Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности кратко

Обновлено: 08.07.2024

Знаки препинания — это хитрость, придуманная для того, чтобы в полном объеме выразить интонации и эмоции. В речи знаки препинания можно назвать голосовыми фигурами точки, запятой, двоеточия, тире, вопросительного и восклицательного знаков. Так, кстати, их называл сам Станиславский. Знаки препинания в речи и в мыслях позволяют передавать эмоции — все то, что человек хочет выразить не просто словами, но еще и внутренним состоянием.

Точка

Точка показывает завершение мысли, законченность предложения. И неважно, какой оно величины — одно слово или целый абзац. На точке голос сильно понижается на ударном слове. Еще — это важно — точка требует после себя сравнительно длительной паузы. Такое дробление создает ритм текста — ведь каждый автор закладывает собственный темп и собственную мысль в свой текст.

Посмотрите на текст. Прочитайте его вслух сначала с соблюдением знаков и пауз, а затем представьте, что вместо точек стоят запятые. Вы заметите, как вместе с интонацией и ритмом искажается даже смысл фраз.

Благодаря точке текст дробится и ритм словно останавливается, чтобы читатель стал зрителем и смог увидеть картину, которую описывает автор.

А вот еще пример. Попробуйте поупражняться на этом тексте:

Ритм этого текста становится плавным и задумчивым, писатель передает состояние, которое может прочувствовать каждый, кто правильно прочтет голосовую фигуру точки.

А теперь попробуйте уловить ритм знаменитого Ахматовского стихотворения — прочитайте четверостишие степенно, с паузами, никуда не спеша:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

(А. Ахматова)

Анна Ахматова словно останавливает чтеца, чтобы он проникся атмосферой.

Большая проблема современного читателя в том, что он очень спешит и не дает себе возможности остановиться и вдохнуть, а ведь речь — это дыхание.

Запятая

У точки есть сестра — запятая. И если точка завершает мысль, то запятая продолжает ее — несмотря ни на что. Поэтому неизбежно повышается голос на ударном слоге, а соединительная пауза не обязательна, но возможна, если предложение слишком длинное. Вспомните описания природы у Льва Толстого — один, два, три абзаца без точек — одни запятые.

Попробуйте прочесть предложение вслух, немного повышая голос и уходя вверх на запятых:

Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки.

А теперь прочтите то же самое, представляя, что вместо запятых текст раздроблен точками:

Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела. И шмель загудел. И первая бабочка сложила крылышки.

Точка убрала из текста состояние полета — а ведь именно это хотел передать автор.

Еще один пример. Попробуйте прочитать текст вслух, сохраняя интонацию, соблюдая правила повышения голоса, испытывая эмоции:

Многие люди зажимаются психологически и физически в тот момент, когда нужно воспроизвести интонацию, и тогда голос становится сухим, невыразительным. То же самое происходит и с детьми — им тяжело выходить к доске, читать стихотворение перед аудиторией. Что же делать? Помогут тренировки!

Это стихотворение Блока интонационно звучит как противопоставление ахматовскому, которое было в начале. Сравните сами — мы не можем раздробить первую строчку:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.

(А. Блок)

Еще один пример — сказка. Часто, когда читаем сказку детям, мы не воспринимаем текст целиком, а как будто просто воспроизводим отдельные слова. Наберитесь сил и попробуйте прочитать этот фрагмент в высокой интонации:

Двоеточие

Двоеточие делит предложение пополам. Этот знак разъясняет или перечисляет то, что сказано перед ним. И как раз после двоеточия находится главное по смыслу. Именно поэтому после двоеточия всегда ставится соединительная пауза, а перед ним голос понижается, но не так интенсивно, как на точке. Сложно? Вовсе нет! Все элементарно — убедитесь сами:

Благодаря двоеточию текст начинает оживать. Этот знак как будто раскрывает обман — сам он из Петербурга, но на вывеске выставил совсем другое. То же правило используем и здесь:

На тренировке можно не бояться интонации и выделять слова более эмоционально, ведь речь создана не только для того, чтобы шептать, она создана для того, чтобы передавать смысл, эмоции, интонации:

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

(М. Лермонтов)

Наша речь всегда синхронизирована с телом — не бывает так, чтобы тело было вялым, а речь эмоциональной. Знаки препинания заставляют нас задействовать все тело, чтобы выразить эмоции.

Когда вы видите тире, знайте, что автор показывает очень сильную эмоцию. Тире ставится, чтобы разъяснить или показать то, что находится перед ним, или противопоставить явления. После тире обязательно нужно соблюдать соединительную паузу. Голос должен повышаться на ударном слове перед тире еще сильнее, чем на запятой.

Многие читают стихотворения, не обращая внимания на знаки. И очень напрасно. Вот Сергей Есенин, к примеру, не зря поставил тире. Ведь оно как будто поднимает слово вверх. Прочитайте:

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

(С. Есенин)

Чтение вслух улучшает речь. Это правда, но работает такой прием только в том случае, если соблюдать голосовые фигуры в речи.

Восклицательный знак

Восклицательное предложение может выражать намерение говорящего или его словесное действие: просьбу, мольбу, угрозу, требование, приказ, обвинение, похвалу или еще какую-то сильную эмоцию. Восклицательный знак усиливает не громкость, а чувство — следовательно, повышает интонацию. После восклицательного предложения важно соблюсти паузу, завершающую мысль.

Чтобы выразить в речи восклицательный знак, нужно понимать, о чем в предложении идет речь, какая эмоция передается. Просто громко прокричать фразу недостаточно.

Или вспомните Маяковского:

Читать выразительно может каждый! Важно только помнить о том, что вы хотите передать не просто набор слов, а какую-то эмоцию. А уж если вы читаете детям, даже если они не понимают слова, им точно будет доступна ваша интонация.

Вопросительный знак

В жизни мы задаем много вопросов, но часто используем вспомогательные слова. Вопросительный — один из самых сложных знаков, его непросто воспроизвести физиологически.

Интонация вопросительного знака передается с помощью повышения голоса на ударном слове — без этого просто невозможно задать вопрос в русском языке. И, конечно, важно помнить про паузу, завершающую мысль.

К знаку вопроса нужно привыкать. Вопросительная интонация мгновенно подключает тело, мы сразу становимся артистичными, пластичными, мы оживаем, когда читаем вопросительные фразы.

Вспомните кадры из кинохроник Советского союза, когда берут интервью у простых людей. Если сопоставить речь прошлую и современную, можно сразу заметить, что они различаются между собой. Раньше люди говорили как будто более вдумчиво, мягко, медленно и выразительно. Их речь лилась степенно, все слова были понятны, они выделяли интонацией то, что хотели передать.

Потренируйтесь еще немного:

Десять прошло.
Понимаете?
Десять!
Как же ж поэтам не стараться?
Как на театре актерам не чудесить?
Как не литься лавой демонстраций?

(В. Маяковский)

Преподаватель по технике речи и ораторскому мастерству в Московском международном университете и в детской школе бизнеса Kidsdev, профессиональный диктор

Русский язык в самом широком смысле слова - это совокупность всех слов, грамматических форм, осо­бенностей произношения всех русских людей, т. е. всех, говорящих на русском языке как на родном.

Русский национальный язык неоднороден по сво­ему составу. Среди разновидностей русского языка четко выделяется русский литературный язык. Это высшая форма национального языка, определяемая целой системой норм.

Норма утверждается и поддерживается речевой практикой культурных людей, в частности, писате­лей, черпающих сокровища речи из языка народа.

Литературный язык, письменный и устный, - это язык радио и телевидения, газет и журналов, государственных и культурных учреждений.

Русский литературный язык делится на ряд сти­лей в зависимости от того, где и для чего он ис­пользуется.

Так, в быту при общении с близкими людьми мы часто употребляем такие слова и предложения, которые не употребим в официальных деловых бу­магах, и наоборот. Например, в заявлении, в объяс­нительной записке вполне уместна такая фраза: За неимением необходимого количества автотранс­порта разгрузка прибывших вагонов со стройматериалами была задержана на одни сутки.

При обращении же к коллегам по работе эту же мысль выражают, например, так: Сегодня было мало машин. На день задержались с разгрузкой

Речь культурного, образованного человека дол­жна быть правильной, точной и красивой. Чем пра­вильнее и точнее речь, тем она доступней для по­нимания; чем она красивее и выразительнее, тем сильнее она воздействует на слушателя или чита­теля. Чтобы говорить правильно и красиво, нужно соблюдать законы логики (последовательность, доказательность) и нормы литературного языка. Нуж­но уметь выбрать из всего богатства языка необхо­димое по смыслу слово или его форму, а также форму предложения. Нужно соблюдать единстве стиля, избегать повторений, заботиться о благозвучии речи. Все это позволит избежать речевых не­дочетов и ошибок.

Основные виды ошибок.

В чем заключается ошибка

В устной и пись-менной речи:

ошибки в содержа-нии;

а) тема высказывания, выступления, со­чинения раскрыта неполно;

б) не проведена основная мысль;

в) материал недостаточно подчинен те­ме и основной мысли;

г) искажены факты или события;

а) употреблено слово не в том значении;

б) употреблено лишнее слово;

в) неоправданно повторяются слова или одинаковые по структуре предложения;

г) неправильно сочетаются слова;

д) употреблены языковые средства, не соответствующие стилю и замыслу выражения

а) неправильно образовано слово;

б) слово употреблено не в той форме;

в) неправильно построено предложение

Только в письмен-ной речи:

Неправильно написаны слова

Неправильно поставлены знаки препи­нания

Только в уст­ной речи:

а) неправильно произнесен звук;

б) неправильно сделано ударение в сло­ве

Взаимодействие пунктуации с интонационными, смысловы­ми и грамматическими характеристиками предложения/выска­зывания или целого текста определяет тесную связь пунктуа­ционных норм с изменениями, произошедшими на том или ином Уровне языковой системы. На особенности реализации пункту­ационных знаков влияют не только языковые характеристики, Но и внеязыковые факторы, связанные со спецификой речевой ситуации.

Например, представьте огромный рекламный щит с плакатом:

Часто ли читающий и говорящий обращает внимание на знаки препинания не соответствующие правилам современной пунктуации?

Лучше понять сложные процессы постоянного изменения, развития системы неалфавитных средств поможет метафора: пунк­туация - это своего рода спутник планеты, называемой язык.

В отличие от орфографии, пунктуация последовательно отража­ет грамматическую структуру предложения и текста. Пунктуация тесно связана с синтаксисом, в то время как орфография имеет об­ширные связи с фонетикой, графикой, морфемикой, словообразова­нием, морфологией. Пунктуация имеет рекомендательный характер, пунктуационные нормы не могут быть зафиксированы в словарях. Пунктуационная система в рамках письменной речи, объединяющей графику, орфографию и пунктуацию, обладает собственной специ­фикой, как и собственными принципами и законами.

Пунктуация существует только в письменной речи. В устной речи близкие пунктуации функции выполняют жесты, мимика, позы. Таким образом, пунктуация и средства параграфемики в целом могут оцениваться как невербальные средства письменной речи.

Как отмечает большинство исследователей, именно письменный текст определяет специфику пунктуации как знаковой системы и является средой её функционирования. Может быть, потому знаки препинания более важны для получателя, чем для отправи­теля письменного послания.

Например, реклама принтера: Работать нельзя останавливаться.

Речь может идти о двух возможностях смысловой конкурен­ции при постановке / непостановке знака:

1) знак (запятая) служит для отражения числа лиц или предметов, являющихся объектом действия: я встретил жену брата и мать;

2) знак употребляется для отграничения одного события от другого: я собрался и выехал поздно вечером вопрос решился удачно; Сергей пришёл с работы поздно в десять часов начался фильм про войну.

Возможен и третий, стоящий особняком, случай противопоставления смысла предложения, связанный с постановкой / не­постановкой знака - включение/исключение из ряда членов предложения: он пришёл к счастью; Друзья учителя в школе; Алексей у них герой.

Подобные случаи дают возможность сближать разнородные грамматические явления. Случаев противо­поставления смысла предложения в результате наличия/отсут­ствия знака не так уж много, и они не так частотны в письмен­ной речи. С другой стороны, представьте текст, лишённый зна­ков препинания. Прочтение и понимание такого текста будет затруднено, а иногда однозначное и полное понимание просто невозможно. Из этого можно сделать вывод, что смысловая функция пунктуации в большей степени проявляется не в предложении, а в тексте.

Контрольные вопросы:

Раскройте понятие культуры речи.

Что включает в себя понятие - аспект речевой выразительности?

Назовите свойства хорошей речи.

Каково значение русской орфографии и пунктуации в аспекте речевой выразительности?

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Особенности употребления языка в каждом частном случае зависят от многих причин. Всегда есть возможность выбрать то или иное слово, тот или иной тип предложения, тот или иной порядок слов. В таких случаях мы наблюдаем соотнесенность средств и способов языкового выражения. Особенности употребления языка в каждом частном случае зависят от многих причин. Всегда есть возможность выбрать то или иное слово, тот или иной тип предложения, тот или иной порядок слов. В таких случаях мы наблюдаем соотнесенность средств и способов языкового выражения.

Русский язык

Задание 48 Расставьте знаки препинания.Раскройте скобки.

Аня помнила из ра_казов матер_ что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребенком была перев_зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве_ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю_ый Александр Пушкин.

Аня в подр_стковом возрасте была н_чем (не)пр_мечательна. Тихоня замкнутая ст_снительная девочка. Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу_ствовала себя как рыба.

С Колей Гумилевым своим будущим мужем первым мужем Аня позн_комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудес(?)ный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к_зались золотистыми (не)натуральными словно нареза_ыми из фольги.

(На)встречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня н_чуть (не)была

заинтересована этими щ_голеватыми гимназистами свысока заносч_во посматр_вавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них Коля Гумилев.

Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгнове_о смутили пухлые губки. Нежное лич_ко. Волосы. В ее облик_ было что-то (не)высказа_ое печальное таинстве_ое.

Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име_о в эту хрупкую девочку.

После этой встреч_ Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно

в этом возр_сте девушкам нрав_(ть,т)ся разоч_рова_ые молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ра_ий пери_д несколько деревя_ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере_ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлине_ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лише_ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить.

Позже возмужав и пройдя суровую к_в_лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр_восходной дли_ой фигуре и широким плечам Гумилев был очень пр_ятен и даже интересен особе_о в мундире.

Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утенок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход_т избега_т его. Почему?

Раздел 8 Лингвистика текста. Функциональные стили речи. Специфика и жанры каждого стиля.

Цель: актуализация теоретических знаний,систематизация и обобщение сведений отексте, стилях современного русского языка.

Студент должен знать функциональные стили литературного языка,иметьпредставление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка. Студент должен уметь на практике определять принадлежность текста к определенномуфункциональному стилю речи, создавать тексты разных стилей, соответствующие требованиям профессиональной подготовки студентов.

Тема 8.1 Текст и его структура

Задание 49 Допишите.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Основные признаки текста -

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Лингвистика текста –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Смысловые отношения между предложениями

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________

Связь предложений в тексте -

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________

Самостоятельная работа № 6.

Произведите анализ текста из периодической печати или рекламных текстов.

Тема 8.2 Функциональные стили литературного языка

Задание 50 Определите,к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты:

Текст 1.

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели

деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия

и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из состава.

Текст 2.

Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.

Текст 3.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.________________________________

Текст 4.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Текст 5.

Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли,- концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так:

- Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Текст 6.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Текст 7.

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка.

У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Текст 8.

2002-й год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только терроризму, но и природным стихиям. Всемирная метеорологическая организация призналась, что предсказывать катаклизмы не в силах. Если раньше аномальные явления случались только в Африке и Австралии, то никакой континент от них не застрахован.

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Текст 9.

Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и не осуществленной мечтой Энштейна. Мечтал, но не успел…

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Текст 10.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Текст 11.

От земледельческих работ освобождала крестьян осень, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом.

Наступала пора веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему – загадыванию загадок.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Текст 12.

_____________________________________________________________________________

Текст 13.

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Текст 14.

15.04 2003. Е.Петрова

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Текст 15.

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью,

а также находящимися на ней предметами. Это - разряды молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Текст 16.

В специальной лексике, включающей в свой состав слова и выражения, употребляемые группами лиц, объединяемых по роду занятий, деятельности, т.е. профессиональной общностью, выделяются два основных пласта лексики: профессионально-терминологическая и собственно профессиональная.

Самой значительной группой в специальной лексике являются научные и технические термины, образующие разнообразные терминологические системы.

К терминологической лексике относятся слова или словосочетания, используемые для логического определения специальных понятий, установления содержания понятий, их отличительных признаков. Следовательно, для термина (в отличие от нетермина, т.е. любого слова вообще) основной характерной функцией является функция определения, называемая дефинитивной (лат.definito – определение), а само терминологическое раскрытие содержания понятия – дефиницией.

____________________________________________________________________________

Текст 17.

О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует передовой опыт алтайских лесоводов по созданию государственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не повреждая кустарников.

___________________________________________________________________

Задание 51. Каковы тема, основная мысль и тип речи? Определите стиль текста.

Составьте план текста. Сформулируйте и запишите основной тезис.

Тюльпаномания по-голландски

Никто до сих пор не знает точно главную причину, из-за которой цветок, привезенный в Европу за 80 лет до того и спокойно красовавшийся на клумбах зажиточных граждан, внезапно стал предметом бешеного спроса. Но факт остается фактом – с 1630 года цены на луковицы тюльпанов, подгоняемые спросом, стали быстро повышаться, и этот неуклонный рост быстро привлек внимание всей страны.

Голландцы вскоре смекнули, что такое устойчивое удорожание невзрачных цветочных луковиц создает прекрасные условия для превращения их в куда более красивые золотые монеты.

И для этого даже не надо изучать таинственную науку алхимию. Достаточно просто купить побольше луковиц, а потом продать их, когда цена еще поднимется. Эта нехитрая комбинация, именуемая обычно спекуляцией, стала повальным увлечением и горожан, и крестьян.

В итоге возник механизм самоподстегивающегося спроса. Действительно, чем больший спрос люди предъявляли на луковицы тюльпанов, тем выше поднимались их цены. А чем выше поднимались их цены, тем больше была прибыль цветочных спекулянтов и тем отчетливее голландцы понимали: дело-то верное, зевать нельзя и надо покупать луковиц побольше и поскорее! Так спрос подстегивал цены, а цены – спрос.

Поэтому цены луковиц достигли поднебесной высоты. Сохранившиеся документы свидетельствуют: за луковицу платили до 2500 гульденов. А на такую сумму в то время можно было купить 2 воза пшеницы, 4 воза сена, 4 откормленных быка, столько же откормленных свиней, 12 взрослых овец, 4 бочки пива, 2 бочки сливочного масла, 500 килограммов сыра, кровать, костюм и серебряный кубок.

Увы, печальный опыт голландцев не излечил человечество от стремления к быстрому обогащению за счет рискованной игры на колебаниях цен. Правда, со временем люди придумали более изощренные формы такой игры и научились несколько снижать опасность разорения при неудачных спекуляциях.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 52. Расставьте знаки препинания.Дайте общую характеристику предложений.

Определите и докажите стилистическую принадлежность текста.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 53. Составьте рассказ по одной из данных ниже ситуаций так,чтобы одна и та же

ситуация воспринималась слушателем:

Используйте слова с положительной или отрицательной окраской.

1. Меня приняли на работу в престижную фирму.

2. Я понял (а), что моя будущая специальность мне очень нравится (или не нравится).

3. В России работает все больше иностранных компаний.

4. Реклама – двигатель торговли.

Задание 54. Приведите слова,обозначающие качества,необходимые профессиональномумашинисту локомотива (сварщику, повару, парикмахеру, электромонтеру). Приведите слова, называющие качества, препятствующие этой деятельности.

Задание 55. Напишите сочинение(эссе)о выбранной вами профессии.Обратитевнимание на моменты, которые не следует забывать

Памятка

1. Факты из истории, литературы, цитаты, высказывания о данной профессии.

2. Важность профессии: ее роль и значение, распространенность, редкость.

3. Состояние дел с этой профессией в России (в других странах, прежде, теперь в будущем).

4. Отличие (сходство) избранной профессии от других, ее трудности и преимущества (материальные, моральные, духовные). Разные точки зрения на нее.

5. Какие качества личности потребуются для овладения этой профессией? Что вы для этого сделали (делаете)?

6. Почему вы выбрали эту профессию, причины, побудившие вас к такому решению (ее преимущества, родители, признание, случай, пример других, ваш характер и т.д.)?

7. Как вы представляете свое будущее после окончания техникума (учиться в вузе, работать)?

Читайте также: