Русское мировоззрение франк кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 1922 году, вместе с другими выдающимися интеллектуалами России, он был изгнан из страны на ставшем потом знаменитым "философском пароходе".

Семен Людвигович обосновался в Германии, где прожил до 1937 года. Там же жил и Николай Бердяев, который основал в Берлине Религиозно-Философскую Академию, с которым начал сотрудничать Франк. Поначалу жизнь в Германии вошла в свою колею. Философ обдумывал и готовил крупные работы, посвященные проблемам религиозной и социальной философии, его приглашали для чтения лекций, притом по всей стране. Франк работал в институтах, общался с западными интеллектуалами, не говоря о русских, которые тоже были изгнаны из России.

То есть до 1933 года, когда к власти в Германии пришли нацисты, жизнь шла своим чередом без особого драматизма. Но победа Гитлера на выборах стала водоразделом и в биографии Семена Франка.

К 1933 году философ работал в Русском научном институте и Университете им. Фридриха Вильгельма (так тогда назывался университет имени Гумбольдта). Сотрудничество с Русским институтом началось сразу после открытия этого заведения (в 1923 году). Тематика исследований этого института задана в его названии. Тема России, русского народа и его судьбы тогда очень интересовала не только самих русских, но и вообще всю интеллектуальную элиту Европы. Ведь Россия в то время проходила после революции 1917 года свой уникальный путь развития.

Поначалу институт функционировал и как учебное заведение, но потом преобразовался в исключительно "ученое учреждение", как писал сам Франк. Его задачей было писать работы о России и русской духовной культуре.

Однако, после того, как в Германии установился нацизм, Франк был уволен из института в связи с новой расовой политикой. Ведь он был по своему происхождению евреем, хотя по воспитанию, языку и культуре - русским, а по вере - православным. Но фашистам было все равно. Еврей или русский - ты в любом случае не ариец, значит, не можешь работать в образовательном учреждении.

Жена Франка, работавшая массажисткой и маникюрщицей, тоже потеряла клиентов. В общем, было ясно, что в Германии семье не выжить, и в 1937 году Франки покинули страну. Какое-то время они перекантовались у друзей в Швейцарии, потом переехали во Францию.

Уже после войны Семен Франк писал:

Философ умер в 1950 году, а в 1961 его вдова Татьяна Сергеевна получила от немецкого правительства 6000 марок за мужа, пострадавшего от нацистской политики.

Духовность мира и духовность человеческой души едины по своей природе, духовности души не может быть, в конечном счете, вне духовности мира и ее постижения. У Франка по-своему, но достаточно четко выражена идея высшего предназначения человека, его причастности духовности. Как видим, в русской классической философии по-прежнему не оказывалось места механистическим представлениям о человеке, в ней отсутствовал образ утилитарно озабоченного человека. Поиски духовных оснований бытия соединялись с поисками духовности в человеке. В течение последних столетий господства сугубо рационалистических представлений о человеке только наши соотечественники так упорно отстаивали в философии идею человеческой души.

Франк Семен Людвигович - русский философ

В.В. Зеньковский пишет о стиле и философских интересах Франка следующее:

«Франк обладает исключительным даром ясного изложения, – мысль его, всегда развиваемая систематически, покоряет столько же своей основательностью, сколько и удачными формулами, которые очень часто стоят длинных рассуждений. Литературное дарование Франка делает его анализы и рассуждения прямо мастерскими – так все ясно, надлежаще и удачно сказано у него. Но рядом с этим стоит и нисколько не уступает глубина его философского усмотрения – ум его, синтетический по существу, оплодотворяется той метафизикой всеединства, которую Франк развивает в своих произведениях, – всегда оригинально и глубоко. По силе философского зрения Франка без колебания можно назвать самым выдающимся русским философом вообще, – не только среди близких ему по идеям. Мы имеем в произведениях Франка очень стройную, продуманную систему, – только по вопросам эстетики, да по философии истории он ограничился случайными замечаниями. Но логика, гносеология, метафизика, антропология, этика – разработаны им (в духе метафизики всеединства) очень глубоко, с превосходным знанием основной литературы. Сама философская позиция Франка, систематическая в основном ее принципе, исключительно благоприятно отразилась на разработке отдельных проблем…

Семён Людвигович Франк

Крупный русский философ, религиозный мыслитель и психолог.

Биография

Ещё будучи гимназистом в Нижнем Новгороде, С. Л. Франк принимал участие в марксистских кружках, под влиянием чего поступил на юридический факультет Московского Университета (где был учеником знаменитого проф. А. И. Чупрова). В 1899 арестован и выслан из университетских городов. Вскоре после этого уехал за границу, где работал в Берлине и Мюнхене.

Вместе с тем Франк негативно относился к коллективизму, который давит личность. Всякий диктат противоречит свободе, а божественное единство не может существовать без свободы, оно свободно.

Читайте также: