Русский театр второй половины 19 века кратко

Обновлено: 08.07.2024

В этом виделась возрастающая роль театра как просветительного центра для низших неграмотных классов империи.

Массовую популярность этому виду искусства постоянно добавляли всевозможные печатные издания, выпускавшие рецензии, статьи и обзоры всесторонней театральной деятельности.

В это время появляются и первые специальные театральные издания, например,

Расширяется и список самих театров, которые стали возникать практически в каждом российском городе.

Деятельность театрального начальства, монополия Дирекции императорских театров

Русский театр 19 века был крайне монополизированным. К началу 60-х годов московские Большой и Малый, а также петербургские Михайловский, Мариинский, Большой и Александрийский театры были в полном подчинении у государства.

Согласно структуре управления (установленной в 1842 году) главным регулирующим органом являлась Дирекция императорских театров, относившаяся к министерству двора и управлявшая почти всеми аспектами театральной жизни двух столиц (репертуаром, распределением ролей, составом труппы).

К сожалению, руководители театров не всегда отличались глубоким познанием творческих аспектов художественной деятельности и профессиональным исполнением своих обязанностей. Например, некий барон Кистер (отставной офицер конногвардейского полка) на должности управляющего периодически промышлял денежными махинациями, отчего привёл в упадок театральное хозяйство. В последующем такое отношение к своему делу множество раз подвергалось критике со стороны культурного общества, но к быстрым изменениям и реорганизации это не привело.

Однако, несмотря на вышесказанное, иногда позволялось появляться частным заведениям, которые уплачивали определенную денежную комиссию в казну.

Организация работы и вопросы цензуры русского театра

Жёсткая цензура, бесполезная бюрократия, невежество работников — всё это сказывалось на качестве творчества и приводило к его деградации. Работа с постановками замедлялась бесконечным рецензированием и проверками, которые производили Главное управление по делам печати и Театрально-литературный комитет. Провинциальные театры много месяцев ждали отредактированную пьесу, чтобы взять её к себе в репертуар.

Пьесы, в которых задевался авторитет духовенства, офицерства или чиновничества, постоянно запрещались, из-за чего русский театр 19 века напоминал строго выхолощенную пресную пародию на искусство.

Само собой разумеется, такое положение дел никуда не годилось, и многие прогрессивные люди стали своими силами противодействовать посредственным государственным постановкам. По воле Островского и Рубинштейна при Артистическом кружке был основан новый театр, проработавший вплоть до отмены монополии на театры в марте 1882 года.

Новый этап развития русского театра. Работники театров

После того, как была отменена монополия, постановки в новых частных театрах не сильно отличались от антреприз в клубах, хотя немного лучше выглядели на фоне спектаклей казённых театров. Государственные заведения потеряли былую популярность и стали вытесняться конкурентами, поскольку незначительные изменения в организации не принесли желаемого результата, и основные изъяны устранить не получилось (низкое качество декораций, непрофессионализм актёров, бюрократия и цензура по-прежнему не позволяли выпустить качественный продукт). Интриги, козни и низкопоклонничество стали обычным делом для корыстных артистов, которые желали получить приличную заработанную плату.

Однако театральное дело развивалось, преобразовывалось, а вместе с ним изменялся и актёрский состав.

Русский театр конца 19 века стал наполняться разнообразными работниками сцены: молодыми актерами, бутафорами, костюмерами и прочими.

На смену малограмотным мещанам (хотя таких оставалось большинство) к актерской профессии стали питать интерес люди из дворянских семей. Гимназисты, чиновники и студенты, пополнившие ряды театральной труппы, значительно повысили образовательный уровень театров (примерами таких культурных театральных деятелей можно назвать критика Потехина, актёров Андреева-Бурлака, Варламова, Савину и Сумбатова-Южина).

Правда, на начальном этапе это большей частью касалось лишь столичных артистов, получивших хорошее образование, в том числе и университетское.

Новые зрители в театре

Новые артисты — новые зрители.

Позднее популярность драматического театра пошла на спад, из-за кризисной атмосферы в тогдашнем обществе и неблагоприятной политической обстановке в стране.

В XVIII русский театр получил мощный толчок, конечно не без участия европейской школы, огромное спасибо стоит сказать итальянским и французским музыкантам, актерам, которые работая в России, передали свое мастерство.

Интерес к театру возрос, к концу XVIII века, большое количество людей желало посмотреть спектакли, и пьесы. Во время правления Императрицы Екатерины Великой выходит в свет периодическое издание посвященное театру, в нем печатались пьесы как отечественных, так и зарубежных творцов.

В XIX веке театр в России начинает развиваться и становится самостоятельно. Его отличительная черта в этот период – многоликость. С одной стороны в нем всегда находился отклик на экономические и социальные потрясения того периода, а с другой в нем появлялись черты новаторства, которые черпались из новшеств в литературном жанре

Основные направления в театре.

В XVIII веке основным направлениям в театральном искусстве считался классицизм и романтизм, пришедший на смену век XIX, изменил его на реализм. Со сменой стиля в театре появляется много нового, например, полностью обновляется репертуар. А все, потому что как раз в этот период появляется огромное количество новых талантов в драматургии.

Виды театров.

К началу XIX века в России действуют два вида театров:

· Императорский.

Императорский театр был не один, к этому периоду сложилась целая плеяда, управление ими сосредотачивалось министерством двора Его Императорского Величества. В ведение находилось три театра в Петербурге, это – Михайловский, Мариинский, Александрийский. И два в Москве – Большой и Малый.

2. Мариинский театр назван в честь жены императора Александра II – Марии. Здание пострадало в пожаре, затем было восстановлено. Именно здесь были даны самые известные и популярные оперы, такие как – Борис Годунов или Лебединое озеро.

3. Михайловский театр получил свое название в честь сына Павла – Михаила. Изначально постоянной трупы актеров он не имел. Только позже после многочисленных реконструкций зданий там обосновались французы. Именно здесь давал концерты Штраус и выступал сам Шаляпин.

4. Большой театр обязан своему появлению Екатерине Великой. Театр не раз горел и восстанавливался. Только в середине столетия принято решение отстроить его заново, в 1825 году произошло его официальное открытие.

Тут же происходит трансформация крепостных театров. Вообще мысль о зарождения такого вида возникла давно, ведь актерам такого театра не нужно платить. Этот вид искусства становится главным развлечением помещиков. Особенно в осенний период, когда заканчиваются посевные. Крепостной театр имел свою труппу, выбор пьес был не богатым, но при этом к каждой пьесе имелись декорации. Бывали даже такие случаи когда устраивались соревнования театров, помещики хотели доказать, что именно его театр лучший. Положение крепостного театра изменилось в середине века после отмены крепостного права, помещики некоторое время пытались удержать актеров, но вскоре такой тип театра стал уходить в прошлое.

Внешний вид театра.

Особенно интересна архитектура театра, как правило, помещение под него строилось в самом сердце города, это было красивое, пышное и помпезное здание. Театр можно было отличить из далека, он имел множество украшений из лепнины, мощные колонны, монументальную скульптуру и т.д. Многие здания возведены на Итальянский манер.

Репертуар театра.

Огромным его, конечно, не назовешь, часть репертуара занимали классические европейские драмы, отечественные спектакли и пьесы так же имели место быть. На подмостках шли произведения таких выдающихся писателей как Пушкин, Гоголя, Лермонтова. С большим аншлагом проходили спектакли, взятые из Французской литературы, особенно легкие и смешные водевили.

Как только реализм занял место в русском театре, появились новые имена, например Александр Островский. Его произведения сначала блистали в императорских театрах, а затем получили распространения и в частных. Многочисленную публику собирали оперетты, ведь зачастую в них скрытым языком раскрывались проблемы того времени. Мелодрама, комедия – все эти жанры так же были представлены зрителю. Но при таком разнообразии, многие театры ставили главную цель – обогащение, но были и такие которые хотели нести просветительскую функцию.

Щепкин, Пров Садовский, Сергей Васильев, Никулина-Косицкая, Михаил, Садовский, Ольга Садовская, Федотова, Горев, Южин, Ермолова, Самойлов, Мартынов, Павел Васильев, Давыдов, Варламов, Савина, Стрепетова


Первыми давали сценическую жизнь пьесам выдающихся русских драматургов, лучшим произведениям западноевропейских писате­лей Малый театр в Москве, Александринский — в Петербурге. Здесь играли многие прославленные русские артисты, чьи имена никогда не исчезнут из истории сценического искусства. Значит ли это, что в Малом и Александринском театрах не было плохих актеров, устаревших, реакционных или просто плохих спектаклей? Нет, не значит.

Но подлинное лицо столичных театров опре­деляли не плохие пьесы и не слабая старомод­ная игра отдельных актеров, а то лучшее, что отвечало устремлениям ведущих, талантливых актеров, передовой публики и критики.

Впоследствии, в 60-х и 70-х годах, Шумский, Самарин и Медведева создали на сцене Малого театра ряд совершенных по мастерству образов в пьесах Островского.

В петербургском Александринском театре, который был ближе ко двору и казенной Дирек­ции императорских театров, старое, отживаю­щее искусство держалось более цепко. Тем не менее новое не прошло мимо его сцены, хотя и коснулось ее ведущих актеров по-разному.

Артист Павел Васильевич Васильев (1832— 1879) долго играл в провинциальных театрах. Художник большого дарования, он унаследо­вал не только роли Мартынова, но и многие особенности его игры, например умение вы­звать глубокое сочувствие зрителей к жертвам общественного строя и косного жизненного уклада. Линию Мартынова — Васильева в послед­ней четверти XIX в. продолжили два акте­ра. Первый — Владимир Николаевич Давыдов (1849—1925), соединявший великолепный ар­тистический талант с неповторимым мастерством; он воплотил на сцене образы Фамусова, Город­ничего, Расплюева, многих героев Островского. Второй — Константин Александрович Варла­мов (1848—1915) — актер могучего, стихийного дарования, способный подчас в одной и той же роли вызывать гомерический смех и горячие слезы публики.

Из-за монополии императорских театров столичные зрители не имели возможности зна­комиться со многими талантливыми артистами провинции.

В Москве в 60-е и 70-е годы появляется не­сколько театральных кружков при всевозмож­ных клубах. Наиболее художественно значи­мый из них — Театр Артистического кружка, возглавлявшийся А. Н. Островским. В этом театре играли многие выдающиеся артисты Малого театра и провинции. В 70-е годы в Моск­ве возникают временные, так называемые На­родные и Общедоступные театры. Они существо­вали сравнительно недолго. Театральные чинов­ники всячески мешали созданию новых театров.

И все-таки благодаря усилиям передовых кругов России в 1882 г. государственная театральная монополия рухнула. В Москве и Петербурге начинают появляться различные частные театры, крупнейший из них — Театр Ф. А. Корша.


Во второй половине XIX в. в истории русского театра наступает новая эпоха - на сцене появляются пьесы великого русского драматурга А. Н. Островского. Драматургия Островского - это целый театр, и в этом театре выросла плеяда талантливейших актеров, прославивших русское театральное искусство.

Кроме пьес Островского в русской драматургии второй половины XIX в. появляются пьесы А. В. Сухово-Кобылина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. К. Толстого, Л. Н. Толстого. Театр идет по пути утверждения правды, реализма.

Во второй половине XIX в. значительно увеличивается интерес к русской современной драме. Революционно-демократическая критика во главе с Чернышевским и Добролюбовым поддерживает драматургию Островского, обличающую темное царство купцов-самодуров, продажность и лицемерие бюрократической машины русского самодержавия.

Передовые, демократические стремления талантливейших актеров Малого театра постоянно вызывали ожесточенное сопротивление со стороны театрального начальства и цензуры. Многие пьесы Островского, несмотря на их успех у зрителей, часто снимались с представления. И все же пьесы Островского все прочнее входят в репертуар театра, оказывая влияние и на других драматургов.

В сценическом искусстве продолжают совершенствоваться творческие принципы Щепкина. Основой труппы Малого театра 50-70-х годов XIX в. становятся такие актеры, как П. М. Садовский, Л. П. Никулина-Косицкая, С. В. Шумский, С. В. Васильев, И. В. Самарин.


В 80-90-е годы XIX в. после убийства народовольцами Александра II усиливается наступление реакции. Цензурный гнет особенно тяжело сказался на репертуаре театра. Малый театр переживает один из самых сложных и противоречивых периодов своей истории. Основой творчества крупнейших актеров Малого театра стала классика.

Постановки драм Шиллера, Шекспира, Лопе де Вега, Гюго с участием величайшей трагической актрисы Марии Николаевны Ермоловой стали событиями в театральной жизни Москвы, В этих спектаклях зритель видел утверждение героических идей, прославление гражданского подвига, призыв к борьбе с произволом и насилием.

Труппа Малого театра в конце XIX в. была необыкновенно богата талантливейшими актерами. Они явились замечательными продолжателями славных традиций Малого театра, его искусства глубокой жизненной правды, хранителями заветов Щепкина, Мочалова, Садовского.

Александрийский театр в Петербурге в первые десятилетия второй половины XIX в. переживает наиболее трудный период своей истории. Большое влияние на судьбу театра всегда оказывала его близость к царскому двору. Дирекция императорских театров с нескрываемым пренебрежением относилась к русской драматической труппе. Явное предпочтение отдавали иностранным актерам и балету. Искусство актеров Александрийского театра развивается в основном в направлении совершенствования внешних приемов выражения. Величайшим мастером перевоплощения, виртуозно владевшим техникой актерского искусства, был Василий Васильевич Самойлов (1813-1887), создававший жизненно достоверные, сценически эффектные образы.

Политическая реакция 80-90-х годов особенно остро сказалась на судьбе Александрийского театра. Засилье бюрократов в руководстве театра пагубно влияло на его репертуар, делало театр далеким от прогрессивного общественного движения. И все же в эти годы Александрийский театр был значительным явлением в художественной жизни России. Своей славой он обязан замечательным актерам, пришедшим в труппу театра в 70-80-х годах. Мария Гавриловна Савина (1854-1915) - великолепная актриса, обладавшая тонкостью, изысканностью мастерства, умением предельно сжато дать исчерпывающую характеристику образа. Владимир Николаевич Давыдов (1849-1925) с неповторимым мастерством воплотил на сцене образы Фамусова, Городничего, Расплюева, многих героев Островского. Константин Александрович Варламов (1849-1915) - актер могучего, стихийного дарования, создатель незабываемых образов в пьесах Гоголя, Островского, русской и зарубежной классики.

В творчестве Савиной, Давыдова, замечательного актера, режиссера и теоретика сценического искусства Ленского намечается стремление к изображению сложных психологических переживаний человека, созданию глубоких характеров. 90-е годы выдвинули перед театром новые художественные задачи. Творчество этих актеров прокладывало дорогу для их решения, открывало путь театру будущего.

Читайте также: