Русская культура xvlll века кратко

Обновлено: 30.06.2024

На рубеже 17 и 18 веков в России началось Новое время. В странах Европы этот исторический переход растягивался на столетия, в России занял менее века.

Периоды развития

Больше всего для развития культуры сделали два правителя: Петр I и Екатерина II. Поэтому условно 18 век можно разделить на два периода:

  • первая четверть века — становление новой культуры;
  • вторая половина века — ее развитие и расцвет.

В начале века развивались наука и образование, появились периодические издания, светские развлечения, такие как балы и театры, светская литература. К середине 18 века образованное общество состояло почти исключительно из дворянства, прежде всего петербургского и московского, а также небольшого количества разночинцев. Крестьяне еще очень долго не читали газет и не ходили в театры.

Разночинцы - это представители незнатных сословий, получившие образование, но не дослужившиеся до дворянского звания; интеллигенция.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Екатерина II продолжала курс на европеизацию страны. В России усилились самодержавие и крепостное право, но в те же десятилетия была проведена колоссальная работа по увеличению общего уровня образования, развитию науки и культуры. Идеи о свободе и равенстве и вера в необходимость сохранения сословных различий в сознании самых просвещенных деятелей русской культуры были неразрывно связаны между собой. Просвещение было поддержано и самодержавием, и дворянством, но все они стремились использовать новые культурные веяния в интересах сохранения существующих порядков.

Влияние культуры 18 века на развитие российского государства

По приказу Петра I столица была переведена в Санкт-Петербург, выстроенный по европейскому образцу. Именно выход к Балтийскому морю, а затем и к Черному, укрепил и расширил связи России с европейскими государствами. Значительно снизилось влияние церкви, образование стало светским, развивалась наука.

Екатерина II, известная на Западе как сторонница естественного права каждого человека на достойное существование, желала, чтобы ее народ жил по справедливым законам. В самом начале своего правления она утвердила манифест Петра III от 18 февраля 1762 года, освобождавший дворян от обязательной государственной службы, и в то же время объявила, что крестьяне остаются в крепостной зависимости. Крепостное право в России до 1762 года существовало как бы по государственной необходимости: дворянин находился на царской службе, а прикрепленный к его земле крестьянин обеспечивал всем необходимым для жизни и дворянина, и себя. В первой половине 18 века из-за неясностей в российском законодательстве все более распространялся взгляд на крепостного как на полную собственность помещика. Указы, изданные императрицей позднее, закрепили это, фактически превратив крестьян в рабов. Императрица предлагала членам российского Вольного экономического общества обсуждать положение крестьян, надеясь убедить их в аморальности узаконенного рабовладения. Также она запретила свободным людям становиться крепостными, а для освоения новых земель правительство выкупало крестьян и делало их свободными горожанами.

Особенности культуры

Длительная изоляция

Из-за длительной изоляции люди не доверяли ничему иностранному, поэтому многие нововведения в петровскую эпоху только раздражали русских, оскорбляли их веру и казались странными. Потребовалось время, чтобы основная масса населения привыкла к новшествам.

Передовые деятели российского Просвещения резко критиковали отвратительные проявления крепостничества и паразитизм помещиков, разоблачали их бесчеловечность и произвол, ратовали за повышение образовательного и морального уровня дворянства. Но все же крепостное право было незыблемым фундаментом представлений об обществе и справедливости. По мнению просветителей, каждое сословие должно было осознать свое предназначение и место в государстве, тогда исчезли бы и социальные конфликты.

Влияние православной церкви

Церковь конфликтовала с Петром I, давала резко негативную оценку его нововведениям. Внутри самой церкви еще продолжались конфликты по поводу раскола. Феофан Прокопович, сподвижник Петра, оратор и проповедник, занялся религиозной деятельностью во взрослом возрасте, перешел в православие после монашества в Польше и обучения богословию в Риме, так что по своему происхождению и воспитанию был ближе к западноевропейскому подходу к религии. Многие священники не разделяли его взглядов.

Завершая начатую еще Иваном III борьбу за возвращение государству монастырских земельных владений, правительство в 1764 году провело секуляризацию церковных земель, в результате которой около 2 миллионов крестьянских душ, прежде принадлежавших церкви, перешли в ведение особого государственного учреждения — Коллегии экономии. Петровские и екатерининские реформы достигли своей цели: отныне Русская Православная церковь не могла проявлять ни малейшей самостоятельности в общественно-политических вопросах. Это стало одной из причин быстрого падения ее авторитета не только среди образованной части общества, но и в народе. Тысячи и тысячи людей тайно и явно порывали с официальным православием и обращались в приверженцев различного рода религиозных движений, не принадлежавших к господствующей церкви, в первую очередь — старообрядчества. Екатерина II проявляла известную веротерпимость, в ее царствование староверов можно было встретить в любом уголке России: они покидали окраинные земли, где ранее скрывались от преследований, возвращались из-за границы, прежде всего из Польши, образовывали общины. Идеология старообрядчества не способствовала принятию европейских нововведений.

В то время как Просвещение в Европе имело светский характер, философия в сознании русского человека была неразрывно связана с верой. Русские просветители протестовали против суеверий, позволяли себе критиковать священнослужителей, но в целом оставались на позиции деизма и оставались истинными христианами.

Переход на путь общеевропейского развития

В 18 веке Россия встала на путь общеевропейского развития. В первую очередь это выразилось в принятии материалистического мировоззрения. Появились наука и светское образование в прикладных сферах. Вслед за этими нововведениями русские люди стали знакомиться со светским искусством: живописью и музыкой. Быт и традиции также стали постепенно меняться.

Приобщение к европейской культуре

Общественное признание

Новые устои жизни

Гражданское образование

При Петре I русские люди отправлялись в Европу за государственный счет обучаться различным специальностям, наукам, ремеслам, организации производства, коммерции. В свою очередь тысячи иностранцев — от аптекарей и садовников до инженеров-оружейников и мастеров шлюзного дела — были наняты на русскую службу.

В 1701 году открылась первая в стране Школа математических и навигацких наук. В 1715 году ее сменила Морская академия, в 1711 году в Москве появилась инженерная школа. Также появились артиллерийская, медицинские школы. Для детей мастеровых и матросов открылась русская школа.

При правлении Екатерины II в России появилась система общего начального образования. В губернских городах открыли главные, а в уездных — малые народные училища, куда принимали всех, кроме крепостных крестьян. Но потребности растущего хозяйства и европеизированный уклад жизни вынуждали помещиков готовить грамотных специалистов и из крестьян: приказчиков, музыкантов, садовников.

Приобщение к духовному наследию Европы

Ассамблеи — вольные собрания для дворян — были учреждены в 1718 году. В них предписывалось принимать участие и женщинам. Здесь можно было встретиться, обменяться новостями и вообще весело провести время, играя в карты, шахматы, танцуя западноевропейские танцы.

В 1702 году Петром I была приглашена немецкая театральная труппа и открыт общедоступный театр, просуществовавший четыре года. Императора не устроило, что спектакли носили исключительно развлекательный характер, не патриотический. Тем не менее начало театрам в России уже было положено, и в 1723 году вышел указ о постройке театрального здания на реке Мойке. Во второй четверти 18 века ученики художников, обучавшиеся за границей за счет государственных средств, стали возвращаться в Россию и обучать талантливых молодых людей на родине.

Общая оценка развития культуры 18 века

Музыка

Музыка, до 18 века бывшая в основном народным искусством, обрела большое значение: в России появились собственные оперные театры, композиторы и исполнители. Императрица Анна Иоанновна впервые пригласила в Россию итальянскую оперную труппу, либретто перевели на русский язык, и в 1736 году состоялось первое представление. Нередко на оперных певцов переучивались певчие Придворной капеллы, до этого исполнявшие церковные песнопения.

Просвещение

Были созданы первые в России музеи. Для царской Кунсткамеры, открытой в 1719 году, привозили из разных уголков страны и выписывали из-за границы разные диковины. Начала работать первая общественная библиотека, где можно было ознакомиться с книгами, изданными как в России, так и за границей, а также получить их на дом.
Екатерина II основала Эрмитаж, при ее жизни он оставался частным собранием, но мода коллекционировать и демонстрировать гостям произведения искусства распространилась, среди образованных людей стало считаться приличным разбираться в искусстве. В частности, для Воспитательного дома наряду с книгами закупали картины и скульптуры.

Наука

В 1718 году, вскоре после избрания Петра I членом Парижской Академии наук, начинается разработка проекта создания в России подобного научного центра — Академии наук. Она была учреждена в 1725 году, уже после смерти великого реформатора.

Архитектура

Не придавая большого значения представительности своих дворцов в самом Петербурге, Петр I все внимание сосредоточивал на устройстве великолепных, не уступающих Версалю, загородных резиденций в Стрельне и знаменитом Петродворце. Дворцовые комплексы с каскадами фонтанов, садами и парками спроектировали и отстроили лучшие архитекторы — И.Ф. Браунштейн, М.Г. Земцов, Ж.Б.А. Леблон, Б.К. Растрелли.

В первой половине 18 века архитекторы совмещали особенности древнерусской архитектуры и стиля барокко, примером этого могут служить соборы, возведенные Б.К. Растрелли. Русский неоклассицизм второй половины 18 века обычно называют просто классицизмом. Один из первых образцов этого стиля — здание Академии художеств.

Изобразительное искусство

В 18 веке в России начало развиваться образования. Открываются учебные заведения, академии. Уровень жизни этого времени требует развития грамотности населения Российской Империи. Уделяется большое внимание развитию грамотности, науки и искусства. 18 век стал для России – веком Просвещения.

В период правления Екатерины II был основа первый университет нашего государства – Московский университет (дата основания 1755). Во второй половине 18 века открывались первые библиотеки, музеи, театры, начала выпускаться первая пресса. В Петербурге начала свою деятельность Императорская академия художеств.

Развитие просвещения Российской Империи делиться на два периода:

  • Первая половина 18 века – образование совершенно новой культуры.
  • Вторая половина 18 века – стремительное развитие культуры и образования.

Общая характеристика

Новшества в развитии населения, воспринималось народом тяжело. Обусловлено это долгим закрытием русских от иностранных государств. Требовалось время, сто бы войти в новый уклад жизни. Люди с недоверием относились к пришедшим с Европы нововведениям.

В эпоху Петра I иностранные государства начинают воспринимать Российскую Империю, как европейское государство. Осваиваются первые взаимоотношения между государствами.

При Екатерине II, заключаться первые дипломатические соглашения между Россией и государствами Европы. Все важные политические вопросы между странами решаются с участием Российского государства.

В 18 веке империя расширяет границы, выходит к морям. Из периферийного государства, приобретает статус доминанта на Востоке. Не одно важное дипломатическое решения не принимается без участия Российской Империи.

Особенности развития

Культура России 18 века начинает развиваться под влиянием европейского просвещения. В тоже время Российская церковь не воспринимает введения, пришедшие из других государств. Возникает конфликт между Петром I и русской церковью, что замедляет становления культуры эпохи.

Не смотря на это, Россия постепенно принимает Европейское направления развития. Стремительными темпами развивается литература, философия, наука.

Архитектура

В 18 веке отмечается расцвет архитектуры Российской империи.

Основные этапы развития архитектуры эпохи:

  • В России 18 века поочередно развиваются три направления архитектуры: барокко, рококо, классицизм.
  • В архитектуру приходят новые западные направления, которые сочетаются с российскими традициями.
  • В Российской Империи появляются новые города, образовываются первые архитектурные памятники, памятники культуры.
  • Возводятся новые строения в Санкт-Петербурге. Который приобретает статус центра архитектуры 18 века.
  • Появляются новые здания для России эпохи Просвещения: театры, заводы, коллегии, сооружения гражданского назначения.
  • Планово застраиваются города.
  • Россия приглашает иностранных архитекторов.
  • Большое значение для империи имеет постройка дворцовых и парковых зон, которых становятся достопримечательностью эпохи

Музыка

В салонах или аристократических домах обучали игре на музыкальных инструментах (флейте, виоле, арфе, гитаре). Были написаны лирические канты (первые арии). Набирало популярность танцевальное направление музыки: менуэты, англезы, экосезы и другие.

Живопись

Живопись Российской империи 17 века представлялась портретами, которые отдаленно напоминает образы икон. Немевшими красочности и точности написания. С наступление Просвещения портреты приобретают цветовую насыщенность, авторы в работах отражают тень и оттенки.

При Петре I появляется первый известный художник – Иван Никитин. Известные картины мастера:

Данные картины сохранились до нашего времени и находятся в Государственном Русском музеи.

Литература

В первой половине 18 века произведения писались по сложившимся древним традициям. Основными направлениями были:

  • Житие.
  • Панегирик.
  • Тонические стихи.

К середине 18 века литература охватывается новым веяньем и начинает стремительно развиваться. Главными деятелями эпохи признаны: Михаил Васильевич Ломоносов, Василий Кириллович Тредиаковский.

Первый филолог России — В. А. Тредиаковский, познакомил народ с понятиями прозы и поэзии. Он первый перевел произведения древнегреческой и европейской культуры, сделав их доступными для людей.

В конце 18 века Россия узнает такие жанры литературы:

  • Проза.
  • Драма.
  • Стихотворные формы литературы (поэмы, оды)

Театр

Театр в Российской империи стал развиваться при Петре I. Первые пьесы ставились только для царской семьи. После смерти правителя развития театра остановилось.

Резкий расцвет театра произошел во время правления Екатерины II. Правительница основала Императорские театры России. Большое количество пьес было сосредоточено в Санкт-Петербурге.

В 1756 году формируется русский театр в Санкт-Петербурге и Москве.

В 1957 году проходит открытие первой итальянской опреы в Москве.

Главные театры 18 века:

  • Каменный театр.
  • Деревянный театр.
  • Эрмитажный театр.

18 век для Российской империи характеризуется резким скачком развития культуры и образования. В эпоху Просвещения Россия перенимает направления развития европейских стран, что положительно отражается на становлении культуры государства.

После образования единого Русско­го государства в конце ХV – ХVI в. появилось немало произведе­ний о путях дальнейшего развития страны. Недаром ХVI век назы­вают веком публицистики. Дворянин Иван Пересветов в сочине­нии, предназначенном для Ивана Грозного, выдвинул идею со­здания государства с безграничной властью правителя над его подданными.

Иван Семёнович Пересветов

Русский философ права, писатель-публицист, один из самых ярких представителей русской общественно-политической мысли середины XVI века. Идеолог дворянства; известен сочинениями против старой наследственной аристократии. Некоторые историки считали фигуру Пересветова фиктивной, а действительными авторами приписываемых ему сочинений А. Ф. Адашева и Ивана Грозного

Андрей Михайлович Курбский

Русский полководец, политик, писатель, переводчик и меценат, ближайший приближённый Ивана Грозного. Происходил из смоленско-ярославской ветви Рюрикова дома, той его части, что владела селом Курба на Ярославщине. В 1564 г. в разгар Ливонской войны получил известие о предстоящей опале, бежал и поселился в Великом княжестве Литовском. Из Литвы вёл с русским царём знаменитую переписку. Википедия

В ХVI в. вокруг многих городов были построены каменные сте­ны. Наиболее известным создателем укреплений в России был Ф. С. Конь. Им построены стены Белого города в Москве, стены Смоленска и т. д.;

· П. А. Раппопорт высказал предположение, что строителем Борисоглебской церкви у Борисова городка так же являлся Фёдор Конь, но по данным более современных исследований церковь была построена в 1585—1586 годах еще во времена существования деревянных укреплений, до строительства каменной крепости, и ни по своим архитектурным формам, ни по времени строительства не могла быть построена Фёдором Конём;

· каменных стен и башен Белого города Москвы ( 1585 — 1593 ; по линии нынешних бульваров );

· Троицкая церковь в Вяземах со звонницей (1585—1586)

Важнейшим событием XVI в. стало распространение книгопечатания. Первая печатная книга на славянском языке с кириллическим шрифтом была отпечатана в Кракове в конце ХV в. В начале следующего столетия такие книги издавал западнорусский просветитель Франциск Скорина.

Франци́ск Луки́ч Скори́на (церковнослав.: Францискъ Скорина изъ Полоцька, лат. Franciscus Scorina de Poloczko, около 1490, Полоцк, Великое княжество Литовское — 1551, Прага, Королевство Богемия, Священная Римская Империя) — восточнославянский первопечатник, философ-гуманист, писатель, общественный деятель, предприниматель и учёный-медик. Переводчик на белорусский извод церковнославянского языка книг Библии, издатель этих книг.

Почти весь ХVII век прошел в непрерывных военных столкновениях. Борьба с западными соседями заставила пристальнее приглядеться к их быту. Необходимо было понять преимущества Запада и попытаться, усвоив их, обратить в свою пользу.

Сближение с Западом вносило в сознание русских людей целый ряд новых понятий. Заимствование военной и промышленной техники, приемов ведения хозяйства открывало перед pycскими людьми новую перспективу деятельности, непривычную, по форме и содержанию, и тем самым приучало даже к иному; образу мыслей.

Процесс обмирщения культуры шел в России на протяжении всего ХVII в. Культура постепенно выходила из-под церковного влияния.

В XVI и XVII веках в культуре России произошел заметный прогресс. В стране начала распространяться грамотность, улучшилась ситуация с книжным делом. Появились новые направления в архитектуре, ремесленном производстве, живописи. Россия перестала быть обособленным государством. Укрепление связей с Европой положительно отразилось на развитии российской культуры.

Культура XVI века

В XVI веке изменения коснулись:

  • литературы;
  • образования;
  • архитектуры;
  • ремесленничества.

Литература 16 века

Литература XVI века

Российская литература пополнилась следующими произведениями:

  • Летописные своды: Никоновский и Лицевой.
  • Исторические: Степенная книга, Великие Четьи минеи. Предположительный автор книг митрополит Макарий.
  • Публицистика: письма Ивана Грозного и Андрея Курбского, Сказания о князьях Владимирских. Известные авторы: М. Башкин, И. Пересветов, Ф. Косой.
  • Бытовой жанр: Домострой. Точный автор неизвестен. Скорее всего, это работа протопопа Сильвестра.

Грамотность в XVI веке

Архитектура XVI века

Постепенно популярность набирает шатровой стиль. Он получил свое название из-за перекрытия в виде шатра. Для этого стиля характерна асимметрия, многоглавие. Шатровые кровли приобрели многие храмы. Самый удачный образец архитектурного стиля – церковь Вознесения, построенная в селе Коломенском в 1532 году.

Архангельский собор

XVI век богат храмами. Самые яркие:

  • 1509 год – в Московском кремле появился Архангельский собор. Архитектор – итальянец Алевиз Новый.
  • 1560 год – построен собор Василия Блаженного. Над ним трудились русские архитекторы Постник и Барма.

В XVI веке российские города постепенно переходят с дерева на камень. Повлияли постоянные пожары, а также получение новых знаний в плане строительства от зарубежных мастеров. Вокруг многих городов выросли каменные стены. Самый известный архитектор того времени – Федор Конь. Укрепления Смоленского кремля и Московского Белого города – его творения.

Ремесленничество XVI века

Российские ремесленники продолжали совершенствовать свое мастерство. В XVI веке процветали:

  • Резьба по дереву и кости.
  • Производство изделий из железа.
  • Изготовление ювелирных украшений.

Появились первые письменные инструкции, по которым мастера могли обучаться новым техникам. В 1586 году произошло знаковое для России событие – появилась первая Царь-пушка. Мастер – Андрей Чохов.

Культура XVII века

В XVII веке усиливается обмен знаниями с европейскими государствами. Происходит расхождение во взглядах духовенства и правительства. Все это отразилось на развитии культуры. Главные особенности:

  • На первый план в живописи, литературе выходит личность человека.
  • Ослабевает церковное влияние, происходит обмирщение культуры.
  • Культура разделяется на отдельные направления: наука, светская живопись, художественная литература.
  • Интерес к социальной тематике.
  • Преобладание в искусстве праздничности, ярких красок.
  • Повышенное внимание к распространению науки.

В XVII веке постепенно сформировался литературный и национальный язык, русская культура. Если бы духовенство и цари не вмешивались, развитие литературы, живописи, архитектуры происходило бы ускоренными темпами.

Наука в XVII веке

Новые знания в России получали благодаря переводам работ иностранных ученых, а также исследованиям отечественных знатоков. Популярностью пользовалась прикладная наука, разработки которой можно было применять на практике. Яркий пример – водяные колеса, винтовые деревянные домкраты.

Книга Везалия

Россия продолжала изучать все свои уголки, а также осваивать новые территории. В 1627 году появилась Книга Большого чертежа. В ней были собраны все географические и этнографические сведения как о самой стране, так и о соседних государствах. В 1667 году вышел Чертеж Сибирской земли. Географическую карту края составил генерал Петр Годунов.

Образование в XVII веке

Династия Романовых уделяла повышенное внимание распространению грамотности в России. Цари имели хорошее образование. Они понимали, что страна будет развиваться только при наличии достаточного количества профессионалов своего дела. Поэтому было открыто большое количество специализированных школ, в которых обучали подьячих, наборщиков, лекарей. В 1687 году братья Лихуды открыли Славяно-греко-латинскую академию. Самым известным ее учеником был Ломоносов.

Славяно-греко-латинская академия

В России массово открывались библиотеки. Они были трех типов: государственные, царские и частные. Хотя книгопечатание и развивалось, но все же длительное время наблюдалась нехватка литературы. Доступ к книгам имели только богатые сословия.

Литература в XVII веке

В России развивались следующие направления:

  • Автобиографические повести: Житие протопопа Аввакума.
  • Биографические произведения: Об Ульянии Осорьиной.
  • Сатира: Сказание о куре и лисице, О Ерше Ершовиче, Повесть о Фоме и Ереме.
  • Патриотические повести: Новая повесть о преславном Российском царстве, Сказание Авраамия Палицына.
  • Учебники: Синопсис, буквари Бурцева, Полоцкого, Истомина, грамматика Смотрицкого, Азбуковники.

Кроме всего прочего в России развивалась светская поэзия. Самыми яркими представителями были Карион Истомин, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев.

Живопись и театр в XVII веке

Если раньше художники практиковали плоскостное изображение, то теперь начали переходить к объемному, более реалистичному. Первопроходцем в иконописи и создании портретов нового стиля стал Симон Ушаков. Главные его работы:

  • Троица;
  • Спас Нерукотворный;
  • Богоматерь Владимирская;
  • Насаждение древа государства Российского.

Спас Нерукотворный

Фресковая живопись приобрела мирской характер. Настенные картины демонстрировали повседневную жизнь человека, его быт, труд. В этом направлении работали художники Сила Савин, Гурий Никитин.

Если раньше портреты князей, царей рисовали по типу икон, то в XVII веке появились первые парсуны. Это были персональные портреты, на которых человек изображался реалистично, художественно. Художники в своих работах пытались передать не только внешность, но и внутренний мир своего героя. Первые парсуны были созданы для Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.

Во второй половине XVII века иностранцы познакомили русский народ с театром. Хотя многие были против такого вида развлечения. Известно о придворном театре, в котором работала немецкая труппа лютеранского пастора Грегори. Она выступала в Немецкой слободе с 1672 по 1676 год.

Архитектура в XVII веке

Хотя в России и появлялись каменные строения, но все же деревянное зодчество доминировало. Яркий пример архитектуры того времени – царский дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Над ним трудились Петров и Михайлов.

Постепенно появился новый стиль – московское или нарышкинское барокко. Для него характерна многоярусность, симметричность, дробность элементов, а также цветной декор. В таком стиле построен Рязанский Успенский собор, церкви Покрова в Медведкове и Филях.

Читайте также: