Русский портрет 19 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Портретная живопись на Руси появилась еще в эпоху Средневековья и ограничивалась в основном писанием икон, хотя есть и более ранние произведения от XI и XII веков. Первые портреты конкретных людей стали появляться лишь в XVII веке, однако многие из них не дошли до нашего времени. Поэтому мы рассмотрим известных живописцев XVIII – XX веков, чьи работы сегодня представлены в государственных и частных коллекциях и высоко ценятся на аукционах.

Великие русские художники-портретисты

Начнем рассмотрение списка известных русских художников с Боровиковcкого и Кипренского, трудившихся в XVIII – начале XIX веков.

Знатные особы заметили и талантливого Ореста Кипренского. Они пригласили его работать при дворе великой княгини Екатерины Павловны, а затем при поддержке императрицы помогли совершить поездку за рубеж для знакомства с работами известных мастеров. Кипренский рисовал не только богатых персон, но и запечатлел популярных современников, благодаря чему сохранились прекрасные портреты Пушкина, Жуковского, Давыдова, Трубецкого и многих других выдающихся людей. Его трудами на свет появились и портреты многих участников Отечественной войны 1812 года.

О. Кипренский. Портрет А. Пушкина. 1827 г.

В XIX веке трудилась целая плеяда талантливых русских художников, среди которых такие известные мастера, как Репин, Васнецов, Суриков, Брюллов, Перов и другие. Каждый из них внес в русскую портретную живопись что-то свое, что способствовало расцвету этого жанра.

Карл Брюллов стал основателем романтического портрета, так как он уделял большое внимание не статусу героя или передаче его портретного сходства, а его психологическому образу. Благодаря особому колориту, передаче эмоций и подбору подходящего интерьера художнику удавалось знакомить зрителя с характером и интересами героя.

Василий Перов работал над неким социально-психологическим портретом, демонстрируя духовный мир через разнообразные чувства моделей. Критики отмечали, что художнику удалось добиться невероятной правдивости в своей портретной живописи и чего-то неизменного, что никогда не выйдет из моды. Перов написал множество портретов известных русских писателей, ученых, деятельных персон. Многие из них художник писал по заданию Павла Третьякова, и они выходили столь удачно, что образы различных известных русских представителей культуры, искусства или науки слились с теми, что созданы умелой рукой талантливого Перова.

В. Перов. Портрет Ф. Достоевского. 1872 г.

Блестящими портретами известных людей порадовал зрителей и известный живописец Илья Репин. Он создал столь огромную серию великолепных портретов своих современников, что превзошел в этом остальных портретистов. Если одни художники сосредотачивались на чувствах своих моделей, другие на их характере, то Репин пытался изобразить каждого известного человека как творчески мыслящую личность. И этот живой пытливый ум читается во взгляде многих его героев, среди которых были такие известные люди, как Толстой, Шишкин, Пирогов и Мусоргский.

И. Репин. Портрет писателя Л. Толстого. 1887 г.

Интеллигенцию изображали и такие художники, как Крамской, Маковский, Васнецов или Суриков. Иван Крамской использовал особый глухой фон, который позволял зрителю сосредоточиться только на чертах лица изображенной персоны и не рассматривать ненужные детали. Константин Маковский, напротив, окружал каждого героя изобилием деталей, а самого его изображал идеальным в роскошной обстановке. Критикам такой подход не нравился, однако заказчики нисколько не были против такой идеализации и платили художнику огромные деньги. Для Виктора Васнецова и Василия Сурикова портретная живопись основной не была, тем не менее, они подарили миру множество прекрасных работ.

К. Маковский. Портрет В. Волконской. 1884 г.

З. Серебрякова. Портрет О. Лансере. 1910 г.

У Бориса Кустодиева к импрессионизму добавился модерн: помимо характерных для импрессионистов широких мазков он использовал прием разворота героя на три четверти к зрителю и размещения его в углу комнаты.

Б. Кустодиев. Портрет Ю. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908 г.

Константин Сомов изобрел так называемый ретроспективный портрет, при котором он изображал модель в нарядах или обстановке прошлых столетий.

К. Сомов. Портрет Е.П. Носовой. 1911 г.

Портреты самых известных русских художников

Рассмотрим ряд известных работ именитых русских портретистов, которые высоко оценили зрители и коллеги по цеху.

У Владимира Боровиковского назовем несколько чувственных портретов женщин: портрет сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных, портрет М.И. Лопухиной и портрет Е.А. Нарышкиной. Все три работы написаны художником в течение пяти лет и стали отправной точкой для его сентиментальных портретов. В них на первое место выдвигается женственность, мягкость и чувственность девушек вместо их высокого положения в обществе, что подчеркивается спокойным гармоничным фоном, плавными линиями и мягкими переходами одного оттенка в другой. Такой подход был оригинальным для своего времени и быстро сделал художника знаменитым.

Портрет сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных. 1802 г.

О. Кипренский. Автопортрет. 1828 г.

Среди многочисленных удачных портретов Перова мы в качестве примера возьмем портрет Островского. Эту картину считают одной из лучших не только среди работ художника, но и в русской портретной живописи в целом. Перов любил творчество Островского и запечатлел его без пафоса и прикрас таким, каким нередко видел. Великий драматург предстает перед зрителем в домашней одежде без эффектного фона или красивых атрибутов. Это помогает сосредоточиться на его пытливом взгляде, проницательности и глубоких эмоциях. Портрет быстро стал известным, переместился в Третьяковскую галерею и позже неоднократно печатался на марках.

В. Перов. Портрет А.Н. Островского. 1871 г.

Как мы отметили ранее, Илья Репин создал огромную галерею портретов популярных современников. Среди них особенно отметим портрет Мусоргского, ставший одной из известнейших работ именитого русского художника. Это единственный портрет, который был создан при жизни Мусоргского, ушедшего из жизни всего в 42 года. Нашего современника может удивить, почему великий композитор изображен с красным носом в халате и всклокоченными волосами. Но это вполне объяснимо, так как Репин спешно писал его портрет в больнице за несколько дней до кончины композитора. Художник не отступил от своих принципов реализма и показал великую личность во всей полноте и многогранности. С одной стороны, мы видим изможденного алкоголизмом, неприятием общества и болезнью человека, с другой сильного человека с ясным и пытливым взглядом.

И. Репин. Портрет композитора М.П. Мусоргского. 1881 г.

У Кустодиева не менее популярен портрет Федора Шаляпина, ставший одним из лучших в портретной живописи мастера. Несмотря на то, что художник на момент написания портрета был прикован к инвалидному креслу, он не отказался от идеи написать большой двухметровый холст. Чтобы воплотить ее в жизнь, Кустодиеву приходилось работать над отдельными частями портрета в положении полулежа и использовать специальные устройства для наклона холста. Жанровый портрет полностью отражал народный дух оперного певца и так понравился ему, что Шаляпин высокого ценил его и бережно хранил в своем доме. Кустодиев же сделал уменьшенную авторскую копию и представлял ее на выставках. Позже обе работы были переданы в музеи, где и хранятся сегодня.

Б. Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922 г.

Самые дорогие портреты русских художников

Посмотрим, искусство каких русских художников особенно ценится на крупных аукционах в последнее время. Мы рассмотрим несколько наиболее крупных уходов портретов в период с 2000 по 2020 годы.

Первую тройку самых дорогих портретов открывают образы женщин. Дороже всего оценили образ актрисы кабаре, запечатленной художницей Тамарой де Лемпицки в работе Portrait de Marjorie Ferry. Эта работа была выставлена в аукционном доме Christie`s в 2020 году и ушла с молотка за 21 млн долларов (16,3 млн фунтов стерлингов).

Тамара де Лемпицка. Portrait de Marjorie Ferry. 1932 г.

Замыкает тройку портрет Марии Цетлиной, созданный Валентином Серовым. Это великолепная работа попала на аукцион Christie`s в 2014 году из музея и, конечно, вызвала ажиотаж среди покупателей. Ее охотно купили за 14,5 млн долларов (9,3 млн фунтов). Подробнее о трех описанных картинах вы можете почитать в статье о самых известных женских портретах.

В. Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910 г.

Еще один портрет, проданный за миллионы долларов, принадлежит талантливому русскому художнику Юрию Анненкову. Живописец создавал картины в своей оригинальной манере, используя самые разные приемы, смешивая стили и направления так, что даже критики не могли предугадать его следующей работы. Именно эта оригинальность и живописная смелость привели его к славе и узнаваемости его картин, особенно портретов. В 2014 году на торги аукционного дома Christie`s попал один из таких ярких портретов, созданный в смешанных стилях. На картине запечатлен А.Н. Тихонов, а сама она экспонировалась на международной выставке в Венеции в 1924 году. С аукциона портрет ушел за 6,2 млн долларов (4 млн фунтов).

Ю.П. Анненков. Портрет А. Тихонова. 1922 г.

Портреты известных русских художников можно перечислять еще долго, ведь в этом жанре работали не только портретисты, но и пробовали себя практически все именитые мастера живописи. Одни из них писали популярных современников и знатных особ, другие искали и создавали свой образ женщины через женские портреты, а третьи не менее увлеченно писали самих себя. Благодаря этому зритель сегодня может найти в русском портрете большое разнообразие образов, эмоций, идей и художественных приемов.

Важ­ней­шим собы­ти­ем того вре­ме­ни ста­ла отме­на кре­пост­но­го пра­ва в 1861 году. Рефор­ма взбу­до­ра­жи­ла умы твор­че­ских людей, заста­вив их обра­тить серьёз­ное вни­ма­ние на про­бле­мы бед­ных людей.


Бур­ла­ки на Вол­ге. Илья Репин. 1870—1873 гг. Холст, масло

Худож­ни­кам не толь­ко ста­ла инте­рес­на жизнь про­стых рабо­тяг — они нача­ли вос­при­ни­мать своё твор­че­ство как один из спо­со­бов изме­нить мир, повли­ять на обста­нов­ку в стране. То есть искус­ство во вто­рой поло­вине XIX века ста­но­вит­ся пред­ме­том не толь­ко созер­ца­ния, но и осмыс­ле­ния. Оно не столь­ко погру­жа­ло в иде­а­ли­сти­че­ский мир, сколь­ко стре­ми­лось отра­зить про­бле­мы реаль­ной жиз­ни. Рас­смот­рим, что ново­го при­внёс реа­лизм в оте­че­ствен­ную живо­пись и как масте­ра ожи­ви­ли тра­ди­ци­он­ные жанры.

Жанровая живопись: повседневные сюжеты с социальным подтекстом

Во вто­рой поло­вине XIX сто­ле­тия вос­при­я­тие повсе­днев­ной дей­стви­тель­но­сти серьёз­но изме­ня­ет­ся. Искус­ство теперь долж­но не толь­ко при­но­сить эсте­ти­че­ское удовольствие.


Дедуш­ка и вну­чек. Васи­лий Перов. 1871 год. Холст, масло

На кар­тине мы видим убо­гую ком­нат­ку, посре­ди кото­рой сидит пожи­лой муж­чи­на, заня­тый воло­са­ми малень­ко­го вну­ка. Сам факт того, что Перов создал боль­шое живо­пис­ное полот­но на столь неза­мыс­ло­ва­тый сюжет, гово­рит о том, что худож­ни­ков ста­ла инте­ре­со­вать тема обы­ден­ной жиз­ни про­стых людей. Васи­лий Гри­го­рье­вич уде­ля­ет огром­ное вни­ма­ние дета­лям — изоб­ра­жён­ная ком­на­та запол­не­на пред­ме­та­ми быта бед­ня­ков. Здесь неза­тей­ли­вая гли­ня­ная посу­да и гру­бая дере­вян­ная мебель, а рва­ная одеж­да сушит­ся на верёв­ке. Но ком­на­та зава­ле­на веща­ми не пото­му, что у этих людей их мно­го. Нет, про­сто дом настоль­ко малень­кий и тес­ный, что даже самые необ­хо­ди­мые пред­ме­ты при­хо­дит­ся нава­ли­вать друг на друга.

Сце­на неве­ро­ят­но про­ста: дедуш­ка вычё­сы­ва­ет вшей у сво­е­го вну­ка. Каза­лось бы, что может быть здесь инте­рес­но­го и глу­бо­ко­го ? Но при вни­ма­тель­ном взгля­де ста­но­вит­ся понят­но, сколь­ко люб­ви и силы худож­ник вло­жил в сво­их геро­ев. Дедуш­ка, жизнь кото­ро­го навер­ня­ка обре­ме­не­на мно­же­ством забот и труд­но­стей, смог выкро­ить вре­мя на маль­чиш­ку. При­чём он зани­ма­ет­ся воло­са­ми внуч­ка не вскользь, меж­ду делом, а с глу­бо­кой вни­ма­тель­но­стью и серьёз­но­стью. А маль­чон­ка в это вре­мя меч­та­тель­ным взгля­дом смот­рит куда-то вдаль. Ему не очень-то по душе сто­ять спо­кой­но. Тем не менее он не пере­чит деду и стой­ко тер­пит, пока тот закон­чит заня­тие. Любо­вью и теп­лом про­ни­зан дан­ный быто­вой сюжет.

Мож­но пред­по­ло­жить, что не толь­ко сен­ти­мен­таль­ная состав­ля­ю­щая игра­ет важ­ную роль в этой жан­ро­вой сцене. Ста­рое поко­ле­ние кре­стьян дво­я­ко вос­при­ня­ло отме­ну кре­пост­но­го пра­ва. При­вык­шие к опре­де­лён­но­му укла­ду, пожи­лые люди были не гото­вы к сво­бо­де и боя­лись её. Но юное поко­ле­ние име­ло все шан­сы на луч­шую жизнь, было гото­во идти впе­рёд. Имен­но этот кон­траст поко­ле­ний отра­жён на кар­тине: дедуш­ка — оли­це­тво­ре­ние все­го ста­ро­го поко­ле­ния кре­стьян — спо­кой­но сидит в сво­ём убо­гом доме, в то вре­мя как маль­чон­ка с меч­та­тель­ной полу­улыб­кой сме­ло смот­рит впе­рёд, слов­но загля­ды­вая в свет­лое будущее.

Эволюция портретной живописи

Порт­ре­там вто­рой поло­ви­ны XIX века при­су­ща очень важ­ная чер­та — ощу­ще­ние момен­та, вырван­но­го из реаль­ной жиз­ни человека.

В нача­ле сто­ле­тия худож­ни­ки-роман­ти­ки стре­ми­лись к реа­ли­стич­но­му изоб­ра­же­нию моде­лей, напри­мер, опи­сы­ва­ли физи­че­ские недо­стат­ки внеш­но­сти, пыта­лись пере­дать внут­рен­нее состо­я­ние чело­ве­ка. Тем не менее на порт­ре­тах эпо­хи роман­тиз­ма мы видим людей, застыв­ших в акку­рат­ной позе, всем сво­им суще­ством демон­стри­ро­вав­ших, что в дан­ный момент они пози­ру­ют худож­ни­ку. Одним из самых выда­ю­щих­ся масте­ров того вре­ме­ни был Орест Ада­мо­вич Кипрен­ский. На его порт­ре­тах моде­ли сидят (изред­ка сто­ят) и смот­рят на зри­те­ля или в сто­ро­ну впол­обо­ро­та. Их позы все­гда стро­ги. При взгля­де на порт­ре­ты Кипрен­ско­го сра­зу воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние, что чело­век на несколь­ко часов замер в позе, при­ду­ман­ной живописцем.


Порт­рет А. Ф. Шиш­ма­рё­ва. Орест Кипрен­ский. 1826 год. Холст, масло


Порт­рет В. М. Гар­ши­на. Илья Репин. 1884 г. Холст, масло

Гар­шин слег­ка ссу­ту­лен, его руки с лок­тя­ми лежат на сто­ле — эту позу слож­но назвать эсте­ти­че­ски при­вле­ка­тель­ной. Тело писа­те­ля повёр­ну­то к сто­лу, в сто­ро­ну зри­те­ля направ­ле­на лишь голо­ва. Этот нема­ло­важ­ный момент даёт понять, что муж­чи­на чита­ет кни­гу, а не пози­ру­ет худож­ни­ку. Воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние, буд­то он лишь на мгно­ве­ние отвлёк­ся от дела, что­бы взгля­нуть на нас. Воло­сы Гар­ши­на рас­трё­па­ны, он одет в непри­ме­ча­тель­ную чёр­ную руба­ху. Глав­ное для Репи­на — пока­зать гла­за писа­те­ля, в кото­рых чита­ет­ся его инте­рес­ная глу­бо­кая нату­ра. Мы видим не чело­ве­ка, кото­рый зака­зал порт­рет худож­ни­ку и тща­тель­но под­го­то­вил­ся, что­бы иде­аль­но выгля­деть на кар­тине. Нет, мы видим жизнь муж­чи­ны, кото­ро­го худож­ник захо­тел запе­чат­леть таким, какой он есть, за его насто­я­щи­ми повсе­днев­ны­ми делами.

Весь­ма реа­ли­стич­ны жен­ские порт­ре­ты вто­рой поло­ви­ны XIX сто­ле­тия. Худож­ни­ки про­дол­жа­ли вос­пе­вать кра­со­ту, изя­ще­ство и гра­ци­оз­ность сво­их моде­лей. В то же вре­мя худож­ни­ки стре­ми­лись изоб­ра­зить геро­и­ню в есте­ствен­ных для неё усло­ви­ях. Напри­мер, Репин в 1882 году запе­чат­лел жену Веру, уснув­шую в кресле.


Порт­рет Веры Репи­ной. Илья Репин. 1882 год. Холст, масло


Мать с ребён­ком. Орест Кипрен­ский. 1809 г. Бума­га, ита­льян­ский каран­даш, мел

Её одеж­да выгля­дит слег­ка неряш­ли­во, при­чёс­ка рас­трё­па­на. Одна­ко, слож­но пред­ста­вить, что­бы в нача­ле XIX века появил­ся подоб­ный живо­пис­ный портрет.


Кру­жев­ни­ца. Васи­лий Тро­пи­нин. 1823 год. Холст, масло

Перед нами сидит мило­вид­ная, заня­тая руко­де­ли­ем девуш­ка. Её лицо спо­кой­но, взгляд не выра­жа­ет глу­бо­ких пере­жи­ва­ний. Созда­ёт­ся ощу­ще­ние, что рабо­та, кото­рую она выпол­ня­ет, лег­ка и про­ста. Целью худож­ни­ка было пока­зать её кра­со­ту и гра­ци­оз­ность. Эта кар­ти­на не застав­ля­ет заду­мать­ся о труд­но­сти жиз­ни девуш­ки, не напол­ня­ет серд­це сочув­стви­ем к ней.


Мужи­чок с клю­кой. Иван Крам­ской. 1871 год. Холст, масло

Сгорб­лен­ная поза муж­чи­ны крас­но­ре­чи­во даёт понять, что он изну­рён и изму­чен. Одеж­да его потрё­па­на и гряз­на. Важ­ная деталь на кар­тине — клю­ка, кото­рую герой креп­ко дер­жит дву­мя рука­ми, слов­но она всё, что у него есть. Мы не зна­ем навер­ня­ка, чем он зани­ма­ет­ся. Но зна­ем точ­но, что муж­чи­на про­жил непро­стую жизнь, и труд его был не из лёг­ких. При этом кар­ти­на про­ник­ну­та доб­рым и тёп­лым отно­ше­ни­ем худож­ни­ка к сво­е­му герою. Крам­ской кро­пот­ли­во изоб­ра­зил лицо муж­чи­ны, во взгля­де кото­ро­го нет ни зло­бы, ни оби­ды. В его гла­зах чита­ет­ся лишь уста­лость и муд­рость. Живо­пи­сец не стре­мил­ся пока­зать иде­а­ли­стич­ный образ кре­стья­ни­на. Наобо­рот, он запе­чат­лел про­сто­го чело­ве­ка в обыч­ной жизни.

В отли­чие от пред­ше­ствен­ни­ков худож­ни­ки-реа­ли­сты пере­ста­ли вос­при­ни­мать искус­ство, как эта­лон того, к чему насто­я­щая жизнь долж­на стре­мить­ся. Наобо­рот, образ­цом для под­ра­жа­ния ста­ла реаль­ность, кото­рую масте­ра запе­чат­ле­ва­ли во всех красках.


Охот­ни­ки на при­ва­ле. Васи­лий Перов. 1871 год. Холст, масло

В пер­вой поло­вине XIX века худож­ни­ки посте­пен­но ухо­дят от чрез­мер­ной иде­а­ли­за­ции обра­зов. Поза моло­до­го садов­ни­ка с одно­имён­ной кар­ти­ны Кипрен­ско­го недву­смыс­лен­но гово­рит об измож­дён­но­сти героя.


Моло­дой садов­ник. Орест Кипрен­ский. 1817 год. Холст, масло


Всад­ни­ца. Карл Брюл­лов. 1832 год. Холст, масло

При этом худож­ни­ки-роман­ти­ки и сен­ти­мен­та­ли­сты стре­ми­лись при­укра­сить реаль­ную жизнь. Жен­щи­ны на порт­ре­тах отра­жа­ют иде­ал кра­со­ты того вре­ме­ни — мелан­хо­лич­ные, задум­чи­вые, утон­чён­ные. Муж­чи­ны — сплошь герои или муд­рые мыс­ли­те­ли. Таким обра­зом, искус­ство в нача­ле века созда­ва­ло обра­зы, кото­рые ста­но­ви­лись сво­е­го рода иде­а­ла­ми, образ­ца­ми, эта­ло­на­ми. Жизнь хоте­ла под­ра­жать этим иде­а­лам, стре­ми­лась быть хоть сколь­ко-нибудь похо­жей на них.

Ситу­а­ция кар­ди­наль­но изме­ни­лась в 1860‑е годы — теперь окру­жа­ю­щая дей­стви­тель­ность ста­ла эта­ло­ном для худож­ни­ков. Очень точ­но реа­лизм в рус­ском искус­стве опи­сал Юрий Лотман:


Портрет рубежа столетий многообразен по своим формам, стилистическим особенностям, средствам выражения, но общим является воздействие на портретную живопись пленэра – модель и окружающая среда связываются светом, воздухом и единым настроением, все это работает на передачу естественности и динамичности изображения, выявлению индивидуальной неповторимости и внутреннего состояния человека. Другими словами, в русскую портретную живопись сначала робко, но потом все активнее приходит импрессионизм, опирающийся на достижения предшествовавшего искусства, о котором мы говорили в предыдущих статьях.

Конечно, не все художники и не сразу воспринимали новые тенденции, но постепенно робкие веяния превращались в наполненные светом и воздухом потоки, пока не появился художник, которого можно с полным правом назвать отцом русского импрессионизма, но о нем позже. А пока…



Его казацкое происхождение, рождение и жизнь в Сибири, в Красноярске, всегда придавали ему гордости, а в творчестве помогали ему оживлять мир ушедших эпох русской истории. Переехав в Москву, он полюбил этот город, он был близок ему, у него появилось много друзей среди художников, писателей, здесь он нашел свою единственную любовь, Елизавету Шаре, родившую ему двух дочерей, прожившую с ним в счастливом браке только 10 лет и преждевременно умершую.


Тяжело переживая смерть любимой жены, художник два года не брал кисти в руки, уехал с дочерями на родину в Сибирь, и эта поездка, поддержка друзей вернули ему силы и вдохновение.



Его мать рано умерла, он был слабеньким ребенком, только в 3 года начал ходить, воспитывала мальчика мачеха, она же заботилась о его здоровье, поставила его на ноги, благодаря ей он полюбил музыку, много читал, но и не помышлял тогда о живописи. И только поступив неожиданно для себя самого и окружающих в возрасте 24 лет вольнослушателем в Академию художеств, написал сестре: «Ты представить себе не можешь, до чего я погружен всем своим существом в искусство: просто никакая посторонняя искусству мысль или желание не укладываются, не прививаются".

Его страстная и мятущаяся натура, неожиданные влюбленности, например, в замужнюю женщину Эмилию Прахову, жену своего работодателя (реставрация Кирилловской церкви в Киеве), пристрастие к алкоголю, странности поведения вызывали недоумение у окружающих, а позже обернулись сумасшествием. Непризнание его огорчало, но дружба с Саввой Мамонтовым


и работа в его Абрамцевских мастерских изразцовых и терракотовых декораций, страстное увлечение керамикой, помогало ему материально, хотя и не приносило славы и признания, а гонорары за немногочисленные заказы он тут же прогуливал и пропивал.
1896 году Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой, страстно влюбился и уговорил ее выйти за него замуж, она согласилась не без колебаний. Почти у всех женских образов потом в его произведениях были бездонные глаза Надежды.


После смерти первой жены Маковский в возрасте 36 лет страстно влюбился в 16-летнюю Юлию, вскоре она стала его женой, вдохновительницей, главной моделью и музой на последующие 15 лет. К концу жизни Маковский охладел к радостям жизни, так щедро подаренным ему судьбой и талантом, все не радовало, потеряло смысл: богатство, деньги, женщины и даже дети, которых у него было семеро в двух браках (некоторые из них тоже были причастны к искусству).

Конечно, говоря о Репине, мы причисляем его к реалистам, но посмотрите на этот портрет, пронизанный лучами солнца, наполненный воздухом и светом… Чем дальше мы наблюдаем за творчеством Репина, тем больше видим его тяготение к светлым тонам, пленэру, красивым и выразительным лицам.




Этот портрет написан еще до Парижа, до знакомства с импрессионизмом, но по наитию в стиле импрессионизма. Правда, надо сказать, что по сравнению с французскими импрессионистами, Коровин меньше внимания уделяет свету и цвету, использует более темные тона, иногда даже черный, что абсолютно неприемлемо было у французов. Конец 19 века был успешным для художника: покровительство и финансовая помощь Саввы Мамонтова, участие в Абрамцевском кружке и дружба с Врубелем, Серовым, и на долгие годы – с Шаляпиным…


Но первые признаки болезни, проявившиеся еще в 1907 году, дали о себе знать через 10 лет, ему поставили диагноз опухоли спинного мозга, он перенес несколько операций, ему пришлось перерезать нервы, отвечающие
за подвижность ног, он лишился возможности ходить, но не сдался. Кустодиев продолжал и в инвалидном кресле писать все такие же светлые, все такие же жизнеутверждающие картины.


Русские художники-портретисты появились в начале 14 века нашей эры. Мастера кисти того времени располагали ограниченными средствами, поэтому зачастую прибегали к стилизованным рисункам. Это нельзя было назвать сюрреализмом, но картины, безусловно, страдали от недостаточной проработки деталей. Позднее русские художники-портретисты и их работы были переориентированы на оформление храмов. Мастера живописи сакрального характера расписывали стены и потолки церквей и соборов.

русские художники портретисты

Раннее портретное искусство

Русские художники-портретисты и их картины имели свои отличительные признаки, они были узнаваемы – у каждого живописца прослеживался собственный стиль в работе, к тому же, он был почитаем как священниками, так и прихожанами.

Самый яркий представитель того времени - Андрей Рублев (1370-1428), который оставил после себя нетленные произведения: "Спас вседержитель", "Архангел Михаил", "Троица", "Апостол Павел" и другие шедевры иконописи.

Современником Рублева был знаменитый иконописец Феофан Грек (1340-1410). Долгое время они работали вместе. В 90-х годах 14 века художники расписали Благовещенский собор Московского кремля. В работе участвовали и другие русские художники-портретисты. Объем работы был достаточно большим. Главные иконы деисусного ряда написал Феофан Грек, а "пророческий" и часть верхнего "праотеческого" ряда принадлежат кисти Андея Рублева. Достоверных данных, подтверждающих, что им были написаны клейма больших икон нижнего ряда, нет, однако рука талантливого иконописца узнаваема и в этих работах.

Ранние мастера портретной живописи

В начале 14-го века техника рисунка маслом несколько улучшилась за счет появления тонкотертых красок.

русский художник портретист

Русские художники-портретисты более позднего времени:

  • Дионисий (1440-1502), фаворит царя Ивана III. Монарх имел обыкновение поручать художнику роспись какого-нибудь храма, а потом периодически навещал иконописца и наблюдал за работой.
  • Зубов Алексей (1682-1750) - крупнейший мастер русского граверного искусства эпохи Петра Первого. Работал совместно с отцом, выдающимся иконописцем Федором Зубовым. Вместе они расписывали Оружейную палату Московского Кремля.
  • Никитин Иван (1680-1742) - русский художник, один из первых российских мастеров портретной живописи, получивший образование в Европе. Находился в особом расположении у Петра Первого. Наиболее известные работы художника - это портреты польского короля Августа II и герцога Мекленбургского.

Русские художники-портретисты 18 века

Мастера кисти прошлых столетий, как правило, занимались церковной живописью. Однако 18 век стал временем зарождения портретного искусства в чистом виде, когда живописец отражает на холсте образ конкретного человека. Русские художники-портретисты того времени придерживались классической школы изобразительного искусства, предполагающей точное воспроизведение мельчайших деталей. В портретной живописи эта методика как нельзя лучше отвечала задачам, поставленным перед исполнителем – добиться такого изображения, чтобы оно носило все признаки художественного стиля и было максимально достоверным. Работа представлялась достаточно кропотливой и ответственной. Тем не менее известные русские художники-портретисты великолепно с ней справлялись. Заказов было более чем достаточно, вся придворная знать, а также члены купеческих гильдий наперебой заказывали портреты себе и своим близким.

Состоятельные люди предпочитали приглашать живописцев к себе на дом, поскольку в этом случае вся семья могла наблюдать за процессом, и это считалось хорошим тоном. Русский художник-портретист обычно жил небогато, поэтому старался принять как можно больше заказов. Если по окончании работы изображение главы семьи нравилось всем домочадцам, то живописец получал следующий заказ в том же доме. Таким образом, русский художник-портретист был востребован в высшем обществе и не оставался без работы. Наиболее успешные мастера приглашались в царские покои для выполнения особо важных поручений.

русские художники портретисты 18 века

Расцвет портретного искусства

Когда в искусстве живописи наступил период Возрождения, на Руси появилось много талантливых мастеров.

Русские художники-портретисты 18 века:

  • Антропов Алексей (1716-1795) - известный русский портретист, участвовал в декоративном оформлении Зимнего дворца в 1744-м и Царскосельского в 1749 году. Под его руководством художники расписывали Андреевскую церковь в Киеве. С 1761 года Антропов был введен в Православный Синод в качестве главного надзирателя иконописных работ. В историю русского искусства художник вошел как талантливый портретист петровского периода.
  • Боровиковский Владимир (1757-1825) родился в Миргороде. Стал знаменитым после встречи с Екатериной II, которая проезжала в Крым в 1787 году. Художник расписал один из дворцов на пути императрицы и был ею замечен. Екатерина выразила свое восхищение и наградила Боровиковского деньгами, на которые он впоследствии отправился в Петербург.
  • Венецианов Алексей (1780-1847) - русский художник, основоположник сюжетного бытового жанра в портретной живописи. Известность ему принесла работа "Портрет матери", написанная в 1801 году. Учился искусству рисования у художника Боровиковского.
  • Кипренский Орест (1782-1836) - выдающийся художник, дебютировал в 1804 году с портретом А. К. Вальбе, который был написан в манере Рембрандта. Известная работа "Е. В. Давыдов", созданная в 1809 году, упрочила реноме художника. Многие полотна Кипренского хранятся в Третьяковской галерее.
  • Тропинин Василий (1776-1857) - русский художник, который прославился после того, как написал портрет А.С. Пушкина по заказу самого поэта. Картина предназначалась для С. А. Соболевского, приятеля Александра Сергеевича. Портрет стал классическим изображением великого поэта на все времена.

русские художники портретисты 19 века

Портретное искусство в 19 веке

Русские художники-портретисты 19 века - это целая плеяда талантливых живописцев, обратившихся к жанру изображения человеческого лица. Наиболее известные из них:

  • Нефф Тимофей (1805-1876) - последователь академического стиля в искусстве, исторический портретист. Обучался живописи в Дрезденской художественной высшей школе. В 1826 году переехал в Петербург, где сразу приобрел известность, написав серию портретов известных людей. В 1837-м отправился в длительное путешествие по России для ознакомления с фольклорной глубинкой и бытом простого народа. После возвращения расписывал церковь Зимнего дворца, в число этих работ вошла знаменитая "Тайная Вечеря". Получил профессорское звание за роспись Исаакиевского собора, одновременно стал хранителем галереи живописи Эрмитажа.
  • Захаров Петр (1816-1846) - русский портретист-живописец с непростой судьбой. Трехлетний мальчик был найден в заброшенном чеченском ауле Дади-юрт. Русский генерал Ермолов взял ребенка на воспитание. Заметив способности приемного сына к рисованию, он отдал маленького Петю на обучение к портретисту Льву Волкову. В 1836 году Захаров окончил курс в Академии художеств и получил звание свободного художника. (1822-1897) - русский живописец, за долгую творческую жизнь написал множество картин. Работы художника, и портреты в том числе, созданные им в разное время, находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Академии художеств и выставочных залах по всей России. В 1844 году Макаров переехал в Санкт-Петербург, где завоевал признание столичной публики.

известные русские художники портретисты

Живописец-портретист Тыранов

Непревзойденная техника портрета

Ученик мэтра

Жодейко Леонид (1827-1879) - русский портретист-живописец, ученик московского художника Зарянко и петербургского мастера Маркова, преподавателя Академии искусств. Писал в основном женские портреты. Получил звание академика за картину "Девушка за умыванием". Был постоянным участником ежегодных выставок, проходящих под эгидой Академии художеств Санкт-Петербурга.

Художник драматического стиля

Крамской Иван Николаевич (1837-1887) - выдающийся мастер портретной живописи, религиозных настенных росписей, жанрового рисунка. Автор полотен с изображением известных писателей, художников, артистов, в числе которых были: Л. Н. Толстой (год 1883-й), М. Е. Салтыков-Щедрин (год 1879-й), И. И. Шишкин (год 1873-й), С. П. Боткин (год 1880-й), П. М. Третьяков (год 1876-й).

Художник всю жизнь придерживался философско-драматического подтекста в своих работах, особенно это заметно в портретных картинах: "Неизвестная", "Н.А. Некрасов", "Неутешное горе", которые были созданы в период с 1877 по 1884 гг. Эти шедевры находятся в Третьяковской галерее.

Художественные портреты в 20 веке

Двадцатый век был непростым периодом для России. Политические потрясения, две кровопролитные войны наложили свой отпечаток на развитие страны. И тем не менее искусство было живо, в послевоенные годы возрождалась живопись, в том числе и портретная. Художников было немного, но все они прошли хорошую школу.

русские художники портретисты 20 века

Русские художники портретисты 20 века:

  • Козлов Энгельс - советский художник-портретист, родился в 1926 году, окончил Ярославское художественное училище, затем поступил на курс живописи Ленинградского института имени Репина. В 1956 году представил выпускной комиссии свою дипломную работу "Будет жить!" Является членом Союза художников с 1957 года. Основная тематика творчества Козлова - портреты современников.
  • Ломакин Олег - портретист-живописец советского периода, родился в 1924 году. Занимался в Ленинградской художественной школе, затем - во Всероссийской Академии искусств. В 1942 году был призван в Красную армию, воевал под Курском, где получил тяжелое ранение и был отчислен из армейских рядов. Портреты, написанные художником, выставлялись на выставках начиная с 1952 года.
  • Невельштейн Самуил (1904-1983) - портретист-живописец, окончил ВХУТЕМАС. На счету художника несколько десятков работ. Основной тематикой творчества Невельштейна были портреты современников. Портретист провел пять персональных выставок, все они прошли в Ленинграде, первый показ состоялся в 1944 году.
  • Орешников Виктор (1904-1987) - советский живописец и портретист. Народный художник Советского Союза, лауреат двух Сталинских премий. В творчестве доминировали сюжеты, посвященные достижениям в народном хозяйстве, и портреты современников. - русский портретист-живописец, родился в 1943 году. Создатель уникальных портретов исторической направленности. Активно участвует в общественной жизни, член Общественного совета при президенте России.

художники портретисты русские список

Знаменитые художники портретного жанра

За шестьсот лет, прошедших со времени появления живописного искусства, сменилось не одно поколение художников. Кроме живописцев, уже упомянутых, существовало достаточно много других мастеров.

Читайте также: