Русский космизм и ноосфера вернадского кратко

Обновлено: 05.07.2024

Космизм, своеобразное направление в русской философской мысли конца ХIХ—ХХ вв., включает в себя философско-теологические (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), естественно-научные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), художественные (Н.К. Рерих) представления и размышления о проблеме Космоса, о месте человека в нем, соотношении человека и космоса.

Работа содержит 1 файл

Космизм.doc

Космизм, своеобразное направление в русской философской мысли конца ХIХ—ХХ вв., включает в себя философско-теологические (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), естественно-научные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), художественные (Н.К. Рерих) представления и размышления о проблеме Космоса, о месте человека в нем, соотношении человека и космоса.

1. Русский космизм Федорова.

Родоначальником всей космической мысли Был мыслитель второй половины ХIX века Николай Николаевич Федоров. Его идеи оказали большое влиятние и привлекли к русскому космизму были самых разных людей-Л.Н. Толстой, Бердяев, Вернадский и др

Человек в его космическом проекте получил невиданно широкое поле для своей самореализации, стал гарантом сохранения и увековечивания жизни. При этом нравственный критерий человеческих деяний Федоров распространил не только на отношения человека к человеку, но и на всю область отношений человека к природе. Основное зло для человека Федоров видел в смерти, порабощенности его слепой силой природы, поэтому выдвинул идею регуляции природных процессов средствами науки и техники, переустройства человеческого организма, освоения космоса.

Принципиально новой чертой философии Федорова и всего русского космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Федоров большое внимание уделяет возможности управления природой. При этом он предостерегал от возможных последствий неразумного обращения с природой. Человек для русских космистов - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу.

Федоров считал, что дело активного освоения космоса – одна из основных составляющих философии общего дела, которая сможет объединить все человечество. “ Только такая безбрежная, требующая дерзновения область деятельности, как овладение космосом, привлечет к себе и бесконечно умножит энергию ума, отваги, изобретательности, самоотверженности, всех совокупных человеческих сил, которые сейчас расходуются на взаимную рознь или растрачиваются по пустякам.”. Федоров и Циолковский предсказали неизбежность выхода человечества в космос

Исходным пунктом философии Федорова является определение главной задачи человека и человечества. Он видит ее в правильном понимании смысла жизни и цели, ради которой живет человек, а главное, в организации жизни в соответствии с этим смыслом и целью.

Федоров убежден в наличии тесной связи всего происходящего на земле с процессами во Вселенной, в Космосе, считая, что деятельность человека не должна ограничиваться пределами земной планеты. Опираясь на силу разума, человек, может не только познавать Вселенную, но и населить все миры, упорядочить хаос, царящий в Космосе, сознательно управлять преобразованием всей природы, завершая тем самым предначертания Творца.

2. Космизм Вернадского.

Влади́мир Ива́нович Верна́дский - выдающийся учёный XX века ; один из представителей русского космизма ; создатель науки биогеохимии .

Вернадский создал своё представление о биосфере (третий синтез космоса), поставив в основу живое вещество, которое владеет всеми минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы питания и размножения в активном поверхностном слое планеты. Вернадский сумел увидеть прочную связь жизни с основным объектом физического мира - атомами. Каждый атом и все они вместе "сделаны" в биосфере. Каждый атом получит печать биосферы. Живое вещество планеты расположилось в управляющем центре нашего участка мироздания и оно воздействует на энергию вещества. В природе нет великого и малого. Чувство единства и целостности природы указывает человеку на, то что планета на которой он живёт и он сам не могут быть исключением из общего движения вещества.

В результате своих изысканий относительно категорий пространства и времени Вернадский пришёл к следующим выводам:

1) Пространство и время - реальные свойства реальных природных объектов, а не философские категории и априорные принципы познания. Иначе говоря, пространство и время - это слова для обобщения природных феноменов.

2) Все характеристики времени-пространства и жизни в её биогеохимическом выражении не только соотносятся, но и самым непосредственным образом совпадают.

И время, и жизнь - необратимы, Живое вещество никогда не возвращается в прежнее состояние. Не только клетка, как основная часть живого, но и орган многоклеточного тела, биогеосистема, биосфера - в целом всегда новые и в каждый данный момент не похожи на себя прежних. Биосфера непрерывно изменяется. Поэтому необратимость времени отражает собой этот самый массовый природный процесс, к которому принадлежит и сам действующий и познающий реальность человек.

Вернадский ввел понятие ноосферы. Ноосфера - это сфера разума. Она стала формироваться одновременно с появлением мышления у человека, с началом накопления информации в обществе и практического ее использования. Чувство единства и целостности природы указывает человеку на, то что планета на которой он живёт и он сам не могут быть исключением из общего движения вещества.

Философия Вернадского материалистична - материя, радиация, энергия, проявления жизни - кроме этих сущностей в мире нет ничего. Эти сущности не сводятся друг к другу, существуют вечно как качественно разнородные области и одновременно вместе с другими, не эволюционируют одна в другую. Всегда есть устойчивая материя в виде атомов, всегда есть радиация, всегда есть энергия. И всегда есть жизнь, имеющая космическое значение. Возникающее в процессе биоэволюции человеческое сознание становится особым фактором эволюции, значение которого возрастает с течением времени. Перерастание биосферы в ноосферу как бы является логическим завершением эволюции материи: все части развивающегося мира оказываются взаимосвязанными, и человек закономерно вписывается в этот мир.

Вернадский вводит понятие пласта реальности, под которым он обозначает слои окружающей нас природы, связанные между собой, но сводимые друг к другу. Существуют ". три раздельных пласта реальности. Эти три пласта, по-видимому, резко отличны по свойствам пространства-времени, они проникают друг друга, но определённо замыкаются, резко отграничиваются друг от друга в содержании и методике изучаемых в них явлений. Эти пласты: явления космических просторов, явления планеты, нашей близкой нам "природы" и явления микроскопические, в которых тяготение отходит на второй план. Научные явления жизни наблюдаются только в двух последних пластах мировой реальности".

Космизм Циолковского. Идеи Н.Ф. Федорова были активно развиты К. Э. Циолковским, которого по праву называют прародителем всей космонавтики, он не только говорил о необходимости освоения космоса но и показывал реалные возможности того как это можно сделать – он предсказал использование ракет. Произвел рассчеты космических скоростей, соотношения массы топлива и массы космических кораблей. Многие его идеи такие как создание поселений на марсе и других планетах безусловно были очень прогрессивными и дальновидными даже для нашего времени.

Космическое бытие человечества по Циолковскому "может быть подразделено на четыре основных эры:
1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.
2. Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.
3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность - очевидно, сотни миллиардов лет.
4. Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое, вечное. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем.

"Судьба существа зависит от судьбы Вселенной". Под "существом" подразумевается не только человек. "Простейшее существо", согласно космической философии - "атом-дух". Совокупность "атомов-духов" образует субстанциональную основу мира. Космос - иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже "живое существо", "причина" и "воля" которого в строгих рамках определяет поведение человека и других "существ" космоса. В 1923-1935 гг. Циолковский разрабатывает так называемый "активно-эволюционный" принцип космизма. Его смысл состоит в следующем: "Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности

Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.

Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи". Все тела Вселенной "имеют одну и ту же сущность. "Атом-дух" по Циолковскому, "есть неделимая основа или сущность мира

Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы

Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое. Вселенная, по Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных островов" разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она нашла своё развитие в квантовой космологии.

Принципы самоорганизации и эволюции. "Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции.

4. Философское содержание творчества Достоевского.

Федор Михайлович Достоевский - один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей . Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа - это темы антропологии, философии истории, этики, философии религии.

В основе всей идейной жизни, всех исканий и построений Достоевского были его религиозные искания. Достоевский всю жизнь оставался религиозной натурой. Поэтому в лице Достоевского больше, чем в лице кого-либо другого, мы имеем дело с философским творчеством, выраставшим в лоне религиозного сознания. Но вся исключительная значительность идейного творчества Достоевского заключалась как раз в том, что он с огромной силой и непревзойденной глубиной вскрывает религиозную проблематику в темах антропологии, этики, эстетики.

У Достоевского никогда не было сомнений в бытии Бога, но перед ним всегда вставал вопрос о том, что следует из бытия Божия для мира, для человека и его исторического действования. Возможно ли религиозное восприятие и участие в ней культуры? Человек, каков он в действительности есть, его деятельность и искания могут ли быть религиозно оправданы и осмыслены? Зло в человеке, зло в истории, мировые страдания могут ли быть религиозно оправданы и приняты?

Философское творчество Достоевского имеет не одну, а несколько исходных точек, но наиболее важной и даже определяющей для него была тема о человеке. Нет для Достоевского ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может, нет и ничего страшнее человека Человек- загадочен, соткан из противоречий, но он является в то же время в лице самого даже ничтожного человека абсолютной ценностью.

В русском космизме выделяют по крайней мере три течения: естественнонаучное (Умов, Холодный, Вернадский, Циолковский, Чижевский), религиозно-философское (Федоров), поэтически-художественное (Дьячков, Одоевский, Сухово-Кобылин).

Русский космизм возник как своеобразная антитеза классической физикалистской парадигме мышления, основанной на жестком разграничении человека и природы. В нем была предпринята попытка возродить онтологию целостного видения, органично сочетающего человека и космос. Эта проблематика обсуждалась как в сциентистском, так и в религиозном направлении космизма.

И для естественнонаучного, и для религиозного направлений важную роль играло заселение человеком космоса. Федоров считал, что воскрешение наших предков Бог осуществит нашими руками и, поскольку миллионы умерших не уместятся на нашей планете, необходимо заселить ими другие планеты. Циолковский же предлагал заселить космическое пространство посредством орбитальных станций.

Антропоцентризму был противопоставлен антропокосмизм (Холодный). Человек начинал рассматриваться как одна из органических частей мира и утверждалось убеждение, что только на этом пути можно найти ключ к пониманию природы самого человека. Человек должен стремиться к единству с природой, которое обогащает и расширяет его внутреннюю жизнь. Эту идею – влияние как ближнего, так и дальнего космоса – достаточно подробно анализировалась Чижевским, который полагал, что наше научное мировоззрение еще далеко от понимания значения для органического царства космических излучений. В частности, он показал наличие корреляций между солнечной активностью и пиками эпидемических заболеваний.

Вернадский, как и другие космисты, противопоставляет традиционной позиции иную точку зрения. Он показывает, что в мировой эволюции жизнь выступает не случайным, а закономерным следствием, что характер космического развития жизненных процессов обусловлен всем космическим целым. При таком рассмотрении жизнь выступает уже как космическое явление.

В русском космизме достаточно отчетливо осознавалась не только зависимость человека от космоса, но и обратное влияние человека на окружающий мир. Обосновывались принципы нового отношения к природе, фактически, русский космизм подошел к осознанию тех проблем, которые впоследствии получили название глобальных.

Таким образом, в философии космизма достаточно отчетливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса. С одной стороны, человек выступал как фрагмент эволюционирующего космоса, его неотъемлемая часть, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начал активно воздействовать на окружающий мир. И, хотя на рубеже 19-20 вв. вера в научно-технический прогресс была достаточно зримой и еще не проявлялись кризисные последствия технократического отношения к миру, космисты предупреждали будущие поколения о возможных негативных последствиях безудержной и ничем не ограниченной технологической эксплуатации природы.

Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

Уже в 20-х гг. прошлого столетия в биологии начало формироваться новое направление эволюционного учения, которое было связано с именем В.И.Вернадского и которое называют учением об эволюции биосферы и ноосферы. Его, несомненно, следует рассматривать как один из существенных факторов естественнонаучного обоснования идеи универсального эволюционизма.

Биосфера для поддержания своего существования должна обладать динамическим равновесием. Но это особый тип равновесия. Система, находящаяся в абсолютно равновесном положении, не в состоянии развиваться. Биосфера же представляет собой динамическую систему, находящуюся в развитии. Соотношение устойчивости и изменчивости выступает здесь как единство постоянства и развития, вследствие чего сама устойчивость есть устойчивость процесса, устойчивость развития. Это развитие во многом осуществляется под влиянием внутренних взаимоотношений структурных компонентов биосферы и на него оказывают всевозрастающее влияние антропогенные факторы.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Можно заключить, что эволюционная теория и созданная на ее основе концепция биосферы и ноосферы вносят существенный вклад в обоснование идеи универсальной взаимосвязанности всех процессов и демонстрируют необратимый характер эволюционных процессов, четко обозначая в них фактор времени.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

С самых первых шагов в науке В.И.Вернадского интересовали общие законы природы. Уже в студенческом докладе 1884 г. он спрашивает сам себя: одними и теми же законами управляется живое и неживое, разве жизнь не подчинена таким же строгим законам, как неживое вещество? Эти волнующие вопросы надолго затем уходят вглубь, но именно они направляют его научный поиск, заставляют делать жизненные и идейные выборы. И только после создания геохимии (1909 г.) они выходят на поверхность.

Решающий поворот произошел в 1916 г., после формулирования учения о живом веществе. Ученый закладывает основы биогеохимии. В ее фундаменте – новая мысль о вечности жизни, о неизменности ее геохимических функций. Эти функции живого вещества служат для трансформации солнечной энергии в земные структуры и геологические оболочки. Таким образом, жизнь на Земле представлена не просто собранием организмов, а системой, не случайной для планеты.

Развитие идеи вечности жизни в 30-е гг. шло в двух направлениях.

1) Вглубь строения живого вещества. Ученый находит решающее свойство живого вещества, отличающее его от косного – диссимметрия, обнаруженная в свое время Луи Пастером. Все структуры живого организма на любом уровне – от атомного до целостного синтезируются в одном из двух возможных вариантов строения, в основном, в левом. Это пространственное различие продуцируются только размножением. Его нельзя создать искусственно, оно не создается случайно. Отсюда – невозможность самозарождения живого.

2) Выяснение планетной роли биосферы. В.И.Вернадский распространяет представление о конструктивной функции биосферы на другие небесные тела того же типа, т.е. – твердые и сферические. Он считает, что биосфера создала атмосферу планеты на Земле, следовательно, создает и на других планетах.

Таким образом, новое естествознание В.И.Вернадского основано на следующих положениях:

1. Жизнь существовала всегда, она не случайна в общем строе природы и не происходила никогда из инертной материи.

2. Жизнь функционирует только в виде биосферы, системы организмов. Сохраняется в виде семян, цист, спор неопределенно долго.

3. Закономерности биосферы дополнительны к законам физики и химии.

5. Эти свойства можно распространить на однотипные космические тела.

Ныне развитие наук о Земле, микробной палеонтологии, планетной астрономии прямо подтверждают эти положения. Изучение геологической истории расширило временные рамки существования биосферы в 8 раз. Таким образом, никакие новые факты не противоречат идеям В.И.Вернадского.

В лекции будут представлены примеры современных исследований в различных областях научного знания о влиянии музыки на природу и человека; проведен анализ различия в подходах музыкознания и философии космической реальности Живая Этика к задачам музыки, как важнейшего фактора в формировании духовной эволюции человечества.

Космизм – это религиозно-философское и научное течение. Оно связано с попытками распространения теории эволюции на весь космос. Различают 3 направления русского космизма: 1)Естественно-научное(Вернадский, Циолковский, Чижевский). 2)Религиозно-философское(Федоров, Соловьев). 3)Поэтически-художественное(Одоевский, Заболоцкий, Платонов). В русском космизме выделяются 2 тенденции: 1)Органическая. 2)Проективистская. 1) представлена Вернадским, она воплощена в теории биосферы и ноосферы. 2) представлена Федоровым и Циолковским, она представляет собой ответ человечества на вызов со стороны глобальных проблем: В перспективе человек должен оставить Землю и переместиться в космос.

В.И.Вернадский. Русский естествоиспытатель-энциклопедист и мыслитель. С его именем связаны такие новые разделы науки как геохимия, биогеохимия, радиогеология, разработка концепции биосферы и ее перехода в ноосферу. Мировоззренческой основой его творчества космизм. Природные социальные процессы на Земле он рассматривал в тесной связи с космическими процессами. Согласно ему, жизнь нашей планеты – явление космическое. Поэтому он защищал концепцию вечности жизни, а не ее самозарождение на Земле. Крупным планом мыслителя являлась концепция биосферы. Биосфера – это сфера существование живого на Земле. Неотделимая часть строения ее – это человек. Человек – это деятельное существо, преобразующее с помощью разума природные условия. По мощности своего воздействия антропогенные процессы сравнимы с геологическими силами. Эволюция человека не завершена. Наши потомки будут обладать более совершенным мыслительным аппаратом, чем мы. В. обосновал мысль о том, что дальнейшее биологическое развитие человека приведет к реализации автотрофности человечества, т.е. достижения его независимости от других форм жизни, путем искусственного синтеза жизни. Анализируя антропогенную деятельность, В. пришел к выводу, что сейчас совершается процесс перехода биосферы в ноосферу. Ноосфера – это царство человеческого разума. Зарождение ее определяется ростом науки и научного труда, охватом научной мыслью всей планеты, свободой научного творчества, достижением единства всего человечества, открытием новых источников энергии, отказом от войн, всесторонним развитием личности, выходом в космос.

Читайте также: