Русская общественная жизнь 60 х годов 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общая характеристика исторической ситуации 60-х годов XIX века в России

На рубеже 50-60-х гг. XIX века кризис феодально-крепостнической системы в Российской империи достиг кульминации. Крепостное право сдерживало развитие капиталистического уклада в промышленности и консервировало на низком уровне организацию сельского хозяйства. Стремительно росли не только недоимки крестьянских хозяйств, но и помещичьи долги кредитным учреждениям. Устаревшие рамки производственных отношений уже вступили в противоречие с развитием производительных сил, что демонстрировало наличие революционной ситуации в России, вызвавшей немалое беспокойство в Петербурге.

Так, революция из области представлений начала перемещаться в практическую плоскость.

Понятие и идеология революционного движения

В истории человечества нередки взрывы народного негодования (восстания, бунты, мятежи, крестьянские войны), вызванные нарушениями сложившихся общественных представлений о справедливости в самых разных её проявлениях. Эти массовые выступления в историографии определяются как народные движения. В отличие от народного движения революционное движение представляет собой социальный процесс, имеющий целью полную смену господствующей системы социально-экономических, политических и духовных ценностей.

Причины развития российского революционного движения в 60-е годы XIX века

После великой крестьянской реформы 1861 года революционная ситуация в России стала менее острой. Поэтому революционное движение попало в новые условия:

Главное – сохранилась старая самодержавная система, с привилегированным дворянством, полицейским произволом и отсутствием элементарных демократических прав и свобод граждан.

Центральная проблема общественной жизни страны – аграрно-крестьянский вопрос оставался по-прежнему нерешённым.

Существующие социальные противоречия между помещиками и крестьянами дополнились антагонизмами между капиталистами и пролетариатом, дворянством и буржуазией и т. д.

Колебания правительственного курса от либерализма к репрессиям и незавершённость реформ усиливали активность революционного движения.

Цели и задачи

Революционное движение 60-х годов в России XIX века, в силу фундаментальной политической недоразвитости имело ограниченные цели:

  1. Свершение крестьянской революции для ликвидации феодализма в России.
  2. Совершенствуя крестьянскую общину перейти к социализму, минуя стадию капитализма.

Задачами революционеров стали:

  1. Формулировка конкретных теоретических положений и практических шагов будущей революции.
  2. Создание революционных организаций.
  3. Координация действий с возможными союзниками (польскими повстанцами).

Движущие силы

Революционные организации

Ещё в 50-х годах возникли два центра русского революционно-демократического движения:

  • заграничный (эмигрантский) во главе с А. И. Герценом, занимал умеренную позицию революционной пропаганды;
  • внутренний российский центр представляли Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев (нигилизм).

Накануне Великой крестьянской реформы умеренные либералы отмежёвались от радикальных революционеров.

Пропагандистские методы борьбы использовали образованные в 60-е годы организации

Падение крепостного права означало начало нового, капиталистическогопериода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизньобщества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальныйи духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал ростукультурных потребностей. В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Онисоставили культурное наследие страны. Культурное наследие являетсяважнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческомразвитии общества.

Очень долго замалчивался характер русской литературы 19 века. В конце 90-х годов 20 в. Усилиями ученых Петрозаводского, Санкт-Петербургского и Московского университетов выяснен православно-христианский характер русской литературы. Она была пасхальной, поэтому спасительной.

Главная проблема русской литературы – проблема возрождения (воскресения) души человека. Русская литература православна по мировосприятию и миропониманию. Православен образ жизни героев. Писатели стремились разбудить совесть человека, решить философские вопросы. Они думали, как добиться счастья и справедливости для всех, признавали личную ответственность за свою жизнь. Они пытались думать не о насильственном изменении существующего строя. Они думали об очищении своей души.

Сейчас происходит процесс обновленного исторического познания русской литературы. Исследователи переходят к религиозно-философскому анализу, пытаются понять связь русской литературы с православием и христианством в целом.

Новые категории: благодать, закон, соборность литературы и др.

Существует два понятия смысла жизни: небесный и земной. Два типа культуры: сотериологический (Спаситель) и эвдемологический (путь). Взаимодействие этих двух типов культур и является основой конфликта русской литературы.

Центральный вопрос русской литературы и развития России середины 19 в. – вопрос о путях исторического развития России. Одни верят в постепенные реформы, другие – в революционный путь.

Социально-политическая борьба – это проявление противоборства двух типов мировоззрения: духовного и атеистического (или нигилизма и антинигилизма). Отсюда и социально-философская полемика в обществе.

В 70-е гг. 19 в. концепция бездуховного нигилизма нашла отражение в народничестве (Лавров, Ткачев, Бакунин).

П.Н. Ткачев разрабатывает заговорщический метод. Он отмечает, что крестьянство еще не готово к революции, следовательно нужен политический террор.

Самое главное в деятельности нигилистов – отрицание, насилие, неверие. В основе всего этого – безбожие.

В 60-е гг. Страхов назвал нигилизм чудовищным извращением души. Его поддержали Соловьев, Корков.




Достоевский, Лесков, Писемский противопоставили нигилизму антинигилизм.

Концептуальная основа антинигилизма в России – христианство и православие.

Антинигилистическое движение – выражение национального менталитета России, утверждение позитивных начал. Это исконная суть русской литературы. Главное – не человек с его гордыней, а Творец. Восприятие мира теоцентричное.

Признается дуалистичная природа человека. Основа жизни человека – вера.

Антинигилисты опирались на учения об образе божьем в человеке (православная антропология). Идеал – приблизиться к личности Христа.

Все русские православно-христианские писатели понимали, что человек наделен даром свободы. Он должен проявлять свободную волю. Выбор должен быть свободным.

В своем отношении к обществу антинигилисты были консерваторами. Это мышление, которое оберегает человека от неразумных поступков.

Падение крепостного права означало начало нового, капиталистическогопериода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизньобщества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальныйи духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал ростукультурных потребностей. В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Онисоставили культурное наследие страны. Культурное наследие являетсяважнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческомразвитии общества.

Очень долго замалчивался характер русской литературы 19 века. В конце 90-х годов 20 в. Усилиями ученых Петрозаводского, Санкт-Петербургского и Московского университетов выяснен православно-христианский характер русской литературы. Она была пасхальной, поэтому спасительной.

Главная проблема русской литературы – проблема возрождения (воскресения) души человека. Русская литература православна по мировосприятию и миропониманию. Православен образ жизни героев. Писатели стремились разбудить совесть человека, решить философские вопросы. Они думали, как добиться счастья и справедливости для всех, признавали личную ответственность за свою жизнь. Они пытались думать не о насильственном изменении существующего строя. Они думали об очищении своей души.

Сейчас происходит процесс обновленного исторического познания русской литературы. Исследователи переходят к религиозно-философскому анализу, пытаются понять связь русской литературы с православием и христианством в целом.

Новые категории: благодать, закон, соборность литературы и др.

Существует два понятия смысла жизни: небесный и земной. Два типа культуры: сотериологический (Спаситель) и эвдемологический (путь). Взаимодействие этих двух типов культур и является основой конфликта русской литературы.

Центральный вопрос русской литературы и развития России середины 19 в. – вопрос о путях исторического развития России. Одни верят в постепенные реформы, другие – в революционный путь.

Социально-политическая борьба – это проявление противоборства двух типов мировоззрения: духовного и атеистического (или нигилизма и антинигилизма). Отсюда и социально-философская полемика в обществе.

В 70-е гг. 19 в. концепция бездуховного нигилизма нашла отражение в народничестве (Лавров, Ткачев, Бакунин).

П.Н. Ткачев разрабатывает заговорщический метод. Он отмечает, что крестьянство еще не готово к революции, следовательно нужен политический террор.

Самое главное в деятельности нигилистов – отрицание, насилие, неверие. В основе всего этого – безбожие.

В 60-е гг. Страхов назвал нигилизм чудовищным извращением души. Его поддержали Соловьев, Корков.

Достоевский, Лесков, Писемский противопоставили нигилизму антинигилизм.

Концептуальная основа антинигилизма в России – христианство и православие.

Антинигилистическое движение – выражение национального менталитета России, утверждение позитивных начал. Это исконная суть русской литературы. Главное – не человек с его гордыней, а Творец. Восприятие мира теоцентричное.

Признается дуалистичная природа человека. Основа жизни человека – вера.

Антинигилисты опирались на учения об образе божьем в человеке (православная антропология). Идеал – приблизиться к личности Христа.

Все русские православно-христианские писатели понимали, что человек наделен даром свободы. Он должен проявлять свободную волю. Выбор должен быть свободным.

В своем отношении к обществу антинигилисты были консерваторами. Это мышление, которое оберегает человека от неразумных поступков.

Шестидесятые годы XIX века – это замечательное явление в общественно-политической и литературной жизни России. В этот период были написаны произведения И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского и многих других замечательных русских классиков, получившие всемирную славу и известность.

Литературная жизнь того времени была сосредоточена вокруг журналов, придерживавшихся одного из трех основных направлений в русской критике (не считая консервативной критики и журналов): реального, либерально-эстетического и почвенничества.

Литературу того времени волновал целый ряд вопросов и проблем социального, эстетического, нравственного и философского характера, и по всем этим вопросам велась полемика на страницах журналов, а взгляды писателей, принадлежавших к тому или иному направлению в критике, отражались в их художественных произведениях. Можно выделить несколько проблем, дебатировавшихся в литературе и критике:

Н.Г. Чернышевский утверждал, что литература – эрзац по сравнению с действительностью, искусство не прекрасно, прекрасна жизнь (3).

Достоевский категорически возражал Писареву, Добролюбову, утверждая, что красота, искусство полезны всегда. Нельзя требовать от искусства сиюминутной пользы, красота полезна как стремление к идеалу. Именно в моменты хаоса общество стремится к прекрасному, красоте. Говоря о том, что мир спасет красота, Достоевский имел в виду и красоту вообще, и красоту добра, нравственную красоту.

Каждое из направлений высказывалось по этому вопросу односторонне, хотя в чем-то было право. Да, необходимо было писать о народе, но не забывать при этом о форме, о художественности не следует.

Почвенники (как и либералы) считали, что противоречия в обществе должны быть преодолены мирным путем, что два ведущих класса – помещики и крестьяне – должны слиться в единую почву: дворянство должно помочь образованию народа, а народ - помочь оторвавшимся от народной почвы дворянам – вернуться к народной вере и нравственности. Отсюда и второе название этого направления – почвенничество.

Важнейшим направлением в критике 60-х годов была революционно-демократическая, реальная критика, представителями которой были Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, М.А. Антонович, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин.

В своем художественном творчестве и критическом анализе реальная критика опиралась на следующие принципы:

1. Мировоззрение автора неважно. Неважно, что хотел сказать автор в своем произведении, важно то, что объективно, возможно помимо авторской воли сказалось в нем;

2. Произведение – это факт реальной действительности и подходить к нему надо с критерием его соответствия жизненной правде;

4. Принцип народности литературы: изображать народ надо без всяких прикрас и с точки зрения интересов народа.

Не было единства по вопросу о герое времени и в оценке типа лишнего человека в русской литературе. Либералы (пожалуй, за исключением И.С. Тургенева) считали героем времени дворянского интеллигента, образованного человека, носителя культуры и цивилизованности, передового человека. И.С. Тургенев в своих романах показал, как с изменением требований времени меняется и герой времени.

С 60-х годов XIX в. Россия вступила в новый революционно-демократический или разночинский этап в освободительном движении. В этот период возглавить движение не могли ни дворянские революционеры, потерпевшие поражение в декабре 1825 г., ни буржуазия, которая в условиях крепостнической России еще не оформилась как класс.

Объективно идеология и тактика разночинцев отражала борьбу крестьянских масс, а главным вопросом, стоявшим в 60-е годы, было участие в народной революции, которая покончила бы с самодержавием, помещичьим землевладением, сословными ограничениями.

В 1864 г. общество, ослабленное арестами, но так и не раскрытое, самораспустилось.

Разгром восставшей Польши усилил реакцию в России, а польское восстание стало последней волной революционной ситуации конца 50 — начала 60-х годов.

Первая революционная ситуация в России не завершилась революцией в силу отсутствия необходимого субъективного фактора: наличия класса, способного стать гегемоном в ходе назревавшей буржуазной революции.

Революционное народническое движение 70-х годов и его теоретические основы

Революционное народническое движение 70-х годов и его теоретические основы На рубеже 60-70-х годов главным направлениям в русском революционнодемократическом движении стало народничество. Взгляды народников, защищавших интересы крестьянских масс, сохраняли

§ 21. Антифашистское и революционное движение

Революционное движение

Революционное движение Главы, посвященные революционному движению, — одни из самых обстоятельных в книге Солженицына. Около двадцати пяти страниц посвящено только его раннему этапу. Однако о том, чем оно было вызвано, из книги понять невозможно. Неадекватен сам зачин

Революционное движение

Революционное движение Новый национализм. Межвоенный период примечателен и возникновением новой разновидности украинского национализма. В XIX в. национализм в большинстве своем либеральной или социалистической интеллигенции представлял собой аморфную смесь

Революционное народное движение

Революционное народное движение Одно время получило популярность предположение о том, что Войны Роз явились прямым следствием Кентского восстания Джека Кейда 1450 года. Исследователи предлагают три варианта, связывающие два этих события между собой, но в некоторой

§ 9. Революционное движение 1905–1907 годов

§ 9. Революционное движение 1905–1907 годов Это движение в Белоруссии проходило в тех же формах, в каких оно проявлялось во всей России.Немедленно после 9 января, уже между 11-м и 25-м того же месяца социалистические организации выступили объединенным фронтом. Начались

§ 4. Общественное движение 1860-1870-х гг. Революционное народничество

§ 4. Общественное движение 1860-1870-х гг. Революционное народничество На рубеже 1860-1870-х гг. на политическую сцену страны выступает российская радикальная интеллигенция, принявшая на вооружение различные варианты социалистического учения и ориентировавшаяся на коренную

ЦЕРКОВЬ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ

ЦЕРКОВЬ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В широчайших масштабах была развернута церковью пропаганда, направленная против революционного движения и социализма. Миллионными тиражами стали издаваться листовки и брошюры, характер которых виден уже из самих их заглавий: «Бога

50. РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАРОДНИЧЕСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

50. РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАРОДНИЧЕСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Опубликование Манифеста об освобождении крестьян 1861 г. вызвало разочарование в радикальных кругах. Ряд деятелей заявили, что крепостное право вовсе не отменено, а народ в очередной раз обманут царским правительством.

3. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ

3. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ Распространение марксистско-ленинских идей. Выход на историческую арену самого революционного в мире российского пролетариата и его боевого авангарда большевистской партии, перемещение центра мирового революционного движения в Россию

Читайте также: