Русская литература 17 века кратко
Обновлено: 25.06.2024
Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы. Именно литература, как ни одна другая сфера культуры, наиболее полно и ярко отразила противоречия общественной жизни, все те новые тенденции и явления, которые характеризуют развитие всей культуры в
Происходило, по выражению академика Д.С.Лихачева, "значительное социальное расширение литературы". Письменное слово начинало служить и социальным низам, интересы и настроения которых получили возможность отражения не только в фольклоре, но и в письменной литературе. Это формировало и развивало в ней демократическое, светское направление, т.е. вело к "обмирщению" литературы.
Преодолевался разрыв между фольклором и письменностью. Именно к XVII в. относятся первые записи произведений устного народного творчества - исторических песен, былин, пословиц, заговоров. Устное народное творчество с его антифеодальными и антицерковными мотивами явилось основой развития демократического направления в литературе, оно оказало заметное воздействие на письменную литературу как в идейном, так и в художественном отношении.
Влияние народного творчества на литературу выразилось в сближении литературного языка с живым народным языком, в появлении новых жанров, и прежде всего - демократической сатиры, в обогащении арсенала художественных средств.
Важным шагом в развитии литературы, свидетельствовавшим о разрыве со средневековыми тардициями и канонами, явился переход от исторических литературных героев к вымышленным, к созданию обобщенных литературных образов. Героями литературных произведений становились не выдающиеся исторические личности, а представители демократических слоев населения, простые люди из посадской и крестьянской среды, из низших слоев дворянства. Как и для всей культуры, для литературы этого времени характерно открытие ценности человеческой личности, многообразия, сложности и противоречивости человеческих характеров. Не подвиги "угодников Божих", а жизнь и дела простых людей начинали привлекать все большее внимание читателя.
Традиционные формы не могли вместить новое содержание, не претерпев существенной деформации. Это относится и к такому устойчивому жанру средневековой литературы, как житие, которое постепенно превращается в биографическую повесть. Примером может служить "Повесть об Улиании Осорьиной", написанная муромским дворянином Дружиной Осорьиным, сыном Улиании. Это первая в русской литературе биография женщины-дворянки. Автор создает образ энергичной и умной русской женщины, образцовой жены и хозяйки. И хотя в повести еще используются стереотипы житийного жанра, в целом в ней преобладают бытовые повествовательные элементы.
Выдающимся памятником русской литературы стала автобиографическая повесть одного из вождей и идеологов старообрядчества протопопа Аввакума "Житие". Аввакум-писатель резко отличается от Аввакума-апологета старообрядчества. Это произведение консервативно по основной идее, но глубоко новаторское по художественной форме, неповторимо по индивидуальной манере письма. Страстный защитник старины, яростный противник всего нового, выступавший против реалистических тенденций в живописи, против светского образования и распространения научных знаний, Аввакум в литературной деятельности проявил необычайное новаторство, отказавшись от условностей и традиций средневековой письменности. Обратившись к традиционному жанру жития, он разрушил его окостеневшие формы, став основоположником нового жанра - автобиографии-исповеди. Он смело ввел народное просторечие в книжный язык. Реалистическое изображение перипетий собственной жизни, русского быта, образный язык, страстное обличение социальной несправедливости, произвола властей и церковных порядков - все это сделало произведение Аввакума одним из самых ярких и значительных памятников русской демократической литературы.
В литературе XVII в. произошло возникновение и развитие нового жанра - демократической сатиры, отражавшей настроения народных масс и обличавшей несправедливость общественного строя. Антифеодальная направленнось сближала сатиру с устным народным творчеством, откуда она черпала сюжеты и художественно-изобразительные средства. В свою очередь, многие сатирические повести становились достоянием фольклора.
Беспощадному обличению подвергались различные стороны жизни феодально-крепостнического общества, важные государственные институты. Так, в "Повести о Шемякине суде" и "Повести о Ерше Ершовиче" обличались порядки феодального суда с его крючкотворством, волокитой, продажными судьями и пристрастными решениями. В "Службе кабаку", написанной в форме пародии на церковную службу, разоблачается государственная система спаивания народа через "царев кабак". Социальной остротой отличается пародийная "Азбука о голом и небогатом человеке", в которой с едкой иронией повествуется о тяжелом житье городской бедноты. В "Повести о Фоме и Ереме" высмеиваются не способные ни к какому труду дворянские дети.
Объектом сатиры нередко была церковь, что свидетельствовало о падении ее авторитета преимущественно из-за неблаговидного поведения церковников. Лицемерие и жадность духовенства бичуются в "Сказании о куре и лисице" и "Сказании о попе Саве и о великой его славе". Высмеиваются монастырские порядки и нравы в "Калязинской челобитной". В ней в форме челобитной тверскому епископу излагаются жалобы привыкших к распущенной жизни монахов на "лихого" архимандрита, вздумавшего требовать соблюдения строгого монастырского устава. Особой остротой отличается "Повесть о Бражнике", в которой остроумно доказывается, что бражник имеет не меньше прав на "царство небесное", чем "святые", а "святые" оказываются не меньшими грешниками, чем бражник. Здесь уже налицо скептическое отношение к официальному культу святых.
Изменения, происходившие в сознании, морали и быте людей, борьба "старины" и "новизны", которая пронизывала все сферы личной и общественной жизни, ярко отразились в бытовой повести. В этот переломный период, когда "старые обычаи поисшатали-ся", стала актуальной тема взаимоотношений старого и молодого поколений, "отцов и детей". О трагической судьбе молодого человека, попытавшегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, с домостроевской моралью, рассказывается в "Повести о Горе-Злочастии". Основной конфликт повести - столкновение двух мировоззрений: старшего поколения, стоявшего на страже традиционной общественной и семейной морали, старого уклада жизни, и молодого поколения, стремившегося к независимости, склонного к инициативе и личной активности. Автор показывает обреченность героя, который традиционному бытовому укладу, освященному веками, не может ничего противопоставить, кроме стремления жить по своей воле. В результате он терпит крах и уходит в монастырь. В этом отразилась русская действительность ХУПв., когда старое было еще значительно сильнее нового и попытки жить по-иному кончались трагично. Сюжет повести перекликается с евангельской притчей о блудном сыне. Однако герой повести в отличие от "блудного сына" не проявляет раскаяния, а возвращению в родительский дом с его старым укладом жизни предпочитает самозаточение в монастыре, последнем и вынужденном убежище.
Та же тема конфликта старшего и молодого поколений раскрывается в "Повести о Савве Грудцыне".Как и в "Повести о Горе-Злочастии", ее герой - купеческий сын, нарушивший заветы старины и наказанный за это. Оказавшись по торговым делам вдали от родительского дома, Савва Грудцын предается разврату, начинает вести разгульную жизнь и продает душу дьяволу. Спасаясь от отцовского гнева, он бежит из города, попадает в солдаты, с помощью дьявола совершает чудесные подвиги во время Смоленской войны. В конце концов с помощью чудотворной иконы он освобождается из-под власти дьявола, уходит в монастырь и там умирает. Повесть отличается занимательностью интриги и живым разговорным языком. В ней выразительно описаны реальные картины русской жизни того времени: посадский быт, нравы купечества, события русско-польской войны 1632-1634 гг., солдатский быт. Широкий исторический и бытовой фон, большое количество действующих лиц, изображение судьбы простого человека, рассказ о его любви, переживаниях, душевной борьбе - все это позволяет современным исследователям считать это произведение одним из первых русских романов.
В конце XVII в-появилась "Повесть о Фроле Скобееве". Отличитальная ее черта - отсутствие религиозной дидактики. Худородный дворянин Фрол Скобеев, пройдоха и авантюрист, для достижения собственного благополучия не брезгует никакими средствами, для него нет ничего святого, о старозаветной морали отцов он и не вспоминает. В этом уже чувствуется дух новой эпохи. Энергия, ум, житейский практицизм - вот те качества, которые приводят героя к достижению поставленной цели. Повесть отразила начавшийся во второй половине XVII в. процесс упадка старой знати и выдвижения нового, энергичного дворянства.
Новым в литературе было появление силлабического стихосложения, основанного на упорядочении числа слогов в стихе:
равное количество слогов в строке, пауза в середине строки и женская рифма, т.е. ударение на предпоследнем слоге последнего слова. Основоположником русского силлабического стихосложения был Симеон Полоцкий. Его стихи объединены в два больших сборника - "Рифмологион" и "Вертоград многоцветный". Значительная их часть - панегирические стихотворения, посвященные членам царской семьи, а также написанные по поводу различных событий придворной жизни. Писал С.Полоцкий и сатирические стихотворения. Главное в его творчестве - обоснование идеи просвещенной монархии. В 1680 г .С.Полоцкий переложил на стихи псалтырь - "Псалтырь рифмотворная", что имело большой успех у читателей. Книгу долгое время использовали как учебное пособие. Продолжателями дела С.Полоцкого стали его ученики Сильвестр Медведев и Карион Истомин.
Популярной становилась переводная художественная литература, изменялся ее характер: все большее внимание привлекали произведения с занимательным сюжетом - рыцарский роман, бюргерская бытовая и плутовская новелла, авантюрно-приключенческая повесть, юмористические рассказы и анекдоты. Эта литература подвергалась значительной переработке, наполняясь подчас чисто русским содержанием и испытывая сильное влияние русского фольклора. Некоторые произведения, превратившись в устную сказку, становились достоянием фольклора.
К числу таких произведений относилась "Повесть о Бове королевиче", восходившая к французскому рыцарскому роману и привлекавшая читателей авантюрным сюжетом, близким к волшебной сказке. Переводились и другие рыцарские романы: "История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей и о прекрасной королевне неаполитанской Магилене" - с франуцзского рыцарского куртуазного романа. XV в.; из Чехии пришла "Повесть о Василии Златовласом"; с польского языка переведена "Повесть об Отгоне цесаре римском" и др. Центральной темой всех этих произведений была тема земной любви .постоянства и верности.
Весьма популярной стала "Повесть о Еруслане Лазаревиче", пришедшая с Востока и восходящая к поэме Фирдоуси "Шах-наме". К древнеиндийскому сказанию восходит пришедшая из Польши "История о семи мудрецах", она состоит из 15 небольших новелл, объединенных единой сюжетной рамкой. С польского языка были переведены сборники нравоучительных рассказов "Римские деяния" и "Великое зерцало", сборник анекдотов и изречений древних философов "Апофегматы". Репертуар переводной литературы свидетельствовал об изменении интересов и вкусов русского читателя.
- Убийство царевича Дмитрия,
- сложная политическая ситуация в стране и своеволие бояр,
- неустойчивое положение Московского царства на мировой арене
привели к тому, что страны-соседи попытались воспользоваться слабостью огромной державы. В этот период русская литература становится на службу интересам своей страны, и именно слово помогло способствовать консолидации разрозненного общества.
Жанры, темы и особенности русской литературы 17 века
1.Публицистическая
В это время актуальной стала публицистическая литература, содержащая:
- размышления о политике,
- пламенные призывы бороться с захватчиками,
- прославление мужества героев
- и укрепление авторитета новой царской династии.
И как знать, сохранилась бы государственность в России, если бы не пламенные речи патриарха Гермогена и таких же патриотов, как он, разосланные в виде грамот по всему царству. Ведь именно после получения такой грамоты новгородцы Минин и Пожарский собрали народное ополчение и в 1612 году освободили Москву от поляков.
2. Историческая повесть в 17 веке
Такой жанр, как историческая повесть, в это время трансформируется.
В центре внимания писателя – не только значимое событие, но и личная жизнь персонажей, их психологический портрет, любовная интрига. Другими примерами зарождения беллетристики на основе исторической повести в русской литературе этого периода являются:
3. Жанр жития
Традиционное житие как жанр в это время тоже впитывает в себя мирские мотивы.
4. Бытовые повести
Особенности литературы 17 века в России
Таким образом, в XVII веке в русской литературе:
- трансформировались жанры, которые раньше были традиционными (житие, историческая повесть);
- в центре повествования оказались люди с их непохожими характерами и проблемами;
- были заложены основы для дальнейшего развития беллетристической прозы (сюжет, композиция, образы);
- было уделено внимание устному народному творчествукак самостоятельный литературный жанр выделилась сатира.
Именно в сатире впервые для русской литературы был изображен убогий быт нищих и голодных.
Презентация по теме:
XVII век стал переходным от историзма в литературе к авторскому художественному вымыслу. История постепенно выделяется в отдельную науку, а литература продолжает свое триумфальное шествие по векам.
Именно в произведениях, повествующих о событиях Смуты, происходит открытие человеческого характера во всей его сложности, противоречивости и изменчивости. В старой историографии, например в хрониках, разумеется, отмечались перемены в образе мыслей и в поступках того или иного исторического лица. Но такие изменения лишь фиксировались, хронист радовался исправлению грешного, негодовал развращению праведного, но не пытался объяснить эту эволюцию индивидуальными чертами характера данного лица. Писатели XVII в. уже хорошо понимают связь поступка с характером, сложность и изменчивость самих характеров.
В исторических сочинениях начала XVII в. авторы пытались осмыслить происходящее, оставить о нем память потомкам, а в ряде случаев оправдать и объяснить свои собственные политические пристрастия или поступки.
При этом не следует думать, что таков был стиль всех памятников официальной литературы: вспомним изящное описание сокола, чистящего свои перья; это лишь свидетельство сосуществования разных традиций и тенденций, разных стилевых манер в литературе XVII в.
Но наиболее явно новые литературные веяния проявились в демократической литературе, создававшейся и читавшейся в городском посаде и в деревне, в среде мелких купцов, ремесленников, низшего духовенства и приказных, в крестьянской среде. Каковы же основные художественные завоевания этой демократической литературы?
Это типично новеллистический сюжет и достаточно искусственный (троекратно повторенная сходная ситуация, все возрастающие суммы даров, которые обещает Татьяне каждый из поклонников, и т. д.), но у основных героев повести есть имена, так что достаточно простодушный читатель мог все же допускать, что эта история имела место в действительности.
Во всех этих случаях нет и намека на историзм, вымышленность сюжета открыто признается.
Текст "Повести о Шемякином суде". Рукопись XVIII в.
Живость и естественность диалога и всей сцены несомненны. Но в повести есть и еще одна примечательная для литературного развития XVII в. деталь: она совершенно лишена дидактизма. Читатель сам должен решить, с кем останутся его симпатии: с плутом ли Фролом или с уязвленным в своей гордости, обманутым собственной дочерью стольником.
Мы видим, как несколько нарочитый дидактизм сочетается в стихотворении с живыми бытовыми черточками. Таких примеров у Симеона мы встретим немало: он как бы предвосхищает живость сатир и басен XVIII столетия. Таков, например, рассказ о пьянице, у которого двоилось в глазах, и он стал попрекать жену неверностью, ибо вместо двух сыновей ему привиделось четыре. Муж потребовал, чтобы она в доказательство своей невиновности взяла в руки раскаленное железо. Но женщина попросила, чтобы супруг сам подал его ей.
Эмоциональная сила поэзии, ее специфические свойства как искусства слова еще не были полностью открыты ни самим Симеоном, ни тем более его учениками и последователями. Их поэзии недоставало искренности, воодушевления, свежести чувства. В этой связи заметим, что силлабическая поэзия XVII в. не знала лирики, воспевающей любовь-страсть. Симеон Полоцкий относился с осуждением даже к супружеской любви, видя в ней уступку плоти. Любовные стихотворения, в нашем понимании этого слова, появляются в XVII в. исключительно редко, и отнюдь не у поэтов-профессионалов круга Симеона Полоцкого.
Мы можем так или иначе оценивать Аввакума и возглавляемое им движение с позиций истории, истории церкви, истории общественной мысли, истории морали, но в любом случае Аввакум вызывает невольное уважение своей убежденностью, искренностью поступков и мыслей, необычайным мужеством; он не терпел компромиссов и самым страшным судом корил себя за редкие проявления человеческой слабости.
4. Великая Смута XVI–XVII веков как эпоха борьбы старой Русской Ордынской династии с новой прозападной династией Романовых Конец Русской Орды в XVII веке
§ 15. Литература и искусство XVII века
§ 15. Литература и искусство XVII века Трагический гуманизм Сервантеса и ШекспираК концу XVI в. стал очевидным разлад между гуманистическими идеалами Возрождения и суровой действительностью. Писатели, художники и мыслители приходили к пониманию того, что человек не властен
5. Фальсификация истории в XVII–XVII веках
5. Фальсификация истории в XVII–XVII веках Романовские археологи-погромщикиВ [1 т], гл. 1:13.1 и [ЦРИМ], гл. 9, мы рассказываем о раскопках в Центральной России, проведенных романовскими археологами середины XIX века. В частности, в 1851–1854 годах граф А.С. Уваров, которого сегодня
4. Великая смута XVI–XVII веков как эпоха борьбы Русско-Монгольско-Ордынской старой династии с новой западной династией Романовых Конец Русско-Монгольской Орды в XVII веке
Великая Смута XVI–XVII веков как эпоха борьбы Русско-Монгольско—Ордынской старой династии с новой западной династией Романовых. Конец Русско-Монгольской Орды в XVII веке
XVII 22 октября в полночь София-Шарлотта скончалась. Алексей подле ее постели.Смерть жены потрясла его. Несколько раз за ночь он падал в обморок.На другой день после кончины кронпринцессы — крестины новорожденного. Восприемники — дед и царевна Наталья Алексеевна.Бывшая
27. НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ В XVII в. ИТОГИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XVII в.
32. ПАРАДНЫЕ ДОСПЕХИ. XVII век CEREMONIAL ARMOUR. XVII с.
§ 15. Литература и искусство XVII века
§ 15. Литература и искусство XVII века Трагический гуманизм Сервантеса и ШекспираК концу XVI в. стал очевидным разлад между гуманистическими идеалами Возрождения и суровой действительностью. Писатели, художники и мыслители приходили к пониманию того, что человек не властен
"Бунташный век" (о самых важных исторических событиях, произошедших в России XVII века читайте здесь ) стал временем, когда мироощущение русского человека начало существенно изменяться, что нашло своё отражение во всех сферах жизни и искусства. Каким образом новые веяния нашли воплощение в архитектуре и в живописи читайте в предыдущих статьях. А здесь посмотрим, как развивались другие виды художественной деятельности в это время.
Литература
Бурно развивается и претерпевает значительные изменения в XVII столетии русская литература, которая "жила" по своим, довольно строгим законам до этого времени. (Чтобы вспомнить, какой была литература Древней Руси можно обратиться к этой статье ),
Впервые в письменных произведениях появляются, кроме князей и святых, герои разного социального происхождения (купцы, крестьяне, служилые люди и т.д.) с противоречивыми , нечётко заданными (отрицательными или положительными), как в традиционных жанрах, характерами.
И читатель восхищается не только силой духа и неистовой верой этих людей, но и силой слова Аввакума, поскольку этот яростный проповедник старообрядчества был выдающимся писателем своего времени. В произведении звучит его яркая, живая, эмоциональная, искренняя речь, позволяющая хорошо представить характер самого автора – непреклонного в своих убеждениях, истово верующего в конечную (божественную) справедливость, человечного, сопереживающего своим друзьям, но готового буквально испепелить гневом своих врагов.
Важным событием в истории русской литературы стало появление в XVII столетии поэзии . У её истоков стоит придворный писатель Симео́н По́лоцкий , личность во многом выдающаяся.
Им было положено начало так называемому силлаби́ческому стихосложению . Для таких стихов характерно равное количество слогов в каждой строке, разделённых смысловой паузой посередине, а также концевая рифма, соединяющая строки попарно, стоящая под единственным строго определённым ударением:
Нужно отметить, что поэтическое искусство, после смерти Полоцкого начало развиваться довольно быстро, а число поэтов, составляющих даже противоборствующие партии действительно велико.
Огромным вкладом в развитие последующей культуры России стал труд Кариона Истомина - придворного поэта, конца XVII века. Им был составлен стихотворный "Букварь" с иллюстрациями, изданный в 1694 году. Этим учебником пользовались в российских учебных заведениях вплоть до начала XIX столетия.
Музыка
Изменения, характерные для всей художественной культуры Руси XVII века, затрагивают и музыкальное искусство. (О том, какой была музыка Древней Руси до реформ XVII века читайте здесь ) .
В этот период, благодаря западноевропейскому влиянию, в церковное богослужение вводится парте́сное (по партиям) многоголо́сное пение . В нём господствовало уже не традиционное осьмогласие, а европейские правила музыкальной гармонии. Количество голосов в таких произведениях колебалось от 3 до 12, а иногда могло достигать 48.
Прежняя запись музыки крюками или знамёнами уже не могла удовлетворить потребности музыкантов – композиторов и певчих, поэтому усложнившиеся музыкальные произведения стали записывать европейской нотацией , которая быстро утвердилась в русской музыкальной практике.
Лучшим выражением этого музыкального направления стали парте́сные духо́вные конце́рты , появившиеся в конце XVII – начале XVIII веков.
Светский профессиональный театр
Сочувствующий всем реформам и нововведениям царь Алексей Михайлович желал видеть своё государство не отсталой провинцией Европы, но сильной и авторитетной державой, которую бы серьёзно воспринимали соседние страны. Поэтому он внимательно присматривается к тому, как развиваются культура и искусства на Западе, и по возможности, пытается что-то внедрить и в своём отечестве.
Так он своим указом запрещает скоморошество и, впервые в истории русского государства, создает светский профессиональный театр. Решающую роль в его появлении сыграл боярин Артамо́́н Матве́ев , начальник Посольского приказа, который набрал первых актёров (в основном иностранцев из Немецкой слободы) и нанял на работу режиссёра – немца Иога́нна Гре́гори .
Представление длилось десять часов подряд, на немецком языке (с пояснениями на русском), но царь досмотрел всё до конца и остался весьма доволен.
Итак, XVII век стал последним этапом культурного периода, названного древнерусским искусством. Именно в это время произошёл перелом в мировоззрении и сознании людей, обозначивший постепенный уход русской культуры от церковно-религиозного начала к светскому. Этот качественный культурный скачок, подготовленный в семнадцатом столетии уже окончательно обретёт своё завершение в XVIII веке, после глобальных и грандиозных реформ Петра I Великого.
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.
Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций:
Иван Тимофеев (1555-1631).
Повесть о Юлиании Лазаревской (Осорьиной). 20-30е гг. XVII в.
Написал сын Юлиании Лазаревской – Дмитрий Осорьин.
В.Ф. Бурцев.
Очерк истории России с 1584 -1618 гг.
Авраамий Палицын (1530-1626). Русский церковно-политический деятель, писатель и публицист, келарь (то есть хранитель монастырской провизии) Троице-Сергиева монастыря.
Симеон Полоцкий.
А.И. Лызлов (1655-1697).
Русский историк, переводчик.
Повесть о Савве Грудцыне. 1670.
Читайте также: