Русская живопись 15 16 веков кратко

Обновлено: 02.07.2024

Подъем русской национальной культуры нашел свое выражение в творчестве крупнейшего русского живописца второй половины 15 — начала 16 века — Дионисия. Уже в ранний период своего творчества, в 60 — 80-х годах 15 века, Дионисий создал ряд замечательных фресок в Боровском Пафнутьевом и Иосифо-Волоколамском монастырях и в Успенском соборе в Москве. Однако вершиной его творчества являются хорошо сохранившиеся до наших дней росписи храма Рождества Богородицы в Белозерском Ферапонтовом монастыре, исполненные Дионисием вместе с сыновьями в 1500 — 1502 годах. Поразительна прежде всего гармонически уравновешенная композиция фресок, придающая им спокойно-величавый характер. Гибкие, стройные фигуры кажутся легкими и одухотворенными, а нежная гамма светлых и ликующих красок, бирюзовых, сиреневых и т. п, выразительно передают радостное мироощущение художника. Конкретность в изображении фигур и окружающей их обстановки предвосхищала появление светского начала, получившего свое развитие в живописи 16 — 17 веков.

Прошедший хорошую школу под руководством Дионисия его сын Феодосий в начале 16 века занял ведущее место в русской живописи. Под его руководством была исполнена стенопись кремлевского Благовещенского собора, которая изображала преемственность власти московских князей от киевских, а через них от византийского императора Константина. Крупнейшие композиции этого собора отличаются необычайной смелостью и яркостью изображения. Они принадлежали самому Феодосию. Ряд фресок был написан его братом Владимиром.

В последней четверти 16 века в Москве возникло новое направление русской живописи, получившее благодаря покровительству со стороны Строгановых наименование строгановской школы. Работы мастеров этой школы отличались от произведений монументальной живописи тончайшей миниатюрной техникой, тщательным исполнением мелких деталей. Отвечая вкусам и запросам феодальной верхушки, художники строгановской школы стремились к внешней красивости, изысканности и утонченности фигур, изяществу отдельных золотой штриховкой изображений. Вместе с тем, особенно в произведениях крупнейших представителей этой школы Прокопия Черина, Истомы и Никифора Савиных и других, заметно стремление к предельной выразительности и повествовательности. Большое внимание к бытовым деталям свидетельствует о проникновении черт реализма, который получает свое дальнейшее развитие в 17 веке.

Развитие русской живописи конца XV—XVI веков, как и развитие зодчества этой поры, в первую очередь определялось таким важнейшим историческим событием, как образование Русского централизованного государства, сопровождавшееся значительными социальными сдвигами.

Ростом социальных противоречий обусловливается сложный характер мировосприятия человека конца XV—начала XVI столетия. Конец XV века был временем торжества иосифлянства, проводившего ортодоксальную линию русской церкви и ратовавшего за подчинение интересов церкви интересам феодальной монархии. Вместе с тем значительно усиливаются еретические движения. Борьба иосифлян с еретиками придает напряженный характер русской общественной жизни этого времени.

Основной задачей искусства становится прославление Русского централизованного государства. Это расширяет идейное содержание искусства, придает политический смысл многим произведениям живописи. В искусство XVI века проникает все больше светских мотивов, все больше живых, занимательных сцен. Вместе с тем как выражение противоположных тенденций строгая регламентация сюжетов, иконографических переводов и образцов сковывает творческое развитие искусства, зачастую придает ему холодный, официальный характер. Постепенно появляются произведения догматические, долженствующие разъяснять и доказывать основные положения официальной религии.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV века был Дионисий (родился, вероятно, около 1440, умер после 1503). В отличие от Рублева Дионисий не был иноком. Его два сына—Владимир и Феодосий — также были живописцами и помогали ему в его работах.

Ранний период творчества мастера (60-е — 70-е годы), проходил в Пафнутьево-Боровском монастыре. Из многочисленных работ, созданных им в эти годы, ничего не сохранилось.

73. Апокалипсис. Икона. Рубеж XV—XVI вв. Фрагмент 74. Поклонение волхвов. Фреска Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля.. Конец XV в. 75. Митрополит Петр. Икона. XV в. Клеймо 76. Дионисий. Распятие. Икона. 1500

73. Апокалипсис. Икона. Рубеж XV—XVI вв. Фрагмент
74. Поклонение волвов. Фреска Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля.. Конец XV в.
75. Митрополит Петр. Икона. XV в. Клеймо
76. Дионисий. Распятие. Икона. 1500

77. Митрополит Алексей. Иконе. XV в. .

77. Митрополит Алексей. Иконе. XV в. .

Конец 80-х годов и, вероятно. 90-е годы Дионисий работает в Иосифаео-Волоколамском монастыре. Сохранились сведения о росписи монастырской церкви, выполненной артелью мастеров под руководством Дионисия, о большом четырехьярусном иконостасе и множестве икон, написанных в монастыре Дионисием и его сыновьями.

В 1502—1503 годах Дионисием совместно с двумя его сыновьями и артелью художников была исполнена роспись собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Эта роспись посвящена теме похвалы Богородице.

По плоскостям арок расположены целые гирлянды разноцветных круглых медальонов с по- грудными изображениями святых, Снизу они воспринимаются как красивый узор и усиливают общее впечатление нарядности и праздничности. На сводах боковых приделов идущие в два яруса евангельские сцены завершаются группами фигур, размещенных полукругом за пиршественными столами. Здесь представлены сцены на сюжеты евангельских притч.

Утром и вечером, когда солнце заглядывает в узкие окна храма и зажигает янтарем тусклую охру фресок, роспись производит впечатление особенно торжественного и радостного славословия в красках. Это и составляет главное содержание всей росписи.

V. Портальная фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502—1503. Фрагмент

V. Портальная фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502—1503. Фрагмент

С именем этого мастера все исследователи настойчиво связывают и две большие житийные иконы митрополита Петра (Успенский собор Московского Кремля) и митрополита Алексея из Успенского собора Московского Кремля (ГТГ, ил. 77).
В среднике каждой иконы представлена фигура митрополита в полном облачении. В одной руке он держит евангелие, другой — благословляет. Торжественная поза, ритуальный жест придают митрополитам царственное величие. В клеймах помещены житийные сцены, где они выступают в роли мудрых правителей церкви, принимающих непосредственное участие в государственной деятельности.

В ряде клейм митрополиты изображены как основатели и строители монастырей и храмов (ил. 75). В среднике обеих икон фигура митрополита в светлом саккосе (вид облачения) с темно-вишневыми крестами помещена на светло-зеленом фоне и это придає* иконам торжественный праздничный характер.

Высокие и стройные человеческие фигуры в клеймах, медленные, ритмически размеренные жесты, архитектура, простая и строгая по формам, заполняющая зачастую весь фон клейма, пейзаж с грядами далеких светлых горок, тонкими деревьями, цветами и травами, обилие светлых тонов: бледно-розового, бледно-зеленого, желтоватого — все это рождает впечатление светлого простора и ясной гармонии.

Изображены толпы молящихся в белых одеждах; охваченные единым порывом, они склоняются перед агнцем. Вокруг них развертываются величественные видения Апокалипсиса: высятся стены белокаменных городов, витают ангелы, их полупрозрачные фигуры, как бы нарисованные пером и слегка подкрашенные, контрастируют с черными и темнокоричневыми фигурами демонов. Занимая несколько обособленное место в иконописи своего времени, эта икона свидетельствует о существовании в живописи, так же как и в архитектуре рубежа XV и XVI веков, связей с искусством и культурой итальянского Возрождения.

Стоит заметить, что в 15-16 веках русское искусство по прежнему всецело находилось под влиянием церкви. Собственно, первые светские портреты появляются на Руси лишь в начале 17 века. Они назывались парсуны и отличались от икон тем, что на них могли быть изображены люди, не имеющие отношения к религии, в то время, как на иконах помещались только изображения каких-то библейских персонажей или святых.

Развитие живописи и архитектуры в Московской Руси

Иконопись и иконописцы того времени

Древнейшими единственными знакомыми нам парсунами являются изображение царя Ивана Грозного и его сына Федора. Впрочем, стоит заметить, что и техника исполнения парсун не сильно отличалась от иконописной. Да, иконопись по-прежнему незыблемо занимала первое место в жизни Московского государства. Мы мало что знаем о мастерах иконописцах этого времени.

Строительство Кремля

Центром русского зодчества в 15-16 веках, безусловно, являлась Москва. Еще при Иване III начинается грандиозная работа над созданием комплекса Кремля. Царь не скупился на трату средств для этих работ. Он приглашал лучших архитекторов. Так, Успенский собор, строившийся в Кремле, создавал знаменитый итальянец Аристотель Фиараванти. Успенский собор поражал современников своей нарядностью, грандиозностью. Здесь проходило венчание на царствование русских царей вплоть до Николая II. В то же время позаботился Иван III и о защите сердца Москвы.

Началась постройка стен Кремля в 1485 году. Над ними работали такие выдающиеся мастера, как Петр Марк Фрязинов, Алевиза миланец. В тот же период создается и Грановитая палата. В ней проходили приемы иностранных послов, заседания земского собора. Творцами этого шедевра являются архитекторы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари.

Развитие церковного строительства

Наконец, при Иване Грозном был создан знаменитый собор Покрова на Рву. Собор получил свое название в честь знаменательного события: войска Ивана Грозного захватили Казань. Название же свое он получил от того, что штурм Казани, успешный, был осуществлен в день праздника покрова Пресвятой Богородицы. Однако, более широко этот собор известен под названием Василия Блаженного. Дело в том, что во время строительства собора в нем жил местный юродивый — Василий. Здесь же он и скончался и был похоронен в одном из приделов храма.

Оборонное строительство

В 15-16 веках развивались стройки и другого рода, в том числе предназначенные для сугубо практических целей, например, обороны страны. Новые крепости снабжались по первому слову тогдашней техники. Это было возможно потому, что появились первые оружейные и литейные мастерские в России.

Одним из замечательных мастеров был Андрей Чёхов. Он отливал колокола, отливал пушки, он создал знаменитую Царь-пушку. Размеры ее впечатляют. Длина ствола 5 метров, вес 40 тонн, диаметр ствола 890 миллиметров. Собственно, свое название Царь-пушка получила от того, что еще и сделана была с огромным искусством. На стволе было помещено изображение царя Федора, сына Ивана Грозного.

Развитие научных знаний

В целом, в Московском государстве развивались, главным образом, те направления культуры и искусства, которые были связаны с нуждами государственными или религиозными, церковными. Параллельно с этим шло развитие и научных знаний. Стали появляться первые литейные мастерские на Руси. Появлялись и западные новинки.

Так, в 15 веке в Кремле были поставлены первые башенные часы. Приглашались специалисты-медики, и в Москве появилась первая аптека. В целом 15 — 16 века подарили нам огромное количество интересных, своеобразных памятников самых разных жанров искусства, архитектуры, живописи и других. Однако, по-прежнему были и проблемы. Не хватало русских мастеров, не хватало грамотных людей. Все это предстояло решать России еще в будущем.

Московское искусство сложилось из традиций домонгольской живописи Северо-Восточной Руси 13 в. и свежих художественных влияний, пришедших из Византии с митрополитом греком Феогностом, который был и художником.
Велика роль Феофана Грека в становлении московской живописи начала 15 в.

Феофан Грек. Богоматерь Донская.


Феофан Грек. Богоматерь Донская. Ок. 1392 г. ГТГ.
Из местного ряда Благовещенского собора Московского Кремля.
Традиционный тип – Умиление. Сцена нежного ласкания матери и ребенка.
Певучесть линий и глубокая звучность цвета:
темно-вишневый мафорий Богоматери,
интенсивно-синий ее чепец,
рыжевато-коричневая рубашка младенца, покрытая золотыми линиями,
Все это сообщает очарование немного сумрачному образу.
Существует легенда, что эта икона была с Дмитрием Донским на Куликовом поле.
Иконографическая традиция присутствует, но она сильно урезана, упрощена.

Летом 1405 г. Феофан Грек выполняет совместно с двумя русскими мастерами – Прохором с Городца и Андреем Рублевым роспись московского Благовещенского собора.

В соборе были найдены иконы древнего иконостаса, выполненные этими мастерами, хотя специалисты считают, что они были перемещены сюда из другого храма после большого пожара в Кремле в 16 в.



Считают, что Феофаном Греком была написана центральная часть деисуса – изображение Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи.

Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора. Феофан Грек.


Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора. Феофан Грек.

Иконы праздничного чина, расположенные над деисусным, приписывают Прохору с Городца и Андрею Рублеву.

Успение Богоматери


Успение Богоматери. Икона праздничного чина иконостаса Благовещенского собора в Москве.
Иконостас Благовещенского собора – древнейший из сохранившихся русских иконостасов.

Андрей Рублев. 60-е гг. 14 в.? – 1427/30.
Инок московского Андроникова монастыря.
Годы творческого формирования Рублева были наполнены радостью первой крупной победы и предчувствием грядущего окончательного освобождения Руси. Это определило характер его живописи.
На его творчество повлияла совместная работа с Феофаном Греком. Но Рублев скорее противоположная Феофану творческая личность.

Рублев. Апостол Павел.


Рублев. Апостол Павел. Икона из деисусного чина Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в.

росписи Успенского собора во Владимире


В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный (?) с помощниками выполняют росписи Успенского собора во Владимире.

Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408.


Андрей Рублев с помощниками создают иконостас для этого храма.
Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская. Средняя часть деисусного чина: архангел Михаил, Богоматерь, Спас в Силах, Иоанн Предтеча, архангел Гавриил.
Перед художниками стояла трудная задача – создать грандиозный иконостас в большом храме. Этим объясняются размеры икон, поражающих монументальностью.
Фигуры исполнены с большим лаконизмом, лики серьезны и задумчивы. Колорит основан на сочетании ярких и чистых тонов.

Рублев. Спас. Икона из Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в.


Рублев. Спас. Икона из Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в. ГТГ.
Канон русской духовной красоты.
Безмятежный покойи беспредельное милосердие.
От него исходят не суровость, не неземное величие, а доброта и задушевность, близкие людям.

Централизация государства при Иване III, нормализация жизни создали условия для развития культуры. Искусство этого времени пропитано представлениями о гармонии мира и его идеальном устройстве.
Крупнейший представитель московской школы живописи конца 15 в. – Дионисий.
Дионисий. Ок. 1440 – после 1503.
В отличие от Рублева не был монахом, отличался большой образованностью. Его два сына были живописцами и помогали отцу.
Дионисий с другими мастерами выполняет иконостас и алтарную преграду Успенского собора Московского Кремля.

Дионисий. Алексей человек божий


Дионисий. Алексей человек божий. Алтарная преграда Успенского собора Московского Кремля. 80-е гг. 15 в.

Дионисий. Поклонение волхвов. Роспись в приделе Успенского собора.


Дионисий. Поклонение волхвов. Роспись в приделе Успенского собора.



Дионисий. О тебе радуется.
Яркие красочные сочетания темно-вишневого силуэта Марии, с бледно-розовыми, злотисто-охристыми и голубыми пятнами создают праздничное, торжественное впечатление.

Дионисий. Наружная фасадная роспись Рождество Богородицы.


Собор Рождества Богородицы имеет наружные фасадные росписи.
Дионисий. Наружная фасадная роспись Рождество Богородицы.

Дионисий. Икона Распятие из Павло-Обненского монастыря


Вершина творчества великого мастера – Дионисий. Икона Распятие из Павло-Обненского монастыря. ГТГ.
Христос помещен на высоком холме, вокруг большое пустое пространство – Голгофский крест словно парит над миром. Этот смысл выражен:
в светлом колорите иконы, где обилие сверкающего белого сочетается с лимонно-желтым и розовым;
в певучести линий, очерчивающих длинные, тонкие фигуры.

Выводы

Различия иконописных школ московской живописи 2 пол. 14 – 15 вв.:

- Феофан Грек – 2 пол. 14 в. Властный, суровый, эмоционально насыщенный живописный язык. Монументальность, экспрессия форм и линий. Насыщенный, контрастный колорит. Смелые образы нарушающие иконографические схемы.

- Андрей Рублев – кон. 14 – нач. 15 вв. Совершенство пластики и мягкость линий. Проработанность форм. Удивительно сложный и гармоничный колорит, сочетание тончайших цветовых градаций и мягкого контраста.

- Дионисий – кон. 15 в. Развил направление, взятое Рублевым. Пластичность линии, вытянутые пропорции. Нежный, мягкий колорит, создающий праздничное и торжественное впечатление. Светлые оттенки красивейших розовых, золотисто-охристых голубых и зеленых.

Читайте также: