Русское военное искусство 18 века кратко

Обновлено: 07.07.2024

Русское военное искусство второй половины XVIII в. достиг­ло вершины в деятельности полководца Александра Васильевича Суворова и флотоводца Федора Федоровича Ушакова, причем значение разработанной ими стратегии и тактики выходило за национальные рамки.

В Западной Европе в это время господствовала кордонная стратегия, суть которой состояла в том, что войска распределя­лись равномерно по всей линии фронта, используя в качестве опорных пунктов крепости. Главным способом ведения войны

Кордонная система находила воплощение в линейной тактике:
противостоявшие на поле боя армии выстраивались в две линии,
каждая из которых состояла из трех шеренг. В центре распола­
галась пехота, на флангах —кавалерия, а между ними — пушки.
Такое построение войск практически ограничивало использова-
| ние резервов, поскольку они стесняли маневрирование. Суворов

| резерву отводил роль ударной силы, направляемой на тот учас-

!> ток сражения, где решалась его судьба, либо на обеспечение

\ Суворов считал, что на исход операций оказывали воздейст-

] вие три фактора: глазомер, быстрота и натиск. Под глазомером

понималось умение быстро ориентироваться в обстановке, опре-
1 делить уязвимые места боевых порядков противника, проник-

нуть в его планы. Быстрота — умение действовать внезапно, что
уравнивало силы атакующего с силами численно превосходящего
противника: «Неприятель нас не чает, щитает нас за сто верст,
, а коли издалека, то в двух и трех стах и больше: вдруг мы на не-

Выдающегося флотоводца Ф. Ф. Ушакова называли морским Суворовым. У Ушакова с Суворовым было много общего: он то­же опирался на опыт морских сражений своего предшественника Г. А. Спиридова, героя битв в Хиосском проливе и в Чесменской бухте. Как и Суворов, Ушаков не знал поражений, подобно ему, он считал главной задачей сражения разгром противника, унич­тожение неприятельских кораблей, прежде всего флагманского корабля с помощью сосредоточения всего огня на одной цели. Ушаков руководствовался таким же отношением к матросу, как Суворов к солдату, считая важнейшей обязанностью командиров воспитание таких качеств, как патриотизм, храбрость, смекалка, умение быстро ориентироваться в боевой обстановке и принимать решения. Ушаков блестяще маневрировал кораблями во время сражений. Такого можно было достичь только слаженными действиями экипажей, их высокой боевой выучкой.

Суворов и Ушаков заняли выдающееся место в истории рус­ского военного искусства. Их школы дали стране немало талант­ливых военачальников: Кутузова, Багратиона и многих других в армии, Сенявина, Лазарева и других на флоте.

Глава XX. КУЛЬТУРА И БЫТ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIIIв.

Русское военное искусство второй половины XVIII в. достиг­ло вершины в деятельности полководца Александра Васильевича Суворова и флотоводца Федора Федоровича Ушакова, причем значение разработанной ими стратегии и тактики выходило за национальные рамки.

В Западной Европе в это время господствовала кордонная стратегия, суть которой состояла в том, что войска распределя­лись равномерно по всей линии фронта, используя в качестве опорных пунктов крепости. Главным способом ведения войны

Кордонная система находила воплощение в линейной тактике:
противостоявшие на поле боя армии выстраивались в две линии,
каждая из которых состояла из трех шеренг. В центре распола­
галась пехота, на флангах —кавалерия, а между ними — пушки.
Такое построение войск практически ограничивало использова-
| ние резервов, поскольку они стесняли маневрирование. Суворов

| резерву отводил роль ударной силы, направляемой на тот учас-

!> ток сражения, где решалась его судьба, либо на обеспечение

\ Суворов считал, что на исход операций оказывали воздейст-

] вие три фактора: глазомер, быстрота и натиск. Под глазомером

понималось умение быстро ориентироваться в обстановке, опре-
1 делить уязвимые места боевых порядков противника, проник-

нуть в его планы. Быстрота — умение действовать внезапно, что
уравнивало силы атакующего с силами численно превосходящего
противника: «Неприятель нас не чает, щитает нас за сто верст,
, а коли издалека, то в двух и трех стах и больше: вдруг мы на не-

Выдающегося флотоводца Ф. Ф. Ушакова называли морским Суворовым. У Ушакова с Суворовым было много общего: он то­же опирался на опыт морских сражений своего предшественника Г. А. Спиридова, героя битв в Хиосском проливе и в Чесменской бухте. Как и Суворов, Ушаков не знал поражений, подобно ему, он считал главной задачей сражения разгром противника, унич­тожение неприятельских кораблей, прежде всего флагманского корабля с помощью сосредоточения всего огня на одной цели. Ушаков руководствовался таким же отношением к матросу, как Суворов к солдату, считая важнейшей обязанностью командиров воспитание таких качеств, как патриотизм, храбрость, смекалка, умение быстро ориентироваться в боевой обстановке и принимать решения. Ушаков блестяще маневрировал кораблями во время сражений. Такого можно было достичь только слаженными действиями экипажей, их высокой боевой выучкой.

Суворов и Ушаков заняли выдающееся место в истории рус­ского военного искусства. Их школы дали стране немало талант­ливых военачальников: Кутузова, Багратиона и многих других в армии, Сенявина, Лазарева и других на флоте.

Глава XX. КУЛЬТУРА И БЫТ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIIIв.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

В русской военной истории имя Александра Васильевича Суворова занимает выдающееся место. На протяжении почти 50 лет непрерывной боевой деятельности А. В. Суворов не знал поражений. Лучшие европейские армии были разгромлены русскими войсками под командованием великого полководца. Военное искусство Суворова по своим масштабам и по своему значению выходит далеко за национальные рамки.

Но вместе с тем Суворов как полководец принадлежит прежде всего русскому народу. Военное творчество Суворова развивало передовые идеи его предшественников - Петра I, Румянцева, а его тактическое мастерство отразило лучшие черты русского народа, народа-воина: патриотизм и преданность Родине, мужество, упорство, выносливость, природный ум и смекалку. Искренний и горячий патриот, Суворов был наиболее последовательным и непримиримым борцом за самостоятельный путь развития русского военного искусства, против чуждого реакционного иноземного влияния.

В работе была поставлена следующая цель: рассмотреть основные особенности тактики А. В. Суворова, которые сделали ее неповторимой. Также рассмотреть современную актуальность суворовского наследия.

Краткая биография

В 1742 году Александр Васильевич был зачислен в семёновский полк, который назывался лейб-гвардейским. Тогда он впервые и увидел Екатерину I, она же за хорошую службу наградила его серебряным рублём. Много лет будущий полководец тянул солдатскую лямку. Многие из его сослуживцев успели за эти годы выслужиться в генералы, Суворов же служил капралом (с 1747 г.), унтер-офицером (с 1749 г.), сержантом (с 1751 г.). Только в 1754 году он был произведен в офицеры. Живя с солдатами, молодой дворянин хорошо изучил нравы солдат, их язык, привычки, сроднился с бытом и стал среди них своим человеком. Солдатская служба приучила его к терпению, дисциплине, самоотверженности. Отразилась она и на характере Суворова. В дальнейшем он по-детски радовался, когда обгонял в чем-нибудь равных и старших, не любил роскоши, с большим уважением относился к солдатам. Первое боевое крещение он получил в "Семилетней войне". В дальнейшем Александр Васильевич участвовал в войне Польше, в войне против Турции, в которой нанёс туркам ряд значительных поражений. Также именно он вёл свои войска через Альпы в Итальянском поход.

Заболев в пути, Суворов слег, и 6 мая 1800 года его не стало. Стратегия, созданная Суворовым, изменила стратегию и тактику ведения боя во всём мире.




Военное искусство в России во второй половине XVIII в.

Процесс развития военного искусства в России проходил в обстановке острой борьбы. В области военного дела боролись два направления — прогрессивное и реакционное, отражавшие борьбу реакционных и прогрессивных сил в стране. Борьба этих двух направлений проявилась в строительстве армии, в способах ведения военных действий и в способах боевой подготовки войск. В этой борьбе во второй половине века ведущую роль играло прогрессивное направление, возглавляемое Румянцевым, а затем Суворовым.

Непревзойденный тактик А.В. Суворов: история и современность

1. Краткая биография. 3

2. Военное искусство в России во второй половине XVIII в. 5

3. Тактика родов войск у Суворова. 6

3.2. Принцип наступления и атаки. 8

3.3. Меткая прицельная стрельба. 8

4. Суворов и современность. 10

Список использованной литературы.. 12

Введение

В русской военной истории имя Александра Васильевича Суворова занимает выдающееся место. На протяжении почти 50 лет непрерывной боевой деятельности А. В. Суворов не знал поражений. Лучшие европейские армии были разгромлены русскими войсками под командованием великого полководца. Военное искусство Суворова по своим масштабам и по своему значению выходит далеко за национальные рамки.

Но вместе с тем Суворов как полководец принадлежит прежде всего русскому народу. Военное творчество Суворова развивало передовые идеи его предшественников - Петра I, Румянцева, а его тактическое мастерство отразило лучшие черты русского народа, народа-воина: патриотизм и преданность Родине, мужество, упорство, выносливость, природный ум и смекалку. Искренний и горячий патриот, Суворов был наиболее последовательным и непримиримым борцом за самостоятельный путь развития русского военного искусства, против чуждого реакционного иноземного влияния.

В работе была поставлена следующая цель: рассмотреть основные особенности тактики А. В. Суворова, которые сделали ее неповторимой. Также рассмотреть современную актуальность суворовского наследия.

Краткая биография

В 1742 году Александр Васильевич был зачислен в семёновский полк, который назывался лейб-гвардейским. Тогда он впервые и увидел Екатерину I, она же за хорошую службу наградила его серебряным рублём. Много лет будущий полководец тянул солдатскую лямку. Многие из его сослуживцев успели за эти годы выслужиться в генералы, Суворов же служил капралом (с 1747 г.), унтер-офицером (с 1749 г.), сержантом (с 1751 г.). Только в 1754 году он был произведен в офицеры. Живя с солдатами, молодой дворянин хорошо изучил нравы солдат, их язык, привычки, сроднился с бытом и стал среди них своим человеком. Солдатская служба приучила его к терпению, дисциплине, самоотверженности. Отразилась она и на характере Суворова. В дальнейшем он по-детски радовался, когда обгонял в чем-нибудь равных и старших, не любил роскоши, с большим уважением относился к солдатам. Первое боевое крещение он получил в "Семилетней войне". В дальнейшем Александр Васильевич участвовал в войне Польше, в войне против Турции, в которой нанёс туркам ряд значительных поражений. Также именно он вёл свои войска через Альпы в Итальянском поход.

Заболев в пути, Суворов слег, и 6 мая 1800 года его не стало. Стратегия, созданная Суворовым, изменила стратегию и тактику ведения боя во всём мире.

Военное искусство в России во второй половине XVIII в.

Процесс развития военного искусства в России проходил в обстановке острой борьбы. В области военного дела боролись два направления — прогрессивное и реакционное, отражавшие борьбу реакционных и прогрессивных сил в стране. Борьба этих двух направлений проявилась в строительстве армии, в способах ведения военных действий и в способах боевой подготовки войск. В этой борьбе во второй половине века ведущую роль играло прогрессивное направление, возглавляемое Румянцевым, а затем Суворовым.

Аватар

Основные реформы, преобразовавшие русскую армию по европейскому образцу, были проведены при Петре I. Он ввёл стандартизированные полки, набиравшиеся на основе обязательной службы дворян и рекрутских наборов. Сухопутная армия стала делиться на пехоту, кавалерию и артиллерию, кроме неё существовал и военно-морской флот.

При Петре I флот был в основном галерный. Галеры было проще делать и проще обучать экипажи – для того, чтобы работать веслом много ума не недо. Позже, как и в флотах других европейских стран, стали преобладать парусники. Тактика боя не менялась всюду в Европе в XVIII веке – корабли выстраивались в линию бортом к противнику и начинали артиллерийскую перестрелку.

На протяжении столетия росло мореходное мастерство. Несмотря на то, что флот Петра I создавали настоящие мастера дальних плаваний (тот же Крюйс ходил во многие моря и океаны), его галеры не могли выходить за пределы Балтийского моря. И потом, когда флот стал парусным, корабли не совершали дальних плаваний. Из-за этого в первом дальнем походе (в Архипелагской экспедиции из Балтийского моря в Средиземное) возникло множество проблем просто из-за того, что русские моряки не привыкли к таким расстояниям. Но постепенно ситуация исправлялась во многом благодаря иностранным офицерам на русской службе (таким как адмирал Грейг) и в начале XIX века русские корабли уже без особых проблем совершили кругосветное путешествие.

Большая часть пехотных полков вооружалась ружьями со штыками. Они атаковали плотным строем, вели малоприцельнгый огонь залпами, после чего переходили в штыковую атаку.

Среди пехоты выделялись подразделения гренадёров. Они бросали во вражеский строй гранаты (тяжёлые чугунные шары, наполненные порохом и снабжёнными фитилями). Гренадёрами становились самые сильные рекруты, способные метать тяжёлые гранаты и нести сумки с ними. Со временем военноначальники поняли, что человеческая рука не может кинуть гранату достаточно далеко. Такой тип снарядов остался только у артиллерии, а гренадёров вооружили обычными пехотными ружьями, но остался обычай записывать в гренадёров самых дюжих рекрутов.

Среди пехотных подразделений выделялись также егеря (в переводе с немецкого – охотники). Оно сражались рассыпным строем, вели не залповый, а прицельный огонь и главным для них была меткость. Часто в егеря набирали настоящих охотников. Они часто действовали из засады. Со временем их стали снабжать нарезным оружием (штуцерами) которые заряжались гораздо дольше обычных гладкоствольных ружей, но стреляли точнее.

Аватар

Тяжёлая кавалерия сохранила отдельные черты ещё рыцарской конницы. Правда, от рыцарских доспехов остались только кирасы. Но всадники по-прежнему должны были сломать строй противника за счёт своего веса. Вооружались они прямыми палашами и пистолетами.

Лёгкая конница не имела доспехов. Обычно она не могла выдержать столкновения с тяжёлой, но зато была мобильнее и манёвреннее.

Кроме регулярных полков, лёгкую русскую кавалерию составляли также казаки. Доверие к этим воинам менялось в зависимости от политической ситуации. Например, после восстания Емельяна Пугачёва их надолго перестали использовать в походах регулярной армии, хотя относительно незадолго до этого в ходе Семилетней войны они сыграли значительную роль.

В европейских армиях были также конные егеря, но в русской армии они появились уже в XIX веке (в декабре 1812 года).

Драгуны были особым видом кавалерии. В XVIII веке они сражались в пешем строю, в конном только передвигались. Потому их главным оружием были не длинные пехотные ружья, и не кавалерийский пистолеты, а карабины – тоже ружья, но укороченные по сравнению с пехотными.

Артиллерия стреляла как цельнолитыми ядрами, так и гранатами, которые взрывались при попадании в цель, или вскоре после этого. Артиллерия делилась на полевую и осадную.

В полевой артиллерии были относительно лёгкие пушки, которые поддерживали войска во время полевых сражений. Существовала пешая и конная артиллерия.

У осадной артиллерии были самые тяжёлые пушки, которые сложно было перемещать. Потому они использовались либо при обороне крепостей (тогда раз установленные на стенах почти не перемещались), или при их осаде (тогда они устанавливались на одном месте и, опять же, не перемещались за время осады).

В России, также как и во всей Европе, эта система мало менялась на протяжении XVIII века. Определённые изменения ввёл только Фридрих Великий в середине столетия. Он ввёл ряд мер для того, чтобы увеличить скорострельность, а значит огневую мощь линейных пехотных полков. При этом солдатам даже запрещалось целиться, что не тратить на это драгоценные секунды. Тактика, принесшая королю несколько громких побед, была внедрена и в России.

Также изменениям подверглась форма. Вначале она была скорее красивой, нежели практичной. Например, в длинную косу парика вшивали тяжёлый железный прут исключительно для того, чтобы солдаты в строю не горбились. В 1783 году форма была изменена на более удобную. На самом деле эта реформа имела отношение и к воинскому искусству, потому что акцент во всё обучении рекрутов при этом был смещён со строевой подготовки на приёмы ведения огня и рукопашного боя.

Данная реформа была последней в русской армии XVIII века. Следующие изменения, которые сломают все прежние концепции, будут приняты под влиянием войн с Бонапартом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации даны краткие сведения о полководцах России второй половины XVIII века, с их портретами. Один слайд посвящен понятию "военное искусство". Презентацию можно использовать как иллюстрацию на уроке по внешней политике России при Екатерине Великой, а также как основу для составления рассказа-доказательства.

Русское военное искусство XVIII век

Русское военное искусство

Александр Васильевич Суворов

Александр Васильевич Суворов

Григорий Александрович Потёмкин Григорий Александрович Потёмкин (13 сентября 1739, село Чижова, близ Смоленска — 5 октября 1791, по пути из Ясс в Николаев) — русский государственный деятель, граф, светлейший князь ( Потёмкин-Таври́ческий ), генерал-фельдмаршал (1784).

Григорий Александрович Потёмкин

Григорий Александрович Потёмкин

(13 сентября 1739, село Чижова, близ Смоленска — 5 октября 1791, по пути из Ясс в Николаев) — русский государственный деятель, граф, светлейший князь ( Потёмкин-Таври́ческий ), генерал-фельдмаршал (1784).

Фёдор Фёдорович Ушаков Фёдор Фёдорович Ушаков (1744—1817) — выдающийся русский флотоводец, адмирал (1799). Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.

Фёдор Фёдорович Ушаков

Фёдор Фёдорович Ушаков

(1744—1817) — выдающийся русский флотоводец, адмирал (1799). Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.

Григорий Андреевич Спири́дов Григорий Андреевич Спири́дов (1713 — 8 (19) апреля 1790, Москва) — русский флотоводец, адмирал. Начал карьеру в русском флоте в 1723, стал морским офицером в 1733. Участник Семилетней войны. Прославился разгромом турецкого флота в ходе Чесменского сражения.

Григорий Андреевич Спири́дов

Григорий Андреевич Спири́дов

(1713 — 8 (19) апреля

1790, Москва) — русский флотоводец, адмирал.

Начал карьеру в русском флоте в 1723, стал морским офицером в 1733. Участник Семилетней войны. Прославился разгромом турецкого флота в ходе Чесменского сражения.

Читайте также: