Русско китайские отношения во второй половине 19 века кратко

Обновлено: 06.07.2024

Император Канси, как оказалось, не очень-то и любил русских, поэтому почти сразу после его вступления на престол политика по отношению к Российскому Царству стала еще более пренебрежительная. Так русских послов во время аудиенций сажали в самый конец от высокопоставленных лиц. Начали составляться, при непосредственном участии Канси, военно- стратегические планы против Русского царства.

Целью главного удара цинским правительством был выбран Албазинский острог – хорошо укрепленная крепость, являвшаяся по совместительству и центром русских владений в этом регионе. В июне 1685 года. маньчжурские войска осадили Абазинский острог. Соотношение сил явно было не на стороне русских. На стороне русских было 826 человек, 12 орудий в том числе мортира, стрелявшая пудовыми ядрами, 8 медных пушек и 3 крепостные пищали. Манчжуров же было 5 тысяч человек, 40 орудий. Казалось бы с таким численным перевесом манчжуры должны быть в шоколаде, однако, как мы видим на картинке острог был хорошо укреплен, в результате чего потери китайской стороны составили от 1500 до 2500 тысяч человек. К сожалению крепость пришлось сдать и часть русских войск сдалась в обмен на сохранение жизни, а 25 казаков ушли вместе с маньчжурами вглубь Китая, там они и составили первую русскую общину периода династии Цин. По приказу Канси их поселили в северо-восточной части Пекина, у городской стены около ворот Дунчжимэнь, в этом районе в настоящее время находится посольство Российской Федерации.

Уже в начале переговоров возникла проблема, так как российская сторона не знала ни китайского, ни маньчжурского, а китайская сторона не знала русского. В этих целях было решено использовать монгольский язык, как переговорный, так как его знали и русские и китайцы, однако в ходе самих переговоров основным дипломатическим языком стал латинский.

В итоге, после переговоров Китайская сторона получила территории верхнего и среднего течения Амура, Россия полностью демонтировала Албазинский острог, а людей, живущих там, отправила на территорию Российской Империи.

Несмотря на территориальные потери этот договор можно считать успешным, так как один из пунктов утверждал, что отныне купцы с обоих сторон, имеющие проезжие грамоты могут заниматься торговлей. При этом ни слова о том, что русские купцы должны будут везти дань, не было, что косвенно указывает на установление равноправных отношений, каких Россия добивалась не один десяток лет. А также гарантия мира позволила русским спокойно осваивать недавно покоренные территории, не боясь агрессии с китайской стороны. После этого договора у России и Китая не было серьёзных конфликтов вплоть до конца XIX века.

Российско-китайские отношения в XVIII – первой половине XIX вв.

XVIII век в российско-китайских отношениях не отличался серьезными конфликтами, отношения между двумя странами развивались ровно. Россия была занята более на тот момент актуальными и приоритетными направлениями внешней политики – западным и южным, поэтому для России так важен был мир на востоке.

В 1706 году Петр I издал указ, в котором говорилось полнейшем соблюдении Нерчинского договора. В 1727 году был заключен Кяхтинский договор, в ходе которого российской стороне удалось добиться возможности вести равноправную торговлю в Пекине, с помощью караванов, отправляемых раз в 3 года численностью не более 200 человек. Открытие беспошлинной пограничной торговли в Кяхте и Цурухайтуе. Кяхтинский договор являлся частью Буринского трактата, которой установил линию прохождения границы между двумя странами от реки Аргунь до Перевала Шабин-Дабага.

Именно в XVIII веке произошло важное событие – отправка первого посольства со стороны Цинской империи (Китая). Произошло это в 1712 году, когда российское правительство дало разрешение на приезд посланника из Китая Тулишеня – к хану волжских калмыков Аюке. Однако, тогда посольство не достигло российской столицы. В 1731 году цинскому посольству все-таки удалось добраться до Москвы, в тот момент, когда Анна Иоанновна восходила на престол. Целью посольства было попросить у русских помощи в войне с джунгарами, однако Анна Иоанновна уклонилась от участия в этой войне. В дальнейшем была еще одна попытка с китайской стороны в 1732 году и хотя заручиться поддержки у России так и не удалось, но китайскому посольству был оказан торжественный прием с осмотром окрестностей и различных достопримечательностей.

В начале XIX века со стороны российского правительства дипломатические контакты с Китаем активизировались. Под предлогом уведомления о восшествии на престол Александра I было отправлено посольство в Пекин, во главе которого стоял граф Ю.А Головкин. Перед ним стояла задача добиться от Цинского правительства открытия торговли по всей границе и разрешение на плавание по Амуру русских судов, которые перевозят продовольствие, а также допуска русских кораблей в Гуанчжоу и другие порты Китая. Однако дипломатический этикет оказался той проблемой и тем камнем преткновения для миссии Ю.А. Головкина.

Российско-китайские отношения во второй половине XIX – начале XX в.

В 1851 году был подписан Кульджинский договор, который упорядочил границу и урегулировал торговые отношения. В 1853 году началась Крымская война и , как известно, велась она и на территории Дальнего Востока. Вопрос об уязвимости дальневосточных территорий стал теперь очень важным. Вопрос использования территорий Приамурья и Приморья, которые на тот момент были практически безлюдны, согласно Нерченскому договору, был для царского правительства актуален, так как династия Цин с каждым годом теряла авторитет и влияние на китайских территориях.

13 июня 1858 года был подписан Тяньцзинский договор, который закрепил мир и дружбу между Российской империей и Цинской империей. Россия получила возможность вести не только сухопутную, но и морскую торговлю. А также договор гарантировал безопасность и неприкосновенность подданных обоих государств, что в то время было нехарактерно, так как европейские страны навязывали Китаю такие договора в одностороннем порядке.

В 1859 году В Китай отправили графа Н.П. Игнатьева, которого сопровождали русские офицеры, направленные в Пекин для обучения Китайских войск, но после победы, которую китайцы одержали над англичанами и французами в районе форта Дагу, китайцы, как бы это помягче сказать, обнаглели, и отказались от русского оружия и офицеров (что потом обернулось им боком). Игнатьев же не стал отчаиваться и продолжил свой путь в Пекин. После того, как китайцы просрали все полимеры во второй опиумной войне они попросили Игнатьева быть посредником при переговорах с интервентами. В результате англо-французские войска были остановлены на подступах к Пекину и он был спасен.

14 ноября 1860 года был заключен Пекинский договор, который определил линию границы на всем восточном участке границы ( по рекам Амур, Уссури, Сунгача, озеро Ханка и далее по горам до границы с Кореей). Договор, также расширил взаимовыгодную торговлю

До 90-х годов XX века китайские отношения развивались в темпе, заданном со времен Тяньцзинского договора, однако, с 90-х годов XX века российско-китайские отношения вступили в новый этап развития. После поражения Китая в японо-китайской войне 1894 – 1895 гг. Россия выступила за ограничение тех статей мирного договора Японии и Китая, которые ущемляли суверенитет последнего. Это стало одной из причин будущего конфликта с Японией.

В 1895 году был создан Русско-Китайский банк, для финансирования строительства Китайско-Восточной железной дороги. Также Китаю бы предоставлен кредит в размере 100 млн рублей золотом. После этого с Китайской стороны Россия стала рассматриваться как основной стратегический союзник.

Нельзя также не упомянуть про конвенцию об аренде Россией портов Люйшунь (Порт-Артур) и Далянь (Дальний) 1898 года и территории Ляодуньского полуострова.

Со второй половины XIX века начали происходить качественные изменения в системе российско-китайских отношений. Россия, пытаясь резко решить накопившиеся проблемы и противоречия в российско-китайских отношениях, резко активизировала свою политику в отношении Цинской империи. Китай, переживающий глубокий кризис, занял выжидающую позицию.

Международная обстановка на Дальнем Востоке объективно способствовала дальнейшему сближению России с Китаем и решению накопившихся проблем в отношениях между государствами. Оба государства оказались в состоянии войны с Англией и Францией – державами, игравшими наиболее активную роль в Восточной Азии в середине XIX века. Это и повлияло на активизацию политики России на Дальнем Востоке, в частности способствовало разрешению вопросов, касающихся границ между государствами – Россией и Китаем. Между Россией и Китаем шел процесс становления и развития контактов. Вторая половина XIX века – период посольств и миссий, переговоров и соглашений В период второй половины XIX века между Россией и Китаем заключено наибольшее число договоров и других международно-правовых актов. Они решали множество вопросов размежевания ничейных территорий и устанавливали договорный режим на смежных границах. Так, в 1858 году был заключен Айгуньский договор, установивший российско-китайскую границу по реке Амур, а в 1860-м году Пекинский Дополнительный договор, которым определен последний участок дальневосточной российско-китайской границы – от устья реки Уссури до моря (двадцати китайских ли выше впадения реки Тумынцзян в море). На основе Пекинского договора в 1864 году был заключен Чугучакский протокол, установивший китайскую границу в Центральной и Средней Азии.

Окончательное оформление границы на западном участке было произведено Санкт-Петербургским договором 1881 года.

Российско-китайские отношения во второй половине XIX века можно подразделить на несколько этапов.

1) середина XIX века - Россия стремилась укрепить российско-китайские отношения путем переговоров. Одновременно были проведены сплавы по Амуру в не разграниченные между Россией и Китаем земли. За этот период Россия заключила с Китаем Айгуньский, Тяньцзинский и Пекинские договоры, по которым Россия возвращала свои земли в Приамурье, отторгнутые у нее Цинским Китаем по Нерчинскому договору 1689 году и закрепляла за собою земли в Приморье, оставшиеся не разграниченными с конца XVII века.

2) Новый этап российско-китайских отношений связан с обострением международных отношений в 60-70-е года XIX века. После заключения Пекинского договора Россия ставила своей целью укрепление добрососедских отношений и развитие экономических связей с цинским Китаем. Поэтому русское правительство добивалось скорейшей реализации условий договора. В 60-70-е года российско-китайские отношения были стабильными. Различные политические вопросы и проблемы, возникавшие между двумя странами, были связаны с внутренними проблемами Китая, с массовыми антиправительственными восстаниями во внутреннем Китае и в Синьцзяне. На данном этапе Россия в отношении Цинской империи придерживалась своей традиционной политики, выражая заинтересованность в сохранении единства и стабильности Китая. При этом Петербург старался проводить осторожную и сдержанную политику, а пограничные проблемы по большей части решались на местном уровне.

3) 80-е – начало 90-х годов XIX века. В данное время возник конфликт с Китаем в связи с предъявлением претензий цинского правительства на часть побережья залива Посьет, что лишало Россию выхода к границе с Кореей. Русское правительство отвергло эти территориальные претензии, несмотря на это российско-китайские отношения переживали период стабильности.

Это новый этап в системе размежевания границ и развития двусторонних отношений. Данный период, в результате уступок с обеих сторон на наиболее важные вопросы того времени, является одним из самых стабильных в истории российско-китайских отношений.

В конце XIX века Маньчжурия становится центром российско-китайских отношений. Масштабы, уровень, перспективы, формы и методы российской экспансии в Северо-Восточном Китае создали предпосылки к вызреванию в этом регионе самого тяжелого в истории двусторонних отношений комплекса проблем и противоречийРоссия не приняла участие во внутренней борьбе (1851г. – крестьянская война в Китае) и не пользовалась привилегиями, полученными западными странами в торговых портах, а двухвековая российско-китайская приграничная торговля, проводимая на равноправных условиях, а также отказ от участия демарше против Китая западных держав. Благодаря всем этим моментам отношение к России со стороны китайской общественности было благоприятным.




С другой стороны, несмотря на неудачи в развитии каких бы то ни было форм сотрудничества с Китаем в военно-политической области, Россия на протяжении всего XIX века не оказывалась с Китаем в состоянии войны и, в отличие от западных держав, не совершала никаких агрессивных действий в отношении слабого и беззащитного соседа. Более того, именно Россия взяла на себя роль посредника в трудных взаимоотношениях Маньчжурского Китая и европейских держав. Внешняя политика России на Дальнем Востоке всегда исходила из необходимости поддержания дружественных отношений с Китаем.

Со второй половины XIX века начали происходить качественные изменения в системе российско-китайских отношений. Россия, пытаясь резко решить накопившиеся проблемы и противоречия в российско-китайских отношениях, резко активизировала свою политику в отношении Цинской империи. Китай, переживающий глубокий кризис, занял выжидающую позицию.

Международная обстановка на Дальнем Востоке объективно способствовала дальнейшему сближению России с Китаем и решению накопившихся проблем в отношениях между государствами. Оба государства оказались в состоянии войны с Англией и Францией – державами, игравшими наиболее активную роль в Восточной Азии в середине XIX века. Это и повлияло на активизацию политики России на Дальнем Востоке, в частности способствовало разрешению вопросов, касающихся границ между государствами – Россией и Китаем. Между Россией и Китаем шел процесс становления и развития контактов. Вторая половина XIX века – период посольств и миссий, переговоров и соглашений В период второй половины XIX века между Россией и Китаем заключено наибольшее число договоров и других международно-правовых актов. Они решали множество вопросов размежевания ничейных территорий и устанавливали договорный режим на смежных границах. Так, в 1858 году был заключен Айгуньский договор, установивший российско-китайскую границу по реке Амур, а в 1860-м году Пекинский Дополнительный договор, которым определен последний участок дальневосточной российско-китайской границы – от устья реки Уссури до моря (двадцати китайских ли выше впадения реки Тумынцзян в море). На основе Пекинского договора в 1864 году был заключен Чугучакский протокол, установивший китайскую границу в Центральной и Средней Азии.

Окончательное оформление границы на западном участке было произведено Санкт-Петербургским договором 1881 года.

Российско-китайские отношения во второй половине XIX века можно подразделить на несколько этапов.

1) середина XIX века - Россия стремилась укрепить российско-китайские отношения путем переговоров. Одновременно были проведены сплавы по Амуру в не разграниченные между Россией и Китаем земли. За этот период Россия заключила с Китаем Айгуньский, Тяньцзинский и Пекинские договоры, по которым Россия возвращала свои земли в Приамурье, отторгнутые у нее Цинским Китаем по Нерчинскому договору 1689 году и закрепляла за собою земли в Приморье, оставшиеся не разграниченными с конца XVII века.

2) Новый этап российско-китайских отношений связан с обострением международных отношений в 60-70-е года XIX века. После заключения Пекинского договора Россия ставила своей целью укрепление добрососедских отношений и развитие экономических связей с цинским Китаем. Поэтому русское правительство добивалось скорейшей реализации условий договора. В 60-70-е года российско-китайские отношения были стабильными. Различные политические вопросы и проблемы, возникавшие между двумя странами, были связаны с внутренними проблемами Китая, с массовыми антиправительственными восстаниями во внутреннем Китае и в Синьцзяне. На данном этапе Россия в отношении Цинской империи придерживалась своей традиционной политики, выражая заинтересованность в сохранении единства и стабильности Китая. При этом Петербург старался проводить осторожную и сдержанную политику, а пограничные проблемы по большей части решались на местном уровне.

3) 80-е – начало 90-х годов XIX века. В данное время возник конфликт с Китаем в связи с предъявлением претензий цинского правительства на часть побережья залива Посьет, что лишало Россию выхода к границе с Кореей. Русское правительство отвергло эти территориальные претензии, несмотря на это российско-китайские отношения переживали период стабильности.

Это новый этап в системе размежевания границ и развития двусторонних отношений. Данный период, в результате уступок с обеих сторон на наиболее важные вопросы того времени, является одним из самых стабильных в истории российско-китайских отношений.

В конце XIX века Маньчжурия становится центром российско-китайских отношений. Масштабы, уровень, перспективы, формы и методы российской экспансии в Северо-Восточном Китае создали предпосылки к вызреванию в этом регионе самого тяжелого в истории двусторонних отношений комплекса проблем и противоречийРоссия не приняла участие во внутренней борьбе (1851г. – крестьянская война в Китае) и не пользовалась привилегиями, полученными западными странами в торговых портах, а двухвековая российско-китайская приграничная торговля, проводимая на равноправных условиях, а также отказ от участия демарше против Китая западных держав. Благодаря всем этим моментам отношение к России со стороны китайской общественности было благоприятным.

С другой стороны, несмотря на неудачи в развитии каких бы то ни было форм сотрудничества с Китаем в военно-политической области, Россия на протяжении всего XIX века не оказывалась с Китаем в состоянии войны и, в отличие от западных держав, не совершала никаких агрессивных действий в отношении слабого и беззащитного соседа. Более того, именно Россия взяла на себя роль посредника в трудных взаимоотношениях Маньчжурского Китая и европейских держав. Внешняя политика России на Дальнем Востоке всегда исходила из необходимости поддержания дружественных отношений с Китаем.

Сами российско-китайские отношения имели место еще в эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль Великого шелкового пути. Однако вплоть до середины XIX века взаимодействие между Россией и Китаем было весьма слабым в силу их значительной географической отдаленности друг от друга.

Более динамичными и насыщенными важными событиями российско-китайские отношения стали примерно с конца 1850-х годов. Причем с данного момента времени и вплоть до распада СССР четко выделяются два этапа двустороннего сближения, когда Россия и Китай вплотную подходили к формированию чрезвычайно тесных, союзнических отношений. Однако после каждого из этих этапов происходило резкое ухудшение двусторонних отношений.

Конец 1850-х годов – 1890-е годы:

постепенное сближение и союзные отношения

Данный этап длился около четырех десятилетий. Россия и Китай прошли путь от сотрудничества по пограничным вопросам (в конце 1850-х – начале 1860-х годов) до создания оборонительного союза (в конце 1890-х годов).

Во второй половине XIX века территория России стремительно расширялась. Вхождение в состав Российской империи Туркестана (территории современных центральноазиатских государств), а также активное освоение русскими Сибири и дальневосточных земель привело к непосредственному соприкосновению территориальных владений России и Китая. Это вызвало необходимость развития дипломатических контактов для определения границы между двумя странами.

Вскоре после этого, в 1864 году, в г.Чугучак (западный Китай) Россия и Китай подписали Чугучакский Протокол, в котором зафиксировали основные географические ориентиры российско-китайской границы (горные хребты, вершины, а также реки) от Западных Саян до Памира. Помимо этого Протокол регламентировал торговый режим на участке границы, отделявшей китайский Синьцзян от Туркестана, входившего тогда в состав Российской империи.

Сотрудничество между Россией и Китаем по пограничным вопросам, в свою очередь, послужило прологом к расширению экономических связей, а также углублению взаимодействия в военной сфере. В значительной степени этому способствовала деятельность Александра III (правил с 1881 года по 1893 год), а после его смерти (1893 год) – министра финансов России Сергея Витте (находился в должности в период 1892-1903 годов), которые были сторонниками российско-китайского сближения и активной политики России на Дальнем Востоке в целом.

Начало 1900 год – середина 1920-ых годов:

охлаждение отношений

Данный этап длился примерно два с половиной десятилетия. Причем уже в начале 1900-ых годов практически все положительные результаты двустороннего сотрудничества, достигнутые Россией и Китаем за предыдущие четыре десятилетия, оказались перечеркнутыми. Главной причиной тому стало участие России на стороне ряда западных держав в военной интервенции против Китая.

Середина 1920-х годов – конец 1950-х годов:

потепление отношений и стратегическое сближение

Данный этап имел место преимущественно в сталинский период советской эпохи российской истории и длился около трех с половиной десятилетий. Советская Россия (позже в форме СССР) и Китай прошли путь от возобновления дипломатических отношений до формирования военно-политического союза.

В 1930-е годы советско-китайские отношения продолжали динамично развиваться. Особенно это было заметно в сфере военного сотрудничества. Как и ранее (в 1890-х годах) основой этого стала обоюдная заинтересованность в противодействии военным планам Японии на Дальнем Востоке. Япония тогда проводила агрессивную внешнюю политику и претендовала на ряд дальневосточных территорий СССР и Китая. В 1930 году Япония напала на Китай, которому пришлось вести освободительную войну. СССР, рассматривая милитаристскую Японию в качестве главной угрозы своей безопасности на Дальнем Востоке, оказывал Китаю значительную экономическую и военную помощь в отражении японской агрессии. Так в 1930-ых годах СССР предоставил Китаю целевые кредиты в размере 250 млн. долларов, за счет которых Китай осуществлял в Советском Союзе массовые закупки различных видов вооружений и военной техники. В 1945 году СССР оказал Китаю прямую военную помощь, разгромив японскую армию на территории Маньчжурии (северный Китай).

Активное участие Советского Союза в освобождении Китая от японской оккупации, мощная политическая, военная и финансовая поддержка сталинским руководством китайских коммунистов во многом обеспечили приход в 1949 году к власти в стране Коммунистической Партии Китая (КПК).

После провозглашения Китайской Народной Республики (КНР) процесс советско-китайского сближения резко интенсифицировался. В немалой степени этому способствовала деятельность лидеров двух стран Иосифа Сталина и Мао-Цзе-Дуна по созданию военно-политического союза социалистических держав, основанного на идентичных государственных идеологиях. В результате, начиная с 1949 года, сотрудничество в политической, экономической, военной и других сферах развивалось особенно интенсивно.

Китай осуществлял массовые поставки на советский рынок продукции текстильной и легкой промышленности, а также некоторых видов цветных металлов (которые в СССР в то время не производились в достаточных количествах), имевших важное значение для советской промышленности.

В свою очередь, Советский Союз оказывал Китаю всестороннюю помощь в возведении целого ряда крупных промышленных предприятий и объектов энергетики, в массовой подготовке научно-технических кадров для растущих потребностей китайской экономики. Более того, СССР предоставлял КНР значительную военно-техническую поддержку, что выражалось в техническом оснащении Народно-освободительной армии Китая (НОАК), подготовке военных кадров, а также организации на территории Китая ряда военных производств.

Неким кульминационным моментом советско-китайского сближения того периода времени стало совместное участие СССР и КНР в войне на Корейском полуострове (1950-1953 годы) на стороне коммунистического правительства Северной Кореи против южно-корейской армии, поддерживаемой США и их союзниками.

Начало 1960-х – конец 1980-х годов:

острый кризис и охлаждение отношений

Данный этап длился примерно три десятилетия. Причем, также как и в начале ХХ века, отношения испортились практически моментально и многие результаты, достигнутые за предшествующий период, оказались практически перечеркнутыми. Ухудшение отношений началось еще в конце 1950-х годов, а в 1960-ых годах они перешли в стадию политической конфронтации. Особенно ярко это было заметно в идеологической сфере. Так, СССР обвинял правящую партию КНР – КПК в великодержавном шовинизме (китайском) и отходе от принципов интернационализма. Китай, в свою очередь, обвинял КПСС в ревизии марксизма и мелкобуржуазном вырождении. Отношения между КПК и КПСС были прерваны, а в конце 1960-х годов СССР и КНР стояли на грани масштабного вооруженного конфликта. Так в 1969 году развернулись локальные бои между подразделениями китайской и советской армий на острове Даманский. Данный конфликт был урегулирован срочным визитом в г.Пекин премьер-министра СССР А.Косыгина, а остров Даманский впоследствии был передан Китаю.

* * *

В целом, российско-китайские отношения имеют богатую, но крайне сложную и даже противоречивую историю, в которой этапы тесного сближения двух стран чередовались с этапами резкого ухудшения взаимоотношений.

Как представляется, сближение России и Китая в те или иные периоды во многом определялось прагматичностью мышления российской и китайской правящих элит, осознававших важность расширения сотрудничества в политической, экономической и военной сферах для продвижения долгосрочных интересов своих стран.

В то же время, когда сиюминутные, узко-национальные интересы, либо амбиции лидеров двух стран и/или идеологизация внешней политики начинали превалировать над прагматизмом и стратегическим видением общности долгосрочных интересов, то отношения между Россией и Китаем существенно ухудшались:

- разрыв союзных отношений между Российской империей и Китаем на рубеже XIX – XX веков произошел во многом по вине российского императора Николая II (правил с 1894 по 1917 годы), который, по-видимому, исходя из ошибочного понимания долгосрочных интересов России, решился в 1900 году на военную интервенцию в Китай в союзе с западными державами;

Казалось бы, что крах коммунистической идеологии и распад СССР, процессы политической и экономической трансформации в России и Китае должны были бы подвести окончательную черту под периодами конфронтационных отношений двух стран. Но так ли это на самом деле? На сегодняшний день это не представляется очевидным. Отношения между Россией и Китаем в настоящее время и в будущем также будут нести на себе отпечаток исторического прошлого.

При этом, наиболее характерной особенностью истории российско-китайских отношений является чередование периодов сближения с периодами резких и практически моментальных разрывов связей. Особенно бросается в глаза тот факт, что все периоды китайско-российского сближения с какой-то трудно объяснимой регулярностью совпадали по времени со знаковой сменой эпох в российской истории. Данные периоды начинались тогда, когда Россия, преодолевая системный кризис, проводила глубокую реформу своей внутриполитической системы и существенно меняла внешнюю политику.

Так, первое российско-китайское сближение началось, когда Россия была абсолютной монархией (Российская империя) и выходила из политического и экономического кризиса 1850-ых годов. Этот кризис был во многом вызван экспансионистской политикой Николая I (правил с 1825 по 1855 годы) в Европе. Данная политика закончилась экономическим истощением Российской империи, обострением отношений с Англией, Францией и Турцией и последующим поражением России в Крымской войне (1853-1856 года) против коалиции вышеуказанных стран. Следствием этого стало общее ослабление позиций России в тогдашней системе международных отношений. Это вынудило наследника Николая I Александра II (1855-1881 года) приступить к широким внутренним реформам и к кардинальному пересмотру внешней политики.

Нынешнее, уже третье по счету российско-китайское сближение началось фактически после распада СССР (1991 год), когда Россия в очередной раз поменяла форму своей государственности, став буржуазной федеративной республикой (РФ).

Как представляется, именно неоднозначность/противоречивость исторического наследия китайско-российских отношений во многом определяет неоднозначность современных отношений между двумя державами (фактическое отсутствие общности долгосрочных государственных интересов, а также четкого понимания места и роли друг друга в системе национальных приоритетов) и их неопределенность в будущем.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Выставка носила историко-документальный характер, ведь именно архивные источники дают нам достоверные сведения о прошлом. Представленные тексты и фотографии иллюстрировали динамику развития двусторонних отношений, а также стабильность высокого уровня взаимодействия на современном этапе.

Из вступительного слова Председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина к каталогу выставки

Основа российско-китайских отношений была заложена благодаря взаимным торговым интересам. Как свидетельствуют документы, первые попытки русских установить контакты с Китаем относятся к 1608 году. Самой успешной стала миссия казаков во главе с И. Петлиным в 1618 году. Представление о первых русских посольствах даёт запись в книге Посольского приказа об установлении дипломатических отношений и обмене грамотами (1–4 сентября 1618 года), и грамота царя Алексея Михайловича китайскому императору Шунь-чжи (Ши-цзу) о посылке в Китай сына боярского И. Перфильева и тобольского бухарца С. Аблина (10 марта 1658 года).

Выставка "Путь длиною в 400 лет. История российско-китайских отношений" - ВЭФ-2019

Выставка "Путь длиною в 400 лет. История российско-китайских отношений" - ВЭФ-2019

Ещё одним знаковым документом, укрепившим двусторонние отношения России и Китая, стал Кяхтинский договор 1727 года, который узаконил российско-китайскую приграничную торговлю и определил дальнейшие перспективы межгосударственных, культурных, научных и торговых отношений, развивавшихся на протяжении второй половины XVIII–XIX веков. В экспозицию был включён список середины XVIII века Кяхтинского русско-китайского договора о границах и взаимной торговле (14 июня 1728 года).

В конце 1949 – начале 1950 года китайские коммунисты одержали победу в Гражданской войне. 1 октября 1949 года была провозглашена Китайская Народная Республика. На следующий день, 2 октября, Советский Союз первым признал новое государство. Период дружбы двух стран отражают, в частности, Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР (14 февраля 1950 года) и расшифровка записи беседы И.В. Сталина с Мао Цзэдуном от 22 января 1950 года, копии которых были показаны гостям выставки.

Эпоха тесного сотрудничества Москвы и Пекина в 1953–1960 годах нашла своё отражение в ряде документов: это копия письма Н.С. Хрущева Мао Цзэдуну о согласии правительственной делегации Советского Союза принять участие в праздновании 5-й годовщины образования КНР (4 сентября 1954 года), фотография Н.С. Хрущева на трибуне на площади Тяньаньмэнь в Пекине во время парада в честь этого юбилея.

Представлены также копии совместной советско-китайской декларации по итогам визита в СССР премьера Государственного Совета КНР, министра иностранных дел КНР Чжоу Эньлая (18 января 1957 года), Договора о торговле и мореплавании между СССР и КНР (23 апреля 1958 года).

Материалы выставки наглядно свидетельствуют: советско-китайские и российско-китайские отношения прошли непростой путь развития. На современном этапе они стали образцом стабильного межгосударственного взаимодействия в современном мире.

Читайте также: