Крестьянская община кратко история 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

ОБЩИ́НА (ком­му­на), са­мо­управ­ляю­щий­ся про­из­вод­ст­вен­ный и со­ци­аль­но-бы­то­вой кол­лек­тив над­се­мей­но­го уров­ня, ос­но­ван­ный на со­вме­ст­ном (кол­лек­тив­ном) вла­де­нии (и/или рас­по­ря­же­нии) сред­ст­ва­ми про­из-ва, кол­лек­ти­ви­ст­ских прин­ци­пах со­ли­дар­но­сти и взаи­мо­по­мо­щи . Пред­став­ля­ет со­бой ба­зо­вый со­ци­аль­ный ин­сти­тут и пер­вич­ную фор­му эко­но­мич. и со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции не­по­средств. про­из­во­ди­те­лей в до­ин­ду­ст­ри­аль­ных об­ще­ст­вах. В за­ви­си­мо­сти от хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­но­го ти­па мо­жет быть зем­ле­дель­че­ской (сель­ской, де­ре­вен­ской, кре­сть­ян­ской), ко­че­вой (па­ст­бищ­но-ко­че­вой) и про­мы­сло­вой (у охот­ни­ков и ры­бо­ло­вов); в го­ро­дах су­ще­ст­во­ва­ли ре­мес­лен­ные О. ( це­ха ). Вы­де­ля­ют два осн. ис­то­рич. ти­па О. – пер­во­быт­ный и со­сед­ский (тер­ри­то­ри­аль­ный, сель­ский).

Крестьянская община имела очень много различных полномочий. Самое главное, что она распоряжалась имуществом общины, говорила что и кому сажать, когда собирать урожай. Также община могла принимать новых членов или исключать старых. Община собирала деньги и распоряжалась что именно делать на благо всех членов общины, например, построить школу или библиотеку. Также на общину были возложены и фискальные функции государства, ведь именно община собирала налоги.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.


Урок создаёт представление о занятиях и быте средневековых крестьян, их отношениях с феодалами. Объясняет особенности развития европейского феодального общества. Даёт представление о натуральной форме хозяйства и его особенностях.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Средневековая деревня и ее обитатели"

В период Средних Веков основной ценностью была земля. Она кормила и одевала средневековых людей.

Работы в поле

В IX–X веках вся земля в Западной Европе оказалась в руках феодалов. Леса, реки, выгоны для скота, водоёмы тоже стали их собственностью.

Постепенно возникла феода̀льная во̀тчина (помѐстье) – потомственное земельное владение феодала.

Центром вотчины был госпо̀дский двор. В него входили: дом (позднее замок) феодала, хозяйственные постройки, скотный двор, птичник, мастерские ремесленников, мельница, сад.

Господский двор

Вся земля вотчины делилась на две части: госпо̀дскую и крестьянские надѐлы.

За пользование наделами крестьяне несли повѝнности – выполняли определённые работы для феодала.

Основными повинностями были ба̀рщина и обро̀к.

Ба̀рщина – это все работы крестьян в хозяйстве феодала. Обработка господской части вотчины, урожай с которой целиком шёл феодалу, ремонт и строительство зданий, хозяйственных построек, мостов.

Обро̀к заключался в выплате феодалу продуктов, полученных с крестьянского надела или денег.

Повинности крестьян

Полученные наделы и господские земли крестьяне обрабатывали своими орудиями труда.

Были и другие виды повинностей. Феодал мог взимать с крестьян пошлину за вступление в брак, за помол зерна на своей мельнице, за пользование своими лесами и озёрами.

Также крестьяне платили десятѝну – налог в пользу церкви в размере 1/10 части своего дохода.

Несмотря на обилие повинностей, средневековый крестьянин, в отличие от раба, имел определённые права. Если он исправно выполнял повинности, господин не мог забрать его надел.

Жизнь и имущество крестьянина охранялись законом. Феодал не мог его казнить, продать или обменять без земли и отдельно от семьи, произвольно увеличивать повинности.

Чтобы заставить крестьян исправно платить налог, феодалы закрепили за собой право суда.

За плохую работу на барщине, за не вовремя сданный оброк, крестьянину могли назначить штраф или другое наказание.

Крестьяне были объединены в общѝну. Она играла огромную роль в жизни крестьян. Все вопросы, за исключением тех, которые должен был решать сеньор, решались при участии общины.

Община занималась хозяйственными делами, оказывала помощь нуждающимся, поддерживала порядок, разбирала споры членов общины, наказывала нарушителей, организовывала праздники.

На сельском сходе в рамках общины крестьяне решали свои дела.

Поля крестьян располагались наиболее близко к домам.

Деревенская пашня делилась на участки (по̀лосы), составлявшие крестьянские наделы.

Чересполосица

За пашней располагались уго̀дья: луга, леса, реки и озера.

Между феодалами и крестьянами часто возникали конфликты.

Восстание крестьян

Чрезмерные требования феодалов вызвали сопротивление крестьян. Оно считалось справедливым, поскольку нарушались нормы обычаев, договоренности между крестьянами и владельцами земли, установленные очень давно.

Земледелие было основным занятием людей в эпоху Средневековья, поэтому большая часть населения Европы (около 90%) проживала в деревнях.

Средневековые деревни были небольшими – они насчитывали по 10–15 дворов. В землях, где был благоприятный климат, в деревнях было до 50 дворов.

Двор состоял из жилища крестьянина и хозяйственных построек: амбара, хлева, сарая. Ко двору примыкал приусадебный участок.

Материал, из которого строили дома крестьян, был разным и зависел от местности, в которой его возводили.

Крестьянский двор

На севере дом чаще всего строили из деревянных жердей, обмазанных глиной. На юге больше применяли камень.

Беднейшие крестьяне могли жить и в землянках. Крышу дома покрывали соломой.

Окна на ночь и в непогоду закрывали ставнями.

Крестьянский дом

Дом состоял из одной комнаты с нишами для кроватей и кухни.

Обстановка дома состояла из большого ларя, грубо сколоченного стола, нескольких лавок или кроватей для сна.

Также в доме находился очаг. Он служил источником тепла, на нём готовили пищу.

Питание средневекового крестьянина всегда было скудным.

Обычной пищей крестьян были хлеб, каши, овощи, различные похлёбки. Реже ели мясо, рыбу и сыр.

Питание крестьян

Неурожаи и голод – постоянные спутники Средневековья.

Зерна собирали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Урожай зависел не только от труда крестьян, но и от погоды.

Холода и засухи губили посевы, после чего наступал голод. Он мог длиться годами. Поэтому население Европы почти не росло.

Положительные изменения начались только в XI веке. Они связаны с улучшением климата в Европе.

Орудия труда оставались практически неизменными на протяжении всего Средневековья.

Пахал крестьянин лё̀гким плу̀гом. Он не переворачивал пласты земли, а только её бороздил.

Плуг тянули волы. Почву рыхлили бороно̀й. Урожай срезали серпа̀ми, потом молотили цѐпом. Зерно провеивали и затем мололи на мѐльнице – господской или чаще ручной. В итоге получалась мука, из которой пекли хлеб.

Крестьянин не мог содержать в своём хозяйстве много крупных животных (волов, лошадей), для них не хватало корма. Поэтому преобладал мелкий скот: свиньи, овцы, козы. Также крестьяне держали кур, уток, гусей.

Крестьяне и ремесленники обеспечивали продуктами своего труда не только себя, но и феодала. Вместе они же и потребляли все эти продукты.

Тип хозяйства, где всё необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натура̀льным.

Натуральное хозяйство являлось основой феодального общества.

Но некоторые продукты и изделия не могли быть произведены в вотчине. Поэтому железо, соль, предметы роскоши для феодалов приходилось покупать или выменивать.

Подведём итоги.

Вся жизнь крестьян была наполнена тяжёлым трудом.

Они сами строили жилища и делали мебель, обрабатывали продукты питания, изготавливали одежду.

Именно на крестьянском труде основывалась экономика Средневековой Европы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Древнерусская община

Уже в древности определилась элементарная и очень важная черта общественного самоуправления, которая состоит в том, что источники власти и центры принятия властных решений находятся в самом коллективе, а не вне его. В хозяйственном и социальном отношении изолированный коллектив, имеющий в силу необходимости ограниченную поддержку со стороны либо не имеющий ее, должен осуществлять весь круг полномочий и обязанностей, который определяется природой власти. К ним принадлежат в особенности функции принятия и реализации решений, контроля за их исполнением, разделением прав на участие в общественных делах и ответственности за них. К этому нужно прибавить заботы об организации надлежащих взаимоотношений между лицами и структурами, осуществляющими власть, устройстве механизмов разрешения конфликтов, посредничества и судебного разбирательства, обеспечения принудительных санкций к нарушителям общепринятых норм коллективной жизни.

То, что мы называем сегодня русской общиной, — явление, глубоко укорененное в истории. В своем развитии община прошла несколько длительных по времени, сменяющих друг друга без перерыва, формообразующих стадий. Она всегда и практически у всех народов была основой общественного строя, представляла социальную организацию в догосударственных условиях, обеспечивая господство традиции, доминацию прошлого опыта в настоящем. С появлением ранних государств община, в сущности, не сдвинулась с места, она только претерпела ряд существенных изменений в качестве самоуправленческой структуры, воспринимала новые формы, внутренние порядки и институты, удерживая основные элементы самоорганизации, саморегулирования, самодеятельности. Мы исходим из более или менее очевидной исторической схемы, согласно которой применительно ко всему времени этнической эволюции русской нации определяются три крупных стадии в развитии общины — стадия праславянской (первобытной) общины, стадия древнерусской общины и стадия русской (в основном крестьянской) общины, следы которой отчетливо видны даже в ХХ столетии. Некоторые замечания относительно первой стадии были сделаны в предшествующем изложении; праславянская община, в сущности, первобытная община, суть и назначение которой можно понять только в контексте изучения догосударственных экономических и социальных отношений. Община выступала тогда основной самоуправляющейся ячейкой древнего общества, общинный потестарный строй представлял собой социальную организацию родовых, племенных сообществ, союзов племен. Именно на эту социальную организацию обрушивались все трудности политогенеза, она приняла на себя всю подготовительную работу по выработке первичных политических форм, созданию ранних государственных образований. Праславянская или восточнославянская община эволюционировала в древнерусскую в условиях самоопределения народа русского в качестве самостоятельного этноса и формирования относительно устойчивых элементов древнерусской государственности. Хронологически определить время перехода древней славянской общины в древнерусскую едва ли возможно. Это был этап, охватывавший несколько столетий, на протяжении которых утрачивались архаические институты самоуправления и появлялись механизмы включения общинного мира в государство как целостное политическое образование. Историки, изучающие древнерусскую эпоху, смогут, наверное, более точно определить время появления древнерусской общины, но нам представляется, что она как тип (а не по названию или в силу самосознания людей) уже существует в VI–VII вв., когда экономические и социальные условия жизни восточных славян активизировали процессы государствообразования. Древнерусская община сопутствует раннему государству на Руси на всем протяжении его существования. К ранним государствам мы относим все восточнославянские государственные образования, реально (или предположительно) существовавшие до возникновения Киевской Руси, саму Киевскую Русь и те государства-княжества, которые сохранились после ее распада, обладали известной самостоятельностью во времена татаро-монгольского господства. Во всех отношениях этапным явился переход от древнерусской общины к общине русской (крестьянской), он происходил медленно, постепенно, параллельно и в связи с процессами формирования централизованного русского государства в XIV–XV столетиях. Таковы, на наш взгляд, временные рамки существования древнерусской общины, которая представляет собой расцвет общинного права, апогей истории общины на территории нашей страны.

Никогда общественное значение общины не поднимается так высоко, как в эпоху ранних государств, — это можно считать исторической закономерностью. Без общины государственная власть пока еще обходиться не может; здесь самоуправление снизу и государственное управление сверху, сливаясь и проникая друг в друга, составляют единую общественно-политическую систему. Время, когда община выступала главной управленческой структурой общества, правда, уже прошло, но и новая политическая реальность пока еще не нанесла ей большого урона: раннее государство нуждается в общине намного больше, чем община в раннем государстве. В древнерусском обществе городские и сельские общины широко представляют земщину и народоправие, через которые, также как и через княжескую власть, осуществляются государственные функции — исполнительные, судебные и правотворческие. Древнерусская община, не утратив некоторые свои существенные догосударственные черты, приобрела определенные государственные качества. В ее руках находились официальные и неофициальные, формальные и неформальные инструменты управления и судопроизводства. Все, что люди сообща решали на вечевых площадях и общинных сходах, получало одновременно государственную и общественную санкцию. После крещения Руси к ним добавилась еще и религиозная санкция, поскольку община получила права церковного прихода, могла опираться в своих решениях и действиях на авторитет не только государства, но и Церкви. Надо сказать, что исторический опыт приобщения структур народного самоуправления к государственным делам был в высшей степени плодотворным, в нем мы должны искать причины существования на Руси политического режима, вполне демократического по самым строгим меркам. С наступлением московского периода в развитии российской государственности положение резко изменилось; государство начинает ограничивать общину, вытеснять ее на периферию политической жизни, упразднять многие формы общин, а самую массовую из них — крестьянскую — отделяет от общей системы управления, изолирует в отдельной деревенской нише. Был взят исторический курс на уничтожение общинного строя, который, будучи глубоко традиционным учреждением, плохо уживался с тенденциями индустриализации и коммерциализации общества, во всяком случае сдерживал его быстрый бег к буржуазной (денежной) цивилизации. Россия вступила на этот универсальный путь позднее западных стран, поэтому русская община, обреченная на длительное существование, сыграла в ее истории и судьбе куда более значительную роль, чем это было возможно в Европе.

В свое время русский ученый К.Д. Кавелин сформулировал три группы юридических принципов, на которых зиждется древнерусская и русская община:

1) член общины имеет право пожизненного владения и пользования (а не собственности) на отведенный ему земельный пай, он не может отчуждать его при жизни и на случай смерти;

2) владение и пользование общинной землей обусловлено постоянной оседлостью в общине, соответствующие права могут осуществлять лишь сам член общины или его семейство;

3) владение и пользование общинной землей соединено с обязанностью нести определенные повинности и уплачивать подати4.

Мы видим, что эти принципы касаются хотя и важной, но лишь одной стороны общинной жизни — землевладения и землепользования; перечень прав и обязанностей общинника, прав самой общины намного шире, и он менялся во времени.

Читайте также: