Русская культура в xiv xvi веках кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Упадок в связи с монголо-татарским завоеванием и экспансией западных феодалов подъем национального самосознания. Наряду с позитивными факторами, действовали и факторы негативные, ставившие серьезные преграды на пути. Урок по истории в 6 классе на тему русская культура xiv-xv веках цель урока продолжить формирование у учащихся историко-культурных представлений, приобщение их к достижениям русского народа в области культуры. Русская культура xivxvi веков сохраняла свою самобытность, но находилась под сильным влиянием монголо-татар, которое проявилось в заимствовании слов (деньга от тюркского таньга), оружия (сабля). Реферат русская культура в конце xv-xvi веках в конце xv-xvi веке русская культура подводит итоги уходящего средневековья, традиционно оглядывается на прошедший век, формирует основания таких новшеств, которые. Также развитие грамотности и письменности ( в новгороде нашли берестяные грамоты 14в.

Особенности русской средневековой архитектуры xiv-xvi вв. Возрождение архитектуры руси после монголо-татарского нашествия. Развитие русской культуры в этот период происходило под воздействием множества факторов. Это и развитие прежних традиций, особенно связанных с. Условия развития русской культуры в xiv-xv веках культура xiv-xv веков культура зрелого феодального общества.

Отличительные особенности русской культуры XIV-XVI вв.

Живопись

Одним из великих мастеров того времени являлся Феофан Грек, приехавший из Византии в $70$-е гг. $XIV$ в. В начале он работал в Новгороде, где оказал сильное влияние на развитие местного искусства. В Новгороде он расписал фресками собор Спаса Преображения на Ильине улице, церковь Федора Стратилата на Ручью, а также Успения Богородицы на Волотовом поле.

После Новгорода в $1390$-х Феофан работал в Москве. Там он возглавил роспись нескольких храмов: Архангельский и Благовещенский соборы Кремля, церковь Рождества Богородицы. Также Феофану Греку приписывают авторство некоторых икон, например, Донская икона Божией матери.

Готовые работы на аналогичную тему

Техника Рублева была продолжена Дионисием. Этот живописец стал основателем московской живописной школы. Его фрески сохранились в Ферапонтовом монастыре.

Архитектура

В $XIV$ в. архитектура Московского княжества продолжала более ранние традиции Северо-Восточной Руси. Первые построенные храмы Московской земли тяготели к домонгольскому периоду.

Тем не менее, искусство не могло стоять на месте. Выше отмечено, что культура стала использоваться для выражения государственных идей, укрепления строя и власти отдельных правителей, их прославления. Поэтому в Москве началось монументальное строительство, целью которого было подчеркивание величия Московской Руси. Отдельно отметим, что повышенное внимание стало уделяться украшению построек. Важнейшей задачей являлось укрепление города, поэтому в $1367$ г. Кремль был выстроен в камне. Особенно широко каменное строительство разворачивалось при Иване III, были возведены современные нам стены Кремля из кирпича. Также строились монументальные соборы – Успенский, Благовещения, Архангельский. Известным зодчим, принимавшим в этом участие, был итальянец Аристотель Фьораванти. В $XVI$ в. каменное московское строительство развивалось еще быстрее и активнее.

В $XVI$ в. получил развитие шатровый стиль архитектуры.

Кроме Москвы, каменное строительство широко развивалось в других крупных городах. Больше всего церквей сохранилось в Новгороде. Но активнее всего строились крепости – появились кремли в Нижнем Новгороде, Смоленске и др.

Литература

Единое летописание выразилось в официальной Никоновской летописи $XVI$ в.

В $XVI$ в. появилась публицистика. Споры велись о религии, государстве, праве. Оценивался строй в России представителями всех сословий. Наиболее известны имена Ермолая-Еразма, Федора Косого, а вершиной жанра стала переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным.

Возрождением, после длительного застоя в культурном развитии, принято считать XIV- XV столетия, когда земли были освобождены от постоянных набегов монголо-татарского войска. В таких городах, как Москва, Нижний Новгород, Псков, Ростов, Новгород, Тверь начали, проходить работы по восстановлению монастырских школ. В монастырях переписывали старые книги и создавали новые, развивалась живопись, и строились храмы. Свой весомый вклад в развитии культуры русского народа XIV–XV столетий сделали: писатель и монах Логофет Пахомий, путешественник Афанасий Никитин, среди живописцев это - Андрей Рублев, Черный Даниил и Феофан Грек, Фиораванти Аристотель, Алевиз и Марко - архитекторы.

Летопись и сказание XIV–XV столетия

В Троицко-Сергеевском, Кирило-Белозерском и Соловецком монастырях были открыты библиотеки, а также книгописные мастерские. Книги в эту эпоху были редкостью и создавались в основном на заказ. В эту эпоху дорогой пергамент и брест заменила бумага, которую привозили с Франции и Италии.

Развитие живописи

Периодом расцвета русской иконописи и святости припадает на XIV–XV столетия. Наиболее значимым для русской культуры этой эпохи стал Рублев Андрей. Основные работы иконописца:

Развитие архитектуры на Руси

На протяжении двух столетий выделяется два направление в архитектуре – это московское и новгородско-псковское. Московские архитектурные школы не меняли привычных направлений и опирались на владимиро-суздальское зодчество, а так как Москва закрепляла, за собой значение столицы это имело общенациональный характер.

Яркими архитектурами строениями русской культуры XIV–XV веков:

- собор Успения Сторожевского монастыря;

- Троицкая церковь в Троице-Сергиевском монастыре;

- церкви Спаса и Федора Стратилата;

- собор Андроникова монастыря.

Первые каменные архитектуры начали делать при Иване Калитине, который построил соборный ансамбль Кремля. В этом направлении продолжил работать Дмитрий Донской. В Москве была построенная Красная площадь, неподалеку стоял Кремль, и часть посада Китай-города все здания окружены двумя каменными стенами. Защитными зданиями вокруг города служили монастыри-крепости, сделаны из кирпичей. В Новгороде в 1433 году построенная Грановитая палата, а бояре стали строить себе каменные палаты. Каменный кремль в Новгороде был построен в 1302 году. Еще одним известным архитектором был сын Дмитрия Донского - Юрий Звенигородский, который продолжил строить здания из кирпичей. Его известными архитектурными монументами, которые были расписаны фресками, считаются:

- собор Саввино-Старожевского в Звенигородского монастыре;

- Троицкий собор на Александровской слободе;

- Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.

Схема роста кремлевского кремля

В XIV-XVI вв. центром русской культуры стала Москва. Уже в конце XIV в. в Москве насчитывались тысячи домов. Среди них особенно выделялись обширные хоромы великого князя, дома бояр, дворян, высшего духовенства. Частью они располагались в Кремле, частью вокруг него и далее в подмосковных селах. Между княжескими и боярскими домами лежали пастбища, пашни, луга. Среди городских поселений кое-где еще были остатки когда-то густого подмосковного бора.

Дома посадских людей вокруг Кремля стояли тесно. ,До сих пор названия московских улиц и переулков напоминают нам о живших здесь когда-то ремесленниках: Бронная, Кузнецкая, Котельническая улицы, Хлебный, Скатертный переулки. Они напоминают нам о старинных оружейниках (мастерах по броне), кузнецах, котельных мастерах, хлебопеках и других умельцах.

Улицы и переулки узкие. Дома деревянные, бревенчатые. Начнется пожар в одном доме, не уберегутся и соседи. Побежит огонь от одного к другому - и выгорит полМосквы. Тысячи людей оставались без крова..

Но город быстро отстраивался вновь. Ведь это была столица растущего государства. К началу XV в. черта города охватывала обширную территорию - внутри нынешнего кольца бульваров. В XVI в. город располагался уже в границах современного Садового кольца, окружность которого превышает 15 км.

Население Москвы достигло 100 тысяч человек.

Схема роста Москвы

Особенно красив был Кремль. При Дмитрии Донском его обнесли стеной из белого камня. С тех пор и пошло сохранившееся в веках название- Москва белокаменная.

При Иване III Кремль был перестроен заново. На этот раз стены, окружавшие его, были из красного кирпича. Толщина их доходила до пяти метров, высота - до семнадцати. На каждой стороне Кремля семь башен (считая угловые), а всего - восемнадцать. Каждая из них представляла собой как бы самостоятельную крепость. С небольшими изменениями эти стены и башни сохранились до наших дней.

Внутри Кремля возвышались прекрасные храмы и дворцы. Кремль был не только сильнейшей крепостью того времени, он олицетворял единство и силу Российского государства.

В Москве жили замечательные народные умельцы, живописцы, зодчие. Их творения и сейчас поражают нас своей красотой.

2. Андрей Рублев.

Содержание картины религиозное, но здесь мы видим не бестелесные, удлиненные фигуры средневековых ангелов, а живых людей. Перед нами трое прекрасных юношей. Они ведут беседу: один что-то с радостью говорит, другие слушают и в знак согласия наклонили головы. На столе стоит чаша с питьем.

И краски у Рублева новые: яркие, радостные, сочные - синяя, красная, темно-вишневая.

Во всем здесь ощущается любовь к человеку, стремление правдиво передать его подлинные чувства. Это роднит Рублева с выдающимися западноевропейскими художниками эпохи Возрождения.

3. Русские зодчие.

Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле

Знамениты многие памятники архитектуры, созданные русскими мастерами XV - XVI вв. Вы уже знаете о воздвигнутых при Иване III Успенском соборе в Московском Кремле, Грановитой палате.

В XVI в. русские мастера по приказу Ивана Грозного построили замечательный храм Василия Блаженного, украшающий и ныне Красную площадь Москвы. (См. цветную иллюстрацию 3.) Он был воздвигнут в честь завоевания Казани.

Храм Василия Блаженного представляет собой соединение девяти высоких храмов-башен, увенчанных куполами; все они связаны между собой внутренними сводчатыми переходами и окружены обходной галереей. Ни один рисунок купола не повторяет другой: все они разные, затейливые, узорчатые. Купола сливаются в одно целое неповторимой,

радостной, живописной красоты. Храм вызывает общее восхищение.

Церковь Вознесения в Коломенском

В самом конце XVI в. надстроили до высоты 82 м колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Строгая, величавая, удивительно легкая на вид, она до сих пор поражает своей красотой. Она была и колокольней, и сторожевой башней. Дозорные следили с ее высоты, не приближаются ли враги к Москве.

В XVI в. в архитектурных сооружениях широко распространился шатровый стиль, который первоначально сложился в деревянном зодчестве на севере Руси в XIV-XV вв.

Памятником шатрового стиля является храм Вознесения в селе Коломенском (под Москвой). Здание храма возвышается на крутом берегу Москвы-реки и покоится на высоком основании с живописными лестницами и галереями. Храм увенчан устремленным к небу шатром. Шатром в архитектуре называют покрытие башен, храмов, напоминающее собой четырехгранную или восьмигранную пирамиду.

4. Пушечный мастер Андрей Чохов.

Дальнейшее развитие получило и мастерство русских литейщиков. Знаменит литейщик XVI в. Андрей Чохов, работавший на московском Пушечном дворе. Его пушки отливались каждая в особой форме по восковой модели и отличались высокими боевыми качествами.

Он отлил много боевых лушек для русских войск. Каждая пушка получала свое имя: Медведь, Волк, Лисица, Ахиллес. Особо знаменита его Царь-пушка, доныне стоящая в Московском Кремле. Вес ее - 40 т. Ее покрывает замысловатый орнамент. Среди украшений - изображение русского царя (отсюда ее название).

5. Начало книгопечатания.

Большим успехом русской культуры явилось начало книгопечатания.

царь пушка в кремле

Мы уже знаем, что раньше книги писались от руки. Переписка книг Требовала много времени. Книги стоили дорого, и было их мало.

В начале XVI в. белорусский ученый Георгий Скдрина напечатал в Праге несколько книг на белорусском языке.

Первая типография в Москве появилась в годы царствования Ивана Грозного.

Типография возбудила злобу высшего духовенства, враждебного новизне. Иван Федоров вынужден был уехать из Москвы.

Иван Грозный через некоторое время построил в Александровской слободе новую типографию.

Первопечатнику Ивану Федорову поставлен памятник в Москве недалеко от Кремля, близ места, где когда-то была его типография.

6. Народное творчество.

В своем творчестве - сказках, былинах, песнях, пословицах - народ отразил крупнейшие исторические события, протест против феодального гнета. В народном творчестве отразились и борьба против ига монголо-татарских ханов, и поход Ермака Тимофеевича в Сибирь, и героическая оборона Пскова, и опричнина.

первый листок Апостола

Повесть прославляла воинов, сложивших головы свои за родную землю.

В XVI в. одна из самых известных в народе песен рассказывала о взятии Казани. Здесь воспевались простые русские люди - пушкари, которые смогли взорвать крепкие стены Казани.

В песнях об Иване Грозном прославлялась его борьба с иноземными врагами, с боярами-изменниками и осуждалась жестокость, многочисленные казни и убийства.

В песнях говорилось о том, как гибло все живое на пути опричников Грозного.

До наших дней дошли исключительной красоты и тонкости ювелирные изделия русских умельцев, художественное шитье женщин-мастериц, красочные книжные миниатюры безвестных живописцев.

Народное творчество оказывало большое влияние на живопись, зодчество, литературу.

У стен деревянного города. С картины А. М. Васнецова - условия жизни населения окраины Москвы в XVI в.

У стен деревянного города. С картины А. М. Васнецова - условия жизни населения окраины Москвы в XVI в:

7. Быт народа и господствующего класса.

Народные массы, создававшие богатую культуру Российского государства, сами мало пользовались ее благами.

Одежду крестьяне изготовляли сами: для лета - из домотканого холста, для зимы - из овчины или сермяжного (грубого, некрашеного) сукна. На ногах носили лапти, плетенные из лыка, а зимой - валенки.

Посуда была чаще всего деревянной и глиняной.

Какое огромное впечатление должно было производить на каждого простого человека, жившего в столь бедных условиях, великолепие княжеских дворцов и храмов!

Бояре и дворяне строили себе дома с несколькими горницами и светлицами, с многочисленными служебными помещениями, а кто богаче - возводил каменные хоромы. И одежда у них была иная, часто из заморских сукон, бархата, шелка. Среди посуды - золотые и серебряные ковши, чарки, блюда.

Полным владыкой в доме был глава семьи - отец, муж. Ему должны были беспрекословно подчиняться жена и дети. Женщины в богатых семьях жили в полном затворничестве- сначала под властью родителей, потом - мужа. Детей воспитывали в большой строгости.

Читайте также: