи книг и статей, записные книжки Коненкова, фонд фотографий, которые включают в себя изображение произведений мастера, оставшихся в США.

Музей сегодня сотрудничает с галереями и выставочными залами страны. В его стенах проходят выставки работ не только самого Коненкова, но и его учеников, а также произведений молодых художников и скульпторов.

Вестибюль

Знаменитый автопортрет Коненкова, выполненный из гипса (1954 год), расположен в вестибюле. Он был отмечен Ленинской премией. Также здесь находится один из самых поэтических и утонченных женских образов - портрет супруги скульптора, Маргариты Коненковой, созданный в 1918 году из дерева. В вестибюле представлена оригинальная мебель работы мастера, выполненная из корней и пней (кресла "Удав", "Сова", "Лебедь" и др.), в которой образы и формы заимствованы из природы. Одной из интереснейших достопримечательностей собрания является этот уникальный гарнитур.

Помещение мастерской

В помещении мастерской размещена основная экспозиция. Здесь представлены ранние произведения, относящиеся к ученическому периоду: "Камнебоец" (1897 год), "Читающий татарин" (1893 год), работы "серебряного века", в частности, произведения, вошедшие в сокровищницу скульптуры нашей страны. Это, например, "Бах" - жемчужина интересующего нас музея, работа, в которой автор поднялся до монументального синтетического образа, необычайного по силе обобщения; несколько композиций на тему "Самсона", "Паганини".

"Лесная серия" и женские портреты

мемориальный музей и творчество скульптора с коненкова

Знаменитая "Лесная серия" вызывает неизменный интерес многих посетителей этого музея. Творчество скульптора С. Коненкова раскрывает национальный русский характер и демонстрирует высокое мастерство его в обработке дерева. К этой серии принадлежат такие работы, как рельеф "Пиршество" (1910 год), "Мы - ельнинские" (1942), "Лесовик" (1909), "Старенький старичок" (1909), а также созданная в 1916 году работа "Вакх с малахитовыми глазами". Стоит заметить, что дерево являлось не только материалом для сказочных и фантастических образов в творчестве Коненкова. Скульптор, мастерски используя пластические свойства этого материала, создал в 1918 году портрет М.И. Коненковой, полный обаяния, а также гармонически совершенную фигуру женщины "Магнолия" в 1934 году.

Портреты современников

скульптор коненков биография

Сергей Тимофеевич за долгую творческую жизнь создал прекрасную галерею портретов различных его современников, выдающихся деятелей науки и культуры, в которых проявился его уникальный дар тонко чувствовать особенности духовного богатства и характера личности, ее индивидуальность. Среди них можно отметить психологические портреты Альберта Эйнштейна, Ивана Павлова, Чарльза Гильдера, Сергея Рахманинова, Надежды Плевицкой, Николая Фешина, Максима Горького, а также известные портреты внучки этого писателя, Пешковой Марфы Максимовны, и Ниночки, ее дочери - произведения, которые характеризуются богатством эмоциональных нюансов. Все они полны состояния внутреннего покоя и чистоты.

В 1935 году Сергей Коненков, скульптор, без сомнения, талантливый, создал портрет Альберта Эйнштейна. Он считается и до сегодняшнего дня одним из самых удачных изображений этого великого ученого. Выполненный в 1933 году портрет Федора Достоевского считается вершиной творчества Коненкова. В нем мастеру удалось передать всю сложную гамму различных эмоциональных состояний и создать полный внутреннего психологизма и трагизма образ.

с коненков мемориальный музей мастерская творчество скульптора

Религиозная тематика в творчестве Коненкова

В творчестве Коненкова в конце 1920-х годов появляются совершенно новые пластические и сюжетные мотивы - скульптор обращается к религиозной тематике. Евангельский цикл является всеобъемлющим и единственно полным выражением религиозных поисков Коненкова в скульптуре. В музее представлены следующие работы: созданный из гипса в 1928 году "Пророк", из терракоты в 1928 - "Иоанн" и "Иаков", а также изображения Христа в гипсе и дереве.

Последние работы Коненкова

Скульптор в последние годы жизни увлекался, прежде всего, пластическими экспериментами. Им были сделаны попытки соединить различные виды искусства, которые выразились в синтезе живописи и скульптуры, стремлении соединить последнюю со звуком и движением. Все это находит воплощение в "Космосе", музыкальном скульптурном инструменте, который можно считать одной из первых в русском искусстве инсталляций периода 1950-х годов.

Коненков до конца жизни оставался смелым экспериментатором и новатором в искусстве, широчайшей эрудиции человеком, мыслителем, который глубоко переживал события того времени. Поэтому можно сказать, что недаром он назвал свой завершающий труд "Мой век".

Краткая биография Коненкова

Итак, мы описали музей Коненкова. Скульптор этот родился в 1874 году, 28 июня, в селе Караковичи (сегодня оно находится в Смоленской области, Ельнинском районе). Ниже представлен его портрет работы Павла Корина.

коненкова скульптор

По национальности он белорус, вырос в крестьянской семье. Коненков учился в МУЖВЗ, после чего - у профессора Беклемишева в Санкт-Петербурге, в Высшем художественном училище. Его дипломная работа ("Самсон, разрывающий узы") была сочтена слишком революционной и уничтожена по распоряжению Академии художеств.

В 1897 году совершает поездки в Германию, Италию и Францию скульптор Коненков. Биография его в это время отмечена тем, что он выступил в конце XIX века с "Камнебойцем", реалистической скульптурой. Коненкова застали в Москве революционные события 1905 г. Он создает под их впечатлением цикл портретов участников столкновений на Пресне. Также в 1905 году он оформляет кафе Филиппова, расположенное на Тверской, а в 1910 создает барельеф "Пиршество".

Скульптор Коненков, работы которого нас интересуют, в 1912 году посетил Египет и Грецию. В это время он трудился над "Лесной серией". В ней широко использовано дерево, представлены различные приемы его обработки. Лес для Коненкова - символ красоты, воплощение стихийных сил природы. Скульптор использует методы народной резьбы, творчески переосмысливает в своих произведениях образы старинных преданий. Параллельно с этим циклом он работает также над "греческим" ("Горус" и "Юноша").

скульптор коненков работы

Этот скульптор одним из первых русских мастеров рубежа XIX-XX веков изобразил обнаженное женское тело. Часто его работы выдержаны в традициях деревянной резьбы, народного русского искусства. Отметим здесь "Кариатиду (1918 год), "Жар-птицу" (1915), "Крылатую" (1913).

Коненков Октябрьскую революцию поддержал, участвовал в реализации плана так называемой монументальной пропаганды. Им был создан, в частности, для Красной площади памятник "Степан Разин".

Коненков в 1922 году женился на Воронцовой Маргарите Ивановне и отправился в США. Здесь супруги прожили 22 года (в основном в Нью-Йорке). К этому периоду его творчества относятся работы, связанные с размышлениями на темы "Апокалипсиса", Библии. Это рисунки, на которых изображены апостолы, пророки, Христос, а также эскизы к космогониям.

Похоронен Сергей Коненков на Новодевичьем кладбище в Москве.

Итак, мы рассмотрели мемориальный музей и творчество скульптора С. Коненкова. Его работы сегодня известны не только в нашей стране, но и во всем мире.

Мемориальный Музей-мастерская С.Т.Коненкова. Профиль постоянной экспозиции, ключевые экспонаты

Мемориальный Музей-мастерская С.Т.Коненкова. Профиль постоянной экспозиции, ключевые экспонаты

Мемориальный Музей-мастерская С.Т.Коненкова. Профиль постоянной экспозиции, ключевые экспонаты

Мемориальный Музей-мастерская С.Т.Коненкова. Профиль постоянной экспозиции, ключевые экспонаты

Мемориальный Музей-мастерская С.Т.Коненкова. Профиль постоянной экспозиции, ключевые экспонаты

Мемориальный Музей-мастерская С.Т.Коненкова. Профиль постоянной экспозиции, ключевые экспонаты



Мемориальный Музей-мастерская С.Т.Коненкова. Профиль постоянной экспозиции, ключевые экспонаты

Мемориальный Музей-мастерская С.Т.Коненкова. Профиль постоянной экспозиции, ключевые экспонаты

Мемориальный Музей-мастерская С.Т.Коненкова. Профиль постоянной экспозиции, ключевые экспонаты

Мемориальный Музей-мастерская С.Т.Коненкова. Профиль постоянной экспозиции, ключевые экспонаты

Мемориальный Музей-мастерская С.Т.Коненкова. Профиль постоянной экспозиции, ключевые экспонаты

За свою долгую творческую жизнь Коненков создал великолепную галерею портретов своих современников, выдающихся представителей мировой культуры и науки, в которых проявился его необычайный дар тонко чувствовать индивидуальность, особенности характера и духовного богатства личности. Это – блестящие психологические портреты Ивана Павлова, Альберта Эйнштейна, Сергея Рахманинова, Чарльза Гильдера, Николая Фешина, Надежды Плевицкой, Максима Горького известные портреты внучки писателя Марфы Максимовны Пешковой и ее дочери Ниночки – произведения удивительные по богатству эмоциональных нюансов, полные ясного состояния внутренней чистоты и покоя.

В музее проходят научные конференции, круглые столы и семинары, посвященные вопросам истории искусств, актуальным проблемам художественной жизни, встречи с современными мастерами изобразительного искусства.

Читайте также: