Русский космизм и современность кратко

Обновлено: 01.05.2024

Введение в философию русского космизма - курс лекций для старшеклассников и всех, кому интересно.

Часть пятая: Русский космизм и наше время

Лекция четвёртая: Космистские идеи в контексте глобальных проблем современности

Автор курса: Екатерина Евгеньевна Звонова, кандидат философских наук, доцент Департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, член Философского совета РКО.

- В этом курсе я расскажу вам о русском космизме, его основных представителях и идеях. Вы узнаете о том, как космизм повлиял на развитие науки и техники, отразился в литературе, изобразительном искусстве, музыке, помог увидеть новые смыслы в религиозной картине мира. А также вы поймете, почему космистские воззрения актуальны и сегодня, чем они могут помочь нам в решении современных проблем.

Видео взято из онлайн-курса для школьников, подготовленного по заказу Финансового университета.

Определение

русская философия русский космизм

В первую очередь философы-космисты размышляли над дальнейшими перспективами развития человечества. Конечно, из-за образа жизни и стиля мышления авторов, их работы очень непохожи. Но, несмотря на это, у них можно найти много общих идей, дополняющих и развивающих друг друга и формирующих целое направление в отечественной философии.

Главная идея

Космизм русский впервые обосновал идею объединения всех людей, основываясь не столько на политических и идеологических причинах, сколько на нравственных и экологических. Таким образом, сформировалась важнейшая черта философского направления – соединение таких несовместимых ранее проблем, как установление всеобщего братства, освоение космоса и сохранение окружающей среды.

Направления русского космизма

Их несколько, но главных течений всего пять. Некоторые из них мы уже упоминали выше. Сейчас представим вам полный список:

  • Естественно-научное (Циолковский, Вернадский, Чижевский).
  • Религиозно-философское (Фёдоров).
  • Художественно-поэтическое (Морозов, Сухово-Кобылин, Брюсов, Одоевский, Тютчев).
  • Эзотерическое (Рерих).
  • Ноосферное (Шипов, Акимов, Дмитриев).

Ниже мы поговорим о представителях первых двух направлений.

космизм в русской философии

Родоначальник космизма

Основателем космизма и его крупнейшим представителем является Николай Фёдорович Фёдоров. Он никогда не занимался философией профессионально. Фёдоров добывал средства на жизнь сначала преподаванием, а потом работой в библиотеке. При жизни Николая Фёдоровича было опубликовано очень мало его работ. Но и этих изданий хватило для того, чтобы многие философы и писатели смогли восхищаться его идеями. Особенно благожелательные отзывы поступали от А. М. Горького, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

идеи русского космизма

Всеобщая регуляция

Русская философия, русский космизм были бы немыслимы без идеи Фёдорова об осуществлении всеобщей регуляции. Она необходима для преодоления разрыва между природой и человеком. При этом психофизиологическая регуляция подразумевает управление нашей внутренней силой. Внешняя же развёртывается от нашей планеты к Вселенной и охватывает несколько ступеней:

  1. Метеорическая регуляция (объект – Земля).
  2. Планетарная астрорегуляция (объект – Солнечная система).
  3. Космическая (объект – Вселенная).

При прохождении этих ступеней человечество сможет объединить все существующие звёздные миры. Кстати, русский космизм как философское направление зародился именно благодаря этой идее. Так что Николая Фёдоровича можно с уверенностью назвать гением.

Несмотря на утопичность многих теорий Фёдорова, современный космизм (русский) исповедует многие идеи его наследия: проективности знания и синтетизма, регуляции общественной жизни и природных процессов, тесной связи нравственности и знания, увековечения жизни человека и т. д.

русская философия русский космизм

Четыре принципа Циолковского

Существенное влияние на космизм в русской философии оказал Константин Эдуардович Циолковский. Он известен как оригинальный мыслитель, писатель-фантаст и провозвестник астронавтики и ракетодинамики.

Константин Эдуардович считал, что наш мир можно объяснить лишь с космической точки зрения. Будущее мира – это освоение космоса людьми. Вся наша деятельность должна сосредоточиться на совершенствовании взаимодействия космоса и человека. Освобождение разумных организмов от зависимости в отношении их среды обитания – одна из главных задач эволюции. Константин Эдуардович думал, что освоение космоса сможет объединить людей в цельное государство.

Существует ряд философских принципов, на которые опирался Циолковский. Русский космизм до сих пор их исповедует. Таких принципов четыре. Рассмотрим их в порядке важности:

  • Панпсихизм (признание чувствительности Вселенной).
  • Монизм (материя едина, и её свойства одинаковы).
  • Принцип бесконечности (сила космического разума и Вселенная бесконечны).
  • Принцип самоорганизации (Вселенная сама выстраивает собственную структуру).

русский космизм как философское направление

Ноосфера Вернадского

Многие идеи русского космизма были сформулированы Владимиром Ивановичем Вернадским. Он был не только выдающимся естествоиспытателем, но и значительным мыслителем, а также основателем учения о биосфере и её переходе в ноосферу.

циолковский русский космизм

Солнечная активность Чижевского

Русская философия, русский космизм получили существенный толчок в развитии благодаря работе Александра Леонидовича Чижевского, в которой речь шла о влиянии солнечной активности на историю человечества.

Учёный считал, что революционные потрясения происходили в периоды наибольшей активности Солнца. Это явление повторяется с интервалом в 11 лет. В свою очередь, одиннадцатилетний цикл состоит из 4 периодов:

  • Минимальная возбудимость (3 года).
  • Рост возбудимости (2 года).
  • Максимальный подъём возбудимости (3 года).
  • Понижение возбудимости (3 года).

Теории Чижевского о влиянии солнечных бурь на поведение конкретных людей и социальные явления и сейчас имеют очень широкое распространение.

направления русского космизма

Заключение

Итак, мы рассмотрели русский космизм как философское направление. Надо отметить, что человеку потребовалось много сотен лет для обретения разумного облика наряду с развитым осознанием собственной духовности. Проходя стадии формирования мировоззрения, человеческая цивилизация открывала новые виды познания, создавая новые отрасли философских взглядов и наук.

космизм русский

На современном этапе, с учётом прошлого опыта, человечество сформировало для себя чёткую структуру и выявило наиболее полезные приоритеты. Но, как и раньше, мы не получили ответы на вопросы о смысле жизни и картине мироздания на планете. И поскольку человек всегда будет иметь склонность к размышлениям, то всегда будут возникать загадки, отгадки на которые так и не найдутся.

Время появления русского космизма как самоназвания философской школы – вопрос дискуссионный. Часть исследователей считают, что его возникновение – результат моды на всё космическое, которое охватило СССР после полёта Юрия Гагарина. Лидеры ЦК КПСС были заинтересованы в том, чтобы у такого грандиозного технологического прорыва, как полёт человека в космос, было надёжное идеологическое обоснование, приемлемое не только для народов нашей страны, но и для западных стран. В таком контексте русский космизм превращался в мощную традицию, которая зародилась в российской культуре ещё во второй половине XIX века.

На сегодняшний день к русскому космизму в философии относят уже упоминавшегося нами Николая Фёдорова, Николая Умова, Николая Холодного, Александра Сухово-Кобылина, Константина Циолковского, Владимира Вернадского, Пьера Тейяр де Шардена, Александра Чижевского. В историческом дискурсе сразу вспоминается имя Льва Гумилёва с его теорией пассионарности и этногенеза. В искусстве сторонниками этого направления были Велимир Хлебников, Александр Блок, Андрей Белый, Михаил Врубель, Александр Скрябин, Иван Ефремов. С позиций оккультного и мистического знания к русскому космизму тяготели Елена Блаватская, Макс Теон, Елена Рерих, Анни Безант, Пётр Успенский и др.

Пожалуй, самая распространённая презентация русского космизма включает в себя перечисление известных фамилий с кратким анализом их идей. Безусловно, подобная стратегия уже несколько приелась, поэтому в данном контексте мы решили порассуждать о генезисе русского космизма как большого многомерного философского события.

На наш взгляд, можно выделить пять общих черт русского космизма: преобладание целого над частями (т.н. холизм); телеология; идеализм; антропология, утверждающая эволюцию человека; публицистский и художественно-мистический способ философствования. Анализ генезиса космизма предполагает уточнение этих понятий.

Как правило, холизм тесно связан с телеологией, учением, полагающим разумную целесообразность мира. В отличие от причинно-следственной связи, на которой настаивает наука, телеология пытается разглядеть за всеми событиями мира последовательность каких-либо целей, в конечном итоге стремящихся к достижению одной общей цели. Как правило, но не всегда, такой целью является Бог (Абсолют) или реализуемая им Идея. Природа, история и человек в этой конструкции вынуждены соответствовать устройству всего бытия. Из этого тезиса становится ясно, почему космисты толерантно воспринимали и Гегеля, и Маркса. Идеи этих мыслителей ложились на благодатную почву нашей традиции подозрения к частной свободе, примату социально-исторического детерминизма и веры в счастливое будущее человечества.

Поэтому особое место в философии русского космизма занимает антропология. По большому счёту, именно человек – главный предмет вопрошания этой школы. Если попытаться свести антропологическую проблематику к отдельной формуле, то она звучит так: природная эволюция человечества – частный случай радикальной духовной и космической эволюции.

Данный тезис есть некий третий путь схватывания человеческой природы, отличный как от религии, так и от фактов позитивной науки. Попробуем это показать. Для начала рассмотрим различие антропологических представлений религии и русского космизма в его мистических вариациях. Одновременно понимая, что в ряде текстов христианство и философия космизма переплетаются до смешения и дополнения друг друга, как в работах Фёдорова.

Религия настаивает на догмате совершенной природы человека, постоянной и неизменной, находящейся в сложных личностных отношениях с Богом. Каждый человек – уникальное бессмертное творение, способное к самостоятельному духовному развитию, целью которого является возвращение к первоисточнику. В контексте духовно-мистических учений целого ряда русских космистов, таких, например, как Елена Блаватская и Елена Рерих, вместо духовного возвращения – космическая эволюция. Человеческий дух тоже бессмертен, но общая траектория движения не назад, а вперёд, в процессе которой человечество радикально себя меняет. При этом духовная эволюция – результат трёх факторов: формирование личного духовного потенциала, рост коллективных знаний и драматическое влияние Космоса. Результат подобной духовной эволюции – превращение земного Человека в Богочеловека или Сверхчеловека.

Однако, как мы понимаем, футуро-мистическое мировоззрение космистов противоречит формулам философии религии и религиозных догматов, и при этом само может быть принято только на веру. Так как эмпирически зафиксировать собственные (индивидуальные) и коллективные трансформации, о которых писала Блаватская и её ученики, объективировать их, не представляется возможным.

Позитивная наука, в этом контексте, накапливая знания и улучшая жизнь людей, одновременно улучшает их природу. Как результат научно-технического развития, человек становится сильнее, умнее и моральнее.

Анализируя антропологическую проблематику русского космизма, отметим, несмотря на то, что идеи космистов частью не доказуемы, а частью опровергнуты практикой, но их гуманистический и творческий потенциал актуален до сих пор. Он служит стимулом и надеждой для многих сотен миллионов людей. В конце концов, главное призвание любой философии в том, чтобы люди не забывали об удивлении и мечте, пусть и весьма отдалённой. К тому же, мы видим, что мечты космистов понемногу начинают сбываться: человечество вырвалось в космос, расшифровало геном человека, придумало умные машины, которые в миллиарды раз быстрее, чем человек, обрабатывают информацию. Кто знает, быть может, тот мир и тот новый человек, о котором грезили космисты, уже на пороге?

Завершая наш короткий разговор о русском космизме, отметим, что Россия XXI века настойчиво ищет свою национальную, культурную и философскую идентичность. Этот поиск начался очень давно и неизвестно, закончится ли он вообще. Ясно одно, русский космизм, и как философская школа, и как одно из уникальных проявлений мировой культуры, будет жить и развиваться.


Фото: ссылка

Рассмотрение космизма (русского космизма) и современной космологии я предлагаю начать с уточнения понятий.

Космизм как философское течение в России возникает во второй половине XIX столетия, а если быть более точным — в последней его четверти. В подтверждение этого приведём годы жизни одного из наиболее знаковых его представителей — Николая Фёдоровича Фёдорова, который родился в 1829 году, а умер в 1903 году. Другой известный представитель этого течения — Константин Эдуардович Циолковский — жил с 1857 по 1935 год. К русским космистам причисляют также Н.А. Умова (1846–1915), В.И. Вернадского (1863–1945), Н.Г. Холодного (1882–1953), А.Л. Чижевского (1897–1964), И.А. Ефремова (1908–1972) и некоторых других. Судя по годам их жизни, у большинства из указанных мыслителей (Фёдоров, Циолковский, Умов, Вернадский) становление взглядов приходится именно на вторую половину XIX столетия.

Фридман опубликовал свои решения космологического уравнения А. Эйнштейна в 1922 году в России, а в 1924 году — в Германии. А Леметр напечатал свои расчёты той же задачи в 1927 году.

Попытаемся ответить на заданный вопрос максимально беспристрастно.

В то же время нет никаких свидетельств в пользу того, что на мировоззрение Фридмана или Леметра оказали влияние космисты: в случае Фридмана — Умов, Фёдоров, Циолковский, бывшие его соотечественниками и современниками, а на аббата Леметра — такой известный западноевропейский космист, как Тейяр де Шарден.

Итак, зафиксируем этот факт ещё раз: русский космизм не оказывал и не мог оказать никакого влияния на становление современной космологии в первой половине XX века.

Казус в науке

Мы установили, что в России во второй половине XIX и первой четверти XX века возникло и существовало такое религиозное и мистическое направление, как космизм. Хорошо также известно, что сама новоевропейская наука формировалась в XVII–XIX столетиях под знаком борьбы с клерикализмом и религиозными предрассудками. Известно также, что на начальном этапе своего становления новоевропейская наука столкнулась с гонениями (сожжение на костре Дж. Бруно, заточение Галилео Галилея в ссылку в Сиену, внесение книг Н. Коперника, Г. Галилея и других известных учёных в Index запрещенных книг). Это всё действительно имело место. Казалось бы, что после всего перечисленного пути религии (христианства) и науки разошлись навсегда. Однако так дело выглядит только с самой поверхностной точки зрения, ибо дело это — взаимоотношения науки и религии — оказывается гораздо более сложным, чем это кажется поверхностному взгляду.

Здесь я подвожу к мысли о том, что между таким религиозным течением в философии, как космизм, и такой секуляризованной формой познания, как физическая наука, отношения могут быть необязательно противоречивыми. Другими словами, было бы в некотором абсолютном смысле некорректно утверждать, что современная космология — это чистая наука, а космизм — это чисто религиозно-философское течение, причём они не имеют никаких общих точек пересечения. Такие точки были. И сейчас я собираюсь это продемонстрировать прямо и с использованием фактов.

Именно по этой же причине Эйнштейн вначале не приял нестатические решения уравнения, предложенные Фридманом в 1924 году.

А теперь, наконец, самое главное. В связи с введением космологической постоянной (Ʌ) в уравнение возникает естественный вопрос: какие экспериментальные (опытные) исследования лежали в основании введения Эйнштейном Ʌ-члена (космологического члена) в уравнение общей теории относительности?

Ответ хорошо известен: никакие! Попросту говоря, на момент написания уравнения эмпирические данные, которые могли бы служить оправданием (обоснованием) введения космологического члена (Ʌ-члена) в уравнение, отсутствовали!

Тогда возникает другой, не менее важный, вопрос: каковы причины введения Эйнштейном в своё уравнение космологического члена?

Наиболее беспристрастным и реалистическим является следующий ответ: Эйнштейн был верующим иудеем и полагал, что сферичная, статичная и конечная модель Вселенной в целом наиболее подходит для адекватного её описания в рамках иудейской религиозной традиции.

Отсюда напрашивается вывод: статичность (неподвижность) и конечность Вселенной в космологических масштабах — это ценность, которая лежала в основании мировоззрения Эйнштейна.

Но что же тогда получается?

А получается совершенно неожиданный вывод: религиозные взгляды Эйнштейна оказали непосредственное влияние на формулирование им представлений об устройстве Вселенной!

Возвращение к изначально заданному вопросу

Теперь зададим заново всё тот же вопрос: имели ли эти два направления — одно в философии (русский космизм), а другое в науке (современная космология первой половины XX века) — нечто общее? Другими словами, имели ли эти направления общие точки пересечения?

Мы вынуждены признать, что ни у русского космизма, ни у современной космологии (беру первую половину XX столетия) нет общих точек пересечения, кроме трех:

— они существенно совпадают (по историческим меркам) во времени;

— на обе системы взглядов оказывало влияние религиозное мировоззрение их создателей; пусть не полностью и тотально, но — оказывало!

(О третьей точке пересечения будет сказано ниже.)

В самом деле, если мы построим первую цепочку (космологическую) — гравитационный парадокс Зелигера — Неймана (1894–1896), создание общей теории относительности Эйнштейном (1915), нестатические решения космологического уравнения Фридмана (1922–1924), — то получим временной интервал между 1894 и 1924 годами, который равен тридцати годам.

Если мы построим вторую цепочку из идей русских космистов — Умов, Фёдоров, Циолковский, Вернадский, Чижевский, — то обнаружим, что временные интервалы формирования современной космологии XIX–XX столетий и формирования идей русского космизма в значительной степени совпадают. Можно ли делать строгие выводы из этого совпадения? Думаю, что нет.

Однако не будем торопиться и зададим новый безобидный вопрос: является ли такое совпадение — появление русского космизма (космизма вообще) и появление современной космологии — во времени случайным процессом или имеет под собой определённую необходимую основу?

Если имеет место необходимая основа таких совпадений, значит, она должна корениться не в произвольных человеческих схемах (понятиях и теориях), которые набрасываются на реальность, а в чём‑то более глубоком. Существует ли это нечто более глубокое, что позволило бы говорить нам о необходимой основе такого совпадения? Полагаю, что да.

Несколько слов о существе космизма и той интеллектуальной атмосфере, в которой он рождался.

Чтобы по достоинству оценить само появление такого течения в философии, как русский космизм, следует представить сегодня (в начале XXI века) ту систему философских координат, в которых это происходило. Первое, что бросается в глаза любому современному специалисту в области философии, — это отсутствие среди названных выше персонажей русского космизма профессиональных философов. Ещё раз отметим этот факт — никто из космистов не был профессиональным философом. Библиотекарь, физик-теоретик, инженер-самоучка, биолог, биофизик и т.д. — вот характерный перечень специальностей, которыми обладали первые космисты в России. Тогда возникает естественный вопрос: почему же среди тех людей, которых поздние — спустя почти столетие — будущие комментаторы причислят к такому философскому направлению, как космизм, не было ни одного профессионального философа?

В связи с этим может возникнуть даже недоумение: как такое возможно?

И в самом деле — налицо философское течение, а профессиональных философов среди его представителей нет.

В действительности так и только так мог появиться в России во второй половине XIX и первой половине XX века русский космизм. И сейчас я это продемонстрирую.

Ещё раз подчеркну: главной темой и главным лейтмотивом названного выше религиозного направления был человек (его личность) и его связь с Богом. Такое направление мыслей я называю антрополатрией. Космос, говоря языком данной работы, должен был быть духовно преображён этим человеком в процессе, который эти философы (Соловьёв и другие) называли теургией.

Именно антитезой этому идеалистическому направлению, с моей точки зрения, и стало появление космизма. Достаточно одного только сравнения названия работ обоих направлений мысли в России, чтобы увидеть и осознать всю глубину той пропасти, которая их разделяла. Главная работа Н. Фёдорова называлась "Философия общего дела", а, например, главная работа о. Сергия Булгакова — "Свет невечерний". Одна из основных работ Циолковского — "Космические ракетные поезда", а одна из основных работ В.С. Соловьёва — "Чтения о Богочеловечестве". Перечень подобных примеров можно продолжать и далее…

Я уже не говорю о том, что был фактически пропущен такой важнейший этап в развитии мировой философии, как логический позитивизм, который привнёс в философию строгие логико-математические методы. Всё это религиозно-теургическим направлением было опущено. Могу только допустить, что религиозные философы, не понимая сути происходящего, объективно готовили приход октября 1917 года (способствовали этому), в водовороте которого, кстати, почти все и утонули.

Третья точка пересечения

Суммируя сказанное, следует отметить, что современное поколение жителей России должно благодарить русский космизм за то, что он оказался философским течением, адекватным своей эпохе и способным перекинуть мост между русским (древнерусским) мировоззрением и современной реальностью.

А в чём же ещё может быть заключено главное назначение философии (философов), как не в раскрытии того, что уже пришло к господству в мире, но ещё не стало явным для большинства окружающих? Философ и должен видеть то, что для остальных невидимо.

После всего изложенного мы можем назвать третью точку пересечения такого философского течения, как русский космизм, и современной космологии: такой точкой является обращение к космосу (Вселенной) как основному предмету исследования и в философии, и в науке.

Подтверждением последнего утверждения (в отношении науки) является тот факт, что современная космология становится полигоном для проверки современных объединительных теорий в физике.

Читайте также: