Русский платок история кратко

Обновлено: 05.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

… И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка.

Актуальность темы

Русские платки. С чем ассоциируется у большинства из нас это словосочетание? Правильно: с национальными традициями, чаепитиями долгими зимними вечерами, с тульским самоваром и пряниками. Вот я и решила разобраться, когда в России появились такие платки? Почему во все времена они пользовались спросом у женщин? Почему говорят "Русские платки – отражение души народа"?

Цель работы: Показать платок во всем его многообразии: по видам ткани, способам украшения и как неотъемлемую часть русского традиционного

костюма, как часть души русской.

Изучить историю появления платка;

Пробудить интерес к народным традициям;

Способствовать формированию уважения к труду и таланту мастеров, понимание красоты, вкуса.

Объект исследования: Русский платок.

Русский платок - украшение для женщин;

Русский платок - неотъемлемая часть русского традиционного костюма;

Русский платок-отражение души русской.

Краткий обзор используемых источников:

Методы исследования:

Опрос жителей села.

Сбор материала для Музея села.

Основная часть.

1.История возникновения русского платка.

И до сих пор платок с традиционными русскими узорами актуален в нашем 5

гардеробе. С конца 18 века в России успешно развивается производство больших платков и шалей. Стали изготавливать шали двусторонними, при ношении можно было использовать и лицевую и изнаночную стороны. На всех русских промышленных выставках, в том числе на первой международной промышленной выставке в Лондоне в 1851 году, эти шали были отмечены самыми высокими наградами.

В подражание цветным шалям, дорогим и недоступным широкому кругу людей, стали выпускать набивные платки. Главными центрами производства стали Москва и Павловский Посад.

2. Правила ношения платка на Руси.

Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Платок - древняя часть

Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Платок - древняя часть женского гардероба. Степень распространения платка зависела от климатических условий, от религиозных традиций, обычаев.

Тканый платок сначала носил название "лор", затем "убрус". Славянское слово "убрус" сохранилось у западных славян до сих пор. Под платок женщины надевали шапочки, так называемые "подубрусники" или "волосники", которые с одной стороны утепляли голову, а с другой предохраняли дорогие расшитые платки от загрязнения и, соответственно, от частой стирки. Женщины стягивали волосы головным убором так туго, что им было тяжело даже пошевелить веками. Зимой поверх платка надевалась меховая шапочка. Бедные покрывали голову платком из крашенины (грубой ткани домашнего изготовления) и шерстяными платками.

В городской и купеческой среде укоренился обычай покрывать шалью плечи,

что соответствовало русской традиции костюма скрывать формы женского

Изначально платок представлял собой элемент национального костюма, его надевали по случаю праздника или торжества или, наоборот, в печали (недаром фабрики производили платки для разных житейских ситуаций). Со временем платки получили более широкое применение: сегодня они являются любимым головным убором и украшением многих модниц, его носят в повседневной жизни, в любое время года. Платки стали превращаться в шарфы, галстуки, палантины и самые разнообразные накидки, которые уже в большей степени напоминают элементы нарядов современных женщин. Платки и сегодня используются девушками и женщинами, как в будние, так и в праздничные дни. Только способы ношения их разные.

3. Правила ношения платка и традиции в с. Новоалександровка.

Значение бытования платка широко известно на Руси, но есть в каждой местности и свои обычаи, традиции и обряды, связанные с платками. В нашем селе свои обычаи ношения платков и шалей. По – разному повязывали платки девушки и женщины разных возрастов.

Девушки завязывали платки под подбородком или на затылке (по – кулынки, по девушкам). (Приложение 1)

Замужние женщины нашего села носят платки, интересно повязав концы его вокруг шеи, и завязывали сзади двумя узлами, некоторые завязывают концы платка на голове (как Солоха). (Приложение 2)

Иногда одновременно одевают два платка.(Приложение 3)

Девушки носили шали, свернутые широкой полосой, которая накладывается серединой на лоб и обертывается вокруг головы, концы ее сзади перекручиваются и искусными завитками переводятся снова наперед, получается нечто вроде короны, высокой спереди и понижающейся сзади; темя остается при этом открытым. Замужние женщины оставляли угол шали не завернутым для прикрытия темени, пожилые распускали концы шали по спине. Кстати, в дворянских семьях, девочек учили носить шаль, повязывать её и даже танцевать с ней. (Приложение 4,5)

Свадьба Молчановой Веры Николаевны и Мокрогузова Петра Васильевича состоялась 20 августа 1978 года. Они вместе уже 39 лет, и все 39 лет хранится у них свадебный платок невесты.

Свадебный платок хранится и в семье Головчановой Любови Ивановны тоже 39 лет как память о счастливых годах, прожитых с Головчановым Николаем Антоновичем, ушедшим из жизни в 2007 году.

Из бесед со старожилами села я узнала, что во время крещения младенца в старину использовался также большой мягкий платок, который матери старались сберечь, как святыню, как оберег.

Бытует в народе поверье, что платок или косынка приносит помощь больному, если ими раньше прикоснулись к мощам святых или к иконе в церкви во время богослужения.

Платок играет большую роль и когда человека провожают в последний путь. Обычно женщинам, занятым организацией этого траурного мероприятия, в знак благодарности дают платки, платками перевязывают венки, в дни

поминовения близких (40 дней, год) в старину, а в некоторых семьях и сегодня раздают платки.

Одни платки носили в будни, во время работы, другие только по праздникам. Эти платки удивляли своей красотой, богатством красок, разнообразием и обилием цветов и узоров, чем покоряли взоры окружающих. Платки и по сей день считаются самыми красивыми, качественными и шикарными. Для многих женщин — это лучший подарок.

В школьном краеведческом музее хранится целая коллекция платков, и каждый из них таит в себе свою историю.

4. Платок сегодня и в далёкие времена. (Из история платков школьного музея.)

Бордовый кашемировый платок с угловым узором принадлежал Гунько

Ольге Алексеевне, жительнице села Новоалександровка, родившейся в 1906 году. Куплен был в годы её девичества родителями и служил как приданое. В ту пору такие

платки были редкостью и говорили о достатке в семье.

Есть в музее шаль из далёкой Германии. История её такова.

Д еркун Семён Ксенофонтович прошёл Великую Отечественную войну и

из Берлина в победном 1945 году привёз в подарок своей молодой

жене Татьяне Степановне великолепную шаль. В музей эта вещь по

пала, когда Татьяны Степановны не стало, а до этого она храни

лась у её племянницы Козаченко Светланы Ивановны.

Родина платка, который хранится у Гончаренко Раисы Михайловны,

- далёкий холодный Магадан. Именно там её родители жили в 1978 –

1981 г.г. Мама Анна Андреевна работала в столовой санатория. В знак

уважения и благодарности за хорошую работу и ей был подарен

чёрный кашемировый платок удивительной красоты. После смерти

мамы платок так и хранится в семье дочери.

Интересна и трогательна судьба другого платка, который тоже хранится у

Раисы Михайловны. Его хозяйка Стрельцова Мария Ивановна родилась и

в ыросла на Украине в городе Ворошиловграде. Когда началась Великая

Отечественная война, она в первые же дни ушла на фронт и до

конца войны была старшей операционной сестрой. Ещё 2 го

да ей пришлось работать и жить в Болгарии, и потому домой

она вернулась только в 1947 году с маленьким сыном на ру

ках. Надеялась Мария Ивановна, что потеря мужа будет

самым тяжёлым испытанием для неё. Но страшный голод

послевоенных лет заставил её, работавшую вновь старшей операционной

сестрой, сдать маленького сына в детский дом, чтобы спасти от голодной смерти. Когда стало легче с питанием, она забрала его домой.

Шли годы, сын обзавёлся семьёй, жили в Ворошиловграде, и не думала

Мария Ивановна, что на закате лет война снова войдёт в её жизнь. Уехать из

родного дома они с сыном решились, когда уже всё вокруг горело, рвались

снаряды и гибли люди. В первый день им не удалось выйти из-под обстрела, и они вернулись назад.

Когда уезжали из родного дома под звуками выстрелов и взрывов, она захватила с собой самые дорогие для неё вещи: редикюль с документами, медали и белый платок, что купили ей родители ещё в пору её юности и который она так долго и бережно хранила.

Она и сегодня хранит платок, связанный мамой, как реликвию, как светлую память о ней. (Приложение 6)

5.Сельские рукодельницы.

Первую шаль связала 7 лет назад. Это большая белая шаль. За эти годы связала Ирина Алексеевна более 10 шалей разных цветов и узоров, но неизменно красивых, нарядных. По словам Ирины Алексеевны, можно вязать и обыкновенной столовой вилкой, и узор получается воздушный, объёмный. Модный сегодня шарф (снут) вяжется на согнутой в локте руке примерно за 2 часа.

Отрадно осознавать, что платок сегодня не только не вышел из моды, но и всё больше женщин увлекается его вязанием. Кутовая Наталья Алексеевна умеет вязать всё, но больше всего покоряют своей красотой и оригинальностью шали,

связанные ею. Вязать именно шали Наталья Алексеевна начала в 2006 году.

6. Заключение.

Меняются времена, но только платок остается лучшим подарком. Ведь платок не просто головной убор, а символ любви и красоты, традиции народа. Это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир.

Всё это в целом - душа и память народа, наполнявшая внутренним смыслом его размеренную жизнь, протекавшую согласно мудрым установлениям, выработанным трудовой жизнью, общением с природой и почитанием заветов отцов и дедов.

Национальные традиции сегодня являются надёжной основой для преумножения и развития отечественной культуры, выражаются в разумном отношении к культурному наследию наших предков.

Без головного убора комплекс одежды был бы неполным и согласно обычаю древних восточных славян даже и не мыслится.

Слава русскому платку, который неразрывно был связан с девичьей любовью, женской верностью и страданием, культурой русского народа. Он является символом женственности, элегантности и очарования и поэтому любовь к нему проносится через века!

Список использованной литературы:

1.Аралова М.А. Классный час играючи. Выпуск 1. – М.:ТЦ Сфера,2002.

2. Даль В.И Толковый словарь живого великорусского языка [в 4 т.] / [соч.]

3. Кабинетская Т.Н. Традиционные русские праздники в начальной школе. - Переизд. - Псков,1998.

4. Материалы школьного музея.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М .: Мир и Образование, Оникс, 2017. — 736 с.

6. Терещенко А.Т. История культуры русского народа- М.: Эксмо, 2007. – 736с.

Каждый такой платок становился настоящим произведением искусства, и был не просто головным убором, а настоящим полотном художника, на котором расцветали невиданные узоры. Вот почему к середине XIX века платки производства Павловопосадской и Барановской мануфактур практически вытеснили из гардероба женщин другие головные уборы. Все, начиная от простых крестьянок, заканчивая царскими особами, стремились приобрести себе такое украшение.

Платок смело можно назвать наиболее устоявшимся элементом русского народного костюма, что в принципе вполне объяснимо, ведь платок универсален, он не только служил своей хозяйке в качестве головного убора, но и являлся главным украшением, способным дополнить не только праздничный, но и повседневный наряд.

Кстати сказать, вид платка , а также способ его ношения в то время не только создавал определенный образ, но и отражал строгие традиции того времени. Так, например, согласно обычаям, замужней русской женщине полагалось обязательно прятать волосы под головным убором, поверх которого надевался платок. Незамужние же барышни надевали платок непосредственно на голову. И конечно, чем больше был достаток семьи, тем богаче и ярче выглядели платки. Таким образом, платок был своего рода индикатором статуса женщины.

любят украшать себя платками и выглядят при этом бесподобно и очень женственно. Заходите в мой магазин и подбирайте себе любимый платок..

Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей.
А. Блок

История развития платков

Шейный платок – наверное, самый популярный и разнообразный женский аксессуар. И не удивительно! Ведь это не только украшение, которое может придать изюминку самому скучному и повседневному образу, не только защита от холода или ветра.

В европейской моде широкое распространение шали получили после египетского похода Наполеона, который привез в подарок обожаемой Жозефине большое количество этих образцов восточной моды. В это время мода претерпевает значительные изменения: уходят в прошлое широкие кринолины и тяжелые ткани, на смену им приходят туникообразные силуэты и легкие, струящиеся ткани. Такие ткани практически не греют, увеличивается роль таких аксессуаров как платок, шарф, шаль и палантин.
Платки, шали, палантины прочно оседают в женском гардеробе: их уже не снимают ни зимой, ни летом, ни дома, ни в гостях.

В Российскую Империю античные шали и палантины впервые были привезены из Западной Европы и с Востока, но очень быстро было налажено их производство и в России. Наибольшую известность получили в то время шали и палантины мануфактуры Надежды Мерлиной, выполненные из пуха диких коз на ручных ткацких станках. За год 16 мастериц могли сделать только 20 изделий. Кашмирские шали Мерлиной были чудом ремесла. Ткали их из тончайшей пряжи, для которой годился лишь пух тибетских коз, а на худой конец пух сайгаков. Из 13 граммов такой пряжи вытягивали нить длиной в четыре с половиной километра. Шали получались невесомыми и нежными на ощупь. Каждую шаль, имевшую десятки оттенков и сочетаний, две мастерицы ткали от полутора до двух лет, и стоила она целого состояния — до 12 тысяч рублей. Такая шаль была основой приданного девицы: чем больше в сундуке таких платков – тем богаче невеста. Зачастую девушки на выданье надевали сразу несколько шалей, одну на другую, чтобы показать богатство приданного.
На мануфактуре Мерлиной освоили и ковровые платки без изнанки, помог опыт ковроткачества, которым раньше здесь занимались.

И в наше время платки и палантины согревают нас от непогоды, украшают, рассказывают о нашем статусе, вкусах и предпочтениях. Так же, как и много веков назад, мы ценим качество и уникальность изделий, их красоту, яркость или лаконичность.
Российское представительство торговой марки Venera учитывает значение платков в истории России. Опираясь на российские традиции в сочетании с модными тенденциями современных итальянских дизайнеров, мы рады предложить Вам платки, палантины и шали, а так же широкий выбор других аксессуаров на любой вкус. В нашем ассортименте Вы найдете как летние, тонкие, струящие, шелковые платки, так и теплые, шерстяные шали и палантины из современных тканей, с привычными природными орнаментами и ультрамодные, с ярким современным рисунком.


Павлопосадский платок

Кажется, еще со времен царя Гороха девушки носят павлопосадские платки. Они выглядят настолько исконно-русскими и самобытными, что их происхождение не вызывает сомнений! На самом деле эти яркие цветастые платки появились намного позже: на логотипе павлопосадской мануфактуры обозначен 1795 год. Именно тогда трудолюбивый крестьянин-предприниматель Иваном Лабзиным организовал маленькую платочную фабрику.

Белые ажурные "паутинки" оренбургского платка, которые умещаются в скорлупе гусиного яйца и проходят через обручальное кольцо, действительно восхищают. Впервые об этих изделиях узнали в конце XVII века, когда закрепившиеся на Урале русские, вступили в торговые отношения с местным населением. Но настоящую известность пуховязальный промысел получил в Лондоне после всемирной выставки в 1862 году: в знаменитом "хрустальном дворце" среди многих сотен экспонатов впервые были представлены оренбургские пуховые платки.

Традиция

Женский головной убор служил своеобразной визитной карточкой: семейное положение, сословие хозяйки, достаток семьи обо всем этом можно было узнать, только взглянув на платок.

Кстати, мода носить платки, завязав большой узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ веке., а образ "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, сформировался уже в XX веке.

Вообще платок, как ни странно, появляется в гардеробе русской женщины лишь в XVII веке. Предшественником его был убрус - полотняный для крестьянок, шелковый для знатных особ, кусок расшитой материи. Им покрывали голову, скалывая под подбородком.

Узоры

Среди простого сословия были популярны холщовые платки с тканым узором по краям, платки, обшитые кумачом и бархатом из шерсти, платки из набивного ситца.

Состоятельными дамами ценилось отсутствие изнаночной стороны(платки одинаково красивы с двух сторон), виртуозность выработки и дорогие материалы.

Изумительной тонкость работы, богатством орнамента и цветовых решений славились елисеевские шали и платки из Воронежской губернии. Самым крупным производителем ситцев и набивных платков был Владимир.

Интересные факты

Выражение "опростоволоситься" имеет давние корние и обозначает: “опозориться, оказаться в невыгодном, неудобном положении”. Еще бы, ведь предстать женщине с неприбранными волосами перед кем-то посторонним считалось не вполне приличным, а сорвать убор с ее головы (оставить ее простоволой) было страшным оскорблением.

На Руси уществовала традиция “развязывание ума", когда маленькой девочке дарили юбку и платок. Носить его до определенного возраста было не обязательно, но первый свой платочек из рук отца девочка уже получала. В старину платок был самым желанным подарком.

Парень, ухаживающий за девушкой, муж-крестьянин, возвращающийся с городского базара, крестины, назначенные в дворянской семье - гостинец в виде платочка был знаком любви, заботы, уважения.

По старинному поверью свадебный платок обладал особой магической силой. Он состоял из двух цветов - красного (цвет мужчины) и белый (цвет женщины). Это сочетание означало супружеский союз.

Читайте также: